Мифы древней греции о сотворении мира. Древняя Греция: ее история, религия, культура Фиванская версия появления мира

  • 25.02.2021

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

В мире насчитывается огромное количество религий и вероисповеданий. У каждой из них своя мораль, свои принципы, свои боги и своя история сотворения мира. Последние зачастую кардинально отличаются друг от друга. Это довольно интересно, ведь все мы живем в одном мире, но каждый человек верит в своего бога (или не верит в него вообще) и свой мир...

Вопрос о происхождении мира начал волновать людей еще на заре первых цивилизаций: в Древнем Египте, Греции, Китае и Междуречии... После того новые религии и соответственно новые теории сотворения мира зарождались довольно часто, но далеко не все из них получали широкое распространение. Мы же предлагаем ознакомиться с наиболее популярными взглядами.

Древний Египет

В древнеегипетской мифологии не существует одной единой версии сотворения мира, в разных регионах страны были сложены разные теории. Центральной точкой объединяющей все теории был верховный бог Солнца - Ра , он фигурировал в качестве основного созидателя бытия, отличались лишь взгляды на то, откуда произошел сам Ра и что было до него.

Ра - покровитель Солнца и верховный бог в пантеоне Древнего Египта

Если верить концепции родом из города Гермополиса, то все сущее произошло от четырех пар древних божеств олицетворяющих собой разные силы и стихии. Нун и его жена Наунет - водная стихия и первозданный всеобъемлющий океан, Ху и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Куакет - вечная тьма, Амон и богиня Амаунет олицетворяли воздушную стихию и невидимость; другими словами этот парный пантеон представлял собой все то, из чего состоял первозданный мир. Это трудно понять и осмыслить, но все они стали матерями и отцами того самого бога Ра, который привнес свет в мир и продолжил его творение.

По гелиопольской теории бог Ра возник из всеобъемлющего хаоса, т.е. из ниоткуда.

Бог Солнца стал отцом всех остальных богов, которые воплощали разные стихии и силы, например Шу олицетворял воздух, Нут - небо, Геба - землю...

Древняя Греция

Древнегреческая религия и мифология оказали огромное влияние на развитие культуры, искусства и религии всего мира, их взгляды на происхождение мира легли стали толчком для развития огромного количества мифологий по всему свету.

В начале времен существовал только хаос и ничего больше. Из хаоса появились шесть первых богов - прародителей всего. Как и в египетской мифологии, греческие боги также являлись олицетворением каких-либо сил и стихий, так первые боги являлись отображением таких стихий: Хронос - время, Гея - земля, Эрос - любовь, Тартар - бездна, Эрек - тьма, Нюкта - ночь. Дальше все, мягко говоря, становится сложным и запутанным, но если не вдаваться в излишние подробности, то дети первых богов, а затем и их потомки с каждым поколением наполняли мир новым существенным отображением. Например, дети Эреба и Нюкты привнесли в мир свет (бог Эфир) и день (богиня Гемера), а дети Геи стали воплощением неба (Уран) и моря (Понта) и т.д.

Интересно, что пантеон богов, причастных к сотворению мира куда-менее известен так называемых олимпийцев, которые не имели к созданию ни какого отношения, а только управляли миром и силами природы.

Широко известный Зевс и другие "Олимпийцы" согласно древнегреческой мифологии не имели никакого отношения к сотворению мира

Междуречье

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н.э. в государстве, которое в то время называлось Аккада , а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу ) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и ни когда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки , коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука , который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт "Ме", определяющий движение и судьбу всего мира.

Бог Энки (первый слева) убив жестокого отца принес в мир четыре основные стихии: сушу, моря, реки и огонь. На фотографии оттиск аккадийской печати возрастом около 5500 тысяч лет

Древний Китай

Необычными и, как минимум, интересными выглядят взгляды древних китайцев на вопросы о происхождении мира. Место центральной фигуры в китайской мифологии занимал человек, а не бог или другая высшая сила, а главными действующими силами мира вместо стихий были мужское и женское начала.

Самая древняя и самая известная древнекитайская легенда гласит: изначально в мире не было ничего, невозможно было различить что-либо, сплошь господствовал хаос. Но однажды сами собой из хаоса сформировались две противоположные силы (начала) - Инь (Тьма) и Ян (Свет). Силы эти дали начало небу и земле. Сразу за ними появился и первый человек, звали его Паньгу . Человек этот был необычным, он был огромным и жил очень долго. А когда час Паньгу пробил, из тела его возникла природа и люди.

Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз - солнцем, правый - луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга - жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Известный во всем мире символ Инь и Ян своими корнями уходит в древнекитайскую мифологию и имеет непосредственное отношение ко взглядам азиатов на происхождение и сущность мира.

И семестр

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

УРОК № 6

Тема. Древнегреческий миф о сотворении мира

Цель: сообщить о пантеон богов Древней Греции, познакомить с древнегреческим мифом о создании мира и людей, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать интерес к древнегреческой мифологии.

Оборудование: изображения древнегреческих богов; тексты древнегреческих мифов; схема «Создания мира».

Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу.

«Кто они такие?»

Брахма - ... (создатель Вселенной).

Варуна - ... (бог океана).

Вівасват - ... (бог солнца).

Вишну - ... (хранитель Вселенной).

Асуры - ... (старшие братья богов).

Адит - ... (мать богов).

Яма - ... (властитель царства мертвых).

Ману - ... (смертный, от которого родились люди после потопа).

2. Выставка иллюстраций к прочитанным произведениям

II. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя

Про Древнюю Грецию

Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который потом стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем то народ древними греками, или эллинами, а их страну - Элладой.

Трудно назвать другой народ в истории, который за такой короткий период времени подарил миру столько замечательных образцов высокого искусства и не в меньшей степени проникался идеями доблести и чести, как эллины. Жизнь этого народа не было легким, но древние греки были одним из самых жизнерадостных и жизнелюбивых народов в истории. Это был народ-труженик, народ-борец, что принес человечеству идеи патриотизма и дал образцы гражданской доблести. Это был народ-мудрец, задумывался над строением Вселенной, размышлял о том, что такое материя и дух, пространство и время, что такое добро, а что - зло.

Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и выдающиеся литературные произведения, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, которым уже давно никто не говорит на земле. Одними из самых известных являются героические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», где говорится о том, как греки осаждали город Трою, и о приключениях и злоключениях одного из участников этой войны - Одиссея.

Невозможно сегодня представить мировую литературу, живопись, скульптуру без образов, заимствованных из древнегреческих мифов, что остались от эллинов.

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию произведения

Особенности древнегреческой мифологии

Древнегреческая мифология считается одной из наиболее известных, которые сохранились до наших времен. Она стала основой для возникновения античной литературы (литературы древних греков и римлян), которая справедливо считается колыбелью европейской литературы.

Бессмертные жители Олимпа

В представлении древних греков боги были очень похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Они были одновременно благородные и мстительные, добрые и жестокие, страстные и ревнивые, при этом судьба их зависела от жребия Мойр, так же, как и жизнь людей зависела от воли богов. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимавших участие в войнах. Каждый из богов занимался своим делом, «заведовал» определенным «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - «смертных» - они отличались лишь бессмертием.

Греки создали богов «по образу и подобию своими» и, видимо, поэтому, в отличие от других народов, не испытывали страха перед своими богами.

Какие бывают мифы?

Известны следующие основные циклы древнегреческих мифов:

О богах;

О героях;

Об аргонавтах;

Троянский;

Фиванский.

Почему у древних греков не было сказок?

Действительно, у древних греков почти не было сказок, которые складывались ради развлечения и поучения и не вызывали сомнений насчет выдуманности событий. Их с большим успехом заменили мифы, которые содержали в себе чудеса и приключения, победы и поражения настоящих героев и давали ответы на самые важные для древнего человека вопросы: о возникновении мира, человека, природных явлений.

2. Чтение мифа по книге Я. Парандовського «Мифология»

Возникновение мира

Сначала был Хаос. Кто может точно сказать, что такое Хаос? Одни считали его неким божественным существом, но без определенной формы. Другие - и таких было большинство - твердили, что это великая бездна, наполненная творческой силы и божественного семья, словно единственная, беспорядочная масса, тяжелая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. С той наполненной бездны, что таила в себе все зародыши будущего мира, вынырнули два могущественных божества - первых царское супруги богов: Уран - Небо и Гея - Земля. Они дали начало многим поколениям богов.

