Преподобный и богоносный отец наш нил, подвижник сорский и устав его о скитской жизни. Прп

  • 20.09.2019

В день кончины, в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев

Происходил из боярского рода Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского , где пользовался советами благочестивого старца Паисия (Ярославова) , впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Затем преподобный странствовал несколько лет со своим учеником, монахом Иннокентием, по Восточным святым местам и, прожив долгое время в Афонских , Константинопольских и Палестинских монастырях, возвратился в Кириллов монастырь на Белоозеро.

Удалясь оттуда на реку Сору в Вологодской земле, он поставил там келлию и часовню, а вскоре вокруг них выросла пустынножительная обитель где иноки жили по скитским правилам, почему святой Нил и почитается начальником скитского монашеского жития в России . По завету преподобного Нила, в его знаменитом уставе составленном по образу восточных, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагались два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь.

В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный Нил являлся основоположником движения нестяжателей . Он участвовал на Соборе 1490 года , а также на Соборе 1503 года , где первый подал голос за то чтобы у монастырей не было сел, а жили бы монахи трудами рук своих.

Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая года .

Почитание

Мощи святого Нила, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

В преданиях Нилосорского скита хранится сказание, что во время посещения Белоезерских монастырей, царь Иоанн Грозный был в году в Нилосорской обители и повелел вместо деревянной, преподобным Нилом устроенной церкви, основать каменную. Но, явившись Иоанну в сонном видении, святой Нил воспретил это делать. Взамен неисполненного предприятия государь пожаловал скиту, за собственноручным подписанием, грамоту об отпуске монашествующим денежного жалованья и хлебного оклада. Грамота сия утеряна.

Труды

Составленный святым Нилом устав и "Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне" являются основополагающими текстами русского скитского монашества, устав - одним из первых монашеских уставов составленных на Руси. В нем преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания.

На русском языке издано:

  • Устав - в Истории Российской Иерархии .
  • Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском , изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 (Житие и писания святых отцев , т. I).
  • Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей , Санкт-Петербург, 1864.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Удалився бегая Давидски мира, / и вся яже в нем яко уметы вменив, / и в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: / и Единому Богу изволив служити, / процвел еси яко финикс, / и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. / Темже благодарственно вопием: / слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, / слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающему .

Ин тропарь, глас 1

Мiрскаго жития отвергся и мятежа житейскаго бегая, преподобне и богоносне отче наш Ниле, не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих, и в пустыню вселився, процвел еси, яко крин сельный, отнюдуже прешел еси и в небесныя обители. Научи и нас, честно почитающих тя, твоим царским путем шествовати и молися о душах наших .

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной воеводе)

Любве ради Христовы удалився мiрских смущений, радостною душею вселился еси в пустыни, в нейже подвизався добре, яко ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. Еяже ныне сподобився, во свете неизреченыя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, моли, молимтися, припадающе, чада твоя, сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг и спастися душам нашым .

Ин кондак, глас 3

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи и мiрския нравы братий твоих, обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче, идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався, ученьми твоими правыя стези указал еси нам шествовати ко Господу. Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Молитва

О, преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты, любве ради Божия удаляяся мiрских смущений, в непроходней пустыни и в дебрех изволил еси вселитися, и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и яко ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того Единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати. Возлюбити всякую тесноту монашескаго жития, и возненавидети красная мiра сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мiре живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей своих, сохранит от лести мiра сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу, да в пустыни и в мiре жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности, и Того усты и сердцем прославим купно со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

XV столетие - золотой век русской святости, завершает собой преподобный Нил Сорский. До нас не дошло жизнеописание преподобного Нила. Скудные сведения о нем можно найти либо в его собственных произведениях, либо в летописных повествованиях того времени.

Известно, что преподобный Нил происходил из дворянского рода Майковых и родился в 1433 году в Москве. В юности он принял постриг в одном из самых строгих монастырей того времени - Кирилло-Белозерском. Оттуда он отправляется на Афон, чтобы «воочию увидеть истинное подвижничество отшельников-исихастов».

