Что написал грин. Александр Грин

  • 15.08.2021

ВВЕДЕНИЕ

I РОМАНЫ И ПОВЕСТИ

АЛЫЕ ПАРУСА

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ

БЛИСТАЮЩИЙ МИР

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ

II РАССКАЗЫ

III ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД А.ГРИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авантюрные по своим сюжетам, книги Грина духовно богаты и возвышенны, они заряжены мечтой обо всем высоком и прекрасном и учат читателей мужеству и радости жизни. И в этом Грин глубоко традиционен, несмотря на все своеобразие его героев и прихотливость сюжетов. Иногда кажется даже, что он намеренно густо подчеркивает эту моралистическую традиционность своих произведений, их родственность старым книгам, притчам. Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же торжественным аккордом старинных повестей о вечной любви: "Они жили долго и умерли в один день..."

В этом красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде художественной выдумки, вероятно, и состоит одна из оригинальнейших черт гриновского дарования. Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создавал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, есть, какая, несомненно, существует - писатель в это твердо верил - на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом.

Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою "Гринландию", создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий...

Но так ли уж далеки его романтические вымыслы от реальности, от жизни? Герои рассказа Грина "Акварель" - безработный пароходный кочегар Классон и его жена прачка Бетси - нечаянно попадают в картинную галерею, где обнаруживают этюд, на котором, к их глубокому изумлению, они узнают свой дом, свое неказистое жилище. Дорожка, крыльцо, кирпичная стена, поросшая плющом, окна, ветки клена и дуба, между которыми Бетси протягивала веревки, - все было на картине то же самое... Художник лишь бросил на листву, на дорожку полосы света, подцветил крыльцо, окна, кирпичную стену красками раннего утра, и кочегар и прачка увидели свой дом новыми, просветленными глазами: "Они оглядывались с гордым видом, страшно жалея, что никогда не решатся заявить о принадлежности этого жилья им. "Снимаем второй год", - мелькнуло у них. Классон выпрямился. Бетси запахнула на истощенной груди платок..." Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души, "выпрямила" их.

Гриновская "Акварель" вызывает в памяти знаменитый очерк Глеба Успенского "Выпрямила", в котором статуя Венеры Милосской, однажды увиденная сельским учителем Тяпушкиным, озаряет его темную и бедную жизнь, дает ему "счастье ощущать себя человеком". Это ощущение счастья от соприкосновения с искусством, с хорошей книгой испытывают многие герои произведений Грина. Вспомним, что для мальчика Грэя из "Алых парусов" картина, изображающая бушующее море, была "тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя". А небольшая акварель - безлюдная дорога среди холмов, - названная "Дорогой никуда", поражает Тиррея Давенанта. Юноша, полный радужных надежд, противится впечатлению, хотя зловещая акварель и "притягивает, как колодец"... Как искра из темного камня, высекается мысль: найти дорогу, которая вела бы не никуда, а "сюда", к счастью, что в ту минуту пригрезилось Тиррею.

И, может быть, точнее сказать так: Грин верил, что у каждого настоящего человека теплится в груди романтический огонек. И дело только в том, чтобы его раздуть. Когда гриновский рыбак ловит рыбу, он мечтает о том, что поймает большую рыбу, такую большую, "какую никто не ловил". Угольщик, наваливающий корзину, вдруг видит, что его корзина зацвела, из обожженных им сучьев "поползли почки и брызнули листьями"... Девушка из рыбацкого поселка, наслушавшись сказок, грезит о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный моряк и алые паруса.

Странен и непривычен был Грин в обычном кругу писателей-реалистов, бытовиков, как их тогда называли. Чужим он был среди символистов, акмеистов, футуристов... "Трагедия плоскогорья Суан" Грина, вещь, которую я оставил в редакции условно, предупредив, что она может пойти, а может и не пойти, вещь красивая, но слишком экзотическая..." Это строки из письма Валерия Брюсова, редактировавшего в 1910-1914 годах литературный отдел журнала "Русская мысль". Они очень показательны, эти строки, звучащие, как приговор. Если даже Брюсову, большому поэту, чуткому и отзывчивому на литературную новизну, гриновская вещь показалась хотя и красивой, но слишком экзотической, которая может пойти, а может и не пойти, то каково же было отношение к произведениям странного писателя в других российских журналах?

Между тем для Грина его повесть "Трагедия плоскогорья Суан" (1911) была вещью обычной: он так писал. Вторгая необычное, "экзотическое", в обыденное, примелькавшееся в буднях окружающей его жизни, писатель стремился резче обозначить великолепие ее чудес или чудовищность ее уродства. Это было его художественной манерой, его творческим почерком.

Моральный урод Блюм, главный персонаж повести, мечтающий о временах, "когда мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание", не являлся особенной литературной новинкой. Человеконенавистники, доморощенные ницшеанцы в ту пору, "в ночь после битвы" 1905 года, сделались модными фигурами. "Революционеру по случаю", Блюму родственны по своей внутренней сущности и террорист Алексей из "Тьмы" Леонида Андреева, возжелавший, "чтобы все огни погасли", и пресловутый циник Санин из одноименного романа М. Арцыбашева, и мракобес и садист Триродов, коего Федор Сологуб в своих "Навьих чарах" выдавал за социал-демократа.

Сюжеты Грина определялись временем. При всей экзотичности и причудливости узоров художественной ткани произведений писателя во многих из них явственно ощущается дух современности, воздух дня, в который они писались. Черты времени иной раз так приметно, так подчеркнуто выписываются Грином, что у него, признанного фантаста и романтика, они кажутся даже неожиданными. В начале рассказа "Возвращенный ад" (1915) есть, например, такой эпизод: к известному журналисту Галиену Марку, одиноко сидящему на палубе парохода, подходит с явно враждебными намерениями некий партийный лидер, "человек с тройным подбородком, черными, начесанными на низкий лоб волосами, одетый мешковато и грубо, но с претензией на щегольство, выраженное огромным пунцовым галстуком...". После такой портретной характеристики уже догадываешься, какую примерно партию представляет сей лидер. Но Грин считал нужным сказать об этой партии поточнее (рассказ ведется в форме записок Галиена Марка).

"Я видел, что этот человек хочет ссоры, - читаем мы, - и знал - почему. В последнем номере "Метеора" была напечатана моя статья, изобличающая деятельность партии Осеннего Месяца".

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его "Автобиографическая повесть", где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Он и начинал свой литературный путь как "бытовик", как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету. Они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу, кажется, в их первоначальном облике, нимало не преображенные фантазией; как случилось, так и писалось. В "Автобиографической повести", на тех ее страницах, где Грин описывает дни, проведенные им на уральском чугунолитейном заводе, читатель найдет те же картины неприглядных нравов рабочей казармы, что и в рассказе "Кирпич и музыка", совпадают даже некоторые ситуации и подробности. А в напарнике юноши Гриневского, угрюмом и злом "дюжем мужике", вместе с которым он с утра до поздней ночи ("75 копеек поденно") просеивал уголь в решетах, можно без труда узнать прототип кудластого и злого, черного от копоти Евстигнея.

Рассказ о Евстигнее входил в первую книгу писателя "Шапка-невидимка" (1908). В ней напечатаны десять рассказов, и почти о каждом из них мы вправе предположить, что он в той или иной степени списан с натуры. На своем непосредственном опыте познал Грин безрадостное житье-бытье рабочей казармы, сидел в тюрьмах, по месяцам не получая весточки с воли ("На досуге"), ему были знакомы перипетии "таинственной романтической жизни" подполья, как это изображено в рассказах "Марат", "Подземное", "В Италию", "Карантин"... Такого произведения, которое бы называлось "Шапкой-невидимкой", в сборнике нет. Но заглавие это выбрано, разумеется, не случайно. В большей части рассказов изображены "нелегалы", живущие, на взгляд автора, как бы под шапкой-невидимкой. Отсюда название сборника. Сказочное заглавие на обложке книжки, где жизнь показана совсем не в сказочных поворотах... Это очень показательный для раннего Грина штрих.

