Диагностика уровня литературного развития младшего школьника и её анализ. Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы Диагностика уровней читательского восприятия

  • 15.11.2020

Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо:

1) продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника;

2) проанализировать первичное восприятие литературного произведения, тем самым определив:

· является понимание текста поверхностным или осознанным, глубоким;

· видят ли учащиеся тему и идею произведения, а также умеют ли правильно их формулировать?

В 2011 году, будучи студенткой III курса, я проходила практику в школе №45 Приокского района. Уклон этой школы - математический и музыкальный. В 9 «В» классе для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся я предложила заполнить анкету «Круг чтения». Всего в классе 18 человек, работу писали 14 (заполненные учениками анкеты приложены).

Анкета «Круг чтения»

1. Как часто вы читаете?

А) ежедневно;

Б) 2-3 часа в неделю;

В) гораздо реже.

2. Чем для вас является книга?

А) источник духовного познания;

Б) источник эстетического наслаждения;

В) средство для подъема образовательного уровня.

3. Как вы оцениваете собственное чтение?

А) читаю много;

Б) читаю мало, но достаточно для себя;

В) читаю много, но хотелось бы больше;

Г) читаю мало.

А) русскую классику;

Б) современную русскую литературу;

В) зарубежную классику;

Г) современную зарубежную литературу.

5. От кого узнаете о новых книгах?

А) от учителей;

Б) от родителей;

В) от библиотекаря;

Г) от знакомых, друзей;

Д) из прессы.

6. Какое произведение вы недавно прочитали?

В сущности, вопросы анкеты характеризуют компоненты читательской компетентности, что мы и покажем в процессе анализа.

1. Время, отведенное на чтение - один из важных показателей читательской компетентности. 7 человек читают гораздо реже 2-3 часов в неделю, 4 человека читают 2-3 часа в неделю и всего 3 человека - ежедневно. Это крайне низкие показатели читательской компетентности у девятиклассников. Половина класса читают реже 2-3 часов в неделю, то есть вполне вероятно, что не читают совсем. Такая ситуация типична для современных школьников. Совсем немного читают 4 человека, и только 3 человека из 14 читают ежедневно. Из 14 человек 7 практически не читают. В таком случае не приходится говорить об уровне чтения школьниками (поверхностном или более глубоком, осмысленном). Крайне низкая читательская компетентность - это большая проблема современности и вместе с тем первостепенная задача для методистов.

2. Другой показатель читательской компетентности - цель чтения. В основном школьники читают для подъема своего образовательного уровня (7 человек). 1 человек выбрал все три варианта ответа (источник духовного познания, источник эстетического наслаждения, средство для подъема образовательного уровня). Книга - источник эстетического наслаждения только для 2 человек; источник духовного познания - для 2-х человек. Художественная литература перестала быть источником эстетического наслаждения или источником духовного познания. А именно эти два фактора должны стать первостепенными при формировании и развитии у школьников читательской компетенции. Безусловно, чтение - это не только творчество, но и работа. Образовательный уровень повышается, когда чтение становится осознанным, межстрочным, когда ученик хорошо ориентируется в материале. Но если на приоритетное место встает повышение образовательного уровня, никакое полноценное художественное развитие происходить не будет.

3. Еще один важнейший показатель - собственная оценка читательской компетентности. Почти половина отвечавших на анкету (6 человек) читает мало, но, по их мнению, достаточно для себя и, как мы убедились в предыдущем пункте, для развития своего образовательного уровня. Такие результаты свидетельствуют о серьезном читательском кризисе: результат соответствует потребностям, а потребности крайне низкие. Следует отметить, что у названных школьников плохо развит кругозор, словарный запас, и можно говорить о снижении ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Вторая половина (шестеро) признались, что просто читают мало. Только 1 школьник считает, что он много читает. И еще одна девятиклассница читает много, но ей хотелось бы больше, что указывает на ее высокие устремления и желание, старание им соответствовать.

4. Что входит в круг чтения? - также важнейший вопрос читательской компетентности. 5 человек читают только современную зарубежную литературу. 1 девятиклассник любит и русскую классическую, и современную литературу одновременно. Еще один школьник читает русскую классику и зарубежную классику. Современную русскую литературу читают двое. Исключительно русскую классику читают трое. 1 ученик не выделил на один пункт, но подписал: S.T.A.L.K.E.R. Итак, как мы видим, интерес к современной зарубежной литературе гораздо выше, чем к современной русской литературе. Русской классике, которая входит в школьный курс обязательного чтения, внимания уделено немного. Почему складывается такая ситуация? Во-первых, мы уже упоминали о том, что ученику не хватает в школе литературы, которая могла бы удовлетворить его духовные потребности. Литература с каждым годом развивается, создаются значимые современные тексты, но программа вместе с тем остается неизменной. Поэтому русская классика воспринимается школьниками как нечто далекое, непонятное и излишне дидактичное. Зарубежная литература, особенно та, которая интересна подростку, довольна проста, понятна и, как правило, завораживает своим сюжетом.

5. Источник информирования - немаловажный фактор читательской компетентности. На вопрос, от кого школьники узнают о новых книгах, в основном ответили, что от друзей, знакомых (7 человек) и из прессы (5 человек). От учителей - трое, а 1 школьник новинки предпочитает просматривать в магазине. Как мы видим, рекомендации учителей не в приоритете. Во-первых, это может быть связано с тем, что преподаватель не отслеживает книжные новинки, а во-вторых, возможно, ученик не доверяет рекомендациям. На наш взгляд, учителю необходимо на уроках внеклассного чтения разговаривать со школьниками о современных произведениях и современных авторах, о наградах в области литературы, и.т.д. Так школьники будут представление иметь о современном состоянии литературы и чувствовать ее преемственность от классической.

6. Обзор прочитанных произведений - еще один показатель читательской компетентности. На вопрос «Какое произведение вы недавно прочитали?», большинство ответило «Евгений Онегин», поскольку этот роман в стихах девятиклассники только что прошли в классе. 1 школьник увлечен творчеством П. Коэльо, а еще 1 - остросюжетной фантастикой (серия книг «S.T.A.L.K.E.R.»). 1 ученица прочла не так давно книгу «Дурная карма», автора которой так и не смогла вспомнить.

Вывод: ученики крайне редко читают, но количества прочтенных книг им хватает, и они собой довольны. Авторы «Дороги к книге» Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая также отмечают, что только 10% школьников читают каждый день, а 40% не читают вообще. А поскольку ребята читают для подъема своего интеллектуального и образовательного уровня, они думают, что достаточно образованны.

Большинство девятиклассников не читает даже программные произведения, не говоря о дополнительной литературе.

В этом же, 9 «В», классе мной была проведена работа по выявлению первичного восприятия литературного произведения. Поскольку учащиеся только начали проходить роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», именно это произведение и было взято для анализа. Мной был разработан перечень вопросов, на которые предлагалось ответить девятиклассникам:

1. Какое впечатление произвело на вас произведение?

2. Какие чувства у вас вызвали герои: Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский?

3. Какой эпизод в романе вам понравился или запомнился больше всего?

5. Каким вы представляете себе главного героя - Евгения Онегина?

6. Попытайтесь отразить чувства, которые испытывает герой в последней сцене.

7. Какое художественное средство использует автор при описании Онегина и Ленского?

8. Не осуждаете ли вы героя в ситуации отказа Татьяне?

Перечисленные вопросы я старалась сформулировать так, чтобы на них нельзя было ответить однозначно «Да» или «Нет». Предполагалось, что учащиеся дадут развернутые и полные ответы. Данной работой проверялось, насколько у школьников сформирована читательская компетентность: во-первых, насколько они готовы и способны к самостоятельному анализу литературного произведения, во-вторых, насколько правильно, четко и ясно школьники формулируют свои мысли и чувства. По ответам на 1 вопрос можно посмотреть, какие эмоции вызвало произведение у читателя, так же, как по ответам на 2 и 3 вопросы. В 4 вопросе должен присутствовать элемент анализа произведения (нужно определить отношение автора к героям романа). В 5 вопросе учащиеся должны были включить свое репродуктивное воображение; творческое воображение должно было проявиться при ответе на 6 вопрос. Осмысление на уровне художественной детали должно произойти при ответе на 7 вопрос. 8 вопрос снова основан на эмоциональном восприятии указанного текста.

