Как и когда проводится Родительский день.

  • 30.09.2019

Многие православные задаются вопросом о том, как правильно провести Родительский день. Этот день специально предназначен для почитания и и почивших близких. По-другому девятые сутки от Пасхи называют Радоницей. В традициях православия такой скорбный день памяти играет важную роль.

День поминовения и его история

В первый вторник после пасхальных торжеств в церквях служится полная панихида по всем умершим христианам. Утром на Радоницу люди семьями в полном составе и по одному отправляются на кладбища, чтобы прибраться на могилах умерших, а также оставить там для них пасхальные яйца, куличи, кутью, блины и пироги. Беременные женщины и маленькие дети по традиции не ездят на кладбище даже в этот праздник.

Священники считают, что помин на могиле оставлять вовсе не обязательно. Объясняют это тем, что такой пережиток языческой веры давно в прошлом. Но люди все равно чтут данную традицию.

Радоницей первый вторник после Пасхи называют потому, что православные праздники продолжаются, как и радость в сердцах христиан. Главное на Радоницу – помолиться об ушедших к Богу родственниках. Еще можно заказать для каждого специальную службу, поставить свечу за упокой души человека. Остальные мероприятия, принятые в обществе, церковью не регламентируются.

Стоит ли пить алкоголь в Родительский день?

Пить крепкие алкогольные напитки православным людям нельзя. А вот помянуть умерших вином можно. В священных библейских книгах разрешается употреблять вино для увеселения. Но запрещается пить его в больших количествах.

Оставлять алкоголь на могилке в качестве помина так же нужно на свое усмотрение. Но среди христианских канунов проведения Радоницы нет ничего, что бы указывало на необходимость данного действия.

Кладбище – это священное место, где тела почивших ждут Судного Дня и Воскрешения. Поэтому, придя туда, необходимо вести себя очень тихо и тактично.

Так, как правильно провести Родительский день, как почтить память усопших? Для этого существуют следующие правила:

  • Уборка могил. Могилы усопших нужно содержать в чистоте и порядке, так как в День Великого Воскрешения они станут местом, где все христиане очнутся от вечного сна. На Радоницу на могилах убираются сорняки, протираются памятники, окрашиваются оградки, устанавливаются венки из искусственных цветов, зажигаются свечи в специальных подставках.
  • Молитвы об усопших. Обычные молитвы за упокой могут читаться не только священниками, но и родственниками умерших.
  • Правильный настрой. В Родительский день не желательно предаваться излишней скорби. После смерти христиане находятся в лучшем мире, и необходимо тихо порадоваться за них.
  • Скромный помин возле могилы. Пышные столы накрывать возле могил не нужно, но помянуть вином и хлебом вполне можно. Согласно древним обычаям, возле могилы можно оставить немного еды для умершего человека, но церковью это не приветствуется. Считается, что молитвы – это все, что необходимо душам христиан на том свете.

Кроме того, на кладбище недопустимы распри, словесные перепалки с дальними родственниками, а также с другими людьми. Никакие скандалы не должны нарушать покой мертвых. Все претензии в этот день должны быть забыты. А священный долг по уходу за могилой должен быть исполнен.

Если оградке на могиле требуется мелкий ремонт или покраска, то можно сделать это именно в Родительский день. То же самое относится и к надгробию.

На Радоницу, по канонам, нужно успеть посетить церковь и кладбище, и лишь затем можно собраться всей семьей для продолжения праздника дома. Вспоминая усопших, можно рассказывать истории из их жизни, можно смеяться и немного поплакать. Еще стоит усиленно молиться о даровании им Царства Божьего.

В христианстве есть мнение, что нищие блаженны духом. Раздавая помин, можно получить от них благословение, а также попросить их помолиться о ваших усопших родных. Чем больше людей помянут вашего умершего родственника, тем лучше для него.

Что делать, если родственники захоронены далеко?

Когда человек проживает слишком далеко от могил своих предков, он может попросить кого-то из знакомых, живущих в родном городе, сходить на могилу к умершим родным.

