Как фотографировать натюрморты. Как снимать натюрморты

  • 30.09.2019

15946 Повышаем мастерство 2

В самом начале нашего урока давайте разберемся, что же такое натюрморт. Выражение «натюрморт» происходит от французского слова nature morte, что переводится как мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.

Натюрморт – самостоятельный жанр художественной фотографии, у него есть свои задачи, темы и сюжеты. При съемке применяются многие из известных приемов фотографии. Разные световые решения и композиции могут сочетаться между собой.

На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам. С другой стороны, это делает его наиболее загадочным и интересным, как для зрителя, так и для фотографа. Конечно при съемке натюрморта нет эмоциональной связи с моделью, но это только на первый взгляд. Чаще всего идее создания натюрморта способствует какой-либо предмет, вызвавший эмоции и определенное настроение у фотографа еще до начала работы. Задачей натюрморта является передать то самое настроение посредством композиции, светового рисунка и обработки в графических редакторах. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.

Сначала о фототехнике, необходимой для съемки. Натюрморт абсолютно не привередлив к выбору камеры, объектива и другой фототехники, тут все зависит от технического оснащения и замысла фотографа. Лучше использовать штатив, так как через видоискатель очень удобно наблюдать за общей композицией, меняя и переставляя предметы в кадре. Относительное отверстие диафрагмы объектива при съемке может лежать в пределах 5,6-11. Этим достигается передача необходимой глубины пространства.

Конечно, каждый художник имеет свой алгоритм действий при работе, так что мы рассмотрим общий план действий, который впоследствии трансформируется в ваш собственный стиль.

Первый этап. Идея

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Предметы можно покупать или брать у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка места съемки

Подойдет удобный журнальный столик на колесиках, который может занять нужное положение к окну или вспышке. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото позади них - задник. Задником может служить плотный лист приблизительно 200х200 см, с одной стороны покрашенный в темный цвет (вишневый, синий или иной), а с другой – светлый (желтый, оливковый, например). В 90% случаев вам хватит именно этого задника. Под предметами находится подстилка, и она тоже должна быть под рукой различной – доски светлого дерева, мешковина, разного цвета ткани и т. д. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов

У Вас в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

Итак, какие же правила в композиционном построении натюрморта нужно знать?

Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.

Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.

В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять.

Очень важно располагать предметы не хаотично, а в определенном порядке. Это не значит, что их надо ставить все в один ряд (как на уроке физкультуры - в линейку и по росту). Нет, наоборот, в натюрморте важен «художественный беспорядок», то есть, надо постараться разместить предметы в кадре так, чтобы они смотрелись интересно и воспринимались глазом, как единое целое.

Еще один важный момент при постановке натюрморта – выбор формата изображения. Формат в фотографии – это соотношение длины и высоты кадра или отпечатка. Формат бывает квадратным, горизонтальным или вертикальным. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности, горизонтальный – впечатление широты, панорамности, а вертикальный уводит взгляд вверх, подчеркивает торжественность, монументальность изображения. Когда высота предметов, из которых вы составляете натюрморт, больше ее ширины, предпочтительнее выбрать вертикальный формат. И наоборот, горизонтальный формат больше подходит для такого снимка.

Как проверить, правильно ли поставлен натюрморт? Попробуйте убрать тот или иной предмет. Если его исчезновение никак не нарушает общее впечатление, значит он – лишний. Если же ощущается пустота, верните его на место.

Этап четвертый: постановка света

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, можно снимать при дневном свете, или при вспышке. При дневном свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком - лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночества и успокоения. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. Можно использовать отражатели. Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Как известно, объем предметов лучше всего передавать с помощью бокового освещения. Фактуру изображаемых предметов более мягко способен вырисовывать рассеянный свет. Зачастую для того, чтобы передать объем предметов, недостаточно только бокового освещения. В связи с этим необходимо осветить натюрморт заполняющим светом, уменьшив тем самым контрастность изображения. Ведь не секрет, что повышенная контрастность изображения может отрицательно сказаться на качестве фотоснимка.

Если Вам необходимо, к примеру, сфотографировать натюрморт из фруктов, либо из клубков ниток, лучше всего освещать его с помощью одного источника света. В этом случае следует заметить, что направление света должно быть обязательно боковым. Чтобы смягчить контрастность, используйте боковые отражатели.

