Примеры эпопеи из романа война и мир. Война и мир анализ эпопеи

  • 04.03.2020

Вопрос о жанре «Войны и мира» является одной их наиболее сложных тем на школьных уроках. Обычно ученики затрудняются с ответом ввиду большого объема данного произведения, который не позволяет с первого раза понять все особенности книги. Поэтому в ходе прочтения необходимо обращать внимание школьников на основные моменты в построении композиции, которые помогут определиться с жанровыми особенностями романа.

Особенности сюжета

Проблема жанра «Войны и мира» напрямую упирается в сюжет произведения. Роман охватывает несколько десятилетий в жизни главных героев. Основное же внимание автор уделяет периоду борьбы русского народа с французской армией Наполеона. Эпический обхват событий определил структуру произведения, которое состоит из нескольких сюжетных линий, посвященных разным семьям, судьбы которых переплетаются в ходе повествования.

Однако русский народ считается главным действующим лицом произведения. Поэтому жанр «Войны и мира» следует определять как эпопею. Широкий обхват событий определил и особенности сюжета. Герои произведения действуют на фоне исторических событий начала 19 века. Они оказываются втянутыми в военные события рассматриваемого периода, и их судьбы и жизни оказываются зависимыми от перипетий войны.

Исторический фон

При определении жанра «Войны и мира» следует учитывать и историческую основу сюжета. Автор не просто ограничился описанием борьбы русского народа за освобождение от французского нашествия, но и изобразил панораму русской общественной жизни начала 19 века. В центре его внимания - жизнь нескольких дворянских семей (Ростовых, Болконских и других). Однако он не обошел вниманием и жизнь простого народа.

В его книге имеются зарисовки крестьянского и деревенского быта, описание жизни обычных людей. Все это позволяет говорить о том, что роман «Война и мир» - это широкая эпопея народной жизни. Книгу можно назвать своеобразной энциклопедией русской истории начала царствования Александра I. Л. Н. Толстой привлек большое количество архивного материала для изображения реальных событий и исторических лиц. Поэтому его произведение отличается правдивостью и достоверностью.

Персонажи

Традиционно принято выделять троих главных героев произведения - Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Именно в их образах писатель воплотил лучшие качества, присущие дворянскому сословию рассматриваемого времени. Кроме того, большую роль в развитии сюжета сыграли и герои второго плана: брат Наташи - Николай Ростов, семья князя Андрея и другие представители дворянского сословия, которые время от времени появляются в ходе повествования.

Такое большое количество действующих лиц придало масштабность художественному произведению, что еще раз доказывает, что роман «Война и мир» - это произведение эпического характера.

Сюжетные линии

Для определения жанра книги необходимо также обратить внимание на большое количество сюжетных повествований в произведении. Помимо главных историй - линии Пьера, Наташи и князя Андрея - в романе имеется большое количество дополнительных вспомогательных зарисовок из жизни общества рассматриваемого времени. Толстой описывает ряд дворянских семей, которые так или иначе влияют на основной сюжет.

Герои романа «Война и мир» принадлежат к самым разным слоям общества, и это осложняет композицию повествования. Помимо светских картин писатель очень правдиво показывает подъем народного духа во время нашествия французов. Поэтому военная тематика занимает видное, пожалуй, даже главное место в повествовании.

Изображение войны

Толстой в своем произведении акцентировал внимание на народном характере войны. Именно простой русский народ по праву считается главным действующим лицом всей книги. Поэтому произведение и принято называть эпопеей. Такая задумка автора определила особенности сюжета. В тексте жизнь дворян во время общей беды тесно переплетается с жизнью простых людей.

Герои романа «Война и мир» на какое-то время вырваны из привычного круга их жизни и оказываются в самом страшном эпицентре событий. Князь Андрей получает смертельное ранение, Пьер попадает в плен к французам и вместе со своим новым другом, обычным крестьянским мужиком Платоном Каратаевым, претерпевает все тяготы неволи, Наташа вместе с семьей покидает Москву и ухаживает за ранеными. Таким образом, писатель показал, как в момент опасности все население России объединилось для борьбы. Это еще раз доказывает, что произведение «Война и мир» - это роман-эпопея.

Основные события

О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, - это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» - это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.

Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения. Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий. Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе "Тихий Дон".

Когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется, что и как следует думать по тому или иному поводу или что, к примеру, думает сам Толстой
о войне, мире и сельском хозяйстве, чары его слабеют, и начинает казаться, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни,
вдруг отняты у нас, дверь заперта и не откроется до тех пор, пока величавый автор... не изложит нам свою точку зрения
на брак, на Наполеона или не растолкует своих этических и религиозных воззрений.

В.В. Набоков

I. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»

1. Когда создавался роман «Война и мир»? Как в процессе работы Толстого над романом менялся его замысел?

2. В чём смысл названия «Война и мир»? В каком значении употреблено слово «мир» ("миръ" или "мiръ")? Почему окончательный вариант названия современники Толстого посчитали неудачным?

3. Каково жанровое своеобразие «Войны и мира»? Что означает жанровое определение «роман-эпопея»?

4. Каковы особенности композиции романа? Чем определяется развитие сюжетных линий романа?

5. Назовите основные художественные приёмы, используемые автором в романе. Какую роль играют внутренние монологи, сны, авторские философско-исторические отступления?

II. Изображение дворянского общества в первом томе. «Мысль семейная»

7. Почему роман начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер? Кто и почему появляется в салоне первым? О чём говорят в салоне? Кто из гостей Анны Павловны чувствует себя неуютно и почему?

8. Как автор представляет читателю семьи Болконских, Ростовых, Курагиных? Чем похожи и не похожи эти семьи? Каковы основныепринципы воспитания детей в этих семьях? С помощью какихдеталей подчеркивается бездуховность Курагиных?

9. Какими качествами, по мнению Толстого, должны обладать идеальные семьи?