От их супружеской связи пошел большой род титанов, старейший среди которых был Океан, бог могучей реки, широким голубым кольцом опоясывала всю землю. Младшими братьями титанов были циклопы и гекатонхейры - сторукие. В циклопов, диких, страшных на рост, был только один глаз посреди лба, а гекатонхейры из ста руками имели неодолимую силу. Урановые не нравились такие потомки, которые были или уродливые, или жестокие. Все они вызывали у него страх и отвращение. Не надеясь от них ни благодарности, ни уважения к своей родительской власти, он сбросил их в бездонную пропасть Тартара.

Оттуда уже не было возврата. Тартар так же глубоко простирался под землей, насколько высоко над ней простиралось небо. Бронзовое наковальня, брошенное с неба, летели бы девять дней и девять ночей, пока достиг бы поверхности земли*.

Так же долго, а может, и дольше падало бы то наковальня в глубины Тартара, где царит тройная ночь. Тот, кто попал бы туда, не смог бы и за целый год дойти до края этой безмерной темноты. Он все время бродил бы, подхваченный мощным подземным ураганом. Говорят, будто где-то посреди того страшного мрака стоит печальная обитель Ночи, окруженная непроницаемыми облаками.

Гея слышала стон титанов, доносившийся из бездонных недр земли. Она возненавидела преступного отца и устроила заговор против его жесткой власти. Намовлянь матери послушался младший из титанов - Кронос, который еще был на свободе. Вооружившись железным серпом, он подстерег Урана, напал на него, позорно покалечил его и сбросил с сияющего небесного трона. Из крови, что вытекла из раны поверженного бога, встали три ужасные богини мести - Эринии со змеями на голове вместо волос. Уран, спрятавшись в небесной синеве, сошел со сцены божественной истории.

Вместе с богами родился мир. Над землей, которая твердой сушей видобулась из хаоса, светило молодое солнце, а из облаков падали обильные дожди. Поднялись первые леса, и землю покрыла большая шумная пуща. По неизвестным холмах кое-где бродили животные. Постепенно все начало приобретать знакомого вида. Ручьи нашли свои гроты, а озера - удобные котловины; на фоне ясного неба вырисовывались снежные гребни гор. Звезды ряхтіли в темном ночном пространстве, а когда они бледнели, птицы вызванивали свою первую поздравительную песню рассветные.

Миром правил Кронос вместе со своей женой Реей. Это был обладатель мрачный и подозрительный. Большинство своих порабощенных братьев он оставил в безднах Тартара. Он всегда помнил проклятие отца, который передвістив, что и у него сын заберет власть. Поэтому каждого ребенка, которого рожала Рея, Кронос тотчас проглатывал. Уже пятеро детей было в страшной титановой утробе. Когда родился шестой ребенок, Рея дала Кроносові камень, завернутый в пеленки. Он проглотил камень, гадая, что глотает сына.

А Рея в это время сошла на землю. Она хотела помыть младенца, однако нигде не могла найти ключи. Она помолилась Геи и ударила жезлом о скалу. Из твердого камня утечка ясный струю воды. Скупавши младенца, она назвала его Зевсом. Потом пошла на Крит и положила его в золотой колыбели в Ідайському гроте, вход в который заслонял густой лес, а стены обплітав блестящий плющ. Зевс рос под опекой горных нимф, кормили его молоком козы Амалтеї. Ребенок очень любила козу. Когда Амалтея сломала себе один рог, Зевс взял его в свои божественные руки и благословил, и с тех пор этот рог всегда наполнялся всем, чего желал его владелец. Так появился рог изобилия, называемый еще рогом Амалтеї.

Новый бог в золотой колыбели был окружен любовью всей природы. Голуби с берегов океана приносили ему амброзию, и каждый вечер прилетал орел, неся в когтях бокал с нектаром. Пчелы собирали для него самый сладкий мед. Одна из нимф сделала чудесную игрушку. Это был прозрачный шар из золотых колец, между которыми вился плющ. Когда, подброшенный вверх, она падала, за ней оставалась светлая полоса. Чтобы плач и визг маленького Зевса не донеслись до ушей чуткого Кроноса, жрецы Реи выполняли возле его колыбели шумные военные танцы под звуки бубнов, рогов и пищалок.

