Скульптурные каноны поликлета и мирона. Поликлет Старший: биография Поликлет биография

  • 28.06.2020

Поликлет, древнегреческий скульптор

Поликлет (Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон" (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека - гражданина полиса. Статуи Поликлета ("Дорифор". или "Копьеносец", около 440 до н. э.: "Раненая амазонка", около 440-430 до н. э.; "Диадумен", около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции . Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.

Разные мужчины...

Мне было лет пять, двоюродному брату двенадцать.
И его на неделю исключили из школы.
За отсутствие у некоторых чувства юмора.
Он с приятелем стащил из класса муляж печени.
Не просто так, а чтоб напугать красивую девочку Ксеню.
Это вам не банальное «портфелем по голове».
По их задумке демонстрация печени в сентябрьских сумерках наглядно покажет глубину чувства и чистоту намерений.
Эти малолетние ромео пришпандорили несчастную печень на палку, пробрались к дому девочки, постучали в окно и залегли под ним.
А когда окно распахнулось, завыли страшными голосами и замахали печенью.
На их беду выглянула девочкина тётя, оказавшаяся неготовой к вечернему уроку анатомии.
А уже на звук тётиного падения прибежала вся семья.
Брата привёл за ухо Ксенин папа.
После словесных и ременных объяснений, почему нельзя брать чужую печень и пугать ею невинных людей, брат осознал, раскаялся, вернул взятое и с радостью принял исключение.
Мне потом рассказывал: – Это всё Сашка. Надо было не эту, здоровую, брать. Там была печень таких, кто водку пьёт, большая, страшная-страшная, чёрная! У Ксеньки бы все в обмороки попадали!
А я представила себе Кравца, вот он ходит, дышит, ругается с Кравчихой, а внутри у него большая, страшная-страшная, чёрная печень.
От попы до подбородка.
И так мне его жалко стало, до сих помню.

....................................................

В китайском чае из красивой жестянки плавают листья, ветки и щепки.
Не тонут, что ещё раз доказывает превосходство удельного веса воды над удельным же весом древесины.
Чай прекрасный, но я не люблю целлюлозу.
Отсортировала: листья отдельно, пиломатериалы – отдельно.
Теперь в чашке аккуратненько, но вкус ушёл вместе с букетом и опилками.
Поневоле приходит мысль, что в совершенстве должна быть некая червоточинка, дабы добавить этому самому совершенству колорита.

