Современное понимание личности в отечественной психологии. Понятие личности

  • 29.09.2019

Личность

Теоретические подходы к изучению личности:

1. По способу объяснения поведения:

· Психодинамические теории описывают поведение личности исходя из ее внутренних психологических характеристик;

· Социодинамические объясняют поведение личности, опираясь на внешние факторы;

· Интеракционистские теории исходят из принципа взаимодействия внутренних и внешних факторов при объяснении поведения личности.

1. По способам получения данных о личности теории подразделяются на

· экспериментальные (построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов)

· неэкспериментальные (исследующие личность без обращения к эксперименту)

2. По характеру проблем, связанных с изучением личности, выделяют структурные и динамические теории. В структурных теориях главную задачу видят в изучении структуры личности, в то время как в динамических акцент делается на теме развития, динамики личности.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.

Теории личности в психологии:

Психодинамическая теория личности . Основоположником теории является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению З. Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (лат. libido – влечение, желание). Доминирует в структуре личности бессознательное. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли, и ее поведение полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами.

З. Фрейд выделил три основных инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая их совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; 2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура призвана обслуживать ид; 3) суперэго («свех-Я ») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.



Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Наиболее часто проявляющиеся из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания), проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки или неудачи), замещение (переадресовка агрессии на более доступный объекта), сублимация (замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации) и др.

Аналитическая теория личности . Данная теория близка к теории классического психоанализа. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Но это качественно иной подход, в котором либидо не отводится такой значительной роли как у З. Фрейда. Ярким представителем его является К. Юнг.

Главным источником развития личности К. Юнг считал врожденные психологические факты. Это получаемые по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например, идея Бога, добра и зла. Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии. Смысл жизни человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, и особенно «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли человека ограничена. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической модели выделяются три основных концептуальных блока: 1) коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленных в психике человека в виде унаследованных архетипов; 2) индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого; 3) индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную жизнь.

Черты характера личности – это свойства архетипов. Целостность личности достигается за счет архетипа «самость». Его главная цель «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. У самости существует две установки: экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект) и интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (ориентация на субъект).

Гуманистическая : Клиентоцентрированное направление (К.Роджерс); Мотивационная теория (А.Маслоу); Экзистенциальная теория (В.Франкл)

В гуманистической теории выделяют два основных направления. Первое «клиническое», представлено во взглядах К. Роджерса. Второе «мотивационное», основоположником которого является А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистического подхода считают врожденные тенденции к самоактуализации.

Согласно К. Роджерсу в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая называется «самоактуализирующаяся», содержит в себе в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая называется «организмическая» – представляет механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Они находятся в сложных отношениях, то конфликтуют, то совпадают. Цель жизни по К. Роджерсу – реализовать весь свой врожденный потенциал.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации.

Всего по А. Маслоу существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребность в еде, сне); 2) потребности в безопасности (в работе, квартире и др.); 3) потребности в принадлежности (в любви, семье и др.); 4) уровень самооценки (в самоуважении, компетенции и др.); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, целостности и др.).

Потребности первых двух уровней являются дефицитарными, третий уровень промежуточный, на четвертом и пятом находятся ростовые потребности.

А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены потребности низшего уровня. Человек, достигший пятого уровня, называется «психически здоровой личностью».

Когнитивная теория личности. Когнитивная теория близка к гуманистической. Основоположником ее является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло, и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием является «конструкт» (от англ. construct – строить). Это понятие включает в себя все познавательные процессы. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. У каждого человека свое количе-ство конструктов. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса).

Например, спортивный – неспортивный, музыкальный – немузыкальный, добрый – злой и т.д. Человек сам выбирает тот или иной полюс и оценивая себя или окружающих с позиции этих конструктов. Так и строится образ жизни и своего внутреннего мира.

Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Ограничения содержаться в конструктивной системе человека. Все зависит от того, какой мир сконструировал для себя человек (жестокий или добрый). Внутренний мир субъективен, он собственное порождение человека.

