Шоу гии эрадзе королевский цирк. На первые гастроли он сбежал

  • 30.06.2020

Сейчас в Екатеринбурге гастролирует красивейшее шоу – «Королевский цирк Гии Эрадзе». Татьяна Широкова, балетмейстер-постановщик, рассказала Woman`s Day о жизни цирковых артистов: с какими трудностями им приходится сталкиваться.

– Жизнь циркового артиста – это постоянные переезды каждые 1,5–2 месяца. То есть каждый раз по приезде в город нашей команде нужно разгрузить 19 фур, а после окончания гастролей – собрать. Это достаточно сложно, поэтому помогают все, в том числе артисты. Помню самый экстремальный случай: 5 лет назад январские гастроли в Красноярске. Мы уже привыкли быстро разгружать реквизит, декорации, костюмы, личные вещи – все, что может понадобиться. Но в те три дня, в которые мы «собирались» в Красноярске, ударил мороз в –52 градуса.

Дома удается побыть один месяц в году

Реквизит цирка перевозят в 19 фурах

– Помимо того что для каждого сотрудника цирка не составляет труда за два дня собрать с собой на гастроли целую квартиру, наша жизнь тоже не похожа на обычную. Например, многие сетуют за специфический запах в цирке, который возникает оттого, что животные живут прямо в цирке, в просторных вольерах. Мы же этот запах не ощущаем – привыкли (смеется).

В год мы живем в 8–9 городах. Отпуск традиционно раз в год – в мае. Обычные люди в отпуск едут за границу, а мы – по домам, ведь вся труппа из разных городов. В это время, например, ходим к стоматологу, делаем документы – словом, решаем бытовые вопросы, которыми обычные люди занимаются по мере необходимости.

Дети цирка

Все для детей: как маленьких зрителей, так и артистов

Фото «Королевский цирк Гии Эрадзе»

– В Екатеринбурге одна наша артистка родила. Это уже пятое пополнение в нашей труппе за год (смеется). На выписку мы пришли почти всем коллективом. Люди выглядывали в окна и поражались количеству народа. У нас все всегда проходит красочно и масштабно!

Декрет у нас тоже есть, ведь все официально устроены в компании «Росгосцирк». Но, как правило, мамочки с новорожденными не уезжают домой, а остаются помогать с костюмами или животными. Когда вокруг тебя столько людей, кто ребенка взял, тот и нянька (смеется).

Более взрослые дети ездят со своими родителями. В каждом городе они ходят в новую школу, приходится адаптироваться. Но когда спрашиваем, все ли их устраивает, отвечают: «Все нравится!». Вопросы отпадают… Единственный минус – это разница в учебниках и программе. Например, приехали мы из Нижнего Новгорода в Казань, а там более замедленная программа. Приходится детям некоторое время слушать уже пройденный материал.

Любой цирковой ребенок чем-то занимается в свободное от учебы время. Моя дочь например, в Екатеринбурге участвует в конкурсе «Маленькая мисс Екатеринбург» и даже прошла в финал. Весь коллектив обязательно придет поддержать ее в финале.

«У нас нет цирковых династий»

Гия Эрадзе с питомцами

– Когда Гия только начинал свой путь, ему было всего 11 лет. Его семья не имела никакого отношения к цирку, а мальчик горел им. В Грузию часто приезжали разные труппы, Гия не пропускал ни одного представления – он уже тогда поставил цель посвятить свою жизнь цирку.

Но ему пришлось не просто из-за династийности, которая царит в цирковом мире. Несмотря на то что существуют цирковые училища, там обучают таким жанрам как жонглирование, акробатика, но не дрессуре. Эти знания передаются родными: от старшего поколения к младшему. Нет ни одного уголка в мире, куда можно прийти и сказать: «Хочу стать дрессировщиком».

Гия устроился в цирк ассистентом в конный аттракцион «Джигиты Грузии», ухаживал за лошадьми. Его заметили: в цирке желание совпадает с возможностью. Так что через некоторое время он стал тренироваться в жанре жонгляж, а позже и вовсе вышел на манеж с голубями, которые практически из любой точки темного зала слетались в «земной шар». Номер он поставил сам. После него карьера Гии стремительно развивалась, ему стали предлагать поработать и другие цирки. Тогда он решил, что будет помогать таким артистам, как сам, не имеющим знаменитой фамилии.

