Споры вокруг романа и авторская позиция тургенева. Урок-дискуссия « Споры вокруг романа И

  • 26.06.2020

Тургенев был чуток к общественным явлениям св о е г о времени В августе 1860 года за границей он начал работу над романом " Отцы и дети" и закончил его в 1861 году. Роман писался по горячим событиям Ожесточённые споры велись вокруг образа БАЗАРОВА. Сам Тургенев писал: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что всё-таки стоит в предверии будущего".

ПИСАРЕВ "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова" Не имея возможности показать, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. Такой человек, который умеет умирать спокойно и твёрдо, не отступит перед препятствиями и не струсит перед опасностью" Тургенев не верит в их дело(революционер, разрушающий все институты дворянского общества, был для дворян не менее страшен, чем потрясший основы государства) и не призывает читателя следовать за героем, показав безнадёжность их пути.

Писарев в статье "Базаров" пишет: "А БАЗАРОВЫМ всё-таки плохо живётся на свете, хоть они припевают и присвистывают. Нет деятельности, нет любви-стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут. А подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно. А что же делать? Ведь не заражать же себя умышленно, чтобы иметь удовольствие умирать красиво и спокойно? Нет! Что делать? Жить,пока живётся, есть сухой хлеб...Быть с женщинами. А,вообще, не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры. А потом появится "Что делать". Его герои знают, что делать." Будущее светло и прекрасно...переносите из него в настоящее всё, что можете перенести").

Сама мысль о гибели первых справедлива. Но так ли уж они одиноки? " Нас не так мало, как вы думаете" Но Тургенев не показал единомышленников Базарова. и тем самым лишил его перспективы. Это и не понравилось Чернышевскому

Ожесточённые споры вокруг романа продолжаются. Реакционныый критик КАТКОВ смущён тем, как может образ нигилиста повлиять на молодёжь. Он правильно понял смысл, но он его не удовлетворил как реакционера (Журнал " Русский вестник") . В журнале " Современник" появилась статья М.А. Антоновича " Асмодей нашего времени" (злой дух). Он ученик Чернышевского, занял враждебную позицию к журналу " Отечественные записки" (к Некрасову).Считал, что роман написан плохо, что таких людей не существует. " Новое произведение неудовлетворительно в художественном отношении...Нет ни одного живого лица и живой души...нет художественного изображения природы..Тургенев героя презирает, а отцам отдаёт полное преимущество...Базаров ненавидит всех, начиная с родителей и кончая лягушками...Это не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ростом".

Вот тогда-то и появилась статья Д.И. Писарева" Базаров" " В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах . Время Базаровых ещё не при шло. Э то общий тип, который ещё складывается."Интересную оценку даст Достоевский " Ну и досталось же ему(Тургеневу) за Базарова. Беспокойного и тоскующего Базарова(признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм"

Эти вопросы обсуждаются с учащимися Они пытаются дать ответ.

В чём проявляется базаровская тоска, почему в ней видит Достоевсий " признак великого сердца" и что значит " несмотря на весь свой нигилизм"

Заслуга Тургенева в том, что он показал начало революционно-демократического периода и появление разночинца как передовой общественной силы.

Кто же такой БАЗАРОВ? Да, он человек новый, у него острый ум, кипучая боевая натура. Он сознаёт свою силу и свою правду. Он прост в обращении с людьми и немногословен, неудовлетворён все, вплоть до государственного устройства.

Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов («отцы»).

Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров - мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».

Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой - суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы - лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов - увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.

Базаров - человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...» У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, - это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви - всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.



Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.



В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру - ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему

проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью...» Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь б тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет,

он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, вкоторой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем,продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять,он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его

рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец- демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем».

Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров

принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

… И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы» и «дети».

………

…Но разлетелся пар тумана,

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман

Д. Минаев

Роман И.С. Тургенева появился в печати в 1862 году и сразу же вызвал самые разнообразные отклики. О нём писали Герцен, Писарев, Страхов, Адамович и другие критики.