Когнитивная сложная личность, по сравнению с когнитивной простой, отличается следующими характеристиками: имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Деятельностная теория личности . Эта теория получила распространение в отечественной психологии. Огромный вклад в ее развитие внесли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др. В этом подходе отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых формируются свойства личности. Сформированная личность в дальнейшем становится опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Средством научения в этой теории выступает не рефлекс, как в поведенческой теории, а механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественного опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность предполагает то, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что деятельность личности (и сама личность) понимаются не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая деятельность конкретного человека.

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Представители этого подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек играет социальную роль. Основное место в личности занимает сознание, и структуры его формируются в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет свойства сознания (рефлексия, внутренний диалог). В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Бихевиоризм (Д.Уотсон);

Гештальтпсихология (С.Перлз, КЛевин);

Когнитивная психология (А.Бандура, Д.Келли);

Диспозиционная психология (Г.Олпорт);

Теория типов (Г.Айзенк);

Структурная теория (Р.Кеттелл)


8. Психологическая структура и содержание личности

Личность – являющийся членом общества человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий индивидуальность, обладающий сознанием и сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Ядро личности – самосознание, которое формируется на основе сознания. Личность в психологии рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

Психическая жизнь человека имеет определенное строение и структуру. Психологическая структура личности

Структура личности – это сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

А.Г.Ковалев выделял следующие компоненты структуры личности: направленность; способности; характер; темперамент.

С.Л.Рубинштейн описывал в структуре личности такие компоненты, как направленность; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности.

В.С.Мерлин включал в структуру личности две подструктуры: свойства индивида и свойства индивидуальности.

Структура личности К.К.Платонова

1 компонент структуры личности - направленность или отношение человека к действительности. Направленность представляет собой систему взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, желания личности.

2 компонент структуры личности - опыт. Данный компонент включает в себя знания, навыки, умения, привычки.

3 компонент структуры личности – психические формы отражения. Эта подструктура объединяет в себе психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).

4 компонент структуры личности – темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

5 компонент структуры личности – характер и другие типичные и устойчивые формы поведения человека. Определяются сформированным в процессе онтогенеза группами отношений: к себе, другим людям, работе и вещам.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы (биологическое ), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное ). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.

При изучении данной темы необходимо усвоить также такое понятие, как деятельность, представляющая собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Важным аспектом деятельности является то, что неотъемлемой характеристикой деятельности является осознанность ее человеком.

Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности: духовная и материальная, производственная, трудовая и нетрудовая и т. д. Деятельность можно разделить также на этапы. Можно выделить в качестве этапов: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

14.1. Понятие личности

Напомню, что в первой лекции мы говорили о том, что человек существует как бы в системе трех координат: человек - предметный мир, человек - социальный мир, человек - его собственный внутренний мир. Раскрывая познавательные процессы, мы преимущественно говорили о способах познания человеком предметного мира. Но личность существует прежде всего в систем социальных отношений, именно в этих отношениях она и проявляется.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Содержание понятия «личность» с позиций различных теоретических представлений чрезвычайно многогранно. Однако можно выделить некоторые общие положения, которые относятся к определению личности:

1. Личность всегда связывается с индивидуальностью. с теми качествами, свойствами, которые отличают одного человека от другого.

2. Понятие «личность» - это скорее гипотетический конструкт, абстракция, которые отражают системный интегрированный подход к человеку, его многообразным проявлениям.

3. Личность рассматривается асоциальном контексте в соотношении с жизненной историей индивида или перспективами его развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

4. Личность представлена теми характеристиками. которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно неизменна, постоянна во времени и меняющихся ситуациях. Она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Давайте рассмотрим некоторые из основных подходов к пониманию природы личности.

Коллекционерский подход. Он связан с тем, что в психологии менялось представление о сущности психологической категории личности. Первоначально представление о ней строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Этот подход был назван А.В.Петровским «коллекционерским». Личность превращается в некое вместилище, категория личности теряет психологическую сущность.

Рис. 4. Основные подструктуры как уровни личности по К.К.Платонову

Структурный подход . В 60-е годы ХХ века стал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом отношении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую био-психо-социальную иерархическую структуру. Он выделил в ней подструктуры: направленность, опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления), объединенные свойства темперамента (рис.4).