Для этих целей Вы можете применять обычные белые простыни или белые листы ватмана. Для того чтобы наилучшим образом выявить мельчайшие детали натюрморта, свет главного источника должен быть непременно скользящим. Помните, что прямой свет не будет способствовать надлежащей передаче объема предмета натюрморта.

Довольно сложно фотографировать натюрморт, который составлен из стеклянных предметов. Исходя из тех задач, которые ставит перед собой фотограф, эти предметы могут освещаться с помощью прямого и контрового света.

Те стеклянные предметы, которые не имеют граней, фотографируют, осветив при этом фон. Так Вам удастся отлично передать прозрачность стекла. Существуют также и некоторые другие варианты для освещения натюрморта (например, моделирующий свет, контровый свет). В каждом конкретном случае вопрос выбора освещения решает сам мастер.

Фотографирование деталей машин и отдельных механизмов можно рассматривать как фотосъемку натюрморта. При этом так называемое бестеневое освещение будет вызывать особый интерес. Его следует применять в тех случаях, когда необходимо снять какие-то мелкие детали, например, к часам. Фотосъемка осуществляется по следующему принципу: все детали расположите на стекле, за которым поместите экран желаемого цвета. Фон при этом должен контрастировать с тональностью самого натюрморта, то есть быть либо светлее, либо темнее от него. Так Вы сможете лучше выявить отдельные детали.

Фотосъемка натюрморта из цветов, овощей и фруктов, пожалуй, самая популярная как у фотолюбителей, так и у профессиональных фотографов. При фотографировании подобных композиций характер освещения должен помогать передаче объема. Располагая предметы на плоскости фотоснимка, учитывайте обязательные требования равновесия кадра, а также цельность и неделимость композиции.

Этап пятый: съемка

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного иначе и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает большое количество времени, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который вы хотите увидеть, рекломендуем послмотреть снимок на компьютере - благо времени при съемке натюрморта предостаточно. Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например, промах фокуса и т.д.

При съемке натюрморта очень важно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка начинающих фотолюбителей – все снимать с уровня груди. Чаще всего эта точка съемки – самая неинтересная. Попробуйте присесть или, наоборот, встать повыше и наклонить фотоаппарат под более острым углом.

Этап шестой: обработка

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Графический редактор открывает еще одну грань для творчества. 90% схема обработки состоит из таких шагов:
- открытие RAW-файла и его редактирование;
- придание «живого» контраста;
- осветление и затемнение конкретных участков изображения;
- наложение текстур;
- последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов;

Сохранение.

Вот так, в общих чертах, и снимают натюрморты. Надеюсь, было интересно. Всего Вам фотографического!

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!

Фотограф-натюрмортист рассказала “Морсу” о том, какие комнаты в квартире легко заменяют профессиональную студию

ОЛЬГА СИНЕГУБОВА
фотограф-натюрмортист

Говорят, натюрморт – это жанр, к которому фотографы приходят не сразу. Обычно начинают с природы, портретов, жанровой съемки. Когда вы поняли, что это ваше направление?

По образованию я эколог, но человек увлекающийся. Раньше серьезно занималась спортом, читаю, вяжу, пробую себя в разных видах творчества. Но фотография по-настоящему затянула. Началось это три года назад. Сначала я пробовала себя в самых разных жанрах, кроме, пожалуй, натюрморта. Я постоянно участвовала в интернет-конкурсах среди фотографов. Там я и узнала, что существует натюрморт в фотографии. С тех пор в основном снимаю только его.

Этот жанр не назовешь популярным и модным. В количественном плане он проигрывает всем остальным направлениям фотографии. «Продать» его труднее, чем портреты, предметную съемку, ню и love-story. Насколько он востребован?

Не могу согласиться с тем, что это не модно. Возможно, в Курске я одна снимаю в этом жанре, но на просторах интернета я вижу очень много отличных натюрмористов. Да и заработать на натюрмортах можно. Я, правда, не пробовала.

Помните свой первый натюрморт?

Конечно, помню, только это была скорее пародия на натюрморт. Тогда я не понимала, что это сложный жанр. Снимала его дома в спальне. Взяла предметы, абсолютно не сочетающиеся друг с другом. Что было дома, то и взяла: ваза с цветком, книги и зачем-то кепка. Сейчас даже смешно вспоминать.

