Что в рассказе никита реальное. Презентация о жизни и творчестве писателя

  • 03.03.2020

Биография писателя. Андрей Платонович Платонов (псевдоним, настоящая фамилия - Клементов) родился в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. Андрей Платонович Платонов (псевдоним, настоящая фамилия - Клементов) родился в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских.




Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно писал и прозу, критические статьи, очерки. Одновременно писал и прозу, критические статьи, очерки.




С сентября 1942 года до конца войны в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находился на фронтах. С сентября 1942 года до конца войны в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находился на фронтах. Его корреспонденции и рассказы публиковались в газетах и журналах, выходили отдельными сборниками. Его корреспонденции и рассказы публиковались в газетах и журналах, выходили отдельными сборниками.


В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.














Солнце доброе и ласковое – это дедушка. Солнце доброе и ласковое – это дедушка. Старый пень в огороде – голова человека, у которого «были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался». Старый пень в огороде – голова человека, у которого «были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался».

















Урок 75. А.П. ПЛАТОНОВ «НИКИТА». МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Цели
Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.
Формирование навыка составления цитатного плана, исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.
ХОД УРОКА
1. Анализ рассказа.
Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. Обращение к иллюстрации в учебнике.
Все ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
Лексическая работа
Объясните значение слов и словосочетаний: просо, щербатое, ощериться, буду век вековать.
Какие события происходят в рассказе?
Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.
1. «В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду».
2. «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».
3. «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко».
4. «Это твой отец домой пришел, Никитушка».
5. «Они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
Какое время изображено в рассказе?
Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.
Как воспринимает Никита окружающий мир?
Почему на иллюстрации художника Л.П. Дурасова на первом плане изображен герой рассказа, а на заднем - дом и солнце?
Исследовательская работа с текстом. Заполнение правой части таблицы.
Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант

Пустая бочка
В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки. Колодец Там живут на дне маленькие водяные люди. Ростом они были
с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь еще великан живет и его дети!»
Две земляных норы
Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.
Старый пень
У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.
Пень крякнул в ответ, и лицо его стало сердитое.
Окончание таблицы
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»
Стол Это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.
Банька Старая и омшелая вся, скучная избушка - бабушка наша.
У ней голова есть это не труба, а голова и рот щербатый
в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чужого.
2 вариант
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»
Чужой петух
Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот тоже человек, только тайный.
Желтый цветок
Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
Колья из плетня
Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы
погнаться за Никитой.
Лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.
Доброе солнце
Солнце глядело на него в ответ теплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.
Земля Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме; многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.
Итог работы
Озвучивание результатов исследования.
Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие злыми?
Почему мир вокруг кажется Никите враждебным?
Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном». Найдите в статье учебника строки, содержащие ответ на вопрос.
Страхи мальчика не случайны. Они живут в нем как тысячелетняя память. Это состояние Никиты - мифологическое сознание, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.
Сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян.
Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
Выразительное чтение рассказа от слов: «Дома Никита увидел мать» до конца рассказа.
Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Язык произведений Платонова отличается от языка других произведений. Автор употребляет выражения, в которых обычные слова, соединяясь в непривычных сочетаниях, приобретают дополнительный смысл.
Например: «Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и муху, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно».
Найдите в тексте подобные фразы.
2. Итоги урока.
В какой фразе наиболее точно, емко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
Значение имени Никита (в переводе с греч.) «победитель». Какую победу одержал Никита в рассказе А.П. Платонова?
Наделенный богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А. П. Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, станет причиной самого себя, все в себе рожденное, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.
3. Домашнее задание.
Прочитать рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об именах Афоня (Афанасий), Тит.
Сообщение о картине А.А. Пластова «Сенокос».
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила...».

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Уля» — девочка, которая обладала необычным свойством – в ее глазах люди видели себя такими, какие они есть на самом деле. Эту необычную девочку нашли еще совсем маленькой у колодца, где останавливались путники. Семья, которая взяла ее к себе, назвала девочку Ульяной.

Людям нравилось смотреть на Улю, поскольку она была прекрасным ребенком. В ее глазах они старались рассмотреть что-то очень важное для себя. Но Уля моргала, и далеко не каждый мог увидеть в ее глазах то, что хотел узнать о себе. Лишь один человек по имени Демьян успел это сделать. Этот человек жил тем, что в урожайные годы скупал по дешевке хлеб, а в голодные годы продавал его втридорога. Демьян успел увидеть в глазах девочки свой истинный облик, после чего он ушел из деревни.