Если такой возможности нет, то стоит ограничиться церковной службой и заказом панихиды. И при первой же возможности в течение года после Пасхи съездить на кладбище. Еще в данной ситуации возможно помолиться о почивших дома и помянуть их в кругу семьи.

Такие молитвы обязательно бывают услышаны, и предки получат свою часть почтения даже без реального похода к их могилам.

Теперь вы знаете, как правильно провести Родительский день, чтобы исполнить свою святую . Существует примета, что на Радоницу часто идет дождь. Объясняется это тем, что души умерших волнуются от такого внимания к ним. Чтобы определить погоду для поездки на кладбище заранее, можно посмотреть прогноз, а можно припомнить, какая погода была в Вербное воскресенье. Говорят, что погода в эти дни бывает одинаковой. Хорошая погода в Родительский день предвещает удачный год, а плохая сулит трудности и испытания. Но это лишь приметы и суеверия. Верить в них или нет, решать только вам. Здесь все зависит от вашего личного мировоззрения.

У христиан православной веры каждому из семи дней недели отводится особое место, поскольку он имеет определенное отношение к конкретному святому, оставившему весомый след в деле служения Христу. Такие дни связаны с какими-то великими событиями и приурочены к значимым праздникам. Взять хотя бы шестой день. Именно в субботу христиане восточного обряда молятся о тех своих единоверцах, которые уже покинули этот мир. Родительский день - так называется день памяти усопших.

Дань предкам

Иными словами, это день покоя и умиротворения. Однако, кроме субботы, существуют так называемые родительские дни, когда принято поминать всех усопших родственников. Дело в том, что много веков назад населявшие древнерусскую державу славяне употребляли термин «родители» и в отношении предков, которые отошли в мир иной.

Сегодня многие христиане не знают, какого числа родительский день. Но нужно с почтением относиться к своим предкам и традициям.

Когда проходят поминальные дни в России?

В году имеется семь дней, которые православные причисляют к поминальным родительским дням.

  1. Суббота, предшествующая самому большому по продолжительности посту, Великому. День, в который еще дозволено наслаждаться вкусом мясных блюд, называется субботой "вселенской мясопустной". Обычно от Великого поста её отделяют семь дней.
  2. Великий пост, который обычно длится 40 дней, предполагает три родительских дня: первый приходится на вторую, второй - на третью, третий - на четвертую неделю.
  3. После празднования Воскресения Господнего (или Пасхи), спустя чуть больше недели, во вторник, православные отмечают Радоницу. Термин происходит от слова «радость», так как именно в этот день души усопших имеют возможность побыть вместе со своими живыми родственниками.
  4. Праздник «со слезами на глазах» - День Победы, отмечаемый 9 мая, тоже считается днем памяти погибших соотечественников в 1941-1945 гг.
  5. Суббота, предшествующая Пятидесятнице, или празднику Святой Троицы, называется Троицкой родительской субботой. Она предваряет вхождение в Апостольский пост. Родительский день предполагает хождение в церковь и на кладбище.
  6. День 11 сентября для православных верующих означает Усекновение главы Ионна Крестителя, или Предтечи. В 1769 году, когда Россия вынуждена была вести войну с Польшей и османской Турцией, императрица Екатерина своим указом назначила именно эту дату для того, чтобы каждый год поминать всех воинов, отдавших свои жизни во имя Православной веры и Отечества.
  7. Неделя перед днем памяти небесного покровителя русского князя Дмитрия Донского. Он прославился тем, что выиграл Куликовскую битву. Его небесным покровителем был Дмитрий Солунский. В его честь был установлен соответствующий праздник, а за неделю до него поминают павших на Куликовом поле воинов. Это Дмитриевская родительская суббота, и в 2015 году она приходится на 7 ноября.

Многочисленные службы

Во все родительские дни в православных храмах проводятся службы за упокой. В качестве милости за усопших накрывают так называемый панихидный стол, на который верующие ставят хлеб, печенье, конфеты, фрукты и т.п., за исключением мяса. Хорошей традицией стало раздавать продукты с панихидного стола всем нуждающимся, голодающим, а также воспитанникам детских домов, пожилым и больным людям в домах престарелых.

