Проблема уважения аргументы. Проблема зависимости человека от гаджетов

  • 04.03.2020

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.


В предложенном для анализе тексте, Е.А.Вартанов ставит перед нами проблему зависимости человека от гаджетов.

Елена Вартанова недоумевает, как люди стали зависеть от медиа-устройств, гаджетов, не понимая, что они не могут прожить и дня без них "они не могут проводить время без гаджетов или без включения в поток онлайн-коммуникаций"

Данная проблема раскрывается в рассказе Яна Вишневского "Одиночество в сети", где главные герои могли вести общение только по интернету и не могли представить, как общаться в живую, поэтому их встреча так и не состоялась.

Другим примером служит рассказ Р.

Брэдбери " Вельд ", где дети пошли на чудовищный поступок - убили свои родителей за то, что они отключили их виртуальную комнату.

Итак, данная проблема актуальна в наши дни, ей необходимо уделять больше внимания, и тогда, возможно, зависимость человека от гаджетов будет снижаться, и люди будут общаться в реальном мире, а не в виртуальном.

Обновлено: 2018-04-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

1

В статье даётся анализ сочинений-рассуждений 11-классников, написанных по прочитанно-му тексту при проведении тестирования по подготовке к Единому государственному экзаме-ну по русскому языку. Наличие критериальных показателей обусловливают особые подходы при оценивании данного вида работы, когда сочинение рассматривается не как вид творче-ской работы учащегося, а скорее, как формализованное особым образом речевое произведе-ние. В этом плане одним из наиболее эффективных способов развития и общей, и текстовой речевой культуры старшеклассников рассматривается обращение к целостным речевым про-изведениям, их анализ в единстве формы и содержания, в единстве аналитической и продук-тивной деятельности, поскольку важными становятся умения находить и пояснять смысло-вые компоненты исходного текста, интерпретировать его содержание, проходя обратный ав-торскому путь, отбирая те средства языка, которые наиболее правильно и точно отражают авторские мысли. Выявление наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися при вы-полнении данной работы, позволяет учителю скорректировать процесс обучения в сторону устранения выявленных недочётов и ошибок, акцентируя внимание на обозначенных про-блемах.

сочинение-рассуждение

критерии оценивания

типичные ошибки.

1. Золотова Г. А. О характере нормы в синтаксисе / Г. А. Золотова // Синтаксис и норма: сборник научных статей. - М.: Наука, 1974. - С. 145-175.

2. Крайник О. М. Культура речи и речевая культура учащихся: к проблеме понимания с позиции текстологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 10 (88). - С. 76-80.

3. Крайник О. М. Текст как основополагающий компонент развития речевой культуры школьников // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сборник научных статей. Вып. 6. - СПб.: Сударыня, 2009. - С. 273-279.

4. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009. - 184 с.

5. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2012 года. Русский язык. URL: http://fipi.ru/view/sections/63/docs/597.html (дата обращения 15.02.2012)

Государственная итоговая аттестация за курс средней школы в форме Единого государственного экзамена - привычное мероприятие для общества, для системы образования, для администрации школ и учителей . Одна из составляющих государственной итоговой аттестации учащихся 11 классов - оценка уровня сформированности речевой компетенции. Проведённые ранее теоретические исследования актуализируют вопросы развития речевой культуры в современном образовательном пространстве. Представленный в статье материал является логическим продолжением указанных выше исследований и даёт возможность характеризовать степень сформированности речевых умений и характерные особенности речевого поведения старшеклассников при восприятии и создании текста.

Составная часть теста, предложенного учащимся, - часть С, представляющая сочинение-рассуждение, написанное на основе прочитанного текста. С помощью данного задания выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков:понимать содержание предложенного текста и его проблему; формулировать собственную точку зрения по обозначенной проблеме и аргументировать её; выстраивать композицию письменного высказывания, соблюдая последовательность и связность изложения, обусловленную выбранным стилем и типом речи; отбирать средства языка, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдая нормы русского языка . При подборе текстов учитываются возрастные особенности выпускника (содержание текстов не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого) и проблематика, социально значимая для подростка, дающая возможность её неоднозначной трактовки. Ниже приведён анализ сочинений 11-классников по одному из текстов, предложенных учащимся Алтайского края на тестировании по подготовке к ЕГЭ в декабре 2011 года.

В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. Вот примеры жалоб: «Детей не оттащить от компьютера. Сидят сутками. Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»; «Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой»; «Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»

Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей.

Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? Скорее всего, из неё просто выросли... Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сёстры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи...

К чему я всё это говорю? К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... То ли ещё будет.

Нам стоит поучиться у детей. Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. Бывает, тоже «не оттащишь»...

Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. (По А. Ивановой)

Текст семейного психолога А.Г. Ивановой актуален для подростков, так как посвящён современной проблеме - роли Интернета в становлении и жизни личности. Автор ставит перед читателем следующие проблемы: Как нужно относиться к увлечению подростков к общению в социальных сетях? Полезен или вреден Интернет? Как родителям и детям достичь взаимопонимания в вопросах увлечений?

В основном будущие выпускники чётко видят обозначенные выше проблемы текста и правильно определяют их. Однако большая часть школьников акцентирует своё внимание на проблеме «отцов и детей», рассматривая её довольно широко. С этой точки зрения важно показать, что не всегда текст, рассматриваемый проблемы двух поколений, - это текст на тему отцов и детей. Чаще всего, взяв за основу проблему взаимопонимания детей и родителей, ученики начинают освещать её в общем плане (дети не понимают родителей; проблема отцов и детей ), не учитывая текстовой проблематики: непонимание в вопросах увлечений . Именно этим фактом объясняются и неверные формулировки проблемы текста: Проблема борьбы родителей с Интернетом ; Проблема непонимания отцов и детей; В тексте А. Ивановой поднимается проблема непонимания детьми самоотверженной родительской любви; В этом тексте проблема заключается в том, что дети перестали быть грамотными, ведь о какой грамотности можно говорить, если люди перестали общаться друг с другом наяву...

Хочется привести в качестве примера отрывок из сочинения, когда ученик в конечном итоге так и не сформулировал проблему: Семейный психолог Александра Георгиевна Иванова затронула очень актуальную на данный момент тему. Указав наиболее волнующие темы, она подчеркнула именно тот факт, который указывает на главную проблему современной молодёжи. С позицией психолога я полностью согласен. И с этой проблемой, я считаю, нужно бороться. Таких работ, когда автор сочинения «ходит вокруг да около», когда наблюдаются лишь общие фразы, достаточно много, что свидетельствует о бедности речевого опыта и неспособности выразить свои мысли адекватно авторскому замыслу.

Таким образом, при работе над выделением проблемы текста необходимо акцентировать внимание учащихся на его смысловой доминанте. Это может быть, например, работа над следующими вопросами: Чему «учит» нас предложенный текст? Какие ценности, традиции отражены в предложенном тексте? Есть ли в тексте фрагменты, читая которые мы можем рассуждать на морально-этические, нравственные, социальные и другие проблемы?

Большинство сочинений по данному тексту взвешенные, рассудительные. В работах рассматриваются положительные и отрицательные стороны такого явления, как Интернет, анализируется проблема увлечения виртуальным общением, затрагивается и проблема взаимопонимания детей и взрослых по поводу увлечений последних. Рассуждения по последней проблеме, как лакмусовая бумага, отражают ситуацию в семье, отношение подростка к старшему поколению, которое, к сожалению, не всегда положительное, доброе, уважительное. Иногда в рассуждениях подростка чувствуется некоторая враждебность, например:

  • Позиция автора заключается в том, что если ты считаешь себя отсталым, то нужно смириться с этим, а не винить кого-то в этом. Я согласен с Ивановай. Нельзя злиться на молодое поколение только за то, что оно быстрее осваивает техническое новшество. Прогресс не стоит на месте, нужно идти в ногу со временем, а не ругать того, кто делает это быстрее тебя...;
  • Чем нас ругать, лучше бы на себя посмотрели, да компьютер бы освоили...;
  • Я согласна с автором, не стоит критиковать то, о чём ты ничего не знаешь. Однажды в школе я услышала песню... Дома включила колонки на всю мощность. Мама тут же залетела в комнату с криками: «Сделай потише! Послушала бы лучше что-нибудь нормальное!» Мне было так обидно, почему она меня не понимает!

Тем не менее, отрадно констатировать, что таких работ, к которым можно предъявить нарушения в этике, единицы. В подавляющем большинстве сочинения учеников корректные, проблема определяется верно и рассматривается подробно. Довольно много работ, в которых ученики показывают себя состоявшейся личностью, понимающей и принимающей веяния современности, но отдающей предпочтение «настоящей жизни», например: А сколько игр было придумано до того, как появились компьютеры. Были казаки-разбойники, разнообразные войнушки и догонялки. В каждом дворе можно было найти шалаш, все стремились к живому общению. А сейчас? Сейчас зашёл в сеть и написал печатное и бесчувственное: «Привет».