На Святой Горе, как вспоминает сам Нил: «Я как пчела перелетал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить ее ко спасению».

Нил вернулся с Афона на Белое озеро, но не остался в Кирилловом монастыре. Он избрал для своих подвигов пустынное место на реке Соре в 15 километрах от монастыря. «Нашел я благодатию Божией место по мыслям моим, мало доступное для мирских людей», - пишет Нил своему ученику. Вот как описывает окружающую природу один из посетивших Нилову пустынь: «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный... Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня». Постепенно вокруг Нила собирается небольшое число подвижников.

Здесь, в уединении, окончательно сложились воззрения преподобного Нила, изложенные в его многочисленных посланиях, письмах к ученикам, уставе скитской жизни. Все его произведения цельны и едины по своему внутреннему духу. Все они направлены на выяснение лишь одного - пути ко спасению.

Рассуждения Нила Сорского лишены формализма. Он побуждает читателя к размышлению и взывает к его совести. Он не аргументирует, а анализирует. В этом Нил открывается как мыслитель и тонкий психолог. Он не хочет примириться с религиозно-обрядовым формализмом, и потому противопоставляет внешней религиозности внутреннюю духовную жизнь. Исполнение только внешних подвигов благочестия ведет к тщеславию, самому ненавистному для Нила греху. Не исключая внешнего подвига, преподобный делает упор на подвиг внутренний, духовный - «умное делание», борьбу с дурными помыслами. Показывая степени человеческого грехопадения, Нил описывает, как человек, сам того не понимая, побеждается греховной страстью и падает.

«Покой души нарушается греховным помыслом. Необходимо отсечь его, но не всегда и не всякому это доступно, - пишет Сорский пустынник. - Слабая душа, влекомая помыслом, вступает на путь сладостного приклонения ко греху, попадает в пленение. Состояние это переходить в страсть к человеку ли, вещи или мысли».

Вот путь греха, с которым призывает бороться Нил, укрепляя слабые силы души «умной молитвой и сердечным трезвением».

В жизни преподобного Нила, в его служении братии мы не увидим стремления ни к управлению, ни к учительству. Нил не хочет быть игуменом или хотя бы учителем. Вот как он пишет своим ученикам: «Братья мои. Так именую вас, а не ученики. Один есть нам Учитель - Бог».

Существует мнение о разномыслии двух великих представителей русского иночества конца XV века Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. В исторической литературе их обычно представляют как возглавителей двух «противоположных» направлений в русской духовной жизни - внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко неверно. Насколько устав Иосифа отличается внешней строгостью, настолько творения Нила глубокими сведениями о внутренней жизни. Труд духовный и труд телесный составляют две стороны христианского призвания. Оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Можно сказать, что и Нил, и Иосиф стремились к одной цели, но шли к ней разными путями: один - углубляя жизнь «внутреннего человека», другой - усиливая присутствие Церкви во всех сферах жизни общества. Один - через милость, другой - через строгость, один - снисхождением, другой - властью. Путь Нила и путь Иосифа являются не противоположными, а дополняющими друг друга.

Скончался Сорский пустынник в 1508 году.

В рукописях сохранилось его завещание ученикам: «Молю вас, братья, бросьте тело мое в пустыне, потому что оно согрешило пред Богом и недостойно погребения. Пусть растерзают его звери и птицы. Или, если хотите, выкопайте яму и положите его туда без всякого уважения. Во всю жизнь я избегал чести и славы века сего; того не желаю и по смерти».

Преподобный Нил оставил глубокий след в истории русского монашества. За великие духовные подвиги русский православный народ нарек его «великим старцем».

