Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение Динамика численности населения в РФ

  • 22.01.2022

В группе на 40% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития долговременной слухоречевой памяти, на 20% возросло количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, и на 20% - со средним уровнем. Динамика развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников составила 40%. Положительная динамика наблюдалась у 80% респондентов. У 10% динамики не наблюдалось, у 10% - динамика имела отрицательную направленность.

В выборке на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с низким. На 10% возросло количество детей со средним уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с высоким. Динамика развития смысловой памяти дошкольников составила 30%. Позитивные изменения наблюдались у 90% респондентов. У 10% - изменения не наблюдались.

В результате коррекционной воздействия в группе сократилось на 30% количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха, на 30% возросло количество дошкольников с высоким уровнем развития фонематического слуха. Итак, динамика развития фонематического слуха составила на 30%. Положительная динамика наблюдалась у 60% респондентов. У 40% уровень развития фонематического слуха остался на прежнем уровне.

Дополнительно для определения достоверности эффективности коррекционного воздействия используем Т-критерий Вилкоксона. Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов.

Математическая обработка результатов исследования указала на то, что коррекционно-развивающую работу следует продолжить и полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной.

А значит выдвинутая нами гипотеза о том, что трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов.


Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи. Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отлож...

Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б...

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и...

В России зафиксировали рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях. Сейчас в банке данных осталось менее 48 тыс. анкет. Еще пять лет назад их было почти в полтора раза больше - 69 тыс. Эксперты считают, что федеральная и региональная поддержка приемных родителей теперь позволяет большему количеству россиян взять ребенка в семью. Например, в Москве выплаты составляют до 30 тыс. рублей в месяц. Кроме того, меняется и отношение общества к приемным семьям, отмечают специалисты.

На 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах (его ведет Минпросвещения) числятся 47,8 тыс. ребят. Это самый низкий уровень за всю новейшую историю России. Например, пять лет назад там было 68,8 тыс. детей. В 2008 году их было 115,6 тыс. Об этом «Известиям» рассказал член Совета по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот при министерстве Армен Попов.

Он также отметил, что теперь число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех, кого отправляют в детские дома. Сейчас в стране около 180 тыс. приемных родителей и усыновителей, и еще примерно столько же - кровных опекунов.

По данным Росстата, с 2006-го в стране ежегодно становится больше жителей в возрасте от 0 до 14 лет включительно, то есть сокращение числа сирот не связано с демографическими показателями.

Сейчас в России наблюдается еще и такая тенденция: чаще стали забирать деток с инвалидностью. Люди чувствуют потребность помогать им. Например, сейчас не найти в детском доме ребенка с синдромом Дауна. Их моментально забирают в семьи, чаще в те, где уже есть такой ребенок, - рассказал Армен Попов.

Государство комплексно подходит к развитию всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения.

Мы действительно видим позитивную динамику, количество устроенных в течение года детей превысило количество выявленных сирот, - отметили в ведомстве.

В министерстве добавили, что развитие института семейного устройства детей - важнейший приоритет. Сейчас в стране работают 2,9 тыс. организаций, которые занимаются медицинским, психологическим и педагогическим сопровождением семей-усыновителей.

Приемные семьи могут рассчитывать и на поддержку из региональных бюджетов. Размер выплат зависит от субъекта, формы устройства (опека, приемная семья, патронат), числа взятых из сиротских учреждений детей, возраста и состояния их здоровья. Например, в столице выплаты могут достигать 30 тыс. рублей на одного ребенка. Также при поддержке Департамента труда и соцзащиты Москвы ежегодно проводится премия «Крылья аиста». В этом году три семьи с приемными детьми 5 сентября получат по 1 млн рублей.

Тенденция сокращения числа сирот не может не радовать, отметила уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова. Но главное, чтобы дети в приемных семьях были счастливы, подчеркнула она. Поэтому сегодня важно сделать акцент на развитии помощи, необходимого сопровождения приемных семей, сказала омбудсмен «Известиям».

После того, как пять с половиной лет назад президент России Владимир Путин обратил внимание на проблему устройства сирот, система качественно изменилась, считает первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова. Был издан указ главы государства, упрощающий процедуру усыновления и дающий налоговые льготы российским приемным семьям. Кроме того, развивалась и сама система устройства детей.

Раньше родители не знали, как воспитывать приемного ребенка, если только они не взяли его в младенчестве. Сейчас же в России появились школы приемных родителей, там кандидаты проходят обучение, - пояснила Юлия Зимова.

Но систему нужно доработать, считает она. Сейчас обучение для будущих приемных родителей общее, а необходимо выделить отдельные направления для желающих взять ребенка с инвалидностью или подростка.

В обществе за последние годы изменилось отношение к приемным семьям, отметила психолог по вопросам усыновления детей Людмила Петрановская. Теперь они могут рассчитывать на понимание со стороны окружения, считает эксперт.

Общество развивается, становится более осведомленным и современным, без предрассудков. Это помогает желающим взять приемного ребенка не бояться быть непонятым, - пояснила она.

