Чарльз буковски - биография, информация, личная жизнь. Буковски — грязный реалист Поэзия и проза

  • 02.03.2024

Годы жизни: с 16.08.1920 по 09.03.1994

Американский поэт, писатель, публицист и сценарист. Культовая фигура в среде литературного "андеграунда". Литературные критики относят творчество Буковски к направлению «грязный реализм».

Чарльз Буковски (имя при рождении Генрих Карл Буковски) родился в немецком городе Андернах. Мать, немка, была швеёй, отец - сержантом американской армии, служившим на территории Германии в период Первой мировой войны и имевшим немецкие корни. Экономический кризис 1923 года вынудил семью перебраться в США. Детство писателя вряд ли можно назвать счастливым. Семья жила довольно бедно, американские сверстники плохо относились к Чарльзу, а отец постоянно избивал его «в воспитательных целях». Переносимые страдания сказались и на физическом здоровье мальчика – в 13 лет у Чарльза началось тяжёлое воспаление сальных желёз - акне. Прыщи покрывали всё лицо, руки, спину, располагались даже в полости рта. На фоне тяжёлой ситуации в семье и сложностей в общении с одноклассниками Чарльз начал посещать Публичную библиотеку Лос-Анджелеса, где серьёзно увлекся чтением, которое осталось одним из его главных хобби на всю оставшуюся жизнь. К этому времени относится первая проба пера будущего писателя: Чарльз рано попробовал алкоголь и довольно быстро пристрастился к нему. По собственным ловам Буковски: «Мне нравилось быть пьяным. Я понял, что полюблю пьянство навсегда. Оно отвлекало от реальности». Увлечение спиртным во многом определило будущую жизнь писателя и темы его творчества. После окончания средней школы Буковски в течение непродолжительного времени посещал Городской колледж Лос-Анджелеса, изучая английский и журналистику, а также продолжал писать короткие рассказы. В 1940 году отец обнаружил спрятанные в комнате сына рукописи и, будучи в гневе от их содержания, выбросил их вместе со всеми вещами Чарльза.

В качестве протеста Буковски покинул родительский дом, и начал проводить большую часть своего свободного времени в питейных заведениях, а вскоре был отчислен из колледжа. В 1941 году, проработав около полугода на различных низкооплачиваемых работах, Чарльз решил отправиться путешествовать по Америке. В ходе своих странствий Буковски посетил Новый Орлеан, Атланту, Техас, Сан-Франциско и многие другие города. Живя и работал писатель где придется, много пил, общался самыми низшими социальными слоями. В это же время Буковски первый раз попытался опубликовать свои произведения. Рассказ «Aftermath of a Lengthy Rejection Slip» был принят журналом Story, и Чарльз специально отправился в Нью-Йорк, чтобы увидеть публикацию. Однако рассказ был опубликован на последних страницах, не в основной части издания, что очень разочаровало Буковски. После этого Буковски опубликовал еще несколько стихотворений и рассказов. Журнальные публикации не вызвали никакого отклика, и Чарльз бросил писательство на 10 лет. В 1945 году Буковски вернулся в Лос-Анджелес и стал жить с родителями.

В возрасте двадцати семи лет в одном из городских баров Чарльз знакомился с Джейн Куни Бейкер, тридцативосьмилетней алкоголичкой, на которой он женился. Впоследствии Бейкер стала одним из важнейших людей, вдохновивших творчество Буковски, который так говорил о ней: «Она стала первой женщиной - вообще первым человеком, который принёс мне хоть немного любви». В 1952 году Буковски устроился почтальоном в Почтовую службу США (где проработал более десяти лет). В 1955 из-за постоянного пьянства писатель попал в больницу с кровоточащей язвой желудка и едва не скончался. Пить после этого (несмотря на заперты врачей) Бковски не бросил, зато вернулся к литературе. В 1955 году он развёлся с Бейкер и в этом же году снова женился, на этот раз на редакторе небольшого техасского журнала Барбаре Фрай. Их семейная жизнь не сложилась и пара разошлась в 1958-м году. Постепенно работы Буковски начинают публиковать, а в 1963 году выходит первая книга его стихов. К этому же периоду относится новый любовный роман - в 1963 году Чарльз знакомится с Фрэнсис Смит, от которой через год у него родилась дочь, со Смит Буковски разошелся в 1965-м. В 1967 году Буковски принял предложение писать авторскую колонку в газете «Open City» - «Записки старого кобеля» (Notes of a Dirty Old Man), которая принесла ему определенную известность. Параллельно с этим в различных издательствах в печать выходят ещё около десяти небольших книг со стихами Буковски и он завоевывает популярность как поэт.

В 1970 году один из поклонников творчества Буковски – Джон Мартин, решает стать основным издателем работ 50-ти летнего писателя и организует издательство Black Sparrow Press. Мартин предлагает Чарльзу уйти с почты и посвятить себя литературе, обещая при этом выплачивать ему не менее 100 долларов в месяц до конца жизни, независимо от написанного. Буковски принял предложение. Первой крупной работой Буковски после ухода с почты стал роман «Почтамт» (1971), написанный им за три недели. Роман стал первым большим успехом Буковски-писателя - книга завоевала огромную популярность в Европе и впоследствии была переведена более чем на пятнадцать языков. Помимо прочего, только в ходе работы над «Почтамтом» у Буковски окончательно сложится его авторский стиль письма, которого он в дальнейшем будет придерживаться во всех прозаических произведениях. Первый роман писателя получил, в основном, положительные отклики в прессе. После успеха «Почтамта» Буковски принимается за литературу с удвоенной энергией: в Black Sparrow Press регулярно выходят сборники его стихов и прозы, помимо этого писатель сотрудничает с некоторыми журналами. Последующие три романа Буковски: «Фактотум» (1975), «Женщины» (1978) и «Хлеб с ветчиной» (1982), - также были автобиографическими и упрочили успех писателя. В процессе написания романа «Женщины» Буковски познакомился со своей последней женой – владелицей закусочной Линдой Ли Бегли. В 1987 году Буковски принял участие в написании сценария к фильму «Пьянь», сюжет которого также имеет много параллелей с жизнью писателя, а через два года вышел роман «Голливуд». С 1988 года Буковски начинает тяжело болеть, тем не менее писатель продолжает работать, утверждая, что остановится только когда умрет. В 1993 году здоровье писателя стремительно ухудшается, разрушенная алкоголем и беспорядочным образом жизни иммунная система перестает работать – у Буковски диагностируют пневмонию, затем лейкемию. В 1994 году писатель скончался, успев незадолго до смерти закончить свой последний роман: «Макулатура».

Писатель считал политику бессмысленной, Буковски никогда не голосовал. Он говорил следующее: «Политика - это как женщины: увлечёшься ею всерьёз, и в конце окажется, что ты эдакий дождевой червяк, раздавленный башмаком докера».

Помимо алкоголя, к которому Буковски испытывал тягу на протяжении всей жизни, двумя другими страстными увлечениями писателя были классическая музыка и игра на скачках.

В статьях, посвящённых Ч. Буковски и его творчеству, писателя зачастую причисляют к битникам. Однако поздние исследователи отмечают, что Буковски, в сущности, никогда к ним не принадлежал. Сам Буковски говорил по этому поводу: «Всё время спрашивают меня про Керуака, и неужели я не знаком с Нилом Кэссади, не был ли я с Гинзбергом и так далее. И я вынужден признаваться: нет, всех битников я пробухал…».

В Соединённых Штатах Америки и на территории Европы, где Буковски снискал наибольшую популярность, его преимущественно воспринимают в качестве поэта. Сам автор говорил, что к данной форме пришел по банальной причине - стихи для него были меньшей тратой времени. Сам Буковски практически не проводил в своих работах различия между прозой и поэзией.

