4 ый крестовый поход участники. Гл

  • 24.09.2019

Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 гг. имеет особенное значение в истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря уже о том, что в четвертом крестовом походе на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он отличается хорошо обдуманным и искусно проведенным планом.
Направленный против Византийской империи и завершившийся завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения, которое воспитали в западных европейцах первые крестовые походы . 4
К концу XII в. уже ни у кого из политических деятелей не оставалось сомнения, что крестовые походы в Святую землю есть праздное дело, не могущее закрепить за Иерусалима. После громадных жертв, принесенных в удовлетворение религиозного чувства, после трех больших крестовых походов , в которых принимали участие императоры германские, французский и английский короли, Иерусалим все же оставался в руках неверных.

Сирия, Палестина и горные ущелья Малой Азии поглотили уже до миллиона крестоносцев . Мусульмане издевались над христианами , и последним уже приходила мысль, что Бог не благословляет дело европейского христианства .

Но большинство военных и политических деятелей того времени были того мнения, что неудача крестовых походов лежит в систематическом противодействии европейцам со стороны византийского императора: он, говорили, подстрекает мусульман и устраивает засады крестоносцам , он заключает союзы с неверными и всеми мерами вредит успеху и развитию христианских княжеств на Святой земле . 4
Основную роль в подготовке нового крестового похода сыграл папа Иннокентий III.
христианства на Ближнем Востоке. Он захотел снова примирить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.
Успехи, которые принес первый крестовый поход ровно сто лет назад, потеря Иерусалима и неудача третьего крестового похода не давали ему покоя.
Иннокентий начал ряд мер, чтобы расшевелить католический мир идеей нового крестового похода , который следовало направить не в Палестину, а в Египет, ибо оттуда мусульманство черпало силы для борьбы с христианами . 4

В августе 1198 г. он провозгласил новый крестовый поход на Восток и разослал повсюду своих прелатов проповедовать его. Они обращались к каждому с призывом идти в Святую землю во имя Христово .
Затем Иннокентий написал письма королю Франции Филиппу Августу и английскому королю Ричарду Львиное Сердце, которые вели друг с другом войну с момента возвращения Ричарда из плена в 1194 г. Папа призывал королей, под угрозой наложения интердикта на их владения, заключить мир или хотя бы перемирие на пять лет не только из-за того, что развязанная ими война несла невыносимые бедствия простым жителям их королевств, но также ввиду того, что военные действия помешали бы вербовке отрядов для крестового похода , планируемого папой.
Кроме того папа увеличил размеры налога на крестовый поход , который обязаны были платить все священнослужители и даже монастыри, которые до сих пор освобождались от таких поборов.
Иннокентий сам подал пример воодушевления крестоносной идеей: он снарядил на собственный счет корабль, снабдил его экипажем и припасами, пожертвовал десятую часть доходов римского престола на крестовый поход и потребовал отчисления на тот же предмет 1/40 части всех доходов католической церкви. 4
Однако призыв папы не нашел столь восторженного отклика, как это бывало раньше...
В конце 1199 г. идея нового крестового похода нашла первых поборников во Франции. Это были Тибо, граф Шампани, Людовик Блуа и Бодуэн, граф Фландрии и Геннегау.
Первые два графа, как родственники королевского дома, своим согласием участвовать в походе в значительной степени обеспечивали успех дальнейшего движения, и, действительно, к ним скоро присоединились их вассалы и подвассалы.
Что касается фландрского графа, его участие объясняется еще фамильными преданиями, ибо фландрские графы со времени Первого крестового похода были самыми живыми выразителями крестоносной идеи. 4
В мае 1201 г. умирает главнокомандующий крестовым походом , граф Тибо, а его место занимает итальянский князь, Бонифаций, маркграф Монферратский, которому и принадлежит с тех пор руководящая роль в походе. Как только в августе он согласился принять крест и предводительство, некоторые немецкие духовные и светские князья, до сих пор безучастные к движению, начали готовиться в поход.
Так как прежде всего необходимо было обеспечить себе средства переправы в мусульманские земли, то князья пришли к решению законтрактовать в Венеции, как первой морской державе того времени, достаточное число судов для перевозки крестоносцев в Александрию.
За предоставление кораблей, судовых команд и обеспечение крестоносцев продовольствием венецианцы затребовали 85 000 марок серебром. Платеж суммы в 85 тысяч марок разделили на три срока, последний срок истекал в июне 1202 г.
Когда, однако, в 1202 г. в условленное время войско прибыло в Венецию, численность его составляла всего 11 000 человек, а денежные средства не насчитывали и половины требуемой суммы. 2
Чтобы избежать столкновений между крестоносцами и венецианцами, прибывшее войско было размещено на острове Лидо недалеко от Венеции. Венецианцы, выполняя свои обязательства в соответствии с договором, доставляли на него продовольствие для крестоносцев .
Когда же крестоносцам было предложено исполнить часть договора по окончательной оплате оговоренной суммы, они оказались не в состоянии реализовать требуемую сумму и готовы были внести только половину. Венецианское правительство со своей стороны приостановило подвоз припасов на Лидо и отказало в предоставлении судов для перевоза в Египет.