Конечно же, впечатления бытия ложились у Грина на бумагу не натуралистически, конечно же, они преображались его художественной фантазией. Уже в первых его сугубо "прозаических", бытовых вещах прорастают зерна романтики, появляются люди с огоньком мечты. В том же кудластом, ожесточившемся Евстигнее разглядел писатель этот романтический огонек. Его зажигает в душе галаха музыка. Образ романтического героя рассказа "Марат", открывающего "Шапку-невидимку", был, несомненно, подсказан писателю обстоятельствами известного "каляевского дела". Слова Ивана Каляева, объяснявшего судьям, почему он в первый раз не бросил бомбу в карету московского губернатора (там сидели женщина и дети), почти дословно повторяет герой гриновского рассказа. Произведений, написанных в романтико-реалистическом ключе, в которых действие происходит в российских столицах или в каком-нибудь окуровском уезде, у Грина немало, не на один том. И, пойди Грин по этому, уже изведанному пути, из него, безусловно, выработался бы отличный бытописатель. Только тогда Грин не был бы Грином, писателем оригинальнейшего склада, каким мы знаем его теперь.

Ходовая формула "Писатель N занимает особое место в литературе" изобретена в незапамятные времена. Но она могла бы быть вновь открыта во времена гриновские. И это был бы как раз тот случай, когда стандартная фраза, серый штамп наливаются жизненными соками, находят свой первозданный облик, обретают свой истинный смысл. Потому что Александр Грин занимает в русской литературе подлинно свое, особое место. Нельзя вспомнить сколько-нибудь схожего с ним писателя (ни русского, ни зарубежного). Впрочем, дореволюционные критики, а позже и рапповские упорно сравнивали Грина с Эдгаром По, американским романтиком XIX века, автором популярной в пору гриновской юности поэмы "Ворон", каждая строфа которой заканчивается безысходным "Nevermore!" ("Никогда!").

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах, М., 1980

2. Алиев Э. Проблема героя в послеоктябрьском творчестве

3. Амлинский В. В тени парусов. К 100-летию со дня рождения А.Грина. "Новый мир", 1980. № 10

4. Арнольди Э. Беллетрист Грин. "Звезда", 1963. № 2

5. Адмони.В «Поэтика и действительность», Л., 1976

6. Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А.Грина). «Литература и жизнь», 1960, 25 сентября

7. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабе и народная культура средне­вековья и Ренессанса». М., 1965

8. Березовская Л. А.Грин: «Битвы с черновиками». "Литературная

учеба", 1982. №5

9. Берн. Э «Игры в которые играют люди», М., 1988

10. Бижева З.Х «Адыгская языковая картина мира», Нальчик 2000

11. Борисов Л. Александр Грин: - В кн. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л. 1971

12. Бочковская Т. Герои Гринландии. 100 лет со дня роадения А.Грина. "Наука и религия". c.980, № 9

13. Бюллетени литературы и жизни, 1916, № 21

14. Ваддаев В. Проповедник космополитизма: нечистый смысл

"чистого" искусства А.Грина. "Новый мир", 1950, №1

15. Ванслав В. Эстетика романтизма. М, 1966

16. ВержбицкиЙ Н. Светлая душа. "Наш современник". 1964, № 8

18. Воронова 0. Поэзия мечты и нравственных поисков. "Нева"," 1980. № 8

19. Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972

20. Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", 1980.

21. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 24, М., 1953

22. Горшков Д. Тайна соседства слов (заметки о языке повести

23. А.С.Грина "Алые паруса"). «Русская речь», 1960, №4

24. Грин А. Пролив бурь. "Современный мир", 1913, № 6

26. Гулев Н. О спорном в теории романтизма. "Русская литература", 1966. №1

27. Губко Н. Я никогда не изменял искусству. - В кн.: А.Грин "Бегущая по волнам". Рассказы. Л. 1980

28. Данина В. Воспоминания об А.Грине. Л., 1972 (рец. на книгу), "Звезда". 1973, №9

29. Дмитревский В. В чем волшебство А.Грина? - В кн.: А.Грин. Золотая цепь. Дорога никуда. Пенза, 1958

30. Дунаевская И.К «Туда где тихо и ослепительно», «Наука и религия» 1993/8,

31. «Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А.Грина», Рига 1988

32. Егорова Л. О романтическом течении в советской прозе.

Севастополь, 1966

33. Загвоздкина Т. Своеобразие фантастического в романах

34. А.Грина. "Проблемы реализма", вып. 1У, Вологда, 1977

35. Зелинский К. Грин. "Красная новь", 1934, № 4

36. Кандинский В.В «О духовном в искусстве», «Слово о науке и культуре», Обнинск, 2000

37. Ковский В. Возвращение к А.Грину (о литературной судьбе пи­сателя). "Вопросы литературы", 1981, № 10

38. Его же: Воспитание романтикой. "Литература в школе", 1966, №1

39. Его же: А.Грин. Преображение действительности. Фрунзе, 1966

41. Его же: Творчество А.Грина (концепция человека и действи­тельности). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. И., 1967

42. Киркин И. Александр Грин. Библиографический указатель про­изведений А.С.Грина и литературы о нем 1906-1977 гг. М.. 1980

43. Его же: А.С.Грин в печати и литература о нем (1906-1970 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л. 1972

44. К истории русского романтизма. М., 1973

45. Кобзев Н. Некоторые особенности творческого метода Грина. "Вопросы русской литературы", вып. 3, 1969

46. Кобзев Н. Роман Александра Грина (проблематика, герой, стиль) Кишинев, 1983

47. Кудрин В. «Миры А.Грина», «Наука и религия» 1993/3

49. Липелис Л. Мир героев А.Грина. "Вопросы литературы", 1973, №2

50. Лебедяева Я. Он поэтичен, он мужественен. "Литература в школе". 1960, № 4

51. Лесневский Б. Поэзия и проза Александра Грина (о книге В.Харчева "Поэзия и проза Александра Грина"). "Комсомольская правда", 1976, 17 апреля

52. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1978

53. Матвеева И. О книге Л.Михайловой "А.Грин. жизнь, личность, творчество". М., 1980, "Литературная газета", 1981, № 52. 23 декабря

54. «Метафора в языке и тексте», М., 1988

55. Милашевский В. А.Грин. В кн.: Милашевский В. Вчера, позав­чера. М., 1972

56. Миллер В. Русская масленица и западноевропейский карнавал.

57. Михайлова Л. Психология необычного. Заметки о творчестве

58. Ее же: А.Грин. Жизнь, личность, творчество. М., 1972

59. Ее же: А.Грин, Жизнь, личность, творчество. М., 1980

60. Ожегов С. Словарь русского языка. М., 1978

61. Панова В. Об А.Грине. Л., 1972

62. Паустовский К. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 5, М., 1958

63. Проблемы традиций и новаторства в художественной литературе. Сб. научных трудов. Горький, 1978

64. «Проблемы романтизма», М., 1961

65. Прохоров Е. Александр Грин. М, 1970

66. Ревякина А. Некоторые проблемы романтизма XX века и вопро­сы искусства в послеоктябрьском творчестве А.Гри­на. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1970

67. Ее же: 0 творческих принципах А.Грина. Ученые записки МГПИ, 1971, № 456

68. Рецензия без подписи: А.С.Грин. Рассказы. "Русское богат­ство". 1910. №3

70. Его же: Страницы жизни. М., 1974

71. Русские писатели прозаики, т. I, Л, 1959

72. Саидова М. Поэтика А.С.Грина (на материале романтических новелл). Автореферат диссертации на соискание уче­ной степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1976

73. Сайкин 0, Вдохновленный мечтой. К 100-летию Грина. "Москва", 1980, № 8

74. Самойлова В. Творчество А.Грина и проблемы романтизма в со­ветской литературе. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1968

75. Словарь иностранных слов, 7-е изд., М., 1979

76. Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический. -В кн.: "Книга воспоминаний". M.-Л, 1966

77. Топоров В.М «Миф. Ритуал. Символ. Образ», М., 1995

78. Сукиасова И. Новое об Александре Грине. "Литературная Грузия". 1968, №12.