Буковски неоднократно признавался, что писал, по большей части, находясь в состоянии опьянения.

Американский писатель Чарльз Буковски был гением. Он пил больше, чем нужно, имел любовниц больше, чем считается приличным, работал не там, где работать престижно, жил не так, как принято в обществе. Он никогда не писал о том, о чем приятно читать. В его текстах – горечь. Чернорабочий, пропойца, и один из умнейших писателей второй половины XX века.

Детство и юность

Чарльз Буковски (настоящее имя Генрих Карл Буковски) появился на свет в Андернахе, Германия, 16 августа 1920 года. Мать Генри была швеей, а отец служил в американской армии. В 1923 году из-за экономического кризиса семья вынуждена была переехать в США, в город Балтимор, а через год перебралась в Лос-Анджелес. Имя Чарльз он взял себе позднее, когда покинул родительский дом.

Отец воспитывал сына довольно жестко, что подробно описано в автобиографическом романе "Хлеб с ветчиной". За малейшую провинность он избивал Буковски ремнем для правки бритвы. Мать ничего не могла сделать, так как ей тоже нередко доставалось. В результате тотального страха, в котором проходила жизнь будущего писателя, в 13 лет у него развилось тяжелейшее заболевание сальных желез. Все тело Чарльза покрыли прыщи, из-за чего он начал испытывать психологический дискомфорт.

Проблемы в семье и школе привели к тому, что Буковски оградился от мира. Его любимым занятием стало посещение библиотеки, где он всерьез увлекся американскими авторами. Его любимыми писателями стали Джон Фанте, Уильям Сароян и Эрнест Хемингуэй. В подростковом возрасте кто-то из приятелей познакомил Чарльза с ал

коголем, который стал верным спутником его жизни на долгие годы. Как писал позднее Буковски, ему нравилось напиваться, так как это отвлекало его от реальности.

Однажды, когда Чарльзу было 16 лет, он пришел домой пьяным, и отец решил его проучить. Он воспротивился и ударил отца в челюсть. С тех пор тот ни разу не трогал сына. После окончания школы Буковски некоторое время посещал колледж в Лос-Анджелесе. В это же время он начал писать свои первые рассказы и стихи. Разочаровавшись в учебе, Чарльз бросил колледж и покинул родительский дом. Полгода он работал на различных малооплачиваемых работах, а свободное время проводил в питейных заведениях. В 1941 году Буковски решил отправиться в путешествие по Америке и писать о "настоящей жизни".

Карьера писателя

Чтобы узнать, каким на самом деле был Чарльз Буковски, достаточно прочитать любой его рассказ или роман. В одном из интервью он так сказал о себе: "Я человек неприятный – это известно всем. Меня восхищают подлецы, сукины сыны, разбойники. Я не люблю гладковыбритых мальчиков, работающих на приличной работе. Мне нравятся отчаянные люди, с шальной башкой, выбитыми зубами и сломанной жизнью. Также меня привлекают опу

тившиеся женщины, пьяные сучки с размалеванными физиономиями и сползшими чулками. Мне легко находить общий язык с бродягами, потому что я тоже бродяга. Я не люблю правила, мораль, законы и религию. И я не дам, чтобы общество переделывало меня по-своему".

Буковски был бунтарем, который любил свободу, алкоголь и писательство. О его жизни, наполненной пьянством, развратными женщинами и постоянными драками, ходят легенды. По сути, долгое время он был бомжом, ведь у него не было ни постоянного места жительства, ни постоянной работы. Только к 50-ти годам у него начали появляться черты цивилизованного человека.

Продолжительное время Чарльз Буковски печатал свои рассказы и стихи в газете "Open City", за что получал копейки. Судьбоносной оказалась встреча с Джоном Мартином, которому настолько понравились стихи поэта, что он организовал издательство "Black Sparrow Press". Мартин предложил Буковски бросить работу на почте и полностью посвятить себя творчеству. За это издательство обещало платить ему 100 долларов ежемесячно до конца жизни, независимо от того, будет ли он что-нибудь писать. Чарльз согласился.

В 1971 году вышел первый роман писателя "Почтамт", который завоевал н

вероятную популярность в США и Европе. Хорошие оценки ему дали и критики, отметившие, что стиль Буковски очень откровенный, открытый, с долей юмора. Отдельно они отметили детализированность и предположили, что влияние на автора оказали Фанте и Хемингуэй.

В 1975 году вышел роман "Фактотум", а в 1978 – "Женщины". Они были хорошо приняты общественностью и закрепили за Буковски статус культового писателя. Также выходили сборники стихов и рассказов, снискавшие не меньшую популярность. Сам Буковски скептически относился к своей славе и даже ненавидел ее. Когда известный философ Жан Поль Сартр назвал его величайшим поэтом Америки, Чарльз ответил: "Говорить, что я поэт – значит причислять меня к компании неоновых гурманов, мерзавцев и лохов, которые маскируются под мудрецов".

Последние годы

Буковски так и не смог избавиться от алкогольной зависимости, несмотря на то, что несколько раз попадал в больницу с тяжелейшими внутренними кровоизлияниями. Правда, в последние годы своей жизни он пил не слишком много. В 1982 году вышел роман "Хлеб с ветчиной", в котором Чарльз описал свое детство. В книге "Голливуд" (1989) писатель рассказал о своем опыте работы в качестве сценар

ста картины "Пьянь". В центре сюжета фильма – ранние годы Буковски, его становления как писателя. О съемках "Пьяни" он выразился так: "Голливуд хуже, чем вы могли слышать, в четыреста раз. Я просто уверен, что после выхода книги на меня подадут в суд".

Чарльз Буковски также известен своими любовными похождениями. У него было множество женщин, из которых три стали его законными супругами. Его последняя жена Линда Ли Бегли находилась рядом с ним до последних дней его жизни.

С конца 80-х годов писатель тяжело болел. У него была разрушена иммунная система, поэтому болезни цеплялись одна за другой. Ему диагностировали пневмонию, а через некоторое время поставили диагноз "лейкемия". 9 марта 1994 года Чарльза Буковски не стало. На его надгробной плите выгравирована эпитафия: "Не пытайтесь".

Чарльз Буковски вошел в литературу очень громко, революционно, по-бунтарски, хотя сам никогда серьезно не относился к писательству. Он всегда утверждал, что должен просто написать – и уйти. Эпатаж, цинизм, пренебрежительное отношение к окружающем и себе были его раздражителями для толпы: его превозносили и ненавидели, но Буковски было все равно. Он выбрал свободу и поклонялся только ей

Биография

буковски американский литератор битничество

Чарльз Буковски - американский литератор, поэт, писатель, журналист, сторонник эстетики прямой и грубой онтологической честности, развиваемой битниками, богемными и маргинальными кругами Америки 40-60-х - представителями так называемой "натуралистической" школы.

После эпизода из школьной жизни, когда учительница расхвалила перед классом написанный Чинаски (главным героем романа, alter ego автора) рассказ о выдуманной встрече с президентом Гувером, нисколько не смутившись тем обстоятельством, что это была полная "липа", он сделал для себя важный вывод:

Так вот что им нужно на самом деле: ложь. Прекрасное враньё.

Активное нежелание окружающих видеть неприятную правду, уход от неё в разнообразные формы социальных игр становится для Буковски тем жизненным переживанием, которое в дальнейшем отразилось на его характере, определило судьбу и общее направление творчества.