Системный подход. Наибольший интерес в концепции системного подхода представляют идеи А.Н.Леонтьева. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (социогенез). К понятию личности он не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненные приобретения ЗУНы в том числе и профессиональные). Перечисленные выше категории составляют индивидные свойства человека. Понятие индивида по А.Н.Леонтьеву отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида, отличающие его от представителей других видов. Он считал, что индивидные свойства могут многократно меняться в ходе жизни человека, но от этого они не становятся личностными. Свойства индивида не переходят в свойства личности, даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, составляя лишь предпосылки и условия развития личности. Идеи были продолжены А.В.Петровским (личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде).

По мнению И. Б. Котовой, в России имелись четыре исторически сложившихся способа существования идеи о личности, иличетыре типа построения научных знаний о личности.

1. Конец XIX – начало XX в. Превращение человека в личность – социально желаемый итог развития. Это период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В. М. Бехтерева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

2. 30-60-е гг. XX в. Сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип активно отстаивался С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым.

3. Середина 60-х – конец 80-х гг. XX в. Период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом КПСС. Вся психология, и прежде всего психология личности, потеряла истинный предмет своего исследования, что подтверждает Б. Г. Ананьев: «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки».

4. 90-е гг. XX в . Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркими в этом плане стали работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. А. Петровского.

Несмотря на длительную историю, психология личности остается, к сожалению, на уровне описательной психологии. Современная психология личности чаще представляется как история психологических концепций и теорий личности, т. е., по сути, это история психологии. До сих пор дискуссионными остаются вопросы определения дисциплинарного статуса психологии личности, поиска признаков общепсихологической теории личности, ее структуры, характеристик, категорий развития, а также определений личности.

Определения личности. В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность и даже элементарная согласованность в понимании самого термина «личность». Часто происходит смешение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект деятельности», «характер», «темперамент». Причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент.

Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта . Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение .

Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Можно выделить следующие основные дефиниции:

· множество черт;

· определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;

· система конструктов;

· система личностных смыслов;

· субъект отношений;

· социальное качество в человеке;

· некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

· деятельное Я субъекта и т. д.

Личность традиционно определяется как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта (А.Б.Орлов).

Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности».

Согласно одному из современных учебников по общей психологии личность «это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».

Д.А. Леонтьевым личность рассматривается как структура, регулирующая жизненные отношения человека. «Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» . Жизненные отношения определяются здесь как объективно имеющиеся отношения человека с миром, доступные для анализа не только их субъекту, но и стороннему наблюдателю. Возможность открытия для человека его жизненных отношений появляется в его переживаниях, переживания проявляют эти жизненные отношения.

В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но мы, вслед за А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, считаем, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, но к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные свойства человека. Чаще всего в содержание данного понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Суть понятия «личность» в психологии

2. Теоретические подходы понятия «личность»

3. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

4. Теория личности В.А.Петровского

5. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна

6. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева

7. Соционическая типология Аугустинавичюте

8. Концепция черт личности по Олпорту

Заключение

Использованная литература

Введение

Истории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.

За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и направлений все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как науки, представителей которой, однако, по-прежнему объединяет обостренный интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной, ключевой. В настоящее время психология включает в пространство своих профессиональных интересов и компетентности уже не только и не столько организации и коллективы, но отдельных людей с их жизненными проблемами. Возможность оказывать реальную психологическую помощь людям, в том числе в сложных, кризисных ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии, консультировании, в решении разнообразных практических задач эти и другие перспективы сегодня особенно привлекают начинающих психологов. Психология без практики лишена своего главного смысла и цели познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается представление о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, обрекающего человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Таким образом, в основе всякой консультативной, терапевтической, психокоррекционной и т. д. практики лежит определенная, более или менее детально разработанная теоретическая модель объяснения личности.

1. Суть понятия «личность» в психологии

Психология личности - теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Данная область психологии обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе - в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.

На сегодняшний день не существует единой концепции личности, которая объясняла бы данный феномен во всей его многоаспектности, многоуровневости. Личность - понятие сложное для универсального определения, оно имеет широкую область употребления и не может быть «втиснуто» в одну из многочисленных теорий и концепций личности.