79. Уилрайт.Ф «Метафора и реальность», М., 1990

80. Хайлов А. В стране Грина. "Дон", 1963, № 12

81. Федоров.Ф.Ф «Романтический художественный мир»

82. Фромм.Э «Душа человека», М., 1992

83. Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1978

84. Его же: 0 стиле "Алых парусов". "Русская литература", 1972.

85. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и разви­тие литературы. М., 1970

86. Хрулев В. Философско-эстетические и художественные принципы романтизма Грина. "Филологические науки", 1971, №1

87. Философский словарь под ред. Фролова И. М. 1980

88. Шогенцукова.Н.А «Опыт онтологической поэтики» М, 1995. Стр.26

89. Щеглов М. Корабли А.Грина. "Новый мир", 1956, № 10

Авантюрные по своим сюжетам, книги Грина духовно богаты и возвышенны, они заряжены мечтой обо всем высоком и прекрасном и учат читателей мужеству и радости жизни. И в этом Грин глубоко традиционен, несмотря на все своеобразие его героев и прихотливость сюжетов. Иногда кажется даже, что он намеренно густо подчеркивает эту моралистическую традиционность своих произведений, их родственность старым книгам, притчам. Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же торжественным аккордом старинных повестей о вечной любви: "Они жили долго и умерли в один день..."

В этом красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде художественной выдумки, вероятно, и состоит одна из оригинальнейших черт гриновского дарования. Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создавал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, есть, какая, несомненно, существует - писатель в это твердо верил - на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом.

Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою "Гринландию", создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий...

Но так ли уж далеки его романтические вымыслы от реальности, от жизни? Герои рассказа Грина "Акварель" - безработный пароходный кочегар Классон и его жена прачка Бетси - нечаянно попадают в картинную галерею, где обнаруживают этюд, на котором, к их глубокому изумлению, они узнают свой дом, свое неказистое жилище. Дорожка, крыльцо, кирпичная стена, поросшая плющом, окна, ветки клена и дуба, между которыми Бетси протягивала веревки, - все было на картине то же самое... Художник лишь бросил на листву, на дорожку полосы света, подцветил крыльцо, окна, кирпичную стену красками раннего утра, и кочегар и прачка увидели свой дом новыми, просветленными глазами: "Они оглядывались с гордым видом, страшно жалея, что никогда не решатся заявить о принадлежности этого жилья им. "Снимаем второй год", - мелькнуло у них. Классон выпрямился. Бетси запахнула на истощенной груди платок..." Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души, "выпрямила" их.

Гриновская "Акварель" вызывает в памяти знаменитый очерк Глеба Успенского "Выпрямила", в котором статуя Венеры Милосской, однажды увиденная сельским учителем Тяпушкиным, озаряет его темную и бедную жизнь, дает ему "счастье ощущать себя человеком". Это ощущение счастья от соприкосновения с искусством, с хорошей книгой испытывают многие герои произведений Грина. Вспомним, что для мальчика Грэя из "Алых парусов" картина, изображающая бушующее море, была "тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя". А небольшая акварель - безлюдная дорога среди холмов, - названная "Дорогой никуда", поражает Тиррея Давенанта. Юноша, полный радужных надежд, противится впечатлению, хотя зловещая акварель и "притягивает, как колодец"... Как искра из темного камня, высекается мысль: найти дорогу, которая вела бы не никуда, а "сюда", к счастью, что в ту минуту пригрезилось Тиррею.

И, может быть, точнее сказать так: Грин верил, что у каждого настоящего человека теплится в груди романтический огонек. И дело только в том, чтобы его раздуть. Когда гриновский рыбак ловит рыбу, он мечтает о том, что поймает большую рыбу, такую большую, "какую никто не ловил". Угольщик, наваливающий корзину, вдруг видит, что его корзина зацвела, из обожженных им сучьев "поползли почки и брызнули листьями"... Девушка из рыбацкого поселка, наслушавшись сказок, грезит о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный моряк и алые паруса.

Странен и непривычен был Грин в обычном кругу писателей-реалистов, бытовиков, как их тогда называли. Чужим он был среди символистов, акмеистов, футуристов... "Трагедия плоскогорья Суан" Грина, вещь, которую я оставил в редакции условно, предупредив, что она может пойти, а может и не пойти, вещь красивая, но слишком экзотическая..." Это строки из письма Валерия Брюсова, редактировавшего в 1910-1914 годах литературный отдел журнала "Русская мысль". Они очень показательны, эти строки, звучащие, как приговор. Если даже Брюсову, большому поэту, чуткому и отзывчивому на литературную новизну, гриновская вещь показалась хотя и красивой, но слишком экзотической, которая может пойти, а может и не пойти, то каково же было отношение к произведениям странного писателя в других российских журналах?

Между тем для Грина его повесть "Трагедия плоскогорья Суан" (1911) была вещью обычной: он так писал. Вторгая необычное, "экзотическое", в обыденное, примелькавшееся в буднях окружающей его жизни, писатель стремился резче обозначить великолепие ее чудес или чудовищность ее уродства. Это было его художественной манерой, его творческим почерком.

Моральный урод Блюм, главный персонаж повести, мечтающий о временах, "когда мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание", не являлся особенной литературной новинкой. Человеконенавистники, доморощенные ницшеанцы в ту пору, "в ночь после битвы" 1905 года, сделались модными фигурами. "Революционеру по случаю", Блюму родственны по своей внутренней сущности и террорист Алексей из "Тьмы" Леонида Андреева, возжелавший, "чтобы все огни погасли", и пресловутый циник Санин из одноименного романа М. Арцыбашева, и мракобес и садист Триродов, коего Федор Сологуб в своих "Навьих чарах" выдавал за социал-демократа.

Сюжеты Грина определялись временем. При всей экзотичности и причудливости узоров художественной ткани произведений писателя во многих из них явственно ощущается дух современности, воздух дня, в который они писались. Черты времени иной раз так приметно, так подчеркнуто выписываются Грином, что у него, признанного фантаста и романтика, они кажутся даже неожиданными. В начале рассказа "Возвращенный ад" (1915) есть, например, такой эпизод: к известному журналисту Галиену Марку, одиноко сидящему на палубе парохода, подходит с явно враждебными намерениями некий партийный лидер, "человек с тройным подбородком, черными, начесанными на низкий лоб волосами, одетый мешковато и грубо, но с претензией на щегольство, выраженное огромным пунцовым галстуком...". После такой портретной характеристики уже догадываешься, какую примерно партию представляет сей лидер. Но Грин считал нужным сказать об этой партии поточнее (рассказ ведется в форме записок Галиена Марка).

"Я видел, что этот человек хочет ссоры, - читаем мы, - и знал - почему. В последнем номере "Метеора" была напечатана моя статья, изобличающая деятельность партии Осеннего Месяца".

