Ненависть в произведении война и мир. Изображение войны в романе "война и мир"

  • 03.03.2020

Куприн со своим Гранатовым браслетом будет интересен для нашего читательского дневника, где рассказывается история об одном чиновнике и его любви к светской даме. В произведении Куприна Гранатовый браслет затронута тема о любви, где за основу был взять сюжет из жизни.

Рассказ Куприна Гранатовый браслет история

История создания рассказа Гранатовый браслет Куприна началась осенью 1910 года, когда писатель и задумал свою работу, которая должна была быть рассказом. Но, Куприн увлекся написанием и не заметил, как произведение разрасталось и разрасталось и здесь история создания Гранатового браслета Куприна говорит о том, что рассказ перерос в повесть. Повесть, принесла автору успех. Какой сюжет же был взят из жизни?

Как-то Куприну рассказал Любимов историю о чиновнике, что полюбил его мать. Он постоянно писал письма, а потом в одном из писем отправил и гранатовый браслет, что было в то время дерзким поступком. Вот жених Любимовой и отправился к поклоннику домой, где тот писал очередное письмо. В разговоре мужчины попросили поклонника больше не писать и не появляться в жизни матери Любимова. Поклонник исчез и о его судьбе больше никому не было известно. Куприн, услышав этот рассказ, решил написать свое произведение со своей концовкой.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война - мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.

Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, - сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек - особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души». У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству. «Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем «почти недоступным» ему «возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым (в плену Пьер попадает в мир народа, соединяется с ним и становится лучше и чище; перед ним открываются истинные жизненные ценности, он наконец-то находит для себя объяснение жизни и ее смысла), в другом - мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным. Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.

Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась». После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.

Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.

Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира - это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы - к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь». Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир. Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы. Захваченная «наполеоновской идеей» Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата. В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.

Война - это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года - это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.

Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе. Основное значение слова «мир» здесь - это идея всеобщего единения.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной - таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.

«Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам». Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.

«Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» - это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» - это маленькие миры людей. Капли эти «то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие». Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.

Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора «Войны и мира», - преодолеть свою ограниченность и слить свое «я» со всем бесконечным миром. Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера. Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.

Князь Андрей говорит: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!» - это и есть главная идея «Войны и мира», вложенная Толстым в уста своего любимого героя - князя Андрея.

Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью», - записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».

Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела. «Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», - думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. «Друг мой, маменька, - говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».

Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.

«Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни - это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального», - писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.

«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» - нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».

Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек - это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой - частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». Л. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.

Вообще, никто еще, быть может, не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости, как автор «Войны и мира».

Н.И.Соловьев

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.

Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.

Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.

С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.

Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.

По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».

Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.

Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».

Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.

Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.

Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту­альную общность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспокоится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохова. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер го­ворит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, – это то, ради чего стоит жить.

Здесь искали:

  • дружба в романе война и мир
  • дружба и вражда война и мир
  • война и мир дружба и вражда

Дружба и Вражда в романе Толстого "Война и Мир"?

    Дружба и любовь по мнению великого классика Л.Н Толстого вот истинные ценности ради чего стоит вообще жить и я с ним полностью согласна. Истинную дружбу в романе Война и мир писатель прослеживает между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским. Еще есть сюжетные линии женские дружбы, но именно эту писатель исследовал и показал читателю более глубоко. Причем надо заметить, что у Болконского и Безухова абсолютно разные характеры и темпераменты. Однако у них есть похожее отношение к жизни, они ищут оба истину и смысл жизни, в этом их интеллектуальная схожесть. Когда какие-то у одного или другого кризисы, они потрясающе поддерживать умеют. Знаменитое выражение Пьера, которое он говорит Болконскому после смерти его жены, что надо жить, любить и верить.

    Вражда ярая в романе меньше показана, однако она тоже отлично прослеживается между Болконским и Курагиным.

    Ярчайшим примером дружбы в романе Война и мир Льва Толстого можно назвать отношения Андрея Болконского и Пьера Безухова. Два абсолютно разных человека поддерживают и понимают друг друга в трудную минуту, искренне радуются счастью друга. Если поступок товарища кажется кому-то из них неверным, то они не осуждают, а подсказывают, естественно, со свой колокольни, как исправить ошибку.

    Примером вражды можно считать отношения Марии Болконской с собственным отцом. Если у большинства героев произведения бывают конфликты, которые так, или иначе заканчиваются, то здесь мы видим длительное противостояние. Мария не воспринимает методы воспитания князя Николая и, хоть и молча, но противится ему. До открытой стычки, конфликта дело не доходит, и вражда продолжается пока старик не умирает.

    В произведении Льва Толстого Война и мир дружба представляется как одна из главных жизненных ценностей, ради которой стоит жить. В сюжетной линии прослеживается несколько направлений дружеских связей главных героев: дружба между представителями молодого поколения — Николаем Ростовым и Денисовым, Пьером Безуховым и Андреем Болконским, женская дружба между Наташей Ростовой и княжной Марьей.