В классе 18 человек, работу писало 11 учащихся.

1. На вопрос, какое впечатление произвело произведение, практически все учащиеся ответили, что роман им понравился. Некоторые ребята отписывались эпитетами «красивое, замечательное», «хорошее», «неплохое», «прекрасное» <произведение>. На этом характеристика собственных впечатлений заканчивалась. Подобные определения являются универсальными для множества понятий, вещей и не несут собой семантической и смысловой нагрузки. Такой ответ можно считать нулевым и сделать вывод, что произведение либо не прочитано, либо школьники еще не научились формулировать свои эмоции и словесно их выражать. Трем девочкам роман понравился главным образом потому, что он о любви, о сильных чувствах героев. А еще двум - Насте Павловой и Насте Кацюрюбе - потому, что в нем показана другая, отличная от современной, историческая эпоха.

2. На вопрос, какие чувства у вас вызвали герои романа - Онегин, Татьяна, Ольга и Ленский, все ученики ответили по-разному. Герои у многих вызвали одновременно противоречивые чувства. Татьяна для всех - носитель мечтательности, наивности, нежности и скромности. А вот Евгения Кирилл Кириллов считает «задиристым» человеком, Дима Гаврилин - «очень разумным». У Полины Мешалкиной и Татьяна, и Евгений вызвали восхищение в начале романа, а в конце - чувство жалости; Ольга и Ленский - только чувство жалости. У Володи Бирюкова герои не вызвали вообще никаких чувств. Для нескольких человек Евгений - «уставший», «утомленный жизнью», он «ходит на балы, приемы». Про Ольгу и Ленского многие совсем ничего не написали. По традиции, главными героями романа в стихах считают Татьяну Ларину и Евгения Онегина, поэтому другим персонажам должного внимания школьники не уделили, и это довольно распространенная ошибка при анализе произведений. Как известно, герои бывают главными, второстепенными и эпизодическими. Основное внимание при поверхностном изучении книг уделяют только главным персонажам, о второстепенных, а тем более эпизодических упоминается крайне редко, хотя и второстепенные, и эпизодические герои играют сюжетообразующую и композиционно важную роль. Судя по ответам, ученики не могут следить одновременно за несколькими линиями героев, находить точки их соприкосновения или проводить параллели.

3. На вопрос, какой эпизод в романе понравился и запомнился больше всего, ребята ответили по-разному. Дима Гаврилин, Полина Мешалкина и Вова Бирюков были удивлены дуэлью. Полина отмечает, что не было никакой серьезной причины для дуэли. Мальчики не комментируют, почему их удивил именно этот эпизод. Возможно, это вызвано, во первых, тем, что дуэль произошла неожиданно для читателей, а во-вторых тем, что Онегин и Ленский были друзьями. Некоторых удивило также то, что Онегин в конце приезжает к Татьяне в Петербург. Кириллу Кириллову запомнилось, как Евгений проклинал своего дядю. А Насте Павловой показалось необычным, что такие разные люди - Онегин и Ленский - сошлись и подружились. Те, кто не читал роман, написали цитату:

Зима! Крестьянин, торжествуя…

(этот отрывок девятиклассникам было задано выучить наизусть).

4. Ученикам предлагалось порассуждать, каково, на их взгляд, отношение автора к герою. Такой вопрос довольно распространен в литературной практике, поэтому он не был неожиданным для школьников. Многие написали, что Пушкин любит Онегина как свое дитя. Кирилл Кириллов отметил, что в основном отношение к герою хорошее, но местами автор все же упрекает Евгения. Те, кто не читал роман, выписали из книги, сколько лет создавалось произведение. Следует отметить, что все ответы школьников необоснованны, они никак не комментируются и формулируются общими словами и выражениями. Как уже отмечалось выше, многими текст был не прочитан, поэтому сделать конкретные выводы проблематично.

5. При ответе на вопрос, каким вы представляете себе Евгения, кто-то описывал его личностные качества, а кто-то - его портрет. Несколько школьников написали одну и ту же характеристику: «у него есть бакенбарды, среднего телосложения, коротко стриженный, рост 185 см». Полине Мешалкиной он видится «невысоким, голубоглазым блондином в простой деревенской одежде, с круглым лицом и вечной улыбкой». И только два человека обратили внимание Онегина как на светского денди. Ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, роман читался невнимательно, без обращения внимания на портрет и характеристики героев.

6. На просьбу попытаться отразить чувства, которые испытывает герой в последней сцене, все, кроме Димы Гаврилина, написали, что герой испытывает страдания от своей потери. Дима же увидел, что Онегин был в растерянности, сердит, а когда увидел мужа Татьяны, то пришел в ярость.

7. Вопрос, на каком художественном средстве построено описание Онегина и Ленского, поставил почти весь класс в тупик. На верный путь ребят навел учитель Олег Васильевич. Поначалу они думали, что таким художественным средством является сравнение, поскольку перед нами два героя и оба они описываются. А позднее, после нескольких наводящих вопросов учителя, все разобрались и написали, что главным средством здесь является противопоставление (антитеза).

8. В последнем вопросе предполагалось высказать свое отношение к Евгению Онегину и его поступку, когда он отказал Татьяне. 12 человек из класса совсем не осуждают героя, обосновывая это тем, что герой поступил четно, благородно, сказав правду, потому что «горькая правда лучше, чем сладкая ложь». А вот Настя Павлова и Сережа Черемисинов считают, что он поступил неправильно, поскольку обидел даму и растоптал ее чувства.

Вывод: ответы ребят очень слабые, общие, необоснованные. Во-первых, как мы убедились, текст «Евгения Онегина» многими из класса не был прочитан. Это главная и основная причина слабых ответов. Во-вторых, при чтении текста ученики не обращают внимания на детали портрета, характеристику героев, хотя именно эти детали являются сюжетно и зачастую композиционно важными элементами. В-третьих, поскольку словарный запас девятиклассников ограничен, они не могут выразить правильно и грамотно то, о чем думают, о чем хотят сказать.

На IV курсе я проходила практику в Гимназии №1. Это одно из элитных средних образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода с немецкоязычным уклоном. В конце каждого года, начиная с начальной школы, школьники сдают переводные экзамены. Ведется сильная подготовка учеников по всем предметам. Большое внимание уделяется русскому языку и литературе, поскольку это школа с гуманитарным профилем. Я вела уроки в 6 «А» и 6 «Б» классах, наблюдала за ответами учеников, отмечала для себя успеваемость каждого из учащихся. В конце практики на уроке русского языка (развития речи) мною была разработана и проведена ролевая игра «Менеджер». Главной ее целью стало развитие устной речи у школьников с помощью ролевой игры.

Задачи игры:

1) развитие у детей коммуникабельности, умения вести диалог;

2) расширение читательского кругозора (ребята увлеченно рассказывают о книгах, их одноклассники, заинтересовываясь, записывают название и автора);

3) формирование умения быстро ориентироваться в сложившейся ситуации;

4) формирование умения правильно формулировать вопрос, а также точно и четко отвечать на него;

5) профориентация (знакомство с новой, востребованной сегодня на рынке труда с профессией «менеджера по продажам»);

6) расширение словарного запаса.

В ходе игры я пыталась решить следующие задачи:

1) анализ читательских интересов и предпочтений в 6-х классах;

2) диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога.

Ход игры в 6 «Б» классе.

Вопрос учителя: Ребята, в какой профессии вы себя видите в будущем?

1 ученик: Дизайнер.

2 ученик: Журналист.

3 ученик: Инженер.

