Зачины русских народных сказок. С каких слов начинаются сказки

  • 20.10.2019
28.09.2017

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

ЗАЧИН

Устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см. экспозиция) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см. присказка) или былинным запев ом.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАЧИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗАЧИН в Литературной энциклопедии:
    вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи …
  • ЗАЧИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. …
  • ЗАЧИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зачи"н, зачи"ны, зачи"на, зачи"нов, зачи"ну, зачи"нам, зачи"н, зачи"ны, зачи"ном, зачи"нами, зачи"не, …
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗАЧИН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр.) Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: начало, начин (пр.), почин (пр. Ant: конец, …
  • ЗАЧИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Лопатина:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зачин, …
  • ЗАЧИН в Орфографическом словаре:
    зач`ин, …
  • ЗАЧИН в Словаре русского языка Ожегова:
    В народной словесности: традиционное начало Былинный з. З. сказки. зачин Non-st == почин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    зачина, м. (спец. лит.). Начало. Зачин пьесы. В зачине стихотворения. Зачин …
  • ЗАЧИН в Толковом словаре Ефремовой:
    зачин м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, …
  • ЗАЧИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗАЧИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, …
  • СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ в Словаре литературоведческих терминов:
    - внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачин у и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который …
  • СЧИТАЛКА в Литературной энциклопедии:
    жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как …
  • ПАНФЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Федор Иванович — пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе — «мальчиком» …
  • НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры …
  • ЗАГОВОР в Литературной энциклопедии:
    заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, …
  • ДОЙЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Артур Конэн — английский писатель. По образованию медик. Служил врачом в полевом госпитале в Южной Африке. …

Тема: Композиционные части сказки: присказка, зачин, концовка.

Цель: Систематизация знаний по теории литературы (композиционные производные)

Задачи для учащихся:

1.Знать композиционные части сказки.

2.Научиться находить их в тексте.

3.Составлять сказку по композиционным частям.

Предполагаемые результаты:

1.Знают, из каких композиционных частей состоит сказка и их определение.

2.Умеют находить композиционные части в тексте.

3.Составляют свою сказку, используя все её композиционные части.

Ход урока.

I . Мотивационный этап.

1.Психологический настрой на урок.

Показ мультфильма «Командное взаимодействие» на интерактивной доске.

Вопросы после просмотра:

2.Формирование групп.

Учитель назначает командиров групп:

Выберите каждый для себя одного ученика – спикера, спикер выберет секретаря, секретарь – таймспикера.

Покажите смайликом, как вы себя чувствуете в данной группе.

Повторение правил работы в группах.

4.Целеполагание.

Учитель.

Прочитайте текст на карточках и выполните пометки. (Метод «Инсерт»)

Учащиеся читают текст карточки и делают пометки:

«!» – знаю, согласен;

«-»-не согласен;

«+»-интересно и неожиданно;

«?»- не знаю, хочу узнать.

После заполнения таблицы задаётся вопрос классу:

Что заинтересовало вас при работе с таблицей? (Отвечают и останавливаются на пометке «не знаю, хочу узнать»

Я хочу вам помочь в получении новых знаний. Определите тему сегодняшнего урока.

Что такое присказка, зачин, концовка в сказке.

С какой целью вы хотите это узнать?

Чтобы находить присказку, зачин, концовку в сказках. Чтобы самим правильно сочинить интересную красивую сказку.

Запишем тему урока в тетрадь.

II . Операционный этап.

1.Определение композиционных частей. Работа в парах. Метод «Прогнозирование».

Учитель: У каждой пары есть карточка. Рассмотрите и попробуйте определить с помощью стрелок присказку, зачин, концовку. (Используются карточки двух вариантов)

1 вариант

Имя_________

1)Ой ду-ду! На дубу

Грянул ворон во трубу.

И пошли чудеса:

Засинели небеса,

Вышли в море паруса,

Встали тёмные леса.

2) Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой….

3) Вот и стали они жить –поживать да добра наживать.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2 вариант.

Имя_ ________

1) А в лесной избушке

Затопилась печь –

Пироги с морошкой

Начал зайка печь.

Пирогов покушай,

Сказочку послушай.

2) В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сыновья мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат…

3) И я там был. Мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

КОНЦОВКА

ПРИСКАЗКА

ЗАЧИН

2.Проверка. Взаимопроверка пар по ключу в учебнике (стр.39-40. Литературное чтение, 2 класс)

Кто определил правильно? У кого не получилось, не расстраивайтесь, сейчас вы прочитаете точное определение понятий и сможете правильно находить в сказках присказку, зачин и концовку. (Самостоятельное чтение правил в учебнике Стр.39-40. Работа в группах)

Чем сказка отличается от рассказа?