Зевс вырос и вышел из хранилища,- теперь ему надо было бороться с отцом. Прежде всего он посоветовал матери, чтобы она незаметно дала Кроносові рвотного. И Кронос в страшных муках изверг проглоченных потомков. Это был целый отряд молодых прекрасных богов: сыновья - Аид и Посейдон и три дочери - Гера, Деметра и Гестия. Именно в это время умерла добрая коза Амалтея. И даже после смерти она еще послужила своему питомцу: с ее шкуры Зевс сделал себе щит, который не могла пробить ни одно оружие. Так возникла эгида - чудесный щит, что его Зевс всегда брал с собой в битву. Первой его битвой была битва с отцом. Полем боя стали равнины Фессалии.

Кронос с титанами засел в горах Отрис, а Зевс со своими союзниками расположился на снежных вершинах Олимпа. Десять лет война шла без видимых последствий, и тогда Зевс решил пополнить свои отряды новыми силами. Он освободил из Тартара циклопов и трех великанов, каждый из которых имел сто рук и пятьдесят голов. И того же дня начался ожесточенный бой. Страшный грохот моря смешивался со стоном земли и неба. Под ногами бессмертных вздрагивал Олимп, и то двигтіння слышалось даже в самых дальних глубинах Тартара. С обеих сторон поднялся невероятный шум. Звезды падали с небосвода.

С вершины Олимпа Зевс непрерывно бросал молнии, что их днем и ночью ковали циклопы. Громы розкочувались по горам, а на равнины лился священный огонь. Земля тріскалась в пламени, леса вспыхивали, словно факелы. Моря и реки кипели. Огненная мгла окружила титанов, их глаза сліпли от невыносимого блеска. Порывистые ветры поднимали тучи пыли, и казалось, будто они несут в черных клубах громы и молнии. Когда облака на мгновение разошлись, в первых рядах воинов было видно трех сторуких великанов, которые вместе бросали в титанов триста скал и осыпали градом камней. И все же оно было не такое гроВНОе, как Зевсу молнии, перед которыми титаны останавливались потрясены, потому что никто из них до сих пор не видел такой ужасной огненной оружия. Время от времени кто-то из них, лишившись сознания, беспомощно падал в потоке красного света, среди ужасающего грохота громов. Тогда сторукие великаны (гекатонхейры) хватали их огромные тела, которые, казалось, уже были неживые, и бросали в бездне Тартара, между потухшие и огнедышащие кратеры, зловонные болота и ледяные горы, где они навеки оставались под властью непроницаемого мрака и бесконечной ночи.

Как когда-достойный Уран, так теперь Кронос канул в забвение, откуда доходили о нем только смутные слухи. В народе о нем не говорили плохо. В его честь устраивали древний праздник Кронії, во время которого веселились, вспоминая золотой век, что якобы царил на земле в его время. Кронос не имел ни храмов, ни жертвенников. В Олимпии был холм, названный по его имени, а неподалеку стоял уважаемый Метроон, храм Реи - «матери богов». Статуи Кроноса случаются очень редко. Его изображали почтенным пожилым мужчиной с бородой, который прикрывает голову плащом. Его жену Рею греки отождествляли с азиатской богиней Кібелою. Они изображали ее опасистою женщиной, которая едет на колеснице, запряженной львами, держа в руках ветку или дубовый венок и ключ; на голове у нее диадема из крепостных башен и бастионов.

Новое поколение богов не долго пользовалось последствиями победы. Против них восстал род гигантов, сыновей Земли. Одни из них походили на людей, хоть и были огромные на рост, другие имели уродливые тела, которые заканчивались клубками змей. Они переворачивали горы и делали из них баррикады, чтобы добраться на Олимп. Богов охватила тревога, когда они услышали крики, что доносились снизу, и увидели на склонах своей священной горы отважных захватчиков. Только Зевс остался спокойный и бесстрашный, он определил каждому из богов боевой пост, а сам принялся бить врага молниями. Гиганты не отступали. Скалы, которые они швыряли, сыпались, словно град, и, падая в море, превращались среди его волн на острова. Молнии не причиняли гигантам вреда. Посмотрев в Книгу Предначертаний, Зевс узнал, что победить гигантов может только смертный человек. Тогда Афина привела Геракла.

Наступил последний день битвы. Все боги и богини сплотились вокруг Геракла. Герой ежесекундно брал новую стрелу и стрелял в густую толпу врагов. Вдруг на помощь ему стал неожиданный союзник. Подъехал Дионис с отрядом своих сатиров верхом на ослах. Поражены грохотом битвы и диким видом гигантов, вислоухие начали так реветь, что враги, охваченные безумным ужасом, бросились врассыпную. Тогда их были уже легко добить. Остался только один великан - прекрасный Алкіоней. Этот первородный сын Земли насмехался из всех ударов, потому что достаточно было ему коснуться того места на земле, где он родился, как раны сразу гоїлись и к нему возвращались свежие силы. Геракл схватил его, отнес далеко за пределы его родины и там убил.