Враждебно отнеслось к роману реакционное дворянство, противоречивые отклики слышались из демократического лагеря. Споры о романе разгорались в основном из-за главного героя Базарова и его идей.

Критик М.А. Адамович в своей статье «Асмодей нашего времени» отзывается о Базарове как о бесчувственном, холодном человеке, не любящем своих родителей, даже презирающим их любовь. Как-то по-своему полюбив Анну Сергеевну Одинцову, он унизился, изменил своим идеям. Критик называет Базарова «не живой личностью», а «самой злостной карикатурой» на молодое поколение.

Сам же роман он воспринимает как жестокое обличение «детей», называет его клеветой на молодое поколение. Адамович считает роман самым неудавшимся произведение Тургенева. По его мнению, писатель понимает «современный образ мыслей, характеризует направления по-своему, по-художнически поверхностно и неверно», и поэтому он не сумел выполнить стоящую перед ним задачу. Антонович утверждает, что этот роман – подтверждение несостоятельности художника, и даже описания, как подчёркивает критик, выглядят в романе бледно и неестественно.

Другой же критик, Д.И. Писарев, совсем по-иному отзывается о романе. Он увидел в образе Базарова типичные черты молодого поколения. Он считает Базарова необыкновенным человеком, стоящим выше других героев романа. По мнению Писарева, Базаров – натура глубокая, сильная, у него есть чувство собственного достоинства, гордость, ум, самостоятельность и оригинальность суждений. И любовь Базарова к Одинцовой он расценивает не как «признак слабости», а «естественное проявление чувства, высвободившегося из-под гнёта рассудочности».

Писарева восхищает и «художественная отделка» романа, он считает, что «характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так легко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение». Писарев подчёркивает, что роман наводит на размышления, что он весь насквозь проникнут «самой трогательной искренностью», и считает автора одним «из лучших людей прошлого поколения».



Но если Писарев оценивает роман с точки зрения социалиста, революционера, то критик Н.Н. Страхов старается глубже понять духовный мир Базарова, показать трагизм героя. В своей статье критик не отрицает того, что Базаров оказывается выше, благороднее всех героев романа.

Но он считает, что любовь, жизнь, природа выше Базарова. Жизнь продолжается и после его смерти, неся с собой вечное обновление жизни, вечное проявление любви. В отличие от Антоновича Страхов утверждает, что в Базарове бьётся «могучая сила жизни», он способен испытывать глубокие, возвышенные чувства. Страхов считает роман совершенным в художественном отношении. По его мнению, Тургенев показал «вообще отцов и вообще детей», и «отношения между двумя этими поколениями он изобразил превосходно». Критик утверждает, что Тургенев написал роман «не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний…».

Именно Страхов и Писарев наиболее глубоко поняли и оценили роман Тургенева. Они поняли характер Базарова, приникли в его духовный мир, оценили художественную ценность романа, глубину и оригинальность авторского замысла. ….

Л.Н. Толстой «Война и мир».

1. Метод диалектики души в романе «Война и мир».

2. «Мысль народная» в романе «Война и мир»

3. «Ум ума» и «ум сердца» героев романа Толстого «Война и мир».

4. Какое определение жанровой форме «Войны и мира» дали исследователи?

5. Какой временной промежуток охватывает роман «Война и мир»?

6. каковы средства создания психологически напряжённой атмосферы в эпизодах романа?

7. В каких произведениях русской классики звучит мотив неприятия дуэли как жесткого способа отстоять свою правоту?

8. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

9.Как соотносятся с судьбами героев романа слова Толстого: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится возможность жизни»?



10. Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

11. В чём смысл слов Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

12. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

13. Почему, изображая Кутузова в романе, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

14. В чём причины антипатии Толстого к Наполеону?

16. Почему дуэль с Долоховым стала причиной происшедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота.

1.История создания романа «Война и мир». Роман создавался с 1963 по 1869 г.