Нужно почитать родительский день. Какого числа он был и будет в 2015 году? Ответы на этот вопрос знает каждый, кто ходит в церковь. Первый день памяти был 14 февраля, а последний будет 7 ноября. Между ними тоже были родительские дни.

Наиболее почитаемый родительский день

Чаще всего в качестве родительского дня православные отмечают Радоницу. Из всех вышеупомянутых семи родительских дней этот не вписывается в общепринятое правило. Радоница приходится не на субботу или воскресенье, а на вторник.

Верующие не скорбят в этот день, а радуются победе Иисуса Христа над смертью и тому, что каждый из верующих все-таки пришел в наш мир, чтобы в конце пути выбрать вечную жизнь. Все ныне здравствующие в родительский день пребывают в хорошем настроении.

Традиции и обычаи

Родительский день - это повод наведаться к могилкам своих усопших родственников. На кладбище надо навести порядок. Также перед проведением церковной службы рекомендуется пойти в церковь и подать записку с именами усопшего/усопших. Во время службы они будут зачитываться батюшкой на алтаре. Неплохо бы поминающим родственникам пройти процедуру причащения в конце литургии. Свадьба в родительский день не играется, такого пышного торжества не одобряют служители церкви. Лучше перенести мероприятие на другие дни.

Православная церковь не приветствует традицию ставить на могилки среди прочей еды рюмку, наполненную водкой, а сверху ломоть хлеба. Намного больше принесет пользы для души покойного искренняя молитва, а еду надо раздать тем, кто в ней нуждается. Кладбище - не место для распития спиртных напитков.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.


День особого поминовения усопших

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.


Обычаи

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.


История праздника Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), праздник Радоница отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


По традиции "на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником Радоницы!

Помина́льные дни у славян - славянские календарные дни поминовения умерших , посвящённые всем умершим предкам; они включают, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома (прежде всего у православных славян); в эти дни «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья , блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты. Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных традициях; различны по своему содержанию и разные поминальные дни.

В народных обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами. Народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского: так, в народе не отмечаются некоторые «родительские субботы » богослужебного круга .

Типология

Кроме специально предназначенных для поминовения дней (Деды , Задушки , Задушницы , Радоница , Проводы), поминальные обряды и мотивы у всех славян присутствовали в большинстве годовых праздников (чаще всего предкам посвящались кануны праздников, особенно Рождества, Троицы, Масленицы), нередко также и в местных, храмовых праздниках. Большая часть поминальных дней приходится на субботу или пятницу и субботу .

У русских к поминальным дням (родительские дни, с.-зап. также урочные дни ) относятся прежде всего Радуница и «родительские субботы », а также вторник или четверг в период Зелёных святок , когда поминали в основном безымянных и умерших не своей смертью (см. Заложные покойники), кроме погибших в бою. В Русской православной церкви к поминальным дням также относятся субботы на 2-й, 3-й, 4-й неделе Великого поста .

Обряды

В поминальные дни варили кутью, пекли пироги, блины, кисель, пиво, носили снедь на могилы, чтобы помянуть «родителей», часть еды относили в церковь и раздавали нищим. В Архангельской губернии поминовения совершались дома: прежде чем приступить к еде, следовало всем молча постоять у стола, не прикасаясь к кушаньям, по поверьям, в это время ели умершие. Во многих местах первый блин, испеченный на масленицу, предназначался предкам - его клали на слуховое окно, за икону, съедали за упокой души, отдавали птицам. В Заонежье главными поминальными днями считали мясопустную (на Масленицу), троицкую и дмитровскую субботы; в эти дни обязательно ходили в церковь и посещали кладбища; в некоторых местах в поминальные дни происходили массовые гулянья на кладбищах и даже конные состязания. На Рождество Христово и Крещение Господне предков поминали блинами на могилах; при этом запрещалось сметать снег с могил и крестов, иначе покойники приходили во сне и сердились: «Зачем одеяло (шубу) сняла, холод такой голове и ногам». В Смоленской области перед родительскими субботами и крупными праздниками топили баню, в которой мылись сами и оставляли для «родителей» воду, мыло, веники, чистое полотенце, белье со словами: «Ну, честные родители, приходите и вы, мойтесь» .

