Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта

  • 02.07.2020

Используя правила "Это надо знать". Сегодня поговорим о… Духах! Гениях! существах! Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот — и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё — в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем…

В его комнату явились непокорные потоки фиолетовой полночи, сверкающие золотыми крупицами, вихрем ворвались клубы пыли и огня из запредельных сфер с таким запахом, какого не бывает на земле. Наркотические океаны шумели там, зажженные солнцами, о которых люди не имеют ни малейшего понятия, и в их немыслимых глубинах плавали невиданные дельфины и морские нимфы. Бесшумная и беспредельная стихия объяла мечтателя и унесла его, не прикасаясь к его телу, неподвижно висевшему на одиноком подоконнике, а потом много дней, которых не сосчитать земным календарям, потоки из запредельных сфер нежно несли его к его мечтам, к тем самым мечтам, о которых человечество давно забыло. // Г. Лавкрафт, Азатот.

«Ужас Данвича» Г.Ф.Лавкрафта:

Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи. Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — оккультисты… в бесконечной Вселенной достаточно места для других богов"…

Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же «Холодное пламя». Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею. Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня…

Ктхугха (Cthugha) — это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров.

Ктулху (Cthulhu) — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения. Это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде). Его голова напоминает осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши. Главным противником Ктулху, является его единоутробный брат Хастур (Hastur) , живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца.

Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь самого Ктулху. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth) . Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца — Ктхуллу тщательно охраняют его слуги.

Дагон (Dagon) — в реальности, Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. — зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги Царств. Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.

Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды. Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки». Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — «слуг Глааки».

Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.

Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth) , на Якше (Yaksh, он же планета Нептун) , и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн) .

Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.

Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — «холод») — место в Средней Азии. Загнать его под назад землю можно лишь с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.

Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей.

Внешние боги (Outer Gods) . В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.

Абхот (Abhoth) — Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.

Азатот (Azathoth) — Султан демонов, Кипящий ядерный хаос. Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla ). Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший — фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.

Нъярлатотеп (Nyarlathotep) — Ползучий хаос, Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или Ктулху, спящего в морской глубине, Нъярлатотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания. Его излюбленная внешность — высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота, реализуя его волю на Земле. Нъярлатотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).

Шаб-Ниггурат (Shub-Niggurath) — Черный козел из лесов с тысячью молодых. Внешне это существо выглядит как огромная бесформенная масса, усеянная щупальцами, слюнявыми ртами — и все это передвигается на кривых козлиных ногах.

Йог-Сотот (Yog-Sothoth) — Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт: Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.

Из книги «Врата серебряного ключа» Г.Ф.Лавкрафт

РАВНОВЕСИЯ ВАМ

Если бы Горвард Лавкрафт вдруг оказался в нашем времени, он бы сильно удивился популярности своих произведений. При его жизни у него был очень узкий круг почитателей. А большинство считало его рассказы простым фантазерством и глупостью. Этой статьей мы начинаем цикл по созданной им мифологии.

Как и все писатели, которые проявили фантазию чуть большую, чем банальную, Лавкрафта в чем только не обвиняли. Но я советую прочесть его , и вас все станет ясно. В его произведениях важное место занимает сверхъестественный ужас. Это не простой страх перед конкретным существом, например оборотнем или зомби, а перед неизведанным, непостижимым. Это ужас из глубины человеческой психики. Ему Лавкрафт посвящает довольно обширное и подробное эссе, ставшее теперь классическим. Писатель наиболее полно исследует готическую литературу и дает оценку известным ему авторам. Позже это явление получило название «лавкрафтовский ужас», ведь именно он стал родоначальником жанра литературы ужасов.

Древние и прочие боги

Они, вероятно, одного возраста со Вселенной. Страшные существа, которые обитают среди звезд или в других измерениях. Им поклоняются различные дикие племена как богам. Внешний облик каждого Древнего индивидуален, но в человеческом понимании отвратителен. Они обладают многими знаниями, в первую очередь в области магии, и не только нашего мира. Их власть огромна, но не безгранична. Они могут влиять на людей только при определенных условия, и при помощи культистов. Некогда им противостояли Старшие боги, но нигде точно они не описываются. В произведении «Ужас Данвича» есть такие строки:

Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот - и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё - в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.