Борьба богов с гигантами была для греческого искусства на протяжении всех веков неиссякаемым источником вдохновения. Триумф совершенства, благородства, ума над грубой, уродливой звериной силой воспевался в стихах поэтов, прославлялся в храмовых барельефах, картинах и рисунках на греческих вазах. После персидских войн греки охотно видели в сценах войны с гигантами символическое изображение их собственной борьбы против варварской Азии.

Гиганты были детьми Геи. Старая богиня не могла простить богам, что они так жестоко истребили ее потомков. Проникнутая жаждой мести, она родила ужасающее чудовище, которого еще не видел белый свет. Звали его Тифон. От головы до бедер у него было громадное человеческое тело, а вместо ног извивались клубки змей. Все тело его обросло перьями, только на голове и на бороде їжачилось жесткие волосы. Тифон был выше высочайшие горы, достигал звезд. Когда он разводил руки, то пальцами левой руки касался места, откуда восходит солнце, а права погружалась во мрак на дальнем западе. Он бросал самые скалы, как мячи. Он летал в воздухе, наполняя его криком и шипением. Из пасти у него текла кипящая смола, а из глаз огонь взрывался.

Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватил страх. Они бежали в Египет и там обернулись на животных, чтобы Он не узнал их. Только один Зевс вступил в борьбу с Тифоном, вооружившись железным серпом - жестоким оружием, которым когда-то Кронос искалечил своего отца Урана. Ранен Он так сильно истекал кровью, что Фракийские горы стали красные, и с того времени их называют Гемос - Кровавые горы. Наконец он совсем выдохся, и Зевс привалил его островом Сицилия. Каждый раз, когда Он пытается освободиться из того заключения, сицилийская земля вздрагивает, а сквозь кратер Этны бухает огонь, который вырывается из пасти поверженного чудовища.

Греческий народ и до сих пор хранит память о тех битвах, хотя уже прошло столько веков и столько изменений произошло на древней земле эллинов. Однако в представлении современного греческого крестьянина фигуры титанов, циклопов и гигантов слились в одно целое. По селам повествуют о каких-то великанов, называемых гигантами, сверхчеловеческого роста и невероятной силы, в которых всего одно блестящее, словно огонь, глаз посреди лба и очень длинные бороды. Их отцом был какой-то дьявол, а матерью - волшебница. Живут они в глубине земли, где возводят огромные здания, кладя скалу на скалу. Когда начинается землетрясение, крестьяне говорят: «Наверное, опять какое-то здание гигантов валится». Бог заточил их под землей за то, что они когда-то восстали против него.

Когда Зевс вступил на небесный трон, на земле уже были люди, и перед их испуганными глазами происходили битвы богов за господство над миром. Существовали различные легенды о возникновении человеческого рода: якобы он вышел просто из лона земли, общей матери всего сущего; будто леса и горы создали людей, как деревья и скалы; будто люди произошли от богов - этого взгляда придерживались, в частности, цари и знать. Но охотнее всего воспринимали легенду о четыре века человечества.

Сначала был, конечно, золотой век. Тогда царил Кронос. Текли молочные реки, с деревьев сочился сладкий мед, а земля родила всего достаточно сама, даже не будучи подхлестываемыми к тому трудом земледельца. Люди жили, как небожители,- без забот, без трудов, без грусти, их тело никогда не старілось, а жизнь проходила в бесконечных пирах и развлечениях. После падения Кроноса кончился золотой век, а тогдашние люди превратились в благотворительных духов.

Следующий век был серебряный, следовательно, значительно хуже. Люди развивались очень медленно. Период детства длился у них сто лет, а когда они доживали до зрелого возраста, их жизнь была коротка и полна лишений. Они были злые и надменные, не хотели чтить, как полагалось, богов и приносить им жертвы. Зевс всех их истребил до последнего, только в человеческой памяти они остались как благословенные души.