10. Заполните таблицу сравнительных характеристик:

III. Военные эпизоды первого тома. Шенграбен и Аустерлиц

11. В каких значениях выступают в первом томе романа слова «патриотизм» и «мужество»? Что значит в понимании Толстого истинный патриотизм?

12. Почему русская армия вынуждена была отступать?

13. Как ведут себя герои романа (Долохов, Жерков, Тушин) в Шенграбенском сражении? Почему князь Андрей заступается за Тушина? Что говорит Толстой о значении Шенграбенского сражения?

14. Какими предстают перед читателем Кутузов и Наполеон в Аустерлицком сражении? Почему это сражение было проиграно?

15. Как в первом томе выражено отношение любимых и нелюбимых героев Толстого к родине, к народу, к войне, к самим себе?

16. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (10-12 предложений):

а) «Портреты Кутузова и Наполеона в изображении Толстого»

б) «Роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении»

в) «Жизненные ценности Андрея Болконского до и после Аустерлица».

Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

IV. Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по первому и второму томам)

17. Каково первое впечатление, производимое на читателя Пьером Безуховым в сцене вечера у А.П. Шерер? Как в описании внешности, поведения, разговоров раскрывается характер Пьера?

18. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути? Каковы жизненные устремления Пьера?

19. Как на первый духовный кризис Пьера повлияли получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым?

20. Каким образом Пьер стремится преодолеть духовный кризис? Почему он сближается с масонами? Насколько удачной оказывается его попытка облегчить участь крестьян в своих имениях?

21. Почему Пьер не удовлетворён деятельностью масонов? Что приводит его ко второму духовному кризису?

22. Что позволило Безухову выйти из второго кризиса?

23. В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?

Наташа Ростова на балу в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

V. Образ Наташи Ростовой (по первому и второму томам)

24. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?

25. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?

26. Какой мы видим Наташу в майскую ночь в Отрадном? Что привлекло в Наташе князя Андрея?

27. В чём секрет успеха Наташи на первом балу?

28. Насколько серьёзным было чувство Наташи к Андрею?

29. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких чертах её характера говорит это увлечение?

30. Как и почему именно так отреагировали близкие Наташи на ее попытку бежать с Анатолем? Как история с Анатолем повлияла на духовный кризис Наташи?

31. Что привлекает, а что отталкивает в героине? Почему?

Михаил Илларионович Кутузов (Борис Захава) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

VI. Философия войны в романе «Война и мир» (по первому, второму и третьему томам)

32. Как понимает Л.Н. Толстой роль личности в истории? Что означает определение: история - бессознательная, «роевая» жизнь человека, исполняющего предписанные ему законы? Можно ли сказать, что автору близок исторический фатализм?

33. В чём причины начала войн по Толстому? Согласны ли вы с мнением писателя?

34. В чём разница между войной справедливой и несправедливой? Всегда ли можно разыгрывать эти два типа войны?

35. С помощью каких художественных средств раскрываются образы Кутузова и Наполеона? В чем, по мнению Толстого, полководческий гений Кутузова?

36. В какой сцене, по вашему мнению, особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона? Как Толстой развенчивает идею Наполеона?

37. Что означают слова Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?

38. Как Толстой доказывает мысль о том, что народ - истинная движущая сила истории? В чем различие народа и «толпы»?

39. Как в романе сопоставлены война 1805 и 1812 гг.?

40. Можно ли утверждать, что Бородинское сражение - композиционный центр романа? Почему автор подробно описывает подготовку к сражению и сам бой? Какова роль Кутузова и Наполеона в ходе Бородинской битвы? Как ведет себя Пьер во время сражения?

41. Что говорит Толстой о значении Бородинской битвы в истории России и в жизни героев романа?

42. Как описан в романе военный совет в Филях? Чем совет в Филях отличается от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?

VII. Духовные искания Пьера Безухова (по третьему и четвертому томам)

43. Почему Бородинское сражение дано именно в восприятии Пьера? Как раскрывается характер Пьера в ходе сражения? Какую роль оно сыграло в жизни героя?

44. Почему поступки Пьера в осаждённой Москве изображаются в нелепом и смешном виде? Каким образом Пьер переходит из мира фантазий к реальной жизни?

45. Как Пьер оказался в плену? Почему писателю важно было провести героя через испытание пленом?

46. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира»?

47. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? В чём Каратаев видит смысл жизни? Какие афоризмы раскрывают его мировоззрение?

48. Что принимает и не принимает Пьер в Каратаеве?

50. Какие изменения в мировоззрении Пьера произошли после встречи с Каратаевым? почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?

51. Заполните таблицу:

Андрей Болконский (актёр Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука)

VIII. Этапы духовных исканий Андрея Болконского (по всему тексту романа)

52. Можно ли утверждать, что Андрей прошел путь от Наполеона к Кутузову? В чём это выражается?

53. Какую роль сыграло небо Аустерлица в жизни Андрея? Почему он разочаровался в Наполеоне, в личной славе?

54. В чём смысл богучаровского спора Андрея и Пьера? На чьей стороне автор?

55. Какое значение для Андрея имела встреча с Наташей в Отрадном? Какова роль пейзажа в эпизоде поездки в Отрадное?

56. Какие черты характера разделяют Андрея и Наташу? Почему Толстой считает их счастье невозможным? Почему Андрей не сумел простить Наташу?

57. Какие чувства пробудила в Андрее Отечественная война?

58. О чём говорят Андрей и Пьер накануне Бородинского сражения?

59. Какие чувства борются в душе героя перед смертью?

60. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?

IX. Марья Болконская

61. Что сближает и разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?

62. Что Толстой стремится подчеркнуть во внешности Марьи?

63. В каких поступках проявляются такие качества княжны, как искренность, великодушие, наивность?

64. Что привлекло Николая Ростова в Марье? Нашла ли она свое счастье?

65. Можно ли утверждать, что Марья – любимая героиня Толстого?

