Ожидания и реальность. Ясная Поляна и Козлова Засека

  • 23.12.2021

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Двигаясь из Тулы по направлению к «Ясной Поляне» - усадьбе Л.Н. Толстого, мы непременно увидим два дорожных указателя. Направо - собственно к Ясной Поляне, налево - к вокзалу-музею «Козлова Засека». Вот мы и подумали, а почему бы не уделить внимание этому не менее интересному месту, которое тоже сыграло определённую роль в жизни Л.Н. Толстого и сделать его логическим продолжением тайника «Ясная Поляна»…
Козлова Засека — железнодорожная станция на Тульском отделении Московской железной дороги. История названия станции восходит в XIV веку, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло из себя засеку, служившую для защиты от вражеских набегов. Она была названа «Козловой» в честь здешнего воеводы Ивана Козлова. В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне была названа «Козловой Засекой», где жил и работал Лев Толстой. Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. 7 ноября 1910 года жизнь писателя оборвалась: уезжая из Ясной Поляны, Толстой заболел в поезде и умер в доме начальника станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. 2 дня спустя траурный поезд с гробом Льва Николаевича уже прибывал в Ясную Поляну на станцию Козлова Засека в половине седьмого утра. С тех пор стрелки вокзальных часов навсегда застыли на этой отметке. В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».
Сегодня станционный комплекс-музей включает: вокзал, буфетную, багажный сарай, перрон, стоянку автотранспорта и автобусов, погреб, прилегающую благоустроенную территорию (с газонами, мощеными дорожками), шахтно-питьевой колодец. Внутреннее убранство вокзала - зеркала, часы, шторы, светильники, лавки - выдержаны в стиле эпохи Льва Толстого. По чертежам и эскизам был восстановлен перрон начала прошлого века: построен деревянный навес, на стене вокзала вновь появился колокол, подающий сигнал перед отправлением поезда, платформы оборудованы фонарями и деревянными скамейками. 9 сентября 2001 года - в день рождения великого русского писателя Льва Толстого - состоялась торжественная церемония открытия станции "Козлова Засека" (Ясная Поляна) и пуска в эксплуатацию экспресса "Ясная Поляна"(Москва - Тула - Козлова Засека).
В одном из вокзальных помещений открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».
На выставке представлены предметы начала XX века, позволяющие посетителям представить облик станции на момент отправки Льва Толстого в свой последний путь. Здесь представлены модель поезда тех лет, старые фотографии, дорожные вещи (портфель, зонтик, трость-сиденье), телеграф, телефон.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Ближайшая к Ясной Поляне железнодорожная станция Козлова Засека восстановлена в том виде, какой она была при жизни Льва Толстого. Величайший романист мировой литературы и самобытный философ, именно отсюда он пользовался телефонной связью, здесь получал почтовые отправления, отсюда же начинал свои путешествия. Скромный провинциальный вокзал станции Козлова Засека обрел музейный статус, продолжая обслуживать пассажиров в антураже начала прошлого века.

Единственное значимое несоответствие толстовскому времени – увеличившееся количество рельсовых путей, неизбежное при развитии ж/д сообщения, и электрификация дороги. В начале XX столетия путей было только два, островная платформа между ними и боковая – со стороны Ясной Поляны. Возле железнодорожного моста Лев Николаевич поворачивал своего коня во время прогулок, возвращаясь в родовую усадьбу. Встречала Козлова Засека и траурный поезд, доставивший тело писателя с места кончины, станции Астапово.

Биографы Толстого и исследователи его творческого и жизненного пути излагают несколько версий его последнего путешествия по железной дороге. Одни пишут о рядовой поездке к дочери Татьяне, другие настаивают на бесцельном спонтанном путешествии под воздействием духовных исканий. Судя по описаниям странного маршрута поездки, вторая версия в отношении человека преклонных 82-х лет более вероятна.

На станции Козлова Засека

Название местности, перешедшее при строительстве железной дороги к одной из станций, произошло от древнего укрепления – засеки. Так именовали валы из беспорядочно наваленных древесных стволов с заостренными (затесанными) сучьями, которыми Московское княжество отгораживалось от набегов южных племен и турок. Лесные завалы препятствовали продвижению конницы, облегчая задачу обороняющихся.

Именем предводителя одного из гарнизонов, воеводы Данилы Козлова, назвали укрепления южнее Тулы, затем окружающую местность, далее – станцию. Столетний юбилей со дня рождения Льва Толстого большевистские власти отметили переименованием станции Козлова Засека в Ясную Поляну, таковой она называлась вплоть до восстановления исторического имени в 2001 году. Кроме того, были проведены работы по возвращению вокзалу и окружающей территории того облика, какой они имели в 1910 году.

