Что значит гроза для бориса. Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А

  • 23.06.2020

Одним из главных героев пьесы известного русского драматурга А. Н. Островского является племянник купца Дикого - Борис. «Гроза» - это знаменитая пьеса и трагедия, которая воплотила в своем сюжете всю самобытность и несгибаемый дух народа того времени, внесла в историю литературы неоценимый вклад, способствуя пониманию жизни той эпохи.

Сюжетная линия

Сюжет построен на чувствах и эмоциях, на и вне ее. В те далекие времена люди маленького городка жили как одна большая семья, трагедия одной личности касалась каждого и обсуждалась всеми.

Так случилась и с семьей Тихона. Причиной послужила - ситуация, в которой как нельзя лучше проявилась характеристика Бориса. «Гроза» - пьеса, основной смысл которой заключается в трагических последствиях предательства, но предательства во имя любви. Как повлияет это событие на каждого члена семьи, как проявится и раскроется истинная сущность человеческой души? К примеру, главный герой Борис, моральные устои и которого шли вразрез со сложившейся ситуацией, решил отказаться от любимого человека, перестать общаться с Катериной, тем самым ранил ее в самое сердце. Поступил как трус или... герой? В чем же заключается на самом деле характеристика Бориса? Гроза - природное явление, которое способно раскрыть и передать терзания всех главных героев. Переживания и сомнения, правильность поступков и верность выбора перед лицом страха и смерти...

Характеристика героя: Борис. «Гроза» - большая трагедия маленькой человеческой души

Уже с первой сцены пьесы понятно, что Борис, приехавший из Москвы, выделяется из толпы своим благородным поведением, уважительным отношением и хорошими манерами. Он сам говорит, что «обучен грамоте и языкам», прилежно учился и стремился к лучшему. После смерти родителей, трагически скончавшихся от бушующей в то время эпидемии холеры, ему пришлось приехать к единственному родственнику - дяде - для получения наследства. Согласно условиям завещания, он получит его только в случае почтительного отношения к купцу Дикому. Воспитанный и кроткий, учтивый и культурный - такова характеристика Бориса. «Гроза» - произведение, которое как нельзя лучше раскрывает внутренний мир таких людей. Он был готов затаить в себе обиду и понимание того, что наследства он не получит, при этом продолжать играть роль любящего племянника, оставаться жить в этом городке и терпеть грубого и дерзкого дядю, не желая ему зла и относясь к нему с пониманием. Это характеризует его как человека с большой и светлой душой, открытого и доброго, но при этом он становится все больше подавленным и угрюмым, его чувства написаны у него на лице.

Судьбоносное решение

Судьбу не обмануть - именно эта народная мудрость характеризует поведение и поступки главных героев. Борис полюбил Катерину, женщину, с которой, как говорил он сам, ему не суждено даже поговорить, ведь его любовь уже замужем. Это обстоятельство очень сильно повлияло на главного героя, он признавался, что раздавлен и убит одной только мыслью о невозможной близости с любимым человеком, но «пути Господни неисповедимы», и судьба свела два влюбленных сердца, подарив искорку надежды обоим, ведь Катерина отвечает молодому человеку взаимностью. В этот момент в корне поменялась вся характеристика Бориса. Гроза - которую автор применил в этой пьесе. Она отображает и передает эмоции всех главных героев, их терзания и сомнения, назревающую трагедию. Муж Катерины должен был покинуть город. И после отъезда супруга она полностью отдается эмоциям.

Так случилось потому, что Катерина никогда не любила Тихона и была обижена на всю его семью за унижения. Она не может противиться нахлынувшим чувствам и изменяет мужу с Борисом, который также не смог совладать с собой и бросился «в омут с головой», предавшись греху с замужней женщиной. Этот момент может охарактеризовать его как легкомысленного человека, но все далеко не так. После возвращения Тихона он отказался от общения с Катериной в надежде, что муж ее простит, не стал разрушать семью, чем нанес непоправимую травму своей возлюбленной. Ему же в этот момент было куда тяжелее, но он согласен скрывать свои чувства ради счастья женщины. Чтобы не опорочить ее имя, он просил не признаваться, но она решила иначе… Можно сказать, что характеристика Бориса («Гроза») проявилась в трусости и раскаянии, но это уже вторая сторона медали.

Цитатная характеристика Бориса. «Гроза» - трагедия чувств

Самая знаменитая цитата, которой Борис охарактеризовал сам себя: «Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал». С самого начала ему не нравилась мещанская жизнь в маленьком городке, ему было скучно; уехав из большого города и не найдя поддержки здесь, он начал тосковать, и первая же фраза показывает его моральное состояние: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Ему была чужда такая жизнь, он не хотел с ней мириться, в то же время самолюбие и эгоизм проявлялись все чаще. Он оттолкнул любимую, не стал общаться и разговаривать с ней, а его трусость привела к трагедии - Катерина покончила жизнь самоубийством. Это лучшая характеристика Бориса. «Гроза» - пьеса, которая показывает, до чего доводит безразличие и игра с чувствами другого человека, нерешительность и трусость, несвоевременность решений и горечь обиды.

» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?

О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.

Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал.
Пока ему было хорошо и легко - он был с Катей. Как только начались проблемы - он ушёл.

Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».