После окончания средней школы в 1939-1941 учится в Городском колледже Лос-Анджелеса - на факультете журналистики и английского языка. В начале Второй мировой войны бросил колледж, отправился в Нью-Йорк, затем в Филадельфию, где был признан психиатрами негодным к службе в армии по причине "антисоциальности". Скитался по стране, перебиваясь случайными заработками. Работал на бойне, в железнодорожной ремонтной бригаде, в американском Красном Кресте - более, чем в ста местах в разных городах и штатах. Голодая и ограничивая себя одним шоколадным батончиком в день, писал по 4-5 рассказов и стихотворений в неделю и, переписав их от руки печатными буквами, отсылал в различные журналы. Рассказы возвращались обратно, и только в 1944 два из них были напечатаны в журналах "История" и "Портфолио".

После этого делает перерыв в писательских опытах продолжительностью лет в десять. Эти годы были потрачены на скитания "в людях" и обретение личного опыта. Он ведёт бродячий или, что называется, беспорядочный образ жизни - непродолжительные любовные и сексуальные связи, алкоголизм, разборки со случайными знакомыми и постоянный поиск необременительных мелких заработков. Его окружают в основном люди "дна" - отчаявшиеся, не обнаруживающие в своём существовании сколько-нибудь достойного смысла. В представлении Буковски они, по крайней мере, не лгали, не закрывали глаза на то, что им не хотелось видеть, и в этом смысле были куда ближе к "правде жизни", т.е. к её глубинной онтологии, чем профессора и прочий учёный люд. Этот период жизни закончился для писателя в благотворительной палате окружной больницы Лос-Анджелеса, куда он попал с кровоточащей язвой желудка, - ему делают переливание крови и настоятельно рекомендуют сделать операцию.

После пребывания в больнице возвращается к писательству - приходя с работы, пишет стихи и рассылает по поэтическим журналам. Один из номеров журнала "Арлекин" был целиком составлен из его стихотворений, а поездка в Техас и знакомство с редактором журнала закончились женитьбой и рождением дочери Марины в 1955; правда, совместная жизнь продлилась недолго. Буковски продолжает вести привычный образ жизни, много пишет. Теперь с публикациями ему везёт больше. В "Вечнозелёном Ревю" публикуются его рассказы, калифорнийское общество любителей поэзии "Эврика" издаёт на мимеографе тиражом 200 экз. его первый 30-страничный сборник стихов - Flower, Fist, and Bestial Wail, затем выходит Longshot Poems for Broke Players. Основные поэтические сборники, привлекшие внимание критики и читателей к его творчеству, были изданы в небольшом частном издательстве "Луджон Пресс".

Первые книги Буковски - сборники рассказов и стихов - в основном публиковались в частных независимых издательствах, владельцы которых были достаточно самостоятельны, чтобы не идти на поводу у оценок литературного истеблишмента. Произведения Буковски были полной противоположностью принятым тогда за писательский образец изысканным интеллектуальным пассажам.

Нью-орлеанское издательство "Луджон Пресс" было основано супругами Уэбб - писателем Джоном Эдгаром и художницей Джипси и занималось в основном публикацией в 1954-1967 сочинений Буковски. Их издательская практика началась с выхода в печать двух поэтических сборников Буковски: It Catches My Heart in Its Hands с предисловием профессора Луизианского университета Дж.У. Коррингтона, содержащим оценку его поэзии, и Crucifix in a Deathhand. Сборники были набраны вручную на тонкой разноцветной текстурной бумаге ограниченным тиражом (теперь - библиографическая редкость). Биограф Нил Чирковски пишет о впечатлении, которое произвело появление этого сборника, - он "вызвал настоящую шоковую волну в поэтическом мире. Репутации Буковски совершить квантовый скачок помогало всё - печать, бумага, переплёт, это вводное слово Билла Коррингтона: сама поэзия соответствовала любовной тщательности производства".

В начале 60-х "Луджон Пресс" издаёт известный леворадикальный по направленности журнал "Аутсайдер" - всего вышло 6 номеров. В оглавлении первого номера (1961) можно встретить имена почти всех ведущих писателей-битников - Дж. Керуак, Г. Миллер, У. Берроуз и др. В первом номере "Аутсайдера" вышла и одна из первых подборок из 11 коротких стихотворений Буковски. К середине 60-х его стихи уже жаждали печатать сотни небольших поэтических журналов. В 1966 по итогам опроса журнала "Аутсайдер" Буковски было присвоено звание "аутсайдера года".

В высоко оцененной критикой биографии Нила Чирковски "Хэнк: Жизнь Чарльза Буковски" (1999), автор которой в 16 лет лично познакомился со своим кумиром после чтения "Аутсайдера" и его первых сборников стихов, описывалось уникальное явление того времени - дружба двух писателей из разных городов:

В те "аутсайдерские" годы в Штатах было только два настоящих города аутсайдеров - Лос-Анджелес Буковски и Новый Орлеан Джона Уэбба. Уэббы представляли Буковски в одном ряду с битниками: ибо Буковски в самом деле вышел из мироощущения 40-х, дав голос безголосым. После этого Эдгар Уэбб соединил восприятие этого автора с произведениями писателей 50-х, а Уолтер Лоуэнфелс оформил взгляды этого леворадикального движения в литературе в своих письмах. Это было: мироощущением богемным и подпольным.

В это время Буковски был известен в основном как поэт, писавший энергичные, нервирующие стихи, исполненные остроумия и ожесточённой горечи, частично напоминающие Уолта Уитмена, частично "автоматическое письмо" сюрреалистов и битников.

Прежде всего, его поэзия была слишком грубой и сырой. С другой стороны, он сделал её простой и доступной.

Поэзия Буковски - порождение философии бродяжничества XX века, в ней сочетались поиск оснований собственного бытия, нежелание включаться в "ярмарку тщеславия" своего времени и бесцельный "дрейф" по течению жизни.

При этом печальные герои и героини прозы этого "поэта отчуждения и писателя подлинной наполненности" (К. Рэсрот) - уголовники, проститутки, игроки, пьянчуги, обитатели трущоб и лос-анджелесских баров - воспринимались критикой более серьезно, чем его стихи.

Американский язык, каким его слышит Буковски, в самом деле довольно легко "прибить к бумаге гвоздями", - такой он конкретный и "плотно пригнанный".

Его манеру сравнивали с Э. Хемингуэем - Буковски также предпочитал простые прилагательные, слова и абзацы были короткими и "по делу".

Иногда Буковски называют битником, иногда натуралистом, но писал он так, будто был водопроводчиком.

Он презирал "липу" и претенциозность и ёжился от чересчур вычурных литературных словоупотреблений. Стиль прост и прямолинеен, фразы лаконичные и целенаправленные, никаких метафор, аллюзий. Его девиз: "Мне нравится сказать то, что я должен сказать, и отвалить".

В 1966 в Санта-Розе Джон Мартин, ярый поклонник творчества Буковски, основывает издательство "Чёрный Воробей", прежде всего ради того, чтобы печатать произведения Буковски - автобиографические наброски, житейские истории, наблюдения, стихи. Здесь и выходят в 60-х его сборники At Terror Street and Agony Way, The Days Run Away Like Wild Horses Over the Hills и др. Поскольку Буковски нуждался в деньгах и постоянно искал заработки, Джон Мартин в 1969 предложил выплачивать ему ежемесячно по 100 долларов, чтобы он не отвлекался от писательства. Буковски был чрезвычайно рад этому предложению.

Теперь "в портфеле" "Чёрного Воробья" - 23 названия произведений Буковски, оно - одно из наиболее уважаемых независимых издательств США. Его книги можно узнать по характерному оформлению рыхлых разноцветных обложек - аскетичные шрифтовые композиции в духе русского конструктивизма. Доходы от книг "Бука" до сих пор составляют около трети 800-тысячного годового объёма продаж издательства. "Он помог мне построить мой издательский бизнес, я помог ему стать преуспевающим писателем и зажиточным человеком. Это так - умер Хэнк по-прежнему бичом, но бичом не бедным", - отмечал Джон Мартин, который в своё время работал в фирме по доставке товаров, чтобы его начинающее издательство могло печатать книги мало кому известного Чарльза Буковски.