X. Любимые герои Толстого в финале романа. Анализ эпилога

66. Какими мы видим Наташу Ростову и Пьера Безухова в конце IV тома? Какие новые стороны жизни они открывают для себя? Почему Наташа и Пьер оказываются вместе лишь в финале романа?

67. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что за это время произошло в России?

68. Как изображена Наташа Ростова в эпилоге? В чём, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины? Согласны ли вы с писателем?

69. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Толстой стал писателем всей второй половины XIX века и начала XX. Он новаторски разработал военную тему в своих ранних «Севастополь­ских» и «кавказских» рассказах; трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» явилась первым опытом центральной для его творчества темы становления человеческой личности, три великих романа, напи­санных в 60-е («Война и мир»), 70-е («Анна Каренина») и 90-е («Вос­кресение») годы, необычайно полно выразили совре­менность второй половины XIX века. Смысл человеческого сущест­вования, путь духовных исканий - центральная пробле­ма Толстого вплоть до его поздних сочинений. Идея нрав­ственного совершенствования, кардинальная для Толстого, предо­пределила создание особого «толстовского» героя, находящегося в постоянном движении, и новые способы видения человеческой психики - «диалектику души», основанную на текучести душев­ной жизни, смене противоположных состояний и свойств.

Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)

Для Толстого «Война и мир» - произведение этапное и центровое. «Жизненные и творческие истоки «Войны и мира» нельзя ограничить только относительно узким отрезком времени 1860-х гг., когда Толстой писал роман. Весь его литературный и жизненный опыт подготавливал «Войну и мир». В героях романа Толстой воплотил характер ближайших родственников. «Семейные сцены» романа подготовила трилогия «Детство. Отрочество. Юность», военные – «Севастопольские рассказы».

Один из вопросов, встающих при рассмотрении «Войны и мира», касается причин обращения Толстого, художника, необычайно ост­ро чувствующего современность, к ушедшей исторической эпохе начала XIX века.

Здесь нет противоречия. Решительный исторический перелом в эпоху 60-х годов поставил вопрос о закономерностях раз­вития истории. К началу 1860-х относится замысел романа «Декабристы», герой которого Петр Лабазов (прообраз Пье­ра Безухова) - декабрист, возвращающийся с семьей в 56 году по­сле поселения в столицу и, как говорит Толстой, «примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России» . Столкнове­ние эпох, прошлой и сегодняшней, осмысление современности с точ­ки зрения эпохи декабризма и должно было стать движущим сюжет началом. Замысел привел Толстого к эпохе 1812 г. (ср. со словами де­кабриста А. Бестужева: «Мы дети двенадцатого года» ), но оказалось, что содержание народной войны, обнажившей мощь и жизнеспособ­ность русской нации, гораздо шире идеи декабризма. Задача выяв­ления внутренних источников победы застав­ляет Толстого обратиться к еще более ранней эпохе 1805-1807 гг. - времени «неудач и поражений», в которых сущность характера на­рода должна была «выразиться еще ярче».

Из истории создания романа вытекает та его особенность, что финал его открыт. Эпилог «Войны и мира» является своего рода прологом другого произведения, не столько подводит итоги событиям и судьбам, сколько намечает их перспективу, то есть парадоксально совмещает в себе функции пролога и эпилога.

В «Войне и мире» нетрудно увидеть разные жанровые элементы - семейной хроники, социально-психологического и исторического романа. Сам Толстой называл «Войну и мир» «книгой о прошедшем», счи­тая, что ее нельзя подвести ни под одну жанровую категорию: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Необычная форма романа оказалась типичной для литературных исканий того времени. Сам Толстой замечал: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести» («Евгений Онегин – не роман, а роман в стихах; «Герой нашего времени» - роман в новеллах, «Мертвым душам» Гоголь дал подзаголовок «поэма»). Жанровые новации Толстого органично включаются в традицию, а не противоречат ей. «Вой­на и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Но эта форма оказалась такой вмести­тельной для философского и психологического анализа взаимодей­ствий людей в мире и войне - т.е. в историческом времени (в осо­бом, толстовском понимании истории, в которую необходимо вхо­дит частная жизнь людей), что за «Войной и миром» закрепилось определение «роман-эпопея». Романное начало связано с изображением семейной жизни и частных судеб героев, их духовных исканий. Главные признаки эпопеи: большой объем произведения, создающий картину нации в исторически переломный для нее момент (1812 год), а также его проблемно-тематическая энциклопедичность, всеохватность.

Моделью-аналогом жанра называют водяной шар-глобус, который видит во сне Пьер Безухов: «Глобус это был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею». Образ водяного шара – это образ динамичного единства, образ «сопряжения» (слово-открытие Пьера) единичного и универсально-всеобщего, постоянного движения (изменчивости, борения) и гармонии округлости (круг, шар-глобус, мир). Те же образы повторяются в сне Пети Ростова, когда он, засыпая, слышит «стройный хор музыки». «Один в зрительном, другой в музыкальном образе; один четко, другой отдаленно восприняли важнейшее для Толстого представление – «живой, колеблющийся шар» - и двойной ритм движущихся капель: слияние – разделение. Фуга – согласие инструментов в Петином сне, шар – согласие капель в ночном видении Пьера. Круг, шар, сфера составляют у Толстого как бы геометрию согласия».

Под прицелом писателя жизнь во всей полноте. Этому служит и огромный пространственный охват (Россия, Австрия, Москва, Петербург, помещичьи поместья, провинция), и вре­менная длительность (15 лет) и огромное количество действующих лиц самых разных социальных слоев. Но не это главное. Эпопея создается прежде всего характером центрального события - войны 1812 года, послужившей толчком к необычайно бы­строму пробуждению народного самосознания, объединившей нацию и тем предопределившей и исход Бородинского сражения (кульмина­ционного события эпопеи), и последующую победу.

В «Войне и мире» нет завязок и развязок действия в привычном смысле. Настоящее – единственное художественное время эпопеи.