Были и такие, кто хотел бы стать аквалангистом и профессиональным боксером (многие мальчики и девочки 6-х классов посещают секции по дзюдо и самбо)

Учитель: Отлично! А знакома ли вам профессия менеджера по продажам?

Ученики: многие ответили, что знакома, но никто не смог объяснить, чем занимается менеджер по продажам. Налицо поверхностные знания сегодняшних школьников, неумение и нежелание вникать в суть вещей, докапываться до истины.

Учитель: Сегодня профессия менеджера по продажам актуальна как никогда. У нас мало что производится, но продается очень много всего и везде. Менеджер по продажам - это человек, который осуществляет связь между покупателями и торговыми производящими организациями. Успешный менеджер по продажам - это высокообразованный человек с ярко выраженными организаторскими и коммуникативными способностями. Оклад у них, как правило, небольшой, и основной доход идет с процента от продаж. А проще говоря, сколько продашь - столько и получишь. Волей-неволей нужно уметь наилучшим образом представить свой товар и, в конечном итоге, продать его.

Итак, у нас с вами большая оптовая база книг «Караван». Для закупки книг на базу приехали представители крупных книжных магазинов Нижнего Новгорода: «Лас-Книгаса», «Дирижабля», «Мира книг», «Лавочки детских книг» и других. Задача менеджеров по продажам «Каравана» - презентовать одну из имеющихся у них книг так, чтобы представители магазинов непременно захотели ее приобрести. Представители магазинов могут задавать любые интересующие их вопросы, а менеджеры должны сразу среагировать и правильно, уверенно на них ответить. По окончании рекламы книги представители магазинов голосуют: покупают или нет они это издание.

Для того, чтобы условия игры были понятнее ребятам было понятнее, я первая представила книгу. Мой выбор пал на сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сначала, чтобы сконцентрировать внимание, я коротко рассказала биографию писателя-летчика, которая может стать примером чести и мужества подрастающему поколению. Особенно заинтриговало шестиклассников то, что по сей день неизвестны причины гибели Сент-Экса в Средиземном море. После этого я презентовала сказку, - универсальное для всех возрастов произведение, в котором воспеваются важные гуманистические ценности: любовь, дружба, человеческие отношения.

Перед представлением книги, чтобы сориентировать учеников, я зачитала примерный универсальный список вопросов, которые заказчики могут задать менеджерам по продажам.

Примерный список вопросов:

1. Известная или не очень книга?

3. Есть ли иллюстрации в книге? Если есть, то какие? (ребята сами придумали спрашивать, глянцевая или обычная бумага?)

4. Дорого ли стоит книга? Почему так дорого (или дешево)?

5. Кому она будет больше интересна: школьникам или более взрослым людям?

К доске я вызвала 5 человек, которые захотели попробовать себя в роли менеджеров по продажам: Тимур Колесников, Георгий Иордан, Алена Дорофеева, Александра Шапкова, Валерия Винокурова. 3 человека по жребию были избраны в жюри. Остальные стали представителями нижегородских книжных магазинов. Их задача состояла в том, чтобы купить такие произведения, которые впоследствии не залежатся на полках, а довольно быстро будут проданы. Жюри я предоставила примерный список номинаций, которыми можно наградить менеджеров по продажам. Важной особенностью такой ролевой игры является то, что здесь нет ни победителей, ни проигравших.

На занятии присутствовало 23 человека из 25.

Первым я провела занятие в 6 «Б» классе. Для нас важно было посмотреть на кругозор школьников, на их способность ориентироваться в понятиях «издательство», «тираж», «формат», «количество страниц». Мной не были обговорены условия, что представляемая книга должна быть реально существующей. Именно поэтому многие школьники проявили свою фантазию и смекалку, придумав свою собственную книгу. Большое значение имело в данном случае выяснить, какой тематике они отдадут предпочтение, о каких аспектах книги посчитают нужным рассказать, чтобы привлечь внимание менеджеров и постараться им ее продать в большом количестве.

Тимур Колесников несколько стеснялся, потому что был не уверен в своем ответе и пытался все сводить на шутку. Он задумал книгу-энциклопедию и по ходу рассказа старался придумать ее содержание и характеристику, но это оказалось намного сложнее. Сочинил он немного.

Тимур: Вся информация хранится только в нашей энциклопедии! - заявил он. Однако это высказывание не понравилось одноклассникам. Они уверены, что ВСЕЙ информации не бывает, а, следовательно, ее невозможно уместить в рамки одной энциклопедии.

Тимур: Я же сказал - обо всем: о горах, животных, растениях, насекомых и многом другом.

Одноклассники: Что изображено на обложке?

Тимур: Земля и солнце.

Одноклассники: Сколько страниц?

Тимур: У нас 10 томов по 700 страниц.

11 человек из 15 решили купить эту энциклопедию, несмотря на то, что им мало чего удалось добиться от Тимура, по всей вероятности, еще неопытного менеджера по продажам.

Александра Шапкова представляла книгу «Муха-Цокотуха». Саша -неформальный авторитет в классе. Она отлично учится, занимается в театральном кружке, а ее родители - профессиональные актеры. Потому у нее очень хорошо поставлена речь, она артистичная, яркая, умеет привлечь к себе внимание. Саша умело формулирует ответы, ведет диалог с клиентами.

Александра: Несмотря на то, что книга «Муха-цокотуха» очень часто переиздается, я советую вам ее снова приобрести. Она небольшая - всего 15 страниц - и стоит совсем недорого, всего 100 рублей. Каждый из нас ее много раз перечитывал, но если вы снова возьмете ее в руки, убедитесь, сколько нового для себя вы в ней обнаружите.

Одноклассники: Как она иллюстрирована?

Александра: Книга хорошо проиллюстрирована (Саша на себе показывает, как изображена муха)

Одноклассники: А в каком жанре написана книга?

Александра: Книга написана в стихотворной форме.

Одноклассники: Это сказка?

Александра: Скорее, да.

Одноклассники: Когда ты впервые познакомилась с «Мухой Цокотухой»?

Александра: Еще в раннем детстве мои родители мне ее читали. Но сейчас она воспринимается совсем по-другому. Очень советую вам снова ее открыть для себя.

По окончании презентации книги все зааплодировали Саше, и 15 представителей из 15 единогласно купили «Муху Цокотуху».

Алена Дорофеева и Георгий Иордан так же, как и Тимур Колесников, книги придумали. Алена посчитала, что актуальной на сегодняшний день будет книга «Как заработать миллион. Для «чайников»». По ее словам, в ней представлены шуточные стихи и песни на тему заработка этого состояния.

Одноклассники: Сколько способов заработать миллион представлено в книге?

Алена: 1000 способов.

Но, несмотря на актуальность и, возможно, интерес к этой теме, только 5 представителей захотели приобрести ее для своих магазинов.

Георгий рассказал о книге «Авария в Чернобыле». Во время ее презентации он предупредил: «Ее нельзя читать впечатлительным людям». Представители магазинов так и не добились от менеджера, что же нового, интересного можно в ней вычитать, ведь все уже давно известно. На это Георгий ответить не сумел. Поэтому только 4 представителя отважились ее все-таки приобрести.

Валерия Винокурова не знала автора представляемой ею книги «Приключения Нильса с дикими гусями», поэтому перед презентацией спросила об этом у меня. По ее рассказу создалось впечатление, что она недостаточно знает содержание произведения. И на другие вопросы девочка отвечала с трудом, нервничая при этом.

Одноклассники: - А какой тираж у книги?

Валерия: Тираж… Ммм, ну 500 экземпляров.

После такого представления ни один не решился взять на себя ответственность за покупку книги.

По окончании игры жюри поблагодарило всех менеджеров по продажам и представителей магазинов, затем вручило номинации.

По мнению жюри, Александра Шапкова заслужила все награды одновременно. Однако нужно было поощрить каждого.

Самым вежливым и коммуникабельным менеджером стала Александра Шапкова. Она была выбрана потому, что очень умело формулировала свою речь, старалась сделать каждого слушателя соучастником творческого процесса.

