Лисипп скульптор древней греции. Классическая скульптура

  • 28.06.2020
  • XX столетие нередко характеризуется как "атомный век", что связано не только с появлением атомного оружия, но и с развитием атомной энергетики.
  • Лисипп - древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17.6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

    Геракл - излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 году до н. э. взял Тарент, а в 325 году н. э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой - вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.



    Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом - как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 году до н. э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 года до н.э. группа была посвящена в Дельфы.



    Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы.

    Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа - найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас.

    Лисипп - в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 века до н. э.

    "Отдыхающий Гермес ",скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, хранящейся в национальном археологическом музее Неаполя. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено.

    "Апоксиомен", бронзовая скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, выполненной из мрамора в I веке н. э. Статуя изображает атлета, счищающего с себя пыль и песок, приставшие к обнаженному телу во время борьбы. По сравнению со статуями V века она отличается более удлиненными пропорциями, объемной моделировкой и детальной передачей мускулатуры.

    "Эрот, натягивающий лук", скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по копиям. Одна из копий хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург. Эрот изображен в виде подростка, тело которого уже приобрело некоторую угловатость, но еще не утратило детской мягкости форм. Юный бог натягивает тетиву на лук. При полной естественности и жизненной правдивости позы Лисипп создал сложную пространственную композицию, при которой части фигуры расположены в разных пресекающихся между собой плоскостях. Благодаря этому изображение приобретает особую динамичность.

    "Геракл, борющийся со львом", бронзовая скульптурная группа, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Уничтожена в 1204 году крестоносцами, пустившими ее на монеты. Стояла на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображается первый подвиг Геракла - удушение Немейского льва, борьба Геракла со львом. Мраморная копия хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.

    12.Идеализация образов в скульптуре Леохара. «Аполлон Бельведерский».

    Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хризоэлефантинные портреты царского семейства для Филиппеума в Олимпии.

    Резцу Леохара приписываются такие статуи, как Аполлон Бельведерский, Диана Версальская и Ганимед Ватиканский (известны по римским копиям). Пьедестал одной бронзовой статуи с его именем, изображающий охоту Александра на львов, найден при раскопках в Афинах.

    Аполло́н Бельведе́рский - римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330-320 до н. э.)

    Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся. Существует другая реплика прославленной статуи - голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария).

    Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

    Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

    Скульптура Парфенона, ее взаимосвязь с архитектурной конструкцией храма. Фронтоны Парфенона, их мифологическое содержание и значение сюжетов. Сюжеты фризов Парфенона.

    Парфено́н (др.-греч. Παρθενών - дева; чистый) - памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

    Парфенонский рельефный фриз - наиболее богато и разнообразно украшенная часть комплекса. Множество изображенных фигур позволяют полнее оценить уровень развития искусства в данный период

    Больше единства, чем метопы, представляет нам фриз Парфенона. Удивительно спокойный при всей своей величайшей жизненности, удивительно стильный при всей своей величайшей натуральности, этот фриз принадлежит к самым замечательным созданиям искусства всех времен и народов. Он раз и навсегда доказал, что для непрерывно тянущегося фриза нет темы более подходящей, как изображение многосложного шествия людей и животных, движущихся в одном и том же направлении; что изокефалии, правила располагать головы всех фигур на одном уровне, необходимо строго держаться в интересах заполнения длинной полосы фриза, но держаться только приблизительно, без педантичной строгости; что сам стиль плоского рельефа, в котором исполнено изображение процессии, вынуждает представлять фигуры профильно, причем, однако, в свободном стиле более зрелой эпохи это правило может и должно нарушаться случайными поворотами отдельных фигур; что смена фигур животных и людей, одетых и неодетых фигур, даже сама смена отдельных телодвижений и расположения складок одежды могут, при постоянном повторении главных мотивов, сообщать всему изображению большое разнообразие: и жизненность - все это художественные истины, подтверждаемые фризом Парфенона с такой очевидностью, что всякого рода задачи находят в нем для себя готовое решение. Краски и бронзовые аксессуары, теперь утраченные, еще более усиливали и возвышали впечатление, которое этот фриз производил в своем первоначальном виде. Как на успех искусства рассматриваемой эпохи можно указать на то, что боги на передней стороне фриза, в числе которых тотчас же узнаешь Зевса и Геру, посланницу богов Ириду, Афину Палладу, Гефеста, Посейдона, Гермеса и скромно одетую небесную Афродиту с ее сыном Эросом, охарактеризованы не столько своим одеянием и атрибутами, сколько своими типами и позами. Вместе с тем превосходство богов перед людьми еще по-старинному выражено большим размером их фигур, которые только одни представлены сидящими так, что их головы приходятся, согласно указанному выше правилу, на одной высоте с головами прочих фигур.