Послание того же великого старца к брату, просившему у него написать ему на пользу души

(Послание преподобного Нила Сорского ученику - Герману Подольному, монаху Кирилло-Белозерского монастыря)

В письмеце твоем, господин отец, которое ты мне написал, просишь меня написать тебе в ответ что-нибудь на пользу и известить тебя о себе. Тебе кажется, что я скорблю на тебя из-за тех речей, какие мы вели при нашей с тобой беседе, когда ты был здесь. И за то прости меня. Я советовал, напоминая себе и тебе, как всегда мною любимому, как и написано, «тайны Мои Моим и сыновьям дома Моего открываю", – что не просто так или как случится подобает нам совершать какие-либо дела, но по Божественным Писаниям и по преданию святых отцов, прежде всего это касается ухода из монастыря. Только нужно следить, пользы ли ради душевной совершаем их, а не ради ли иного чего? Потому что не видно ныне жительства, сохраняемого в законах Божиих по Святым Писаниям и по преданию святых отцов, но все живут по своим волям и замыслам человеческим. И у многих оказывается, что мы и самое то развращенное творим и мним, будто этим совершаем добродетель. А случается это от того, что мы не знаем Святых Писаний, поскольку не стараемся со страхом Божиим и со смирением изучать их, но пренебрегаем ими и занимаемся человеческими делами.

Я же потому так беседовал с тобой, что ты истинно, а не притворно хочешь слышать слово Божие и исполнять его. И я, не льстя тебе, не скрывая суровости тесного и прискорбного пути, предложил тебе свои слова. С иными же беседую соответственно мере каждого. Ты же с самого начала знаешь мою худость как всегда духовно любимый мой. Потому и ныне пишу тебе, говоря о себе откровенно, поскольку твоя по Бозе любовь понуждает меня и делает меня безумным писать тебе о себе.

Когда в монастыре жили мы вместе, ты сам узнал, что я от мирских связей удаляюсь и поступаю, сколько есть сил, по Божественным Писаниям, хотя и не справляюсь из-за лености моей и небрежения. Затем, после отшествия моего в странничество и возвращения в монастырь, вне монастыря поблизости я построил себе келию и жил таким же образом, сколько было мне по силе. Ныне же я переселился дальше от монастыря, так как содействием благодати Божией нашел место, угодное моему разуму, поскольку для мирских людей оно труднодоступно, как и сам ты видел.

И в особенности я изучаю Божественные Писания: прежде всего заповеди Господни, толкования их и апостольские предания, затем жития и учения святых отцов, – и тому внимаю. И что согласно с моим представлением о благоугождении Богу и о пользе для души, то переписываю себе, и тем поучаюсь, и в том жизнь и дыхание мое имею. А немощь мою, леность и нерадение возложил я на Бога и на Пречистую Богородицу.

И когда случается мне что-то предпринять, а я не нахожу того в Святых Писаниях, тогда откладываю это на время, пока не найду. Потому что по своей воле и по своему разуму не смею ничего совершать. И если кто-то по любви духовной прилепляется ко мне, тому советую делать так же, а в особенности тебе, поскольку ты с самого начала духовной любовью близок мне. Потому и слово я к тебе обратил, советуя во благо, как своей душе; как сам стараюсь делать, так и тебеговорил.

Ныне же, хотя мы и порознь телами, но духовной любовью сопряжены и совокуплены. И по закону этой божественной любви я и тогда с тобой беседовал, и ныне пишу для спасения души. И ты, если угодно тебе, подражай тому, что слышал от меня и написанным видел. Желая быть сыном и наследником святых отцов, твори заповеди Господни и предания святых отцов и живущим с тобой братьям говори делать то же.