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его "Автобиографическая повесть", где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Он и начинал свой литературный путь как "бытовик", как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету. Они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу, кажется, в их первоначальном облике, нимало не преображенные фантазией; как случилось, так и писалось. В "Автобиографической повести", на тех ее страницах, где Грин описывает дни, проведенные им на уральском чугунолитейном заводе, читатель найдет те же картины неприглядных нравов рабочей казармы, что и в рассказе "Кирпич и музыка", совпадают даже некоторые ситуации и подробности. А в напарнике юноши Гриневского, угрюмом и злом "дюжем мужике", вместе с которым он с утра до поздней ночи ("75 копеек поденно") просеивал уголь в решетах, можно без труда узнать прототип кудластого и злого, черного от копоти Евстигнея.

Рассказ о Евстигнее входил в первую книгу писателя "Шапка-невидимка" (1908). В ней напечатаны десять рассказов, и почти о каждом из них мы вправе предположить, что он в той или иной степени списан с натуры. На своем непосредственном опыте познал Грин безрадостное житье-бытье рабочей казармы, сидел в тюрьмах, по месяцам не получая весточки с воли ("На досуге"), ему были знакомы перипетии "таинственной романтической жизни" подполья, как это изображено в рассказах "Марат", "Подземное", "В Италию", "Карантин"... Такого произведения, которое бы называлось "Шапкой-невидимкой", в сборнике нет. Но заглавие это выбрано, разумеется, не случайно. В большей части рассказов изображены "нелегалы", живущие, на взгляд автора, как бы под шапкой-невидимкой. Отсюда название сборника. Сказочное заглавие на обложке книжки, где жизнь показана совсем не в сказочных поворотах... Это очень показательный для раннего Грина штрих.

Конечно же, впечатления бытия ложились у Грина на бумагу не натуралистически, конечно же, они преображались его художественной фантазией. Уже в первых его сугубо "прозаических", бытовых вещах прорастают зерна романтики, появляются люди с огоньком мечты. В том же кудластом, ожесточившемся Евстигнее разглядел писатель этот романтический огонек. Его зажигает в душе галаха музыка. Образ романтического героя рассказа "Марат", открывающего "Шапку-невидимку", был, несомненно, подсказан писателю обстоятельствами известного "каляевского дела". Слова Ивана Каляева, объяснявшего судьям, почему он в первый раз не бросил бомбу в карету московского губернатора (там сидели женщина и дети), почти дословно повторяет герой гриновского рассказа. Произведений, написанных в романтико-реалистическом ключе, в которых действие происходит в российских столицах или в каком-нибудь окуровском уезде, у Грина немало, не на один том. И, пойди Грин по этому, уже изведанному пути, из него, безусловно, выработался бы отличный бытописатель. Только тогда Грин не был бы Грином, писателем оригинальнейшего склада, каким мы знаем его теперь.

Александр Грин – псевдоним, настоящее имя – Александр Степанович Гриневский; Старый Крым, СССР; 11.08.1880 – 08.07.1932

Книги Александра Грина, по мнению многочисленных критиков, стоят особняком в жанре русской и мировой классической прозы. Эти произведения настолько отличаются от всего написанного другими авторами, что даже найти подобие стилистики написания очень сложно. Возможно, именно это принесло Грину Александру Степановичу широкую известность. Ведь его произведения до сих пор достаточно популярны, они экранизируются, на них ставят театральные постановки и мюзиклы, а книги Александра Грина читать все также хотят большое количество людей во всем мире. Лучшим подтверждением последнего факта является наличие книги Александра Грина «Алые паруса» в нашем рейтинге .

Александр Грин биография

Писатель Александр Грин родился в городе Слободской, куда его отцу разрешили переехать из ссылки за участие в восстании. В семье его воспитанием занимались периодически, поэтому родители то строго наказывали, то баловали ребенка. В то же время Александр Грин читать научился еще в 6 лет и первой его книгой, по словам самого писателя, были «Путешествия Гулливера». Возможно, именно это сыграло решающую роль в будущем выборе профессии.

В 9 лет Александр поступил в местное училище, но уже через год выгнали оттуда за несносное поведение. Отец записал его в другое училище, которое будущий писатель все-таки окончил. В то же время в 15 летнем возрасте умерла его мать, а отец женился повторно. Жизнь Александра Грина с мачехой не сложилась, поэтому он живет отдельно от отца и в 16-летнем возрасте решается ехать в Одессу устраиваться матросом.

В Одессе с помощью друга отца он устраивается на пароход, ходивший между Батуми и Одессой, но из-за своего несносного характера задерживается там недолго. Уже через год жизнь Александра Грина возвращает его в ненавистную ему Вятку. После этого было еще пять лет мытарств и попыток работать в самых разных городах и на самых разных профессиях, но всякий раз он оказывался вновь у отца в Вятке. Возможно, именно по настоянию последнего в 22 года Александр поступает служить в армию.

Но в армии у Александра Гриневского тоже нечего не сложилось, зато позволило ему проникнуться революционными идеями. Поэтому дезертировав, он занялся распространением этих идей среди моряков Черноморского флота. Это получалось у него отлично, за что от одного из руководителей движения он и получил рекомендацию стать писателем.

После очередного побега из ссылки в 26 лет Александр решает воспользоваться этим советом. Так в 1906 году первые Александра Грина рассказы появляются в печати. Сначала это единичные произведения, но в дальнейшем Грин пишет до 25 рассказов в год. При этом писатель Грин Александр постепенно сближается с литературным сообществом, в котором особенно выделяет . И даже ссылка в 1910 году за предыдущие прегрешения и побеги не мешает писателю развивать свою литературную деятельность.

С началом Первой мировой войны начинается эра запрета книг Александра Грина. Сначала эти запреты исходят от царской власти, из-за чего он вынужден уехать в Финляндию. После же революции, вернувшись на родину, он попадает в немилость к новой власти. И только протекция не позволяет ему умереть с голоду и не быть расстрелянным. Лишь наступление НЭПа позволила автору вновь издаваться. Благодаря этому он вместе с жжено переехал в Крым. Но после небольшой оттепели книги Александра Грина вновь запретили, из-за чего он был вынужден переехать в Старый Крым, где и умер в 1932 году от рака желудка.

Книги Александра Грина на сайте Топ книг

Повесть Александра Грина «Алые паруса» читать настолько популярно, что это позволило произведению занять высокое место среди нашего сайта. При этом интерес к произведению с годами не уменьшается и носит весьма стабильный характер. В то же время Александра Грина рассказы такие как «Зеленая лампа», «Теплоход» и роман «Бегущая по волнам» также пользуются немалым успехом. Более подробно со всеми Александра Грина рассказами вы можете познакомиться ниже.

