Размышляя над прочитанным собачье сердце. Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце

  • 23.06.2020

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

Класс: 11

Цели по содержанию:

Образовательная:

  • способствовать формированию понятий "сатира", "сатирическая фантастика", "памфлет, продолжить работу над анализом текста, умение отвечать на проблемные вопросы, делать выводы и обобщения
  • создать условия для глубокого понимания текста, взглядов М.А.Булгакова, изображения героев повести; осмысления, почему так живучи Шариковы и современно звучание произведения.
  • показать отношение Булгакова к эксперименту над человеком и страной.

Развивающая:

  • создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
  • продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом;
  • продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
  • реализация возможностей развития речи учащихся.

Воспитательная:

  • на примере эксперимента профессора Преображенского показать, к чему может привести революция, а не эволюция жизни;
  • воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
  • средствами урока способствовать пониманию того, что понятия "человек", "нравственность", "власть" являются ценностными категориями современного общества.

Методы обучения:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Средства обучения: М.А.Булгаков повесть "Собачье сердце"; рабочие листы с текстами документов; иллюстративный материал; инсценирование.

Предварительные задания и вопросы:

1. Инсценирование.

2. Групповое задание. Жизнь Москвы 20-х годов.

3. Вопросы:

В чем суть эксперимента профессора? Что говорит о нем Борменталь(дневник), Швондер

Можно ли изменить природу человека? Доказать.

Есть ли что-нибудь общее между профессором и Швондером?

Ход урока

Я об одном сожалею: что при этой сцене не присутствовало советского правительства:Чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается построить бесклассовое социалистическое общество.

Булгаков. Пьеса "Адам и Ева"

1. Оргмомент.

2. Мотиващия и целеполагание.

Своему ассистенту доктору Борменталю профессор Преображенский говорит: "Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу:"

Что получилось в результате эксперимента и почему?

Чем опасны Шариковы?

О чем предупреждает повесть?

Проблемный вопрос. Повесть "Собачье сердце" предостережение. О чем предупреж-

дает сатирическая фантастика Булгакова.

Работа с терминами (альманах, памфлет, сатира, фантастика)

3. Актуализация знаний и умений.

История создания.

Повесть "Собачье сердце" является второй частью сатирической дилогии Булгакова ("Роковые яйца") и продолжает тему, начатую в "Роковых яйцах", об ответственности ученого за поставленный эксперимент. При жизни писателя повесть не была напечатана, ее опубликовали лишь в 1987 г. Почему у произведения столь сложная судьба? Она написана в 1925 г. Редактор альманаха "Недра" Ангарский надеялся провести повесть в печать, обратившись за помощью к одному из видных руководителей партии и правительства Л.Б. Каменеву. Однако он отозвался о "Собачьем сердце" так: "Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя." Этот отзыв более, чем на 60 лет, сделал не возможным публикацию повести в СССР. Фабула "Собачьего сердца" заимствована в некоторой степени из романа Уэллса "Остров доктора Мора" и связана с идеей очеловечивания животных.

Булгаков читал повесть в литературном кружке, один из слушателей донес в ГПУ:

"Булгаков определенно ненавидит и презирает весь Совстрой, отрицает все его достижения: Есть верный, строгий, зоркий глаз у Соввласти-Главлит, и если мое мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит".

1926г. Был произведен обыск, изъяты рукописи "Собачьего сердца" и личных дневников писателя. Лишь через три года по ходатайству Горького арестованные рукописи были возвращены писателю.

4. Первичное усвоение материала.

Какие темы поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания.

Тема эксперимента.

Роль русской интеллигенции в жизни общества.

Тема добра и зла и др.

Какие из них главные?

Почему интеллигенция стала главным действующим лицом?

Она является интеллектуальным потенциалом общества, влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию лучшим слоем общества, ощущая с ней кровную связь. Профессор Преображенский-воплощение уходящей культуры аристократизма. Прототипом профессора стал дядя Булгакова, известный московский врач Н.М. Покровский.

Сложность тем определила и важность проблемы, над которой задумывается автор. Какая эта проблема.

Ответственность за свои деяния каждого человека, тем более, если он наделен властью: духовной, экономической, политической, и т.д.

Тема, проблема, характеры героев определили и своеобразие жанра повести. Это сатирическая фантастика.