Раскрытие смысла данного понятия корректнее рассматривать не дефиниционно, а в соответствии с его ролью в теории личности и учетом социально-исторических условий, в которых зарождалось понятие «личность».

Таким образом, объективные сложности в раскрытии понятия «личность» заключаются в социально-исторических условиях, оказывающих влияние на научную мысль в обществе, доминирование тех или иных взглядов на природу человека. Субъективные сложности заключаются в изменениях уровня сознания отдельного индивида, способности его воспринимать и принимать различные взгляды на функционирование личности, движущие силы развития личности. Изменения во взглядах на человеческую природу есть не что иное, как переход на качественно новый уровень развития, изживание старых форм и представлений о том или ином понятии, что является своеобразной проверкой временем. Поэтому важно рассматривать категорию «личность» в эволюционном плане, в системе качественных изменений научной мысли. Остаются узловыми вопросы, связанные с критериями оценки теоретических подходов к пониманию личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер к основным критериям оценки теорий и концепций личности относят следующие: верификованность, внутренняя согласованность, эвристическая ценность, экономичность, широта, функциональная значимость.

2. Теоретические подходы понятия «личность»

Для понимания динамичности взглядов на понятие «личность» необходимо рассмотреть несколько наиболее содержательных направлений в теориях личности, которые рассматривают ее в различных аспектах: Идеалистические теории, теории типов (конституциональная теория), теории черт, бихевиористические теории, теории гештальт-психологии, психодинамические и психоаналитические теории, теории сознания, экзистенциально-гуманистические теории, Теории социального научения, когнитивные теории, концепция личностных конструктов, теории деятельности, альтернативные концепции личности.

1.Идеалистические теории. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность. Личность отождествлялась с развитием души человека, поэтому основные проблемы того времени концентрировались на вопросах о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосмосу. Общая особенность взглядов древних философов (Аристотеля, Платона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла и др.): источником процессов, происходящих в живом теле, является душа. Она и определяет уровень развития человека. Расхождения во взглядах древних философов заключались в том, что одни выдвигали гипотезу о божественном происхождении души, другие - утверждали, что сущность души исчерпывается движением и преобразованием материальных стихий.

2.Теории типов. Основная идея теорий типов заключается в том, что каждый индивид представляет собой определенный баланс типов тела, влияющий на развитие личности. Расширенным вариантом теории типов является конституциональная теория, в которой основное значение придавалось наследуемым, относительно устойчивым аспектам (морфологическим, физиологическим, генетическим).

Самая старая теория типов - теория Гиппократа и Галена, которые выдвинули гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом, флегматическом, связанных с различными соотношениями жидкостей в тканях тела и определяющих особенности психики.

Теория Кречмера основывается на трех основных морфологических типах: пикническом (коренастом), астеническом (худом), атлетическом (мускулистом) и одном смешанном - диспластическом (непропорциональном). Оно утверждал, что типы строения тела связаны с предрасположенностью к определенным психическим расстройствам.

В теории Шелдона основной движущей силой развития личности являются три конституциональных типа: эктоморфный (худой), мезаморфный (мускулистый) и эндоморфный (полный) и три основных компонента темперамента: висцеротония (любовь, спокойствие, общительность), соматотония (предприимчивость, энергичность, спортивность) и церебротония (сдержанность, застенчивость, тревожность). Предложенные заключения были основаны на исследованиях структуры эмбриональной клеточной ткани.

Подход Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцента на классификации индивидов по типам, например экстраверт-интроверт.

3.Теории черт. Все теории черт исходят из предположения, что личность человека представляет собой комплекс черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, характера реагирования и др. Личность представлялась в описательном виде и определялась через перечисление наборов прилагательных (или перечня черт). Наиболее влиятельной теорией является теория Кеттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которые оказывают реальные структурные влияния на развитие личности.