В начале 1970 в возрасте 50 лет Буковски за 20 дней пишет роман "Почтамт", повествующий о монотонных, отупляющих буднях вкалывающего на почте Генри Чинаски - по сути, постоянного главного героя его произведений. В основу положен реальный жизненный опыт Буковски - в 1958 он сам работал на сортировке почты. Отмечая появление "Почтамта", одни критики отмечали, что сумма описанных в нем эпизодов так и не сложилась в единое целое, другие же полагали, что такое "рваное" повествование отражает бесцельность жизни главного героя. По сведениям Джона Мартина, в США первый роман Буковски был продан тиражом 75 тыс. экз., по всему миру - 500 тыс. экз.

Между 1969 и 1972 Буковски и Чирковски выпускают три сборника стихотворений. В 1974 Буковски получает стипендию Национального Фонда Поощрения Искусств, переселяется в квартиру в Голливуде. Подрабатывает в мужских журналах, в том числе в "Хастлере", а также в андеграундных газетах "Свободная пресса Лос-Анджелеса", "Нола Экспресс" и "Открытый город", где ведет колонку "Заметки старого кобеля" - громит обожающих его хиппи.

В следующем романе "Фактотум" описаны приключения Генри Чинаски, искренне пытающегося найти себе подходящую постоянную работу (фактотум - подмастерье, мастер на все руки). По сравнению с предыдущими произведениями, его образ даётся более развёрнуто. Высокие чаяния Чинаски обесценивает и низводит до смешной чопорности, предпочитая общество забулдыг и всяческих "неустроенных" людей. В своём одиночестве они поддерживают друг друга простым пребыванием рядом. В то же время тяга к "высокому" присутствует и в их жизни, порой окрашивая её в трагические тона. Она же толкает их к алкоголю:

Без кира я бы давно себе глотку перерезал. Пьянство - это форма самоубийства, когда тебе позволено возвращаться к жизни и начинать всё заново на следующий день.

Далее выходят его романы "Женщины" (1978), "Хлеб с ветчиной" (1982), сборники Africa, Paris, Greece, All the Assholes in the World and Mine и др. В них опять же описаны вылазки в мир работяг, шабашников, шлюх и барменов. Его герою надоела политкорректность и эта "пластмассовая культурка", где все лгут друг другу и где не дождешься простого честного слова. Одна радость - добрая выпивка, отзывчивая подруга да пара монет для тотализатора на скачках. В романе "Женщины" Генри Чинаски признаётся в любви к "своим" женщинам.

К концу 70-х Буковски становится популярным. Всё чаще его приглашают выступать перед читателями с чтением стихов (за 200 долларов). А его поездки в Европу - визиты в Германию и Францию - стали значительными культурными событиями, активно освещавшимися по ТВ и в прессе.

Анализируя вышедший в 1972 большой сборник рассказов Erections, Ejaculations, Exhibitions, and General Tales of Ordinary Madness, критики пытались выделить основное направление новаторских поисков Буковски. Считать ли в качестве таковых формальные нововведения вроде отсутствия заглавных букв в именах собственных или набранные курсивом диалоги? Или же новизна заключается в специфическом раблезианском юморе, высмеивающем всех и вся - писателей, политиков, феминисток, гомосексуалистов, среди которых простой парень вроде Хэнка чувствует себя изгоем и ископаемым?

По произведениям, вошедшим в сборник, был снят художественный фильм "Истории обыкновенного безумия" (Франция-Италия, 1981) - одна из лучших экранизаций Буковски. Сквозным сюжетом в фильме проходит история из его известного рассказа "Самая красивая женщина в городе". Удачной можно считать и другую киноверсию его произведений, снятую в жанре чёрной комедии и психологической драмы, - ленту "Холодная луна" (Франция, 1991), повествующую о приключениях двух "отвязных" дружков. Несмотря на всю "придурковатость" их юмора, герои оказываются не чужды возвышенных мыслей о сущем и красоте мира, которая может открыться любому, причём в самом неожиданном виде.

Кинодокументалистика также не прошла мимо Буковски. В начале 70-х Тэйлором Хэкфордом был снят о нём "честный и прямой", по мнению Буковски, документальный фильм. В 1983 канадский режиссер Рон Манн создал документальный фильм "Поэзия в движении", посвящённый североамериканскому поэтическому ренессансу. Кадры полуторачасового фильма, запечатлевшего несколько десятков наиболее известных поэтов Америки, читающих свои стихи под аккомпанемент любимой музыки, сопровождает авторский комментарий Чарльза Буковски.

Буковски получает приглашение поработать в Голливуде в качестве сценариста. По написанному им автобиографическому сценарию для Cannon Group Inc. был снят фильм "Пьянь" (США, 1987). Фильм имел у зрителей определённый успех. Буковски же в свою очередь воспользовался случаем "приложить по полной программе" голливудскую кухню - он пишет очередной роман "Голливуд", живописующий порядки, царящие на знаменитой "фабрике грёз". На фоне "изнанки жизни" голливудских тусовщиков и пикировок между режиссёрами он выводит образ местного гения Виктора Нормана - писателя, живущего за счёт продюсеров. Его прототип - нью-йоркского писателя Нормана Мейлера он считал по стилю и мировоззрению родственным себе - калифорнийцу Буковски.

Постепенно литературный истеблишмент стал "нежно, хотя и с некоторой опаской прижимать его к своей обширной груди". Вышла биография Буковски, написанная Хью Фоксом, во Франции его поэзией восхищались Ж. - П. Сартр и Ж. Жане. К концу жизни он стал моден, имел как поклонников, так и противников, всё ещё не торопившихся причислять его имя к "большой литературе".

Сам он классическую и современную литературу по большей части считал вычурной, чопорной, слишком уравновешенной и фальшивой. Он полагал, что пишет "подпольно и не богато", т.е. не так, как положено. При этом ему нравились П. Неруда, ранний Хемингуэй, Дж. Сэлинджер, Л. - Ф. Селин, Кнут Гамсун, Ф. Вийон, Ф.М. Достоевский.

В человеческом плане, несмотря на его неуживчивый, сварливый и вздорный характер, в нём всегда присутствовала абсолютная ясность ума и контроль разума, а также - настолько покоряющее добродушие, мужество и щедрость, что его называли "единственным действительно любимым поэтом подполья".

В 1993 в издательстве "Чёрный Воробей" вышла последняя прижизненная антология Буковски. В неё вошла расположенная в хронологическом порядке большая часть поэтического и прозаического материала, опубликованного в издательстве. Его последнему роману "Макулатура", как и предыдущим, присущи чувство юмора, раскрепощённая речь, упор на сексуальность и сленговые выражения. Роман проникнут настроениями приближающейся смерти:

Хочу, чтобы меня похоронили возле ипподрома: где будет слышен последний заезд.

Поклонников творчества "Бука" оказалось особенно много в Европе, где его охотно переводили и переводят, - именно продажи в Европе его книг, разошедшихся миллионными тиражами, сделали Буковски состоятельным человеком. В России, начиная с 90-х, его произведения публикуют издательства "Глагол" и "Новое культурное пространство". Отечественные поклонники его творчества находят совпадения в манере письма и эпизодах биографии Буковски с Сергеем Довлатовым, отмечают влияние "Бука" на творчество и жизненную позицию Эдуарда Лимонова.

Появился прямой грубый стиль, который в меньшей степени походит на поэзию, а в большей смахивает на то, как будто бы в баре какой-то малый садится напротив тебя и заводит беседу.