Смысл названия романа. Слова, вынесенные в заглавие романа, многозначны, и заглавие включает в себя совокупность их значений. Понятие «война» означает не только столкновения враждующих армий. Война – это прежде всего вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война – военные действия враждующих сторон, враждебность людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, зло, насилие, кровопролитие, разъединение людей, конфликт человека с самим собой, это всё, что разрушает гармонию, несёт смерть. Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт по-настоящему военные действия. Толстой подчёркивает это. «Она сняла перчатки и в завоёванной позиции расположилась в кресле». Князь Василий не сдаётся и продолжает борьбу уже за самого Пьера, получившего наследство. Дело он ведёт вполне мирными средствами: женит Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» напоминает военные затруднения полководца. В мирной жизни тоже есть поединки: дуэль с Долоховым. Понятие «мир» тоже раскрывается во всей многозначности. Мир – жизнь народа, не находящегося в состоянии войны; весь свет, вселенная, братство людей, не зависящее от сословных предрассудков, национальных и классовых различий, ближайшее окружение человека, крестьянский сход (бунт в Богучарове), мировоззрение, круг идей героев романа, жизнь. Мир – это «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир – это весь народ без различия сословий, объединённый единым чувством боли за поруганное Отечество. Мир – это ближайшее окружение, которое человек всегда носит в своей душе, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни (капитан Тушин, Наташа Ростова, княжна Марья). Но мир – это и весь свет, Вселенная. Об этом мире говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий (встреча Николая Ростова с австрийцем). Мир – это жизнь.

3. Основные художественные приёмы – антитеза: война и мир; две войны; два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), два полководца, действующие лица. Отступления: рассуждение о законах исторического развития. Метафоры, сравнения (3 глава 1-й части: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…» Подготовка к Аустерлицкому сражению: «Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колёса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результаты движения». Образ круга, постоянного вращения, но вращаются они не сами по себе, их приводит в движение человек. Глава 14 четвёртой части четвёртого тома (разорённая, но возрождающаяся Москва, сравнение с муравейником). Закон зависимости отдельного человека и человечества в целом от таинственной воли Провидения. Миром правят не герои, не личности, даже великие, а заклны, установленные Богом. Герои – только орудия Провидения. (Высказывания в третьем томе).

Совершенство композиции . Основными событиями сюжета являются войны 1805 и 1812 г. Вокруг этих события сосредоточены все частные сюжетные линии. Непрерывность сюжетного развития – основной принцип композиции. Первый том – события 1805- начала 1806 года; второй том – 1806-181 годы; третий и четвёртый (кроме эпилога) – 1812 г. Таким образом, подчёркивается значимость 1812 года. В первом томе – предыстория героев, его можно расценивать как экспозицию. Особое значение имеет Аустерлицкое сражение: именно здесь сталкиваются ложные представления об историческом развитии, об эгоистической цели жизни с вечной правдой любви и сострадания, возникает конфликт между личным и общим, между ложью и правдой. Во втором томе завязываются основные сюжетные линии: князь Андрей - Наташа, Пьер – Наташа. Герои проходят испытание любовью, страстью, надеждой и разочарованием. Они заняты своим личным счастьем. Второй том завершается Пьером, всматривающимся в ночное небо после объяснения с Наташей, а первый том – князем Андреем, глядящим в бессмертное небо Аустерлица. Это принцип композиционного параллелизма. Он станет основным в третьем и четвёртом томах. Ранение князя Андрея на поле Бородина – ранение при Аустерлице, встреча Пьера с Платоном Каратаевым – встреча с масоном Иосифом Алексеевичем, вечер в салоне А.П. Шерер и именины у Ростовых. Несколько кульминаций, которые завершаются общей развязкой – смерть князя Андрея, женитьба Пьера на Наташе, Николая Ростова на княжне Марье. Ещё одна особенность композиции – значимость эпизодов, которые можно рассматривать как фундамент произведения.