Пасха мёртвых

Поминовение умерших на Страстной и Светлой неделях противоречит церковному канону (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая .

Родительские субботы

Народный календарь поминовения усопших не совпадает с христианским: в народе не отмечаются многие «родительские субботы» церковного цикла . В народных обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами.

Радоница

Поминки на Радоницу. XIX век

Радоница - в России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день, приходящийся на вторник, реже - понедельник Фоминой недели .

Радоница была праздником всенародным: «Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали... На могилы приносили еду и питье: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось мёртвым на еду . По могиле катали яйца» .

В иных местах Российской империи Радоница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. В Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался «Радульные деды»; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы) .

К Радонице специально красили яйца, причём кое-где уже не в красный, а в жёлтый или зелёный, то есть в «жалобные» цвета (полес.) .

Семик

Семи́к - седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи , откуда и название. Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников , то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах - во вторник («Задушные поминки» ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах » заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений .

Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины , пироги, кисель и др.) и пивом (позже - вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями . Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям .

Деды

Деды, родительский день

Деды - поминальные дни в народном календаре белорусов и украинцев, которые отмечаются несколько (от трех до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мёртвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды). Во многих случаях в число поминальных Дедов не входит Радуница, когда покойников, как правило, поминают на кладбище .

Задушницы

Число таких дней различно в разных регионах; среди них главными, отмечаемыми практически всюду, можно считать:

  1. субботу перед масленицей (болг. Голяма задушиица, Големи задуши, Голяма одуша ; пловдивск. алаяна, калаянска задушнииа ; серб. зимске задушнице, отварне задушнице );
  2. летние задушницы, приуроченные к Вознесению (серб. шумадийск. Спасовданске задушнице , болг. Спасовска задушница, душница , пловдивск . черешова задушнице, банско одуше ), к Троице (серб. троjичке, духовске, отворне задушнице , лесковац. пресветска задушница ; болг. русалска, русална задушница ), или Николе вешнему (серб. вранск. лети задушнице ) и
  3. осенние задушницы, приходящиеся на субботу перед Димитровым днём , 26 октября, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница , страндж. Митровско одуше, есенско одуше ; серб. митровске задушнице, затворне задушнице ) или на субботу перед Михайловым днём , 7 ноября (серб. михољске задушнице , болг. Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша , капанск . душна събота ).

Каждые из этих трёх задушниц может быть главной, в зависимости от региона .

Ритуальная традиция этих празднований включала в себя зажигание свечей и иногда - разведение костров, которые символизировали освещение пути в земной мир для умерших душ. Помимо этого практиковалась раздача поминальной еды соседям и бедноте, символическое «кормление душ», украшение мест захоронения цветами и зеленью, обкладывание их дёрном и т. п. Как правило, главными исполнителями задушных обрядов становились женщины .

Задушки

«Душечки» в Словакии

Считалось, что во время осенних Задушков умершие родственники посещают свои дома, останавливаясь под окнами или слева от двери; попадая в дом они греются у печи и ищут оставленную для них поминальную трапезу. Ритуальная сторона Задушков включала в себя наведение порядка на кладбищах, чистку захоронений, организацию коллективных молений за умерших. Дома также готовились ко встрече с ушедшими: проводилась уборка, полы посыпались песком, двери и окна держались открытыми, у натопленной печи ставили лавочку, на которой размещались вода, мыло, гребень и полотенце. Домохозяйки пекли специальный хлеб «для душ», который относили на кладбище и раздавали беднякам, детям и священникам. В некоторых районах Словакии в ночь накануне на столе хозяин должен был оставить стакан вина на столе «для душ», а утром детей отправляли удостовериться, убавилось ли оно .