Однако необыкновенное свойство Улиных глаз для нее самой обернулось бедой. Если люди видели в ее глазах правду о себе, то сама Уля не видела правды в том, что ее окружало. Все красивое ей казалось уродливым, а все уродливое – прекрасным. Она пугалась своих добрых родителей, плакала при виде красивой бабочки, а играть любила лишь с черным сором, поднятым с земли.

Уля не дружила с деревенскими ребятишками, лишь только одна девочка по имени Груша была ей приятна. У Груши было некрасивое, угрюмое лицо, а Уле она казалась красавицей.

Когда Уле исполнилось семь лет, приемные родители рассказали ей о том, что у девочки есть настоящие родители. Девочка спросила у них, страшные ли ее настоящие родители? Отец сказал, что они не страшные, а мать добавила, что Уля видит неправду своими глазами, потому что они порченные.

Однажды в деревню пришла женщина, которая присела отдохнуть перед домом, где жила Уля. Девочка вышла из дома и сказала женщине, что она нестрашная. А женщина обняла ее и поцеловала. Потом она сказала, что приходится Уле матерью.

Поцелуй матери исцелил девочку, и она стала видеть мир неискаженным. Но и люди с тех пор перестали видеть в глазах Ули правду о себе. По этому поводу настоящая мать Ули сказала, что людям не нужно видеть правду в чужих глазах, потому что они ее и так знают.

Прошли годы. Уля выросла и стала взрослой. Люди продолжали любоваться ее красотой, но сердцем они были к ней равнодушны.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Уля» заключается в том, что важно иметь правильный взгляд на действительность. Некоторые люди воспринимают окружающий мир искаженно и оттого ведут себя неправильно. Белое кажется им черным, а черное – белым. Красивое выглядит в их глазах уродливым, а некрасивое – прекрасным.

Рассказ Платонова «Уля» учит быть добрым и справедливым, помогать людям и ценить красоту.

В рассказе мне понравились приемные родители Ули, которые взяли девочку на воспитание и искренне любили ее, несмотря на то, что девочка их боялась и считала страшными.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Уля»?

Глаза – зеркало души.
Правда глаза колет.
Сердце матери лучше солнца греет.

Сочинение

Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая пытается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.

В своем творчестве Платонов исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен верить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в его художественном творчестве, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.

Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявившись в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, который мог быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения в творчестве писателя проверяются логикой народной жизни.

А. П. Платонов - писатель с трудной судьбой. Его жизнь пришлась на переломное время в истории России.

Платонов отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х - начале 30-х годов им были созданы наиболее крупные вещи: роман «Чевенгур», бедняцкая хроника «Впрок», повести «Котлован», «Джан» и «Ювенильное море».

После яркого дебюта книги «Епифанские шлюзы» в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся человек», раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе.

Роман «Чевенгур», по словам Горького, оказался неприемлемым для нашей цензуры, опубликованная в журнале «Красная новь» хроника «Впрок» была названа «клеветнической кулацкой вылазкой», «Котлован» и «Ювенильное море» остались неопубликованными. Официальная критика платоновских произведений, резкая даже для тех времен, была явно рассчитана на уничтожение Платонова как писателя. Это было связано с гневным отзывом самого Сталина по поводу рассказа Платонова «Усомнившийся Макар».

Единственное, что разрешалось печатать,- это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: «Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям». И Андрей Платонов исчез из поля зрения широкого читателя, уйдя на дно безвестности, нищеты и недугов, разделив судьбу тех «безымянных прочих», о которых писал в «Чевенгуре». Лишь в последние годы началось реальное возвращение Платонова читателю. Чем же было вызвано прежнее неприятие писателя?

Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут паровоза истории», ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы? «Епифанские шлюзы» повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он одновременно жертва и палач. Историческая повесть «Епифанские шлюзы» вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства.

