— Нателла Георгиевна, это правда, что вы всегда пишете пейзажи только на природе? На выставке много фотографий, где вы работаете на натуре: в лесу, в деревне, в поле.
— Да, работаю на натуре в любое время года.
Мне важно видеть, слышать, ощущать всё вокруг холста: шорох листвы, игру света и теней, щебетанье птиц, движение воздуха. Надеюсь, это тоже входит в содержание картины и определяет её атмосферу. А это главное для меня.
— Да, сюжетика у вас практически отсутствует…
— Сюжет придумать несложно, но не думаю, что это относится к живописным решениям. Настоящая музыка волнует и без слов, не так как в песне. Часто слышим песню, где музыки практически нет, а слова должны слушателя взволновать. Мне интересно передать состояние окружающего меня мира чисто живописными средствами — сочетанием цветовых пятен, их расположением, ритмом, композицией… А натура как раз и даёт богатство состояний.
— В экспозиции много зимних пейзажей.
— Пишу часто зимой, пока не замёрзнут краски. Люблю писать снег, он всегда разный, и каждый раз для меня ставит новую живописную задачу.
— Искусствоведы пишут о внутреннем драматизме ваших картин.
— Я думаю, это связано с противоречивостью задачи — передать движение жизни, динамику материи в статике изображения. И мне это очень интересно, я пытаюсь передать опять-таки чисто живописными средствами некий процесс, какое-то движение в природе, изменение её состояния. Наверное, и работы поэтому так называются: «Перед снегом», «Оттепель», «После дождя», «Лето кончилось».
— А в мастерской не завершаете работу?
— Нет, никогда. Вся работа должна быть закончена на натуре. В мастерской другой свет, другое окружение, значит, другое состояние. И, как в музыке, одна фальшивая нота может испортить всё музыкальное произведение, в живописи один неверный мазок разрушит всё живописное состояние картины. Поэтому, наоборот, если я обнаруживаю какую-то неточность — возвращаю холст на натуру. Иногда из-за одного мазка, одного цветового штриха.
— С этим внутренним камертоном художник рождается или этому учатся?
— У всех, наверное, по-разному. Я с детства жила среди книг по искусству. Еще читать не умела, но бесконечно их листала, рассматривала. Мой отец, Георгий Тоидзе, был замечательным скульптором и графиком, он поставил много памятников, в том числе и в Москве. Мы жили на Поварской, 30, в особняке графа Шувалова, в той части, где раньше была домовая церковь. Там была папина мастерская, которую от жилой части отделяла большая стеклянная дверь. Я каталась на трёхколёсном велосипеде вокруг огромных скульптур, среди глины, пластилина, мешков с гипсом, среди натурщиков и натурщиц. А потом и сама стала лепить что-то своё. Отец сделал мне небольшой станок, и я всё время стала проводить в мастерской около отца.
— Вас поощряли в этих занятиях?
— Я из семьи потомственных художников, мой дед — Мосе Тоидзе, известный грузинский художник, ученик Репина, окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, там же познакомился с бабушкой, Александрой Сутиной, послушницей монастыря, учившейся на курсах иконописи. Дядя — Ираклий Тоидзе, знаменитый плакатист, автор замечательного плаката «Родина-мать зовёт!». Но никто не заставлял своих детей быть художниками. Понимали, знали, что те, кто отдаёт себя искусству, — должны сами этого очень хотеть. У моего деда было шестеро внуков и внучек, и я — единственный художник.
Отец, конечно, объяснял мне, что такое объём, глубина, пластика, и мне это было интересно. А в какой-то момент я почувствовала, что мне нужен цвет.
— Вот откуда скульптура цвета!
— Да, наверное. Поразительно, что именно так Паола Волкова писала о моей живописи как о скульптурной. Появились краски — акварель, потом масло. Но форматы уже тогда были большими.
— Сколько вам было лет?
— 8-9. Отец никогда не говорил мне: «Работай», хотя сами они были великими тружениками — и папа, и дед, и дядя. Всю свою жизнь они проводили в мастерской. Я хорошо это помню.
— Вам удаётся так работать?