    К сожалению, от фронтонных групп Парфенона до нас дошли только очень неполные обломки. На каждом фронтоне действующие лица - только центральные фигуры, между тем как боковые, образующие собой красивые группы, выражают свое участие лишь внутренним образом. Именно от обеих центральных групп не сохранилось почти ничего. Тем не менее мы в состоянии дополнить группу восточного фронтона на основании рельефа, украшающего жерло одного цилиндрического фонтана, хранящегося в Мадридском музее. Судя по этому рельефу, в центре группы сидел на троне Зевс, повернувшись направо. Перед ним стояла в полном вооружении только что рожденная им дочь Афина Паллада, к которой слетела богиня победы; позади Зевса стоял Гефест или Прометей с молотом, которым он произвел мистическое рождение богини из головы вечного отца. Центральные группы западного фронтона могут быть восстановлены еще легче по сохранившимся обломкам и рисунку Карея. Слева стояла Афина, справа - Посейдон; оба в позах, полных жизни и движения, наделяли Аттику залогами ее благоденствия: Посейдон заставлял бить у своих ног соленый ключ, Афина возвращала священное масличное дерево. Последнее, изображенное в своем естественном виде, находилось в самой середине фронтона, через что обозначало собой победу богини. Оба божества, позади которых помещались их квадриги, совершив свои чудеса, отступали друг от друга как бы в испуге. Но кого представляли лежавшие по обеим сторонам от них фигуры, более спокойные на восточном и более подвижные на западном фронтоне (рис. 266)? Для ответа на этот вопрос приходится выбирать между божественным и человеческим, между вымыслом и историей. Одни видят в этих фигурах олицетворения сил природы и местностей, относящиеся к монументальному, проникнутому поэзией способу антропоморфически изображать ландшафт; другие признают боковые фигуры восточного фронтона за мифических первобытных обитателей Аттики. Не подлежит сомнению только одно, а именно - что в углах восточного фронтона были помещены слева Гелиос, бог солнца, поднимающийся со своими огненными конями из моря, справа - Селена, или Никс, богиня ночи, опускающаяся со своими уставшими конями во всемирный океан, тогда как лежащие угловые фигуры западного фронтона, по объяснению некоторых исследователей, не усматривающих в прочих фигурах никаких олицетворений ландшафта, представляли собой речных богов Кефиса, Илисса и Каллироя. Во всех этих вопросах для произвола толкователей открыт самый широкий простор. Что касается нас, то мы предпочитаем просто любоваться этими неземными образами, не спрашивая себя об их именах, наслаждаться их формами, чистыми и мощными даже в полуразрушенном виде, идеальной и вместе с тем натуралистической моделировкой их наготы, роскошью, плавностью и простотой укладки на них драпировок, спокойствием и достоинством их положения в монументальных группах. Здесь впервые - в противоположность фронтонным скульптурам Эгинского и Олимпийского храмов - достигнута полная анатомическая правильность поворотов, здесь отдельные фигуры впервые соединены в группы, составляющие одно неразрывное целое. Имя исполнителя (или имена) этих законченных произведений декоративной мраморной пластики нельзя определить вполне точно, так как древние писатели не приводят их. Что фронтонные скульптуры проникнуты духом Фидия, о том не может быть никакого спора, но представляется маловероятным, чтобы великий мастер лично участвовал в исполнении этих мраморных работ. Если же назвать вместо него Алкамена или Агоракрита и задать себе вопросы, насколько проекты фронтонов принадлежат самому Фидию и насколько можно приписать исполнение этих проектов его ученикам, то снова не выберешься из заколдованного круга предположений. Мы должны довольствоваться убеждением, что дух Фидия и направление его школы ясно выразились в этом единственном в своем роде художественном памятнике Греции.

    Случалось ли вам когда-нибудь подниматься в горы? Тогда вам наверняка знакомо ощущение величия открывающейся картины от возможности увидеть ее сверху, всю целиком, а не маленькие фрагменты ее, как внизу. Что произошло? Да просто поменялся угол зрения, ракурс, и все перестало быть обычным, бессмысленным, несвязанным. Интересно, что смысл открывается только после этого восхождения, после проделанного пути и изменения угла зрения.