Самым находчивым, по единогласному мнению жюри, стал Георгий Иордан. Он затронул тему, мало известную и мало знакомую современному школьнику, - тему аварии в Чернобыле. Книга была им выдумана, но ее сюжет не оставил равнодушными одноклассников, и за это они его довольно высоко оценили.

Самой остроумной была выбрана Алена Дорофеева. Сегодня в книжных магазинах можно встретить огромное количество книг типа: «100 шагов к успеху», «Манипуляция» и др. Придуманная Аленой книга «Как заработать миллион. Для «чайников»» как раз продолжает эту линию. Однако Алена привносит в нее свое: книга состоит из шуточных стихов, песен и имеет скорее развлекательную направленность, нежели серьезную профессиональную.

Самой доброжелательной стала Валерия Винокурова. Она искренне советовала приобрести книгу «Приключения Нильса с дикими гусями», однако не вполне владела материалом, поэтому ожидаемый эффект не был достигнут.

Самым активным жюри посчитало Тимура Колесникова. Одним из определяющих факторов стало то, что он первым презентовал свое произведение, причем довольно активно, живо и в то же время с юмором.

На следующем уроке мной была проведена эта же ролевая игра в 6 «А» классе. 6 «А» сильно отличается от 6 «Б». В «А» больше мальчиков, поэтому класс гиперактивный: их сложно усадить, сложно всех сразу заинтересовать. На этот раз я ограничила ребят - можно представлять только те книги, которые они только что или не так давно прочитали вне школьной программы. В роли менеджеров по продажам изъявили желание выступить самые активные представители класса. Они любят всегда быть в центре внимания и добиваются этого всеми способами: Борис Капустин, Валера Денисов, Никита Штефан, Леонид Власенко, Константин Ботов. Жюри по-прежнему выбиралось по жеребьевке, остальные стали представителями книжных магазинов. Из 26 учащихся на уроке присутствовало 20.

Игру начал Борис Капустин. Он рассказал о «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Одноклассники: Со скольких лет дети могут начинать ее читать?

Борис: Думаю, она каждому возрасту доступна.

Одноклассники: Сколько страниц в книге?

Борис: Примерно 270.

Рассказ получился довольно коротким. Поэтому книгу купили только 2 человека из 17 представителей.

Валера Денисов перенял эстафету. Он представил совсем не знакомую ни мне, ни кому-то из класса книгу ирландского писателя Йона Колфера «Артемис Фаул». По сюжету семья Фаул является лидирующей в ирландской мафии семьей, история которой восходит к Нормандскому завоеванию. Главный герой книги - Артемис. На начало истории ему 10 лет (почти ровесник шестиклассников). У него колоссальный интеллект, он хорошо разбирается в социологии и психологии, однако ему не хватает социальных жизненных навыков. Он, подобно своей семье, расчетлив, прагматичен, хладнокровен. Этот герой - злой гений. Например, в возрасте 12 лет он придумал и написал компьютерную программу, при помощи которой взломал систему охраны одного из швейцарских банков и перевел на свой счет несколько миллионов долларов; подделал более дюжины полотен импрессионистов.

Валера: Это великолепная книга! Лично я прочитал ее очень быстро. Она, правда, очень интересная!

Одноклассники: Про что эта книга?

Валера: Про одного гения, который делал разные дела. Это фантастика.

Валера: 100-200 рублей в зависимости от переплета.

Одноклассники: Что фантастического в произведении?

Валера: Герой был настолько умным, что делал фантастические дела.

Одноклассники: Есть в книге автобиографические моменты?

Валера: Я точно не знаю, но думаю, что нет.

По представленной характеристике, а главное - личному совету, купить решили это произведение 12 человек из 17.

Самый активный и неусидчивый Никита Штефан очень серьезно подошел к заданию, поскольку речь шла о его любимой книге американского писателя Кристофера Паолини «Арагон». Книга названа именем главного героя - Арагона. Это мальчик, который живет в деревне под названием Карвахолл. На охоте он случайно находит таинственный камень, не подозревая, что последний ищут подданные короля Гальбаторикса. Но со временем он узнает: этот камень является драконьим яйцом, и из него должен вылупиться дракон, способный повлиять на судьбу Империи.

Сразу после объявления названия последовал вопрос от представителей магазинов:

Одноклассники: По книге не снимали фильм?

Никита: Снимали. В прошлом году была премьера в кинотеатрах. Но книга намного лучше фильма. В серии будет 4 книги, каждая из которых по 800 страниц. Но пока их вышло только 3. Я прочитал всю серию примерно за полгода. Арагон - главный герой. Он из бедной крестьянской семьи. Однажды он нашел синий камень…. (Никита довольно долго и подробно рассказывал сюжет книги)

Никита: С 10-12.

Одноклассники: А какой жанр у этого произведения?

Никита: Жанр фэнтези.

Одноклассники: Почему ты читаешь фэнтези, а не какой-то другой жанр?

Одноклассники: А картинки в ней есть?

Никита: Нет, картинок нет.

Одноклассники: Сколько она стоит?

Никита: 235 рублей в розницу, 128 рублей оптом.

Несмотря на такой эмоциональный рассказ, купить «Арагон» решили только 10 человек.

Леонид Власенко представил более или менее известную всем книгу «Приключения Робин Гуда».

Леонид: Автор «Приключений…» неизвестен. Книга рассчитана на читателя 12 лет. Количество страниц превышает 200. Произведение переведено на разные языки мира. Иллюстрации идут редко, они некрасочные, выполнены тушью. В книге рассказывается о герое баллад и песен - Робин Гуде. Он скрывался в лесах и грабил духовенство, но никогда не грабил нищих. Был очень щедрым.

Одноклассники: Можешь сказать, на какие языки переведена книга?

Леонид: На английский, французский, бельгийский, итальянский.

Одноклассники: Сколько она стоит?

Леонид: 4 книги - в районе 500 рублей.

Одноклассники: Какой жанр?

Леонид: Приключенческий роман.

«Приключения Робин Гуда» купили только 8 представителей книжных отделов из 17.

Константин Ботов рассказал о серии книг «Талисман», автор которых Джонс Аллан Фревин. Костя, как и Никита, подробно описывал сюжет.

Константин: Это приключенческая повесть о двух американских детях 13-ти лет. Они ездят со своим отцом в разные страны на раскопки. Задача археологов - найти лунные талисманы. Действие происходит в семи странах: Боливии, России, Египте, Индии и других. Иллюстрации присутствуют. Эту книгу можно читать в любом возрасте. Смысл начинаешь понимать уже с девяти лет.

Одноклассники: Сколько стоит эта книга?

Константин: 1000 рублей, потому что в ней много страниц.

10 представителей из 17 посчитали нужным иметь в своем магазине эту книгу.

В этот раз жюри номинации распределило, но недостаточно мотивировало свой выбор. За основу были взяты личностные качества каждого ученика, а не знания и умения, проявившиеся в конкретной ситуации.

Самыми доброжелательными жюри посчитало Бориса Капустина и Константина Ботова одновременно. Их поддержал весь класс. Мальчики в отличных отношениях с одноклассниками, всегда откликаются на просьбу помочь и делают это искренне.

Самый активный, безусловно, Никита Штефан. Однако в этой ролевой игре он заслуживал, на мой взгляд, другой номинации. Никита отлично представил любимую книгу, подробно рассказал сюжет. Его можно было бы назвать «самым информативным» или «самым любознательным», однако личностная характеристика возобладала.

Самым находчивым оказался Леонид Власенко. В основном учениками были представлены книги жанра фантастики и фэнтэзи. Леонид на этом фоне рассказал о «Приключениях Робина Гуда» и за это получил звание «самого находчивого».

Самым коммуникабельным стал Валера Денисов. Он довольно подробно рассказал о сюжете, о герое произведения, причем очень эмоционально. Валера легко вступал в диалог с представителями магазинов и уверенно, с удовольствием рассказывал о книге.