— Не всегда. Всё-таки текущая жизнь вокруг требует от женщины большей отдачи — семья, родители, дети, внуки. Но работаю много и с удовольствием.
Кстати, единственное, что осталось у меня от Репина, — я узнала об этом намного позже, — это репинская палитра, как это ни забавно звучит. Когда я попросила масляные краски, папа купил их и показал, как надо и в какой цветовой последовательности выдавливать тюбики на палитру. Я так и стала работать. Но потом в художественной школе педагоги сказали, что краски лежат неверно, не в том порядке. Но я уже привыкла и палитру менять не стала. А как-то позже спросила у папы, почему именно так он открыл мне палитру. И он ответил, что так научил его отец, а того — учитель, Репин.
— А каким-то приёмам живописным вас не учили? При всей ясности и яркости вашего почерка, выставка показывает отсутствие как раз того, что можно назвать приёмом.
— Я как раз считаю, что найденный приём, который потом тиражируется художником, означает тупик. И, к сожалению, такие примеры всегда видны. Повторять найденное, цитировать себя, копировать раннее — конец творчеству. Иногда видно, как художник подчас акцентирует свой приём, агрессирует его, если так можно сказать, потому что другой дороги уже нет.
Я никогда не работала «приёмом», ставя каждый раз новую для себя задачу. Но это-то как раз самое интересное!
— Когда пишут о вашем новаторстве, как вы это понимаете?
— Наверное, имеется в виду, что занята исключительно живописью как таковой, то есть без помощи сюжетики, символов и знаков, возможностью только цветом передать состояние мира вокруг. Сейчас мало кто так работает. Хотя никогда не думала и не думаю о новаторстве, о традициях, о современности или нет.
— Скажите, Нателла Георгиевна, а как вы находите объект для работы, как выбираете его из множества подобных?
— Работаю я достаточно быстро, по-другому на натуре нельзя: уходит солнце, меняется свет, наплывают облака, собирается дождь или снег. Но выбираю объект долго и тщательно. И главное в этом — мне самой это должно быть интересно. Живописная задача меня должна волновать.
— Что вам даёт большой формат? Ведь это очень трудоёмко!..
— Очень, особенно зимой, но мне интересно — необходимо большое пространство. Я с трудом вмещаюсь в небольшие размеры.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— А как вы вообще задаётесь размером? Это ведь решается заранее, нужно подготовить подрамник, холст?
— В момент созревания задачи. Когда я нахожу объект, чувствую его состояние, начинаю видеть и формат, и размер будущей картины. То есть тоже там же — на натуре.
— А как рождаются ваши декоративные, символические вещи, которые делаются в мастерской?
— Да, в общем, так же. И в декоративных вещах я для себя решаю прежде всего задачи живописные. И меня это тоже должно волновать и увлекать. И главное здесь — волновать. Потому что, надеюсь, когда это волнение есть в художнике, его картина взволнует и зрителя.
Октябрь 2015
Нателла Тоидзе - представитель знаменитой грузинской династии живописцев, оставившей глубокий след в русском искусстве. Художница подготовила новую выставку под названием «Скульптура цвета».
Картины действительного члена Российской академии художеств выставлялись в Пекине, Нью-Йорке, Лиссабоне... Часть работ находится в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии и США.
Несмотря на всемирное признание, Нателла не торопится назвать себя состоявшейся в профессии. «Путь художника долог, - считает она. - Мне кажется, если найти себя и работать в какой-то одной удобной манере, творческий рост прекращается. А это неинтересно как для самого художника, так и для тех, кто оценивает его работы. Мои картины абсолютно разные, они не повторяются ни композиционно, ни тематически. Каждый раз я ставлю новые задачи, только так можно двигаться вперед. Отсюда и «пластичность» в названии моей выставки. Само выражение «скульптура цвета» принадлежит искусствоведу Паоле Волковой, таким образом высказавшейся о моих работах».
Нателла Георгиевна обладает узнаваемым авторским почерком и бесспорным художественным даром, заложенным в семье, которая на протяжении нескольких поколений связана с искусством. Дед художницы Мосе Тоидзе - ученик самого Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР. Отец Георгий Тоидзе - известный скульптор и график, а дядя плакатист Ираклий Тоидзе является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!».