    Посмотрим на картину, скульптуру - то же самое! Тайна, скрытая холстом или камнем, открывается только пытливому взгляду. Детали, фрагменты, другой ракурс - все это ключики к тайной двери, которая скрывает невидимый внутренний мир, мир, полный смысла.

    Давайте потренируем взгляд на примерах великих мастеров.

    Оправимся для начала в Древнюю Грецию. Эпоха эллинизма. Македония.

    Знакомьтесь: Лисипп. Греческий скульптор IV в. до н.э. По свидетельству римского ученого Плиния Старшего, это один из самых знаменитых ваятелей античности. Был при дворе Александра Македонского художником и скульптором. Создал около 1500 скульптурных работ. По легенде, Лисипп умер в глубокой старости от голода, ибо не мог оторваться от работы над последней своей статуей. Наиболее прославленными из его творений в древности были колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса с колесницей на острове Родос, аллегорическая фигура Кайроса в Олимпии, многочисленные изображения Геракла и его подвигов. Он ваял и своих современников -доблестных воинов, победителей олимпиад, Александра Великого, Аристотеля, Сократа.

    Лисипп переосмыслил греческий канон пропорций человеческой фигуры в пространственно-многомерном исполнении. Отличие его творений от работ предшественников - отражение в застывшей фигуре героя движения, порыва души, энергии и напряжения. Лисипп работал в бронзе (этот материал часто идет на переплавку), поэтому ни одна из его статуй не дошла до наших дней. Сохранились лишь несколько мраморных римских копий его произведений: «Апоксиомен» (Ватиканский музей), «Отдыхающий Гермес» (Неаполь), статуя атлета Агияя (музей в Дельфах), «Геракл со львом» (Эрмитаж), голова Александра Македонского (Археологический музей в Стамбуле).

    Поиск ответов на вопросы «кто такой Человек?», «какую природу он имеет?», «что делает его Героем?» читается в его творениях. Он изображал людей «не такими, какие они есть, но какими они представляются» (Плиний). Он создавал не реальный портрет, а Идеал Человека. Но как это изобразить? Ответ Лисипп находит в мифах. Геракл, его подвиги - эта тема преобладает среди его работ. Лисипп представлял героя сражающимся, задумчивым, сидящим, пирующим, отдыхающим после подвига или за трапезой. Мастер как будто пытается изобразить, как выглядит Герой в жизни - «героический дух в любой момент жизни».

    Из серии статуй, изображавших подвиги Геракла и перевезенных из Ализии в Акарнании в Рим, до нас дошло несколько воспроизведений. Очень выразительна статуя Геракла в борьбе с немейским львом, которая хранится сейчас в Эрмитаже.

    Давайте рассмотрим ее подробнее.

    Итак, оказавшись фронтально перед скульптурой, мы застаем Геракла в самом начале сражения. Герой, твердо упершись ногами в землю, охватил шею льва и душит его, сжимая горло правой рукой. Колени, плечи, грудь Геракла - все напряжено. Но и лев, опираясь на задние лапы, своей звериной натурой противостоит силе Героя. Он силен и зол. Его тело мощно, лапа захватила правую руку Геракла. Он не уступает человеку.

    Теперь, обходя скульптуру вокруг, проследим, изменится ли наше впечатление от схватки.

    Ракурс спереди Ракурс справа
    Ракурс со спины Ракурс слева

    Ракурс справа: лев устойчиво опирается лапами на опору, не теряя вертикальности. Вот уже его сильная лапа захватила левую ногу Геракла, лишая его движения. Кажется, Герой теряет равновесие! Все тело накренилось вперед, поддаваясь натиску зверя. И хотя рука Геракла сильно сжимает львиную шею, еще далеко не ясно, на чьей стороне будет победа.

    Ракурс со спины: наконец-то сила Героя проявилась в полной мере! Его мощная спина и сильные ноги занимают практически все пространство композиции. Льва почти и не видно. Тело зверя свело судорогой. Высовывая язык, он последними усилиями тщетно пытается освободиться от железной хватки. Задние лапы уже бессильно подкашиваются. Конец его близок.