Александр Грин список книг

  1. Авантюра
  2. Авиатор-лунатик
  3. Автобиографическая повесть
  4. Акварель
  5. Акула
  6. Алмазы
  7. Апельсины
  8. Армянин Тинтос
  9. Атака
  10. Ату его!
  11. Балкон
  12. Барка на Зелёном канале
  13. Бархатная портьера
  14. Баталист Шуан
  15. Без вести пропавший
  16. Без публики
  17. Безногий
  18. Белый огонь
  19. Белый шар
  20. Битва в воздухе
  21. Блистающий мир
  22. Блондинка
  23. Бой быков
  24. Бой на штыках
  25. Большое счастье маленького борца
  26. Борьба с пулемётом
  27. Борьба со смертью
  28. Бочка пресной воды
  29. Брак Августа Эсборна
  30. Бродяга и начальник тюрьмы
  31. Бука-невежа
  32. Бунт на корабле «Альцест»
  33. Буржуазный дух
  34. В гостях у приятеля
  35. В Италию
  36. В разливе
  37. В снегу
  38. Ваня рассердился на человечество
  39. Весёлая бабочка
  40. Весёлый мертвец
  41. Весёлый попутчик
  42. Ветка омелы
  43. Вечная пуля
  44. Взрыв будильника
  45. Возвращение
  46. Возвращение «Чайки»
  47. Возвращённый ад
  48. Воздушный корабль
  49. Вокруг света
  50. Волшебное безобразие
  51. Волшебный экран
  52. Вор в лесу
  53. Воскресение Пьера
  54. Восстание
  55. Вперёд и назад
  56. Враги
  57. Всадник без головы
  58. Выдумка парикмахера
  59. Выдумка Эпитрима
  60. Высокая техника
  61. Гарем Хаки-бея
  62. Гатт, Витт и Редотт
  63. Гениальный игрок
  64. Главный виновник
  65. Гладиаторы
  66. Глухая тропа
  67. Гнев отца
  68. Голос и глаз
  69. Голос и звуки
  70. Голос сирены
  71. Горбун
  72. Гостиница Вечерних огней
  73. Гость
  74. Гранька и его сын
  75. Далёкий путь
  76. Дача большого озера
  77. Два брата
  78. Два обещания
  79. Двойник Плереза
  80. Дело с белой птицей, или Белая птица и разрушенный костёл
  81. Дикая мельница
  82. Дикая роза
  83. Дорога в никуда
  84. Друг человека
  85. Дуэль
  86. Дьявол Оранжевых Вод
  87. Ерошка
  88. Железная птица
  89. Жёлтый город
  90. Жизнеописания великих людей
  91. Жизнь Гнора
  92. За решётками
  93. Забытое
  94. Загадка предвиденной смерти
  95. Заколоченный дом
  96. Заслуга рядового Пантелеева
  97. Захват знамени
  98. Зверь Рошфора
  99. Зелёная лампа
  100. Земля и вода
  101. Зимняя сказка
  102. Золото и шахтёры
  103. Золотой пруд
  104. Зурбаганский стрелок
  105. И для меня придёт весна
  106. Игрушка
  107. Игрушки
  108. Идиот
  109. Из памятной книжки сыщика
  110. Измена
  111. Имение Хонса
  112. Интересная фотография
  113. Искатель приключений
  114. История одного убийства
  115. История одного ястреба Молчание
  116. История Таурена
  117. Истребитель
  118. Каждый сам миллионер
  119. Как бы там ни было
  120. Как силач Рыжий Джон боролся с королём
  121. Как я был царём
  122. Как я умирал на экране
  123. Канат
  124. Капитан
  125. Капитан Дюк
  126. Карантин
  127. Карнавал
  128. Качающаяся скала
  129. Кинжал и маска
  130. Кирпич и музыка
  131. Клубный арап
  132. Колония Ланфиер
  133. Колосья
  134. Комендант порта
  135. Корабли в Лиссе
  136. Кошмар
  137. Кошмарный случай
  138. Крысолов
  139. Ксения Турпанова
  140. Лабиринт
  141. Лакей плюнул в кушанье
  142. Леаль у себя дома
  143. Лебедь
  144. Легенда о Фергюсоне
  145. Легенды войны
  146. Легче стало
  147. Лесная драма
  148. Летающий дож
  149. Личный приём
  150. Лошадиная голова
  151. Лужа Бородатой Свиньи
  152. Лунный свет П
  153. Львиный удар
  154. Любимый
  155. Любовница пристава
  156. Маленький заговор
  157. Маленький комитет
  158. Малинник Якобсона
  159. Маньяк
  160. Марат
  161. Марионетка
  162. Мат в три хода
  163. Маятник весны
  164. Медведь и немец
  165. Медвежья охота
  166. Мёртвые за живых
  167. Монте-Кристо
  168. Морской бой
  169. На американских горах
  170. На бирже
  171. На волоске
  172. На досуге
  173. На облачном берегу
  174. На острове
  175. На склоне холмов
  176. На склоне холмов
  177. Над бездной
  178. Наёмный убийца
  179. Наивный Туссалетто
  180. Наказание
  181. Наследство Пик-Мика
  182. Находка
  183. Нежный роман
  184. Непобедимый
  185. Непробиваемый панцирь
  186. Нечто из дневника
  187. Новогодний праздник отца и маленькой дочери
  188. Новый цирк
  189. Нож и карандаш
  190. Ночлег
  191. Ночная прогулка
  192. Ночью
  193. Ночью и днём
  194. Нянька Гленау
  195. Обезьяна
  196. Огненная вода
  197. Огонь и вода
  198. Один из многих
  199. озорный столб
  200. Окно в лесу
  201. Опасный прыжок
  202. Оргия
  203. Оригинальный шпион
  204. Остров
  205. Остров Рено
  206. Открыватель замков
  207. Отравленный остров
  208. Отставший взвод
  209. Отшельник Виноградного пика
  210. Охота в воздухе
  211. Охота на Марбруна
  212. Охота на хулигана
  213. Охотник за минами
  214. Пассажир Пыжиков
  215. Пасха на пароходе
  216. Пешком на революцию
  217. Племя Сиург
  218. Пляска смерти
  219. По брачному объявлению
  220. По закону
  221. Победитель
  222. Повесть, оконченная благодаря пуле
  223. Подземное
  224. Поединок
  225. Поединок предводителей
  226. Покаянная рукопись
  227. Покой
  228. Пороховой погреб
  229. Последние минуты Рябинина
  230. Предсмертная записка
  231. Преступление Отпавшего Листа
  232. Призвание
  233. Приказ по армии
  234. Приключения Гинча
  235. Продавец счастья
  236. Продолжение следует
  237. Происшествие в улице Пса
  238. Происшествие с часовым
  239. Происшествия в квартире г-жи Сериз
  240. Пролив бурь
  241. Пропавшее солнце
  242. Проходной двор
  243. Птица Кам-Бу
  244. Пустяки
  245. Путешественник Уы-Фью-Эой
  246. Пятнадцатое июля
  247. Разведчик
  248. Разговор
  249. Рассказ Бирка
  250. Рассказ о странной судьбе
  251. Ревность и шпага
  252. Редкий фотографический аппарат
  253. Рождение грома
  254. Роковое место
  255. Роковой круг
  256. Романтическое убийство
  257. Рука женщины
  258. Русалки воздуха
  259. Рыцарь Мальяр
  260. Самоубийство
  261. Сарынь на кичку
  262. Свадьба Маши
  263. Сделайте бабушку
  264. Сердце пустыни
  265. Серый автомобиль
  266. Серьёзный пленник
  267. Сила непостижимого
  268. Сила слова
  269. Синий волчок
  270. Синий каскад Теллури
  271. Система мнемоники Атлея
  272. Слабость Даниэля Хортона
  273. Сладкий яд города
  274. Слепой Дей Канет
  275. Слова
  276. Словоохотливый домовой
  277. Слово-убийца
  278. Слон и Моська
  279. Случай
  280. Случайный доход
  281. Смерть Аламбера
  282. Смерть Ромелинка
  283. Совесть заговорила
  284. Создание Аспера
  285. Состязание в Лиссе
  286. Социальный рефлекс
  287. Спокойная душа
  288. Старик ходит по кругу
  289. Сто вёрст по реке
  290. Страдалец
  291. Странное оружие
  292. Странное происшествие на маскараде
  293. Странный вечер
  294. Страшная посылка
  295. Страшная тайна автомобиля
  296. Судьба первого взвода
  297. Судьба, взятая за рога
  298. Таинственная пластинка
  299. Таинственный лес
  300. Тайна дома 41
  301. Тайна леса
  302. Тайна лунной ночи
  303. Там или там
  304. Танец
  305. Телеграфист из Медянского бора
  306. Тифозный пунктир
  307. Тихие будни
  308. Торговцы
  309. Трагедия плоскогорья Суан
  310. Трамвайная болезнь
  311. Третий этаж
  312. Три брата
  313. Три встречи
  314. Три похождения Эхмы
  315. Три пули
  316. Три свечи
  317. Труп-невидимка
  318. Трюм и палуба
  319. Тяжёлый воздух
  320. Убийство в Кунст-Фише
  321. Убийство в рыбной лавке
  322. Убийство романтика
  323. Убийца
  324. Удушливый газ
  325. Ужасное зрение
  326. Узник «Крестов»
  327. Урбан Грац принимает гостей
  328. Ученик чародея
  329. Фанданго
  330. Фантазёры
  331. Фантастическое провидение
  332. Хозяин из Лодзи
  333. Циклон в Равнине Дождей
  334. Человек с дачи Дурново
  335. Человек с человеком
  336. Человек, который плачет
  337. Чёрные цветы
  338. Чёрный автомобиль
  339. Чёрный алмаз
  340. Чёрный роман
  341. Чёрный хутор
  342. Четвёртый за всех
  343. Четыре гинеи
  344. Четырнадцать футов
  345. Чудесный провал
  346. Чужая вина
  347. Шедевр
  348. Шесть спичек
  349. Штурман «Четырёх ветров»
  350. Элда и Анготея
  351. Эпизод при взятии форта Циклоп
  352. Эсперанто
  353. Ящик с мылом