5.Бихевиористические теории. Бихевиоризм фактически снял проблему личности, которой не оставалось места в механистической системе «стимул-реакция». Объяснить человека можно с точки зрения анализа его поведения. С другой стороны, внесение изменений в поведение способно изменить и самого человека. Основные теории в рамках бихевиоризма связаны с именами Торндайка, (классический бихевиоризм), Толмена (когнитивный бихевиоризм), Халла (гипотетико-дедуктивный бихевиоризм), Скиннера (оперантный бихевиоризм). Скиннер определил личность как сумму моделей поведения или определенный набор поведенческих реакций. Управлять поведением (а значит и личностью) можно с помощью подкрепления, сочетанием положительного и отрицательного подкрепления.

6.Теории гештальт-психологии. Основной вклад гештальтистов в развитие психологии связано с именами Вертгеймера, Коффки, Келера. Они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое. В данном случае целое не равно сумме частей, составляющих его. По сути гештальт-психологи подошли к проблеме рассмотрения личности как целостности, которую невозможно описать по отдельным составляющим (например, характеру, поведению и т.д.), разобрать на отдельные «детали». Большой вклад в развитие гештальт-психологии сделал К.Левин в рамках теории поля, в которой личность рассматривалась как неотъемлемая часть ее окружения.

7.Психодинамические и психоаналитические теории. Данное направление психологии основано на классических теориях Фрейда, Юнга, социальных психологических теориях Адлера, Фромма, Салливана, Хорни, Лэинга, Перлза, Эриксона и др. Между этими теориями имеется множество различий, но все они содержат основную идею: личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений и характеризуется через понятие интеграции (постепенный процесс формирования целостности личности, ее зрелости и возможности самореализации). Личности характерен процесс развития, в результате которого она приобретает свою уникальность. По Эриксону личность рассматривается как результат психосоциальных кризисов.

8.Теории сознания. Основной акцент теории сознания ставится на проблеме личного сознания. Понятие личного сознания ввел Джеймс. Джеймс утверждал, что сознание является орудием ориентации в проблемной ситуации и служит инструментом приспособления, адаптации организма. Джеймс соотносит сознание со структурой личности. В его понимании личность - это «все, что человек считает своим».

9.Экзистенциально-гуманистические теории. Внимание ученых-психологов переносится на личность, на отдельного человека. Личность в традиции гуманистической психологии рассматривается как целостная уникальная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Личность каждого человека уникальна, главными являются переживания человека, реализация себя в мире, раскрытие своего творческого, личностного потенциала. Основные направления гуманистической психологии отражены в работах Олпорта, Маслоу, Роджерса, Фромма, Перлза, Хорни.

На сегодня к наиболее ярким и оригинальным направлениям в современном развитии российской экзистенциально-гуманистической мысли следует отнести «психологию переживания» Ф. Василюка, «психологию смысла» Д. Леонтьева, «психологию глубинного общения» С. Братченко.

В Украине сегодня успешно развивается экзистенциально антропологическое направление (Н. Хамитов, В. Шинкарук, В. Табачковский и др.), которые рассматривают мировоззренческую активность индивида в контексте его уникального существования, анализируются проблемы веры, надежды, любви, свободы как феномена саморазвития и самоформирования человека.

10.Теории социального научения. Основной смысл данных концепций заключается в изучении соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном контексте. Иными словами, в теории А. Бандуры личность представляет сложный паттерн непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации. Бандура основывает свою позицию на том положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции - стимула и случайных подкреплений. Важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции.

10. Когнитивные теории. В представлении когнитивистов личность - продукт мыслительной деятельности, которая позволяет «творить собственную реальность». В когнитивных теориях человек представлен как рациональный, активный, знающий и умелый. Основные направления когнитивизма представлены в работах Пиаже, Брунера, Вернера.

11. Концепция личностных конструктов. Автор концепции - Келли, представлял личность как присущий каждому индивиду уникальный способ усвоения опыта. Организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события. Человек в данной концепции выступает в роли исследователя, который постоянно строит свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал (личностных конструктов) и на основании этого выдвигает гипотезу о будущих событиях.

12.Теории деятельности. Личность в теориях деятельности рассматривается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, а сама личность формируется в совместной деятельности и общении. Данное направление теорий личности связано с такими именами, как: Л.С. Выготский - предложил культурно-историческую концепцию, согласно которой психика человека имеет культурно-исторический характер. Личность ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

А.Н. Леонтьев - основатель теории деятельности, которая рассматривалась как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности. Разработана теория ведущей деятельности. В русле этого направления работали П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Давыдов.