    Ракурс слева: исход сражения решен. Зверь повержен. Теперь мы не видим тела льва. Лишь только безвольно свисающие лапы и морда напоминают о сложной битве. Геракл, окончив бой, смотрит на побежденного зверя. Решительный шаг - сразиться, преодолев страх перед разъяренным чудовищем и не ожидая победы, - принес долгожданную удачу!

    Великое искусство Лисиппа заставило нас прожить вместе с Героем этот подвиг. Мастер предлагает зрителю, просто обходя вокруг статуи, пройти одновременно внутреннее сражение со своим «львом», своим животным началом. Вспомним, что, согласно Платону, в душе человека присутствуют анимальное (животное) и человеческое начало. Они находятся в постоянном противостоянии. И какое начало одерживает вверх в этой вечной схватке, то и определяет выборы и действия человека. Вот он - Геракл, человек, освободившийся от своей звериной природы!

    Это маленькое путешествие во времени вернуло нас в эпоху героев, в эпоху величия Человека. Птолемей Сотер, вспоминая Александра Великого, говорил: «Когда Александр был жив, мы творили чудеса. После его смерти мы еще совершаем подвиги, но творить чудеса уже не способны». Лисипп даже сегодня возвращает это время - время подвигов, преодолений самого себя. Сделать, когда не хочется, не сказать, когда нет сил терпеть, встать, когда все говорит за отдых и сон. Пусть эти подвиги сегодня не велики, но это реальные шаги к внутреннему герою.

    И еще: мы просто поменяли угол зрения при осмотре скульптуры, и нам открылся совершенно новый взгляд на привычные вещи. Может, попробовать это и в обычной жизни?

    Отдыхающий Гермес - одна из первых античных бронз, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время. Эта статуя юного атлета была обнаружена в 1758 г. при раскопках Геркуланума на т. н. вилле Папирусов.

    Сицилийские Бурбоны увезли статую во дворцовый комплекс Портичи, откуда при известии о наступленииНаполеона (1798) она совершила путешествие в Палермо, где оставалась до 1816 г. Оригинал в настоящее время украшает Национальный археологический музей Неаполя, копия - виллу Гетти в Малибу.

    С самого начала статую связывали с именем Лисиппа, хотя в настоящее время установлено, что это древнеримская копия с утраченного греческого оригинала. В течение XX века морскими археологами были обнаружены типологически схожие с «Гермесом» статуи «Марафонский юноша» и «Атлет из Фано».

    Лисипп - греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)

    Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялисьнатурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Комментаторы отмечали его изящество и элегантность, симметрию и когерентный баланс созданных им фигур, которые были компактнее, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, придавая фигурам впечатление большей высоты. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах. Он был любимым художником Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале - сохранились только римские копии работ Лисиппа.

    Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено и основано на легенде, согласно которой Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Одно из центральных произведений Лисиппа - колоссальная бронзовая статуя Геракла - была увезена из Тарента вКонстантинополь и расплавлена там в 1022 г. Плиний, описывая инженерно-техническое мастерство Лисиппа, писал:

    44. Лисипп. Статуя Геракла

    Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью. Разворот фигуры в пространстве был новаторским завоеванием Лисиппа. Он был неистощимо разнообразен в изобретении пластических мотивов и очень плодовит. Работая исключительно в бронзе, Лисипп в сюжетном плане предпочитал мужские фигуры; любимым героем его был Геракл. Не сохранилось ни единого подлинного произведения скульптора, но существует довольно большое количество копий и повторений, дающих приблизительное представление о стиле мастера.

    Древнегреческий скульптор.

    Начинал как литейщик; мастерству ваятеля учился, изучая пропорции скульптур Поликлета .

    Основную массу его произведений составляли бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. До нас его статуи не дошли, но известны по описаниям античных авторов и римским копиям.

    Согласно Плинию Старшему , изображал людей не «такими, как они есть, а какими представляются (нашим чувствам)».