В бронзовом веке жило грубое племя, кохалося в войнах. Люди имели силу великанов, а сердца твердые, как камень. Железа они не знали. Все делали из бронзы: и городские стены, и дома, и утварь, и оружие. Это был героический период. В то время жили великий Геракл и храбрый Тезей, герои Фив и Трои. Они совершали такие необычные подвиги, которые уже не повторились в следующем возрасте, желеВНОм, что продолжается и до сих пор.

Другие легенды рассказывали, что человека создал один из титанов - Прометей, вылепив его из глины, смешанной со слезами. А душу он дал ей из небесного огня, украв несколько искорок из солнечной колесницы. Неподалеку от города Панопей показывали кирпичный домик, где Прометей своего времени и выполнил эту работу. Вокруг лежали комья глинистой земли, и от них будто пахло человеческим телом. Это вроде были остатки использованного материала. Еще и ныне красная беотійська земля напоминает о сказке, в которой рассказывается о создателе человеческого рода.

Прометей разбудил в человеке дух и дал ей силу властвования над миром.

Оставшись без мудрого Прометеєвого руководства, люди, измученные страданиями, полны похоти, которую не могли удовлетворить, становились злыми и похотливыми. Когда боги сходили на землю, они наталкивались на насмешки и оскорбления. На Олимпе говорили, будто в этом виновата преступная кровь гигантов, что пропитала землю, из которой Прометей лепил людей. А когда было смертельно обиженно даже Зевса,- царь Ликаон во время ужина угостил его человеческим мясом - на небесном совете решили уничтожить род человеческий потопом.

Послали ветры, чтобы они отовсюду позганяли облака. С первым громом хлынули большие ливни. Моря и реки вышли из берегов. Самые высокие дома скрылись под водой. Между землей и морем исчезла граница. Люди плавали на кораблях по нивах, где недавно ходили за плугом. Удивлены и потрясены нереиды плавали по улицам затопленных городов. Все живое спасалось, беспорядочно убегая. Из белых волн мелькали светло-рыжие гривы львов, а волк гнал отару овец к несуществующей пристани. Уставшие птицы, не находя нигде места, где бы они могли сесть и отдохнуть, падали в бездну. На земле стало тихо и пусто. Боги на вершине Олимпа слышали только гул безграничного моря.

Самые высокие горы исчезли. Над волнами поднималась только вершина Парнаса в Бестии. В бескрайнем океане качался легкий челнок, а в нем дрожали от страха двое стариков - Девкалион и Пирра. Их слабое зрение не мог охватить всей беспредельности страшного бедствия. После девяти дней и девяти ночей путешествия их лодка пристала к вершине Парнаса. Вода начала спадать. Медленно появлялись горы, за ними - более высокие холмы, наконец показались низины, покрытые илом, в котором лежали трупы людей и животных.

Набожные старушки зашли в дельфийский грот узнать, что им делать. Они хотели каким-то образом снова заселить землю. С высшей пещеры раздался голос: «Идите, прикрыв лицо покрывалом, и бросайте позади себя кости вашей матери». Пирра, которая была дочерью Эпиметее и Пандоры, возмутилась, говоря, что не положено разбрасывать священные останки родителей. Но Девкалион, сын мудрого Прометея, понял, что божество не может советовать плохого, и так растолковал это: общая мать всего живого - земля, а кости земли - камни.

Тогда они вышли в открытое поле, заслонили лицо покрывалами, решили на себе пояса и, идя шаг за шагом, бросали позади себя камни. И камни, теряя свою обычную форму и твердость, вращалось в людей. Из камней, брошенных рукой Девкалиона, появлялись мужчины, а из кусков скалы, брошенных Пиррой,- женщины. Потомившись, старые сели отдохнуть. Вокруг возрождался мир. Из оплодотворенной большими дождями земле появились растения, птицы и животные. Необозримая зеленая чаща покрыла землю, над которой пели жаворонки, пролетали аисты и ласточки. Только после этого медленно кое-где возводились первые дома. Их строило племя, рожденное из камней, и поэтому более жизнеспособное, более выносливое в страданиях и труда. Девкалион, как патриарх, расхаживал среди своих детей, учил их всему, что необходимо в жизни, учил воздавать почести богам и строить храмы.

Из окон олимпийского дворца Зевс видел, как мир возрождался до нового назначения. Вскоре он убедился, что люди забыли о наказании, которая настигла их предшественников, и ничуть не стали лучше, однако больше уже не насылал на них потопа.