Две премьеры в Екатеринбурге

Дарья Поротова в образе Царевны Лебеди выступает в кольце

– В Екатеринбурге у нас премьера: новый номер с гимнасткой в кольце. Выступает 19-летняя Дарья Поротова в образе Царевны Лебеди. Под куполом цирка, да еще и с крыльями – это сложно. Внизу на манеже 9 человек танцевального балета – получается эстетически очень красиво. Кстати, Дарья вместе с тренером Маратом Бикмаевым подготовила трюковую часть номера всего за год – это очень мало для такого серьезного выступления, но вышло потрясающе!

Билеты: 600–2000 руб.

Для спектакля был спроектирован огромный золотой Замок, возвышающийся под самый купол цирка. Воздушная гимнастка под куполом управляет куклами-марионетками. Рояль, обсыпанный стразами Swarovski, сказочным образом появляется на арене. Из рояля брызжут фонтаны, среди которых эквилибрист с окружении балерин исполняет немыслимые трюки. Племя индейцев и экзотические животные: ламы, скунсы, лемуры, вари, кенгуру, страусы, лемуры катто, дикобразы, зебры. Мастера испанской цирковой школы, которых сопровождают яки. Римские гладиаторы на колесницах, запряженных вороными конями. Опасные трюки исполняют акробаты на встречных качелях. Уникален и аттракцион со львами и тиграми «Дикий мир джунглей»: вместе с африканскими львами и суматранскими тиграми на манеже появляются белые тигры. Главным героем в клетке с хищниками является заслуженный артист России Гия Эрадзе вместе с партнершей Людмилой Сурковой.

Грандиозное цирковое представление, которому нет равных (в мире)!

Впервые в Екатеринбургском государственном цирке с 28 октября пройдут гастроли Королевского цирка Гии Эрадзе . Уникальность циркового шоу нового поколения в его масштабе, грандиозных авторских декорациях, не имеющих аналогов в мире, мастерстве артистов и невероятном количестве дрессированных животных. Сказочная мистерия продлиться 2 часа 45 минут, за которые 120 артистов и уникальные животные очаруют своим выступлением настолько, что каждому зрителю захочется попасть на представление снова и снова!

Для спектакля был спроектирован огромный золотой Замок, возвышающийся под самый купол цирка, декорированный бархатом и кристаллами Swarovski, созданы более 2000 эксклюзивных костюмов, потрясающих воображение своей роскошью, хрустальные люстры, эксклюзивный трехуровневый занавес, скрывающий весь манеж.

Представление Королевского цирка — это сказочное шоу, в котором нет привычных зрителю цирковых номеров. Яркие и талантливые артисты появляются на манеже в разных амплуа — воздушная гимнастка под куполом цирка управляет «куклами-марионетками»; рояль, обсыпанный кристаллами Swarovski, сказочным образом появляется на арене. Из рояля брызжут фонтаны, среди которых эквилибрист, в окружении балерин исполняет немыслимые трюки; Племя индейцев и уникальные экзотических животные — ламы, скунсы, лемуры вари, кенгуру, страусы, лемуры катто, дикобразы, зебры и другие представители животного мира. Мастера испанской школы верховой езды, которых сопровождают яки. Римские гладиаторы на колесницах, запряжённых в величественных вороных Фризов. Под зажигательную русскую кадриль головокружительные и опасные трюки исполнят акробаты на встречных качелях. Сказочный Белый пегас и чарующие белоснежные ангелы; жонглёры, шуты, клоуны и ещё много того, что нужно только видеть, поскольку невозможно пересказать словами.

Уникален и аттракцион со львами и тиграми «Дикий мир джунглей». Вместе с африканскими львами и суматранскими тиграми на манеже появятся редкие и невероятно красивые белые тигры. Главным героем в клетке с хищниками является Заслуженный артист России Гия Эрадзе вместе со своей партнёршей — титулованной принцессой цирка Людмилой Сурковой. Зрелищность аттракциона с хищниками буквально завораживает! На 14-ом Международном фестивале в Московском цирке Никулина аттракцион «Дикий мир джунглей» получил главную награду фестиваля «Золотой слон», а так же специальный приз от Министерства культуры РФ и приз от Первого канала.