Особенности аргументации собственной позиции по данному тексту в том, что примеры из художественных произведений в качестве доказательства приводятся редко. Это объясняется тем, что Интернет - новое явление в нашей жизни. В качестве аргумента учащиеся приводят примеры из публицистических жанров средств массовой информации. В частности, выпускники опираются на статьи, опубликованные в изданиях - «Вестник Европы» (о достижениях в области компьютерных технологий), «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Вечерний Барнаул», «Здоровье», «Заринская реклама», «На земле Косихинской» (о пользе и вреде Интернета), приводятся факты из телевизионной программы «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым. Без ссылки на автора и развёрнутой аргументации по статье такие примеры не могут быть засчитаны в качестве литературного аргумента.

Иногда в качестве аргумента приводятся примеры (не всегда логичные и подтверждающие выдвинутый тезис) из современной художественной литературы: В произведении Семцова «Сеть» главный герой Сергей, сидя за компьютером, строит мультимедийную империю, приносящую огромные доходы. Это подтверждает пользу Интернета .

Необходимо отметить, что если задаться целью приведения литературных аргументов напрямую по проблеме, «в прямом смысле» (про социальные сети, про Интернет, про влияние его на подростков), то это довольно сложно. Но если подойти к пониманию описанных выше проблем в опосредованном, обобщённом смысле, то становится понятно, что Интернет - это часть большой проблемы, когда человек живёт в своём выдуманном мире, где ему по разным причинам комфортно и удобно. И те старшеклассники, которые «проникали» в подтекст, с лёгкостью приводили литературные примеры:

  • Проблема зависимости от виртуальной жизни актуальна не только сегодня. Своеобразной виртуальной жизнью можно назвать жизнь Ильи Ильича Обломова из произведения Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой будто спрятал себя в кокон, отстраняясь от настоящей жизни. Эти тапочки и халат как будто слились воедино с героем, вся жизнь Обломова похожа на сон, бесконечный сон, можно сказать, что это его привычное состояние. Илья Ильич, как и современный подросток, живёт в своём маленьком мирке, обособившись от окружающих...
  • В романе современного польского писателя Януша Вишневского «Одиночество в сети» рассказывается пронзительная история любви. Герои произведения встречаются в интернет-чате, обмениваются мыслями, фантазиями, рассказывают истории своих жизней. В этом виртуальном мире всё хорошо. Но настоящая встреча станет и настоящим испытанием, когда не виртуальные, а живые люди стоят друг перед другом, когда реальные чувства проходят испытания «вживую» и не выдерживают их. В настоящем мире всё оказывается гораздо сложнее, а главное - не получается лгать, глядя любимому в глаза...

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить грамматическим и речевым ошибкам, наиболее часто встречающимся в работах учащихся. Их анализ позволит учителю спланировать уроки так, чтобы акцентировать внимание именно на данных проблемах. Выделим наиболее часто встречающиеся типы грамматических и речевых ошибок в работах учащихся.

1. Нарушение согласования, управления: Так, благодаря сайтов с новостями...; Именно об этом доносит до нас автор...; Нет времени для серьёзного чтения...; Он озабочен о материальных проблемах...; Принести большую пользу для армии...; Я была удивлена бессердечию людей...; ... радоваться за успехи окружающих; Первым автор уделяет внимание на комплексующих людей.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Молодёжь , сутками находясь в виртуальной сети, забывают о реальности; Но современное поколение по необоснованным причинам безжалостно стирают их с лица земли; А те , кто обладает благородством, очень востребован в обществе.

3. Ошибки в построении предложения с однородными членами: Нужно заботиться и хранить каждую частичку прошлого; Нужно беречь, помнить об архитектурных ценностях; ... приходится избегать и уходить от конфликтов; Они злые, беспечные и бесчувственны .

4. Ошибки в построении предложения с причастным / деепричастным оборотом: Читая множество произведений, у человека начинают появляться чувства, переживания...; Прочитав текст Ивановой, появляются тревожные мысли; И даже после смерти, лёжа в гробу, на нём была улыбка (о «Человеке в футляре»); Сидя у монитора долгое время, начинают болеть глаза.

5. Нарушение лексической сочетаемости: В последние несколько лет стала процветать проблема...; Е сть люди, которых не мучают моральные принципы ; В мою голову приходят только грусть и тоска; Ну почему человек делает плохие поступки ?; Приносить хорошую пользу окружающим...; ... происходит деградация мозга ...; ... выполнять свои гражданские права ; Нужно воспитывать свой внутренний мир .

Таким образом, можно констатировать низкий уровень владения грамматическими нормами русского языка. Анализ обозначенных ошибок позволяет учителю планировать упражнения и задания по их предупреждению и устранению. В этом плане художественный текст как образцовое речевое произведение даст необходимый речевой опыт и позволит увидеть, как мастер слова «пользуется» языком для выражения замысла.