Война и мир - антитеза, са­мое глубокое противоречие жизни. Идея противоречия, столкнове­ние противоположностей пронизывает всю структуру романа. Это и противоположность военных и мирных сцен, сменяющих друг дру­га; противоположность художественного изображения и философ­ских и исторических рассуждений (особенность настолько резкая, что во втором издании романа, Толстой вынес эту философско-пуб- лицистическую часть в отдельную книгу, но впоследствии вернул все в прежнее состояние); противоположность «исторической» (импе­раторы, министры, военные советники, полководцы) и частной жиз­ни людей; противоположность временного развертывания (от 1805 до 1820 года) и краткого момента (светский вечер, бал, театральное представление, день рождения, семейная сценка); противоположно соединение мельчайших наблюдений за человеческой психикой (Тол­стой называл это «мелочностью») и широких культурно-философ­ских обобщений (по Толстому, «генерализация»); и, наконец, в сис­теме персонажей герои, данные в движении, противоположны геро­ям статическим, неподвижным.

Но в мире Толстого, основной закон которого движение, проти­воположности тоже не существуют как нечто неподвижное, мож­но сказать, что они преодолеваются. Так, для Толстого жизнь не представляется разделенной на изолированные стороны - исто­рическую и частную - подчиняющиеся различным законам. Исто­рия творится в индивидуальном существовании человека. Законы жизни человека и законы истории еди­ны. Главный прием писателя - смысловые «сцеп­ления» (любимое слово Толстого). В сценах частной жизни и в ис­торических сценах, расположенных в разных частях романа, обна­руживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, на­блюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит ре­шительный сдвиг - жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» гро­зит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кро­вью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, по­гибнут), - и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность, и в силу вступает настоящее и всеоб­щее в жизни - сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиден­ного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости об­щего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.

Так же и понятия войны и мира проникают друг в друга. Законы войны активно действуют в мирной жизни. Это и война, ведущаяся за мозаиковый портфель старого графа Безухова князем Василием и Анной Михайловной Друбецкой, и военная хитрость интриг князя Василия вокруг Пьера, ставшего выгодным женихом после получения наслед­ства, и дуэль Пьера и Долохова, и многое другое. А мир как согласие, гармония человеческих отношений находит себя в военной жизни - будь то жизнь гусарского полка Николая Ростова или батарея Туши­на при Шенграбене. В самом огне Бородинского сражения на кур­ганной батарее Пьер чувствует себя как будто в малом мире семьи. И пространственное значение «мир семьи», т.е. круг людей, совпадает здесь с омонимичным значением состояния: «семейный мир». Понятие «мир» ключевое для книги Тол­стого, и особенно важно, что значение мира как не-войны вступает в сцепление с понятием мира как единения людей. «Миром господу помолимся» , - слышит Наташа Ростова слова великой ектении в первые дни войны и как бы расшифровывает их для себя: «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные брат­скою любовью» . «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единст­во - мир - русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого.

«Мысль народная», которую, по словам Толстого, он любил в «Войне и мире», связана с самыми главными проблемами романа. Народ - общая душа нации, и понять это позволяет 1812 год, рас­крепостивший творческое сознание народа, который обретает сво­боду действий и сметает все «общепринятые условности войны» . (Это максимальное проявление той общей ситуации, о которой шла речь выше, в случаях с Николаем Ростовым, князем Андреем, Пьером). Нашествие гибнет, потому что поднимается народ - как «новая, не­ведомая никому сила ». Народный характер войны определяется ши­ротой и силой человеческой самостоятельности: это и партизанское движение, и создание дворянских ополчений, и уничтожение людь­ми своего имущества, и оставление Москвы. И приход в армию глав­нокомандующим Кутузова, неугодного государю, но лучше всех по­нимающего народный характер войны и прислушивающегося пре­жде всего к состоянию духа русского войска, - выражение этой пре­жде «неведомой никому силы» . Победа (общее благо) оказывается результатом того, что личные интересы множества людей, обычно эгоистически отделенных друг от друга, оказываются однонаправ­ленными - Толстой называет его почти как физическое, т.е. естественное и необходимое явление - «скрытой теплотой патриотизма» .

Народ хранит в себе нравственные начала общей жизни. Только в приобщении к ней могут найти разрешение своих мучительных вопросов об осмыс­ленности существования и согласия с самим собой любимые герои Толстого - Пьер Безухов и князь Андрей. Это согласие достижимо только при выходе за пределы обособленной личной жизни, и Тол­стой показывает его в отдельном человеке - Платоне Каратаеве. Толстой показывает, что жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». По убеждению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека для него гибельно. Только в единении с другими, во взаимодействии с «жизнью общей» можно развиваться и совершенствоваться. «Круглый» Платон Каратаев несет в себе толстовскую «геометрию согласия» (см. выше).

Кроме естественного для любого произведения деления героев на глав­ных и второстепенных, различимы еще несколько принципов разделения персонажей. Мы уже говорили о важности для романа по­нятия «мир». В системе персонажей оно осуществляется как бы на трех уровнях - внутренний мир личности (мир Пьера Безухова, мир князя Андрея, мир Наташи Ростовой и пр.), мир родовой, семейный (мир Болконских, Ростовых, Курагиных) и, наконец, тот общий мир - жизненная целостность, которая творится в войне 1812 года.

«Мысль се­мейная» в романе тоже чрезвычайно важна. Во-первых, герои несут на себе печать семейной принадлежности. Семья - малый мир, в котором творится история. И потому эпопея закономерно заканчивается не только победой русского мира, но и созданием миров-семей, объединивших Ростовых, Болконских, Безуховых.

Другой важный принцип, проявляющийся в построении систе­мы персонажей, это отнесенность их либо к героям, данным в дви­жении, либо в статике. Движение для Толстого нравственное поня­тие, он связывает его с важнейшей для себя идеей нравственного совершенствования. Еще в дневнике 1857 года он формулирует для себя: «Истина в движеньи - и только» . В 1891 г. он повторяет и разъясняет эту мысль, соединяя ее с централь­ной философской идеей свободы: «Свободы не может быть в ко­нечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконеч­ное - он свободен, нет - он вещь» . На идее движения основан и толстовский пси­хологический метод, точно названный Чернышевским «диалекти­кой души». Тол­стой стремится изобразить процесс возникновения мысли или чувства и их изме­нения. Толстой записывает в дневнике:«Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать теку­честь человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то муд­рец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» .