Булгаков считал: "Полагаю, что создать сатиру нельзя, она создается тогда, когда появится писатель, который сочтет не совершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагая, что путь такого художника будет весьма и весьма труден".

О чем предупреждает сатирическая фантастика Булгакова? (Ответ на проблемный вопрос в конце урока).

5. Осознание и осмысление нового материала.

Перенесемся в Москву 20-х годов.

Групповое задание Москва времен нэпа (через образы Шарика, Преображенского, Швондера).

Ироничное наблюдение пса - председатель домкома - знамение времени - средоточие власти и пошлости - критическое отношение к переменам профессора.

Строится новая жизнь, идет эксперимент.

Работа с раздаточным материалом (высказывания ученых, писателей). (Приложение к уроку).

Какая связь высказываний с повестью Булгакова.

Речь идет о государственном эксперименте идейно-политического и социального характера. Эксперимент - одна из центральных тем "Собачьего сердца", но это частный эксперимент профессора Преображенского, он носит научный характер.

В чем заключается суть эксперимента? Что пишет об этом опыте доктор Боменталь, Швондер?

Светило московской генетики, гениальный хирург, профессор делает операции по омолаживанию людей, стареющих дам и старцев. Автор беспощадно смеется над процветающими нэпманами. Но профессор задумал изменить природу человека и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Действие происходит в канун Рождества, но автор подчеркивает, что все происходящее противоестественно, это пародия на Рождество.

Научная интуиция и здравый смысл никогда не подводили профессора. Рискованный сбой произошел лишь однажды, когда он пересадил дворняжке гипофиз Клима Чугункина.

Кто такой Клим Чугункин? Что узнали о нем?

Что получилось в результате эксперимента?

Возникает чудовище с собачьим сердцем и замашками хозяина жизни.

Какое преступление совершил профессор? В чем его суть?

Он попытался изменить природу человека, его натуру.

Изменима ли она? Докажите.

Что Шариков унаследовал от своего донора Чугункина?

Это безобразное, примитивное существо - нелюдь, целиком унаследовавшее сущность своего "предка". (Портретная характеристика).

Доктор Борменталь в своем дневнике записал: "Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу".

Профессор Преображенский пытается при помощи генной инженерии (термин нашего времени) создать нового искусственного человека. Это фантастика.

6. Применение знаний.

О чем предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

Повесть предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным хирургическим путем. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания нового человека и своим произведением вступил в полемику с теми, кто считал, что можно форсированно изменить жизнь и самого человека.

К какой мысли приходит профессор в результате опыта? Можно ли изменить натуру человека?

Какое наказание уготовил профессору Шариков?

Он матерится, пьет, курит, творит безобразия, бездельничает. Едва встав на задние конечности, Шариков готов загнать в угол породившего его "папашу". Он требует документ, потом пишет донос.

Инсценирование эпизода "Шариков требует документ и прописку". (Обсуждение).

Кто вышел победителем в этом поединке?

Шариков наглеет с каждым днем, к тому же находит союзника в лице Швондера.

Какую роль сыграл Швондер в судьбе Шарикова?

Он идеолог Шарикова, его духовный вдохновитель. Он поддерживает социальный статус, дает книги, указывает на врагов, помогает утвердиться в обществе, устраивает на Работу зав. подотдела очистки Москвы от бродячих животных в отделе МКХ. Главная идейная фраза, которой Швондер вооружает Шарикова "Все взять да поделить". Он не имеет идеалов, не верит ни в какие святыни, на святынях и идеалах кормится, спекулируя ими. Таким образом, люмпен Шариков инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип нового общества-всеобщая уравниловка, называемая равенством. И на этом пути Шарикова никто не остановит. Заключительным аккордом его деятельности стал донос на "папашу", т. к. ему чужды стыд, совесть, мораль.

Совершает ли Швондер преступление?

Да. Ноне знает об этом, так как руководствуется идеологией нового времени.

Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между профессором и Швондером?

Они разные по духу: один аристократ, другой - демагог, оба хотят переделать мир по- своему: Преображенский - исправить несовершенный мир, Швондер - переделать его. Средство переделки - Шариков, в которого он вложил классовую программу. Шариков становится опасным не только для профессора, но и для Швондера, потому что человек с собачьим сердцем способен на все.

7. Подведение итогов.