Экспозиция включает в себя и ранние работы Нателлы Тоидзе, и недавно созданные. Всего более 40 произведений: пейзажи средней полосы России, написанные в «темпераментной» манере, сложные по композиции натюрморты. В любое время года художница пишет только с натуры, предпочитая пленэр работе в мастерской. «Зимой в валенках, тепло одетая, - говорит она. - Если замерзла, где-то погреюсь и выйду опять. А в закрытом пространстве при постановочном свете невозможно написать живое - небо, солнечные зайчики на траве, тени. Птицы поют, добавляя настроение. Оно потом возвращается тем, кто смотрит на картину».
В последнее время Нателла Георгиевна предпочитает крупноформатные холсты и кисти соответствующих размеров. У двухметровых мольбертов и других технических конструкций есть автор - муж Нателлы Тоидзе, известный кинорежиссер, Народный артист России Вадим Абдрашитов. «Я работаю в качестве грузчика, - шутит Вадим Юсупович. - Мольбертов для такого размера холстов не существует, приходится делать их самим. Возникает проблема, как установить, чтобы не снесло ветром, потому что парусность очень высокая. Приходится повесить еще пару сумок с кирпичами, чтобы уж точно знать, что все это не перевернется».
Выставка известной московской художницы, члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета» открылась в воронежском музее им. Крамского в пятницу, 6 марта. Нателла Тоидзе - одна из самых известных и востребованных сегодня российских художниц. В последние несколько лет ее крупные, ретроспективные выставки с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных галереях в разных городах мира. Работы Нателлы Тоидзе находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.
Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, созданные еще в 1970-е годы, так и написанные совсем недавно. Всего в экспозицию вошло около шести десятков полотен - в основном, крупномасштабных. Это работы из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник - пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Вернисаж собрал огромное количество зрителей, открытие посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, воронежские культурные деятели, бизнесмены, городские чиновники.
Определение «Скульптура цвета» принадлежит известнейшему искусствоведу Паоле Волковой, - рассказал о названии экспозиции директор музея Владимир Добромиров, - и на первый взгляд оно кажется парадоксальным, но ведь на самом деле, если форму скульптуры мы воспринимаем через цвет, то почему бы живописи не создать эту скульптурную форму посредством цвета?
Фото: 1 из 17
Фото - Софья Успенская
Нателла Тоидзе происходит из семьи, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе - живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет». В числе первых женщин - профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.
Это история, и то, что она имеет продолжение, то, что Нателла Георгиевна так высоко и красиво несет знамя искусства этой потрясающей семьи, - это вдохновляет, - сказал искусствовед Бронислав Табачников, открывая выставку. Саму экспозицию он назвал «праздником живописи».
Когда смотришь картины, меня поражают несколько качеств: это высочайшая культура холста, во-вторых, это праздник цвета - он на полотнах Нателлы Тоидзе ощущается как живой, в него хочется погрузиться - и, наконец, это удивительная драматургия.
Нателла Тоидзе, приехавшая в Воронеж на открытие выставки, отметила, что действительно, стремление уловить «драматургию природы» для нее одна из главных творческих задач.
Все работы сделаны на пленэре - для меня это очень важно, потому что я пытаюсь передать это драматургическое состояние природы, - рассказала Нателла Тоидзе. - Многие мои работы так и называются: «Перед снегом», «После дождя», этот переход из одного состояния в другое. Поэтому всегда, вне зависимости от погоды, если только на улице не ниже -7, я работаю на природе. У меня специальный огромный мольберт, сделанный на заказ, не всегда с ним удобно, но мне это очень интересно, потому что из мастерской писать природу невозможно.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
То название экспозиции может вызвать у вас ассоциации с яркой скульптурой из различных материалов. И, действительно, придя на выставку, вы увидите и цвет, и форму, но только на холсте.
Картина Нателлы Тоидзе "Антракт. Коломбина и Арлекин"
"Заниматься искусством я начала со скульптуры, поэтому, когда перешла на живопись, то интуитивно стала лепить форму цветом. Если подойти близко к моим работам, то можно увидеть, что они, как мозаика, собраны из множества пятен-мазков", - рассказывает автор выставки.