Шоу Гии Эрадзе синтезирует все жанры циркового искусства — дрессура животных в основе спектакля, воздушные гимнасты на полотнах, в люстрах, на цепях, иллюзионные трюки, эквилибр, эстрадный балет и много другое. Для транспортировки животных, реквизита и декораций используется 19 авто-фур.

Осенью 2016 года артисты Королевского цирка триумфально представляли Россию на Международном фестивале в Италии, где лично Гия Эрадзе и его первоклассные артисты были удостоены высших наград. Артисты завоевали Гран При и Золото фестиваля, а так же получили приглашение на самый престижный цирковой фестиваль в Монте-Карло и многие другие специальные призы.

Королевский цирк был официально объявлен «Лучшим цирковым шоу» по результатам голосования зрителей и профессионального жюри, получив Первую Международную премию «Мастер» в номинации «Шоу года». Большой гастрольный тур, в рамках которого Королевский цирк прибудет в Екатеринбург, начался после продолжительных гастролей в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре, где за восемь месяцев на главном столичном манеже шоу посмотрело более полумиллиона зрителей, в том числе звезды российского шоу-бизнеса. В социальных сетях можно увидеть восторженные отзывы Андрея Малахова, Валерия Леонтьева, Лолиты, Анжелики Агурбаш, Бориса Моисеева, Бари Алибасова, Александра Олешко, Анастасии Волочковой, Александра Пескова, Аллы Духовой и многих других.

Жители Екатеринбурга уже знакомы с творчеством Гии Эрадзе — в 2016 году он представил на манеже Екатеринбургского цирка свое шоу «Баронеты». Зрители настолько тепло приняли проект, что Маэстро решил, екатеринбуржцы непременно должны увидеть главный проект продюсерского центра Гии Эрадзе. И вот, наконец, с 28 октября впервые в Екатеринбургском цирке зрители увидят легендарное шоу Гии Эрадзе «Королевский цирк»!

Творческая мысль Гии Эрадзе превращает любое действие на манеже в невероятное зрелище, в историю, которую невозможно забыть! Добро пожаловать в Королевство сказочных грёз, в волшебный мир цирковых иллюзий, который сделает каждого зрителя по-настоящему счастливым!

Премьерные спектакли: 28 октября (суббота) в 17:00 и 29 октября (воскресенье) в 15:00. Далее представления пройдут по субботам и воскресениям в 13:00 и 17:00.

24.02.2019 23:29

Гия Эрадзе и Максим Никулин представляют шоу «Бурлеск»

В маленьком королевстве Монако в январе 2019 года случилась большая сенсация! Триумфатором 43-го фестиваля в Монте-Карло стал «Королевский цирк» Гии Эрадзе! Впервые за всю историю ежегодного Международного циркового фестиваля (Festival international du cirque de Monte-Carlo) высшую престижную награду «Золотого клоуна» получил не отдельный номер, а российский коллектив целиком. «Серебряного клоуна» россияне также увезли с собой за акробатический аттракцион на качелях. С 22 февраля Гия Эрадзе вместе с Московским цирком Никулина представляет новое шоу «Бурлеск», и российский зритель первым увидит уникальные номера, которые так высоко оценило международное жюри вместе с принцессой Стефанией.

На вопросы отвечают генеральный продюсер «Королевского цирка» и главный режиссёр компании «Росгосцирк», заслуженный артист России и Грузии Гия Эрадзе, и генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем новом шоу, которое называется «Бурлеск».

Максим Никулин: Мы не можем рассказывать вам о том, что будет, это бессмысленно, новое шоу надо видеть! О своих предварительных ощущениях я могу сказать так: первое, огромная радость от того, что этот проект, задуманный почти три года назад, осуществился, и глубокая благодарность Гие Эрадзе за то, что очень много сил, нервов, таланта, средств было затрачено на осуществление этого проекта. Очень рад тому, что мы работаем вместе, поскольку это очень полезно для цирка, для российского цирка, для искусства цирка вообще, для его развития.

Золото 43-го циркового фестиваля в Монте-Карло было отдано «Королевскому цирку» Гии Эрадзе, но он приехал не из Америки, а из России. Гия Эрадзе — единственный человек в нашем цирковом мире сегодня, который настолько люто, истово относится к развитию циркового искусства. В Королевском цирке его коллектив, его артисты, его имя, его марка, но цирк российский, всё равно цирк наш! Все ассоциируют эту блистательную победу с нашим национальным цирком, и всё оформление, хореография, декорации, адаптация номеров, всё это наша цирковая культура!
Нам, действительно, есть чем гордиться.