Вывод: Результаты у двух классов получились несколько разными. На первом уроке (в 6 «Б» классе) я не ограничивала ребят в выборе книги: она могла быть как выдуманной, так и реально прочитанной. Трое из пяти менеджеров книги выдумали, причем процесс этот был спонтанный, придумывание происходило на ходу. Интересно было посмотреть, какую тематику выберут школьники, какой проблематики коснутся. Так, одним была описана энциклопедия «Обо всем», другим - книга об аварии на атомной станции в Чернобыле, третьей придумано «Как заработать миллион. Для «чайников»». Чтение и тщательное изучение энциклопедий характерно для младших школьников. В них очень кратко дана информация и всегда довольно много иллюстраций, карт, ярких схем. Видимо, именно поэтому в сознании школьника возник образ энциклопедии, причем в нескольких томах, в которых можно найти все обо всем.

О довольно серьезной проблеме, о которой не так часто сегодня говорят и вспоминают в школе, рассказал второй ученик. Тема Чернобыльской аварии, видимо, привлекает его внимание, поскольку он сразу к ней обратился. Это говорит о саморазвитии ученика и его любознательности.

Третья ученица со своей книгой «Как заработать миллион. Для «чайников»» продемонстрировала одну из тенденций современной массовой литературы. Сегодня с ранних лет внушается, что многого можно добиться довольно легко, не прилагая к этому никаких усилий. Вместе с этим издаются книги типа «Как заработать миллион», «Как заработать на сайтах», «Как заработать большие деньги». На первый план сегодня выходят материальные ценности, причем неважно, каким путем заработанные. Однако книга школьницы, по ее словам, составлена из шуточных стихотворений и песен на эту тему. И говорила ученица об этом с юмором, что, безусловно, радует.

Двое других учеников рассказали о реально прочитанных книге, одна из которых «Муха-Цокотуха», а другая - «Приключения Нильса с дикими гусями». Первая выбрана потому, что девочка тщательно прорабатывала ее в театральном кружке, играла одноименную роль и прочувствовала каждую фразу, каждую реплику этого, казалось бы, детского произведения. Второе произведение, по всей вероятности, или не было прочитано, или было прочитано очень-очень давно, поскольку ученица не смогла вспомнить ни его автора, ни сюжета.

В 6 «А» придумывать книгу уже было нельзя. Это связано прежде всего с тем, что класс очень активный, подвижный, эмоциональный. Если бы был предоставлен полный простор детской фантазии, детей невозможно было бы организовать и эксперимент, скорее всего, оказался бы сорванным. Поэтому школьникам было предложено рассказать о только что или недавно прочтенной книге. Это настроило учеников на серьезную работу - каждому хотелось рассказать о любимом произведении интересно, заинтересовать им одноклассников. Трое из пяти менеджеров представили книги жанра «фэнтэзи» (Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Аллан Фревин «Талисман»), двое других - приключения (известные «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Конан Дойля, «Приключения Робина Гуда»). Приключенческий жанр всегда в этом возрасте пользовался популярностью, а вот жанр «фэнтэзи» проник в нашу культуру сравнительно недавно и стал излюбленным не только среди школьников, но и в среде взрослых. На первый взгляд может показаться, что они схожи. Однако если приключения расширяют сознание школьника, его кругозор, показывая дальние страны, экзотическую природу, знакомя с пиратами и разбойниками, то книги «фэнтэзи» уводят ребенка в совершенно иной, выдуманный мир, в котором зачастую нет места ни реальности, ни реальным персонажам. По уверениям психологов, ребенок в итоге уходит в этот мир или, по крайней мере, остается в нем надолго. Он воссоздает этот вымышленный мир вокруг себя: организует клубы исторической реконструкции, переодевается в костюмы эльфов и, подражая героям книг, выстраивает жизненные стратегии. Чаще всего такие книги выходят сериями. Хорошо или плохо читать подобные произведения - вопрос довольно спорный, однако именно они привлекают внимание школьников, интригуют и завораживают.

Следует сказать несколько слов о речевой стороне при презентации книг. Представление книги начинали наиболее сильные, уверенные в себе ученики (менеджеры). Они показывали пример, ставили довольно высокую планку. Далее уже каждый презентующий брал что-то от предыдущего, добавлял свое, прогнозировал вопросы представителей книжных магазинов и старался упомянуть их в своем представлении. Потому рассказ получался более выразительным, а ответ полным и ясным.

Разительных речевых, фактических и лексических ошибок мною не было обнаружено. Встречаются стилистические ошибки, поскольку речь ребят была неподготовленная, спонтанная; в задачу школьника входило не только обдумывание смысла высказывания, но также подбор стилистически верных средств и приемов.

Ученики обоих классов с огромным удовольствием и энтузиазмом приняли участие в данной ролевой игре. Мы убедились в том, что это обучающая игра, так как она способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Кроме того, ролевая игра помогает сплотить детский коллектив, ведь в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие. В ролевых играх, как мы убедились, воспитывается сознательная дисциплина, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть игра выполняет, помимо всего прочего, и воспитательную функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Вместе с тем ролевая игра участвует в формировании ключевых компетенций. Первостепенно развивается коммуникативная компетенция: школьники учатся представлять и держать себя, выступая перед большой аудиторией, работать в группах, взаимодействовать друг с другом в коллективе, вступать в диалог. В такой игре у подростков активно развивается речь, потому что им приходится импровизировать, одновременно и обдумывать, и транслировать свои мысли. Безусловно, развиваются общекультурные и учебно-познавательные компетенции. К примеру, в нашей ролевой игре «Менеджер» ученики не только узнали множество новых произведений, но также смогли поинтересоваться, о чем та или иная книга, задать любой вопрос. Многие школьники рассказывали о любимых произведениях, поэтому говорили о сильных моментах книги, которые могут заинтересовать каждого. Таким образом, у подростков появляется желание найти эту книгу, прочитать ее и изучить. Кроме того, мы говорили о том, что чаще всего школьники при выборе какого-либо произведения просят совета не у учителей, а у своих ровесников. Этот момент также был учтен в нашей ролевой игре, и именно этот аспект стимулирует к созданию читательской компетенции.

Семантика этой речевой игры ведет к формированию читательской компетенции.

Итак, в настоящей главе мы продиагностировали круг читательских интересов школьников 9 класса и проанализировали работы по выявлению первичного восприятия литературного произведения. В результате работы выявили, что ученики крайне редко читают, причем не только дополнительную литературу, но и программные произведения. Ответы учеников очень слабые, необоснованные; школьники не умеют выражать свои чувства, эмоции, не готовы к самостоятельному анализу художественных текстов. Все это напрямую связано со снижением читательской компетенции.

В главе также была представлена разработанная нами для 6-х классов ролевая игра «Менеджер», апробированная на учащихся гимназии №1. Задачами, которые мы ставили перед собой, были анализ читательских интересов и предпочтений у школьников 6 класса, а также диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога. Результаты показали, что жанровые предпочтения у шестиклассников не весьма разнообразны. В основном отдают предпочтение «фэнтези» Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Алан Фревин «Талисман»), иногда читают школьники и приключения (А. Конан-Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Робина Гуда»). Разительных речевых, фактических и логических ошибок при презентации книг обнаружено не было, однако встречались стилистические, поскольку речь ребят была неподготовленная и спонтанная.

Елена Тянгаева
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы

Задание № 1.

Выявить умение определять жанр произведения : сказка, рассказ, стихотворение.

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка не может разобраться, где сказка, где рассказ, а где стихотворение. Давайте ему поможем. Воспитатель читает отрывок из произведения, дети называют жанр и рассказывают Незнайке о характерных особенностях жанра.

Умение сформировано – ребёнок правильно называет жанр литературного произведения , аргументирует свой выбор.

Умение в стадии формирования - Ребёнок называет жанр литературного произведения после наводящих вопросов взрослого и с его помощью объясняет выбор.

