Бывает ли любовь разумной война и мир. Сочинение на тему Тема любви в романе Толстого «Война и мир

  • 06.06.2021

О. В. Ланская

КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

На материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» анализируется концепт "любовь", представленный в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь -долг» и др., разными лексико-семантическими, лексико-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Ключевые слова: концепт, лексико-семантические группы, лексико-тематические группы,

ассоциативные группы, ключевое слово.

Современная наука о слове активно рассматривает проблемы, связанные с характеристикой ключевых концептов русской культуры, среди которых особое значение имеет концепт "любовь", один из основных в русской языковой картине мира. Данный концепт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывает сущность человеческого бытия, ментальность русского человека, определяет реалии действительности, взаимоотношения разных героев, в том числе Сони и Николая Ростова. В связи с этим цель, которую мы ставим в данной статье, заключается в следующем: определить содержание концепта "любовь", выявить особенности его структуры, а также способы речеязыкового воплощения.

Номинация любовь, занимающая в концепте ядерную позицию, употребляется в тексте в значении: «... состоянье любящаго, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделенье, охота, расположенье къ чему» [Даль 2004-2006: II, 282].

С точки зрения «нравственной философии», номинация любовь определяется как «сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение (р1е1а8), преобладающее в любви сыновней и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами - жалостью и благоговением образуют человеческую форму половой или супружеской любви» [Соловьев 1995: II, 57]. То есть номинация любовь на онтологическом уровне воспринимается как осознание себя в мире существом, обладающим душой и разумом. В сознании русского человека лексема любовь имплицирует, в первую очередь, такие значения,

как «жалость», «уважение», «стыд», «чувство привязанности», «влечение», «страсть» и др.

Дальняя периферия концепта "любовь" представлена через оппозиции «любовь - бедность», «любовь - долг», «любовь - жертва» и др., которые, в свою очередь, вербализуются разными лексическими рядами, антонимами и синонимами, лексико-семантическими и лекси-ко-тематическими группами.

Одним из вербализаторов концепта "любовь " является лексема улыбка, которая в словарях имеет разные толкования. Как известно, по И.И. Срезневскому, улыбка - это знак душевной радости [Срезневский 1958: III, 1201]. По В.И. Далю, «улыбка, улыбочка ж. ухмыленье, осклабленье, усмЪшка. Есть улыбка веселья, улыбка умиленья, улыбка жалости, скорби, насмк>шки» [Даль 1995: IV, 490]. В Словаре современного русского литературного языка улыбка - это «движение мышц лица (губ, глаз), показывающее расположение к смеху (от радости, удовольствия, презрения и т.п.) [БАС 1948-1965: XVI, 560]. М. Фасмер считает, что «слова лыбить, улыбаться естественнее всего объяснять как родственные лоб, др.-русск. лъбъ «череп» с удлинением вокализма корня ъ > ы; <...> Развитие значения носило первоначально экспрессивный характер: «скалиться, подобно черепу» > «улыбаться» [Фасмер 2004: II, 539]. То есть, по данным словарей, номинация улыбка, в первую очередь, репрезентирует значения «радость», «жалость», «скорбь», а также «насмешка».

В тексте же номинация улыбка приобретает новые значения в связи с тем, что улыбкой можно «выражать свое отношение к кому-, чему-либо, отвечать на что-либо» [БАС 1948-1965: XVI, 558]. Так, при описании приема посетителей в день именин двух Наталий номинация улыбка по-разному характеризует отношения

Сони и Николая, а также Николая и Жюли Кара-гиной и является ключевой: Жюли, дочь Караги-ной, обратилась к молодому Ростову: - Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, - сказала она, нежно улыбаясь ему [Толстой 1979-1981: IV, 55]. Наречие нежно (в сочетании с деепричастием улыбаясь), образованное от прилагательного нежный в значении «ласковый, проявляющий привязанность, любовь» [БАС 1948-1965: VII, 872], свидетельствует о заинтересованности Жюли, стремлении понравиться молодому человеку, привлечь к себе его внимание. Эпитеты с кокетливой, невольная, притворно улыбавшейся, притворную определяют чувства, которые испытывают герои в этот момент. Кокетливая улыбка Николая - это стремление понравиться Жюли. При этом слово кокетливый употребляется в тексте в значении «склонный к кокетству, старающийся нравиться лицам другого пола» [БАС 1948-1965: V, 1129]. В то же время улыбка у Николая невольная. Притворная же улыбка Сони, то есть улыбка неискренняя, - это попытка скрыть ревность, которую испытывала героиня. Номинация улыбка имплицирует значения «вежливость» и «обман», которые связаны с представлениями о правилах приличия, существовавшими в начале Х1Х в. в высшем обществе. Отсюда использование в тексте синтагмы считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору, глагола обмануть, то есть скрыть свои подлинные чувства.