Вы по-прежнему многие снимки делаете дома: не снимаете студию, не используете профессиональный свет. Это ваша принципиальная позиция или временное явление, пока не найдется достаточно средств для всего этого?

Да, я снимаю дома: на кухне, в спальне, на балконе. Отсутствие профессионального оборудования – это моя принципиальная позиция! Я считаю, что для эффектного натюрморта прежде всего важны чувство вкуса и такта.

Какие предметы чаще всего выбираете для композиций?

В основном я использую старинные предметы с историей (керосиновые лампы, глиняные кувшины). Всё это я нашла в деревне у бабушки. Я стараюсь не использовать современные вещи.

Ольга Синегубова проводит мастер-классы для тех, кто хочет работать в том же жанре, что и она. Занятия (опять же принципиально) проводит у себя дома. Редакция «Морса» посмотрела, в каких условиях создаются ее работы.

Backstage со съемки натюрморта с рябиной:

Результат:

Самое главное – это свет. Снимать нужно около окна, оно служит большим софтбоксом. Солнце не должно смотреть в окно, иначе будет слишком яркий, жёсткий свет. Не надо включать люстры и светильники. Можно подсвечивать отдельные предметы фонариком (если требуется).

2

Желательно использовать однородный фон (крашенный ватман, ткань).

3

Предметы в композиции должны не только сочетаться по цвету, но и быть правильно расставлены. Предметов не должно быть много. Правильное видение кадра – отсекать всё не нужное.

4

Использовать штатив.

5

Изучить элементарные настройки камеры. Выставлять индивидуальные значения для каждого натюрморта.

Как снимать натюрморт в домашних условиях fotoshkola_live wrote in 26 января, 2012

Представляем вашему вниманию рубрику «Работа над ошибками». Сегодня ее ведет преподаватель курсов , «Портрет. Основы» , «Фотография в путешествии» Валерия Аникина .


Одна из моих студенток на курсе «Ваш зеркальный Canon. Основы работы с камерой» Наталья решила сфотографировать яблоки. Такой красивый фрукт, казалось бы, только и требует того, чтобы нажать на кнопочку затвора — и сразу получится хорошая фотография. На деле оказалось, что для хорошего результата нужно приложить еще и немного усилий. Давайте посмотрим на допущенные Натальей ошибки.

Что здесь не так?

— резкость ушла на стену;

— формы объектов искажены;

— снимок получился желтым;

— поверхность стола некрасиво наклонена;

— фотография сильно обрезана.

Почему это происходит?

Когда мы очень близко подходим к такому ряду яблок, то камера физически не может сфокусироваться на первом или втором из них, это определяется минимальной дистанцией фокусировки отдельно взятого объектива. Резкость уходит вглубь снимка и выделяет ненужный участок, а весь первый план остается размытым.

В том, как именно будут выглядеть снимаемые вами яблоки, важную роль играет фокусное расстояние объектива. В широкоугольном положении объектива (этот снимок сделан с помощью фокусного расстояния 27 мм), при непосредственной близости от объекта съемки, мы получаем увеличение объекта на переднем плане и постепенное уменьшение объектов к заднему плану. Хотя на самом деле все яблочки одинаковы по размеру!

Не стоит забывать и об удобстве восприятия снимка. Начинающим фотографам кажется, что любой неожиданный наклон камеры поможет сделать снимок оригинальнее. К сожалению, чаще всего это приводит к тому, что на результатах таких экспериментов просто трудно задерживать внимание. То же самое и с изменением привычной нашему взгляду форме кадра — когда прямоугольная фотография превращается в узкую полоску, старательно обрезанную ровно по форме изображенного. Проблему организации пространства лучше решать заботой о композиции.

И последняя, но очень частая ошибка при съемке в помещении заключается в том, что многие забывают подобрать баланс белого, оставляя его заботам автоматики. Кадры получаются то синими, то красными, объекты теряют свои естественные цвета. А ведь это занимает всего пару секунд. Любая современная камера предлагает своему владельцу стандартные решения — предустановку баланса белого. Стоит только подсказать ей в каких условиях вы снимаете и будьте готовы получить естественные оттенки.

Решаем проблему вместе!