Умение не сформировано – Ребёнок даже после наводящих вопросов не правильно выбирает жанр произведения. С непосредственной помощью воспитателя находит характерные признаки жанра произведения.

Задание № 2.

Выявить любимые произведения детей.

В книжном уголке оформлена выставка книг, иллюстраций к знакомым произведениям.

Воспитатель рассматривает с детьми книги, иллюстрации уточняет название. Затем предлагает детям : «Назовите свою любимую сказку, рассказ, стихотворение»

Умение сформировано – ребёнок самостоятельно выбирает книгу, даёт название произведения, высказывается о любимых героях.

Умение в стадии формирования - Ребёнок самостоятельно выбирает произведение, с помощью взрослого даёт правильное название, может назвать героев, но затрудняется ответить, почему это произведение любимое.

Умение не сформировано – Ребёнок выбирает произведение (книгу) после перечисления взрослым или затрудняется ответить, сделать выбор. Не может ответить на вопрос : «Почему ему нравиться это произведение?»

Задание № 3.

Выявить интерес детей к чтению объёмных произведений, которые читают по главам

Используется метод наблюдения.

Интерес сформирован – ребёнок внимателен во время чтения произведения, напоминает воспитателю и детям на чём «остановились» (последний прочитанный эпизод, высказывает просьбу о продолжении чтения, знает имена героев произведения, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге.

Интерес в стадии формирования - ребёнок слушает внимательно непродолжительное время, знает имена героев, но не может вспомнить последний прочитанный эпизод, редко предлагает продолжить чтение, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге по предложению взрослого.

Интерес не сформирован – Ребёнок во время чтения невнимателен, не проявляет желания продолжить чтение, имена героев запоминает с трудом.

Публикации по теме:

Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный.

Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.

Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

Методики для выявления уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников Адаптированные методики для выявления уровеня сформированости полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

1часть. Введение «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 2 частьМодель деятельности по развитию одаренности Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования .

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2011 С.В.Самыкина

Самарский институт повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 04.04.2011

В связи с переориентацией современного образования на компетентностную основу рождается терминология новой парадигмы образования. В статье предлагается определение понятия «читательская компетентность», рассматривается структура данной компетентности. Уделяется внимание классическим методикам отслеживания уровней литературного развития, предлагается разработанная и апробированная автором методика диагностики уровня развития читательской компетентности младшего школьника.

Ключевые слова: литературное развитие, читательская компетентность.

В связи с принятием новых федеральных государственных стандартов начального образования 2010 г. перед российской школой были поставлены качественно новые задачи. Впервые, говоря о результатах образования, стандарт оперирует такими понятиями, как универсальные учебные действия, компетентности и др. Так, приоритетной целью обучения литературному чтению становится формирование читательской компетентности младшего школьника1.

В классической методике цели литературного образования чаще всего определялись через понятия «литературное развитие». Н.Д.Молдав-ская определяла последнее как процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами, проявляющийся в читательском восприятии, в литературном твор-честве2. В методике 60 - 80-х такие критерии литературного развития, как глубина обобщения и умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ, считались универсальными. В 90-х появились авторские программы, которые цель литературного образования определяют следующим образом: формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, способного адекватно выразить себя в слове (М.П.Воюшина)3, сохранение непосредственного эмоционального восприятия детьми художествен-

Самыкина Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры технологий развивающего обучения. E-mail: s. solveig@mail. ru

1 Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по литературному чтению/Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: / /standart.edu.ru (Дата обращения 04.04.2011)

2 Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: 1976. - С.5.

3 Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. -СПб.: 2007. - С.69.

ных произведений, накапливание опыта в виде читательских переживаний, первых шагов в литературном творчестве (В.Левин)4, постижение авторского видения окружающего мира и создание собственного суждения о художественном произведении (Г.Н.Ку-дина, З.Н.Новлянская)5.

В традиционной системе «Классическая начальная школа» автор программы «Литературное чтение» О.В.Джежелей, говоря о результате литературного образования, вводит понятие «квалифицированный читатель». Это ученик, владеющий всем набором знаний, умений и навыков, которые позволяют ему самостоятельно выбирать книги, читать их, выходить на коммуникацию и творческую деятельность.6

В системе развивающего обучения «Школа 2100» Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, авторы программы «Чтение и начальное литературное образование», ставят цель сформировать грамотного читателя, «у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания»7, владеющего техникой чтения, приемами понимания прочитанного, умением ориентироваться в мире книг. Итак, исследователи, определяя цель литературного развития младшего школьника, говорят о необходимости воспитания читателя, который полноценно воспринимает художественное произведение, опре-

4 Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. Введение в методику начального литературного образования. - М.: 1994. - С. 27.

5 Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Психолого-педагогические принципы преподавания литературы в начальной школе // Вопросы психологии. - 1989. - №№4. - С. 59 - 65.

6 Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литера-тура.1 - 4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений. - М.: 2010. - С.31.

7 Программно-методические материалы: Чтение. Началь-

ная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: 1998.

деляет свой круг чтения, умеет выразить себя в слове.

Современная школа стоит перед необходимостью соотнести понятие «литературное развитие» с целями компетентностно-ориентированного образования, поэтому мы считаем необходимым оперировать понятием «читательская компетентность». Базовый концепт «компетентность» мы понимаем, согласно идеям научной школы А.В.Хуторского, как совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориента-ций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере8. Термин «читательская компетентность» в научной литературе не является широко употребляемым. В нашем понимании читательская компетентность - интегративная характеристика личности, складывающаяся из деятельного проявления способности к чтению (умения в измененных условиях оперировать полученными знаниями, умениями, навыками, способами деятельности для получения нового результата), а также из личностного отношения к деятельности, связанной с литературой. Структура данной компетентности ученика начальной школы, на наш взгляд, складывается из трех компонентов: 1) когнитивный (знания, умения, навыки), 2) операционный, или деятельностный, (наличие опыта проявления компетентности в стандартной и нестандартной ситуации), 3) мотивационный (отношение к деятельности, связанной с литературой, а также готовность к проявлению компетентности). Таким образом, понятие «читательская компетентность» шире таких понятий, как «литературное развитие», «формирование квалифицированного читателя». Это связано с особой ролью деятельностной составляющей в структуре читательской компетентности. В процессе развития компетентности деятельность выходит на первый план, так как, решая различные задачи, взаимодействуя с другими учениками, ученик получает знания по предмету, обретает богатый опыт участия в разных видах деятельности. Это может быть исследовательская работа (участие в индивидуальных и коллективных проектах и исследованиях), интерпретационная деятельность (театрализация, подготовка и проведение литературных вечеров, викторин), творческая (самостоятельное литературное творчество), коммуникативная (издание газет, журналов, альманахов). Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что она существует в виде деятельности, а не информации о ней.

8 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / Интернет журнал «Эй-дос». - 2005. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http: / /www.eidos.ru/ journal/ (04.04.2011).

ориентированное задание: после работы над сказкой, рассказом и стихотворением перед учеником ставилась задача найти в произведениях общую основу (или убедиться в ее отсутствии) для объединения всех трех текстов в одну книгу. При

9 Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. - Кишинев: 1974.

10 Молдавская Н.Д. Литературное развитие....

11 Воюшина М.П. Модернизация литературного..

13 Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: 1991. - С.50 - 58.

возможности объединения придумать название для сборника, дополнить его другими, известными ребенку и подходящими под заявленную тематику произведениями. Чтобы выявить мотиваци-онную составляющую читательской компетентности, была разработана анкета для детей. Вопросы помогли выяснить отношение к чтению, мотивацию чтения, готовность применять полученные знания в разных сферах деятельности: исследовательской, проектной, интерпретационной, коммуникативной. Привлекалась методика незаконченных предложений М.В.Матюхиной14 в модификации М.В.Воюшиной.