Само же понятие «скульптура цвета» принадлежит искусствоведу Паоле Волковой , которая, посетив одну из выставок Тоидзе, назвала её живопись скульптурной.
Картина Нателлы Тоидзе "У камина"
Любовь к формам передалась Нателле от отца - Георгия Тоидзе, известного скульптора и графика. Семья жила в квартире, которая была нераздельна с мастерской. Именно там будущая художница проводила все свободное время, занимаясь лепкой из глины и пластилина. По воспоминаниям, у нее даже был свой небольшой станок. В девочке видели подающего надежды скульптора, но в 10-11 лет Нателла попросила купить ей краски: «Цвет всегда для меня имел большое значение. Я с детства любила наблюдать за оттенками, тенями и бликами, причем это происходило неосознанно».
Картина Нателлы Тоидзе "Рассада"
Кроме того Нателле были интересны холсты большого формата. И когда у нее еще не было мольберта, родители давали ей огромные листы, которые можно было разделить на несколько частей. Но Нателла использовала их целиком - клала на пол и рисовала, удлиняя кисточку.
Осталось у художницы и увлечение скульптурой. В дальнейших планах сделать совместную выставку цвета и формы: «Я давно об этом думаю, но со скульптурой больше технических проблем - для нее нужен материал, в следующий раз обязательно постараюсь реализовать эту идею».
Выставка "Нателла Тоидзе. Скульптура цвета" в Новом Манеже
Мастерская на открытом воздухе
Большинство полотен Нателлы Тоидзе - это пейзажи и натюрморты, а также декоративные и аллегорические композиции. Все, что связано с природой, художница пишет на пленэре. По её словам, только работа на открытом воздухе передает всю палитру чувств и эмоций от увиденного.
"Для меня главное - передать эмоциональное состояние природы, которое вместе со мной сможет прочувствовать сам зритель", - говорит Тоидзе.
На написание одного произведения обычно уходит три-четыре дня. Все это время Нателла Георгиевна проводит на открытом воздухе - художница никогда не дописывает работу в студии: «Если вдруг в мастерской я увижу какую-то неточность, то вместе с холстом возвращаюсь на натуру. Потому что на пленэре - свои законы письма: свет, краски, атмосфера. А неточный цветовой штрих (мазок) может загубить всё живописное состояние картины, как фальшивая нота может разрушить музыкальную гармонию».
Картина Нателлы Тоидзе
Работа на открытом воздухе, конечно, несет в себе и определенные трудности (тем более, что размеры холстов огромные - до двух метров). Главная из них связана с погодой, которая должна быть одинаковой несколько дней, чтобы сохранялось состояние природы.
"Однажды, - вспоминает Нателла Георгиевна, - в последний день работы резко упала температура, и когда я принесла картину домой, мои домочадцы сразу заметили: «Пейзаж стал на пять градусов холоднее». Потому что холод - это изменение освещения, появление облаков и, конечно, другие цвета. Так что работать приходится очень быстро - состояние вокруг меняется с каждой минутой".
Картина Нателлы Тоидзе "Герцено. На Москве-реке"
Картины вокруг нас Идеи для новых произведений, по словам художницы, приходят к ней по-разному: что-то она заметит во время прогулки, а что-то придумает, выстраивая очередную композицию. Но главная цель автора - это каждый раз ставить перед собой новые задачи, открывать что-то необычное и доносить это до зрителя: «Если я пишу зиму, то всегда пытаюсь показать ее в разном колорите, ведь в любом времени года множество состояний».
К таким картинам относится «Март», где Нателла Георгиевна хотела изобразить зимнюю композицию, но на дворе уже стояла календарная весна. Тогда она решила внести в работу декоративное начало и развесила на фоне снега узорчатые коврики, которые и стали основой произведения.
Картина Нателлы Тоидзе "Март"
А на соседней картине ("Снег сошел") зима уже окончательно отступила - ясное небо и яркое солнце, сухая земля и ожидающие почек деревья - все это создает осязаемое ощущение весны.
"Куст орешника был так ярко освещен солнцем, что, казалось, светится сам. Таким он и вошел в работу", - рассказывает пейзажистка.