Многие меня спрашивали после Монте-Карло, вот сейчас Эрадзе выступит у вас в манеже, что вы будете показывать после этого? Скептикам отвечаю: не волнуйтесь, у нас много проектов, мы не пропадём, для нас это не рубеж, и я убеждён, что в дальнейшем мы однозначно будем работать с Гией и его артистами.

Гия Эрадзе: Мы задумали совместный проект на манеже Московского цирка Никулина, шоу называется «Бурлеск», и сегодня, наконец-то, он будет представлен российскому зрителю. Мы очень долго репетировали, как только вы, зрители, зайдёте в зал цирка, то увидите эксклюзивные декорации, которые специально создавались под шоу. Также специально шились костюмы, подгонялись и адаптировались номера, над проектом работала большая творческая команда композиторов, режиссёров, балетмейстеров, сценографов, которые совместно со мной создавали эту программу.

Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо Московскому цирку Юрия Никулина за возможность поставить проект здесь, в качестве режиссёра, полностью от начала и до конца, в двух отделениях. Это топовая площадка, это лучший цирк в мире, это старый цирк, классический цирк. Номера, которые имеют право выходить на этот прославленный манеж, должны быть высокого класса, поэтому мы постарались и объединили в эту программу одних из самых лучших артистов российской государственной компании «Росгосцирк» на сегодняшний день. Это практически все те артисты, которые были недавно на фестивале в Монте-Карло. Хочу сказать спасибо Евгению Шевцову и Ольге Полтарак, которые принимали участие в подготовке целикового спектакля вместе со мной. Для «Бурлеска» манеж Старого Московского цирка будет первым, как первым будет и российский зритель, который придёт к нам на спектакль и будет оценивать увиденное. Мы, действительно, постарались и сделали всё возможное! Это ярко, это красиво, празднично и очень сильные номера.

Тонны декораций, более 350 эксклюзивных костюмов, пошитых специально к шоу «Бурлеск» в Цирке на Цветном бульваре, включая и те костюмы, которые были с нами в Монако и созданы специально для фестиваля. Будут и вода, и дождь, и животные, и акробаты, и гимнасты, выступление традиционно сопровождает клоун, Заслуженный артист России Игорь Яшников, один из лучших клоунов на сегодня, которые у нас есть.

Программа многожанровая, как всегда во всех моих проектах, в ней занято очень много животных: тигры, леопарды, пантеры, лигры (помесь льва и тигра), зебры, обезьяны, лошади, собаки, дикобразы, медведи. Будет аттракцион «Баронеты», который имеет 10 высших мировых наград, где дрессировщики Андрей и Наталья Широкаловы выступают со смешанной группой хищных животных.

Акробатический жанр представлен замечательным номером «Встречные качели», который на 43-ем цирковом фестивале в Монте-Карло стал обладателем «Серебряного клоуна». Михаил Филинов со своей группой акробатов также является обладателем множества золотых наград всемирных цирковых фестивалей в Китае и Италии.

Программа заканчивается под замечательную песню «Аплодисменты», которую сочинил замечательный композитор Алексей Гарнизов, и любезно согласился исполнить сам король эстрады Филипп Киркоров. Она сегодня впервые прозвучит для зрителя, и мы специально под неё сделали эпилог в стиле старого цирка. Вся наша программа представляет собой симбиоз классического «ретро» и современного цирка.

Максим Никулин: Шоу «Бурлеск» будет работать до 1 сентября, потом последует пауза, когда будет проходить наш цирковой фестиваль, потом на короткий сезон в октябре-ноябре программа «Бурлеск» возобновится, но уже в трансформированном виде, в неё будут добавлены новые номера, что-то мы поменяем, потому что все номера очень яркие и легко запоминаются. Мы хотим выстроить «Бурлеск-2», потом будут новогодние каникулы, ёлки, Новый год, Рождество, и далее мы закрываем цирк до февраля. Следующий новый проект начнётся в феврале 2020 года.

Гия Эрадзе: На Новый Год на основе шоу «Бурлеск» мы сделаем новогоднюю сказку под названием «Тайна новогодней звезды». Это будет абсолютно новый костюмированный спектакль посвященный Новому году и Рождеству, который никогда не был на манеже Старого цирка, но это будет попозже.

