История постройки собора василия блаженного. Покровский собор на красной площади

  • 20.09.2019

Казанский собор на Красной площади

Настоятель: протоиерей Николай Иноземцев.

Адрес: г. Москва, Никольская улица, д. 3.

Телефоны: староста 698-27-26; свечной ящик 698-19-96; церковный дом 698-27-01.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 №10717 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания Казанского собора на Красной площади , расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 3. Здание является объектом реставрационного воссоздания «Казанский собор. Воссоздание, 1993 г., арх. О.И. Журин, Г.Я. Мокеев». Собор восстановлен на сохранившихся фундаментах первой четверти XVII века.

ХРАМ-ПАМЯТНИК

Первый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице был построен попечением князя Дмитрия Пожарского, по разным данным, в 1625-м или 1630 году.

Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в русском народе. По преданию именно с этой иконой связано чудесное спасение России от польского нашествия в 1612 году. В благодарность за избавление страны от иноземных захватчиков и в память о погибших в этой войне русских воинах князь Дмитрий Пожарский по обеду решил утвердить на Никольской улице храм. Однако в 1635 году церковь сгорела.

Каменный собор возводился уже на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. И был освящен в 1636 году.

К 1650-м построена новая паперть и колокольня, в конце XVII века - парадное крыльцо с главкой, в 1690 году - ограда. Обновлялся в 1760-м, 1805-м, 1825-м, 1865 годах. В 1801 сломана старая и в 1805 сооружена новая двухъярусная (с 1865 - трехъярусная) колокольня. В 1812 году храм пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865-м фасады оформлены в классицистическом стиле (арх. Н. И. Козловский). В 1873-м сделана новая роспись интерьера.

В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925-1033 годах (арх. П. Д. Барановский). В 1930-м закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ - Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже - городской туалет.

Восстановлен в 1989-1993 годах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства Мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освящен 4 ноября 1993 года. Святыня - особо чтимая Казанская икона Божией Матери.

Главный престол - Казанской иконы Божией Матери. Северный придел - святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, южный - священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию советского историка архитектуры П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню торжественно внесли образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго …» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского храма, начало его второго рождения…

Восстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России!) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной войны Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя - величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укорененной в Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.

Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни - Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго » над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.

Инициатор воссоздания Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския », Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы» , взывая - во имя нового очищения и возрождения родного Отечества - к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Предлагаем Вашему вниманию: Слово Святейшего Патриарха на освящение Собора





Собор Василия Блаженного (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Необычайно красивый храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, красующийся на Красной площади, - один из самых известных архитектурных памятников Москвы. При виде многоцветного храма, маковки которого одна краше другого, иностранцы восхищенно ахают и хватаются за фотоаппараты, ну а соотечественники гордо заявляют: да, вот он какой - величественный, нарядный, устоявший даже в сложное для всех церквей советское время.

Относительно последнего факта существует даже историческая байка. Якобы, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади , Каганович смахнул со схемы модель храма, освобождая место для демонстраций трудящихся, на что генсек строго ответил: «Лазарь, поставь на место». Было так или не было, но храм один из немногих тогда уцелел и на протяжении второй половины 20 века постоянно реставрировался.

История и современность

Покровский собор был возведен в 1565-1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. На первый взгляд бывает сложно разобраться в структуре храма, но стоит себе представить, что вы смотрите на него сверху (или и в самом деле посмотреть с этого ракурса на храм на нашей живой карте), как сразу все становится ясно. Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре - поменьше. Шатровая колокольня построена позже, в 1670-х гг.

Сегодня собор - и храм, и филиал Исторического музея одновременно. В 1990-м возобновлены богослужения. Архитектура, внешнее декоративное убранство, монументальная живопись, фрески, редкие памятники русской иконописи - все это делает собор уникальным по красоте и значению храмом России. В 2011 году собору исполнилось 450 лет, в течение всего лета проводились юбилейные мероприятия, к памятной дате были открыты недоступные ранее для посещения приделы, устроена новая экспозиция.

Собор Василия Блаженного

Информация

Адрес: Красная площадь, 2.

Часы работы: экскурсии проводятся ежедневно с 11:00 - 16:00.

Вход: 250 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами.


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.


А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.