Значение концепта "любовь", выявленное в тексте через оппозиции «бедный - богатый», «любовь - жертва», «любовь - благодарность», «любовь - долг», зафиксировано также в синтагмах я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, я неблагодарная, рада бы всем пожертвовать, маменька никогда не позволит ему жениться на мне [Толстой 1979-1981: IV, 85-86].

В свою очередь, указанные оппозиции связаны с синтагмой считаешь себя связанным словом [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация слово имеет в этом случае следующее толкование: «5. Только ед. Обязательство выполнить что-либо; обещание, уверение» [БАС 1948-1965: XIII, 1236]. Дать слово - значит согласиться на брак.

В любви Сони есть нечто неестественное, у нее нет уверенности в Николае, в будущем. Она слушает то, что говорят ей Вера, Наташа, графиня. Возможно, положение бедной родственницы, бедного человека, которому напоминали, что он

взят в дом из милости (например, разговор Сони с Верой), сформировало характер героини [Толстой 1979-1981: IV, 85-86]. Отсюда стремление отблагодарить, принести себя в жертву. Трагедия Сони заключается в том, что она не может быть искренней, что для нее, с точки зрения Л.Н. Толстого, в любви существует выбор между свободой и несвободой и нет понимания того, что «свобода не может быть дана человеку человеком, что «каждый человек только сам может освободить себя» [Толстой 2007: 503]. Существует какая-то заданность в ее чувстве. Отсюда неоднозначность понимания номинаций, используемых в тексте. Так, Наташа говорит Николаю о Соне: Она кого полюбит, так навсегда. Я этого не понимаю. Я забуду сейчас [Толстой 19791981: V, 12]. Забуду для Наташи - значит просто любить, чувствовать себя счастливой каждую минуту. В характере же Сони ярко выражена потребность жить прошлым, постоянно оценивать то, что происходит. Отсюда употребление наречия всегда, синтагмы я буду любить его всегда, использование глаголов разного вида: буду любить (несов. вида) и забудь (сов. вида), - с помощью которых зафиксировано действие завершенное и незавершенное, обозначающее любовь в прошлом, настоящем и будущем и любовь в прошлом.: Так она говорит, что ты это все забудь... Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация же свободен имплицирует значение «неискреннее благородство», на что и указывает противительный союз а с противительно-уступительным грамматическим значением, при котором «действие второй части противоречит естественному следствию из действия первой части» [Кустова и др. 2007: 226].

Был только один момент в жизни Сони, когда она предстала совсем в ином свете. Это святочная ночь. Как известно, святки - «особое время, когда окружающий человека мир стоит на пороге новой жизни, переходит в новое состояние» [Никитина 2006: 313]. Изменения, которые произошли в облике Сони, отражены в тексте, в первую очередь, через номинации с семой «портрет». Это черкес, с нарисованными пробочными усами и бровями; в своем мужском платье; с черными бровями и усами, какое-то совсем новое, милое лицо [Толстой 1979-1981: V, 290-292]; блестящие глаза, счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку [Толстой 1979-1981: V, 297]. При этом ключевое слово черкес, по М. Фасмеру, по-

видимому, восходит к осетинскому *сагка8 -орел [Толстой 1979-1981: IV, 344]. Орел же, в свою очередь, воспринимается как символ храбрости, духовного зрения [Шейнина 2003: 120]. Само же переодевание во время святок отражает «символику земного плодородия и деторождения, единство жизни и смерти, начало умирающее и рождающее» [Костюхин 2004: 68].