— Примите поздравления с триумфом на 43-м цирковом международном фестивале в Монако, который прошёл в январе 2019, и заслуженной наградой «Королевского цирка» Гии Эрадзе «Золотым клоуном». Как принцесса Стефания выразила вам свое восхищение?

Гия Эрадзе: Впервые за 43 года проведения этого престижного фестиваля весь коллектив «Королевского цирка» Гии Эрадзе целиком получил «Золотого клоуна», а не конкретно какой-то номер. Безусловно, решение о награждении принимает международное жюри вместе с принцессой Стефанией, которая проводит фестиваль в Монте-Карло. И в знак того, что принцессе понравилось, она мне сделала официальное предложение поставить 45-й фестиваль, его буду создавать я, как режиссёр-постановщик. Это произойдёт через 2 года, но я готовлюсь уже сейчас, и после запуска шоу «Бурлеск» буду конкретно заниматься фестивалем в Монако.

Максим Никулин: Как принцесса оценила? Мы с ней давно знакомы, много лет дружим. Стефания достаточно сдержанная девушка и это понятно, от её слов зависит многое, тем более в цирковом мире. Но её отношение для меня определилось следующим. Она приезжает в Москву на один день, 7 марта, чтобы посмотреть на полноценный спектакль в нашем цирке! Принцесса сказала: «Я хочу увидеть это шоу целиком, то, что я видела в Монако это замечательно, это прекрасно, это оценено высоко, но мне интересно посмотреть шоу целиком». И вот, несмотря на то, что у неё куча дел, Стефания на один день прилетит, чтобы посмотреть «Бурлеск». Это дорогого стоит!

— Как возникла идея уникального номера «Фаберже», который вы представили на конкурсе в Монте-Карло, и покажете в шоу «Бурлеск» российским зрителям?

Гия Эрадзе: Номер «Фаберже» мы готовили именно для этого фестиваля. Прежде всего, хотели сделать что-то новое. Трансформация это хороший жанр в цирке, но он не новый, поэтому мы придумали групповую трансформацию на 12 человек. Сегодня аналогов этому номеру нет. Вы увидите, что этот номер очень филигранно выстроен.

Стилистика Фаберже как художника полностью подходит к шоу «Королевского цирка», плюс он был русским художником, который когда-то эмигрировал в Европу и дальше проживал уже там. Музей Фаберже существует в Петербурге на Фонтанке, и я был в нём неоднократно. Вся стилистика этого номера: костюмы-трансформеры, балет, реквизит сделаны в стиле яиц Фаберже. Вы увидите целое модное дефиле, на артистках будут костюмы в виде достопримечательностей Петербурга, есть даже костюм «Цирк Чинизелли», потому что это один из старейших цирков нашей страны.
В номере есть связующее звено. Когда мы этот номер делали с Евгением Шевцовым, то увидели, что главным персонажем здесь должен быть сам Щелкунчик, который в конце трансформируется в белого принца. На этом связующем звене основан весь номер «Фаберже». Специально под этот номер русская классическая музыка была частично аранжирована композитором Денисом Гарнизовым. Мы так быстро готовили трансформацию к фестивалю, что, можно сказать, не успели обкатать. Такого не бывало никогда раньше, в первый раз мы её отработали в Штутгарде, Германии, чтобы его показать на фестивале в Монте-Карло. Русский зритель увидит впервые этот номер вообще, как и всю программу целиком.

— Наши артисты приезжают на зарубежные гастроли, а насколько реально пригласить к нам зарубежных артистов? Например, у нас итальянский клоун недавно выступал, иллюзионист приезжал. Возможно ли пригласить, например, знаменитого дрессировщика Мартина Лейси?

Максим Никулин: Абсолютно реально и я открою вам секрет — в нашей следующей проект процентов на 80 будут приглашены артисты из-за рубежа.
Пригласить Мартина Лейси (Martin Lacey) сложнее, потому что там животные в большом количестве, что предполагает сложное ветеринарное оформление, проблемы с транспортом, таможней. Но все это решаемо, поэтому, если мы такую задачу поставим, то мы её выполним. Есть ещё нюанс, Мартин работает в мюнхенском цирке Крона (Circus Krone). Этот цирк круглосуточный, а номера Лейси там главные. Мы разговаривали с ним на эту тему теоретически, и он сказал, как, кстати, и многие другие цирковые звёзды говорят, что российские гастроли рассчитаны на большие сроки, месяца на три, а значит, что он на это время выпадает оттуда из программы, к тому же контракты и гастроли подписаны, с рекламой там договариваются за год, как это всё увязать непонятно. Но с точки зрения возможностей, почему нет?