(наст. фамилия - Г р и н е в с к и й)
23.08.1880, г. Слободской Вятской губ. - 08.07.1932, Старый Крым
русский писатель

Художником становишься,
когда самостоятельно создаёшь то,
что хочешь видеть или cлышать.

А.Моруа

Грин не любил говорить о себе. Уже став известным, на вопросы любопытных и анкеты журналов он отвечал предельно сухо и кратко. Он вообще был молчалив, сдержан, даже чопорен и терпеть не мог тех, кто лезет в душу. Только в последние годы жизни в «Автобиографической повести» он рассказал о своей трудной и совсем не романтической судьбе.
«Потому ли, что первая прочитанная мной ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»… или стремление в далёкие страны было врождённым, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет» .
Если прибавить к этому, что первое слово, которое Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море», то всё остальное само собой понятно. Как все мальчики в те годы, он запоем читал романы Ф.Купера, Ж.Верна, Р.Стивенсона, Г.Эмара; любил бродить с ружьём по лесам, окружавшим город, воображая себя диким охотником. И конечно, пытался бежать в Америку.
Ему нечего было терять: за дерзкие стихи и многие шалости ученик Гриневский был исключён из реального училища. Дома тоже было невесело: бедность, вечные упрёки и побои отца.
В шестнадцать лет, окончив с грехом пополам городское училище, Александр окончательно решил стать моряком. Он надел болотные сапоги выше колен, широкополую соломенную шляпу и отправился из Вятки в Одессу. Начались его многолетние странствия и мытарства, о которых коротко можно сказать так: российская земля неласкова к мечтателям и выдумщикам.
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
То, что так спокойно перечисляет Грин, на самом деле было настоящим адом. И вырваться из него он смог только тогда, когда понял, что истории, которые он сочинял для своих случайных спутников и для самого себя, можно записывать.
Он долго не верил, что может стать в один ряд с настоящими писателями, теми, кто так восхищал его в юности. Первый рассказ («Заслуга рядового Пантелеева», 1906) и первая книга («Шапка-невидимка», 1908) - это ещё попытка писать, «как все». Только в рассказе «Остров Рено» найдены координаты той земли, которую напрасно было бы искать на карте и которая принадлежала только ему. С тех пор, невзирая ни на какие повороты судьбы и исторические потрясения, с каждым годом всё увереннее Александр Грин созидает свой мир, закрытый для посторонних, но видимый «внутренними глазами души» .
Три самых страшных года - 1918-й, 1919-й, 1920-й - среди смерти, голода и тифа Грин обдумывал и писал «Алые паруса» - свой ответ революции. Крошечная печка-буржуйка согревала Александра Степановича, когда рождался его первый роман «Блистающий мир» (1923). Он верил, что люди когда-то летали и снова будут летать, как птицы. Грин был теперь не один. Он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию. Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда» . Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди.
Эпоха шла «путём своим железным» , а Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая» . В чертах его героев сочетались твёрдость и нежность, а имена героинь звучали, как музыка.
Как это получалось у него? А очень просто. Он знал, что «наша пригородная природа - есть мир серьёзный не менее, чем берега Ориноко…» , что человек, вмещающий в себя весь мир - чудесен. Он просто глядел пристальнее, чем другие, и поэтому мог увидеть в сибирской тайге - экваториальный лес, а на петроградской улице с тёмными домами - пагоды, окружённые пальмами.
«Всё открыто для всех» , - говорит он устами своего героя. Другой автор в другой стране примерно в это же время сказал: «Там, где наша магическая фантазия могла бы создать новый мир, она останавливается» (Г.Майринк).
Грин не останавливался. Не останавливайтесь и вы. И тогда, рано или поздно, под старость или в расцвете лет, на набережной старого города тёплой летней ночью или просто в тишине квартиры вы, может быть, услышите беззвучные слова: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…»

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ГРИНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Вступ. ст. В.Вихрова; Послесл. Вл.Россельса; Ил. С.Бродского. - М.: Правда, 1965.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Предисл. В.Вихрова; Худож. С.Бродский. - М.: Правда, 1980.
В первое собрание сочинений включены, в основном, лучшие рассказы и романы Грина и его «Автобиографическая повесть».
Во втором - добавился один из последних романов «Джесси и Моргиана» и множество рассказов (не всегда равноценных) из журналов начала XX века и 1920-30-х годов.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Вступ. ст., сост. В.Ковского. - М.: Худож. лит., 1991-1997.

В составленное на рубеже веков собрание, кроме всех известных произведений Грина, вошли также роман «Сокровище африканских гор», стихотворения и поэма «Ли».

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. А.Дудин. - М.: Современник, 1986. - 47 с.: ил. - (Отрочество).
Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это - история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель - для всех нас.

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 150 с.: ил.
Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса - так, например, как увидел их художник Михаил Бычков.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ; РАССКАЗЫ // Грин А.С. Избранные произведения; Паустовский К.Г. Избранные произведения. - М.: Дет. лит., 1999. - С. 23-356.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЛИСТАЮЩИЙ МИР; ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ; РАССКАЗЫ. - М.: Худож. лит., 1986. - 512 с. - (Классики и современники).
«Блистающий мир»
Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль. Спустя годы герой романа «Блистающий мир» полетел свободно, как птица.

«Золотая цепь»
«Тайна» и «Приключение» - вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ: Роман; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1988. - 287 с.: ил. - (Классики и современники).
«Бегущая по волнам»
Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба.

ДЖЕССИ И МОРГИАНА: Роман. - М.: РОСМЭН, 2001. - 252 с. - (Смятение чувств).
Роман о двух сёстрах, одна из которых добра и красива, а другая - безобразна и жестока, вероятно, не лучшая книга А.Грина. На ней лежит тень приближающейся болезни и мрака. Но и в этой вещи есть очень интересные размышления о природе зла и психологии убийцы.

ДОРОГА НИКУДА: Роман // Грин А.С. Избранное / Ил. А.П.Мелик-Саркисяна. - М.: Правда, 1989. - С. 299-492.
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Рассказы. - М.: Правда, 1988. - 480 с.
О «тайных путях души» , приводящих то к счастью, то к гибели; о праве каждого быть непохожим на других; о необычайной силе человека, способного, если надо, пройти по воде или победить смерть, - обо всём этом вы прочтёте в рассказах этого сборника. А под конец, встретив солнечное утро на чердаке заброшенного дома, поймёте главную мысль Грина: «Чудеса - в нас» .