Чувство Николая к Соне меняется с течением времени. Синтагма любовь Сони при характеристике Н. Ростова приобретает в тексте отрицательную коннотацию и связано с чувством страха, с мыслью о том, что придется расстаться с тихой и спокойной жизнью в полку: Он (Ростов - О.Л.) чувствовал, что рано или поздно придется опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлениями дел, с учетами управляющих, ссорами, интригами, с связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей [Толстой 1979-1981: V, 248]. Значение синтагм омут жизни и житейская путаница раскрывается при использовании однородных членов. В одном ряду оказываются номинации расстройства, поправление (дел), учеты (управляющих), ссоры, интриги, связи, общество и любовь (Сони), обещание (ей), которые фиксируют пространство дома как пространство чужое. Воспоминание о Соне, о путанице заставляют Ростова в один из моментов [Толстой 1979-1981: II] даже отказаться от поездки домой, и только письмо, в котором сообщалось, что все имение пойдет с молотка и все пойдут по миру [Толстой 1979-1981: V, 248], изменило его решение.

В предложениях Да я и не люблю ее, Да, не так люблю, как надо глагол люблю с отрицательной частицей не обозначает отсутствие чувства; в синтагме же не так люблю отрицание не фактически фиксирует не отсутствие любви, а обретение совсем иного чувства. Синтагма не так люблю значит отсутствие духовного начала, той высшей, духовной жизни [Толстой 1979-1981: VII, 32], которая казалась Николаю Ростову столь привлекательной. То есть не люблю и не так люблю - это текстовые антонимы, которые на уровне концепта, его ядерного компонента, выявляют новые приращения смысла, восходящие к прямому значению номинации люблю. В свою очередь, номинация любовь имеет текстовый синоним счастье и связано с оппозицией «любовь (счастье) - горе (раздоры)» (письмо Сони Николаю из Троицы): Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облаго-

детельствовало, - писала она, - и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня [Толстой 1979-1981: VII, 34]. По сути, в данном предложении героиня пишет, в первую очередь, о своих чувствах (об этом свидетельствует употребление местоимений мне, я, моя), о чувствах, которые испытывала графиня, и только в конце предложения появляются местоимения вас, ваша со значением принадлежности другому лицу. Письмо это было продиктовано тем, что у Сони появилась надежда на воссоединение Наташи и Андрея Болконского, а следовательно, на невозможность заключения брака между Николаем Ростовым и княжной Марьей. Отсюда возникновение значения «эгоизм», имплицитно представленного в номинации жертва. То есть Соня в своем стремлении принести себя в жертву не была искренней. Это и привело к окончательному решению вопроса о браке Сони и Николая.

Таким образом, концепт "любовь" представлен в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь - долг» и др., разными лексико-семантическими, лекси-ко-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Список литературы

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2004-2006.

Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004.

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2007.

Никитина А.В. Русская демонология. СПб.,

Соловьев Вл.С. Любовь // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С.С. Аверинцева. Т. 2. М., 1995.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. М., 1958.

БАС - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В.В. Виноградова. М.; Л., 1948-1965.

Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1979-1981. Т. 4-7.

Толстой Л. Н. Об истине, жизни и поведении. М., 2007.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2004.

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.; Харьков, 2003.

CONCEPT «LOVE» IN THE NOVEL «WAR AND PEACE» BY L.N. TOLSTOY

The concept «love» is analysed on the basis of the novel «War and Peace» written by L.N. Tolstoy. This concept is represented in the text by oppositions «love - poverty», «love - sacrifice», «love -duty» etc., by different lexico-semantic, lexico-thematic, associative groups, such keywords as smile, glance, muddle, sacrifice, word etc., which reflect the Russian man"s mentality and determine a fragment of linguistic world picture.

Key words: rnncept, lexico-semantic groups, lexico-thematic groups, associative groups, keyword.