В рассказе нет присказки, зачина и концовки.

По каким признакам мы отличаем сказку?

Слова «жили-были», «однажды». Положительные и отрицательные герои. Добро и зло. Добро побеждает.

3.Определение последовательности композиционных частей сказки. (Работа в группах)

Расположите карточки с названиями композиционных частей в том порядке, в котором, вы считаете, располагаются композиционные части в сказке.

Карточки:

Присказка

зачин

концовка


4.Проверка методом «Делегирование». Делегаты от групп заходят в другие группы и смотрят выполненную работу. Свои мысли, оценку и предложения оставляют на стикере. В каждой группе остаётся спикер, который представляет работу своей группы.

Присказка

зачин

концовка


5. Физминутка «Весёлая зарядка» на интерактивной доске.

6.Закрепление изученного материала.

Карточки с разноуровневыми заданиями. (Обосновать свой выбор)

1 уровень.

Задание: Прочитайте сказку и разделите её на композиционные части.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Как-то по весне жила на крыше одного дома сосулька, которая очень хотела иметь косынку.

И вот однажды утром мимо пробегала маленькая девочка. Малышка очень спешила в детский сад и не заметила, как косынка с ее плеч упала прямо на асфальт. Сосулька по молодости и неопытности подумала, что косынка оставлена в подарок для нее. Все утро она думала, как же добраться до косынки. Наступил день, солнышко засветило ярко и сильно. Сосулька, увлеченная своими мыслями, потихоньку таяла и по капельке капала вниз, прямо на косынку… Она и не заметила, как растаяла вся… Влажная от воды косынка к вечеру высохла под солнечными лучами. А вечером девочка, возвращаясь домой из садика, нашла ее на том самом месте, где оставила утром. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2 уровень.

Карточки с разрезанным текстом.

Задание: Прочитайте сказку, собрав правильно её части.

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
- Мы - столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну! Отказались рыжики:
- Мы - богаты мужики! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! Отказалися волнушки.
- Мы, волнушки, - старушки! Не пойдем на войну!
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну! Отказалися опенки:
- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
- Приходите, грузди, ко мне на войну!
- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Так и победили грибы царя Гороха!

И я там был. За победу мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

3 уровень (талантливые и одарённые)

Задание: Устно составьте сказку, используя все композиционные части.

7.Представление выполненной работы спикерами групп.

III .Рефлексия.

1.Проверка усвоения темы.

Перед вами тест. Вспомните то, о чём вы сегодня узнали и ответьте на вопросы.

Мини-тест.

1.Присказка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Зачин

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

3.Концовка

а) идея сказки, её герои

б) заманилка к слушанию

в) добро побеждает зло.

2.Проверка.

Посмотрите на доску и проверьте свою работу (ключ на интерактивной доске)

Поставьте оценку в свой тест.

Если:

все ответы верны – смайлик «улыбается»

один, два ответа не верны – смайлик «грустный»

3.Итог урока – приём «Незаконченные предложения»

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания…..

Я понял, что…..
Теперь я могу….

Я почувствовал, что….

Я приобрёл….

Я научился….

У меня получилось…

4.Домашнее задание.

Повторить правило на странице 39-40.

Сочинить присказку, зачин или концовку – по желанию на выбор.

Оказывается, чем лучше человек знаком со значением этого понятия, тем большего успеха сможет добиться во многих сферах жизни.

Общее понятие зачина

Под зачином в узком и наиболее привычном для большинства людей смысле подразумевается начало литературного произведения , его короткое, состоящее из нескольких слов, вступление .

Произведения устного народного творчества, к которым относятся такие жанры, как сказки, былины и многие другие, обычно имеют определенное начало - устоявшуюся словесную формулу. Эта традиционная фраза обязательно должна быть связана с ведущимся в произведении повествованием. Именно связь с сюжетом отличает зачин от присказки, прибаутки, запева, с которыми его часто путают, но которые ни хронологически, ни географически не могут быть связаны с сюжетом.

В поэзии можно встретить некое подобие зачина, который в литературе принято называть искусственным, или запевом - это более широкий смысл для данного понятия. Он присутствует в стилизованных авторами народных песнях, в виде вступления или традиционно повторяющихся формул.

Цели и функции зачина

Функции зачина напоминают экспозицию, встречающуюся в художественных произведениях: она призвана заранее познакомить читателя с персонажами, немного подготовить его к восприятию сюжета, указать на время, обстоятельство и место происходящего события. Точно так же обстоит дело с зачином, только в более традиционных и отработанных формах.