С.Л. Рубинштейн - сформулировал принцип единства сознания и деятельности (внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия) и другие.

Важно отметить, что центральной особенностью личностного смысла является его производность от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

3. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: "личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности".

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. К последствиям этого принципиального положения можно отнести:

А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность - тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности - это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение С. Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия.

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «отвязанности» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

4 . Теория личности В. А. Петровского

В современной отечественной психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого развивалась, в частности теория личности В.А. Петровского. В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса. Биологические свойства человека рассматриваются в ней как «безличные» предпосылки развития личности, которая не может сохранять их как структуру, рядоположенную и равноправную социальной подструктуре. Природные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, телесная организация, преимущества и дефекты его физического склада очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, преобразовывается, становясь культурным, социальным.

В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности. Итак, в структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная или интраиндивидная подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Слова «он живет в нас после смерти» не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые, в конечном счете, оказываются вкладами в общественную практику.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:

1) индивидуальность личности;

2) ее представленность в системе межличностных отношений;

3) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них. Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

5 . Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна

Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

Что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

6 .Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева

Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Специфика его взглядов на структуру личности состоит в том, что в ней нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность - отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение, по мысли В. Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение». Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева, отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности - от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. В.Н. Мясищев выделяет в отношении "эмоциональную", "оценочную" (когнитивную, познавательную) и "конативную" (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе.

Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность - это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации - индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности. Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.

7. Соционическая типология Аугустинавичюте

Базируется на типологии К.Юнга, но она, по мнению автора, усовершенствована, исходя из теории информационного метаболизма (ИМ) А.Кемпинского. Она дает возможность смотреть на каждого индивида, как на носителя определенной социальной функции, которая обуславливается типом его личности или интеллекта. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Этим обусловливается способность проявлять внимание к одной или другой стороне внешней жизни: интересы, устремления индивида, направленность его поведения, отношения к другим людям.

Необходимое условие функционирования любого организма - двойная связь с окружающим миром. С одной стороны он включен в процесс энергетического метаболизма (ЭМ), т.е. в химический обмен веществ с окружающей средой. С другой стороны, через процесс информационного метаболизма, в сумму электромагнетических явлений. По А.Кемпинскому, внешние информационные сигналы, которые принимает психика, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма получает организм, т.е. равно как пища необходима для ЭМ организма, так информационные сигналы для ИМ психики.

Прием и передача сигналов обуславливаются образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. То есть процесс информационного метаболизма в организме начинается образованием мелких энергетических зарядов.

Каждая система по теории информации принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, какие и сама может выдать. Часть сигналов воспринимается более осознанно. Но и выдаются эти, же сигналы тоже более осознанно. Например, человек, который не замечает, каким тоном он говорит, не обращает внимания и на тон других людей.

Соционические типы построены на основе четырех шкал. Первая шкала - этика-логика. Эта шкала связана с направленностью мышления. Этики - это люди, которые при их желании, умеют великолепно ладить с окружающими, хорошо чувствуют их внутреннее эмоциональное состояние, смело манипулируют своими и чужими чувствами. Для таких людей любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, представляют ценность: через эти эмоции они воспринимают мир, реагируют на все происходящее. А вот в области объективных взаимоотношений, предметов материального мира они чувствуют себя неуверенно. И очень часто начав дело, утопают в деталях и второстепенных вопросах. Т.е., можно сказать, что этики - это те, кто хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях.

Логики, в противоположность им, прекрасно разбираются в объективных закономерностях окружающего мира, легко выделяют в любом деле главное и второстепенное. Однако они плохо разбираются в отношениях людей, их чувствах и эмоциях. Если этики оценивают людей с точки зрения «хороший - плохой», то логики - по принципу - «разумный - не разумный», «деловой - неделовой».