Я не согласен, кстати, с Эдгардом Запашным, что из засилья зарубежных артистов нашим некуда деваться. Ерунда всё это, на самом деле, страна большая, есть куда деваться и где работать. Наши артисты начинают расслабляться, а когда приезжает иностранец, который показывает, что он в буквальном смысле в клетке живёт, как Мартин Лейси, или такой как Алексис Грюсс (Alexis Gruss) из цирка Арлетт Грюсс (Cirque Arlette Gruss), единственного в мире, являющегося национальным достоянием Франции, который заявил, что у него больше двухсот лошадей, и он всех своих лошадей знает по кличкам и «в лицо» — это потрясает. Такое отношение у многих здесь в России, к сожалению, утрачивается, народ распустился, разленился.

Однажды к нам с Сашей Гримайло, подошли ребята, один говорит, что придумал уникальный трюк, совершенно никто не делал, перелёт с одной доски на другую. Гримайло отвечает, нет, в 68 году уже был такой номер, посмотри в интернете. Я говорю, что сам лично помню, что были такие Никитины, у них в финальном трюке с подкидной доской отбивали тройной сальто-мортале на колонну из четырёх человек, об этом в энциклопедии написано. Парень удивлённо плечами пожимает, не знает как это делается, не ищет информацию.
Подобное происходит не от того, что это невозможно, просто люди сами себе ставят какие-то рамки. Когда всё хорошо, контракты есть, деньги зарабатываем, семья в порядке, чего корячиться? Нет уже такого фанатизма, как раньше был раньше, я ведь его помню прекрасно, и пример моих родителей в том числе. Он, к сожалению, уходит, фанатиками цирка остаются единицы, но зато эти единицы сейчас составляют основу мирового цирка, и практически все они собираются в Монте-Карло.

— Гия Гиулевич, с 1 февраля 2019 года вы назначены главным режиссёром Росгосцирка. С чего вы начнёте свою работу, каких позитивных перемен следует ожидать?

Родители не разделяли страсти сына. Особенно были против отец – диреткор тбилисского рынка и дедушка –профессор-невропатолог. Они мечтали, что Гия станет классным стоматологом. А тут?! Наследник рода Эрадзе−Манджигаладзе пропадает на арене, подрабатывает там конюхом, дрессирует птиц и без согласия близких отправляется с цирком на гастроли в Ереван. Неслыханно!

Мальчика со скандалом вернули назад. И сколько перипетий пришлось выдержать Гии, отец смирился с его цирковым настоящим, только когда в 2006-м вся грузинская столица пришла поздравлять его 27-летнего сына с присвоением звания заслуженного артиста. Июль 2015 года, Цветной бульвар. Я вместе с победителем недавнего циркового фестиваля в Сочи итальянским клоуном Дэвидом Ларибле и детьми Сосо Павлиашвили отбиваю ладони на шоу «Королевский цирк» Гии Эрадзе. Количество красоты (достаточно сказать, что танцовщицы за время представления меняют свои умопомрачительные костюмы 11 раз) и рискованных трюков на один квадратный метр арены зашкаливает. Змеи, верблюды, ослы, ламы, пони, страусы, лошади, кенгуру, дикобразы, павлины, петухи, гуси, попугаи, леопард. А еще аисты, журавли, собаки, пеликаны, львы, рогатый африканскийворон. Скоро выйдет на манеж и родившийся недавно в цирке Эрадзе самый крупный представитель семейства кошачьих – лигр (детеныш белой тигрицы и льва). И в центре этой огромной артистической и зверино-птичьей семейки Гия – в короне (их у него тоже несколько) и на белом коне. Как и положено королю, он красивый и успешный (самые большие отчисления в российский Госцирк). После представления король проводит для меня экскурсию за кулисы и знакомит со звездой труппы 12-летним шимпанзе Ричиком, разрешает пощекотать мягонький живот лемуру Дилану и рассказывает, что на международном фестивале в Сочи его шоу было признано лучшим. С радостью говорит, что билеты на представление «Королевского цирка» (шоу параллельно идет и в Воронеже) разлетаются как горячие пирожки. «Но нам, небывалый в истории случай, аж до 3 сентября продлили контракт, так что все смогут попасть». А потом он признается, что очень беспокоится за сердце своей мамы Марины. «Она там, в Тбилиси, каждый раз чувствует, когда я выхожу на арену, и всегда молится. Не может забыть, как однажды я отвернулся и лев меня «погладил». А при встрече, Андрей, всегда с грустью вспоминает времена, когда я начинал, дрессируя безобидных голубей, купленных на сэкономленные от школьных завтраков деньги».