Буковски - писатель, который никогда не верил в традиционные американские ценности и черпал своё вдохновение в жизни "своих в доску" бродяг. Опустившиеся колоритные люмпены на поверку оказываются не менее глубоки и интересны, чем представители среднего и высшего класса. У них тоже есть свой набор человеческих ценностей и свой кодекс чести. Поскольку они следуют заповеди: "Смотри честно правде в глаза, и тебе сразу станет легче", у них хватает мужества называть вещи "их паршивыми именами", не приукрашивая правду и не пряча голову в песок.

Творчество Буковски - своего рода анархистская сатира и провокация:

Он бросает вызов. Он постоянно выплёскивает стакан холодной воды прямо вам в лицо и требует, чтобы вы подумали о том, кто вы и что есть ваша жизнь.

Его интересовала неприкрытая и откровенная правда жизни, грубые, фундаментальные истины, лежащие в её основе. Он ориентировался на основы бытия, которые часто оказываются скрыты под спудом, но именно они держат всю конструкцию человеческого существования. Буковски интересует в человеке его "онтологический фундамент", ибо человек по своей сути един, несмотря на все различия в воспитании, образовании и культуре.

Личная жизнь

Чарльз Буковски был трижды женат. В первый раз женился в возрасте двадцати семи лет в 1947 году на Джейн Куни Бейкер. Бейкер была на десять лет старше своего мужа, к моменту их встречи она страдала алкоголизмом, что сблизило её с Буковски. Пара много скандалила и несколько раз расходилась, они развелись спустя восемь лет. В том же году (1955), писатель женится во второй раз на Барбаре Фрай, редакторе небольшого литературного журнала. С Буковски они познакомились посредством писем: Фрай восторженно приняла творчество поэта и захотела с ним увидеться, после чего у них незамедлительно завязались романтические отношения.

Брак с Фрай продлился до 1958 года. Спустя пять лет Буковски непродолжительное время встречался с Фрэнсис Смит, поклонницей его творчества, с которой он длительное время переписывался, пока в 1963 они наконец не встретились. От Смит у писателя родится дочь - Марина-Луиза Буковски; вскоре, однако, они разойдутся, так и не сочетавшись законным браком. "Вскоре после этого я получил от Фэй [под данным именем в романе "Почтамт" фигурирует Фрэнсис Смит] письмо. Она и ребёнок теперь жили в коммуне хиппи в Нью-Мексико. Славное местечко, писала она. Марина хоть сможет тут дышать. В письмо она вложила маленький рисунок, который девочка для меня нарисовала ", - описывал Буковски их расставание.

Со своей последней женой, Линдой Ли Бегли, писатель познакомится в процессе написания романа "Женщины", случайно заехав в принадлежащую Бегли закусочную. (Согласно источнику, это было в 1976 году на чтении в месте под названием the Troubadour). До свадьбы их роман длился около семи (9?) лет; в 1985-м году они поженились. Журналистка "Village View" так описывала Бегли: "В девичестве Линда Бегли уехала из дому и основала ресторанчик здоровой пищи - такие во множестве усеивали весь Л. - А. в 1970-х годах. Хотя своё заведение в Редондо-Бич Линда закрыла в 1978 году, за два месяца до того, как "Хэнк" сделал ей предложение, она утверждает, что по сию пору даёт супругу советы о правильном питании. Ей удалось убедить его отказаться от красного мяса и существенно ограничить жидкий рацион вином и пивом ".

Политический нигилизм

Писатель считал политику бессмысленной, Буковски никогда не голосовал. Он говорил следующее: "Политика - это как женщины: увлечёшься ею всерьёз, и в конце окажется, что ты эдакий дождевой червяк, раздавленный башмаком докера ". Аналогичного мнения он придерживался касательно современных ему американских "левых": "Все они эдакие откормленные дурачки из Вествуд-Виллидж, только и делают, что лозунги голосят. Все радикальное подполье - это газетная шумиха, сплошная трепотня; и любой, кто туда заныривает, быстро отваливает к тому, что повыгодней ". Также негативно Буковски отзывался о популяризации ЛСД, считая данное увлечение прерогативой "Недоумочной Массы"

Интересы

Помимо алкоголя, к которому Буковски испытывал тягу на протяжении всей жизни, двумя другими страстными увлечениями писателя были классическая музыка и игра на скачках.

Классическая музыка для Чарльза Буковски всегда была неотъемлемой частью творческого процесса. "Я люблю классику. Она есть, но её нет. Она не поглощает собой работу, но присутствует в ней ". По словам писателя, одной из причин, по которой он так полюбил музыку, было то, что она помогала ему выжить; говоря о времени, описанном в "Фактотуме", Буковски вспоминал: "Хорошо было по вечерам возвращаться с фабрик домой, раздеваться, забираться в темноте на кровать, наливаться пивом и слушать ". Любимым композитором писателя был Ян Сибелиус, которого Буковски ценил за "страсть, которая тебе фары вышибает ".

В отношении скачек, преимущественно в начале писательской карьеры, Буковски говорил, что посещение ипподрома для него - вопрос исключительно финансовой заинтересованности; он считал, что это может позволить ему выигрывать столько, "чтобы уже не работать на скотобойнях, почтамтах, в доках, на фабриках ". Впоследствии данное увлечение стало попыткой заменить пьянство, однако, она не сработала. Отношение к игре в дальнейшем претерпело изменение, и несколько лет спустя Буковски уже говорил, что скачки для него - стимул для писательства

Для Буковски бега стали испытанием - он говорил, что лошади учат, есть ли у человека сила характера; игру на скачках писатель называл "мучением", но всегда подчёркивал, что из них набирается материал. "Если я поеду на бега и меня там хорошенько тряхнёт, я потом вернусь и смогу писать. Это стимул ", - Буковски отдельные эмоции испытывал не только от игры, но и от самих ипподромов; писатель говорил, что вглядываясь в лица, особенно проигрывающих, многое начинаешь видеть в ином свете

Характеристика творчества

Литературные предшественники

На протяжении всей жизни Ч. Буковски очень много читал, однако быстро разочаровался в существующих писателях и поэтах, что отчасти послужило причиной к началу собственного творчества. Несмотря на то, что Буковски практически всегда крайне негативно относился к поэтам, ряд авторов он выделял из общей массы и восхищался ими. Величайшими из современников Буковски называл Эзру Паунда, Т.С. Эллиота; из пишущих современников - Ларри Айгнера (англ.) русск. , Джеральда Локлина (англ.) русск. и Рональда Кёрчи. В начале своей писательской карьеры примерами для подражания он называл Д.Г. Лоуренса и Томаса Вулфа - в дальнейшем, впрочем, Буковски в последних разочаровался, назвав их "нагоняющими скуку". Писатель также высоко отзывался о раннем Сэлинджере, Стивене Спендере (англ.) русск. ,Арчибальде Маклише - однако говорил, что восхищали его они вначале, а потом наскучили. Писателями, которые быстро испортились, но "хорошо начинали", Буковски считал Эрнеста Хэмингуэя и Шервуда Андерсона. Классикой Буковски считал работы Ницше, Шопенгауэра и раннего Селина. К писателям, наиболее сильно повлиявшим на его творчество, Буковски относил Селина, Джона Фанте и Уильяма Сарояна.

Битничество

В статьях, посвящённых Ч. Буковски и его творчеству, писателя зачастую ошибочно причисляют к битникам. Несмотря на то, что даже некоторые современники поэта рассматривали его в качестве представителя бит-поколения, поздние исследователи данной группы поэтов отмечают, что Буковски, в сущности, никогда к ним не принадлежал. Сам Буковски придерживался аналогичного мнения - в ходе интервью в 1978 году он говорил: "Я одиночка, я занимаюсь своим. Бесполезно. Всё время спрашивают меня про Керуака, и неужели я не знаком с Нилом Кэссади, не был ли я с Гинзбергом и так далее. И я вынужден признаваться: нет, всех битников я пробухал; я тогда не писал ничего ".