Для создания снимка нам понадобятся:

— яблоки;

— торшер;

— плотная белая бумага;

* Свет от торшера дает желтый оттенок, поэтому находим в меню фотоаппарата установку баланса белого и выбираем из списка предустановку «лампа накаливания». Можно настроить баланс белого и по листу, но это потребует чуть больше времени и знания комбинации кнопок (она подробно описана в инструкции к вашему фотоаппарату).

*Чтобы подсветить плотные тени, мне понадобились листы бумаги, которые были укреплены рядом с яблоками. Часть света от торшера отразилась от бумаги на темные бока яблок, подсветив их и отбрасываемые ими тени. А самое первое яблоко еще и стало выглядеть объемнее.

Давайте посмотрим на расположение источника света и отражателя относительно яблок:

А теперь сравним результат:


* Для того, чтобы получить стройный, аккуратный ряд яблок, отходим на некоторое расстояние от стола и используем большее фокусное расстояние (проще говоря, зум) вашего объектива. Фокусное расстояние, которое использовала я — 85 мм.

* Решено сфокусироваться на втором от камеры яблоке. Чтобы выделить его, выставляю значение диафрагмы f4 (это стандартное минимальное значение для большинства объективов). Чем шире открыта диафрагма, тем светлее кадр и меньше глубина резко изображаемого пространства. Объекты перед и за яблоком оказываются размытыми.

* Так как снимок делается в условиях недостаточного освещения, а диафрагма уже максимально открыта, думаем, что ещё можно такого покрутить в камере, чтобы сделать снимок светлее. Первое что приходит на ум — поднять ISO. Глядя на свой снимок, весь покрытый точечками, вы же сами и нахмурите брови, ведь чем выше это значение, тем хуже качество фотографии из-за шума. Остается возможность увеличить выдержку. Так и поступим. Чтобы снимок не вышел смазанным, камеру нужно хорошо укрепить на штативе или в любом другом устойчивом месте. Все эти снимки делались с упором камеры на обычный стул.

В итоге получился вот такой снимок:


Итоговые параметры съёмки:
ISO: 100
Диафрагма: f/4,0
Выдержка: 1/13s

Как видите, совершенно простыми средствами мы получили аккуратную, объемную фотографию без искажений объектов, с точной фокусировкой и естественными цветами.

Cегодня мы расскажем вам о том, что такое натюрморт и как его создавать. Речь идет, сами понимаете, конечно же, о фотографическом натюрморте. Из этой статьи вы так же узнаете, как в условиях обыкновенной квартиры всего лишь в несколько приемов сделать красивое изображение предметов.

Так что же такое натюрморт? В переводе с французского языка натюрморт (nature morte) означает мертвая натура. Применительно ко всем видам изобразительного искусства, натюрморт - это изображение на плоскости различных предметов. На натюрморте могут быть изображены украшения, фрукты и другие плоды, предметы быта и домашнего обихода, старинные вещи и многое другое, точнее - всё что угодно.

Итак, как же снимать натюрморт?

Первый этап. Идея

С неё, с идеи, начинается всё. Абсолютно любое дело. В том числе и работа над натюрмортом. Прежде чем начать снимать, вам нужно для себя твердо уяснить: без идеи, которую вы для себя четко сформулировали, у вас ничего не получится. Некоторые дилетанты порой думают примерно так: «вот сейчас я раскидаю по столу предметы, и сразу пойму, что выйдет из всего этого, что у меня получится». Но скажем вам сразу: такой подход к делу только отнимет у вас время, а, возможно даже что и вообще отобьет желание снимать натюрморт. Идея создания натюрморта вызревает у фотографа на основе его фантазии, желания снимать, и вообще различных житейских впечатлений. В период вызревания идея постепенно очищается от различных лишних и ненужных деталей, встает в определенные рамки, выстраивается композиция будущего снимка, подбираются для этого снимка предметы, фон, драпировки и пр.