Так же есть упоминания об Иных Богах. Вероятно, они сильнее Древних и покровительствуют им. Обычно к Иным относят Йог-Сотота, Азатота и Ньярлатхотепа.

Азатот

верховный бог в пантеоне. Самый частый эпитет применяемый к нему, это «безумный бог». Это слепой бог, который вечно играет на своей флейте весьма медленную мелодию. В Некрономиконе говориться, что если он хоть на минуту прекратит игру, то созданные им миры мгновенно погибнут. У него нет формы, это сгусток хаоса. Так он описывается в произведении «Сонамбулический сон

…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности - безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник - ползучий хаос Ньярлатотеп.

Есть те, кто поклоняется Азатоту, но он к ним глух. Его интересует только его флейта, которая творит миры. Мелодия флейты медленная, а сам бог находиться в постоянной печали.

Йиг — бог-змей

самый древний из правителей-Старейшин. Подробно описывается в Некрономиконе.

«Во тьме времен Йиг приблизился к предкам человека и беззвучно поговорил с их умами, предложив научить нашу расу секрету вечной жизни в обмен на преданность и поклонение. Но пророки испугались этого знания змея и решили, что завет с Йигом будет отвергнут людьми, что бы они не испортили свои души ядом змеи».

Истинная форма этого бога змея. Для общения с людьми он принимает облик человека с головой змеи, но настоящий вид не имеет конечностей. Культ его распространен в основном в Африке и восточных землях, где он почитается как монарх змей. Созвездие посвященное Йигу это Дракон, и сектанты верят, что бог именно оттуда. Прежде чем на земле пробудились люди, Йиг перенес на планету змей, для развлечения и напоминания о родине. Считается мудрейшим из Старейшин, и ему соответствует Сатурн, ведь это самая старая и холодная планета. Те, кто почитает Йига носят на теле защитный знак с его печатью. Просто у него есть привычка вселяться в тела своих последователей. Йиг никогда не говорит, но передает в сознание мага образы, и так повелевает.

Йог-Сотот

хранитель врат между мирами. По силе сопоставим с Азатотм, по мудрости с Йигом. Описывается он так: «Его видят только в лицо, у него нет тела, поскольку его тело – это сама вселенная, однако не само вещество творения, но размеры углов и расстояний между ним, поскольку он создан из неосязаемой сущности и его можно воспринимать только как мерцающий диапазон постоянно меняющихся цветов, таких, какие можно увидеть на панцире жука или крыле стрекозы в лучах солнца».

Те, кто поклоняются ему, делают это вреди дольменов, и «главный из них находиться на травянистых пустынях Альбиона». От него исходят двери в другие миры, и Йог-Сотот держит ключи от врат. Собственно, при определенном расположении звезд этот бог становиться у камней, его лицо, а точнее сверкающие сферы открывают ворота. Человек может в них пройти, обреете многие знания, по им навсегда овладеет печаль. Но находятся смелые, которые хотят пройти чуть дальше порога врат, и тогда их схватывают тени. А кто сказал, что можно шастать туда-сюда по неземным дорогам просто так? Собственно, их никто не видел потом.

Находятся и такие, которые носят знак Сотота на шее, что бы бог способствовал их мудрости и удачи. Но обычно их кости вскоре видят белеющими в пустыне.

Ктулху — уничтожитель миров

воин-бог, из всех старейшин он является самым грозным. Его главное удовольствие – разорять все, что он видит под ногами. соответствует сфере Марса. Впервые этот персонаж появляется в рассказе «Зов Ктулху». Затем упоминается во многих произведениях Лавкрафта.

Он обожает завоевывать то, что ранее было свободным. И эта жажда гонит его мирам. Приходит он не один, с ним движется армия его потомков. Они меньше его, но их много, и нападают как саранча, давя числом. Не было того, кто бы победил их. Но вот Ктулху пришел в наш мир, и встретил противника посерьезнее людей. Это были звезды. Их свет сильно уменьшает силы богов и способен их погубить. Многие ушли, но Ктулху остался, выстроив себе город на острове Р’лиех. Он изобрел мощную магию, которая хранила его от звезд. Чаще всего упоминается, что он проснется, когда звезды выстроятся определенным образом. До этого момента он повелевает своими поклонниками через свои сны. На момент рассказов город остается погруженный в море.