Поляки верили, что в Задушки души предков приходят погреться. В хлебной печи для них клали два полена крест-накрест, а на столе оставляли еду и питьё, чтобы их задобрить и заручиться покровительством. Считалось, что души умерших могли оказать большое влияние на судьбы живых. Пережитком угощения умерших были одаривание на кладбище «дедов» (в виде нищих) хлебом и другими продуктами, оставление пищи на могилах. День поминовения предков отмечается поляками торжественно. В этот день съезжаются вместе родственники, чтобы посидеть вместе и посетить могилы своих близких. Могилы убирают венками, букетами цветов, а затем зажигают на них свечи .

См. также

  • Поминальные праздники

Примечания

Литература

  • Пасха / Т. А. Агапкина // Славянские древности Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 641–646. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 389-391. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Семик / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 612–613. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.

В православии существует несколько дней, когда люди вспоминают своих упокоившихся родных и близких. Наиболее известной из таких поминальных дат считается следующая за Пасхой. Эту знаковую дату отмечают на девятые сутки после Светлого Воскресенья, во вторник. В народе такой день еще знают как Радоницу. Считается, что название происходит от слов «род», «родной» или «радоваться». Примечательно, что приметы на родительский день во многом связаны именно с хорошими событиями, а не печалью, как может показаться изначально. В родительский день нужно радоваться за умерших. С церковной точки зрения, усопшие перешли в лучший мир, а потому живущим остается лишь порадоваться за них.

Многие люди уделяют в этот день особое значение сновидениям, а также приметам и ритуалам. Как и многие другие религиозные православные праздники, корни родительского дня уходят в далекие времена. И потому некоторые поверья и обряды пришли к нам еще из язычества. Сейчас несведущему человеку довольно непросто разобраться в том, что же из традиционных представлений народа о родительском дне является приемлемым для православной церкви. Что действительно важно, а что можно оставить без внимания. Какие ритуалы на родительский день приемлемы для верующего человека, а что является пережитком прошлого. Разберемся в этих тонких моментах подробнее.

Наибольший объем примет, связанных с родительским днем, касаются погоды и того, что она может символизировать. Люди фиксировали состояние природы задолго до самого поминального дня. Считалось, какой погода была на Вербное Воскресенье, такую же следует ожидать на Пасху и родительский день.

Зачастую погодные приметы имели практический характер и связаны с тем, будет ли у людей урожайным предстоящий сезон полевых работ или нет. Считается, что на родительский день после Пасхи обязательно пойдет дождь - будь то небольшой грибной дождик или даже настоящий ливень с громом и молниями. Более того, в прошлом, если небо было безоблачным и ничто не предвещало осадков, люди специально зазывали их. Считалось, что если на Радоницу упадет хотя бы несколько дождевых капель с небес, то это примета богатого урожая.

О плодородии люди судили и по наблюдениям за спутником Земли.

Еще многие наблюдали за погодой, чтобы узнать о настроении усопших предков. Считалось, что если в поминальный день с утра разошелся ветер, то люди воспринимали это, как признак волнения усопших, переживавших, что их в этот день не помянут и не навестят могилы. Люди замечали, что после обеда ветер, как правило, стихал. Это расценивалось как то, что в первой половине дня многие успели побывать на кладбище, и души умерших успокоились.

Но и для хорошей солнечной погоды наши предки также припасли несколько примет, и все они позитивные. Так, считалось, что безветренная погода - предвестник счастливого года и того, что поля принесут хороший урожай. Солнечный и теплый день расценивался как то, что души усопших послали свое тепло живым родственникам.

Несмотря на то, что многие приметы родительского дня были связаны с урожаем, проводить сельскохозяйственные работы в этот день строго запрещалось. Народная мудрость предупреждала о том, что нарушение неписаного закона приведет к неурожаю. А поскольку в прошлом не только благополучие людей, но и сама их жизнь зависели от урожайности, нарушить это табу никто не решался. Стараются следовать этому обычаю и современные люди, у которых есть дачи или приусадебный участок.

Существуют также приметы в родительский день на кладбище. Люди в прошлом торопились посетить погост, чтобы помянуть покойных, одними из первых. Они старались это сделать из-за приметы, гласящей о том, что люди, пришедшие туда на родительский день первыми, будут благословлены упокоившимися родственниками. Также люди верили, что счастливчики, пришедшие первыми на кладбище, тем самым заработали себе покровительство покойных.