КОРАБЛИ В ЛИССЕ / [Послесл. И.Сабининой]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
Содерж.: Алые паруса; Рассказы.

НЕДОТРОГА: Первая полная публикация незавершённого романа / [Публ., предисл. и примеч. Л.Варламовой] // Крымский альбом: Ист.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия – М.: Изд. дом «Коктебель», 1996. - С. 150-179.
Ферроль и его дочь, вынужденные покинуть город, нашли приют в стенах полуразрушенного форта на морском берегу. Форт стал их домом, а девушка даже вырастила маленький сад.
В саду распустились необыкновенные цветы, молва о красоте которых разнеслась далеко. Но лепестки цветов закрывались и начинали увядать, когда в сад входил недобрый человек.
Грин успел написать около половины своего последнего, так трудно дававшегося ему романа. Как могли бы развиваться события и судьбы героев, можно представить по уцелевшим наброскам и фрагментам книги.

НОВЕЛЛЫ / Предисл. В.Амлинского. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 416 с.
В книге собрано лучшее из написанного А.Грином в этом жанре. «Капитан Дюк», «Крысолов», «Корабли в Лиссе», «Акварель», «Гнев отца», «Бархатная портьера» и другие новеллы давно стали классикой.

РАССКАЗЫ; АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 560 с. - (Школа классики).

СОКРОВИЩЕ АФРИКАНСКИХ ГОР: Романы. - М.: РОСМЭН, 2001. - 511 с. - (Золотой треугольник).
«Сокровище африканских гор»
«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Но в дневнике этом читатель нашёл бы весьма малое количество заметок географических, ещё меньше событий… Целые страницы были наполнены описаниями неизвестных цветов, их запаха и сравнений их с северными цветами. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. Третье - рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий. Иногда Гент пускался в рассуждения о преимуществе быстрого прицела перед тщательным его наведением или рассказывал, как солнечный свет бродит в вершинах леса, озаряя листву» . Если бы Грину довелось совершить путешествие по Центральной Африке вместе с экспедицией американского журналиста Генри Стэнли, отыскивая следы пропавшего исследователя Д.Ливингстона, он, скорее всего, вёл бы себя так же, как созданный им герой Гент.

ФАНДАНГО: Новеллы / Вступ. ст. Е.Б.Скороспеловой. - М.: Дет. лит., 2002. - 334 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ГРИНА

Грин А.С. Автобиографическая повесть // Грин А.С. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 3-142.

Амлинский Вл. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин А.С. Новеллы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - С. 5-22.
Андреев К. Летящий над волнами // Андреев К. Искатели приключений. - М.: Дет. лит., 1966. - С. 238-286.
Антонов С. А.Грин. «Возвращённый ад» // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 90-130.
В помощь ученику и учителю: [Комментарии; Крат. летопись жизни и творчества А.С.Грина; Материалы к биографии; Критика о творчестве А.С.Грина; А.С.Грин в искусстве и др.] // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 369-545.
Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 3-36.
Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступл., примеч. Вл.Сандлера. - Л.: Лениздат, 1972. - 607 с.: фотоил.
Галанов Б. Беру волны и корабль с алым парусом… // Галанов Б. Книжка про книжки. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 114-122.
Грин Н. Воспоминания об Александре Грине. - Феодосия - М.: Коктебель, 2005. - 399 с.
Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 5-16.
Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. - М.: Современник, 1989. - С. 32-39.
Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Худож. лит., 1991. - Т. 1. - С. 5-36.
Ковский В. «Настоящая внутренняя жизнь»: (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Реалисты и романтики. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 239-328.
Паустовский К. Александр Грин // Паустовский К. Золотая роза: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1987. - С. 212-214.
Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 386-402.
Паустовский К. Чёрное море // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 18-185.
В этой повести А.С.Грин изображён под именем писателя Гарта.
Полонский В. Александр Степанович Грин (1880-1932) // Энциклопедия для детей: Т. 9: Рус. литература: Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999. - С. 219-231.
Россельс Вл. Дореволюционная проза Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 445-453.
Сабинина И. Паладин мечты // Грин А.С. Корабли в Лиссе. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - С. 346-350.
Скороспелова Е. Страна Александра Грина // Грин А.С. Фанданго. - М.: Дет. лит., 2002. - С. 5-20.
Тарасенко Н. Дом Грина: Очерк-путеводитель по музею А.С.Грина в Феодосии и филиалу музея в Старом Крыму. - Симферополь: Таврия, 1979. - 95 с.: ил.
Щеглов М. Корабли Александра Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М., 1965. - С. 223-230.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ГРИНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Алые паруса. Реж. А.Птушко. Комп. И.Морозов. СССР, 1961. В ролях: А.Вертинская, В.Лановой, И.Переверзев, С.Мартинсон, О.Анофриев, З.Фёдорова, Е.Моргунов, П.Массальский и др.
Ассоль. Телефильм. По мотивам повести «Алые паруса». Реж. Б.Степанцев. Комп. В.Бабушкин, А.Гольдштейн. СССР, 1982. В ролях: Е.Зайцева, А.Харитонов, Л.Ульфсак и др.
Бегущая по волнам. Сцен. А.Галича, С.Цанева. Реж. П.Любимов. Комп. Я.Френкель. СССР-Болгария, 1967. В ролях: С.Хашимов, М.Терехова, Р.Быков, О.Жаков и др.
Блистающий мир. Реж. Б.Мансуров. Комп. А.Луначарский. СССР, 1984. В ролях: Т.Хярм, И.Лиепа, П.Кадочников, Л.Прыгунов, А.Вокач, Г.Стриженов, Ю.Катин-Ярцев и др.
Господин оформитель. По мотивам рассказа «Серый автомобиль». Сцен. Ю.Арабова. Реж. О.Тепцов. Комп. С.Курёхин. СССР, 1988. В ролях: В.Авилов, А.Демьяненко, М.Козаков и др.
Золотая цепь. Реж. А.Муратов. Комп. И.Вигнер. СССР, 1986. В ролях: В.Сухачёв-Галкин, Б.Химичев, В.Масальскис и др.
Колония Ланфиер. Сцен. и пост. Я.Шмидта. Комп. И.Шуст. СССР-Чехословакия, 1969. В ролях: Ю.Будрайтис, З.Коцурикова, Б.Бейшеналиев, А.Файт и др.
Экранизаций произведений А.С.Грина не так уж мало, но по-настоящему удачных среди них, увы, нет…

ВВЕДЕНИЕ

I РОМАНЫ И ПОВЕСТИ

АЛЫЕ ПАРУСА

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ

БЛИСТАЮЩИЙ МИР

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ

II РАССКАЗЫ

III ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД А.ГРИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авантюрные по своим сюжетам, книги Грина духовно богаты и возвышенны, они заряжены мечтой обо всем высоком и прекрасном и учат читателей мужеству и радости жизни. И в этом Грин глубоко традиционен, несмотря на все своеобразие его героев и прихотливость сюжетов. Иногда кажется даже, что он намеренно густо подчеркивает эту моралистическую традиционность своих произведений, их родственность старым книгам, притчам. Так, два своих рассказа, "Позорный столб" и "Сто верст по реке", писатель, конечно же, не случайно, а вполне намеренно заключает одним и тем же торжественным аккордом старинных повестей о вечной любви: "Они жили долго и умерли в один день..."