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

// Фото: Из личного архива Гии Эрадзе

Зрители уже могли оценить по достоинству такие программы продюсерского центра Гии Эрадзе, как «Пять континентов», «Баронеты» и «Гиппопотамус», поэтому сомневаться в том, что это будет «по-советски» качественно и при этом по-королевски шикарно, не приходилось.

В программе, которая представляет собой синтез циркового и эстрадного искусства, воронежцы увидели воздушных гимнастов в хрустальных люстрах, номера с черным и белым пегасом, иллюзионный номер «Гладиаторы», во время которого девушка внезапно исчезла, а на ее месте появился лев... У зрителей буквально захватывало дух, когда они наблюдали за акробатами на встречных качелях под руководством Михаила Филинова. Кстати, этот номер со сложнейшими трюками совсем недавно взял золотую награду на международном цирковом конкурсе в Китае. Воображение дам потрясал красавец-эквилибрист, который выделывал замысловатые трюки на рояле, из которого бьет фонтан, а мужчины, втайне от своих женщины, заглядывались на парящую в воздухе изящную балерину с крыльями ангела.

Также зрители увидели потрясающие аттракционы с животными - «Львы и тигры», которым руководит обладательница международной награды «Принцесса цирка» Людмила Суркова, и зажигательную «Африку», где собрали великое множество экзотических животных.

«Из-за недобросовестности продюсеров люди перестают ходить в цирк»

Во времена моего детства в цирк можно было сходить и в будни, да и в выходные всегда показывали по несколько спектаклей. Сейчас нерентабельно давать много представлений, потому что народ не так активно ходит в цирк. Как вы думаете, с чем это связано? Может быть, с тем, что порой привозят не слишком качественные шоу и люди разочаровываются?

И с этим тоже. Зачастую людей просто обманывают. Бывает, что приезжают никому не известные коллективы в провинциальные города и вывешивают афиши с громким названием. Помню, я общался с одним прокатчиком, который возил программу «Звезды Монте-Карло». Он уверял, что там выступают обладатели золотых наград международного циркового конкурса в Монте-Карло, хотя я в программе ни одной звезды не увидел. Выяснилось, что этот человек даже не знает, что Монте-Карло находится в королевстве Монако, находящемся на территории Франции. Он уверял меня, что это в Германии. О чем тут можно говорить? Из-за подобных недобросовестных продюсеров люди и перестают ходить в цирк.

Да и время сейчас другое! Когда я попал в цирк, мы ездили на гастроли почтовыми вагонами. Тогда, как и у меня сейчас, в каждой программе работало по 120–130 человек, большое количество животных… И никого это не пугало. А сегодня это уже воспринимается как ноу-хау! Я советское дитя, и во мне осталась энергетика того поколения, менталитет. Я прекрасно помню своих педагогов, с которыми когда-то выходил на манеж, - Олега Попова, Запашных... И не хочу отступать от тех цирковых традиций, которые впитал в себя, попав в цирк еще в глубоком детстве. Мне хочется, чтобы цирк всегда оставался таким масштабным, как был раньше. Но, к моему глубокому сожалению, сейчас принято делать сольные малюсенькие номера, что называется, «на коленке». С минимумом реквизита. А если номер групповой - то с небольшим количеством людей.