4 «Мысль народная» в романе – подвиг народа, толстовский идеал «простоты, добра и правды», народное чувство как мерило нравственности, все любимые герои близки к народу, в народной войне происходит проверка человека, проявляется истинный и ложный патриотизм. «Мысль народная» - это и история народа, и путь лучших представителей дворянства к народу. С «мыслью народной» связан и нравственный идеал писателя. Высшая похвала, которой удостаиваются герои романа – одобрение простого человека (о князе Андрее – «наш князь»).Мысль народная» - в комментариях автора (оценка войны, исторических событий, движущая сила исторических событий), оценка действий героев, массовые сцены романа (сдача Смоленска и поведение купца Ферапонтова, подготовка к Бородинскому сражению, бой партизан с французами, действия партизан. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие»(в сокращении). Оценка Шенграбенского (солдаты и командиры честно выполняют свой долг, преддверие Бородинского сражения) и Аустерлицкого (отсутствие нравственной цели, «государственная честь императора, пролог «государственной войны 1812 г., которую вели трутни в военных мундирах). В изображении героев.

4. «Мысль семейная». Семья – основа основ. Связана с представлением о способности человека жить в мире.

Ростовы живут «жизнью сердца» Легко относятся к жизненным неурядицам.. Искренность, естественность, простота, бескорыстие. Гостеприимство, радушие, культ детей. Отношение к дворовым и отношение дворовых к хозяевам. Представители: граф и графиня, Николай, Наташа, приёмная дочь Соня, Петя, Вера (исключение)

Болконские. Аристократизм, интеллигентность, широта политической мысли, подлинная забота о государственных интересах, строгая требовательность по отношению к себе и к окружающим, гордость, долг, честь, благородство, патриотизм. Старый князь гордится своим происхождением, любит порядок во всём, сдержанность чувств, великодушие, достоинство, отсутствие чопорности. Сентиментальности, постоянно трудится (пишет новый военный устав, работает на станке, занимается с дочерью). Следит за всеми событиями, происходящими в стране и в мире.. Главными добродетелями считает ум и деятельность, Следует во всём своим убеждениям. Разбирается в людях. Представители: князь Андрей, княжна Марья, Николенька.

Курагины . Отсутствие душевности, тепла, духовного родства. Способны лишь к разрушению. Эгоистичны, лицемерны, фальшивы не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. Представители: князь Василий – светский лев, расчётливый, фальшивый, алчный. Главное для него – материальные блага, ради них способен на подлость, даже на нравственное преступление. Сам говорит, что лишён «родительской любви», что дети – «обуза его существования». Анатоль- безнравственность, низость, кутила, игрок. Ипполит. Отсутствие духовных запросов, душевной близости с родными. Элен – хищница, напоминает бездушную статую

«Мысль семейная». Только в семье человек формируется, получает всё, что определяет его характер, мировоззрение, привычки, жизненные идеалы. Семья – это основа любого общества. Семья Курагиных – это семья энергичных эгоистов, легко идущих на любые подлости ради достижения своих личных целей. Это хищный и неискренний вельможа – князь Василий Курагин, его сыновья – эгоистичный и беспринципный красавец Анатоль, глупый болтун Ипполит, бездушная красавица Элен, не упускающая своей выгоды. Семья Болконских: гордый, умный и образованный старый князь Болконский, умный и честный князь Андрей, добрая и чуткая княжна Марья. Семья Ростовых. Граф Ростов – доверчивый, искренний человек, простодушный, честный, открытый, гостеприимный, любящий жену и детей. Наташа – полная жизни, душевной силы, живущая ожиданием счастья. Это смелый и прямодушный Николай, славный мальчик Петя.

5. Роман-эпопея: крупные события (1805 – 1821 г.г.), более 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский, Ростопчин, Багратион), есть вымышленные герои, все слои русского общества (высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство), несколько сюжетных линий, отсутствуют границы между документальным описанием событий и художественным вымыслом.