Неоднозначно оценивается, если человек умер в родительский день. В народе распространено мнение, что это за ним пришли его родные, чтобы забрать его с собой и препроводить в мир иной. С другой стороны, официальная церковь считает такие мысли банальным суеверием. Священнослужители уверены, что это такой же повод по-христиански проститься с усопшим, как и любой другой, и ничего сверхъестественного в смерти в эту дату нет.

Если на родительский день появится на свет ребенок, то это воспринимали как однозначно позитивную примету. Считается, что рождение в этот день одарит малыша самыми хорошими качествами, которыми славились покойные родственники его родителей.

Что сулит общение с покойным во сне

Большое значение для людей имели сны на родительский день. Многие считали, что в это особенное время снятся непременно вещие сны, которые вскоре должны сбыться. Считается, что сны, которые приснились накануне Радоницы или в ночь сразу после нее, дают ответы на самые важные для человека вопросы. Как правило, решения приходят во сне вместе с явлением покойных родственников. Некоторые даже специально прибегают к особым заговорам, чтобы получить в эту ночь вещий сон. Другие же просто идут в родительский день на кладбище и, стоя у могилы, просят своих усопших родственников прийти к ним во сне, чтобы пообщаться.

С точки зрения эзотерики, которая занимается толкованием сновидений, увидеть во сне покойных родственников - примета того, что нужно обратить внимание на свою жизнь и что-то в ней поменять к лучшему. Считается, что более благоприятно, если вы во сне просто наблюдаете за усопшими родными, пытаясь запомнить их поведение, но не взаимодействуете с ними.

Так, приснившаяся на родительский день покойная мать является предвестником долголетия. Она несет информацию о том, что, если вы что-то измените в себе или своей семье, то эти перемены принесут отличные плоды. Увидеть во сне отца считается чуть более суровой приметой. Такой сон может предупреждать о том, что вскоре перед вами на работе поставят серьезную задачу, от решения которой будет зависеть ваше профессиональное будущее. Покойный брат, пришедший во сне на родительский день, примета того, что вам нужно уделить особое внимание своему психологическому состоянию и, возможно, морально подготовиться к грядущим жизненным испытаниям. В то же время физическому здоровью, согласно толкованиям, ничего не будет грозить.

Сестра-покойница указывает на то, что вам нужно в корне изменить свое поведение и отношение к окружающим людям, иначе разразится масштабный скандал. Приснившаяся на родительский день покойная бабушка является символом поддержки и помощи. Это примета того, что вскоре вам удастся выйти из некой сложной ситуации, хотя сделать это будет непросто. Умерший дедушка во сне предупреждает о переменах в жизни. Также он символизирует то, что в ближайшее время у вас будет дел невпроворот. Если во сне дед зовет вас, то это примета скорых неприятностей. А вот увидеть во сне кого-то из покойных дальних родственников сулит скорые материальные дивиденды.

В то же время священники считают, что не стоит воспринимать сны на родительский день буквально.

Очень часто покойники в сновидениях просят о какой-то вещи или поступке. Священнослужители остерегают людей от того, чтобы в точности выполнять просьбу умерших. То есть, если усопший напомнил во сне о своих обожаемых часах или попросил принести ему любимое при жизни блюдо, не нужно бежать с этими предметами на кладбище. Священники говорят о том, что нельзя класть эти материальные вещи на могилы. На них не должно ничего находиться, кроме свечей или лампадок.

Священнослужители советуют, если вы услышали во сне от покойника на родительский день некую материальную просьбу, сразу отправиться в церковь и там поставить заупокойную свечку. Также не лишним будет заказать в храме сорокоуст. После этого зажгите дома свечу перед иконой и помолитесь. Если есть возможность приобрести предмет, о котором упоминал в вашем сне покойный, то купите его и подарите малоимущему человеку. А вешать его на могильный крест или прикапывать на могилу нельзя ни в коем случае. Это больше соответствует языческой традиции, но к православной вере такой подход не имеет никакого отношения.