Много на выставке и цветочных композиций, например, «Золотые шары», написанные в костромской деревне: «Я увидела, как цветы мощно проникают сквозь щели забора, и мне показалось интересным детально изобразить увиденное».
Картина Нателлы Тоидзе "Золотые шары"
Есть в экспозиции и натюрморты. Например, необычны по своей живописной задаче картины «Арбуз на черном» и «Арбузы на красном», где автор экспериментирует с фоном: «Я хотела написать кусочки арбуза на алой скатерти, но так, чтобы они оставались целостными и не сливались с тканью».
Картины Нателлы Тоидзе "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном"
Такое своеобразное решение художница применяет и к казалось бы привычному образу Флоры и Фауны. Если богиню Флору обычно изображают голубоглазой белокурой девушкой с корзиной цветов, а Фауну сдержанной барышней в окружении животных, то Нателла Георгиевна их видит сначала чернокожими женщинами, погруженными в ночной зной некого тропического мира ("Флора и Фауна/диптих"), а затем и вовсе северными красавицами в прохладе леса ("Северные Флора и Фауна/диптих").
Работа Нателлы Тоидзе "Северные Флора и Фауна/диптих"
Грузинские мотивы
"Когда мой отец был жив, он любил показывать мне Грузию, мы много путешествовали и заранее планировали весь маршрут".
Картина Нателлы Тоидзе "Кутаиси. Железный мост"
Грузинская серия очень отличается от остальных картин. По словам автора, дело не только в смешанной технике - произведения написаны пастелью и акварелью, но и в других ощущениях: «Каждый раз, когда я работаю, пишу то, что чувствую, поэтому необычное цветовое решение связано именно с теплой и яркой атмосферой Грузии».
Больше половины серии - это Сванетия, где художница работала около недели. На своих картинах Тоидзе, кроме знаменитых башен, показала традиционную уборку сена, закат в Ушгули, а также горные массивы, на фоне которых виднеются разноцветные крыши сельских домиков.
Картины Нателлы Тоидзе "Сванетия"
По-своему Нателла Георгиевна чувствует и Тбилиси: «Если вспомнить старую часть Тифлиса, то город кажется перламутровым, как раковина, настолько тонкие у него оттенки».
Любовь к Грузии у пейзажистки выражается не только в картинах, она часто бывает в Тбилиси, где, кстати, находится дом-музей ее дедушки, известного живописца и любимого ученика Репина, Мосе Тоидзе: «Я бы с удовольствием привезла эту выставку в Грузию. Если пригласят, то обязательно приеду».
Картины Нателлы Тоидзе из грузинской серии
Работы Нателлы Тоидзе хранятся в коллекциях крупных российских музеев: Третьяковской галерее, Русском музее и в Московском музее современного искусства Кроме того, картины художницы периодически участвуют в международных показах - Париже, Лиссабоне , Нью-Йорке , Пекине.
В Москве в среду открывается выставка работ известного московского живописца, члена-корреспондента Российской Академии художеств Нателлы Тоидзе. Картины художницы можно увидеть до 31 октября в выставочных залах Российской Академии художеств по адресу: Пречистенка, дом 21.
Выставка включает как ранние работы художницы, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" (цикл "Сванетия", "Бабушкин двор", "Нарикала"), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Слеги", "Московский дворик", полиптих "Северные мальвы", "Оттепель").
Характерная черта творчества Тоидзе – непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Зима в Снегирях", "Дикий виноград", "В начале лета"), отмечается в пресс-релизе выставки.
Творческий метод художницы – работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор ("Заросли", "Август", "Перед снегом").
Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе – метафорических композиций ("Флора и Фауна", диптих "Антракт", "Охота").
"Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира", - пишет искусствовед Владимир Прохоров.
"Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы", - отмечает Прохоров.
Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.
Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического Художественного училища "Памяти 1905 года". В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.
Последние предсказания Ванги — тайны предсмертного одра ясновидящей Предсказания Ванги о России
Протоиерей Александр Геронимус Малая церковь
Неумывакин Иван Павлович: биография
Доктор Гитт: лечение суставов различными методами Виталий демьянович мануальный терапевт
Тэд Эндрюс - Определи свой тотем