Девид Стивен Калонн следующим образом описывал Буковски:

Идеологии, лозунги, ханжество были его врагами, и он отказывался принадлежать к любой группе, будь то битники, "исповедальники (англ.) русск. ", "Черная гора" (англ.) русск. , демократы, республиканцы, капиталисты, коммунисты, хиппи, панки. Буковски протоколировал глубочайшие свои психологические и духовные страдания в собственном неподражаемом стиле.

Автобиографичность

Подавляющая часть произведений Ч. Буковски представляет собой автобиографическое творчество. В поэзии и, в особенности, в прозе наиболее часто фигурирует alter ego писателя, его лирический антигерой - Генри Чинаски. Писатель уклончиво отвечал о том, можно ли поставить знак равенства между ним и Чинаски: "Они знают, что это Буковски, но, если даёшь им Чинаски, они как бы могут сказать: "О, какой же он клёвый! Называет себя Чинаски, но мы-то знаем, что это Буковски". Тут я их как бы по спинке похлопываю. Они это обожают. Да и сам по себе Буковски все равно был бы слишком праведным; понимаете, в смысле " я все это сделал". <…> А если так поступает Чинаски, то я, может быть, этого и не делал, понимаете, может, это выдумка ". Девяносто девять из ста работ, говорил Буковски, автобиографичны. В ответ на вопрос журналиста о том, где заканчивается Генри Чинаски и начинается Чарльз Буковски, писатель отвечал, что они - практически одно и то же, за исключением мелких виньеток, которыми он украшал своего героя от скуки. Впрочем, Буковски не отрицал, что почти во всех его работах присутствует небольшая доля выдумки.

Драю там, где надо надраить, и выбрасываю то, что… не знаю. Чистая избирательность. В общем всё, что я пишу, - по большей части факты, но они еще приукрашены выдумкой, вывертами туда-сюда, чтобы отделить одно от другого. <…> На девять десятых факта одна десятая выдумки, чтобы всё расставить по местам.

Основные темы

Дэвид Стивен Калонн (англ. David Stephen Calonne ) - исследователь творчества Буковски и редактор нескольких его книг отмечает, что на протяжении всей жизни главными объектами творчества писателя были классическая музыка, одиночество, алкоголизм, восхищавшие его авторы, сцены из собственного детства, писательство, вдохновение, безумие, женщины, секс, любовь и скачки. Сам писатель, в ходе интервью отвечая на вопрос о центральной теме своей прозы, говорил: "Жизнь - с маленькой "ж" ". Буковски отрицал, что пишет непристойности, писатель считал, что многие его работы более корректно будет назвать открывающими неприглядную сторону жизни, ту, на которой он жил сам. "Я жил с алкоголичками; жил почти без денег; не жизнь, а сплошное безумие. Приходится об этом писать ". Писатель отмечал, что вдохновение он черпает из прибитых жизнью людей - и именно в них видел свою основную читательскую аудиторию.

Поэзия и проза

В Соединённых Штатах Америки и на территории Европы, где Буковски снискал наибольшую популярность, его преимущественно воспринимают в качестве поэта. Сам автор говорил, что к данной форме пришел по банальной причине - стихи для него были меньшей тратой времени (по сравнению с рассказами или романами). Буковски говорил, что писать начал не потому, что был сильно хорош, но по причине того, что все прочие, по его мнению, были плохи: "Другим я облегчил задачу. Я их научил, что писать стихи можно так же, как пишешь письмо, что стихотворение даже может развлекать и священное в нем не обязательно ". Автор практически не проводил в своих работах различия между прозой и поэзией - для него дело было исключительно в строке. Буковски говорил, что если его писанину выложить одной-единственной строкой, то она будет звучать практически одинаково, он не придавал большого значения форме; для автора линия, разделяющая прозу и поэзию, всегда была только вопросом удобства. Единственным существенным фактором для автора являлось его текущее состояние: он говорил, что мог писать прозу исключительно тогда, когда ему было хорошо, а поэзию - когда плохо.

Стилистические особенности

Основным постулатом творчества Буковски была простота. Писатель говорил: "Именно так я и стараюсь: попроще, без… чем проще, тем лучше. Поэтичность. Перебор поэтичности про звезды и луну, когда она не к месту, - это просто дурная околесица ". Буковски начал писать от того, что современная поэзия его удручала - он находил её фальшивкой и надувательством, поэтому для себя выбрал путь наиболее ясного выражения мыслей, без украшений и лишней поэтики . Литературные критики относят творчество Буковски к направлению "грязный реализм (англ.) русск. ", отличительными чертами которого являются максимальная экономия слов, минимализм в описаниях, большое количество диалогов, отсутствие рассуждений, диктуемый содержанием смысл и особо не примечательные герои.

Также иногда творчество Буковски относят к направлению "Мясная школа" (яркими представителями которого, помимо Буковски, являются Стив Ричмонд (англ.) русск. и Дуглас Блейзек (англ.) русск.). Представители данного направления характеризуются агрессивной, "маскулинной" поэзией.

Процесс письма

Буковски неоднократно признавался, что писал, по большей части, находясь в состоянии опьянения. Он говорил: "Я пишу трезвым, пьяным, когда мне хорошо и когда мне плохо. У меня нет никакого особого поэтического состояния ". В процессе письма, помимо прочего, Буковски практически никогда не редактировал и не исправлял, только изредка вычёркивал строки, которые были плохи, но ничего не добавлял. Процесс корректуры был характерен исключительно для поэзии, прозу же автор писал в один присест, не меняя написанного. О процессе создания произведения Буковски говорил, что никогда специально ничего не придумывает, себя он воспринимал фотографом, описывающим то, что видит, и то, что с ним происходит.

Интересные факты

В 1960-е Буковски вернулся в Лос-Анджелесское почтовое отделение, где проработал канцелярским служащим больше десятка лет.

В 1962 году Буковски испытал потрясение от смерти Джейн Куни Бейкер. Она была его первой настоящей романтической привязанностью. Буковски вложил своё горе и опустошение в пронзительную серию поэм и рассказов, оплакивающих её уход.

В 1964 году у Чарльза Буковски родилась дочь, Марина Луиса Буковски, от его тогдашней сожительницы Френсис Смит, которую он называл "седой хиппи", "служанкой" и "кривозубой старухой".

Джон и Луис Вебб, ныне признанные корифеи послевоенного "независимого издательского движения", опубликовали в литературном журнале "The Outsider" несколько характерных стихов Буковски. В издательстве "Loujon Press" они также публикуют "It Catches My Heart In Its Hands" (1963) и "Crucifix in a Deathhand" (1965).

Начиная с 1967 года Буковски писал колонку "Записки грязного старика" для лос-анджелесской подпольной газеты "Open City". Когда в 1969 году "Open City" была закрыта, колонку подхватили "Los Angeles Free Press" и "NOLA Express" из Нового Орлеана.

В 1969 году Буковски и его друг Нелли Черковски запустили свой собственный литературный журнал "Laugh Literary and Man the Humping Guns". Они издали три номера за два с лишним года. Журнал никак не повлиял на их карьеры или литературу и запомнился только потому что Буковски был связан с ним.

Прообразом Хэнка Муди из сериала "Блудливая Калифорния" является Чарльз Буковски.

Писатель часто ошибочно причисляется к битникам.

Буковски всю жизнь прожил в Лос-Анджелесе.

Писатель работал в жанре гиперреализма, описывая героев, находящихся в атмосфере алкогольной зависимости, распутства и насилия.

Главный герой почти всех его книг (во многом автобиографических) - писатель Генри Чинаски.