Платонов в юности искренне поверил в неизбежный рай «военного коммунизма» на земле, рай, согреваемый огнем мировой революции. «Дело социальной коммунистической рево люции - уничтожить личность и родить ее смертью новое живое мощное существо - общество, коллектив, единый организм земной поверхности, одного образца и с одним кулаком против природы»,- писал Платонов в декабре 1920 года. Но великий гений художника, сострадающее сердце гражданина и мощный аналитический ум мыслителя привели к раннему и горестному прозрению. Платонов подверг беспощадному художественному исследованию религию пролетариата и свою юношескую веру и пришел к неутешительному выводу, что пролетарская религия ненависти - обратная сторона христианства, где на смену любви к ближнему пришла ненависть к классовому врагу. «Пролетариат, сын отчаяния, полон гнева и огня мщения. Этот гнев выше всякой небесной любви. Наши пулеметы на фронте выше евангельских слов. Красный солдат выше святого. Мы нашли того бога, ради которого будет жить коммунистическое человечество». Эти идеи религии пролетарской ненависти развиты и доведены до абсурда в «Чевенгуре».

Чевенгур - небольшой город, в котором «группа товарищей» пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех «недостойных коммунизма». На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно- жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки «построенного рая». Романом «Чевенгур» Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа - жертвы неправильно поставленной цели. В этом их беда, а не вина.

О чем же повествует «Сокровенный человек»? Пухов не предатель, а сомневающийся. Что за тайну хранит он в душе? В душе Фома несет страсть к подлинному познанию, неуспокоенность. Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти «до самой сути», и в первую очередь - до сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единственного постигшего смысл учения Христа, его сокровенную суть. Автор дает реальную картину тех лет: «На всем пространстве двора лежали изувеченные неимоверной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны - все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обморо ке в деревенские травы, неуместные рядом с машиной». Какая печальная музыка прощания с уходящим! Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну.

Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. Резко сдвинуты понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. «Осиротевшему» Фоме нужно жить дальше. Зачем революция? Помогает она людям или осложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? «Зачем революция,- думает Фома,- если она не несет высшей справедливости? Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы». Пухов - вечный странник, он как пушинка на ветру путешествует, толкаемый тайными запросами души. Фома - сторонний наблюдатель, созерцающий все то, что несет с собой революция: плохо и плохой краской замазан Георгий Победоносец, а вместо него -портрет Троцкого. На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, везущий одного командующего, разъясняющего, что «буржуазия целиком и полностью сволочь». Удручают Пухова не сами «глупости революции», а отсутствие в сознании ее участников нравственной перспективы. Влекомый по земле, не находит себе нигде места Фома, так как не находится места в революции его душе. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и всеобщего примирения, а не вражды и борьбы. «Хорошее утро», - говорит Пухов. «Да, вполне революционное»,- отвечает машинист. И опять сомнение: прочно ли счастье в послереволюционном мире?