В этом красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде художественной выдумки, вероятно, и состоит одна из оригинальнейших черт гриновского дарования. Отталкиваясь от книг, прочитанных им в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создавал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, есть, какая, несомненно, существует - писатель в это твердо верил - на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом.

Писатель создавал свою страну воображения, как кто-то счастливо сказал, свою "Гринландию", создавал ее по законам искусства, он определил ее географические начертания, дал ей сияющие моря, по крутым волнам пустил белоснежные корабли с алыми парусами, тугими от настигающего норд-веста, обо значил берега, поставил гавани и наполнил их людским кипением, кипением страстей, встреч, событий...

Но так ли уж далеки его романтические вымыслы от реальности, от жизни? Герои рассказа Грина "Акварель" - безработный пароходный кочегар Классон и его жена прачка Бетси - нечаянно попадают в картинную галерею, где обнаруживают этюд, на котором, к их глубокому изумлению, они узнают свой дом, свое неказистое жилище. Дорожка, крыльцо, кирпичная стена, поросшая плющом, окна, ветки клена и дуба, между которыми Бетси протягивала веревки, - все было на картине то же самое... Художник лишь бросил на листву, на дорожку полосы света, подцветил крыльцо, окна, кирпичную стену красками раннего утра, и кочегар и прачка увидели свой дом новыми, просветленными глазами: "Они оглядывались с гордым видом, страшно жалея, что никогда не решатся заявить о принадлежности этого жилья им. "Снимаем второй год", - мелькнуло у них. Классон выпрямился. Бетси запахнула на истощенной груди платок..." Картина неведомого художника расправила их скомканные жизнью души, "выпрямила" их.

Гриновская "Акварель" вызывает в памяти знаменитый очерк Глеба Успенского "Выпрямила", в котором статуя Венеры Милосской, однажды увиденная сельским учителем Тяпушкиным, озаряет его темную и бедную жизнь, дает ему "счастье ощущать себя человеком". Это ощущение счастья от соприкосновения с искусством, с хорошей книгой испытывают многие герои произведений Грина. Вспомним, что для мальчика Грэя из "Алых парусов" картина, изображающая бушующее море, была "тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя". А небольшая акварель - безлюдная дорога среди холмов, - названная "Дорогой никуда", поражает Тиррея Давенанта. Юноша, полный радужных надежд, противится впечатлению, хотя зловещая акварель и "притягивает, как колодец"... Как искра из темного камня, высекается мысль: найти дорогу, которая вела бы не никуда, а "сюда", к счастью, что в ту минуту пригрезилось Тиррею.

И, может быть, точнее сказать так: Грин верил, что у каждого настоящего человека теплится в груди романтический огонек. И дело только в том, чтобы его раздуть. Когда гриновский рыбак ловит рыбу, он мечтает о том, что поймает большую рыбу, такую большую, "какую никто не ловил". Угольщик, наваливающий корзину, вдруг видит, что его корзина зацвела, из обожженных им сучьев "поползли почки и брызнули листьями"... Девушка из рыбацкого поселка, наслушавшись сказок, грезит о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный моряк и алые паруса.

Странен и непривычен был Грин в обычном кругу писателей-реалистов, бытовиков, как их тогда называли. Чужим он был среди символистов, акмеистов, футуристов... "Трагедия плоскогорья Суан" Грина, вещь, которую я оставил в редакции условно, предупредив, что она может пойти, а может и не пойти, вещь красивая, но слишком экзотическая..." Это строки из письма Валерия Брюсова, редактировавшего в 1910-1914 годах литературный отдел журнала "Русская мысль". Они очень показательны, эти строки, звучащие, как приговор. Если даже Брюсову, большому поэту, чуткому и отзывчивому на литературную новизну, гриновская вещь показалась хотя и красивой, но слишком экзотической, которая может пойти, а может и не пойти, то каково же было отношение к произведениям странного писателя в других российских журналах?

Между тем для Грина его повесть "Трагедия плоскогорья Суан" (1911) была вещью обычной: он так писал. Вторгая необычное, "экзотическое", в обыденное, примелькавшееся в буднях окружающей его жизни, писатель стремился резче обозначить великолепие ее чудес или чудовищность ее уродства. Это было его художественной манерой, его творческим почерком.

Моральный урод Блюм, главный персонаж повести, мечтающий о временах, "когда мать не осмелится погладить своих детей, а желающий улыбнуться предварительно напишет завещание", не являлся особенной литературной новинкой. Человеконенавистники, доморощенные ницшеанцы в ту пору, "в ночь после битвы" 1905 года, сделались модными фигурами. "Революционеру по случаю", Блюму родственны по своей внутренней сущности и террорист Алексей из "Тьмы" Леонида Андреева, возжелавший, "чтобы все огни погасли", и пресловутый циник Санин из одноименного романа М. Арцыбашева, и мракобес и садист Триродов, коего Федор Сологуб в своих "Навьих чарах" выдавал за социал-демократа.

Сюжеты Грина определялись временем. При всей экзотичности и причудливости узоров художественной ткани произведений писателя во многих из них явственно ощущается дух современности, воздух дня, в который они писались. Черты времени иной раз так приметно, так подчеркнуто выписываются Грином, что у него, признанного фантаста и романтика, они кажутся даже неожиданными. В начале рассказа "Возвращенный ад" (1915) есть, например, такой эпизод: к известному журналисту Галиену Марку, одиноко сидящему на палубе парохода, подходит с явно враждебными намерениями некий партийный лидер, "человек с тройным подбородком, черными, начесанными на низкий лоб волосами, одетый мешковато и грубо, но с претензией на щегольство, выраженное огромным пунцовым галстуком...". После такой портретной характеристики уже догадываешься, какую примерно партию представляет сей лидер. Но Грин считал нужным сказать об этой партии поточнее (рассказ ведется в форме записок Галиена Марка).

"Я видел, что этот человек хочет ссоры, - читаем мы, - и знал - почему. В последнем номере "Метеора" была напечатана моя статья, изобличающая деятельность партии Осеннего Месяца".

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его "Автобиографическая повесть", где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Он и начинал свой литературный путь как "бытовик", как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету. Они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу, кажется, в их первоначальном облике, нимало не преображенные фантазией; как случилось, так и писалось. В "Автобиографической повести", на тех ее страницах, где Грин описывает дни, проведенные им на уральском чугунолитейном заводе, читатель найдет те же картины неприглядных нравов рабочей казармы, что и в рассказе "Кирпич и музыка", совпадают даже некоторые ситуации и подробности. А в напарнике юноши Гриневского, угрюмом и злом "дюжем мужике", вместе с которым он с утра до поздней ночи ("75 копеек поденно") просеивал уголь в решетах, можно без труда узнать прототип кудластого и злого, черного от копоти Евстигнея.

Рассказ о Евстигнее входил в первую книгу писателя "Шапка-невидимка" (1908). В ней напечатаны десять рассказов, и почти о каждом из них мы вправе предположить, что он в той или иной степени списан с натуры. На своем непосредственном опыте познал Грин безрадостное житье-бытье рабочей казармы, сидел в тюрьмах, по месяцам не получая весточки с воли ("На досуге"), ему были знакомы перипетии "таинственной романтической жизни" подполья, как это изображено в рассказах "Марат", "Подземное", "В Италию", "Карантин"... Такого произведения, которое бы называлось "Шапкой-невидимкой", в сборнике нет. Но заглавие это выбрано, разумеется, не случайно. В большей части рассказов изображены "нелегалы", живущие, на взгляд автора, как бы под шапкой-невидимкой. Отсюда название сборника. Сказочное заглавие на обложке книжки, где жизнь показана совсем не в сказочных поворотах... Это очень показательный для раннего Грина штрих.