    «Список скульпторов этого века заключает блестящее имя Лисиппа. Исследователи относят его к аргосской школе и уверяют, что у него было совсем иное направление, чем в школе афинской.
    В сущности, он был прямым её последователем, но, восприняв её традиции, шагнул дальше. Ему в молодости художник Евпомп на его вопрос: «Какого выбрать учителя?» - ответил, указывая на толпу, теснившуюся на горе: «Вот единственный учитель: натура».
    Слова эти запали глубоко в душу гениального юноши, и он, не доверяя авторитету Поликлетова канона , взялся за точное изучение природы. До него лепили людей, сообразуясь с принципами канона, то есть в полной уверенности, то истинная красота состоит в соразмерности всех форм и в пропорции людей среднего роста. Лисипп предпочёл высокий, стройный стан. Конечности у него стали легче, стан выше. Необычайная плодовитость помогла ему создать до 1500 статуй.
    Он высекал и лил Зевсов, Аполлонов, Посейдонов, героев, полубогов. Особенно славился его Гелиос в колеснице, запряжённой четверкой лошадей.
    Нерон его даже приказал вызолотить и тем испортил группу. Большую известность стяжала его статуя «Удобный случай». Это очень милая аллегория. Юноша, с только что пробившимся пухом, катится на шаре. Ноги у него крылатые (случай мимолетен), в руках весы и бритва, - ведь счастье случая колеблется, висит на острие бритвы. На лбу у него клок волос, а остальные коротко острижены: случай надо ловить за волосы с размаху, сразу, ускользнет - не поймаешь.
    Порой Лисипп делал колоссальные группы.
    По заказу Александра Великого он сделал «Битву при Гранике», которая состояла из тридцати пяти фигур, из них 26 конных. Александр позволил только ему лепить с себя бюсты. Превосходнейший образец его лепки дошел до нас в статуе Апоксиомена - атлета, счищающего с себя после борьбы грязь железной скребницей».

    Гнедич П.П., Всемирная история искусств, М., «Современник», 1996 г., с. 103-104.

    «Установленный Поликлетом идеал прекрасного господствовал в течение почти ста последующих лет - до времен Лисиппа, автора портрета Александра Великого и создателя нового канона.
    Фигуры Лисиппа стройные, длинноногие и малоголовые. Пропорции легки. Вот как определил сам Лисипп разницу между идеалом Поликлета и своим каноном: «Поликлет изображал людей такими, какие они есть на самом деле, а я такими, какими они кажутся».
    Этот момент иллюзорности связан с определёнными стремлениями к патетике. Олицетворением этого идеала является статуя Апоксиомена, юноши, лопаткой соскребающего со своего тела смесь оливкового масла с песком и грязью.
    Мраморная римская копия с бронзового оригинала Лисиппа находится в Ватиканском музее в Риме. Согласно новому канону, голова изображённой фигуры укладывалась на длине изваяния 8,5 раза».

    Алиция Кучиньская, Прекрасное. Миф и реальность, М., «Прогресс», 1977 г., с. 97-98.

    Расцвет творчества Лисиппа приходится на период правления Александра Македонского (336–323 годы до н.э.), придворным художником которого он состоял. Александр Македонский, по преданию, никому, кроме Лисиппа, не дозволял себя изображать…

    Плиний Старший утверждал, что всего Лисиппом создано 1500 статуй, но это число преувеличено и, вероятно, основано на легенде, согласно которой, скульптор при создании каждой статуи складывал в сундучок по одному драгоценному камню, где после его смерти обнаружили более 1500 камней...

    Лисипп называл своим учителем Поликлета . Среди многочисленных учеников Лисиппа были и три его сына. Его ученик, Харес из Линдоса, создал Колосса Родосского - одно из семи чудес древнего мира.

    ЛИСИПП
    (ок. 390 - ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17,6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

    Геракл - излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н.э. взял Тарент, а в 325 н.э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя "за столом", представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой - вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал. Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом - как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 до н.э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 до н.э. группа была посвящена в Дельфы. Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы. Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа - найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас. Лисипп - в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.

    Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

    Смотреть что такое "ЛИСИПП" в других словарях:

      - (Lэsippos), древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Крупнейший представитель поздней классики. Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского. Произведения Лисиппа, выполненные преимущественно в бронзе, известны… … Художественная энциклопедия

      Лисипп греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал … Википедия

      Лисипп - Лисипп. Отдыхающий Гермес. 2 ая пол. 4 в. до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь. ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ЛИСИПП, древнегреческий скульптор 2 й половины 4 в. до нашей эры. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Скульптуры Лисиппа (атлеты, мифологические персонажи, сохранились в римских копиях) изображены в… … Современная энциклопедия

      Древнегреческий скульптор 2 й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью (Отдыхающий Гермес, Апоксиомен, бюст… … Большой Энциклопедический словарь

      - (Lýsippos) (родися, вероятно, в первое, умер в последнее десятилетие 4 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, виднейший представитель поздней классики (См. Классика). Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского … Большая советская энциклопедия