План-конспект урока литературы по теме
«Мир глазами ребенка в рассказе А. П. Платонова «Никита»
Цель: формировать у обучающихся навыки анализа художественного произведения
Задачи:
1) образовательные: выявление художественной идеи рассказа; 2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
3) воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.
Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения
Ход урока.
1 этап. Мотивирование к деятельности. Организационный.
У: Добрый день, ребята!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
У: Готовы? Тогда в путь.
2 этап. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.
У: К сегодняшнему уроку я подготовила вам необычное испытание. Послушайте, пожалуйста, следующую запись.
(Звучит песня Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Детство»)
У: О чем она?
Дети: (о детстве)
У: В словах песни прозвучали такие строки: «Детство – это краски радуг».
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Выдвигают предположения: (в детстве всѐ видится в ярких красках, всѐ просто, кажется, нет никаких проблем; все люди добрые, все тебя любят.…)
У: Все ли согласны с подобными мыслями? (Нет, ну вот, например, у Платонова было не яркое детство, большая семья, приходилось работать….…….. И чтобы разобраться в этом обратимся к учебнику.
У: Вы дома познакомились со вступительной статьей о писателе- А.П. Платонове. Посмотрим, как внимательно вы еѐ прочитали.
Предлагаю дополнить следующие предложения.
Андрей Платонович Платонов родился (когда?) … в … семье. Отец работал (кем?) … (где?) … .Настоящая фамилия писателя (какая?) … . На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания (о ком?) … . Писательскую работу начал (где?) … и … . В 1922 году была издана книжка его стихов … .
У: Спасибо. Молодцы. А кто работал с дополнительным материалом и может об авторе еще рассказать что-то интересное.
(ответы детей)
У: Таким образом, прочитав материал учебника, дополнительную литературу, вы, конечно же, узнали многое о детстве Платонова, восприятии действительности. А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся говорят (о том, как тема детства показана в творчестве этого писателя и есть ли вообще у Платонова произведения, посвящѐнные детям) У: А что нужно сделать, чтобы ответить на все ваши вопросы?
(Изучить рассказы Платонова)
У: Это и будет темой нашего урока «Мир глазами ребѐнка в рассказе А. Платонова «Никита».
Этап 3. Изучение нового материала.
У: В центре нашего внимания герой рассказа – мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Дома вы прочитали рассказ, поделитесь вашими впечатлениями.
(ответы детей)
У: Скажите, каким вы представляете себе мальчика? Составьте устный портрет героя рассказа.
Обратите внимание на иллюстрации учебника. Составьте описание первой иллюстрации художника Л. П. Дурасова.
(учащиеся работают, затем отвечают)
У: Как вы думаете, ребята, всѐ ли в рассказе А. П. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
(отвечают)
У: Какие события происходят в рассказе?
(краткий пересказ, отвечают)
У: Ребята, при чтении текста вы, наверное, встретили много непонятных для вас слов и выражений. Встретились такие слова? (называют)
Дома вы должны были поработать со словарем и объяснить их значение.
Справились с этой работой?.(Дети называют слова, они появляются на доске, работа в парах со словарем)
- трудодень;
- просо;
- щербатый;
- ощериться;
-сени;
-горница;
- закут;
-плетень;
-снасть;
-стежка;
-овин;
-околица;
-передник;
-омшелая;
У: Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. Давайте подведем небольшой итог. Чем же, на ваш взгляд, отличается мировоззрение ребенка от мировоззрения взрослого?
Дети: (Отличается богатым воображением. Вещи, предметы, явления представлялись ему живыми существами. Он с ними разговаривал.)У: А давайте вспомнил, кого оживил Никита?
У: Все верно, а теперь я предлагаю вам поработать в группах.А для того, чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам.
(слайд, правила)
У: Вы согласны?. Тогда начнем.
Исследовательская работа
У вас на столах есть необходимый материал для работы.
Каждая из групп заполняет правую часть таблицы.
Задание: Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
1 группа пустая бочка, колодец, две земляные норы
2 группа старый пень, банька, чужой петух
3 группа жѐлтый цветок, колья из плетня, доброе солнце
(работают на листиках)
У: На эту работу я вам даю 5 минут.
Обсуждение результатов работы.
У: Итак, давайте посмотри, что же у вас получилось. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.
При ответе вам помогут вопросы-подсказки.
1-я группа:
- Какой он себе представляет бочку? Почему существо, живущее в бочке, кажется ему злым?
- Каким представлял себе колодец? Почему он его напугал колодец?
- Как Никита представлял себе две земляные норы? Почему он решил покормить змей?
2-я группа:
- Каким Никите представлялся старый пень?
- Каким он видит чужого петуха?
- - Как фантазия мальчика представила ему баню?
3-я группа:
- Каким Никита представлял солнце? Почему он увидел там умершего дедушку?
- Какими Никита представил колья из плетня?
- Как Никита представил цветок?
У: Спасибо выступающим, давайте сделаем выводы.
Так каким же видит для себя мир Никита и почему он его «оживляет?»
Дети: Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми», Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
ФизминуткаЛитературу любим мы, друзья,
Читаем платоновские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
У: Ребята, скажите, а отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира как-то меняется впоследствии?
Дети: Да, когда он увидел своего отца.
У: Подтвердите это словами из текста. (читают отрывок)
У: Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Дети: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце»
У: А теперь, ребята, я предлагаю составить план текста.
План.
1Мама уходит на работу.2.Никита »живёт один».
1)Кто живёт в бочке?
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
У: Ребята, так, как же вы считаете, в какой фразе наиболее четко, емко и полно проявляется главная мысль рассказа?
Дети: « Давайте все трудом работать, и все живые будут».
У: Как вы понимаете смысл этой фразы.
Дети: Человек только тогда будет живым, когда он сам себя создаст.
У: Ребята, и последняя поучительная для вас информация. А знаете ли вы, что обозначает слово НИКИТА?
Значение имени Никита – победитель (греч.). Скажите, какую победу одержал Никита В рассказе А. П. Платонова?
4 этап: Подведение итогов.
У: Скажите, ребята, удалось нам решить поставленные задачи?
Чему вас научил рассказ?
Оцените свою деятельность, используя один из вариантов ….
5этап: Рефлексия
- для меня было важным и интересным…..
- я себя могу похвалить за…….
- я усвоил….
- самым трудным оказалось задание….
6 этап. Домашнее задание.
Подобрать пословице о труде. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.