Живешь ли ты отдельно, или в монастыре с братьями, внимай Святым Писаниям и по стопам святых отцов шествуй. Потому что Божественные Писания нам так повелевают: или повиноваться такому человеку, который будет засвидетельствован в своем делании как человек духовный словом и разумом, как пишет Василий Великий в поучении, у которого начало: «Приидите ко Мне вси труждающиися» (Мф. 11, 28), или если такого не найдется, то повиноваться Богу по Божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые, которые и когда в монастыре с братьями пребывают, в своеволии бессмыс­ленно пасутся, полагая, будто находятся в повиновении, и в отшельничество уходят так же неразумно, ведомые плотской волей и безрассудным разумом, не понимая ни того, что творят, ни того, в чем утверждаются. О таких Иоанн Лествичник, рассуждая, в слове о различных видах безмолвия говорит: «От самомнения они пожелали лучше плавать по самочинию, нежели следуя наставлению». Чего да не будет с нами! Ты же, поступая по Святым Писаниям и по жительству святых отцов, с помощью благодати Христовой не погрешишь.

Ныне же и я заскорбел из-за того, что ты скорбен. Потому и понудил себя писать к тебе, – чтобы ты не скорбел. Бог же, податель всякой радости и утехи, да утешит сердце твое и известит о нашей к тебе любви. Если и грубо я что-то тебе написал, но ведь – не иному кому, а тебе, неизменному моему возлюбленному, не желая презреть твоего прошения. Ибо надеюсь, что ты с любовью это примешь и не осудишь неразумие мое.

А дела наши, о которых я просил твою святыню, – их ты хорошо постарался устроить, о том бью челом. Бог да воздаст тебе награду соответственно твоему труду.

К этому еще молю твою святыню: да не сочтешь за скорбь те слова, что мы тогда говорили. Ведь хотя внешне они кажутся жестокими, но внутри исполнены пользы. Потому что я не свое говорил, но из Святых Писаний. Жестоки же они поистине для тех, которые не хотят истинно смириться в страхе Господнем и отступить от плотских мудрований, но желают жить по своей страстной воле, а не по Святым Писаниям. Такие не изучают Святые Писания со смирением, духовно. Некоторые же из них не хотят и слышать ныне о жизни по Святым Писаниям, как бы говоря: не для нас они писаны, и не надлежит в нынешнем роде соблюдать их.

Для истинных же делателей и в древности, и ныне, и навеки слова Господни чисты, как серебро, расплавленное и очищенное семикратно (см. Пс. 11, 7), и заповеди Его светлы и вожделенны для них больше золота и драгоценных камней, и услаждают они их больше меда и сотов, и они хранят их. А когда сохранят, восприимут воздаяния многие (см. Пс. 18, 9 и 11–12).

Здравствуй о Господе, господин отец, и молись о нас, грешных, а мы святыне твоей весьма бьем челом.

источники: "Богослов.ру", "Азбука веры"

Нило-Сорская пустынь – это место суровое и даже аскетичное, как будто сама природа здесь предугадала место для монастыря, где главным уставным правилом было «нестяжательство», что означает поощрение нравственно-духовных аспектов жизни над материальными. Сейчас посетить монастырь без участия в паломническом туре невозможно, потому что на территории находится психиатрическая больница. Но история монастыря настолько интересна, что я не удержалась от поездки к стенам обители, хотелось увидеть это место хотя бы одним глазком.

Пейзаж, который простирается вокруг, зачаровывает своей простотой и исконно русским характером. Белые березы с кудрявыми косами, зеленый луг, заросший буйными травами, узенькая полосочка реки Соры, которая протекает практически под стенами древней обители и на фоне темная стена леса. Приезжая сюда, как будто попадаешь в другой мир, такой далекий от современных мегаполисов. Но атмосфера довольно странная, попробую объяснить.

История этих древних стен напрямую связана с именем преподобного Нила Сорского, которого считают основоположником русского скита. Нил Сорский пошел из рода бояр Майковый. Семья преподобного Нила была верующей, что в дальнейшем сильно повлияло на выбор преподобного Нила монашеской жизни. В те времена младшие дети боярских родов часто становились или наемниками в армии, или послушниками в монастырях, ведь все наследство получал старший, а младшим детям был уготован такой путь. Наверное, такая судьба с детства была уготована и преподобному Нилу. В пятнадцать лет Нил уходит вместе с паломниками в Палестину, где остается на некоторое время. Там он изучает арамейский язык и занимается переводами книг. Предположительно, что "Евангелие от Марка" перевода Нила Сорского хранилось в библиотеке самого Ивана Грозного.