    Очень серьезно подошел Толстой к описанию отношений между в корне различающимися по характеру и темпераменту соперниками Пьером Безуховым и Андреем Болконским, однако имеющих общее свойственное юности отношение к жизни, взаимовыручку, нахождение в вечном поиске смысла жизни. Дружба между Андреем и Пьером — созидающая, поддерживающая, исцеляющая в тяжелый период.

    Оба оказывают друг другу неоценимую поддержку в трудных обстоятельствах жизни.

    Параллельно мы видим в романе и ложную дружбу, неблагодарность в отношениях Пьера Безухова с Долоховым, который увел у него первую жену Элен.

    Кроме того, между Андреем Болконским и Анатолем Курагиным тоже возникает своего рода соперничество за Наташу Ростову, Андрей даже хотел вызвать того на дуэль за бесчестный поступок -попытку скомпрометировать Наташу.

    Однако вся эта вражда меркнет перед самой жизнью, перед ее печальными обстоятельствами, в которых каждый из нас может оказаться, да и сама эта вражда не стоит самой себя: жизнь так извилиста и коротка.

    Можно зацепиться за дружбу, как проявление человеколюбия рядом героев. Проанализировать к кому обстоятельства по мнению автора проявляют большую благосклонность. Например Пьер Безухов. Милаха не особо внешне привлекательный. Но ведь Наташенька Ростова к нему приплывает в итоге. Обстоятельства раздают кому тумаки, а кому пряники. От испытаний не куда не денешься, на то она и жизнь. А вот Балконский черствоват да и гордец без меры. Мог ведь сигануть от ещ не разорвавшейся ядра, так нет гордыня обуяла. И.т.д.

    Тему дружбы и вражды можно раскрыть на примере произведения Война и Мир если рассматривать таких героев как Болконского и Безухова.

    Можно сказать, что эти два героя нашли друг друга, они поддерживали друг друга в сложной ситуации.

    А про вражду так: можно е вытащить и описать из проявлений двойственности натур героев. Внутренний конфликт сторон (вражда)Ведь проявление двойственности натуры есть в каждом, только в разной степени. Можно в этом свете выделить более целостного в этом смысле героя, ну это на ваш взгляд конечно. И иного курагина например. все люди конечно. Богесть в каждом. Но вот в ком -то света побольше… Разная степень духовной зрелости…. А война — это отображение внутреннего конфликта в душе человека. Ведь окружающий мир, это зеркало души. Считаю, что главным героем является Безухов. Он там центр вселенной.

    Если рассматривать дружбу и вражду между героями в романе Война и Мир, то здесь Толстой, наиболее ярко, отобразил эти два полярных отношения человека к человеку, на примере самого яркого персонажа романа, Андрея Болконского.

    Дружил Андрей, конечно же с Пьером, которого считал самым светлым человеком светского общества того времени. Их дружба, была практически эталонной, так как в ней отсутствовала корысть и меркантильные интересы, а наполнял ее ум и эмпатия в отношении к друг другу. Эти светлые стороны в отношениях между друзьями, определенно просматривались во время их глубоких диалогов которые были пропитаны и отображены в интеллектуальных размышлениях, а так же в том, что эти люди, от всего сердца, сопереживали друг другу и всегда старались помочь и поддержать.

    В итоге, крепость этой дружбы проявилась в том, что именно Пьера, и выбрала Наташа, после гибели Андрея, как самого близкого в плане родства душ с самим Андреем человека. Кроме того, именно Пьеру, Андрей и доверил воспитания собственного сына, от чего тот как настоящий друг не отказался.

    Что касается вражды, то такие чувства, открылись у того же князя Андрея, к Анатолю Курагину, который скомпрометировал Наташу, тем что вскружил ей голову и подтолкнул ее на побег с ним. Побега как мы знаем не получилось, но отношения Наташи с Андреем из за этого разрушились.

    Пик вражеского отношения Андрея к Курагину, можно проследить в тот момент, когда он пытался вызвать его на дуэль и получить желаемую им сатисфакцию, однако Анатолю удалось улизнуть.

    Затем в дальнейшем, судьба свела этих двух людей в военном госпитале, где раненный Андрей, наблюдал как его врагу отрезают ногу. В попытке понять, зачем само проведение сводит их снова, Андрей долго и мучительно мыслил. Однако в этот момент, Толстой показывает, что вражда может быть погашена тем ужасом, который окутывает пусть даже и плохого и бесчестного, но все же человека.

    Очень ярко Дружба и Вражда в романе Война и мир показана на примере отношений Пьера Безухова и Долохова. Ведь Безухов похлопотал за Долохова везде где мог и приютил его в своем доме, а Долохов ему отплатил предательством и изменой, закрутив любовную интрижку с его женой Элен.

    Элен была также продажной Душой, но Долохов был не лучше Элен.

    Когда Безухов узнал об этой подлости, то вызвал Долохова на дуэль. Вот так закончилась дружба этих мужчин, даже скорее всего эта дружба была только со стороны Безухова.