Произведения Буковски неоднократно экранизировались (самая знаменитая экранизация - "Пьяница" (Barfly), к которой Буковски сам написал сценарий.

О жизни Чарльза Буковски сняты документальные фильмы: "Буковски - таким родился" (Bukowski: Born into This, 2003, режиссёр Джон Даллагэн) и "Буковски" (Bukowski, 1973, режиссёр Тэйлор Хэкфорд).

Настоящее имя писателя Гейнрих Карл Буковски.

В 2007 и 2008, было движение, чтобы сохранить бунгало Буковского в 5124 Де Лонгпр-Авеню от разрушения. Кампания была возглавлена защитником Лореном Эвереттом. Причина была покрыта экстенсивно в местной и международной прессе, включая особенность в журнале "Beatdom", и была в конечном счете успешна с бунгало, перечисленным как Лос-Анджелеский Историческо-культурный Памятник.

Библиография

Почтамт / Post Office (1971)

Фактотум / Factotum (1975)

Женщины / Women (1978)

Хлеб с ветчиной / Ham On Rye (1982)

Hollywood / Hollywood (1989)

Макулатура / Pulp (1994)

Сборники рассказов

Заметки старого козла / Notes of a Dirty Old Man (1969)

Истории обыкновенного безумия / Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness (1972)

Юг без признаков севера / South of No North (1973)

Самая красивая женщина в городе / The Most Beautiful Woman in Town (1978)

Стихотворные сборники

русские переводы отдельных стихотворений из этих сборников вошли в книгу "Блюющая дама" (2000)

Пересмешник, пожелай мне удачи / Mockingbird, Wish Me Luck (1972)

Сгорая в воде, утопая в пламени / Burning in Water, Drowning in Flame (1974)

Любовь - адский пёс / Love Is a Dog from Hell (1977)

Играй пьяный на пианино как на ударном инструменте пока пальцы не начнут слегка кровоточить / Play the Piano Drunk Like a Percussion Instrument Until the Fingers Begin to Bleed a Bit (1979)

Всё время война / War All the Time (1984)

Иногда так одиноко, что в этом даже есть смысл / You Get So Alone at Times It Just Makes Sense (1986)

Мадригалы меблированных комнат / Roominghouse Madrigals (1988)

Танцы в мертвецкой / Bone Palace Ballet (1997)

Вспышка молнии за горой / The Flash of Lightning Behind the Mountain (2004)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Генрих Буковски появился на свет в немецком городе Андернахе 16 августа 1920 года. Через три года его семья Лос-Анджелес, решив при этом поменять имя сына на Чарльза. Детство Буковски вряд ли можно назвать счастливым: драться и терпеть боль ему пришлось научиться, ещё будучи мальчишкой. В среде американских сверстников он из-за своих немецких корней так и не смог стать своим. Отец, бывший военный, был сторонником жестоких методов воспитания и нередко пускал в ход ремень для правки бритв. Вдобавок, в школьные годы у Чарльза Буковски началось тяжёлое кожное заболевание, на всю жизнь обезобразившее его лицо оспинами и шрамам. Трудное детство во многом предопределило будущее мировоззрение писателя, основанное на отчуждении от окружающего мира, равнодушии к собственной жизни и ощущение постоянной подавленности. Неудивительно, что впервые попробовав алкоголь в тринадцать лет, Буковски увидел в нём лучшее лекарство от невыносимой реальности.

Закончив школу и проведя какое-то время в колледже, Буковски покинул родной и нелюбимый дом, незамедлительно пустившись во все тяжкие. Об этом времени он рассказывал: "Я начал скитаться по стране, перебиваясь случайными заработками, вроде работы уборщика, служителя автозаправки, охранника, посудомойки, экспедитора, складского служащего, приемщика, нарядчика, водителя грузовика, почтальона, кладовщика, почтового клерка, служителя на автостоянке. Ещё я работал на фабрике собачьих бисквитов, фабрике флуоресцентных ламп, на бойне, был членом железнодорожной ремонтной бригады, а также работал на американский Красный Крест. Я видел большинство городов и работал примерно в сотне мест". В это же время он начал писать, но наткнувшись на прохладное отношение к своему творчеству у читателей и издателей, писательство забросил, пустившись в многолетний запой, выпив по его слова больше алкоголя, чем любой другой человек - воды.

Путешествие на дно американской жизни закончилось в 1955 году в больничной палате, куда Буковски попал с язвой желудка. Чудом выкарабкавшись, Чарльз снова начал писать. Его начали печатать, а в 1967 году он начал вести авторскую колонку в газете Open City. Заметки тех лет через какое-то время легли в основу сборника короткой прозы "Записки старого козла". В 1970 году глава калифорнийского издательства Black Sparrow Press Джон Мартин, восхищённый текстами пятидесятилетнего Буковски, предложил ему всецело посвятить себя творчеству, бросив работу, и гарантировал пожизненный доход в 100$. После этого Буковски за двадцать два дня написал свой первый роман "Почтамт", благосклонно встреченный критиками. В 1976 году Буковски женился - в третий раз - на Линде Бегли, владелице ресторанчика здорового питания. После этого жизнь Чарльза наконец-то вошла в спокойное русло. Стандартное расписание его дня: он просыпался после полудня, проводил вечер на скачках, потом возвращался домой, ужинал с женой и прихватив бутылку вина запирался в комнате и писал всю ночь под звуки классической музыки из радиоприёмника - причём с удивительной производительностью. "За один присест" Буковски умудрялся написать несколько десятков стихов и рассказов.

Стиль Буковски сформировался за долгие годы алкоголизма и скитания по трущобам. Его язык неожиданно груб и резок - критики даже окрестили его стиль "грязным реализмом". Главные герои Буковского - он сам и его хорошие знакомые: завсегдатаи баров, проститутки и простые американские работяги. При этом он умудрялся оставаться истинным поэтом. В его текстах сквозь грязь и отчаяние проглядывает неукротимая жизненная сила и глубочайшая мудрость: с буддистским спокойствием Буковски подмечает всю красоту человеческой жизни, одним махом срывая с неё всё наносное. Настоящая известность пришла к нему в 80-ых, когда он написал романы "Женщины", "Хлеб с ветчиной" и "Голливуд". По его сценарию был снят фильм "Пьянь" с Микки Рурком и Фэй Данауэй в главных ролях.

Официальный трейлер фильма "Пьянь" (Barfly, 1987

В конце 1980-х Буковски начал лечиться от лейкемии. В 1993 его не стало. Писатель был похоронен в пригороде Лос-Анджелеса Ранчо Палось Вердос. На его могиле выгравирована эпитафия "Не пытайся" (Don’t try).

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные произведения писателя.

"Фактотум" (Factotum, 1975)

"Я прочёл "Фунты лиха в Париже и Лондоне" (повесть Джорджа Оруэлла о его скитаниях в двух европейских столицах). Прочёл и сказал: "О, этот парнишка считает, что ему пришлось хлебнуть лиха; погоди, вот я сейчас про свои беды расскажу", - вот как Буковски описывал причину, побудившую его взяться за написание своего второго романа. Работа над книгой растянулась на четыре года. "Фактотум" повествует о нескольких годах жизни Буковски (а точнее его постоянного литературного двойника Генри (Хэнка) Чинаски), проведённых в поездках по Америке и постоянных поисках работы, ночлега, женского общества и, конечно же, выпивки. Литературный стиль Буковски - чёткое и предельно простое повествование здесь сдобрен отборным количеством фирменного дерзкого юмора. "Неужели эта работа не слишком хороша для вас?" - спрашивают Хэнка на бирже труда, когда он отказывается работать медбратом в государственной больнице. "Давайте меняться. Вы пойдёте на эту работу, а я займу ваше место", - отвечает Чинаски. "Я специально учился, чтобы работать в этом месте". "Да? Я тоже учился. Два года в колледже".