Его тело не имеет ничего общего с веществами нашего мира. По сути оно не твердое. Оно огромно, имеет крылья, на которых он латает, имеет когтистые лапы. А голова «напоминает бесформенную массу обитателя глубин». Крылья он держит сложенными, так что они возвышаются над его постоянно пульсирующей головой.

В «Некрономиконе» говориться, что некоторые люди носят его знак, что бы он защищал их. Но верить богу любителю треша и угара, смешно.

Дагон — ужас из глубин океана

еще один бог, предпочитающий воду. Но в отличие от Ктулху, он проводит время на дне самой глубокой расщелины, правда её точного места нахождения никто не знает. Там лежит Дагон на дне, под илом, и излучение звезд ему не мешает. Иногда он просыпается и ходит по морскому дну. Изредка он выходит на отмель, но остается там на очень короткое время, затем возвращается в глубины.

Дагон бессмертен. Его рост высок, у него руки как у человека, но более длинные пальцы с перепонками. Тело покрыто серебристой чешуей. Но субстанция не плотная, и если через него проходит свет луны, то оно похоже на туманный кристалл.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ КАК ПИСАЛ ЛАВКРАФТ? 20 жутких английских слов [ПЭМ #37]

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Зов Ктулху

    ✪ Август Дерлет - "Мифы Ктулху" - За порогом (читает Freshman)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Книга (Howard Phillips Lovecraft - Book)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - "Зов Ктулху" [Аудиокнига]

    Субтитры

Происхождение термина

Это литературное течение названо в честь Ктулху , фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху » в 1928 г. Любопытно, что Ктулху не является ни одним из главных, ни одним из самых ужасных божеств из пантеона Мифов Ктулху.

Особенности

В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов . Хотя по большому счёту это не столь обязательно - в бесконечной Вселенной достаточно места для других богов. Последователи Лавкрафта, в частности Август Дерлет , предпринимали попытки категоризировать вымышленную группу существ. Однако считается, что единой мифологической картины мира Лавкрафта не существует, и сам писатель не стремился создать пантеон . Напротив, вселенная Лавкрафта полна хаоса и неизвестности. Один из исследователей творчества писателя С. Т. Джоши отмечает, что космогония Лавкрафта никогда не была жёсткой системой и являет собой своего рода эстетическую конструкцию .

Важный элемент Мифов - это создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. В Мифах постоянно подчёркивается неуместность человечества перед лицом космического ужаса. Люди, обладающие ограниченными способностями, не могут понять Вселенную, и это, в конечном счёте, приводит их к безумию.

Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII-XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса», таким как Стивен Кинг и Клайв Баркер (с характерным для них натурализмом). Мифы Ктулху оказали влияние на современную литературу и культуру в целом. Особенно значим их вклад в развитие жанра «мистических ужасов», эксплуатирующего многие из созданных Лавкрафтом существ .

Некоторые элементы мифологии Лавкрафта

Места

  • Аркхем - город в Массачусетсе . Частое место действия мифов Ктулху.
  • Данвич - поселение в Массачусетсе, недалеко от Аркхема.
  • Иннсмаут (Иннсмут) - маленькое портовое поселение в Массачусетсе.
  • Юггот (Йуггот, Йюггот) - неизвестная науке планета Солнечной системы (Лавкрафт отождествляет его с Плутоном), колония цивилизации Ми-го .
  • Кингспорт - поселение в Массачусетсе.
  • Мискатоник - река, протекающая через Аркхем; по её имени назван Мискатоникский университет , постоянно появляющийся в мифах Ктулху.
  • Му - затонувший континент.
  • Рю д"Осейль - улица в неизвестном городе, место действия рассказа «Музыка Эриха Цанна ».
  • Р"льех (Р"лайх) - затонувший город Ктулху и его потомства.
  • Заброшенный город Старцев в Антарктиде.