В рамках реконструкции привели в исходное состояние все станционные постройки и сооружения, насколько это возможно с точки зрения безопасного обслуживания нынешних пассажиров. Среди них сам вокзал и отдельное здание буфетной, багажное отделение и навес на дальнем конце перрона. Восстановлены деревянные ограждения из массивного бруса, осветительные фонари и станционные часы на платформе. Возле входа в музейное помещение, с правого торца станции Козлова Засека, установлен бюст писателя.

Внутри станционного здания

Внутри здания вокзала также восстановлена обстановка типичной небольшой станции начала XX века. Скамейки в зале ожидания, обрамления окошек билетных касс и другие детали обстановки приведены в соответствие с их обликом более чем вековой давности. Именно так выглядели тогда провинциальные железнодорожные станции, никаких световых табло, торговых точек и иных посторонних вещей транспортное ведомство не допускало.

В углу зала ожидания поставили антикварное зеркало в резной оправе. По описанию смотрителя оно оригинальное и стояло на этой станции в те дальние времена. Поодаль установлен макет станции Козлова Засека, где она выглядит полностью такой, какой видел ее Лев Николаевич. На нем всего две рельсовых нитки, отсутствуют столбы и провода железнодорожной электрификации для электровозов. На путях – макеты паровоза с вагонами старого типа, которые сейчас сохранились только в железнодорожных музеях типа или .

Экспозиция на станции Козлова Засека

Руководство РЖД, крупнейшего российского монополиста, организовало и оплатило не только работы по реставрации станции. Была создана экспозиция Железная дорога Льва Толстого, затем ставшая вместе с действующим вокзалом филиалом музея-усадьбы Ясная Поляна. Станционный музей располагает всего одной комнатой небольших габаритов, среди экспонатов не нужно искать личных вещей великого пассажира. Однако историческая достоверность в части времени их происхождения и использования соблюдена.

Выставка неплохо графически оформлена крупными настенными рисунками и увеличенными копиями старинных фотографий. Экспонаты можно разделить на две группы – связанные с функционированием железной дороги и принадлежавшие пассажирам далекого прошлого. Из рабочего инвентаря представлены старые средства связи (телеграфные и телефонные аппараты), масленки для смазки, различные осветительные фонари обходчиков и путейцев. Широко представлены большие и малые чемоданы и саквояжи, дорожная одежда и личные вещи пассажиров.

Завершая краткий обзор связанного с великим писателем провинциального вокзала, предлагаем посмотреть еще одну высотную фотографию. С этого ракурса более заметны характерные отличия нынешнего времени – легковые авто современной конструкции, длинные составы грузовых полувагонов, чего не было в первые годы существования железных дорог. Особенно бросаются в глаза мачты электросети, питающей современные локомотивы.

Посещение исключительно редкого симбиоза музея с действующим вокзалом любопытно даже само по себе. Сознание глубокой связи объекта посещения с жизнью великого соотечественника многократно увеличивает ценность этого краткого путешествия. Планируя побывать в Ясной Поляне, не забудьте предусмотреть и визит на станцию Козлова Засека, расстояние между ними меньше пяти километров.

Много лет мы собирались посетить Ясную поляну, но все никак не могли доехать. Наконец, в этом году это случилось.
Первым делом мы заехали на станцию Козлова засека. К козлам она отношения не имеет, и получила название от бывшего воеводы Даниила Козлова.
1.

Название станции восходит в XIV в, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от крымско-татарских набегов.
2.

В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне, где жил и работал Лев Толстой, была названа «Козловой Засекой».
3.

Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. Отсюда он поехал в ноябре 1910 года на юг, где и умер на станции Астапово.
4.

В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001г вернули историческое название.
5. Береза, посаженная в честь этого события начальником Московской железной дороги Фадеевым и бывшим губернатором Тульской области Стародубцевым.

К этому событию станцию отреставрировали, стилизовали под конец XIXв, и территорию вокруг вокзала тоже привели в порядок.
6.

7. Зайдемте внутрь. Внутри вполне себе уютно и чисто.

Народу – ни души. Станция мелкая, пассажирские поезда здесь почти не останавливаются. Фирменный поезд, который ходил сюда из Москвы с 2010г, отменен.
8.

9. Простаивают телефонные будки.

10. Можно отправить открытку

11. Можно зайти к начальнику.

12. Пути возле станции

С торца вокзального здания находится выставка «Железная дорога Льва Толстого». Всего одна комната, экспонатов не много, стоит рублей 20.
13. Дорожные швейцарские часы, начало XXв

14. Фонарь обходчика

15. Телеграфный аппарат. Сименс, между прочим.

16. Нехитрое устройство факела.

17. Дорожный чемодан

18. Жетон истопника

19. Прекрасная трость с набалдашником из ноги косули.

20. Рубашка-толстовка

21. Еще один видавший виды дорожный чемодан.

22. Телефон начала прошлого века

23. Путеводитель по Крыму. На злобу дня, так сказать:).