Традиционно важ­ную роль для изображения человека играет портрет. Закон толстовского мира - несовпадение внешнего и внутреннего: некрасивость княж­ны Марьи скрывает душевное богатство и красоту, и, напротив, античное совершенство Элен прячет бездушие и ничтожность. Но гораздо важнее для Толстого изображение внут­реннего мира, потому огромное место зани­мает у него внутренний монолог. Внешние явления и события Толстой пока­зывает и оценивает глазами героя, действует через его сознание. Показательна в связи с этим манера Толстого обращать внимание на мельчайшие детали. «Душа звучит под бесчисленными, иногда неза­метными, неслышными пальцами действительности данного момен­та» , - пишет исследователь Толстого А.П. Скафтымов. Иногда какие-то детали внешней действительно­сти оказываются настолько значительными, что приобретают симво­лический смысл. Таким для князя Андрея оказывается небо Аустер­лица, такую же роль играет его встреча со старым дубом.

В движении, т.е. в постоянном изменении и развитии даны глав­ные герои Толстого - Наташа, Пьер, князь Андрей, Николай Рос­тов, княжна Марья. Им противопоставлен мир неподвижности - Элен и ее брат Анатоль, Соня, Борис Друбецкой, Берг и пр. Дви­жение героев предстает как духовный путь поисков, сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф. Особенно ярко эта ломаная линия жизненных взлетов и падений видна в судьбе Пьера Безухова и князя Андрея. Они совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа - на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство - необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», - скажет он в разговоре с Пьером), это выра­жено в стремлении воздействовать на ход событий личным дея­нием, подвигом. Для Пьера возможностью благоустройства становится идея самосо­вершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жиз­ненным беспорядком. Эти этапы закончатся крушением - разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Анд­рея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем ин­туитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пой­дет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Куту­зове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уро­ками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом - в Каратаеве.

Пьер Безухов – первый толстовский герой, воплотивший во всей полноте то представление о Человеке, которое формировалось у писателя, начиная с его первых литературных опытов. «Сознание, - писал он, - есть не что иное, как чувствование себя в одно и то же время и всем, и отдельной частью Всего. Не чувствуй себя человек всем, он не мог бы понимать, что такое отдельная часть всего, то самое, чем он себя чувствует. Не чувствуй же он себя отдельной частью, он не мог бы понимать, что есть Все. Двойное чувствование это дает человеку знание о существовании Всего и о существовании своего отдельного существа и проявляется в жизни любовью, т.е. желанием блага тому, чем человек себя чувствует: желанием благ Всему и желанием блага своему отдельному существу».

Если пути Пьера и князя Андрея идут как бы параллельно, то взаи­модействие Наташи Ростовой и княжны Марьи - это движение на­встречу друг другу. В сюжетном развитии это выражено в резкой противопоставленности героинь в первой половине романа и глубо­чайшей близости их после ранения князя Андрея. Наташа - самая любимая героиня Толстого. Она и есть воплощение жизненной свободы. Но чувство долга, нравствен­ных обязательств в ней недостаточно разви­то (вспомните важнейший эпизод Наташи и Анатоля Курагина). Зато оно в максимальной степени даровано княжне Марье. Путь княж­ны к обретению свободы, путь Наташи к обретению долга и оказы­ваются внутренним сюжетом их движения.

В героях неподвижных Толстой фиксирует прежде всего эгои­стическую самодостаточность, отделение от общей жизни людей. Характерно, что именно в период «неудач и поражений» Друбецкой и Берг достигают предельно возможных для них границ слу­жебной и личной карьеры. Другая сторона эгоизма, разрушитель­ное вторжение в жизнь людей, проявляется в губи­тельном вмешательстве князя Василия, Долохова, Анатоля, Элен в жизнь Пьера, Наташи, князя Андрея. Если движение - свидетель­ство правильного и нормального нравственного развития личности, то неподвижность - недостаток этого развития. Но в системе пер­сонажей есть двое героев, неподвижность которых говорит о дру­гом. Это Платон Каратаев и Кутузов. В Каратаеве заданы то совер­шенство и та «круглота» народного мира, который не нуждается в движении. И Кутузов оказывается символом «народно­го чувства» во всей «чистоте и силе его». Его антитеза в романе - Наполеон, в котором максимально выражено эгоистическое, раз­рушительное начало.

Образы Наполеона и Кутузова связаны с двумя важными про­блемами романа - толстовской философией истории и изображе­нием войны.

Философия истории Толстого связана с его представлением, что в историческом процессе существует некая целесообразность, скры­тая от взглядов людей. Для каждого человека его действия кажутся сознательными и свободными, но сложение итогов разнонаправлен­ных действий людей дает не предусматриваемый и не сознаваемый ими результат (его обычно и называют «волей провидения»). Лишь в немногие эпохи частные и свободные действия людей складывают­ся в однонаправленный вектор, это те эпохи возможного единения, к которым принадлежит и 1812 год. И лишь немногие люди оказыва­ются способными отрешиться от узко личного и проникнуться целя­ми понятной им исторической, общей необходимости. К таким лю­дям и принадлежит Кутузов. На­полеон, напротив, видит в истории лишь источник своих собствен­ных, частных целей и стремлений, оказываясь, таким образом, са­мым крайним выражением идеи эгоизма.

По убеждению Толстого, история есть «деятельность всей массы людей, принимающих участие в событии». Отсюда вытекает, с одной стороны, признание роли в истории каждой личности, а с другой – отрицание претензий отдельной личности управлять историей». Претензии же личности направлять историю являются, по мнению Толстого, иллюзией: «Так называемая власть над людьми… есть только наибольшая зависимость от них».