Мифические существа

  • Азатот - бесплотный дух, повелевающий древними , которых Древние Боги скрыли от земли в хаосе, за 11 печатями.
  • Гатаноа (тж. Гхатанотхоа) - бессмертное существо, оставленное на Земле пришельцами с планеты Юггот .
  • Гидра (Мать Гидра) - вместе с Отцом Дагоном является покровителем Глубоководных. Младшее древнее существо.
  • Глубоководные - разумные гуманоидные амфибии. Проживают в глубинах океана, где имеют города, и добывают со дна золото и рыбу часто выманивают женщин, чтобы продолжить свой вид.
  • Дагон (также Отец Дагон) - подводное божество, похожее на гигантскую амфибию. Вместе с Матерью Гидрой является покровителем Глубоководных.
  • Древние - древние и ужасные божества, пришедшие на Землю со звёзд и других измерений
  • Йог-Сотот - божество, связывающее разные измерения и миры («Аз есмь врата. Аз есмь ключ»).
  • Ктулху (также Ктулу) - брат Древних и погонщик Их рабов.
  • Ми-Го (также «грибы с Юггота») - раса насекомопобных пришельцев (предположительно с Плутона), что владеют интересною другою психологией и моралью . Иногда Ми-го похищают людей, берут в космические путешествия.
  • Ньярлатотеп (также Ньярлатхотеп) - воплощение хаоса, посланник богов.
  • Старцы (Старейшины) - вымершие инопланетные существа, которые давно обладали Землей. Враждовали с Потомками Ктулху и Ми-Го, создали шогготов и людей как своих слуг.
  • Шуб-Ниггурат (также Чёрная Коза Лесов с Тысячей Младых) - божество плодородия.
  • Шогготы - масса, способная изменять форму и обладающая подобием разума.
  • Хастур - божество, живущее за пределами космоса, обычно приходит в виде вихря. Способно высасывать вызывающего, оставляя лишь оболочку. Также известен как Хастур Неизрекаемый. Упоминался в некоторых рассказах Г. Лавкрафта и А. Дерлета.
  • Потомки Ктулху - упоминается в романе «Хребты Безумия », как раса космических осьминогоподобных пришельцев, пришедших на Землю во главе с Ктулху, во времена царствования Старцев , с которыми вели ожесточенные войны за пространства Земли.

Персонажи

  • Абдул Альхазред - Безумный Араб, автор Некрономикона .
  • Рэндольф Картер - путешественник и сновидец, то есть человек, умеющий проникать в мир снов.
  • Куранес - сновидец, создавший город Селефаис в долине Ос-Наргай, после смерти навсегда стал королём этого города.
  • Эрих Цанн - немой музыкант.
  • Ричард Пикман - безумный художник, изображавший на своих картинах упырей и ставший впоследствии одним из них.
  • Кезия Мейсон - салемская ведьма, классический образ зловещего призрака ведьмы, насылающей морок во сне.

Книги

  • Некрономикон - он же аль-Азиф , запретная книга, написанная Абдулом Альхазредом .
  • Unaussprechlichen Kulten - оккультная книга Фридриха Вильгельма фон Юнцта .
  • Книга Эйбона - древняя книга, повествующая о культах Гипербореи .
  • Cultes des Goules - оккультная книга графа д"Эрлета, посвященная феномену гулей (оживших мертвецов).
  • De Vermis Mysteriis - демонологическая книга Людвига Прина.

«Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом (1890–1937), а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в особом «лавкрафтовском» стиле. В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов; но в бесконечной Вселенной достаточно места и для других богов и чудовищ. Важный элемент Мифов - создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII-XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса» с характерным для них натурализмом.

Это литературное течение названо в честь Ктулху, фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» в 1928 году:

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн.

В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа.

В иллюстрированном справочнике «Монстры Мифов Ктулху» (скачать) рассмотрены 27 ужасных существ из запредельных реальностей. Автор перевода - , при моем консультировании и редактировании.

Также нами переведен на русский язык опубликованный в 2015 году Справочник «Лавкрафтовские Ужасы» (скачать), который объединил сборники «Монстры Мифов Ктулху» и . Объединенный справочник содержит много интересных новинок и улучшений текста и графики.

Старцы.

Старцы - раса высокоразвитых инопланетных существ. Когда-то, очень давно, именно они первыми пришли из далёких глубин космоса на ещё молодую Землю. Свою родную планету Старцам пришлось покинуть из-за техногенного кризиса. Поэтому на Земле они не применяли свои знания без крайней необходимости, считая свою собственную прошлую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы.

Именно Старцы в мифологии Лавкрафта создали всё живое на земле, в том числе прообразы человека и обезьяны, которых вывели ради вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Первоначально Старцы обладали способностью перелетать через межзвёздные пространства с помощью своих крыльев. Но впоследствии утратили эти навыки и не смогли покинуть Землю.