Давние обычаи

Традиции родительского дня весьма обширны и включают несколько пунктов:

  • посещение храма;
  • визит на кладбище;
  • уборка могилы и территории вокруг;
  • организация поминок дома.

Первым делом в родительский день нужно прийти в храм, где необходимо заказать панихиду и помолиться за упокоение душ усопших. Захватите с собой в церковь различные сладости и до начала службы поместите их в храме в специальную корзину для подаяний. По традиции, человек должен купить или заранее взять с собой в храм 12 свечей, чтобы поставить их за упокой такого же количества умерших родственников и знакомых. После этого прочтите заупокойную молитву. Также не забудьте подать записки с именами умерших, чтобы их помянули. Еще вам необходимо взять большую свечу, с которой нужно отстоять всю службу. Причем свеча должна быть действительно большой, чтобы она не догорела до конца. Огарок не выбрасывайте, а возьмите с собой домой и поставьте перед образами.

После посещения церкви можете отправляться на кладбище. К слову, беременным женщинам и маленьким детям лучше воздержаться от похода туда. Им надо помянуть покойных дома. По традиции, у женщин волосы должны быть покрыты косынкой или головным убором, как и в храме. На погосте первым делом нужно убрать могилу и близлежащую территорию: выполоть сорняки, протереть надгробие и табличку с именем. Особое внимание следует обратить на крест, поправить его при необходимости. Важно, чтобы он стоял твердо и ровно.

Финальным аккордом уборки на родительский день может стать украшение надгробия цветами. Сейчас зачастую люди оставляют на могиле искусственные цветы или небольшие поминальные венки, которые будут хорошо смотреться долгое время. Но у церкви отношение к такого рода украшениям негативное. Священнослужители указывают на то, что искусственные цветы не считаются жертвой перед Богом. Потому рекомендуется украшать могилки живыми цветами, лучше всего - срезанными из собственного сада. Но поскольку сад есть не у каждого, допустимо купить их. Если наличие цветов не является обязательным условием, то поставить на надгробие свечку или лампадку - твердая традиция.

Устраивать на кладбище поминки является народным обычаем, широко распространенным в наших краях, но вот православной церковью она не одобряется. Священнослужители допускают, что после уборки люди могут немного передохнуть и подкрепиться, но о богатых застольях с выпивкой и речи быть не может. Начинать и заканчивать поминальную трапезу принято с молитвы.

Также из язычества пришла к нам традиция оставлять на могилах снедь и спиртное. Священники запрещают это делать, советуя раздавать все принесенные с собой продукты нуждающимся. Еще они указывают на то, что нельзя обратно домой приносить еду с кладбища - все надо раздать нищим.

Основные поминки нужно устраивать дома. Во время них принято:

  • подавать на стол пасхальные блюда;
  • оставить пустую тарелку и рюмку (для усопших);
  • хвалить покойных;
  • не проливать слез, но и не распевать песни.

Также для девушек родительский день являлся еще одной возможностью, чтобы вечером погадать. Считалось, что гадания будут такие же правдивые, как в период Святок. Например, девушки могли гадать на реке с помощью венков, сплетенных из березовых прутьев. По поверью, жениха девушка должна была ждать с той стороны, в которую поплыл венок. Если венок быстро приставал к берегу, это считалось приметой скорого замужества, а вот если тонул - это сулило беды. Еще одним распространенным видом ворожбы было гадание по книге, как это делается на Святки.

Переплетение языческих и христианских традиций ярко выражено в таком важном православном празднике, как родительский день. Некоторые из поверий официальная церковь воспринимает как махровое суеверие и разбивает их в пух и прах, наставляя людей не следовать им. К другим же относится с изрядной долей понимания, хотя и не признает их полностью. Например, к тем же снам, в которых людей посещают умершие родственники, у многих священников двоякое отношение.

В конечном итоге каждый человек волен сам выбирать, какие традиции ему по душе, стоит ли обращать особое внимание на сны или предзнаменования, зафиксированные на родительский день. Но одно не следует упускать из внимания: если эти приметы пережили века и до сих пор пользуются большой популярностью в народе, возможно, в них есть и доля истины.