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись… до тех пор, пока ты не сделал все, что мог… Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя – ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, – сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, – сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней – душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая – Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее – любовь – еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала – Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

Сочинение по литературе на тему: Тема любви в романе Толстого “Война и мир”

Другие сочинения:

  1. Замечательный советский писатель А. П. Гайдар в чудесной детской книге “Чук и Гек” говорит: “Что такое счастье, каждый понимал по-своему”. Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л. Н. Толстого тоже ищут свое счастье. В системе ценностей Толстого важное Read More ......
  2. Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. “Он так всеми силами души всегда Read More ......
  3. В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая Read More ......
  4. Богатство душевного мира героев А. Н. Толстого в романе “Война и Мир”. А. Н. Толстой – великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные Read More ......
  5. А. Н. Толстой – великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и Read More ......
  6. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Кстати, Read More ......
  7. “Война и мир” является не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим шедевром мировой литературы XIX века, как оценил роман М. Горький. В “Войне и мире” около шестисот действующих лиц. “Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми Read More ......
  8. В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализуе несколько целей. Одна из них – показать развитие, “диалектику души” героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию Read More ......
Тема любви в романе Толстого “Война и мир”

Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из ведущих мест. Во все времена к ней обращались великие поэты, писатели, эссеисты. Так и Лев Николаевич Толстой - фигура титаническая в масштабах мировой литературы, не остается в стороне. Практически все его произведения затрагивают вопросы любви – любви к матери, к Родине, к женщине, к земле, к друзьям и семье. В романе-эпопее «Война и мир», навеянном «мыслью народной», неотрывно присутствует и «мысль семейная». Именно любовь является основной движущей силой в жизни героев романа.

На протяжении всего романа автор ведет нас по «тропинкам души» Наташи Ростовой , Андрея Болконского , Пьера Безухова , Марьи Болконской , Николая Ростова и других ключевых персонажей. Он неоднократно подчеркивает, что в человеке важна красота внутренняя, а не внешняя, а нравственные и духовные ценности превыше материальных. Возможно, Толстой немного идеализировал своих героев, но все они придерживаются именно такого мнения.

Обратимся, к примеру, к образу Наташи Ростовой, которая не обладает такой эффектной внешностью, как светская красавица Элен Курагина , но становится удивительно хороша в минуты счастья. Что касается душевных качеств героини, то она не колеблясь отдает все подводы раненным, даже не задумываясь о своих материальных потерях. Она заботливо ухаживает за матерью, когда та теряет желание жить после смерти Пети. Наташа прикладывает все силы, чтобы выходить раненного Андрея, несмотря на существующие между ними разногласия. При этом героиня не забывает оставаться верной себе и не перестает радоваться жизни. Вот как видит автор торжество морали над холодом и расчетливостью света.

Не особо красива Марья Болконская, в которой привлекательны только ее большие, лучистые глаза. Она жертвует своей личной жизнью, чтобы выходить больного отца и готова жертвовать еще в пользу окружающих, раненных и нуждающихся. Обеих героинь Толстой в конце романа награждает крепкими семьями, так как только в этом видит смысл истинного, полноценного счастья. Как Наташа, так и Марья выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становясь прекрасными женами и матерями.

На фоне любовных историй героев проходит беспощадная Отечественная война 1812 года. Перед нами рисуется нерасторжимая связь между жизнью главных героев и жизнью народа. В первых рядах на войне сначала выступает Андрей Болконский, а потом и его лучший друг - Пьер Безухов. Болконский - человек выдержанный, с большим жизненным опытом и большими амбициями. Если вначале романа мы видим, как он увлечен Наполеоном, как представляет войну, словно нечто героическое и возвышенное, то перед смертью он находит ответы на все мучившие его прежде вопросы. Он понимает, что смысл жизни не в войне, а в мире с собой и окружающими, в добре и прощении.

Изменения происходят и во взглядах Пьера Безухова. Можно сказать, что это еще один не слишком красивый герой Толстого, но столько в нем добра и благородства, что мы даже не замечаем, что он толстоват и неповоротлив. Его появление в салоне мадам , устроительницы светских приемов и вечеров, напугало хозяйку, так как его облик не выражал аристократизма. Один только князь Андрей любит и понимает этого героя. Он знает, что за робостью Пьера скрывается недюжинный ум и талант. Пьер, также как и Наташа умеет разбавить своей естественностью любую светскую атмосферу. Со временем он меняется только в лучшую сторону и преображается как личность. Если сначала мы видим его увлеченным холодной и расчетливой Элен, то в ходе войны открываются все его лучшие качества – физическая сила, открытость, доброта, отсутствие эгоизма, умение жертвовать комфортом во благо народа, умение рисковать жизнью ради спасения других.