Можно понять, в какое уныние пришли крестоносцы , находясь без продовольствия под жарким солнцем летних месяцев. В лагере начался голод, появились болезни, дисциплина была расстроена, многие бежали, другие предались грабежу и разбоям...
Каким же способом венецианцы собирались возместить недостачу денег?
Обнаружив казну пустой, глава Венецианской республики, 90-летний дож Дандоло, предложил крестоносцам отвоевать для его республики город Зара (ныне Задар, Хорватия), захваченный венграми в 1186 г., а уж потом Венеция проявит великодушие.
Ситуация была до крайности неприлична. Задар был христианским городом, признававшим ранее власть республики св. Марка, но в 1183 г. перешедшим под власть короля Венгрии.
Мало того, венгерский король Имре незадолго до того сам принял крест, и поэтому его собственность - включая и город - находилась под защитой Святого Престола...
План захвата Задара обсуждался между лидерами похода и венецианцами, простые же крестоносцы ничего не знали о нем, от них он держался в строгой тайне, и хотя многие предостерегали от этого шага, крестоносцы согласились на предложение дожа...
Зара была хорошо защищена венгерским гарнизоном и оказала воинам креста значительное сопротивление, но 24 ноября 1202 г. была взята приступом и подверглась страшному опустошению, причем с жителями христианского города крестоносцы обращались как с неверными: брали в плен, продавали в рабство, убивали; церкви были разрушены и сокровища расхищены.
В ответ папа отлучил от церкви все войско крестоносцев - за пролитие «братской крови». Но на большинство крестоносцев это не произвело особого впечатления. Всю зиму они провели в городе, вновь принадлежащем Венеции. 2
Весной 1204 г. воинство креста взяло курс на византийскую столицу Константинополь. Венецианцы поддержали их в этом предприятии, так как желали упрочить за счет Византии свое положение торговой державы в восточном Средиземноморье.
В марте 1204 г. имел место договор между главнокомандующим силами крестоносцев князем Бонифацием и дожем Венеции Дандоло, имеющий предметом план раздела империи. Этим договором было решено:
взять Константинополь военной силой и установить в нем новое правительство из латинян;
город предать разграблению и всю добычу, сложив в одном месте, разделить полюбовно. Три доли из добычи должны идти на погашение долга Венеции и удовлетворение обязательств царевича Алексея, четвертая доля – на удовлетворение частных претензий Бонифация и французских князей;
по завоевании города, 12 избирателей, по 6 от Венеции и Франции, приступят к выбору императора;
тот, кто будет избран в императоры, получает четвертую часть всей империи, остальные делятся поровну между венецианцами и французами;
та сторона, из которой не будет избран император, получает в свою власть церковь св. Софии и право на избрание патриарха из духовенства своей земли;
договаривающиеся обязуются год прожить в Константинополе, чтобы утвердить новый порядок;
из венецианцев и французов избрана будет комиссия из 12 лиц, на обязанности которых будет лежать распределение ленов и почетных должностей между всеми участниками в походе;
все вожди, желающие получить лены, дадут императору вассальную присягу, от которой освобождается один лишь дож Венеции.
За подписанием этого договора последовал подробный план распределения частей империи. Можно заметить, что этот план составляли хорошо знающие империю люди: на долю Венеции выпал самый лакомый кусок: приморские области, важные в торговом, промышленном и военном отношении. Так написана была история ближайших судеб империи. 4
И хотя в этот раз также не было недостатка в предостерегающих голосах, крестоносцев это не остановило. Став на якорь перед Константинополем, они потребовали от города выплаты отступных - «за защиту».
Когда выяснилось, что желающих платить не нашлось, на военном совете у латинян решено было штурмовать Константинополь со стороны Золотого Рога у Влахернского дворца.
На рассвете флот крестоносцев выстроился вдоль гавани фронтом длиной в пол-лиги; большие грузовые суда вклинивались в разных местах между галерами и судами для перевозки лошадей. Эти корабли были подведены как можно ближе к стенам и с них были переброшены перекидные мосты на башни, в то время как часть отрядов высадилась и пыталась взобраться на стены по лестницам с земли.
Выгода византийского положения заключалась в высоких стенах и рвах. Долго крестоносцы пытались засыпать рвы и подойти к стенам с лестницами, но защитники города сверху осыпали их градом стрел и камней.
К вечеру 9 апреля была взята башня, и крестоносцы ворвались в город, но не посмели воспользоваться занятым положением и на ночь оставили позицию. В городе произошел третий, начиная со времени осады, пожар, истребивший две трети города.
12 апреля 1204 г. начался заключительный штурм Константинополя. Подгоняемый сзади сильным ветром, флот пересёк залив и приблизился к той же части стены. С больших кораблей удалось набросить мосты на верхушки нескольких башен. Отряды нападающих прорвались и отбросили защитников. Проживающие в городе венецианцы поддержали крестоносцев .
Остальные воины креста высадились и, взобравшись на станы по лестницам, открыли ворота изнутри. Из транспортных судов вывели коней, рыцари уселись на них и помчались через ворота. Греки отступили дальше в город, а нападающие укрепились в полосе вдоль захваченной ими стены.
Ночью германцы, опасаясь нападения, подожгли дома перед собой, и новый большой пожар охватил город, усиливая весь ужас происходящего.
Император Алексей Дука, отчаявшись в благоприятном исходе, бежал; в городе началась паника, народ разбежался по отдаленным кварталам и организовал отчаянную защиту в тесных улицах, устраивая заграждения латинянам.
Утром 13 апреля Бонифаций Монферратский вступил в город, греки просили у него пощады, но он обещал войску трехдневный грабеж и не отменил своего слова...
За этим последовали три дня грабежей и убийств. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению.
Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа.