Анализ результатов срезовых работ позволил выявить шесть показателей: 1) уровней восприятия художественных произведений разных жанров; 2) уровня начитанности; 3) умения выполнять компетентностно-ориентированные задания; 4) умения грамотно построить речевое высказывание; 5) мотивации чтения; 6) готовности к участию в какой-либо деятельности. При анализе развития восприятия художественных произведений мы выделяли три уровня: высокий, средний, низкий. Критериями являлись умение эмоционально точно реагировать на художественный текст, умение видеть причинно-следственную связь событий в произведении и давать оценку поступкам героя, умение определять идею текста, формулировать проблемы, поднятые автором, наблюдать за художественными особенностями.

Ученику, находящемуся на низком уровне развития восприятия, трудно верно определить эмоциональный строй произведения. Он воспроизводит фактическую сторону сюжета, отвечая на вопросы «что произошло», не оценивая поступки героев. Затрудняется в формулировке темы, равнодушен к особенностям формы. Ученик со средним уровнем развития восприятия верно определяет эмоциональный строй произведения. Ему интересен герой, ребенок дает оценку его поступкам. Он может определить последовательность событий в произведении, но тему и идею формулирует неточно в силу ограниченности словарного запаса. Не замечает художественных особенностей. Ученик с высоким уровнем развития восприятия верно определяет эмоциональный строй произведения, понимает причинно-следственные связи, объясняет мотивы поведения героя, сам формулирует проблемы, затронутые автором, идею произведения. С помощью учителя может делать наблюдения над художественными особенностями текста. Мы выделили три уровня развития восприятия, чтобы статистические данные можно было соотнести с другими показателями проявления читательской компетентности.

14 Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград: 1983.

Для оценки начитанности школьникам предлагалось задание составить список литературы для чтения сверстникам. В оценке выполнения данного задания использована нормативно-ориентированная интерпретация: задания - ответы - выводы о знаниях ученика - рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого. Ученик, имеющий высокий уровень, корректно указывал 6-10 произведений. Ученик со средним уровнем давал список из 4 - 5 произведений, допуская недочеты (неточное название). Ученик с низким уровнем начитанности указывал 1 - 3 книги. В таких работах детей чаще всего название произведения (точное или приблизительное) давалось без указания автора. Задание компетент-ностного характера предполагало умение использовать знания в незнакомой ситуации, приближенной к жизненной. Если ученик полностью справлялся с заданием, его показатель - высокий уровень, выполнил 2/3 задания - средний уровень, 1 /3 задания - низкий.

Оценивая речевое высказывание, мы не ставили целью выявление уровней развития речи. Наша цель - оценить готовность к речевому высказыванию и умение выразить свою точку зрения на какую-либо проблему в слове. Уровни выполнения зависели от объема сочинения, точности и выразительности речи, средней длины предложения. Если ученик высказывался в 4 - 5 предложениях, его речь эмоциональна и богата, то присваивался высший уровень. Грамотное высказывание объемом 3 - 4 предложения относилось к среднему уровню. Если ученик писал 1 - 2 коротких простых предложения, то уровень определялся как низкий.

Мотивация чтения исследовалась с помощью методики незаконченных предложений. Определяя уровни мотивации, мы исходили из следующих посылов: ученики с низким уровнем мотивации упомянули учебные мотивы (читаю, чтобы хорошо учиться; чтобы научиться быстро читать). На среднем уровне - те дети, для которых важны и эмоциональные мотивы (читать интересно). На высоком уровне - ученики, для которых значимы личностные (быть умным, развитым, узнавать новое) и эстетические (понимать книгу, идеи автора).

В результате эксперимента мы выявили показатели развития компонентов читательской компетентности (Таб.1). Полноценное восприятие (высокий уровень) показали 5 - 17 % учеников, участвующих в эксперименте. На наш взгляд, это невысокий показатель, означающий, что лишь 1 -4 ученика в группе умеют определять эмоциональный строй произведения, понимают причинно-следственные связи, объясняют мотивы поведения героя, формулируют проблемы, затронутые автором, идею произведения. На низком уровне

восприятия - 26 - 52 % детей, то есть в работе с некоторыми жанрами до половины испытуемых умеют воспроизвести фактическую сторону сюжета, отвечают лишь на вопросы «что произошло». Низкие результаты показали ученики в области речевого развития. Только 15 - 17 % - на высоком уровне, они умеют высказаться в 4 - 5 предложениях (речь богата и выразительна) на заданную тему. 49 - 55 % учеников написали лишь 1 - 2 коротких простых предложения (низкий уровень).

Анализ результатов выполнения компетентно-стно-ориентированного задания мы рассмотрим в рамках данной статьи подробнее. Показатели начитанности учеников экспериментальных классов таковы: от 6 до 10 произведений для чтения ровеснику смогли порекомендовать 8 % и16 % соответственно в первой и второй группе. Это лишь 2

4 ученика в классе. Значительная часть учеников (42% и 50% соответственно) смогли назвать 1

3 произведения, при этом неточно воспроизведя названия, не всегда указывая автора. При этом наблюдается такая закономерность: дети из одного класса дают очень похожие списки, в них повторяются те книги, которые читали на уроках внеклассного чтения и те произведения, которые недавно изучали на уроках. В каждом классе есть лишь 1 - 2 человека, списки книг которых разнообразны. На основании этого наблюдения можно сделать вывод, что в семьях мало внимания уде-

Дети, занимающиеся по системе Л.В.Занкова (2 гр. в таб.1), опережают группу, занимающуюся по традиционной системе обучения по многим показателям: по уровням восприятия рассказа, стихотворения, по начитанности, мотивации; значительно опережают по умению выполнять ком-петентностно-ориентированное задание. Незначительное отставание занковской группы наблюдается лишь по одному параметру: по восприятию сказки. Причины успешности «занковской» группы кроются в особенностях системы Л.В.Занкова. Обучение строится таким образом, что ученик вместе с товарищами и учителем открывает новые знания. С конечного результата (узнать новое) дети переключаются на процесс добывания этого результата. Ученик усваивает не отдельные зна-

ляется книгам, чтению. Решающую роль для начитанности подавляющего большинства учащихся играют школьные уроки литературного чтения.

Диагностика мотивации чтения показала разнообразие мотивов обращения к чтению: «быть умнее», «чтобы росли мозги», «учиться хорошему, вести себя как положено», «хорошо уметь читать и понимать смысл книг», «знать историю, развивать память, словарный запас», «знать авторов, их взгляд на героев, уметь поддержать беседу о произведении», «разбираться в литературе и искусстве». На высоком уровне - ученики, для которых важно понимать книгу, понимать идеи автора, идею произведения: 8% и 17% в группах соответственно. На среднем уровне - 55 % в первой и 70% во второй экспериментальной группе. То есть на среднем уровне находится большая часть детей, что указывает на то, что дети читают с интересом, хотят читать. Заметим, что показатели детей, обучающихся по системе Л.В.Занкова, выше. Общие статистические результаты исследования уровней развития читательской компетентности таковы. Высокий уровень развития показали 9% в первой экспериментальной и 17% - во второй. Практически половина учеников в двух экспериментальных группах -на среднем уровне (45% и 50 % соответственно). Значительное количество детей имеют низкий уровень развития читательской компетентности (46% и 33% соответственно).

ния, а взаимозависимость явлений15. Ученики-занковцы привыкли к разным, в том числе и нестандартным заданиям. Возможно, поэтому они справились с необычными для них письменными работами по литературному чтению успешнее, чем их ровесники, обучающиеся по традиционной системе. Особенно ярко выражено отставание группы традиционного обучения в умении выполнять задание компетентностного характера. При выполнении задания компетентностно-ориентированного характера третьеклассникам-было предложено объединить три текста, над которыми они работали в ходе исследования уровней восприятия, в один сборник, придумать на-

15 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: 1999. - С. 231 - 233.

Таб. 1. Результат эксперимента

Восприятие художественных текстов след. жанров Готовность к речевому высказыванию Умение выполнять задание компетентностно-ориенти-рованного характера Начитанность Мотивация чтения

сказки рассказа стих.