Характеристика Бориса из пьесы «Гроза» Островского, сочинение по теме образа героя |

Пьеса «Гроза» Островского известна каждому. Жизнь в маленьком городке течет своим чередом. Все изменилось с приездом Бориса, встретившего и полюбившего замужнюю женщину. Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» неразрывно связан с любовной линией. Отношения Бориса и Катерины сыграли большую роль в трагедии, развернувшейся в пьесе. Он не смог защитить любовь, что привело к гибели девушки, не сумевшей справиться с душевными терзаниями и решившей, что лучшим выходом в сложившейся ситуации станет самоубийство.



Борис – молодой юноша, приехавший из столицы за наследством. Состоит в родственных связях с Диким.

Образ и характеристика

О внешности Бориса известно немного. Одевался как щеголь по последней моде. Получил хорошее образование. Воспитан. Оказался в Калинове неслучайно. Приехал за наследством, доставшимся от бабки. Из семьи осталась только сестра. Родители умерли.

Хорошее образование получил, учась в Коммерческой академии.

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, сестру в пансион».

Модный, стильный. Это неудивительно, ведь в Москве все одеваются с иголочки. В сравнении с жителями Калиново его внешний вид разительно отличался.

«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».

Цель приезда в город одна - получение наследства. Это возможно при единственном условии, если парень будет с почтением и уважением относиться к дядьке (Дикому).

«Бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием, если мы будем к нему почтительны».

Борис постоянно терпит унижения от дядьки. Тот вечно находит повод придраться и унизить парня. Ему приходится терпеть и молча сносить оскорбления, ведь на кону стоит слишком много. Он уже не уверен, что удастся получить хоть какую-то копейку от дядьки. Работает, работает, а толку никакого.

«Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость».

Слабохарактерен. Слабость характера Бориса не однократно проявлялась на протяжении всей пьесы. Он знает в себе эту черту, но изменить ее не может. Заискивает перед дядей, лебезит, терпя его выходки. В случае с Катериной ему не хватило силы духа защитить любимую женщину. Вскружив ей голову, он бросает ее в трудную минуту, сбежав из города, как трусливый заяц от погони. Прояви он хоть чуть-чуть характер, забрал бы ее с собой, тем самым спас бы ей жизнь, но, увы.

Добрый. По натуре Борис парень добрый, отзывчивый. Кулигин про него говорил:

«Хороший он человек, сударь…»

Нерешительный. Совершать поступки это не про нашего Бориса, смелости не хватит. Когда о любовной связи с Катериной становится всем известно, он запаниковал, предпочитая «метаться, плакать», но при этом ничегошеньки не предпринимать. В момент прощания с ней он уповал сам на себя:

«Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь…Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!».

Но силе взяться неоткуда. Борис это сам прекрасно понимает.

Ему проще убежать от проблем, чем взяться за их решение. Он видел, что с Катериной творится что-то неладное, но не соизволил поинтересоваться, что ее беспокоит и чем она встревожена. Подлил масла в огонь, сказав, что уезжает надолго, дядя так велел, а ослушаться его, значит, потерять надежду заполучить наследство. Нести ответственность за поступки Борис не привык. Может он не любил Катерину, просто проводил с ней время, скрашивая досуг. Как только она начала доставлять ему проблемы он предпочел ретироваться.

Эгоист. В первую очередь Борис всегда думал только о себе и собственной выгоде. Интересы и проблемы других людей его мало волновали. Он не в силах был понять глубину натуры Катерины и оценить трагизм ее личности, что в итоге привело к печальному финалу. Его малодушие довело Катерину до трагедии. Если бы он хоть раз подумал о ней, все могло быть по-другому.

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Борис Григорьевич – это один центральных героев, являющийся племянником купца Дикого . Среди провинциальной публики города Калинова Борис заметно выделяется своим воспитанием и полученным образованием. Действительно, из рассказов Бориса становится понятно, что приехал сюда он из Москвы, где родился, вырос и жил до тех пор, пока родители не погибли от эпидемии холеры. После чего, для получения наследства, ему пришлось переехать к дяде Дикому. Согласно завещанию, наследство Борис сможет получить лишь в том случае, если будет относиться к своему дяде с почтением. Со временем Борис начинает понимать, что его дядя является грубым и жестоким человеком. Кроме того, Дикой отличается жадностью, поэтому Борис уже практически не рассчитывает на получение наследства. По признанию Бориса, дядя часто поговаривает: «У меня свои­ дети,­ за­ что­ я чужим деньги отдам? Через­ это­ я своих обидеть должен!» Несмотря на все это, Борис до сих пор живет у дяди, не решаясь на самостоятельные шаги.

Борис замечает Катерину и влюбляется в нее. Печалит его невозможность встретиться с ней, то есть он лишен единственной радости в этом городе. Как он сам признается: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе...­ Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться­ вздумал. Да в кого? В женщину, с которой­ даже и поговорить-то­ никогда не удастся!» Как оказывается, Катерина тоже его любит, так как он своим внешним видом и манерами отличается в положительную сторону от грубоватых жителей Калинова. Конечно, Борис движем искренним чувством. Но человек, привыкший покоряться обстоятельствам, не способен на жертвенные поступки. По сути Борис – это эгоист, который даже в самые драматичные моменты продолжает думать о себе: «Измучусь дорогой-то, думавши о тебе». Он не способен понять всю глубину и трагизм личности Катерины. Можно даже сказать, что малодушие Бориса становится одной из причин гибели Катерины.