Обратимся к эпиграфу урока (Обсуждение). Профессор вовремя понял, что природа не терпит насилия над собой. В повести происходит метаморфоза, но Шариковы оказались живучими. Не случайно имя Шариков стало нарицательным. Что оно обозначает?

8. Рефлексия.

Шариковщина-:что это такое?

Дописать предложение.

Повесть была написана 89 лет тому назад. Можно ли ее считать современной? Почему?

9. Домашнее задание.

Сочинение - размышление над повестью "Собачье сердце".

Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него. Любое произведение этого писателя кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести Собачье сердце, написанной Булгаковым в 1925 году. Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным.

Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич отводит душу на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках. У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя.

Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: Вот никаких и не читайте.

Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что новоблагословенная очень приличная.

Тридцать градусов. Филипп Филиппович возражает: Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, потом он пророчески добавляет: они туда что угодно могут плеснуть. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы. И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.

Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют лишнюю жилплощадь у буржуев. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него аж семь комнат. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: В спальне… Профессор возмущенно возражает: Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной!., и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди….

Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить. И ведь на долгие десятилетия эти перегородки, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие коммуналка, утвердились в новой жизни. До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами.

И для многих эта цель так и остается несбыточной. Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда никто вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы. Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни вначале как трагедия, а потом как фарс. В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в Ресефесере: Взять все да и поделить…

Дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…. А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: …вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо…

А вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…. Много еще можно найти в повести Собачье сердце объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР. Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции.

Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник председатель домкома Швондер. Шариков подходит Швондеру у него низкое социальное происхождение и пустое сознание.

И карьера Шарикова поистине удивительна от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно пережиток прошлого.

Но собак-то за что. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на местьВедь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими. Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости.

Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха в головах». Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска.

Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних. Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность.

Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак.

Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую Цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.

Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»

Другие сочинения по теме:

  1. В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле...
  2. Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917...
  3. Основу характера и мировоззрения Шарикова составляют личности, во-первых, пса Шарика, а во-вторых алкоголика, быдла и маргинала Клима Чугункина. Помимо этого,...
  4. Тема: «То есть он говорил? — Это еще не значит быть человеком» (М. Булгаков. «Собачье сердце») Цель учебная:...
  5. Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла...
  6. В повествовательной структуре повести «Собачье сердце» образ рассказчика непостоянен. Повествование ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя...
  7. В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который...
  8. М. Булгаков. «Собачье сердце» М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и...
  9. Тема: «Интеллигенция и революция». Цель учебная: при анализе текста произведения проследить за отношением писателя К тем изменениям, которые...
  10. Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную...
  11. » Чудовищная история «, или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую...
  12. Из писателей 20-х — 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а...
  13. Готовясь к уроку, прочитала поэму Н. П. Бажана «Полет сквозь бурю». Никогда бы не подумала, что какая-то маленькая поэма вызовет...
  14. До конца своих дней Толстой выискивал в современной литературе разнообразие вариантов проявления подлинной правдивости гуманистических начал, художественного совершенства. Его суждения...
  15. Достоевский обладал ярким талантом литературного критика и полемиста. Еще в 1847 году он опубликовал несколько незаурядных фельетонов в «Санкт-Петербургских ведомостях»....
  16. Вступительная и заключительная части в сочинении-рассуждении могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы...
  17. Создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, Толстой развивает мысль о ходе исторического процесса, о роли отдельных личностей и...

на страницы 2

Творчество М. А. Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века.И наиболее откровенные взгляды М. А. Булгакова на судьбу своей страны выражены, по-моему, в повести “Собачье сердце”. В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения: “не толкайся!”, “подлец”, “слезай с подножки” и прочее. Возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности.Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни; он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему, примитивно и глупо: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. Конечно, не этот научный эксперимент сам по себе стремится изобразить в своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть основана прежде всего на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности увидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг, тоже воспринималось М. А. Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России тоже стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом. М. А. Булгаков считает переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными. Но отдают ли себе отчет те, кто задумал свой эксперимент, что он может ударить и по “экспериментаторам”, понимают ли они, что свершившаяся в России революция не явилась результатом естественного развития общества, а потому может привести к последствиям, которыми никто не сможет управлять? Именно эти вопросы, на мой взгляд, ставит в своем произведении М. А. Булгаков. В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?