6. Проблематика романа:

· законы, управляющие миром,

· противопоставление истории и жизни отдельного человека,

· основа бытия не зависит от тех ситуаций, в которые человека ставит любое значимое историческое событие;

· торжество нравственности над грубой силой,

· фатализм, судьба, историей управляет «роевое движение масс»,

· человеческое счастье,

· поиск смысла жизни, путь к совершенствованию и пониманию самого себя,

· семья и воспитание и др..

7. Приёмы изображения героев – антитеза и «диалектика души» (основа психологического анализа). Человек «есть текучее вещество», герои делятся на неизменяемых, застывших, и изменяющихся.

8 Типология героев. Любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Главный объект изучения – душа человека, путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, стремлении познать себя.

9. Нелюбимые герои . Прожигатели жизни. Они заняты только тем, что устраивают свои дела, удовлетворяют свои мелкие прихоти, не считаясь с другими. Эти герои однотипны. Для их характеристики автор использует одни и те же детали. Анна Павловна Шерер. Неестественная улыбка. Уверена, что формирует общественное мнение и оказывает влияние на ход вещей, хотя сама меняет свои убеждения в зависимости от моды. Дипломат Билибин убеждён, что именно они, дипломаты, управляют историческим процессом. Из одной сцены в другую он собирает складки на лбу и произносит одни и те же слова. Мать Друбецкого Анна Михайловна упорно продвигает своего сына, сопровождая разговоры скорбной улыбкой. Равнодушно спокоен и Борис Друбецкой, неглупый, но гордый карьерист. Вся семья Курагиных. «Родовое» качество – холодный эгоизм. В портрете князя Василия – «светлое выражение плоского лица». Светское безразличие к добру и злу. Инстинкт выгоды. Их красота мертвенная, застывшая, использует повторяющиеся детали (самодовольное лицо князя Василия, кудри Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен). Всё это не случайно: все эти герои однообразны и неизменны, меняются их взгляды, но сущность остаётся неизменной. Характерно, что к концу романа Курагины и Друбецкие исчезают со страниц романа. Из этого круга выделяется Фёдор Долохов. «Семёновский офицер, известный игрок и бретёр», он отличается неординарной внешностью, скучает и томится в омуте светской жизни. Участник скандальных историй (история с медведем, с квартальным надзирателем). В бою бесстрашен, нежно относится к матери, хотя его правило – ненависть и презрение к людям (дуэль с Пьером, подготовка к похищению Наташи, карточная игра с Николаем Ростовым: месть за Соню, отказавшую ему). Бунт против мира – прожигание собственной жизни.

11. Приёмы психологического анализа:

· повторяющиеся детали,

· способность к самосовершенствованию,

· диалектика души (мгновенные изменения душевного состояния человека),

· отношение к семье, любви, природе (умение-неумение любить, брак – выгодная сделка – любовь, самоотдача),

· сны героев (видят свои слабости, приходит решение проблем, сон князя Андрея, Пети Ростова.

12. Изображение высшего света . Бездуховность, лицемерие, неестественность, отсутствие «простоты, добра и правды», маски, духовное убожество. Вражда и борьба за материальные блага (у постели умирающего графа Безухова, охота на Пьера, ставшего богачом, на княжну Марью, Борис Друбецкой и Жюли Карагина. Ложный патриотизм.

