Фамусов горе от ума характеристика. Характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание характера в цитатах

  • 02.05.2019

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах "век нынешний" и "век минувший".

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" - главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей - Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии "горе от ума" так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: "вот плоды" - говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства - во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии "Горе от ума", любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение "монашеское", то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, "вне сцены". Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением "подслужиться", чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди - мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба - он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе "золотой мешок", да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии "Горе от ума", становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно - перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии "Горе от ума" Грибоедова . Вас также может заинтересовать

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем большую ценность они представляют. Так происходит с драгоценными винами, живописными полотнами, скульптурами, зданиями и т. д.

Фабула и сюжет

Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.

Олицетворение барской Москвы

В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует. Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.

Основные черты характера

Какую же роль играет в «Горе от ума» Фамусов? Характеристика Павла Афанасьевича совершенно недвусмысленна. Он уже в годах, вдовец, но обладает отменным здоровьем, что позволяет ему волочиться за хорошенькой Лизой, выставляя себя в то же время примерным, скромным, степенным семьянином и отцом перед Софьей. В угоду моде и новым временам он вынужден обучать дочь «по-французски», танцам и «всем наукам», одевать в иностранных магазинах на Кузнецком мосту, а сам с праведным гневом отзывается о науках, просвещении. По его мнению, учёность - «вот чума», источник инакомыслия, революционных идей, всего нового, что грозит сместить привычный и удобный герою ход вещей, самодержавный строй, сломать тот уклад, на котором базируется и власть Фамусова, и богатство. Умный, хитрый и расчетливый, этот «старинный русский барин» тоскует о временах «Максима Петровича», когда высокие чины и звания, награды и жалования раздавались не по заслугам и достоинствам, а на основе лести, низкопоклонства, угодничества и наушничества. Закоренелый крепостник и ретроград, смотрящий свысока на тех, кто беден, он с удовольствием выступает в роли благодетеля, как в случае с Молчалиным. Свое твёрдое убеждение он высказывает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Это тоже вполне яркая «Горе от ума», по сути, это портрет двух эпох: «века минувшего» и сплотившихся вокруг него Скалозуба, княгини Марьи Алексеевны, князей Тугоуховских, самого Фамусова, а также «века нынешнего», олицетворением которого стал одиночка Чацкий.

Как утверждают критики, в комедии победа осталась за Чацким. Но очень сомнительная, напоминающая больше поражение. А резонёры Фамусовы, увы, были, есть и продолжают быть, оставаясь основной, рутинной частью общества.

Этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. (См. также статью Образ Фамусова .) Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам. Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин. Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин , которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:

«Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накопилось их;
Дай волю вам – оно бы и засело,
А у меня – что дело, что – не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так – с плеч долой ».

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы. В противоположность Чацкому , который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности. Он ставит в пример (монолог «Вот то-то, все вы гордецы») своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –

(«Не то на серебре, на золоте едал;
Сто человек к услугам; весь в орденах») –

сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).

«А дядя! Что твой князь, что – граф!
Серьезный взгляд, надменный нрав!
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался в перегиб».

Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой. Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен. Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:

«Как станешь представлять
К крестишку иль к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку».

Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:

«В чтеньи прок-от не велик»,

говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».

В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:

«Ученье – вот чума, ученость, вот – причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел и мнений».

«…уж коли зло пресечь, –
Собрать все книги, да и сжечь».

Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,

«За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила».

Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами:

«Кузнецкий мост и вечные французы,

негодует он,

Но видно, что бранит он французов именно потому, что считает их «губителями карманов», и не видит разницы между «книжной» и «бисквитной» лавкой.

Заботы Фамусова о дочери сводятся к тому, чтобы дать ей внешнее воспитание, согласное с общепризнанными требованиями общества, и выдать ее замуж за подходящего человека; он старается внушить Софье, что тот

«кто беден, тот (ей) не – пара».

В его глазах идеал мужа для Софьи – Скалозуб , так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». А то, что Скалозуб противен его дочери, ни мало не беспокоит «заботливого» отца. Что важнее для Фамусова: чтобы Софья выбрала мужа себе по сердцу, или чтобы в обществе говорили, что она сделала блестящую партию? Конечно, – последнее! Общественное мнение , то, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», вот – пружина и двигатель всех слов и поступков Фамусова.

И все же в этом человеке есть, если не положительные, то хотя бы отчасти симпатичные черты. Симпатично его гостеприимство, свойственное всем истинно русским натурам; дом его открыт:

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет –
Для нас ровнехонько – про всех готов обед».