В особенности нужно отметить варварское отношение воинов креста к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы, крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, жгли рукописи.
Многие частные лица составили себе богатства в это время, и потомство их в течение целых столетий гордилось похищенными в Константинополе древностями. Епископы и аббаты монастырей впоследствии подробно описали в назидание потомству, какие святыни и как приобрели они в Константинополе. Хотя они описывали историю хищений, но называли это святым хищением...
Некто Мартин, аббат монастыря в Париже, вошел в эти дни в греческий храм, куда греки снесли из окрестных домов свои сокровища и святыни в надежде, что носители креста пощадят церкви Божии. Аббат, предоставив солдатам расправляться с толпой, искавшей защиты в церкви, сам стал обыскивать на хорах и в ризнице, не попадется ли чего поценней. Тут он наткнулся на старого священника и потребовал от него под угрозой смерти показать, где скрыты мощи святых и сокровища.
Священник, видя, что имеет дело с духовным лицом, указал ему на окованный железом сундук, в который аббат запустил руки и выбрал то, что ему казалось более важным. Так аббату удалось похитить ковчежец с кровью Спасителя, кусочек дерева крестного, кость Иоанна Крестителя, часть руки св. Иакова. Такими святынями украшались западные церкви и монастыри. 4
«Заутра же солнцу восходящу внидоша во св. Софию и одраша двери и рассекоша эмболь окованный серебром и столпы серебряные 12, и 4 иконостаса и тябло иссекоша и 12 престолов, и преграды алтарныя, а то все было из серебра, и со св. трапезы отодраша дорогие камни и жемчуг. Захватили 40 кубков и паникадила и светильники серебряные, им же несть числа. С бесценными сосудами похитили евангелие и кресты и иконы, последния снимали с мест и отдирали с них ризы. А под трапезой нашли 40 кадей чистого золота, а на хорах и в ризнице и не сочтешь сколько взяли драгоценностей. Так обобрали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую, идеже св. Дух схождаше по вся пятнице, и ту одраша, а о других церквах и сказать нельзя, яко без числа. Черниц и чернецов и попов облупиша, а некоторых избиша». 4
Свирепостью и неумолимостью отличался более всех Бонифаций и сопутствовавший ему отряд немецких крестоносцев ; один из немецких графов по фамилии Катценелленбоген запятнал себя поджогами.
Бесценные произведения искусства были уничтожены или похищены безвозвратно. Бронзовая четверка лошадей - знаменитая квадрига VI века - была отправлена в Венецию, где она и по сей день венчает главный портал собора св. Марка. Более половины награбленного ушло в Венецию! 2
Когда насыщена была жадность победителей, приступили к исполнению статьи договора о разделе добычи.
Вот что пишет Успенский Ф.:« Нельзя, конечно, думать, что все крестоносцы честно выполняли обязательство и показали все награбленное. Тем не менее, судя по той части, которая была показана, добыча французов составляля 400 тысяч марок. По удовлетворении обязательств царевича Алексея и по выплате перевозной платы Венеции, остаток был разделен между крестоносцами : досталось каждому пехотинцу по 5 марок, кавалеристу – по 10, рыцарю по 20 (в дележе участвовало всего 15 тысяч человек).
Если принять во внимание еще долю Венеции, да долю главных вождей, то общая сумма добычи будет простираться до 20 миллионов рублей (в рублях до 1917 г. - прим. автора сайта ).
Лучше всего о громадных богатствах, найденных в Константинополе, может свидетельствовать предложение венецианских банкиров взять на откуп всю добычу и выплатить по 100 марок каждому пехотинцу, по 200 кавалеристу и по 400 рыцарю . Но это предложение не было принято, ибо было сочтено невыгодным.
Что касается памятников искусства, в которых крестоносцы не понимали толку, то в этом отношении никакие цифры не могут изобразить сумму вреда и порчи. Латиняне придавали некоторое значение только металлу, который переливали в слитки, а мрамор, дерево, кость шли нипочем...» 4
Папа Иннокентий III, как только узнал о падении Константинополя, поздравил крестоносцев и порадовался, что Византийская столица наконец-то вернулась в лоно родной церкви. Но как только папа узнал обо всех бесчинствах, творившихся во время падения Константинополя, он был сильно разгневан: именно это поведение крестоносцев в священном городе, в столице городов, ярче всего показало суть этого крестового похода и его цели...
Папа направляет письма Бонифацию Монферратскому и легату Пьетро Капуано (который к тому моменту из Сирии приехал в Константинополь), прямо осуждая произошедшее и выражая, таким образом, свое отношение, как главы Церкви, к эксцессам 1204 г.
В письме к Пьетро Капуано он пишет:
«Услышав же недавно и поняв из ваших писем, что всех крестоносцев , которые задержались для защиты Константинополя от прошлого марта до нынешнего времени, ты освободил от паломнического обета и от несения креста, мы не могли не выступить против тебя, поскольку ты и не должен был и не мог никак на это покуситься, кто бы тебе ни советовал другого и каким бы образом ни совращал твой разум. Ибо <...> они по преимуществу и прежде всего для того приняли знак Креста <...>. чтобы направиться на помощь Святой Земле и <...>, сбившись потом с пути, вплоть до сего дня гоняются за совершенно преходящими выгодами <.. .>.
Каким же образом Церковь греков, сколь бы она ни была поражена повреждениями <...>, обратится к церковному единству и благоговению перед Апостольским Престолом, если в латинянах [она] видит только лишь пример бесчинств и темные дела, и уже по справедливости может питать к ним большее отвращение, чем к псам?
Ведь те, кто не свои ей, но кого она считала ищущими Иисуса Христа, мечи, которые должны были использовать против язычников, обагрили кровью христиан и не щадили ни веры, ни возраста, ни пола; совершили кровосмешения, прелюбодеяния и разврат на глазах у людей, и не только замужних дам, но даже дев, посвященных Богу, выставили для грязной похоти.
И не достаточно им, что они взяли императорские богатства и взяли трофеи крупные и мелкие, но даже, что серьезнее, к сокровищницам церквей и к их содержимому протянули они свои руки, похищая даже серебряные доски из алтарей и разламывая на куски, оскверняли храмы, уносили кресты и реликвии».
После этого захватчики стали делить между собой всю Византийскую империю. Император бежал. На выборах нового императора Византии была предложена кандидатура графа Бодуэна Фландрского, который как более отдаленный владетельный князь представлялся менее опасным Венеции.
При голосовании Бодуэн получил 9 голосов (6 от Венеции и 3 от духовенства прирейнского), Бонифаций только 3. Провозглашение Бодуэна последовало 9 мая.
Новоизбранный латинский император Балдуин Фландрский получил четверть империи. Остальные три четверти были поделены между Венецией и государствами крестоносцев . В Греции таким образом возникли франкские княжества, вошедшие в новообразованную Латинскую империю.
Осенью 1204 г. латинское правительство предпринимает задачу подчинения империи, то есть походы в провинции с целью их завоевания. Нужно было удовлетворить ожидания всей массы крестоносцев по отношению к ленным владениям. Желающих получить лены было много, а раздавать пока было неоткуда. Между тем воины Христовы давно уже томились надеждой устроиться в областях империи как у себя дома, получить населенные земли во владение и отдохнуть от понесенных трудов.
Правительство щедро раздавало титулы и звания, рыцари тщательно изучали карту империи и выбирали себе места по вкусу. Появились герцоги никейские, филиппопольские, лакедемонские, графы менее значительных городов, герцогства и графства проигрывались и выигрывались в кости. 4
Венеция как морская республика утвердилась в первую очередь на Далматинских и Ионических островах, закрепив тем самым свое главенствующее положение в восточном Средиземноморье.
Византийская знать основала по ту сторону Босфора Никейскую и Трапезундскую империи.
Христа(или то, что считалось этим венцом) был отдан в залог венецианцам, а те, в свою очередь, передали его французскому королю Людовику IX Святому. Для этого венца Людовик повелел соорудить в Париже великолепную готическую церковь Сент-Шапель.
Четвертый крестовый поход не достиг цели из-за устремлений венецианцев, контролировавших к тому времени средиземноморскую торговлю и жаждавших еще большей власти.
Больше всех в этом походе выиграли романские народы. Историческая роль Франции на Востоке начинается именно с 1204 г. Нет ничего удивительного, что в западноевропейской литературе событиям Четвертого крестового похода отводится много места и что по специальной обработке в общем и в частностях он занимает исключительное положение. 4
На византийских землях была создана и полвека просуществовала т. н. Латинская империя. И хотя в конце концов франки были изгнаны с большей части территории Византии, империя уже никогда не смогла восстановить былое могущество.
Парадокс, но впервые эта твердыня христианства на Востоке была завоевана не кем-нибудь, а единоверцами-христианами 1 .
Падение Константинополя (Царьграда) в 1204 г. и основание латинских княжеств в областях Византийской империи имело непосредственное отношение к Руси, так как служило осуществлением заветных планов римского папы по отношению к православному Востоку. Сохранилось письмо папы Иннокентия III к русскому духовенству, написанное по завоевании Константинополя, в котором ставилось на вид, что подчинение Риму Византийской империи должно сопровождаться обращением в католичество и всей Руси... 4
Папа Иоанн Павел II в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию 4 мая 2001 г. высказал свое мнение о событиях 1204 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <...>
За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прошение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня.
Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю , обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью.
Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце?
Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа»...