Толстой неизменно сатирически изображает веру Наполеона в могущество собственной личности, показывает «театральность» его поведения. «Наполеон, представлявшийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящей корабль), Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматрива­ется кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «вели­чайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления че­рез Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, посколь­ку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение - единственное событие в истории этой кам­пании, имеющее нравственное оправдание - спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии. Шенграбен - линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечест­венной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. 1812 год разрушает исторический произвол сильной личности - Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных - бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий (? – проверить) .

В романе особый символический смысл приобретают пейзажи. В духовном бытии и исканиях князя Андрея символичны небо Аустерлица и весенний дуб. В батальных сценах красота и гармония природы подчеркивают противоестественность войны.

" - монументальная эпопея Л. Н. Толстого, входящая в золотой фонд мировой литературы. Знаменитый роман русского классика до сих пор пользуется огромной популярностью. Он был переведен на многие языки мира. Книге посвящено большое количество литературных исследований.

Она представляет определенную ценность даже для профессиональных историков, так как Толстой при работе использовал самые разнообразные источники от воспоминаний до архивных документов. Интерес к роману не может угаснуть, так как в нем на первом плане стоят общечеловеческие ценности, добро и справедливость.

2. История создания . В середине 50-х гг. XIX века у Толстого возник замысел повести о декабристе, возвращающемся с семейством из Сибири. Эта работа все больше увлекала писателя, а временные рамки произведения отодвигались все дальше в прошлое.

Писатель стремился раскрыть внутренний мир своего героя, объяснить мотивы его поступков. Возникала необходимость изобразить целое поколение. Таким образом, к 1863 г. замысел небольшой повести совершенно изменился, она перерастает в роман, работа над которым заняла несколько лет. В окончательном виде эпопея "Война и мир" была закончена и вышла в печати в 1867-1869 гг.

3. Смысл названия . Название романа "Война и мир" в сознании современного человека понимается как противоположность из двух антонимов. В дореволюционной России слово "мир" имело два значения в зависимости он написания: "миръ" (согласие, спокойствие) и "мiръ" (весь белый свет и род человеческий). Толстой в 1867 г. дал название роману - "Война и мiръ". В его замыслы входило показать войну и ее губительное влияние на все человечество в целом.

4. Жанр . Роман-эпопея.

5. Тема . Основная тема романа - коренящиеся в русском национальном характере высшие идеалы простоты, правды и добра. Эта тема развита на фоне центрального события - Отечественной войны 1812 г. Нашествие Наполеона принесло огромные беды и страдания русскому народу. Но при этом оно выступило своеобразным средством очищения, показавшим истинное лицо многих людей. Писатель срывает маски с фальшивого, блестящего по внешности высшего общества.

За изящным поведением и возвышенными разговорами скрываются самые низкие, полуживотные инстинкты. Большинству представителей знати абсолютно безразлично, кто выйдет победителем из войны. Они уверены, что смогут сохранить свое положение при любом режиме. Их патриотические речи лицемерны и вызывают отвращение. Полную противоположность этим людям представляют положительные герои романа (Болконский, Безухов) и весь русский народ.

Виновником войны был Наполеон, поэтому правда оставалась на стороне России. Критик Н. Н. Страхов называл "Войну и мир" "апофеозом русского смирного типа". Толстой был убежден, что тщательно разработанные планы военной кампании и действия полководцев вообще не играли никакой роли. Русские победили, потому что осознавали правоту своего дела. Великий русский писатель после публикации "Войны и мира" подвергся многочисленным нападкам за изложенный им своеобразный взгляд на Отечественную войну 1812 г. По мнению Толстого, главная заслуга Кутузова состояла в том, что он как можно дольше оттягивал решающее сражение, предоставляя французской армии разваливаться на ходу.

Для Толстого события 1812 г. были настоящей народной войной. Он противопоставляет действия высшего командования обеих армий с настроениями и мыслями истинных патриотов своей страны. В то время война рассматривалась как шахматный поединок между главнокомандующими. Взяв Москву, Наполеон не сомневался, что Александр I незамедлительно будет добиваться мирного договора. По всем правилам военного искусства русские потерпели поражение.

Французский император был неприятно удивлен, узнав, что Москва покинута жителями, и никто не оказывает ему достойной встречи. Противоположный взгляд ярко выражен в словах князя Андрея: "Что такое пленные? ...Французы разорили мой дом... Они враги мои... Надо их казнить". Княжна Марья не допускает даже мысли о том, чтобы остаться и подчиниться французскому генералу. Более всего пострадавший от нашествия Наполеона простой русский народ видит перед собой не галантных европейцев, а разбойников и убийц, от которых необходимо как можно скорее избавиться.

6. Проблематика. Главная проблема романа заявлена в его названии. Толстой резко отрицательно относился к любой войне, представляющей собой бессмысленное уничтожение большого количества людей. Писатель видит наибольшую опасность даже не в этом. Во время войны огромные массы отрываются от привычных занятий и сгоняются в организованные отряды, главной целью которых является убийство себе подобных. Этим наносится непоправимый ущерб нравственному состоянию нации.

Отдельный человек уже не принадлежит самому себе, он должен беспрекословно подчиняться приказам, которые нередко бывают бессмысленными и откровенно глупыми. Отношение к войне ярко показано на примере князя Андрея Болконского. Поначалу он мечтает об успешной военной карьере, подвигах и славе. Но, попав на войну, Андрей видит, насколько его идеальные представления далеки от суровой реальности. Отталкивающий вид множества убитых и раненых заставляет его задуматься о смысле собственной жизни.

Ранение князя окончательно открывает ему глаза и наполняет его душу отвращением к прежним наивным мечтам. Толстой отмечал, что между официальными документами, историческими исследованиями и реальными событиями лежит глубокая пропасть. В юмористической форме эта мысль подтверждается в письме дипломата Билибина князю Андрею. Он опровергает известие о победе в Пултуской битве.