Кстати, поиск предметов для воплощения в жизнь идеи задуманного натюрморта -дело достаточно трудное, а порой и затратное в материальном плане. Кто-то из фотографов эти предметы покупает, кто-то берет их на время у друзей и знакомых. Довольно часто композиция натюрморта возникает на основе какой-нибудь одной вещи. Потом эта композиция обрастает другими вещами, возникает одна, вторая, третья идеи натюрмортов, в которых этот конкретный предмет будет фигурировать. После того, как вы обдумаете сюжет натюрморта, окончательно определитесь с композицией, то вам будет нужно постоянно держать в голове те предметы, которые у вас имеются в наличии. Ну, на худой конец, докупить их или приобрести другими путями. Параллельно с этим, нужно мысленно рисовать себе композицию снимка, на котором ваши предметы будут располагаться. Работать в этом плане нужно до тех пор, пока натюрморт окончательно не «нарисуется» в вашем воображении.

Второй этап. Подготовка задника и стола

Выстраивать предметы, из которых вы будете создавать натюрморты, в домашних условиях лучше всего на журнальном столике, который может передвигаться на колесах. Такой столик без особого труда можно расположить так, как вам удобно, например, по отношению к окну или к другому источнику света. Стол - это всего лишь основа, подставка для предметов. На самом снимке его не будет видно. То, что будет видно на снимке, что будет служить фоном для предметов, принято называть задником. Задником для натюрморта вполне может стать лист ДВП размером примерно полтора на полтора метра. С одной стороны его, например, можно покрасить светлой или серой краской, с другой - темной морилкой. Такого задника для работы вполне достаточно. Ещё вам потребуется такая вещь как подстилка. Что это такое? Подстилкой может служить, к примеру, кусок мешковины или другой красивой разного цвета фактурной ткани, различные дощечки из разных пород дерева, картон, куски стекла и пр. Главное, чтобы и подстилка, и задник не были бы слишком активны и не отвлекали бы на себя внимание зрителя, не выпадали бы из общей тональности натюрморта.

Третий этап. Расстановка предметов

Великий испанский сюрреалист Сальвадор Дали однажды сказал: «Если ваша картина вам ясна уже до ее написания, ее можно и не писать». Что это значит? А то, что в воображении художника картина обычно рисуется несколько по-другому, нежели такой, какой она будет в реальном воплощении на плоскости. Причина такому явлению - множество различных мелочей. Ни один художник, даже самый талантливый и образованный, никогда точно не скажет вам, как в той или иной ситуации выстроятся пропорции, например, розы в вазе по отношению к яблоку, расположенному чуть поодаль от неё, как ляжет свет на всю эту композицию, и многое другое. Вот почему компоновка предметов для натюрморта, расстановка их на рабочем столе, есть всего лишь воплощение в жизнь ваших фантазий. А жизнь наша, как известно, довольно далека от идеала.

У настоящих мастеров натюрморта на выстраивание предметов зачастую уходит очень много времени. Порой они могут заниматься этим часами. И действительно, в этом деле важен каждый миллиметр. Иногда расставив предметы на плоскости, фотограф понимает, что у него ничего не получилось, что предметы совсем не подходят друг к другу, не живут единой жизнью, что выстраиваемый натюрморт получается совершенно неправильным и скучным. В этом случае нужно просто, как говорят, напрячь мозги и вернуться к изначальной идее вашего натюрморта, и выжать из этой идеи всё, что реально возможно, до последней капли. Но, к сожалению, часто из этого уже ничего не получается. Тем не менее, если вы видите, что композиция всё же хоть как-то складывается, ломать ее нет никакого смысла. Проще доработать ее и всё же сделать снимок. Кстати, иногда бывает такое, что натюрморт приобретает свою законченность только лишь после обработки изображения в фотошопе. Не забывайте и про это. А может возникнуть ситуация и с точностью до наоборот: вы создали, на ваш взгляд, приличный, просто замечательный натюрморт, но зрителям он совершенно не понравился и они его не оценили.

Четвертый этап. Свет

Свет в натюрморте - это отдельная и серьезная тема. О ней можно говорить долго. Но сегодня, чтобы не утомлять вас излишними рассуждениями, мы скажем о ней коротко.

Различные виды освещения в натюрморте хорошо использовать в зависимости от сезона и сюжета самого натюрморта. Например, при естественном солнечном свете из окна (или вообще на улице) хорошо снимать натюрморты, главные «герои» которых фрукты, овощи, ягоды, цветы и вообще что-то недавно бывшее живым. А вот так называемые «мужские» натюрморты, в которых «принимают участие» такие атрибуты этой половины человечества, как трубка, дорогая зажигалка, красивый нож, бутылка с хорошим коньяком лучше снимать при искусственном свете. Можно со вспышкой, можно с другими источниками света. Искусственный свет придает натюрморту атмосферу ночи, успокоения, какого-то одиночества и комфорта. Но, тем не менее, многое в натюрморте можно изменить, установив при съемке, например, вместо одной вспышки - две, или снять натюрморт при другом значении баланса белого. Ну, и многое другое.