Источники информации:
1. «» (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазольд М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Парфентьев П., Безруков П. «Четвертый крестовый поход : миф и реальность»

Четвертый крестовый поход (1202–1204) был последним из крупных походов. Первоначальная цель — освобождение территории Палестины и Храма Гроба Господня от турок-сельджуков, но в последствии эти походы стали приобретать характер решения политических задач римских пап и других правителей, а также распространение католичества по всей Прибалтике и частично на землях Руси.

Этот поход стал переломным в череде походов ввиду того, что он вскрыл истинную цель Запада. Это стало понятным после взятия Константинополя и создания Латинской империи. Жертвами убийств, грабежей и разбоев рыцарей стали христиане венгерского города Задара и Византийской империи.

Предыстория. Причины

1198 год, январь — на папский престол взошел Папа Иннокентий III (понтификат 1198–1216 гг.) Для христианского Востока это были нелегкие времена. 1187 год — Иерусалим был захвачен Саладином, христиане Святой Земли находились в бедственном положении. Папа Иннокентий всерьез обеспокоен положением католической диаспоры на Востоке. В сложившейся ситуации, он принял на себя миссию призвать Европу к новому Крестовому походу. Он захотел вновь примерить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а в месте с этим и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.

Было очевидным, что судьба Святой земли зависит от Египта, потому как завоевание или же лишь ослабление богатого, удобно расположенного и политически значимого Египта могло бы стабилизировать ситуацию на латинском Востоке.

Начало Четвертого крестового похода

Походы западноевропейских рыцарей в Палестину с целью освобождения Гроба Господня в Иерусалиме…

К египетскому походу и призвал папа Иннокентий III. Но у крестоносцев не было флота, необходимого для пересечения моря. Корабли – на условиях выплаты 85 тыс. марок серебром – были предоставлены Венецией. 1202 год, лето — собравшиеся в Венеции руководители «пилигримов» обнаружили, что, даже если продать личные драгоценности, они все равно будут не в состоянии внести необходимых средств. Венецианский дож (венецианский правитель) Энрико Дандоло 94-х летний слепой старик, предложил крестоносцам «отработать» недостающую сумму. Его целью был торговый соперник – город Задар в Далмации, который принадлежал венгерскому королю.

1202 год, ноябрь — без тени сомнения, «освободителями» был взят штурмом и разграблен христианский город. Папой Венеция и крестоносцы были отлучены от церкви, но вместе с тем он дал распоряжение легату снять отлучение в случае продолжения похода.

Тем временем к предводителям рыцарей прибыли послы германского императора и византийского царевича Алексея. В ходе государственного переворота его отец Исаак II Ангел лишился престола и был ослеплен собственным братом. Просьба о помощи была встречена сочувствием венецианцев, конкурировавших с Византией в левантийской торговле и молчаливым согласием папы римского, который формально запретил крестоносцам наносить вред христианским землям, но втайне рассчитывал распространить влияние «апостольского престола» и на восточные церкви.

Взятие Константинополя

1203 год, лето — в результате, вместо Египта предводитель похода Бонифаций Монферратский направил войско к Константинополю, в скором времени после этого Византия капитулировала. Исаака II восстановили на престоле, а Алексей IV стал его соправителем. Несмотря на то что были предприняты чрезвычайные меры, им не удалось собрать обещанной рыцарям награды в 200 тыс. марок. Поборы вызвали недовольство народа и привели к свержению только восстановленных на троне правителей. Алексей V который получил престол, объявил о намерениях порвать с «латинянами». Последние долго не думая взяли Константинополь штурмом в 1204 году.

Размары добычи превзошли все ожидания. Город был нещадно разграблен. Уничтожали памятники искусства, библиотеки. То, что не было разрушено крестоносцами, сгорело в пожарах. Разорению подвергались не только дворцы и дома, но и христианские храмы. Не смогла избежать общей трагической участи и христианская святыня – храм Святой Софии.