К особого рода ошибкам следует отнести нарушения фактологической точности. Как правило, фактические ошибки в своём большинстве связаны с искажением наименований, жанров, авторов литературных произведений: В романе «Война и мир» Толстой возмущён тем, что творили французы с нашей культурой; Лермонтов «Преступление и наказание; В произведении «Капитанская дочь»; Большинство современной молодёжи не знают таких известных произведений, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Гроза» Горького, «Герой нашего времени» Н.И. Лермонтова; Чингиз Айментов в романе «Буранный полустанок». Реже встречаются неверные трактовки фонового материала: Александр Матросов закрыл своим телом стреляющую пушку врага, спасая жизни своих товарищей; В 2011 году был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве.

И наконец, довольно большой пласт ошибок, в принципе, невозможно квалифицировать как типичную речевую, грамматическую или фактическую ошибку. Таким ошибкам, скорее, подходит наименование «Нарочно не придумаешь», например: Можно вспомнить произведение Гоголя «Тарас и Бульба»; Книги надо читать, ведь они написаны живой рукой поэта; Мне проще залезть в Интернет и прочитать Пушкина «Война и мир», чем посмотреть данный рассказ в виде кинофильма; Очень жаль, что во времена развития поэзии не существовал Интернет. Я считаю, произведение Толстого «Война и мир» было бы ещё увлекательнее; В XXI веке у детей появилась новая пристрасть - компьютеры! ... Заменять привычного Пушкина на всякого рода чтиво: детективы, семейные романы - это не дело! Вот вырастет твой ребёнок, попросит книжку почитать, а ты ему Донцову. Ничего путного из него не вырастет.

«Подлинная высота речевой культуры, - отмечает Г. А. Золотова, - определяется разнообразием способов выражения одного и того же смысла, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче» . В приведённой цитате отражено представление о речевой культуре как части общей духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающимися представителями. Анализ выполнения части С даёт возможность учителю скорректировать учебный процесс, акцентировав внимание на выделенных проблемных зонах. Одним из наиболее эффективных способов развития речевой культуры старшеклассника, на наш взгляд, можно считать обращение к тексту и его анализ в единстве формы и содержания. Именно речевая практика есть средство создания внутреннего мира личности, богатства её содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, жизненное самоопределение. В этом смысле текст как явление речевой практики выступает и как результат первичной, и как объект вторичной коммуникативной деятельности, что определяет востребованность новых методических приёмов в обучении речевой культуре учащихся на основе текстовой деятельности и с ориентацией на неё, что, в свою очередь, предполагает акцентирование внимания не только к процессу речи, но, прежде всего, к качественным изменениям личности.

Таким образом, для осуществления и, прежде всего, включения ученика в творческую деятельность по анализу текста и созданию на его основе собственного речевого произведения необходим перенос ранее усвоенных знаний и сформированных умений анализа в новую ситуацию, которая характеризуется взаимосвязью аналитической и продуктивной деятельности и может быть реализована в обучении на основе тексто-технологического подхода.

Рецензенты:

  • Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, I Проректор Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
  • Суворова Е.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Примеры из работ учащихся приводятся в полном соответствии с оригиналом.

Библиографическая ссылка

Крайник О.М. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5716 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Часть первая, назидательная

Сегодня ввела в строку поиска «Яндекса» «аргумент, проблема памяти, ЕГЭ, русский язык» и увидела стопицот страниц, предлагающих аргументы на любой вкус, цвет, проблему и сочинение. Вот это да! Круто! И думать не надо – списал, радуйся жизни и баллу от Марьи Иванны!

Но! Давайте разберемся, а нужно ли вам это и чем чревато? Потому что чревато без вариантов.

Итак, вам нужно написать сочинение в формате задания № 25. Ради справедливости надо сказать, что проблемы в текстах повторяются, на это и рассчитаны готовые аргументы: проблема памяти, проблема нравственного выбора, проблема отношения к природе и так дальше.

И все же, не надо ориентироваться на готовое. И вот почему.

Во-первых, в разных текстах могут быть освещены разные аспекты проблемы. Так, проблема любви может иметь столько аспектов, что подобрать нужный аргумент будет и по времени, и по смыслу проблематично. Например, в стихотворении «Я вас любил» любовь – благородное чувство, высокое, а в «О, как убийственно мы любим!» Ф.И. Тютчева любовь – чувство прекрасное и ужасное одновременно. Вы уверены, что не ошибетесь?

Для примера приведу реальное сочинение одного моего ученика, который не любит себя утруждать, вы сразу увидите, в чем его ошибка.