Но и в этих словах (из монолога «Вкус, батюшка, отменная манера») мы видим, кроме гостеприимства, известную нравственную неразборчивость Фамусова: он тешится своим хлебосольством, а нравственные качества его гостей ему совершенно безразличны. Симпатична в нем искренняя любовь ко всему своему, русскому, московскому; как он восхищается московскими тузами, старичками, дамами, юношами и девицами! Симпатично также добродушие Фамусова, скорее – простодушие, которое так и сквозит во всех его речах. Грибоедов изобразил действительно живого человека, с личными, отличающими его, чертами. «Брюзглив, неугомонен, скор», характеризует его Софья; он вспыльчив, но и отходчив – «часто без толку сердит», но и добродушен.

Говоря о Фамусове, нельзя не упомянуть знаменитых артистов, исполнявших его роль. «Горе от ума» впервые было поставлено на сцене в 1831 году уже после смерти Грибоедова; известен был тогда в роли Фамусова замечательный актер Щепкин. В первой половине ХХ века эту роль необычайно талантливо исполнял знаменитый режиссер и основатель традиции Московского Художественного театраСтаниславский ; роль Чацкого бесподобно исполнял Качалов.

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова


В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.


П.А.Ф.- одно из главных действующих лиц комедии,представи тель лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.Он известный человек в кругу московского барства.Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого"молва").Грибоедов подчеркивает,что Ф.боится молвы.При переводе с латыни фамилия Фамусов означает -"известный","пользующийся славой".Он,по-видимому,принадлежит к представителям знатных дворянских семей.Его дядя,Максим Петрович,играл при дворе Екатерины II огромную роль.Его "домашние друзья"- князья Тугоуховские,преуспевающий "не нынче-завтра генерал"Скалозуб.

Ф.- вдовец,любит дочь,заботится о ней,считает,что для ее воспитания сделал все.Он подыскивает для Софьи подходящего жениха,хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Ф. хвастается,что "монашеским известен поведеньем",однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни,когда должна родить докторша-вдова.Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян,известен гостеприимством,жизнью на широкую ногу.

Он поклонник старины,восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II.Ф.- сторонник крепостных порядков.Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым.В крепостных он не видит людей,не считается с их человеческим достоинством.Ругает их,не стесняясь в выражениях,называет "ослами","чурбанами","фомками","фильками",не считаясь,с их возрастом.Лизе он угрожает отправкой в деревню:"Изволька в избу,маршь за птицами ходить".Будучи помещиком Ф.,однако,живет в деревне,в имении,а не в Москве и занимает видное положение на службе.Служба для него только средство для получения наград,чинов и денег.Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю,живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях("... и будь не я,коптел бы в Твери...").Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг.Он самодовольно хвастается:

А у меня,что дело,что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано,так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родственниками,считая достойной похвалы такую заботу о родне.Он с гордостью говорит,что при нем "служащие чужие очень редки;все больше сестрины,своячиницы детки",один Молчалин ему не свой,а потому как "деловой":

Как станешь представлять к крестишку ли,к местечку,
Ну как не порадеть родному человечьку!

Самое важное для Ф.-чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми,вовремя угодить им и таким образом выслужиться.Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатериненского времени.Тогда,по выражению,Чацкого,"не на войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалея".Максим Петрович был важным вельможей,"на золоте едал,езжал-то вечно цугом","когда же надо выслужиться,и он сгибался вперегиб."Таким путем он приобрел вес,"выводил в чины" и пенсии давал".Ф. восхищается и Кузьмой Петровичем,который был камергером "с ключом и сыну ключь умел доставить,богат и на богатой был женат".Таким людям Ф. стремится подражать.Их способ получения чинов и денег считает самым верным.Ф. по-московски гостеприимен,он охотно принимает гостей,любит поиграть в карты,посплетничать.В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие.Говорит,что первый догадался о сумасшествии Чацкого,считает,что болезнь Чацкий унаследовал от матери,сходившей с ума 8 раз.Однако основной причиной этого Ф. считает учение-науку.О книгах он отзывается с неприязнью:

"Ученье-вот чума,ученость-вот причина,
Что нынче пуще,чем когда,
Безумных развелось людей,и дел,и мнений."
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет!Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!

Ф.подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды,с французами-гувернерами.Он ворчит:А все Кузнецкий мост,и вечные французы,оттуда мода к нам,и авторы,и музы:губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:

"Мать умерла:умел я принанять
В мадам Розье вторую мать."

Учителей которых нанимали для обучения детей "числом по более,ценою подешевле",Ф.называет "побродягами".Он считает,что дело не в учителях и "не в мадаме сила",детей надо воспитывать в духе подражания старшим."Учились бы на старших глядя", - поучает он Чацкого.А дочери внушает:"Не надобно иного образца,когда в глазах пример отца".

Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением.С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба,который"набрался каких-то новых правил":"чин следовал ему- он службу вдруг оставил,уехал в деревню и занялся чтением книг.Чацкого он называет "карбонари",опасным человеком".Причины его возмущения ясны:Чацкий высказывается против того строя,тех порядков,которые являются для Ф. основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова,который является антиподом Чацкого.