Шоггот.

Это бесформенные угреподобные пузыри протоплазмы. Шогготы способны перемещаться и формировать временные органы для выполнения необходимых действий. О их размере говорит тот факт, что если Шоггот примет сферическую форму, то его диаметр будет равняться пяти метрам. Шогготов создали Старцы для выполнения подсобных и требующих больших физических усилий работ. Шогготы не обладали собственным сознанием и под действием гипнотического внушений могли принимать любую форму и выполнять любые действия.

Однако впоследствии Шогготы обрели волю и интеллект, научились запоминать гипнотические команды и на их основе самостоятельно управлять своей формой. Закономерным результатом этого была ожесточенная война между Старцами и шогготами, которую шогготы проиграли, покорившись Старцам. Однако в ходе следующей или одной из следующих войн Старцы были повержены и шогготы обрели свободу.

Гатаноа.

Центральное мифическое божество в произведении «Вне времени». Известно, что Гатаноа оставили на Земле пришельцы Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человечества. Гатаноа по природе своей бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К′наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически эта гора расположена неподалёку от Новой Зеландии. Легенда гласит, что любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и будут продолжать физическую активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку.

Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К′наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы. Однажды служитель храма Шуб-Ниггурата по имени Т′юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества и вознамерился войти в крепость. Но жрецы Гатаноа подменили свиток на поддельный и он потерпел неудачу.

Дагон.

Одно из меньших божеств пантеона мифов Ктулху. Дагон и его супруга Гидра являются непосредственными покровителями рассы Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра. Подобно самим Глубоководным, Дагон выглядит как гуманойд с чертами рыб и амфибий, однако отличается гигантскими размерами.

Гуги.

Гуги - огромные великаны, обитающие в подземном мире страны снов. Отличительной особенностью являются огромная, вертикально открывающаяся пасть и передние лапы, раздваивающиеся в локте. Проклятье богов ограничивает их диету ужасными гастами и не даёт покидать подземный мир. Тем не менее встреча с гугом смертельно опасна для человека. Но известно, что гуги сторонятся вурдалаков, хоть и превосходят их по силе многократно.

Гончие псы Тиндала.

Их создал Тиндал - один из Древних богов. Но после того, как Тиндала утопил Дагон, Псов усыновила Шуб-Ниггура. Она научила их охотничьим навыкам: хитрости, ловкости, силе и, естественно, коварству. Но через несколько тысяч лет Псов похитил Ктулху и перенес их в Р′лайх. С тех пор Он стал использовать Псов, чтобы находить своих жертв.

Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, Псы могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120º или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.

Цатоггуа.

Легенда гласит, что в черной бездне Н`кай обитает отвратительный и могучий Цатоггуа. Про Него известно немногое, несмотря на частое упоминание в трудах о Древних. Внешне Цатоггуа походит на огромную черную жабу, сидящую на троне в темноте огромных пещер, окруженный свитой. По другим источникам он не правит в бездне, а скован и ждет своего часа. Известно также, что Ему поклонялись в Гиперборее, где Он являлся одним из верховных божеств. Находились у него и поклонники среди других рас: существовал культ в Атлантиде, а также у цивилизации Йота, известных как дети Йига.

Ктулху.

Пожалуй, самый известный из всех тварей, созданных Лавкрафтом. Ктулху - божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р′лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р′лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна.

Азатот.

Азатот - верховное божество пантеона мифов Ктулху. По преданию, Азатот живёт в самом центре Вселенной, а вокруг него под звуки богомерзких флейт пляшут младшие боги. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Считается, что он сам не понимает даже того, что сам создаёт. Определенно, Азатот - самая чудовищная сущность во всей вселенной. Он не покидает свой трон, но приходит ко многим героям во снах или безумных видениях, и один только звук его имени заставляет их содрогаться от ужаса. Как полагается, о нем писал и безумный араб Абдул Альхазред в своем Некрономиконе.

Йог-Сотот.

Йог-Сотот - всесодержащий бог пантеона Древних богов. Не смотря на то, что самым могущественным из верховных богов является Азатот, Йог-Сотот находится как бы над всеми. Он назван Хранителем Врат между мирами и являет собой физическое воплощение самого мироздания. Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью - Йига. В одном из своих воплощений Йог-Сотот мог даже повелевать временем.