После взятия Константинополя последовал захват византийских земель и раздел их между предводителями похода. На территории Византии появилось новое государство крестоносцев, так называемая Латинская империя (1204–1261 гг.) «Так называемая», потому как сами рыцари называли новое государство Римской империей, а «Латинской» его окрестили историки гораздо поздней. Во главе Латинской империи стал один из вождей крестоносцев, граф Фландрии Балдуин. Венеции отошли остров Крит, Ионические и Кикладские острова, часть Пелопоннеса, город Адрианополь и, главное, часть Константинополя, с прибрежными районами.

Результаты Четвертого крестового похода

Четвертый поход, полный провал идеи “папского крестового похода”, приведший к разграблению Константинополя рыцарями, вместе с тем обозначил глубокий кризис крестоносного движения, жертвой которого стала крупнейшая православная держава. Результатом этого похода стал полный раскол западного и византийского христианства. Четвертый крестовый поход нередко называют«проклятым», потому как крестоносцы, поклявшиеся возвратить Святую Землю в лоно христианства, превратились в обычных наемников, которых интересовала лишь легкая нажива.

На Востоке была основана новая латинская империя – Романия. В это время в значительной степени усилились позиции Венеции.

Разделившаяся некогда мощная Византийская империя уже никогда больше не станет такой блистательной как до четвертого похода.

Эпоха рыцарских походов на Ближний Восток оставила значительный след в истории Западной Европы. В данной статье нами будут освещены предпосылки, главные события, а также некоторые участники Четвертого крестового похода.

Почему именно эта кампания была выбрана для статьи? Ответ простой. Она способствовала важным изменениям в политической карте мира, а также полностью перенаправила внешнеполитический вектор европейских государств.

Более подробно об этих событиях вы узнаете из статьи.

Ситуация в Европе

В результате первых трех крестовых походов значительно сократилось население Западной Европы. Многие из тех, кто вернулся с Ближнего Востока, быстро спускали награбленное золото в трактирах. То есть за сто лет скапливается большое количество обнищавших, обозленных и голодных солдат.

К тому же начинают появляться слухи, что во всех неудачах и поражениях крестоносцев виноваты византийцы. Говорили, что они играют на два фронта, помогая и рыцарям, и мусульманам. Подобные слова способствовали росту ненависти в нижних слоях общества.

С другой стороны, ослабленный поражениями предыдущих кампаний Святой Престол начал терять авторитет среди европейских монархов. Поэтому участники Четвертого крестового похода необходимы были Иннокентию III для возвышения Рима.

В итоге ленные владения на территории бывшей Византии стали единственной наградой, которую получили участники Четвертого крестового похода. Таблица государств периода франкократии задается на уроках истории. Прочитав статью до конца, вы с легкостью сможете ее составить.

Причины Четвертого крестового похода

Как показала история, 4 крестовых похода изменили направление внешней политики Западной Европы. Если ранее единственной целью было завоевание «гроба Господня», то теперь все меняется кардинально.

Фактические цели 4 крестового похода совершенно не совпадали с официальной версией. Но об этом мы поговорим позже. Сейчас же давайте разберем причины этой военной кампании.

В основном Четвертый крестовый поход отразил чаяния светской власти и навязанную жажду мести простых солдат. Когда начали взвешивать причины поражения первых трех кампаний, особенно Второго похода, пришли к неожиданным выводам. Оказывается, главной проблемой была не ссора между военачальниками крестоносцев и отсутствие единого общего плана действий, а предательство византийского императора.

О причине такого вывода мы поговорим немного далее. Теперь же важно отметить стремления Папы, которые повлияли на официальную цель военной кампании.

Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 годов должен был ввернуть Святой престол на лидирующие позиции в Европе. После того как Второй и Третий походы потерпели поражение, авторитет Рима резко упал. Значительно возрос же он у германских правителей, которые вместо очередного «завоевания гроба Господня», устроили насильственное крещение венедов.

Кроме этого, росло возмущение простых крестоносцев. Многие из них были ветеранами или детьми участников первых походов, но не получили должного вознаграждения. А от рыцарей духовных орденов с Ближнего Востока поступали сведения о распущенности и богатой жизни осевших там солдат.

Таким образом, Четвертый крестовый поход стал единогласным решением воинственной части европейцев. Правда, мотивы у каждого были свои. О них мы поговорим далее.

Официальная и реальная цели

Как уже говорилось выше, цели 4 крестового похода отличались у разных слоев населения. Давайте разберемся, в чем же было отличие.

Начал снова созывать «воинство христово» для защиты веры. Но теперь целью провозглашался Египет, а не Иерусалим. Святой престол посчитал, что если падут Фатимиды, легче будет завоевать Палестину.

С одной стороны стремился получить максимальную власть в средиземноморском регионе, ослабив арабских правителей. С другой, победа в крестовом походе под личным командованием Папы Римского должна была восстановить авторитет представителя Святого Престола в Западной Европе.

Первым на призыв Иннокентия III откликнулся французский граф Тибо, который не получал значительного финансового удовлетворения амбиций в войне с Англией. Далее подтянулись его вассалы. Но вскоре он умирает, и место главнокомандующего занимает Монферратский маркграф, Бонифаций.

Он играл важнейшую роль в кампании, но о его личности мы поговорим в конце статьи. Четвертый крестовой поход для светских правителей стал возможностью улучшить финансовое положение, получить новые земли. Ситуацией умело воспользовалась Венеция. Фактически, многотысячная армия крестоносцев выполняла задания ее дожа.

Он решил расширить влияние государства, а также сделать его главной морской державой на Средиземном море. Это и стало реальной целью Четвертого крестового похода, но последствия оказались просто ошеломительными. Об этом мы поговорим в конце статьи.

Поход против империи поддержали простые солдаты потому, что командование сыграло на настроении народа. Более полувека все твердили о предательстве византийского императора и жаждали отомстить за полмиллиона погибших крестоносцев. Теперь же это оказалось возможным.

Подготовка

В конце двенадцатого века Рим и светские правители Европы начали самостоятельно готовиться к новому крестовому походу. Святой Престол собирал подношения от монархов и дворян, которые не хотели идти на восток. На эти призывы собралась громадная армия бедняков. Они считали, что если господа платят, значит, у них есть шанс заработать.

Дворяне же подошли более прагматично к этому вопросу. Был подписан договор с Венецианской республикой об аренде флотилии для переправки войск в Александрию. Так планировалось начать завоевание Египта.