При всем при этом писатель старается не идеализировать своих героев. Он в полной мере раскрывает их маленькие слабости и большие промахи. Но главным в них неизменно остается «доброта». Эту черту, как и любовь, из главных героев не смогла вытеснить даже «недобрая» война.

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись. . . до тех пор, пока ты не сделал все, что мог. . . Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”. Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно”.

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней - душевной. Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почемуто”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.

“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее - любовь - еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских. “Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

В романе «Война и мир» Л.-Н. Толстой раскрывает важнейшие жизненные проблемы - проблемы нравственности. и дружба , честь и благородство... Герои Толстого мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы. Одни из них - люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого близки и понятны, решение автором нравственных проблем помогает и сегодняшнему читателю во многом разобраться, это делает роман Л. Н. Толстого и поныне вполне актуальным произведением.

Любовь... Пожалуй, одна из самых волнующих проблем жизни человеческой. В романе «Война и мир» этому прекрасному чувству отведено много страниц. Перед нами проходят Андрей Болконский, Пьер Безухое, Анатоль... Все они любят, но любят по-разному, и автор помогает читателю увидеть, правильно понять и оценить чувства человека.

К князю Андрею истинная любовь приходит не сразу. С самого начала романа мы видим, насколько далек он от светского общества, а его жена Лиза - типичная представительница света. Хотя князь Андрей по-своему любит жену (такой человек не мог жениться без любви), духовно они разобщены и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе - совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого, понятного, искреннего, естественного, любящего и понимающего то, что знает и ценит князь Андрей. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он до конца верит Наташе и ни перед кем не скрывает своей любви. Любовь делает его моложе и сильнее, облагораживает его, помогает ему. («В его душе поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд...») Князь-Андрей решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем сердцем.

Совсем иная. любовь к Наташе у Анатоля Курагина. Анатоль красив, богат, привык к поклонению. Все в жизни ему удается легко. При этом он глуп и поверхностен. Он даже ни разу не задумывался о своей любви. У него все просто, просто жажда наслаждения. А Наташа трясущимися руками держит «страстное» любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым. «Любить и умереть. Мне нет другого выхода», - звучит в этом письме. Банально. Ана-толь нисколько не думает о будущей судьбе Наташи, о ее счастье. Превыше всего для него личное удовольствие. Такое чувство не назовешь высоким. Да и любовь ли это?

Дружба... Своим романом Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, - между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

Совершенно иные отношения устанавливаются между Анатолем и Долоховым, хотя они в свете тоже считаются друзьями. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; , которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным». О какой же чистой и честной любви и дружбе может здесь идти речь? Долохов потакает Анатолю в его интрижке с Наташей, пишет за него любовное письмо и с интересом наблюдает за происходящим. Правда, он пытался предостеречь Анатоля, когда тот собирался увезти Наташу, но только из боязни, что это отразится на его интересах.

Любовь и дружба, честь и благородство. Л. Н. Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, хотя в ответе на поставленный о нравственности вопрос у Л. Н. Толстого нет второстепенных героев: мещанская идеология Берга, «неписаная субординация» Бориса Друбецкого, «любовь за имения Жюли Карагиной» и так далее - это вторая половина решения проблемы - через отрицательные примеры.

Даже к решению проблемы о том, красив или нет человек, великий писатель подходит с весьма своеобразных нравственных позиций. Безнравственный человек не может быть действительно красивым, считает он, и поэтому изображает прекрасную Безухо-ву как «красивое животное». Напротив, Марья Волконская, которую никак нельзя назвать красавицей, преображается, когда смотрит на окружающих «лучистым» взглядом.

Решение Л. Н. Толстым всех проблем в романе «Война и мир» с позиции нравственности делает это произведение актуальным, а Льва Николаевича - актуальным писателем, автором произведений, высоко нравственных и глубоко психологических.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» . И в закладках появилось готовое сочинение.

ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» .