Став монахом, преподобный Нил вновь отправляется на юг, но в этот раз он посещает Афон и Иерусалим. Нил Сорский приложился к гробу Господнему и после этого ему снится сон, в котором Иисус приводит его на берег Соры в районе Кириллова.

Сначала Нил отправился в Кирилло-Белоозерский монастырь. Стоит отметить, что Кирилло-Белозерский монастырь составлял, так называемую оппозицию официальной церковной политики. Это сегодня церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга, а пятьсот лет назад церковь имела очень большую власть не только над душами людей, но и над их жизнями и политикой всего государства. Вспомните, святую инквизицию и Крестовые походы, это же все было именно в то время. Нил Сорский и его однодумцы выступали за безземелье монастырей, считая такое стяжательство не приемлемым для служителей Бога. Как известно, что и в Европе и в Руси монастыри имели довольно большие земли во владении, что делало церковь очень богатой организацией. В ходе этого противостояния победили, так называемые иосифляне, противники Нила, но зернышко было брошено и оно дало свои всходы через сто лет, когда произошел раскол православной церкви.


Но, я не о том. Пробыв некоторое время в Кирилло-Белозерском монастыре, преподобный Нил со своим учеником Иннокентием отправляется в то место, куда привел его Господь во сне и закладывает здесь небольшой скит. Там, среди елей, они срубили небольшую часовенку и две кельи, которые располагались на расстоянии, чтобы не мешать уединению соседа и молитве, «на расстоянии брошенного камня». В тишине и уединении Нил записывал свои мысли о благочестии, о молитве, и созерцании. Преподобного Нила Сорского называют основоположником русского исихазма. Это древнее учение молитвы и внутреннего самосовершенствования. Исихазм чем-то напоминает медитативные практики йогов, здесь также молящийся уходит глубоко в себя. Практики исихазма говорят об особом внутреннем свете, который наполняет душу и полное слияние с Богом.

«Утишь ум, освободи помыслы и внимай сердцу» - так об этой молитве писал преподобный Нил Сорский. Но долго в уединении Нилу Сорскому не довелось, так как начали приходить монахи для того, чтобы поселиться в этом уединенном месте. Но разрешал остаться Нил Сорский далеко не всем - только самым преданным монашескому труду.

Жизнь в ските была очень простой. Он призывал монахов отказаться от богатства, а монастыри лишить земель. Кстати, в отличие от других монашеских орденов преподобный Нил Сорский не считал нужным много поститься и тем более носить власяницы или истязать себя телесно. Главным было внутреннее благочестие и молитва в сердце.

Постепенно обитель разрасталась, и через тридцать лет здесь уже было двенадцать келий. Преподобный Нил Сорский занимался переписыванием церковных книг и собственными сочинениями. Также построили церковь на болотистом лугу на другом берегу реки. Чтобы постройка была устойчивой, монахи носили землю под фундамент и насыпали холм.

Умел Нил Сорский в 1508 году. Перед смертью он завещал своим ученикам не хоронить его с почестями, а бросить тело на растерзание зверям. Но ученики не послушались и похоронили преподобного у стен Стретенской церкви. Позже здесь установлена часовня, где находилось большое распятие, золоченая рака и иконы.

В XVII веке над гробом Нила Сорского построили церковь, в то же время появляются первые иконы святого, записан кондак, тропарь и икос для обращения к преподобному Нилу.

В ските никогда не жило очень много людей, так как Нил Сорский проповедовал молитву в уединении, а при большом количестве народу в ските такой возможности нет. Обычно здесь жило от шести до двенадцати человек.