Дож Венеции запросил 85 тысяч серебряных марок. Срок на сбор суммы давался до 1202 года. Когда к этому времени значительная часть армии крестоносцев подошла к городу, деньги еще не были собраны. Солдат поместили на острове Лидо, в стороне от Венеции, чтобы предупредить болезни и беспорядки. Им доставлялся провиант и предоставлялись необходимые услуги.

Однако когда дож узнал, что командование армии не в состоянии собрать необходимые средства, он прекратил обслуживание. Участники Четвертого крестового похода начали постепенно разбегаться. Кампании грозил провал, поэтому Бонифацию Монферратскому пришлось договариваться с венецианцами о бартере.

С этого момента Четвертый крестовый поход полностью изменяет свое направление. Армия крестоносцев фактически оказывается наемниками Венеции. Первым заданием стал захват хорватского города Зары. Это была христианская крепость под протекцией короля Венгрии, который не так давно тоже принял веру Христа.

Эта атака шла вразрез со всеми устоями общества относительно защиты единоверцев. Фактически армия крестоносцев совершила преступление против католической веры и Святого Престола. Но жаждущих мести солдат уже никто не мог остановить, тем более что следующей целью планировался Константинополь.

Взятие Зары

После того как цели Четвертого крестового похода были изменены, они приобрели исключительно светское направление. Ни о какой «защите веры» не могло идти и речи, так как первым взятым городом стала Зара, христианский оплот на территории современной Хорватии.

Эта крепость была единственным равносильным соперником Венеции на Средиземном море. Поэтому мотивы такого поведения дожа очевидны.

Когда командование крестоносцев узнало от Бонифация об условии отсрочки платежа за переправу в Александрию, многие отказались участвовать. Некоторые даже отделились и самостоятельно пошли в Святую землю или вернулись домой.

Однако основной массе терять было нечего, так как большинство солдат происходило из беднейших слоев общества. Любой грабеж был их единственным способом заработка. Поэтому крестоносцы выполнили просьбу дожа.

В ноябре 1202 года воины креста подошла к стенам Зары. Эта крепость охранялась венгерским и далматинским гарнизонами. Они смогли продержаться целых две недели против многотысячной армии, в которой было много профессиональных солдат и закаленных боями ветеранов.

Когда город пал, он подвергся грабежу и бесчинствам. Улицы были завалены трупами жителей. За подобное зверство Папа Римский отлучил всех крестоносцев от церкви. Но эти слова утонули в звоне награбленного золота. Армия была довольна.

Поскольку пришла зима, переправу в Александрию отложили до весны. На полгода солдаты были расквартированы в Заре.

Четвертый говоря, начался с проклятия армии Папой Римским и вылился в планомерные военные действия одних христиан с другими.

Падение Византии

После взятия Зары цели Четвертого крестового похода переместились с юга на восток. Теперь подогреваемая армейскими священниками ненависть к «византийским предателям» смогла реализоваться. По настоянию венецианского дожа флотилия отправляется не в Александрию, которая стала уже не интересной крестоносцам, а в Константинополь.

По официальным документам, армия завернула в столицу Византии, чтобы помочь императору Алексею Ангелу. Его отец, Исаак, был свергнут узурпатором и заточен в темницу. На самом же деле в этом событии сплелись интересы всех европейских правителей.

4 крестовых похода всегда ставили целью расширение влияния католической церкви на востоке. Если с Палестиной не получилось, то вторым шансом для Рима стало присоединение греческой православной церкви. На словах всё отрицая, Иннокентий III всячески содействовал походу на Константинополь.

Французские и немецкие дворяне, а также также имели виды на богатства Византийской империи. Простые солдаты, которых подогревали призывами отомстить предателям, стали инструментом для власть имущих.

Когда армия подошла к городу, там происходила борьба за власть. Алексей, обещавший награду крестоносцам за свою коронацию, испугался и попытался сбежать. Вместо него народ освободил и заново провозгласил императором Исаака. Но рыцари не желали терять предложенные деньги, отыскали и короновали Алексея. Так в Константинополе оказалось два императора одновременно.

Из-за тяжелого положения и высоких поборов начался мятеж. Для его подавления крестоносцы вошли в город. Но миротворческой эту операцию сложно назвать. Константинополь был разграблен и сожжен.

Последствия падения Константинополя

Интересно то, что участники 4 крестового похода распланировали и разделили еще в Заре. Фактически призыв Алексея Ангела стал подарком судьбы для отвода глаз общественности и правителей других стран.

Захваченное государство планировалось разделить на четыре части. Одну получал провозглашенный император из числа крестоносцев. Три оставшихся делились между Венецией и французскими рыцарями. Примечательно, что участвовавшие в разделе стороны подписали следующее соглашение. Представитель одной стороны получает трон императора, а другой - тиару патриарха. Решение запрещало концентрацию светской и духовной власти в одних руках.

Венеция при разделе империи проявила хитрость и с успехом воспользовалась зависимым положением крестоносцев. Это морское государство закрепило за собой самые богатые и перспективные прибрежные провинции.

Таким образом, именно был закончен 4 крестовый поход. Итоги этой военной кампании будут озвучены далее.

Итоги крестового похода

Разговор о последствиях этой военной кампании следует начать с изменений, которые произошли на политической карте средневековой Европы. Была повержена и на полвека прекратила существование одна из сильнейших христианских империй.

Участники Четвертого крестового похода разделили земли Византии на несколько государств.

События положили начало так называемому «периоду франкократии», о котором мы поговорим далее.

Пока важно отметить одну особенность. Цели подверглись кардинальному изменению в ходе Четвертого крестового похода. Результат показывает глубокий кризис подобных европейских военных кампаний. Теперь ни о какой защите веры, помощи христианам на востоке не могло идти и речи. Так как крестоносцы за два года умудрились уничтожить христианскую империю.

Главным результатом этой военной кампании под руководством венецианских торговцев стал раскол христианства на западное и восточное. Причем с непримиримым отношением друг к другу.

Все последующие события тринадцатого и четырнадцатого веков указывают исключительно на попытки Святого Престола использовать традиционные походы на восток с целью укрепления собственной власти.