Описывая маневры русских армий в кампании 1805-1807 гг., Билибин заявляет, что главным противником генерала Бенигсена был не Наполеон , а генерал Буксгевден. Два генерала в борьбе за пост главнокомандующего забывают о настоящей цели войны. Но после утверждения на посту Буксгевдена появляется "третий враг - православное" воинство, занимающееся мародерством. Важной для Толстого проблемой является преклонение людей перед мнимыми героями и выдающимися личностями в истории.

Писатель не признавал героев на войне в общепринятом смысле этого слова. Во время кампании 1805-1807 гг. он выделяет капитана Тушина - скромного и тихого человека, который чувствует робость перед начальством. Но этот робкий капитан, попав в безвыходное положение, сохранил стойкость своей батареи, которая в течение всего сражения отбивала атаки французов. Тушин оказался истинным героем сражения, но по официальным донесениям он был виновен в потере двух орудий. Спасло капитана только вмешательство Андрей Болконского. Такие ситуации на войне - обычное дело.

Собирательный образ русского человека представляет собой Платон Каратаев. Он совсем не похож на героя, смело врубающегося в гущу врагов. Превосходство Каратаева заключается в его доброте и мягкости, которые побеждают превосходящего сильного и хищного противника. Выдающихся полководцев Толстой описывает как обычных людей, срывая с них нимб величия.

Если пристально обратиться к личности Наполеона, то можно увидеть необычайно самодовольного, мстительного, раздражительного человека. Писатель считает, что к вершине власти его привела цепь совершенно случайных событий. Постепенно вокруг имени Наполеона накапливалось все больше домыслов и легенд, усиливающих его самомнение.

Точно таким же образом Толстой относится и к Кутузов у. Это старый больной человек, который с большим трудом переносит тяготы походной жизни. Огромный жизненный опыт подсказывает ему, что самый верный путь к достижению победы - предоставить событиям развиваться естественным порядком. Относительно Бородинского сражения до сих пор ведутся споры о том, кто же вышел победителем.

Толстой дает однозначный ответ. Ни потери, ни занимаемая территория не играли никакой роли. Русская армия одержала "нравственую победу", после которой войска Наполеона были обречены на позорное отступление. Следующей по значимости в романе является проблема пустоты и бессодержательности жизни высшего общества. Толстого нередко упрекали в том, что многие места в романе написаны на французском языке. Но это как раз и усиливает критику писателя.

Русское дворянство настолько оторвалось от национальных корней, что предпочитало своему родному языку иностранный. Причем не просто иностранный, а язык своего противника. Можно ли представить себе, что во время Великой Отечественной войны советские руководители и военачальники говорят между собой по-немецки? А в начале XIX века такая ситуация никого не удивляла.

Показная изысканность исчезает сразу же, если дело касается больших денег. Это прекрасно показано Толстым в яростной борьбе претендентов на наследство умирающего графа Безухова. Получивший наследство простодушный Пьер оказывается игрушкой в руках князя Василия и его дочери Элен. Элен и Анатоль - главные отрицательные персонажи романа, типичные представители высшего света.

Элен невероятно красива, но при этом глупа. Обладая врожденной хитростью и коварством, она умеет привлекать к себе внимание и добиваться всего, чего хочет. Анатоль - избалованный и порочный молодой человек. Он недалеко ушел от сестры в умственном отношении, но способен нравиться женщинам. Очень сложными и запутанными являются в романе любовные и семейные отношения. Для большинства представителей высшего света любовь уже давно стала предметом купли-продажи. Браки заключаются исключительно из корыстных соображений.

Молодая Наташа Ростова впервые сталкивается с этим, когда мать запрещает ей общаться с Борисом. Она мечтает подыскать для дочери более достойного и богатого жениха. Но уже на первом выезде в свет Наташа находит своего избранника - князя Андрея. Болконский после смерти жены находился в подавленном состоянии. Молодая девушка возродила в нем надежду на счастье. Влюбленных отделял от свадьбы всего лишь год, но за это время Наташа попала в искусно сплетенные сети Анатоля и его сестры Элен. Неопытная девушка, страдая от разлуки с Андреем, вновь влюбилась.

Жестокий и расчетливый обман Анатоля стал причиной ее тяжелой болезни. Естественно, после распространившегося слуха о связи Наташи с Анатолем ни о какой свадьбе не могло быть и речи. Андрей посчитал себя глубоко оскорбленным. Примирение влюбленных состоялось слишком поздно, когда Андрей находился при смерти. Только путем ошибок и бесконечных страданий Наташа обретает свое счастье в браке с Пьером Безуховым.

Пьер - один из самых чистых и благородных людей в романе. Из-за своей простоты и отзывчивости от часто становится марионеткой в чужих руках. Пьера буквально "женят" на Элен, заставляя его поверить в то, что он уже давно в нее влюблен. По-своему несчастливы в любви Соня и княжна Марья. Не имеющей наследства Соне очень трудно найти себе жениха.

Княжна Марья обладает хорошим наследством, но Бог обделил ее внешностью. Княжна мечтает о семейной жизни, но, осознавая свою непривлекательность, с головой уходит в религию. Обе женщины страдают одинаково от любви к Николаю Ростову. В конце концов счастье улыбается княжне Марье. Соня же вынуждена в очередной раз принести себя в жертву ради чужого благополучия. В эпилоге Наташа употребляет по отношению к ней очень верное слово - "пустоцвет".

7. Герои . Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, остальные члены семейств Болконских и Ростовых. Реальные исторические лица: Наполеон, Кутузов, Багратион, Александр I и многие другие. В эпопее в целом огромное количество героев, описанных в мельчайших деталях. По этому поводу Н. Н. Страхов писал: "Тысячи лиц, тысячи сцен... все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика...".

