История любви евгения базарова и анны сергеевны. Одинцова, базаров и их отношения

  • 03.03.2020

Этапы развития отношения Базарова и Одинцовой:

1.Предыстория знакомства

Слухи, которые дошли до Базарова об Одинцовой

«Есть здесь хорошенькие женщины? - Например, Одинцова, недурна. Жаль, что репутация у нее какая-то»

«Умница, богачка, вдова. Я вас представлю»

Заинтересованность Базарова Одинцовой

2.Знакомство и развитие любовных отношений

2.1 Первое впечатление Базарова от Одинцовой

«Что за фигура? На остальных баба не похожа» (индивидуальность)

«Мне тут один господин сказывал, что эта госпожа ой-ой-ой»

2.2 Базаров заинтересовался Одинцовой

«Ведь ты говоришь, что она холодна. Ведь в этом-то самый вкус и есть»

«С кем это вы стояли»

«Только у ней такие плечи, каких я не видывал давно»

3. Встреча Базарова и Одинцовой (у нее в комнате)

«Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто бы сконфузился»

«заговорил преувеличенно развязно»

«явно старался занять свою собеседницу»

«По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывает впечатления»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее… но тогда же она поняла его смущение, и это ей даже польстило»

«Он заметил, что приятель его покраснел»

«Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

«Сказано - первый сорт!»

4. Второе посещение Базарова

«все больше разговаривал с Одинцовой»

«баба с мозгом»

«а та - тертый калач»

Мнение о Базарове:

«Базаров понравился ей… резкостью суждений»

«она.. может быть, бросилась бы в битву, узнала страсть»

«Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров»

5. Влюбленность Базарова в Одинцову

«Чувство, которое его мучило и бесило»

«Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его легко загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость»

«Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала»

«Она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла, что бы это значило»

6. Прощание

«Мне будет скучно, когда вы уедете»

«Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела»

«Сердце у него так и рвалось»

«Ему показалось, что лицо ее слегка побледнело за ночь»

7. Признание

«Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились»

«Сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей»

8. Перед смертью

«Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его действительно любила»

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.

Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.

Любовь – это прекрасное чувство. Когда она наполняет человека, она заставляет его душу расцветать. Во многих литературных произведениях встречается тема любви. Какую же роль она играет в романе И. С. Тургенев. "Отцы и дети"? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к произведению.

В романе присутствуют и описываются четыре линии любви: Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя, Павел Петрович и княгиня Р., Базаров и Одинцова.

Николай Кирсанов и Фенечка несомненно достойный пример нежной и счастливой любви.

Несмотря на разное социальное положение: он дворянин, она дочь экономки, они вместе и живут счастливо. Это не мешает им жить счастливо и иметь ребенка, и пожениться в конце произведения. Таким образом, автор доказывает нам, что разница в сословии, а тем более в возрасте не может быть препятствием для любви.

Вторая линия в чем-то похожа на первую. Она имеет такой же счастливый конец. Аркадий и Катя были рады находиться в обществе друг друга. И.С. Тургенев показывает на примере Аркадия несостоятельность теории Базарова. Кирсанов поддается чувству любви и в итоге отказывается от нигилизма в пользу спокойной и счастливой семейной жизни, повторяя пример своего отца.

Любовь Павла Петровича является трагичной « … человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина…». В словах Базарова есть доля правды. Петру Петровичу не стоило подавать в отставку и «гоняться» за княгиней. Любовь действительно важное чувство, но оно не должно превращаться в самоцель человека, иначе это его погубит. Подобное случилось с Павлом Петровичем. Я считаю, что любовь должна приносить радость, а не разочарования и страдания.

Очевидно, что самой главной линией любви в романе является чувство Базарова к Одинцовой. Главный герой произведения – нигилист. Он отрицает все: природу, искусство, религию, авторитеты, красоту, в том числе и любовь. Он все рассматривает с практической точки зрения «… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Это происходит до тех пор, пока он не встречает Анну Сергеевну. Тогда сердце и берет верх над его разумом. Теория Базарова начинает разрушаться. Автор подвергает его испытанию любовью для того, чтобы показать его внутренний конфликт. Сердце говорит о любви, а разум о нигилизме. В конце концов любовь побеждает и герой признается в ней «…Ну что же мне вам сказать … я любил вас! ... ». вспоминает он и о родителях «… Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Чувства Базарова во второй раз доказывают несостоятельность его теории, в которой разуверился и он сам.

Таким образом, любовь в романе « Отцы и дети » показывает чувства героев, через нее проявляются их поступки, она помогает разобраться в себе и выбрать правильный путь. Все герои романа подвергаются испытанию любовью, но не все его проходят.

Любовь в произведениях Тургенева занимает ключевую позицию. Это фактически непреодолимая сила, которая полностью подчиняет себе человека, без права на выбор. Любовь – это раскат грома среди ясного неба, это молния. Любовь – это преодоление преград, проверка на прочность, ведь она, как никто другой, требует самопожертвования.
В романе «Отцы и дети» главные герои как раз проходят сквозь все испытания этой самой любовью. Одной из основополагающих сюжетных линий оказывается любовная история Одинцовой и Базарова. Безусловно, знакомство

С Анной Сергеевной условно разделяет произведение на до и после. До – Базаров является человеком трезвого ума, он уверен в себе и своих силах, он сильный человек и победитель. После – Базаров предстает нам в совершенно другом образе. С развитием отношений герой прикрывает свое чувство небрежными репликами в адрес Одинцовой, затем заговорит преувеличенно развязно.
Анна Сергеевна, к слову, сильная, независимая и глубокая женщина, причем, старается казаться самовлюбленной и холодной. С Базаровым они, в общем, даже имеют нечто общее. К примеру, своим надменным взглядом. Она одна смогла понять непростой характер Базарова, смогла увидеть его достоинства и осознать полноту чувств. Когда же Базаров решается признаться Одинцовой в любви, читатель, вдруг, осознает, что в их отношениях нет места согласию. Все же ему хватило решимости и мужества рассказать о своих безответных чувствах. Это спровоцировало бурю негативных эмоций: и не понятно, то ли они направлены на себя, то ли на героиню. А самой же Одинцовой не достает смелости соединить свою судьбу с таким человеком.
Именно разное в миропонимание, стиль жизни стали для героев камнем преткновения. Анна Сергеевна страшится быть с человеком, который политически является неблагонадежным, она не может допустить, чтобы из-за него было нарушено ее душевное равновесие. Базаров понимает, что его стойкие убеждения постепенно рушатся. На этом этапе, герои расстаются, но остаются хорошими знакомыми. Они смогли остаться выше всяких предрассудков, они смогли сохранить теплые отношения, однако переступить эту грань, видимо, не представлялось возможным.
Только в самом конце романа, во время сцены смерти Базарова, Одинцова, наконец, осознает, что потеряла, быть может, самое ценное в своей жизни. Она не противится своему чувству, однако эта гармония длиться совсем небольшой промежуток времени – мгновение.
Эта любовь, к слову, оставила глубокие следы в чувствах и разуме Базарова. Он обращает внимание только на себя и окружающий его мир. Вопросы, который задает себе обеспокоенный Базаров, глубоки, именно они сделали его внутренний мир разнообразнее. Однако его недостаток заключался в попытках избавиться от этих мыслей, расценивая их как нечто несущественное.