Вторая шкала - интуиция - сенсорика. Интуитив видит то, что скрыто от глаз, осмысливает глубинное содержание предметов и явлений, обладает предчувствием. Сенсорик, наоборот, целиком погружен в данную конкретную обстановку, чрезвычайно ярко воспринимает каждую ее деталь, впитывает в себя все разнообразие и богатство форм, красок, светотеней, звуков, запахов и др. Сенсорные редко сомневаются в отличие от интуитивного. Сенсорный стремится к чистоте и порядку, интуитивный может и не замечать беспорядка. Интуитивные более непрактичны, чем сенсорные.

Третья шкала: интроверсия - экстраверсия. Эти термины в соционике трактуются несколько шире, чем в традиционном смысле. Интроверсия - направленность на себя, на свой внутренний мир. Интроверт больше обращает внимания на ситуацию, учитывает ее определяющую роль в нашей жизни; экстраверту присуща направленность во внешний мир; он большее значение придает внутренним качествам личности, чем ситуации.

Четвертая шкала: рациональность - иррациональность. Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. Иррациональные, наоборот, очень легко подстраиваются под ситуацию, гибко меняют свое поведение, действуют импульсивно, часто непоследовательно.

Специалисты по соционике пользуются так называемыми псевдонимами. Неудобно говорить «интуитивно-этический экстраверт». Проще назвать его именем известного исторического лица или литературного героя, который соответствовал бы этому типу - «Гексли»; существует еще «Декарт», «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Гамлет», «Горький», «Македонский», «Есенин», «Цезарь», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер», «Холмс», «Доктор Ватсон», «Габен».

8. Концепция черт личности по Олпорту

Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».

Заключение

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)

Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности, ее центр - самость. Анализируя основные идеи той или иной психологической концепции, мы будем фиксировать, какие она дает ответы на ряд ключевых вопросов: об отношении к телу, социальных взаимодействиях, воле, эмоциях, интеллекте, самости, психотерапевтической помощи.

Использованная литература

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, 1995, №1, с1-5.

2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 657с.

3. Диденко Б. Сумма антропологии. М., 1993. - 87с.

4. Лефевр В.А. Фундаментальная структура человеческой рефлекции. Журнал Вопросы философии, № 3, 1990. - 123с.

7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-М. 1997.

8. А.Г. Асмолов. Психология личности - Режим доступа: www.myword.ru;

8. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - К., 2001;

9. Талайко С.В. Психология личности. - Режим доступа: www.myword.ru.

Подобные документы

    Основные подходы к пониманию личности в психологии. Биологизаторская теория. Современная концепция А. Менегетти, Э. Эриксона. Подходы к изучению личности и ее генезиса в работах советских и российских психологов. Концепция развития личности Выготского.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2016

    Изучение подходов к пониманию развития личности в трудах ключевых исследователей данной области. Подход к развитию личности: в рамках психоаналитической школы З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера; представителями гуманистической школы А. Маслоу, К. Роджерса.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Определение личности, концепция ее динамической структуры. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Типология, основывающаяся на свойствах индивида. Соотношении характера и личности. Анализ современных теорий в психологии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения. Характер человека как система наиболее устойчивых черт. Подходы к пониманию мотивации достижения. Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Анализ теоретических подходов к подростковому возрасту. Психологические подходы к пониманию сущности самооценки. Роль межличностных взаимоотношений в развитие личности подростка. Влияние социометрического статуса на степень позитивности самооценки.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Теории, методология экспериментальных, теоретических исследований личности в области психологии. Подходы к классификации теорий и концепций личности. Проблемы поведения, психическая деятельность человека. Основа классификации личностных типов.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Изучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов на личность. Сравнение теоретических подходов к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Исследование социальных, биологических и психологических факторов формирования личности.

Страница 1

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. .

Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.

Психодинамическая теория Фрейда;

Индивидуальная психология Адлера;

Аналитическая психология Юнга;

Психосоциальная теория Эриксона;

Теория черт личности Олпорта;

Структурная теория черт личности Кеттелла;

Теория типов личности Айзенка;

Бихевиористическая теория Скиннера;

Теория социального научения Роттера;

Социально - когнитивная теория Бандуры;

Когнитивная теория Келли;

Гуманистическая теория Маслоу;

Феноменологическая теория Роджерса; .

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. .

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.