Его основными целями являются:

  • Привлечение внимания читателей и слушателей к произведению (выступлению);
  • Установка контакта с читателями (слушателями);
  • Эмоциональная подготовка к восприятию читаемой (слышимой) информации.

Зачин в рекламе

Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы - составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.

Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.

Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе - это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.

Зачин как ораторский прием

После выхода на сцену и стандартного приветствия многие ораторы переходят непосредственно к сути дела. Другие предпочитают разогреть аудиторию для того, чтобы она наверняка стала готовой для восприятия важной информации. Переход к основной идее лучше делать интересным, ярким, остроумным. В противном случае его присутствие окажется неуместным.

Именно переход, или другими словами - разогрев - в ораторстве принято считать зачином. Это именно те фразы, с которых вы начинаете свое выступление, вводите публику в курс дела. Они нужны для того, чтобы задержать заинтересованное внимание слушающих вас людей и установить с ними тесный контакт.

Удачно подобранный зачин - это гарантия внимательности слушателей к вашей речи.

Именно ораторский зачин становится тесным спутником современных людей в жизни. Выступление на родительском собрании, участие в конференции, совещании, пропаганда личных взглядов, выступление на концерте или корпоративном вечере - везде, где требуется составить грамотную речь, сложно обойтись без зачина.

Способы применения зачина в ораторстве

  • Оригинальная цитата - отличный способ начать выступление. Единственное условие - соответствие цитаты теме, которой посвящено высказывание.
  • Наглядное пособие параллельно с произнесением сути представляемого на выступлении материала с большим эффектом привлекут внимание публики и значительно улучшат качество восприятия информации.
  • Комплимент, предназначающийся аудитории, формирует позитивный настрой и разряжает атмосферу. Лучше всего подчеркнуть стремление слушателей совершенствованию и саморазвитию.
  • Анекдот или шутка (в мягкой форме), если будут уместны и впишутся в планируемую тему, не только разрядят обстановку и внесут нотку позитива, но и помогут выступающему надолго задержать внимание публики.
  • Стать ближе к собравшимся, сломать барьеры восприятия и показать свою искреннюю заинтересованность в затрагиваемой теме - всего этого можно достичь, поделившись личными переживаниями и чувствами.

Изучив подробнее тему, вникнув и поняв, что такое зачин, вы сможете не только лучше понимать читаемые произведения, акцентируя внимание на важных деталях, но и научитесь производить впечатление и заинтересовывать покупателей и слушателей. Настроить собеседника на свою волну, оказывается, не так уж сложно, а зато как бывает важно в жизни!

Видео о зачине

Искусство и развлечения

Что такое зачин? Зачин былины

19 февраля 2016

Сегодня мы рассмотрим, что такое зачин. Различные толковые словари дают слегка отличающиеся значения. Мы рассмотрим основные определения. Также зачин характерен для былин. Мы расскажем, когда он будет уместен.

Былина

Чтобы разобраться в том, что такое зачин, обратимся к «Терминологическому словарю» Русова Н. Ю. Данный источник определяет интересующий нас термин, как устойчивую формулу, с которой берут начало фольклорные произведения. Следует отдельно рассмотреть, что такое зачин былины. Речь идет о ее начале. Причем в былине запев может предшествовать интересующему нас фрагменту. Теперь поговорим о таком произведении, как сказка. Она также часто имеет такое вступление. Ему может предшествовать присказка. Однако данное явление встречается не всегда.

Формула

Теперь, чтобы разобраться в том, что такое зачин, обратимся к "Литературной энциклопедии". Согласно данному источнику, речь идет о вступлении к былине с помощью какой-нибудь традиционной формулы. Отчасти она связанна с повествованием. В этом главное отличие зачина от запева или прибаутки. Они такой связи не имеют. Интересующий нас фрагмент переплетен с повествованием географически, хронологически или иным способом. Пример: «Как-то раз в славном городе Киеве».

Народное творчество

Теперь обратимся за помощью к «Словарю литературоведческих терминов». Согласно данному источнику, зачин - это словесная устойчивая формула, которой начинаются былины, сказки, а также другие произведения, относящиеся к устному народному творчеству. В качестве примера могут служить варианты: «Жили-были», «В тридесятом государстве», «Было это в Муроме». Похожее определение дает также издание «Педагогическое речеведение: Словарь-справочник». Зачин — это начальная часть определенного текста, которая имеет особую коммуникативную функцию (назначение). Указанная часть определяется автором исходя из идеи, темы и целей произведения. Также важное значение в данном случае имеют интересы и возможности адресата. Теперь вы знаете, что такое зачин.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"