"Хлеб с ветчиной" (Ham on Rye, 1982)

В этом романе Буковски с присущей ему честностью и прямотой описал своё детство и юность. Здесь есть и проблемы с мальчишками, живущими по соседству, и тяжёлая болезнь, обезобразившая Чинаски, и первые алкогольные опыты и робость перед женщинами, и формирование ощущения полной отчуждённости от окружающего мира. Но главный нерв книги - в описаниях тяжёлых отношений между юным Хэнком и его отцом. Когда Великая Депрессия накрыла Америку, отец Хэнка потерял работу, семья стремительно начала скатываться на самое дно. Один из самых запоминающихся моментов книги - описание поездок старшего Чинаски на вымышленную работу. Каждое утро он заводил машину и уезжал скитаться по городу, лишь бы соседи - такие же безработные, как он - не решили, что семья Чинаски прозябает в нищете. Возвращаясь домой, он, разумеется, вымещал всю злость, накопленную за день, на сыне.

"Истории обыкновенного безумия" (Tales of Ordinary Madness, 1983)

За свою жизнь Буковски написал более 200 рассказов, продемонстрировав, что короткой литературной формой умеет пользоваться не хуже чем писать романы. Причём первые получались у него даже лучше: не затянутые ни на одно слово, бронебойные и бьющие точно в цель. На нескольких страницах Буковски умудрялся одновременно напугать, шокировать рассмешить читателя, но также и показать ему грустную красоту жизни. За прямолинейный слог и мрачноватый юмор многие даже сравнивали Буковски с советским писателем Сергеем Довлатовым .

"Голливуд" (Hollywood, 1989)

На пике популярности Генри Чинаски американский режиссёр Джон Пинчот предложил ему написать сценарий для фильма, названного после "Танец Джим Бима". За этим названием угадывается кинолента "Пьянь", действительно снятая по сценарию Буковски, а Джон Пинчот - это Барбет Шрёдер , режиссёр "Пьяни". Роман "Голливуд" посвящён короткому погружению писателя в киноиндустрию Лос-Анджелеса: на страницах книги подробно описываются мучительные поиски продюсеров для ленты и сами съёмки (в одной из сцен снялся сам Буковски). Под вымышленными именами встречаются такие монстры голливудского кино, как Фрэнсис Форд-Коппола (ставший продюсером фильма), Микки Рурк и Фэй Данауэй (исполнившие главные роли). Неожиданно места в книге отведено нежным отношениям Буковски со своей женой Линдой, которые, по правде говоря, никак не вяжутся с его образом вечно пьяного распутника из предыдущих книг.

"Стихи последней ночи на земле" (The Last Night of the Earth Poems, 1992)

Истинное творческое наследие Буковски хранится не в его романах или рассказах, а в стихах. При жизни писателя вышло несколько десятков стихотворных сборников, из которых на русский было переведено ничтожно мало. Но разыскать их на просторах интернета, несомненно, стоит, особенно - редкие аудиозаписи его поэтических чтений, на которых смех и аплодисменты практически не умолкают. Стихи Буковски - та же проза, только фиксирующая в череде времени еле уловимые мгновения красоты, и порезанная на строчки неравной длины - рифмы и слога он не признавал. В "Стихах последней ночи на Земле" содержится одно из главных стихотворений поэта, "Дни как бритвы, ночи полны крыс", в котором он рассказывает как просиживал светлое время суток в библиотеках, а ночи проводил в попойках и драках. Собственно, на вопрос "Как стать писателем?" Буковски отвечал: "Читать и жить".

Американский писатель, поэт, журналист. Чарльз Буковски родился в Германии в 1920 году. За свою жизнь он выпустил 16 сборников рассказов, шесть романов и множество книг со стихами.

Чарльз Буковски как романист представлял «грязный реализм».

При рождении Буковски был назван в честь отца - Генрих Карл. Его мать-немка была швеей, отец - сержант американской армии. В 1923 году из-за кризиса семья Буковски переехала в США.

Отец часто порол Чарльза и его мать за малейшие проступки. Впоследствии некоторые моменты из его детства войду в автобиографический роман. Со сверстниками Чарльз не общался, стесняясь своего немецкого акцента.

Буковски окончил среднюю школу, посещал колледж, много читал и изучал журналистику. Отец не разделял пристрастие сына к письму и выгнал его из дома. Долгое время Чарльз проводил время в барах, не ходил в колледж, за что и был отчислен.

Творческая деятельность Чарльза Буковски/Charles Bukowski

После неудачи в учебе Чарльз Буковски решил путешествовать по Америке. Частые переезды, смена работ и новые знакомства позже легли в основу его романа «Фактотум» .

В 1944 году Буковски отправил свой рассказ в журнал Story , где его приняли, но напечатали на последних страницах. Это разочаровало Чарльза, после чего он на некоторое время перестал писать. Следующий рассказ был опубликован через два года. Череда неудач заставила Чарльза Буковски опустить руки и удариться в пьянство.

Я бросил писать на десять лет - просто пил, жил, перемещался и сожительствовал с дурными женщинами, - позже вспоминал Чарльз Буковски. - Собирал материал, хоть и не осознанно. Вообще забыл про писательство. Я сдался. Моим искусством стали пьянство и сожительство с женщинами.

В 1952 году Чарльз Буковски устроился на работу в почтовую службу, где проработал больше десяти лет. Он начал серьезно заниматься писательством, его рассказы публиковали в небольших журналах. В 1963 году выходят его поэтические сборники. С 1967 года Чарльз Буковски вел авторскую колонку в калифорнийской газете. Писателя не стесняли темами или цензурой, и Буковски писал честно о своей жизни.

Первым удачным романом писателя стала книга «Почтамт» 1971 года, которая была переведена на 15 языков. Чарльз написал книгу за три недели и сразу сформировал свой собственный стиль.

В 1978 году Буковски выпустил свою самую продаваемую книгу - «Женщины» , которую критиковали за сексизм. Через четыре года писатель пишет автобиографию «Хлеб с ветчиной» , где рассказывает о своем трудном детстве. Сам Чарльз говорил, что этот «роман ужасов» было сложнее всего писать.

К концу своей жизни Чарльз Буковски ушел от автобиографической прозы и взялся за жанр детектива.

Чарльз Буковски начал болеть с 1988 года, его иммунная система слабела. Вскоре он перестал писать и в 1994 году скончался.

Чарльз Буковски стал прототипом героя сериала «Блудливая Калифорния» Хэнка Муди, которого играет Дэвид Духовны.

Личная жизнь Чарльза Буковски/Charles Bukowski

В 27 лет Чарльз Буковски познакомился с 38-летней алкоголичкой Джейн Куни Бейкер . Джейн стала не только женой писателя, но и его самой большой любовью и музой.

В 1955 году они развелись, и Буковски женился на редакторе техасского Барбаре Фрай . Отношения у них не сложились, потому что она не терпела выпивки, а Чарльз не мог бросить пить. Супруги разошлись в 1958 году.

В 1963 году Чарльз Буковски познакомился с Фрэнсис Смит , которая родила ему дочь Марину-Луизу . Но брак их продлился всего два года.

В конце жизни женой писателя стала Линда Ли Бегли , владелица закусочной.

Экранизации произведений Чарльза Буковски/Charles Bukowski

  • 1981 - История обыкновенного безумия
  • 1987 - Безумная любовь
  • 1987 - Пьянь
  • 1991 - Холодная луна
  • 2000 - Человек с прекрасными глазами
  • 2005 - Фактотум
  • 2010 - Любовь за 17.50
  • 2011 - Доктор Наци