Франкократия

Как мы уже говорили ранее, от церкви были отлучены все участники Четвертого крестового похода. Ответ давать за преступления никто не хотел, поэтому на территории Византийской империи образовываются исключительно светские государства.

Святой Престол довольствовался падением и временной недееспособностью греческой православной церкви.

Какие же государства были созданы в Византии?

Территория бывшего христианского государства разделилась на Эпирский деспотат и три империи - Латинскую, Никейскую и Трапезундскую. Эти владения оказались более жизнеспособными и защищенными, чем государства крестоносцев на Ближнем Востоке. Причин тому было несколько.

Во-первых, они были небольшими территориально, поэтому могли выжить в соседстве с «неверными» государствами. Княжества же крестоносцев в Леванте просто были задавлены сельджукской волной.

Система управления империй строилась по принципам западноевропейских княжеств. Мелкие феодалы на местах могли обеспечить большую защиту землям, чем большая регулярная армия, некогда располагавшаяся в Константинополе.

Давайте подробнее поговорим о новообразованных государствах.

Никейская империя просуществовала пятьдесят семь лет. Ее правители считали себя прямыми наследниками Византии. Основал это государство Федор Ласкарис, высокопоставленный грек, бежавший из Константинополя. Он смог сформировать страну на осколках империи, а также защитить ее в союзе с болгарами от сельджуков и латинян.

Трапезундская империя стала самым долгим образованием на этой территории. Она просуществовала около двухсот пятидесяти лет. Основала и правила ей династия Комнинов. Это род императоров Византии, царствовавший до Ангелов. Позже они были изгнаны и обосновались в бывшей римской провинции Понт. Здесь на деньги родственницы, грузинской царицы Тамары, Комнины покупают владения. Позже на этой территории была создана Трапезундская империя.

Эпирское царство стало очень интересным феноменом в истории. Его основал Михаил Комнин Дука. Этот грек изначально поддержал Бонифация в Константинополе. Когда его послали закрепиться в Эпире, он становится там единовластным правителем и провозглашает себя преемником Византии. Примечательно, что современники называли его «греческим Ноем», который спасал православных от латинского потопа.

Последней в нашем перечне будет Латинская империя. Она, как и Никейская, продержалась всего пятьдесят семь лет. Оба государства прекратили существование после возвращение Константинополя византийцами в 1261 году.

Вот такие получились последствия у Четвертого крестового похода. Результат подобной военной авантюры превзошел все ожидания, навсегда расколов Европу на восток и запад.

Монферрат - лидер Четвертого крестового похода

Ранее нами были перечислены некоторые участники 4 крестового похода. Многие из них получили ленные владения в Латинской империи. Однако сейчас речь пойдет о предводителе военной кампании 1202 - 1204 годов.

Как указывалось выше, первым на призыв Папы Римского откликнулся французский граф Тибо. Но вскоре он умирает, и крестоносцев возглавляет Бонифаций, итальянский князь.

По происхождению он был Монферратским маркграфом. Участвовал в войнах императоров против Ломбардской лиги и Сицилии. С этого времени он получает признание среди крестоносцев как опытный полководец.

В Суассоне в 1201 году его провозглашают единоличным лидером Четвертого крестового похода. В ходе этой военной кампании он прикрывается дожем Венеции, показывая европейским правителям, что за все бесчинства ответственны не крестоносцы, а Энрико Дандоло.

Однако после захвата Константинополя он потребовал сделать его императором. Но его не поддержали участники 4 крестового похода. Ответ византийцев был отрицательным. Они не пожелали способствовать возвышению Монферрата. Поэтому Бонифаций получил в собственность Фессалоники и остров Крит.

Погиб правитель Фессалоникского государства в битве с болгарами, недалеко от Родоп. Его страна же просуществовала двадцать лет.

Таким образом, в данной статье мы с вами узнали предпосылки, ход событий и последствия Четвертого крестового похода. А также познакомились с некоторыми его выдающимися участниками.

Вместо освождения Святой земли, крестовый поход привёл к разграблению Константинополя, фактическому уничтожению Византийской империи. Она перестаёт быть самостоятельным государством на более чем 50 лет, распадаясь при этом на:

1. Латинскую империю

2. Никейскую империю

3. Эпирский деспотат

4. Трапезундскую империю

Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией.

Этот поход обозначил глубокий кризис всего крестоносного движения

Пятый крестовый поход

Провозглашённый папой Иннокентием III в 1215 году на четвёртом Латеранском соборе, новый крестовый поход начался только в 1217 году, уже при новом главе католической церкви – Гонории III .

В Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, во главе которых встали король Венгрии Андраш II , герцог Австрии Леопольд VI и герцог Меранский Оттон I .

Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андраш вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли подкрепления под предводительством Георга Видского и графа Голландии Вильгельма I . Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Султан Аль-Камиль предлага л чрезвычайно выгодный мир: он соглашался на возвращение

Иерусалима христианам.

Первоначально, это предложение было отвергнуто, но неудачные боевые действия, связанные с затянувшейся осадой города Дамиетта и большими потерями, вынудили заключить мир в 1221 году, по которому крестоносцы получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Шестой крестовый поход

Начав поход в 1228 году, Фридрих II Гогенштауфен восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем. Ему удалось заключить договор с мусульманами, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами. Уже в марте он вступил в заветный город.

Но уже после отъезда Фридриха французские рыцари возмутились против его наместников. В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство сотрясали войны и грабежи, пока в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, захватила Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.

Седьмой крестовый поход

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы. По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим

На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX , специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход. На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.

6 июня французы захватили Дамьетту. Богатый Египет представлялся Людовику хорошим плацдармом для наступления на Иерусалим. Но неожиданно разлившийся Нил лишил войско передвижения на 6 месяцев . За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям.

8-11 февраля 1250 года крестоносцы потерпели поражение в битве при Эль-Мансуре. Брат короля, Роберт д"Артуа, погиб в сражении. Главные силы

французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур. Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен. В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета). По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.

В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб. После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.