Вот, кстати.
Жил один мужчина. Скажем прямо – не образец для подражания.
И однажды чуть не помер.
Лихо затормозил в луже у светофора, обдав грязной снежной кашей с ног до головы невзрачную бабку в клетчатом пальто.
Бабке закричала, что ж ты, мол, дракон такой, творишь-то?!
В ответ мужчина охарактеризовал её как выжившую из ума черепаху, могучим русским языком посоветовал смотреть, где стоишь, и надавил на газ.
Дальше – темно.
А когда посветлело, то мужчина обнаружил себя не парящим бестелесно под потолком реанимации в ожидании открытия туннеля, как это принято, а что-то несвязно объясняющим давешней бабке.
Бабка смотрела сурово, объяснений принимать не желала и всё бубнила про дракона.
Короче говоря, помереть не помер, да и вообще – легко отделался, разве что страху натерпелся.
Казалось бы, жить и жить.
Ан нет.
Клетчатая бабка, змеюка шипучая, что ни ночь – тут как тут, в очередном кошмаре.
Только смежишь сонные вежды, на тебе – то похрапывает в кресле, то шастает по спальне, с интересом разглядывая фривольные акварельки на стенах, то руками всплёскивает и талдычит про зверя внутреннего.
Знакомые прелестницы ночью вскакивали с тревожным воплем: - Кто тут? – и продолжать знакомство отказывались категорически.
Не переехал же, забрызгал малость, так за что?!
И вот сидел мужчина вечером перед телевизором, щелкал пультом бездумно, оттягивая момент неминуемой и тягостной ночной встречи, наткнулся на известный фильм и прозрел: чтоб избавиться от старой карги, надо убить в себе дракона.
Нашёл и убил.
Сначала дракона.
Потом лису.
Затем пришла очередь гиены, удава, волка, далее по Брему и борхесовской Книге вымышленных существ.
Кролик тоже попал под раздачу.
Святость затягивает не хуже порочности.
В отчищенной от коварной фауны душе стало прозрачно и пустынно.
Лишь кроткие голубицы легко взмахивали белыми крылами и нежно ворковали о своём, о безгрешно-голубином.
Правда, гадили сильно.
Кристальность души требовала выхода, и мужчина довольно скоро задолбал соседей, сослуживцев и незнакомых граждан – он помогал им, невзирая на активное сопротивление, и до слёз обижался, когда от его помощи отказывались как в вежливой, так и не очень форме.
Он не мог сказать и слова лжи, резал правду-матку по живому, результатом чего стали три развода, одно увольнение с волчьим билетом и безобразная драка между учительницей пения Барской, электриком Мартыновым и оперативно прибывшим нарядом милиции.
С прелестницами тоже не ладилось. Даже те, кто ранее питал марьяжные надежды, не соглашались часами выслушивать высокоморально-обличительное.
Счёт переведенным через улицу бабкам пошёл на сотни, а мучительница всё равно никуда не делась, являлась каждую ночь как на работу.
Тогда мужчина взял отпуск и стал караулить на проклятом перекрёстке. И одним сереньким днём таки увидел гадину милую старушку. Бросился к ней, рефлекторно перевёл на другую сторону улицы и уже там бухнулся на колени и возопил: - Всё сделал, как ты велела! Всех в себе поубивал, и дракона, и хорька, и неопознанное хтоническое чудовище, всех друзей растерял, люди от меня шарахаются, нимб их слепит – что ж ты от меня всё не отстанешь, что ж ты мне жить не даёшь?!
- Да разве я убивать говорила? Я ж тебе, непутёвому, объяснять уже замучилась - не убивать, а приручать надо было!

Поликлет Старший из Аргоса - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435 до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок. 423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», - оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом, соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.).

При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (по свидетельству Плиния, «художники называют его Каноном») - тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат и ссылок у Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной (согласно А. Ф.Лосеву) для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав - как и само искусство Поликлета - огромное влияние на европейскую культуру (несмотря на отрывочность сведений о Каноне и тот факт, что математическая его основа до сих пор с исчерпывающей точностью не определена).
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).
Источник: http://www.krugosvet.ru/. "Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции.
Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии.
"Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
"Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета.Posted by

460 до н.э.

410 до н.э.

Древняя Греция

Древнегреческий скульптор, который изложил свои рассуждения по теории искусства в трактате «Канон» (до нас дошло 2 фрагмента). Рождён был на острове Аргос, но точные даты его жизни не известны.

Бронзовым скульптурам Поликлета (они утрачены, но известны нам по древнеримским копиям) присуща пропорциональность, взятая последователями позднее за образец. Так, по мнению Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 роста человека, высота головы – 1/7, кисть руки – 1/10.

Многие его скульптуры – это фигуры богов и победителей Олимпийских игр.

Поликлет первый изобрёл приём, для передачи движения человеческого тела в скульптуре при условии сохранении равновесия фигуры в целом, который получил название «хиазма» - от греческой буквы «X».

На своём родном острове учился у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия . Вероятно, на Поликлета повлияли идеи Пифагора о пропорции.

Поликлет имел многочисленных учеников и последователей, включая римлян.

Новости

    С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .

    Для ответов на Ваши вопросы будут использованы крупнейшие в Европе базы данных о творческих личностях - их ошибках и достижениях. Возможно приобретение очных и online-билетов на сайте лектория «Концентратор» .

    45-я очная юбилейная конференция сайт «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта 21 декабря 2019 года (суббота).

Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример классического контрапоста (отитал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

25 вариант

1 задание

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.