Группа 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Выс. 16 9 5 13 12 17 15 17 - 26 8 16 8 17

Сред. 41 39 45 61 48 57 30 34 45 48 50 42 55 70

Низ. 43 52 50 26 40 26 55 49 55 26 42 42 37 13

звание для него и добавить другие произведения в эту новую книгу. Объединить разные произведения в одну книгу можно было по разным основаниям.

Анализ детских ответов экспериментальной группы 1 показал, что сравнивать, находить общую основу нескольких художественных произведений - задача трудная, непривычная. Не справились с ней 68 % учеников. Среди них 16% вовсе отказались от ответа, остальные предлагали разные решения: «во всех текстах есть неожиданности», «все тексты можно читать и пересказывать», «тексты похожи, но про разных героев». Незначительное сходство принималось за главный критерий для объединения в сборник. Те, кто нашел решение проблемы, выдвигали идеи нестандартные, интересные: «общее в произведениях - любовь», «все произведения поучительные», «во всех произведениях есть забота о ком-то». В предложенных детьми названиях для новой книги прослеживается общая тенденция: дети не различают жанры литературы, кроме того часть заголовков не мотивированы ничем. Верных, обоснованных ответов - 20%. Подбирая дополнительные произведения для своей книги, дети (56%) путают жанры, включают в сборник не подходящие по теме произведения. Лишь 20 % детей дают небольшие (2 - 5 названий) списки произведений, которые действительно подходят по тематике в их сборники. При этом зачастую (это считалось недочетом) указывают название произведения, не называя автора. Можно сделать вывод: ученики 3-го класса (первая эксперимен-

При определении уровней выполнение одного задания из трех или попытка выполнить его квалифицировалась как низкий уровень владения умением, выполнение двух заданий - средний, трех - высокий. Выявленные показатели значительно отличаются в экспериментальных группах. В группе, занимающейся по системе Л.В.Занкова, 26 % учеников показали высокий уровень компетентности, во второй экспериментальной - 0 %. На среднем уровне - 45% в первой и 48 % во второй, на низком - 55% и 26% соответственно. Исследование уровней развития

тальная) не различают жанров, не владеют общеучебным навыком сравнения, обобщения.

читательской компетентности учеников третьих классов начальной школы выявило ряд пробелов в области знаниевой, деятельностной составляющей компетентности. Эти пробелы касаются восприятия эпических произведений (сказок, рассказов), готовности к речевому высказыванию, начитанности детей, решения компетентностно-ориен-тированных заданий. Для достижения цели современного начального литературного образования - развития читательской компетентности, учителю необходимо предоставить богатый методический и дидактический материал для органи-

Таб. 2. Умение выполнять задания компетентностного характера

Типы заданий Гр. 1 Гр. 2

Выявление основы для объединения текстов в одну книгу Неверное, ничем не мотивированное решение 52 13

Названа причина для объединения произведений 32 78

Отказ от ответа 16 9

Подбор заголовка для сборника Заголовок подобран в соответствии с заявленным мотивом объединения 20 62

Неправильное или ничем не мотивированное решение 60 29

Отказ от ответа 20 9

Подбор художественных произведений для сборника Верное решение 20 48

Неверное решение 56 43

Отказ от ответа 24 9

зации урочной и внеурочной работы. Возможно, чтению, мультимедийные средства обучения по-хрестоматии, рабочие тетради по литературному могут решить эту проблему.

DIAGNOSTICS OF READING COMPETENCE DEVELOPMENT LEVELS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

© 2011 S.V.Samykina

Samara Institute for Refresher Training

In view of reorientation to competence-based education, terminology of a new paradigm of education arises. The article defines the term «competence in reading» and explores its structure. Classical techniques of tracking levels of literacy development are touched upon and a new diagnostic technique for elementary school students is offered.

Key words: competence in reading, literacy development.

Svetlana Victorovna Samykina, Senior Lecturer, Samara institute for refresher training. E-mail: s. solveig@mail. ru

Современный учитель, работающий в условиях вариативного обучения, должен хорошо владеть способами диагностики литературного развития школьников, чтобы, определив уровень актуального и зону ближайшего развития каждого ученика, направлять процесс его литературного развития, вовремя вносить коррективы в свою работу.

Диагностическая работа требует тщательной подготовки и включает в себя несколько этапов.

Отбор литературного произведения. Выбор текста зависит от поставленной цели. Для контроля за продвижением учеников в литературном развитии целесообразно выбирать небольшие по объему (ребенок может потратить на чтение не более 10 - 15 мин) произведения, адресованные детям данного возраста и не изучавшиеся в школе, поскольку проверяется результат развития, а не обучения. Корректность сопоставления результатов серии проверок требует использования произведений одного жанра, одного автора, примерно одинакового уровня сложности. Нарушение этого требования, например использование классического лирического стихотворения для проверки в начале учебного года и детского юмористического рассказа в конце года, не даст объективной картины продвижения ученика в литературном развитии.

Возможно проведение диагностической работы с различными исследовательскими целями: выявление специфики восприятия произведений определенного жанра, определенного автора, текстов большого объема, произведений, вошедших в круг детского чтения из «взрослой» литературы и т.д. В этом случае текст выбирается в зависимости от конкретной цели исследования.

Разработка диагностических заданий. Наиболее традиционные способы проверки уровня восприятия - самостоятельная постановка вопросов к тексту и ответы на них, а также ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов зависит от цели проверки.

Для выявления уровня актуального развития читателя, т.е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется самостоятельная постановка вопросов к тексту. После чтения текста школьникам предлагается поставить себя на место учителя и сформулировать такие вопросы к тексту, которые помогли бы остальным ученикам разобраться в прочитанном. Такая методика сбора данных оставляет ученика абсолютно свободным, учитель не задает свой взгляд на произведение, не программирует читательскую деятельность учеников. Вопросы, заданные учениками, позволяют учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным. Однако одних формулировок вопросов иногда оказывается недостаточно, чтобы определить уровень восприятия текста. Ученики могут повторять вопросы, часто звучащие на уроках (какова тема этого произведения? как автор относится к герою? и т.п.), но при этом неверно определять тему, авторское отношение и т.д. Поэтому для получения объективных данных необходимо просить детей ответить на свои вопросы и оценивать результаты на основании сравнения вопросов и ответов.

Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы к тексту, заданные учителем. При такой форме проверки мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны ребенку. Учитывая, что младший школьник не может долго работать самостоятельно, а продуктивность его работы быстро падает, количество вопросов должно быть небольшим. Опыт показывает, что 7 вопросов - это максимум, если его превысить, то ответы ребенка становятся односложны и не отражают истинного уровня восприятия текста. Вопросы формулируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), чтобы к осмыслению идеи произведения ребенок шел через осмысление его формы.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья БЕЛЯЕВА

Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА - сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор книг и статей по методике преподавания литературы в школе.

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?

Контрольная работа № 1.

19 Лекция 3. Какова методика дифференцированного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание. )
21 Лекция 5. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание. )

Контрольная работа № 2.

23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало. )
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание. )
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературно развитого ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьников подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнивать реальный уровень литературной подготовки каждого учащегося с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературно развитого выпускника основной и средней школы изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» .

Выпускник должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении .

В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо “регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся” . Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углублённый . Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

2. Уровень читательского восприятия.

3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности .

Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? (Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т.п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приёмов, родо-жанровую специфику и т.п. (критерии диагностики см. выше).

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что “дурное в России” высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Вопросы и задания для повторения

  • Какие сферы литературного развития учащихся целесообразно выявлять в процессе диагностики?
  • Какие учебные умения нужно выявлять для определения уровня читательского восприятия школьников?
  • В чём особенности выявления читательского восприятия учащихся в основной и старшей школе?
  • Какими заданиями проверяются умения анализа литературного произведения?
  • Как выявляются уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?
  • Какие эмоционально-художественные качества личности нужно развивать у учащихся гуманитарных классов?
  • Каковы формы проверки уровня литературного развития учащихся основной школы? Приведите примеры.