Поскольку чаще всего дети попадают в детские дома по социальным причинам, в стране нужно усилить финансовую и психологическую поддержку неблагополучных семей, уверена лидер движения «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

В базе данных осталось не так много детей-сирот, но всё равно велико число тех, кто находится на попечении государства по заявлению родителей. Дети из этой категории не попадают в банк сирот и не могут быть устроены в новую семью, потому что заявление временное - предполагается, что родители заберут ребенка обратно, но чаще всего такие заявления просто продлеваются. Этих заявлений примерно 3–5 тыс. в год, - рассказала она.

Ранее в разговоре с «Известиями» детский омбудсмен Анна Кузнецова высказала , что в рамках пенсионного маневра стоит позволить раньше заканчивать трудовую деятельность не только женщинам, родившим и вырастившим собственных детей, но также и принявшим в семью и воспитавшим троих и более детей-сирот.

Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. Ниже представлены результаты одного из опросов , в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.

С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.

Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.

Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами. Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет - уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет - 8-10%. Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть - о двоих (33%), 8% - о троих, у 4% - четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1. Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.

Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - дескать, материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.

Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.

Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.



Что касается связи между уровнем доходов и установкой на количество детей, то она действительно прослеживается - и в том, что касается фактического, и в том, что касается идеального числа детей (графики 2, 3).

Однако, на наш взгляд, обратная связь между уровнем дохода и реальным количеством детей - не более чем самоочевидная корреляция. Действительно, в семье с тремя детьми среднедушевой доход будет ниже, чем в семье с тем же совокупным уровнем заработка, но с одним ребенком или без детей.

Обратная связь между уровнем дохода и установками на количество детей также может быть простой корреляцией: ведь в семье, ориентированной на многодетность, вероятнее всего, детей уже больше (а значит, среднедушевой доход - ниже), чем в семье, ориентированной на малодетность. То есть приведенные данные не дают оснований говорить о том, что уровень дохода влияет на потребность в детях. Можно разве что сказать, что для одних важнее оказывается количество детей, а для других - уровень и качество жизни.

Чтобы проверить гипотезу о сниженной потребности в детях у людей с высоким уровнем дохода, следует, на наш взгляд, искать наличие такой связи в группах респондентов, гомогенных по количеству детей. И она обнаруживается только у тех, кто уже родил двоих детей: здесь люди с более высоким уровнем дохода действительно реже остальных выражают желание обзавестись еще одним или несколькими чадами (табл. 2).

Среди респондентов, имеющих одного ребенка, такой зависимости уже не наблюдается. А вот среди респондентов, еще не обзаведшихся детьми, ярко выражена даже обратная зависимость: чем выше среднедушевой уровень дохода в семье респондента, тем чаще он заявляет, что вообще-то хотел бы иметь двух и даже трех и более детей (табл. 3).

К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографичеcкий феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной (три группы, выделенные по количеству детей, заметно отличаются и по возрастному составу ), и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. Проверка как первой, так и второй гипотезы требует проведения дополнительных исследований.

В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.

Но вернемся к желаемому и фактическому числу детей. Из простого сопоставления двух рядов данных следует, что значительная часть россиян не полностью реализуют свои (декларируемые) установки на детность. Так, среди 36-45-летних респондентов (в большинстве своем, скорее всего, уже закрывших для себя вопрос с деторождением), 24% заявляют, что хотели бы иметь троих детей, еще 16% - что хотели бы иметь четверых и более. Однако обзавелись тремя-четырьмя детьми всего 8% и 6% соответственно (график 4).

Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).

Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие лет пять, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем .

Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).

"Мне уже поздно заводить детей"; "возраст вышел"; "в моем возрасте уже с внуками нянчатся, а не с детьми"; "остарели"; "в мои годы это уже смешно" (ответы на открытый вопрос).

Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения.

"Мне еще рано об этом думать"; "молод еще"; "я еще не женат"; "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос). А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).

"Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос). Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами. Ниже приведены высказывания респондентов из двух разных доходных групп, уже родивших двоих и желающих иметь троих и более детей, но пока что не планирующих их рождение (ссылки на возраст и личные обстоятельства мы опустим). "Нет денег, не позволяют жилищные условия"; "финансовая проблема, жилье"; "нет условий, нет работы"; "денег не хватает"; "этих хоть вырастить"; "нам не потянуть финансово"; "этих не прокормишь - зарплата маленькая" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода меньше 2000 рублей в месяц на человека в семье). "Нет жилья, финансовые проблемы"; "для этого нужны условия"; "финансовые возможности не позволяют"; "этих надо поднять"; "нет жилищных условий"; "очень дорого стоит поднять детей"; "полная нищета"; "нет средств" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода больше 3000 рублей в месяц на человека в семье). Остается заключить, что - по меньшей мере, на уровне фасадных ценностей - большинство россиян полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный соцпакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинcкое обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.

1 - Общероссийcкий опрос населения от 20-21 мая 2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).
2 - Средний возраст бездетных респондентов составляет 30 лет, средний возраст однодетных - 44 года, средний возраст двухдетных - 51 год.
3 - Доля таких людей составила 35% от означенной возрастной группы, или 20% по выборке; для сравнения: доля желающих иметь больше детей, чем есть, и планирующих ими обзавестись в ближайшие пять лет - 29% от группы, или 16% по выборке.

Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.