Между тем Людовик IX снова принял крест. Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III - Эдуард и Эдмунд.

В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта. В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.

Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях. На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.

Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал

вернуться в Акру, чтобы обратить местного эмира в христианскую веру.

Эмир отправил к Эдуарду посла, который оказался убийцей. Покушение оказалось неудачным: раненный в голову принц сумел отбиться.

Через некоторое время Калаун, преемник Бейбарса, отправился войной на христианские Триполи, Лаодикею и Акру. Вскоре все города были взяты, а христиане изгнаны со Святой земли.

“Взгляд с Востока”

Средневековые арабы поначалу не придали появлению крестоносцев большого значения. Им казалось, что это лишь очередное вторжение варваров или византийских наемников. Они не осознавали, что крестоносцы были движимы религиозными побуждениями и кристаллизация основ нового движения представляла долгосрочную угрозу для ислама.

Лишь постепенно, начиная с 1140 года, под влиянием таких лидеров, как Зенджи, Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин, начала формироваться идеология и практика борьбы против крестоносцев. Этому способствовала и развернувшаяся пропаганда джихада - в стихах и прозе, - призывавшая мусульман к моральному обновлению.

Кэрол Хилленбранд приводит описание изменение отношения мусульман к алкоголю: “ Ил-Гази, правитель Мардина, праздновал победу над Роджером Антиохийским, "предаваясь неумеренным возлияниям". Зенджи был убит рабом, находясь в пьяном обмороке. Его сын, Нур ад-Дин, также имел пристрастие к алкоголю, однако после ряда поражений в боях с франками он одумался и стал вести аскетический образ жизни. Его преемник Салах-ад-Дин уже не употреблял ничего крепче шербета. Позднее, в 1260-х годах, мамлюкский султан Бейбарс принял особые меры, чтобы не допустить пьянства среди своих солдат ” .

Лишь немногие представители Запада осознают, какому унижению подвергли крестовые походы мусульманский мир.

Помимо многочисленных жертв среди простого населения, разрушения городов, грабежа и насилия, можно упомянуть уничтожение просвещённой части арабского мира, разорение библиотек, вывоз книг и, как следствие, культурный упадок. Уже к концу XI века сколько-нибудь значительных и оригинальных мыслителей, ученых, поэтов или историков на территории завоёванных земель не было..

Поэтому неудивительно, что арабские источники неизменно рисуют франков как отвратительных, грязных и похотливых животных, сам контакт с которыми оскверняет. Храм Гроба Господня почти стандартно именуется "церковью отбросов".

Итоги

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при

всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Византийская империя.

Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261 . Поэтому такую задачу походов, как защита Византии от турецкого нашествия, можно считать лишь частично выполненной: они лишь отсрочили её падение (1453 год).

Торговля .

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.

Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах (достаточно вспомнить, как шедшие в поход феодалы оставляли свои средства на хранения).

Феодализм и церковь.

В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

План
Введение
1 Краткое описание
2 Подготовка к походу
3 Осада Задара (Зары)
4 Взятие Константинополя
5 Латинская империя
6 Результаты Четвёртого крестового похода

7.1 На русском языке
7.2 На английском языке

Введение

Четвёртый крестовый поход - крестовый поход в 1202-1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат.

Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции. Венецианцы (см. статью дож Энрико Дандоло) вместо Египта высадили крестоносцев у Константинополя. Константинополь пал.

Была создана Латинская империя. Первым её императором избрали Балдуина Фландрского.

Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник. Венецианцы получили треть Константинополя. Византийцы создали Никейскую империю.

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» - первой пространной хронике во французской литературе.

1. Краткое описание

По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Смещённый с престола в результате заговоров и интриг, в которых Византия к тому времени уже основательно погрязла, он давно уже обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что смогут рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли. Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание следующего содержания: «мы тебя из дерьма достали, в дерьме же и утопим». Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

2. Подготовка к походу

В 1198 году римским папой стал Иннокентий III. Новый Папа планировал воодушевить рыцарей на новый поход в Святую землю. К этому времени крестоносцы уже делали несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима, который был подорван Германией. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198).

Иннокентий III в своем послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. Для агитации Крестового похода на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлек к походу 200 000

воинов и собрал огромные денежные средства.

Осада Задара (Зары)

Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тыс. марок серебром. В июне 1202 г. корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва. Тогда дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром (во времена IV крестового похода Задар был крупным горо­дом-портом и торговым центром на восточном побережье Адриа­тики, соперником Венеции), незадолго перед тем передавшимся под власть венгерского короля, тоже, кстати, взявшего крест. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину, князья уступили требованию Венеции и после ожесточенной двухнедельной осады, 24 ноября 1202 г. Задар был взят штурмом и разграблен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлекшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, фор­мально оставив в силе отлучение венецианцев - инициаторов ве­роломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.

История средних веков. В 2 т. Т.1.: Учебник, под ред. С. П. Карпова, М., 2000

4. Взятие Константинополя

Организаторы Четвертого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии, что практически означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви. Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.

Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства. Во многом это также было следствием откровенно корыстных намерений предводителей крестоносцев, которые в погоне за добычей направились осенью 1202 г. к принадлежавшему в то время Венгрии крупному торговому городу на восточном побережье Адриатического моря - Задару. Захватив и разорив его, крестоносцы, в частности, уплатили таким образом часть долга венецианцам, заинтересованным в установлении своего господства в этом важном районе. Завоевание и разгром большого христианского города как бы стали подготовкой к дальнейшему изменению целей крестового похода. Поскольку не только папа римский, но и французские и немецкие феодалы в это время тайно вынашивали план направить крестоносцев против Византии. Задар стал своеобразной репетицией похода на Константинополь. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода. В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии. Византийцев обвиняли в том, что они не только не помогают воинам креста, но даже проводят враждебную политику по отношению к государствам крестоносцев, заключая направленные против них союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии. Эти настроения подогревались венецианскими купцами, ибо Венеция была торговой соперницей Византии. Ко всему этому добавлялись воспоминания о резне латинян в Константинополе. Большую роль сыграло и стремление крестоносцев к огромной добыче, которую сулил захват византийской столицы.