8. Сюжет и композиция . "Война и мир" охватывает большой временной промежуток: с 1805 по 1812 гг. Действие эпилога разворачивается в 1820 г. В финале Толстой приводит пространное авторское отступление, в котором подводит итог своим размышлениям по важнейшим проблемам, затронутым в романе. Пространственные рамки романа также обширны: Москва, Петербург, заграница, поля сражений. Огромное внимание Толстой уделяет центральному событию - Отечественной войне 1812 г.

9. Чему учит автор ? Самый главный нравоучительный смысл романа "Война и мир" заключается в неизбежном торжестве добра и справедливости. Толстой-патриот прославляет победу русского народа над кровожадным завоевателем. Толстой-гуманист утверждает, что величие России могло быть достигнуто мирными способами.

Отечественная война 1812 г. стала высшим проявлением национального характера. В ней впервые в русской истории развернулось масштабное партизанское движение. Это движение лишь частично контролировалось военным командованием, но оно сыграло ведущую роль в разгроме отступающей французской армии. Главным положительным качеством героев романа становится неосознанная тяга к добру. В этом отношении показательной является судьба Пьера Безухова. Искреннему и простодушному молодому человеку суждено пройти через многие испытания. В поисках истины он вступает в масонство, но разочаровывается в нем. Неудачная женитьба, дуэль, французский плен и встреча с Платоном Каратаевым - все эти события постепенно приближали его к главному умозаключению. Пьер обрел способность "видеть великое, вечное и бесконечное во всем", т. е. не умом, а душой почувствовал существование всемогущего Бога.

Толстой учит, что эта достигнутая Пьером способность должна лежать в основе устремлений каждого человека. Если все почувствуют Бога внутри себя, то войны, беды и страдания просто-напросто исчезнут. Воззрения великого писателя могут показаться чересчур идеалистическими, но противопоставить им нечего. Простота, добро и правда действительно выступают теми спасительными средствами, благодаря которым человечество до сих пор удерживается от взаимного самоуничтожения.

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

Толстой начал работу над романом в 1863 году, сразу после того как прошел пятидесятилетний юбилей со дня победы над французами в Отечественной войне 1812 года, а закончил в 1869 году.

Толстой довольно долго шел к идее «Войны и мира». Сначала он задумывал произведение под названием «Декабристы», главным героем которого должен был стать декабрист Волхонский-Лобазов, возвращающийся из сибирской ссылки. По замыслу автора, этот энергичный мужчина преклонного возраста должен был очень сильно выделяться на фоне потерявших «дум высокое стремление» соотечественников, не способных на решительные действия. Учитывая, что в центре произведения находилось бы описание российской общественной и бытовой жизни того времени, а основой романа являлось подобное сатирическое противопоставление, «Декабристов» можно было бы назвать социально-психологическим романом.

Но события 1825 года привели автора к 1812 году, ведь именно общественный подъем после победы над Наполеоном породил восстание декабристов. Таким образом, Толстой приходит к идее нового произведения - исторического романа «Три поры», в котором процесс формирования и становления характера главного героя протекал на фоне исторических событий начала XIX века.

Толстой, работая над этим произведением, увлекается изображением зарисовок Отечественной войны, и роман начинает все более походить на историческую хронику, где факты выстроены в строгой хронологической последовательности. Так автор понимает, что история стала уже самостоятельным предметом повествования, а произведение все более напоминает героическую поэму. Так появляется задумка произведения под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Этот роман уже включает в себя не только описание жизни дворянского общества, но и зарисовки крестьянского быта. Там уже встречаются знакомые герои - Ростовы, Безухов и Болконский. Это предпоследняя версия романа Толстого, и после отказа от этого варианта автор начинает работу над «Войной и миром». Таким образом, в произведении сохранились признаки жанров всех предыдущих замыслов: романа, героической поэмы, а также исторической хроники, где народ - главный герой истории, а Отечественная война - не фон, а идейный и композиционный центр произведения.

«Эпический род мне становится один естественен», - записывает Толстой в дневнике 3 января 1863 года, незадолго до начала написания романа. Через два с половиной года (30 сентября 1865) Толстой записал в своем дневнике: «Есть поэзия романиста: 1) […] 2) в картине нравов, построенных на историческом событии - Одиссея, Илиада, 1805 год», то есть он проводил параллель между трудами Гомера и своим романом.

Толстой ценил эпопею за то, что в ее центре находятся судьбы не одного или нескольких героев, а всего народа и даже народов. В 1868 году Толстой написал статью «Несколько слов о книге «Война и мир»», где пытался ответить на вопрос, чем же именно является его роман. Размышляя о жанре, он писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И далее Толстой пишет, что проблема с определением жанра, с которой столкнулась «Война и мир», свойственна для многих других произведений: «История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». То есть, по словам Толстого, все великие произведения русской литературы не укладываются в традиционные представления о европейском романе.

В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» - цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.

  1. Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны (как к русским, так и к французским) и к историческим хроникам. Но взаимодействие Толстого с историками более напоминает спор, чем полноценное сотрудничество, именно поэтому автор часто обращается к воспоминаниям современников - к работам русских и французских мемуаристов.
  2. Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. По такому пути шел А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» и в драме «Борис Годунов». В романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов - Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери - Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи, то есть нет никакого противоречия между поступками реальных героев и вымышленных. Н. Г. Чернышевский очень точно определил особенности психологизма Толстого. По его словам, автора «Войны и мира» интересует «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Критик назвал «диалектикой души» подробное воспроизведение в художественном произведении чувства в движении: процесса зарождения чувства, затем развития, потом передачи другому герою. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
  3. В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
  4. Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.

В «Войне и мире» можно также увидеть черты многих других романов, например воспитательного романа, светского, московского, петербургского и так далее. Разнообразие направлений сюжета, большое количество персонажей и сюжетных линий, охват большого временного промежутка, обращение к историческим источникам и наличие в произведении реальных исторических личностей позволяют со всей уверенность назвать «Войну и мир» романом- эпопеей.

Здесь искали:

  • ВОЙНА И МИР КАК РОМАН ЭПОПЕЯ
  • война и мир как роман эпопея сочинение
  • сочинение война и мир как роман эпопея