13. Кутузов .В романе как бы два Наполеона: один – легенда, которую пересказывают друг другу герои, называя его то могущественным гением, то могущественным злодеем. Вначале мы видим Наполеона глазами князя Андрея, Пьера, Анны Павловны Шерер, знакомимся с их оценкой героя в соответствии с их жизненными идеалами. Другой – действующее лицо.
Простота, отсутствие актёрства, живое лицо, выражение единственного глаза, фигура Смешон: «маленький», «жирные ляжки коротких ног». «круглый живот»
Добр, прост, мудр, открыт людям как старый и нравственно опытный человек, образ дан в восприятии разных людей, человечен в беседах с Болконским, Багратионом, Денисовым, на военных советах, в Астерлицком и Бородинском сражениях. Мелочно раздражителен, позёрство, холоден, играет роль гения. «он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Полководец, не направляющий ход сражения, а не мешающий ему. Не опыт полководца, а опыт нравственный подсказывает ему, что исход сражения зависит от духа войска. Видит свою задачу в том, чтобы укрепить дух солдат, внушить им веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить своё честолюбие, навязать свою волю. Его поведение определяет не сердце, а разум. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Связь с народом. Высокое положение не отделяет его от народа. Думает о чести, славе Отечества. Помнит имена своих соратников. Наполеоновское начало в героях. Стремление навязать свою волю в Сперанском.»маленькие наполеоны» - Долохов, Друбецкой, Берг. Заблуждения князя Андрея и Пьера. Эгоизм, ведёт к разобщению людей.

Капитан Тушин . Нет героического в его портрете. Робость. В нём много доброго, нет ничего героического. В бою напоминает былинного героя. Обожание солдат, считающих командира своим отцом..

14. Герои романа. Наташа Ростова . С 15 лет. Главное – непосредственность, сердечность, она порывиста и романтична. Удивительная открытость, искренность, естественность. Она наделена теми качествами, к которым стремятся князь Андрей и Пьер. Умеет приносить счастье другим людям, умеет быть счастливой и сама. Не верит в возможность зла, потому что способна делать добро. Её духовная красота проявляется в отношении к природе, в умении чувствовать стихию народной жизни, в любви, в мужестве и естественном чувстве патриотизма. Сила её любви способна преображать других. Умеет сурово судить себя Мать четверых детей в эпилоге. Сущность натуры – умение любить – сохранилась. Высокое призвание в материнстве. Гармония и красота. Семья – основа жизни, основа всего, что происходит в жизни.

Князь Андрей Болконский. Получил хорошее воспитание и образование. Умён, горд, честолюбив, рационалистичен. Безупречен во всём: черты лица, мундир, французский язык. Презирает светскую жизнь за её пустоту и праздность. Выглядит высокомерным, недовольным собой и другими. В общении с Пьером – душевное тепло, внимательность, участие. Богатство души, интеллекта, одарённость, патриотизм, достоинство, честь. Человек действия. Презрение к карьеристам. Преодоление наполеоновского начала, стремления стать выше окружающих. Небо Аустерлица помогло ему осознать мелочность честолюбивых стремлений. Проанализировать, с какой, с какой целью употреблены повторяющиеся слова, грамматические конструкции: «…он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как м бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и этого даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» Вера в добро и высокое предназначение человека. Ошибки и способность искупить свою вину, стремление к нравственному самосовершенствованию Чувство национальной гордости. Главное предназначение – служить своему Отечеству. Сила духа, способность достойно встретить смерть. Приобщение к чувству вечной любви. Мысль Толстого – только любовь и доброта могут и должны управлять миром и без них невозможно истинное совершенство человека и мира.

Пьер Безухов. Уважение в свете основано на богатстве. Открытость и независимость суждений. Совершает ошибки. Но в лице его много детского. Ищет дело, которому хотел бы посвятить жизнь. Не удовлетворяют светские ценности. Противоречивость характера: простодушие, наивность и способность увлечься светскими развлечениями. Не умеет правильно оценить людей, слишком часто ошибается в них. Ошибки и заблуждения: увлечение Наполеоном, масонство. Значимые события: участие в Бородинском сражение, Москва, плен, встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе, увлечение идеями декабризма. Масонство – после дуэли с Долоховым стремление найти нравственную опору. Масонство для него – это учение о равенстве, братстве и любви. Стремится облегчить жизнь крестьян. Убедился в бесплодности масонства. На свои деньги снарядил тысячу ополченцев. Остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Учится мудрости у Платона Каратаева. Подлинное счастье в любви к Наташе.

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.

Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”.

Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимойженщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]