Иногда при съемке натюрморта хорошо использовать заслонки, преграждающие путь световому потоку, или отражатели, которые освещают предметы отраженным светом. При любой ситуации, при создании натюрморта световому рисунку нужно уделять серьезное внимание. От него зависит общее настроение натюрморта.

Пятый этап. Съемка

Ну вот, предметы на столе расставили, натюрморт скомпановали, свет выставили… Теперь начинаем снимать. Фотокамеру, конечно же, нужно установить на штатив.

Хотим вас уведомить, что этот этап, фотографирование, тоже накладывает на работу некоторые ограничения. Иногда может случиться так, что на снимке композиция натюрморта, освещение, и многое другое может выглядеть чуть по-иному. И тогда вы будете вынуждены менять предметы местами, передвигать их с места на место, создавать другой световой рисунок и пр. Этот этап работы очень тесно связан с третьим этапом работы над натюрмортом (с расстановкой предметов). Вот почему он тоже может занимать много часов. Плюс ко всему, при съемке фотографу часто приходится менять ещё и настройки камеры.

После того, как на миниатюрном дисплейчике фотокамеры вы увидите снимок, который вас вроде бы стал устраивать, можно вынуть из аппарата флеш-карту и вставить ее в компьютер для того, чтобы на большом экране посмотреть полученный результат. Конечно же, при этом вы наверняка обнаружите в вашем натюрморте огромное число мелких недочетов и промахов. Ну, например, завал горизонта, или неточная фокусировка, какой-то лишний блик на предмете и пр. Приходится опять нести карточку в фотокамеру, менять параметры съемки, передвигать с места на место предметы, заменять их один на другой, выстраивать новый световой рисунок… Опять делать несколько снимков… Потом снова - большой экран. И так до бесконечности. Иногда это может длиться несколько часов. Иногда целый день можно провозиться с одним натюрмортом. Порой, и свет из окна может измениться, стать другим и по интенсивности, и по цветовой температуре…

Но без кропотливой работы никогда не получишь хороший натюрморт. Как говорит старая русская пословица - без труда не вынуть и рыбку из пруда.

Шестой этап. Постобработка

Послесъемочная обработка фотографии в различных графических редакторах (в фотошопе, например) на компьютере - это необходимый этап работы. Глубоко не правы те, кто отрицает это, считает, что в фотографию вмешиваться не нужно, что это лишает ее реальности и естественности. Постобработка снимков нужна. Она порой бывает просто необходима. В натюрмортах без нее вообще ну никак не обойтись. Правда, в каких-то случаях постобработка нужна больше, в каких-то меньше. Графические редакторы открывают для фотографа ещё одну, новую, неведомую ещё совсем недавно, при фотографии на плёнку, грань творчества.

Например, в фотошопе натюрморт можно состарить, или подложить под изображение какую-нибудь текстуру. Мы хотим предложить вам примерно такую схему постобработки натюрморта:

  1. Открыть RAW-файл и его отредактировать в Adobe Camera RAW.
  2. Придать изображению живой контраст.
  3. Затемнить или осветлить некоторые участки снимка, выровнять общую тональность.
  4. Если есть необходимость и желание - подложить под изображение текстуру.
  5. По возможности поднять резкость.
  6. Ну, и, завершающая стадия - мелкая ретушь дефектов самих предметов, изображенных на снимке: потертостей, трещин и пр.

Всё. Сохраняйте все изменения в изображении. Работа завершена.

Кстати, этот этап работы, эти шесть казалось бы, коротких шажков, тоже могут быть достаточно продолжительными по времени и длиться несколько часов… Дадим тут ещё один маленький совет. Постобработкой снимка лучше всего заниматься спустя несколько дней после съемки. Пусть ваша голова, ваше творческое мышление отдохнет после напряженной работы. Вполне возможно, что за это время вас могут посетить новые замечательные идеи.

Желаем вам творческих успехов!