- Почему, есть и большие коллективы. Акробаты на подкидных досках Черниевские - частые гости в нашем городе…

Есть, конечно. И хорошо, когда такие коллективы находятся на финансовом обеспечении компании «Росгосцирк», потому что продюсеров, вроде меня, которые не жалеют на это денег во имя качества программы, поверьте, немного. Прокатчикам просто невыгодно их возить, слишком большая статья расходов. Номер того же Черниевского - очень дорогой, что существенно удорожает себестоимость программы. Представьте себе - 15 акробатов, 15 жен, а у кого-то есть еще и дети… То есть, до 40 человек нужно расселить в гостинице, накормить, оплатить все транспортные расходы. А номер длится всего 10 минут. Да, аттракцион у них потрясающий, трюки сумасшедшие, но, с финансовой точки зрения, это нерентабельно. Для меня на первом месте всегда было качество, именно поэтому в моей программе пять больших аттракционов. К примеру, в аттракционе «Встречные качели» - 9 человек, в «Африке», где задействовано огромное количество экзотических животных, - 24.


Задумки у вас, конечно, королевские и стоят сумасшедших денег. Сейчас у вас уже есть возможность воплощать их в жизнь, вкладывая в программу деньги со сборов. А когда вы только начинали, где брали начальный капитал?

Мне было 11 лет, когда я убежал из дома в цирк, и денег у меня, конечно же, не было. И я не перестаю в каждом интервью благодарить легендарного продюсера Геннадия Гордиенко, который поверил в меня и помог. Мы познакомились в Москве, куда я уехал из Грузии. Он взял меня под свое крыло, и вместе с ним 20 января 2000 года мы выпустили во Владивостоке шоу «Пять континентов». Жаль, Геннадия Георгиевича уже нет, но я буду с теплотой вспоминать о нем всегда.

«Когда я сбежал из дома в цирк, для родителей это было шоком»

Ваша мама рассказывала, что когда вы сбежали из дома, денег у отца никогда не просили и питались одними сухарями, чтобы купить первую лошадку.

Ну, это ж моя мама! Она и не то расскажет! На самом деле, мои родители изначально были против того, чтобы я стал цирковым артистом. Я не династийный артист, в опилках не родился. Мой отец был директором Центрального рынка Тбилиси, мама преподавала политэкономику в институте. И можете представить их «восторг», когда я ежедневно приходил домой, весь пропахший конюшней - я увлекся лошадьми и ходил туда их чистить. Для родителей это было шоком! Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам, мама «видела» меня врачом. Поначалу они думали, что цирк - это мое детское увлечение, которое скоро пройдет. А я взял и сбежал из дома! Только спустя время родители поняли, что мои побеги в цирк это недетские капризы, это моя жизнь.

Что касается денег, то они действительно не всегда были. У меня был пони Одиссей, ныне покойный, который проработал со мной 18 лет! И в периоды безденежья я катал на нем детишек. Заработанное я вкладывал в новые номера, оставляя немного себе на еду. Порой было негде жить, и мы обитали в цирковых гримерках. Я все это прошел, и поэтому мне проще сегодня создавать номера, мне верят артисты. Мне не надо ничего объяснять - я знаю, какой намордник медведю надеть, в какой денник поставить верблюда и какой вольер нужен тигру. Все проблемы артистов мне понятны, поэтому я не скуплюсь на гонорары.


Но и у вас, наверное, есть к артистам какие-то требования? Помимо профессионализма вы, наверное, требуете, чтобы они хорошо выглядели?

Конечно! Разве это незаметно? У меня есть такой пунктик - все артисты должны быть красивыми! Есть определенный формат людей, которые могут попасть ко мне в коллектив. Другого формата не будет никогда, потому что у меня - лучшее шоу страны. Этот статус нужно поддерживать. За свое шоу мне не стыдно смотреть людям в глаза.

- А если вдруг артист хороший, с сильным номером, а внешностью не вышел…

Если это очень талантливый артист, то я его адаптирую под наше шоу. Это уже моя задача как режиссера-постановщика. У нас в коллективе есть свои стилисты, свои гримеры, которые делают мэйкап артистам. Я понимаю, невозможно найти всех нереально красивых людей, чтобы они при этом были еще и мастерами своего дела. Поэтому здесь важно создать образ, исходя из характера шоу.

Вы были заместителем генерального директора компании «Росгосцирк» по художественной части. Почему оставили эту высокую должность?

Я продержался год и понял, что это не мое. Все эти кабинетно-бумажные истории - совсем не моя пьеса. Я лучше буду творить, ставить новые программы и приносить компании «Росгосцирк» очередные награды… От этого будет куда больше толку!