Текст В.Белова о памяти как связующем звене между прошлым и будущим (смотрите предыдущую статью)

Проблему ученик определил правильно. Написал сносный комментарий. Потом нашел аргументы, в Интернете, конечно:

А. Твардовский писал:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

Благодаря им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.

Что получилось? Да просто текст об одной памяти, личной, человеческой, а аргументы – об исторической памяти, да еще и с цитатами, которые выучить наизусть – проблема. Вторая ошибка – товарищ не разобрался, что аргумент-то по сути один! Вот и весь сказ: 0 баллов за второй блок критериев. Даже если бы он просто написал одну фразу о том, что память бывает исторической, и не менее важно помнить не только о предках, но и о тех, кто спас наше будущее, сочинение не выглядело столь топорно.

Во-вторых: вы уверены, что сможете запомнить ВСЕ аргументы? Шпору пронести не получится точно, а на экзамене что думаете делать? Стоит ли тратить драгоценное время на то, чтобы наизусть учить огромное количество аргументов? Может быть, проще научиться писать их самому (смотрите статьи на сайте)? Уверяю вас, это проще, чем складывать в свой и так заполненный мозг непроработанную информацию.

Оно вам надо?

Часть вторая, теоретическая

Давайте посмотрим, в каких произведениях вы можете почерпнуть большое количество аргументов для вашего сочинения.

Конечно, в классике. Почему? Да потому, что классика и отличается от любой другой книжки тем, что там не одна, а десятки проблем, и по каждой есть какое-то решение.

Например, это Достоевский «Преступление и наказание», Толстой «Война и мир», чеховские рассказы и «Вишневый сад», пушкинская лирика и «Евгений Онегин», еще «Отцы и дети», «Обломов», «Тихий Дон», поэзия Александра Блока и так далее.

Для примера возьмем «Войну и мир».

Проблемы:

  • Проблема войны как «самого ужасного дела в мире».
  • Проблема освободительной войны. Тезис: война освободительная – правое дело, она объединяет весь народ в борьбе за Отечество
  • Проблема героизма. Тезис: герой – тот, кто не думает о подвиге как способе получения благ. Герой совершает «обычный подвиг», он движим иными целями: благородством, порядочностью, патриотизмом.
  • Проблема патриотизма. Тезис: патриотизм не в призывах к борьбе за освобождение Отечества и не в фальшивой любви ко всему русскому, а в реальных делах, сплочении народа.
  • Проблема духовных исканий человека. Тезис: человек может в жизни падать на самое дно, может подниматься ввысь, но только не останавливаться, должен развиваться.
  • Проблема семьи. Тезис: семья – не просто живущие рядом люди, семью объединяет чувство любви, ответственности и воспитание детей.
  • Проблема нравственного выбора. Тезис: нравственный выбор человек совершает в моменты, когда испытывает огромное напряжение, когда от него требует решения история. нравственный выбор говорит о внутреннем содержании человека.
  • Проблема роли личности в истории. Тезис: личность не играет никакой роли в истории, а «царь есть раб истории».
  • Проблема народа. Тезис: народ – основная движущая сила исторических событий.
  • Проблема эгоизма и индивидуализма. Тезис: эгоизм и индивидуализм – самые отвратительные качества человека, они мешают человеку реально оценивать все происходящее вокруг него, ведут к заблуждениям и духовной смерти.

И это только часть того, что можно найти в романе!


Часть третья: что делать?

  • Возьмите вышеперечисленные произведения и найдите там проблемы.
  • По каждой сформулируйте тезис, как я показала вам выше.
  • Подумайте, на каком материале или образе писатель эту проблему раскрывает.
  • Пропишите сам аргумент. Если пропишете сами – рука и мозг автоматически запомнят!

Пример : проблема любви. Какой должна быть любовь?

Возьмем замечательное «Облако в штанах» Владимира Маяковского.

Тезис: любовь должна быть не только яркой, искренней, но и поднимающей человека над землей, не связанной никакими социальными путами.

Иллюстрация: В поэме «Облако в штанах» В. Маяковского лирический герой после расставания с возлюбленной понимает, что ее и его любовь, такую прекрасную, яркую, огромную, украли. Украло общество, которое диктует свои законы жизни и любви, условности. Герой не приемлет пошлости, известие о будущем замужестве героини вызывает в нем гнев, боль, ярость. Каков герой – такова и его любовь: он испытывает «пожар сердца» и не хочет быть иным. А если общество такое, то «Долой вашу любовь!»

Вот так и работайте. Хотела бы написать: «Интернет вам в помощь», но именно в этом случае все наоборот.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.