В 1794 году происходит событие, которое хоть и не коснулось напрямую скита, но повлияло на его дальнейшую судьбу. Вышел указ, по которому монастыри и церковь лишалась земель и крепостных крестьян. А ведь это именно то, что проповедовал и за что боролся Нил Сорский. Но, многие монастыри, имеющие огромные доходы с этих земель, просто не умели существовать по-другому, их постигло разорение. Разорился и Кирилло-Белозерский монастырь, к которому был приписан Нилов скит.

Это тихое и удаленное место постепенно приходит в упадок и запустение. К тому же меняется политика монастырей по отношению к скитам – они становятся местом ссылки для провинившихся братьев.

Лишь в XIX веке учение Нила Сорского обретает вторую жизнь. В скит приходит инок Никон, который берет в ските имя Нил. Он застал Нилов скит в плачевном состоянии, а вся братия - это восемь монахов, сосланных сюда из Кирилловского монастыря, за пьянство. Преподобный Никон взялся за дело и через несколько лет скит возродился, и сюда начали приходить достойные братья.

Преподобный Никон на богатые пожертвования начинает отстраивать скит, но уже по монастырскому укладу. Возводятся каменные стены, на месте деревянный церквей, построенных преподобным Нилом и его учениками, возводят собор Тихвинской Божией Матери. Но строительство собора не было спокойным, в самом его начале преподобного Никона взяли под стражу по доносу за растрату церковной казны, но самым главным обвинением стало неподобающее отношение к мощам святого Нила. В доносе говорилось, что преподобный Никон тайно раскопал могилу святого и спрятал мощи в своей келье. Этот случай известен как «дело о мощах». Естественно ничего не смогли доказать, но преподобного Никона перевели в другой монастырь. И только через десять дет он сумел вернуться в милый его сердцу скит. Там построил отдельную келью в отдалении и остался жить. Интересно, что перед своим постригом в схиму преподобный Никон отослал на Афон написанную им икону Божией Матери Иерусалимской. Эта икона до сих пор там хранится, и ее опускают молящимся лишь по праздникам. Вскоре после этого скит стал жить по монастырским правилам. В двадцатом веке после прихода коммунистов монастырь был передан под колонию, а монастырское имущество передано в музеи. В 1927 году монастырь все же вернули монахам, но без права проводить богослужения. А в 1930 году Нилову пустошь окончательно закрыли. Последний настоятель монастыря преподобный Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно также как и преподобный основатель скита.


В последующие годы Нило-Сорский монастырь передан под лечебницу для душевно-больных, которая располагается здесь до сих пор. В Соборе Божией Матери Тихвинской размещается столовая, а в юго-восточном углу храма, под полом находится ничем не отмеченная могила преподобного Нила Сорского. Так уж случилось, что его скит – детище всей его жизни превратился в пристанище скорби и безнадежности, настоящую пустошь, куда слово Господне сюда приходит лишь с паломниками.

Попасть в монастырские стены сегодня практически невозможно, так как учреждение это закрыто от посетителей. Но все же если добыть специальное разрешение, то паломников пускают помолиться на месте захоронения преподобного Нила. Кстати, его мощей там больше нет. В начале XXI века их достали и увезли. По завещанию преподобного Нила, каждый, кто найдет его мощи, должен их потоптать ногами и утопить в болоте, иначе грозит ему Страшный Суд. Выполнен ли его завет и где находятся мощи сейчас неизвестно. Но жители близлежащей деревни просят вернуть их назад, так как после того как мощи увезли их деревню преследуют всякие несчастья а земля больше не плодоносит.

Мне рассказали историю, похожую на выдумку. Если бы это была не профессиональный историк, я бы даже не стала пересказывать. Регулярно у стен пустыни проходят археологические изыскания, потому что есть версия, что мощи Нила находятся именно там. Но как только начинаются раскопки, случается сильный пожар. Как говорят, это сам Нил противодействует тому, чтобы кто-то нашел его мощи.

Верить или нет, дело каждого, но место, действительно, с особой энергетикой, хотя мы и постояли только у его стен. Мне было как-то не комфортно.