3. Составление схемы «Сотворение мира»

Мир богов

Почему Уран решил уничтожить циклопов и гекатонхейров? (Уродливые жестокие потомки не нравились Урана, вызывали у него страх и отвращение.)

Какие богини образовались из крови Урана? (Три богини мести, Эринии, со змеями на голове вместо волос.)

Почему Кронос глотал своих детей? (Боялся, что сбудется пророчество Урана, который предрекал Кроносу смерть от собственного сына.)

Расскажите о возникновении рога изобилия. (Когда у Реи родился младенец, она дала Урана вместо ребенка камень в пеленках, который он и проглотил. В это время Зевс рос на острове Крит, где его кормила своим молоком коза Амалтея. Когда один рог козы сломался, Зевс взял его в руки, благословил, и с того времени этот рог всегда наполнялся всем, чего желал его владелец. Так появился рог изобилия, называемый еще рогом Амалтеї.)

Мир людей

Перескажите легенду о четыре века человечества (золотой, серебряный, бронзовый, железный).

Как, по древнегреческим легендам, появились люди на земле?

(1. Человек вышел из лона земли, общей матери всего сущего.

2. Леса и горы создали людей, как деревья и скалы.

3. Люди произошли от богов.

4. Прометей создал человека, вылепив его из глины, смешанной со слезами. А душу он дал ей из небесного огня, украв несколько искорок из солнечной колесницы.)

Как и за что наказали людей боги? (Люди стали злые, похотливые и жадные, поэтому боги решили их наказать, наславши Великий потоп.)

Кому удалось спастись во время потопа? (Стареньким Девкаліону и Пирре)

Как Девкалион и Пирра восстановили род человеческий? (По приказу божества они вышли в поле, заслонили лицо покрывалами и уходили, бросая позади себя камни. Камни вращалось на людей. Из камней, брошенных рукой Девкалиона, появлялись мужчины, а из кусочков скалы, брошенных Пиррой,- женщины.)

Чему учил людей Девкалион? (Он учил людей всему, что понадобится им в жизни, а также отдавать дань богам и строить храмы.)

Было новое поколение людей лучше предыдущего? (Нет, но Зевс уже не насылал на них потопа.)

Докажите, что прочитанное произведение - миф. (Прочитано произведение - миф, потому что в нем рассказывается о возникновении мира и всего живого на земле, героями выступают боги разных поколений.)

IV. Выводы

Древнегреческий миф о сотворении мира оригинален и не похож на другие мифы, с которыми мы знакомились на уроках. Он содержит в себе много разных событий, разветвленную систему образов, характерных только для древнегреческой мифологии. Общим моментом, который объединяет уже прочитанные нами мифы, является существование хаоса, а затем образование из него неба и земли, всего живого на ней.

V. Домашнее задание

Подготовить пересказ древнегреческого мифа о создании мира по схеме.

* Это расстояние легко вычислить. Оказывается, что в нашем понимании греческое небо было не очень высокое. Дорога того наковальни составляла бы только полтора расстояния от Луны до Земли.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. - Дележ Прометея. - Огонь Прометея. - Миф о Пандоре - первой женщине. - Ящик Пандоры. - Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Прометей: миф о сотворении человека

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет - современник бога Кроноса (). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, - говорит римский поэт Овидий, - размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и - тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле - человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем , чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Дележ Прометея

Миф о Титане Прометее - это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея - гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

По заявкам некоторых читателей.
СОТВОРЕНИЕ МИРА,
ТИТАНОМАХИЯ, ГИГАНТОМАХИЯ,
ЗЕВС и ТИФОН

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В начале всего был бесформенный,
неопределенный в своих размерах Хаос ,
затем появились широкохолмая Гея (Земля),
глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар
и извечная, существовавшая еще до них сила влечения - Эрос .
Этим же словом греки называли божка любви,
сопутствовавшего богине любви Афродите ,
но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то,
что понимается самим Гесиодом под словом "любовь":

"Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы,
сладкая нега любви и пьянящая радость объятий".

Он исключает какое бы то ни было чувство - было бы странным представить
себе, что метеорит, летящий к земле, направляется силой любви.
Эрос - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей
в мировом пространстве как закон.
И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.

Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Мрак (Эреб ).
Порождения Ночи - и Мом , и мрачные, беспощадные божества смерти керы , и Танат (Смерть), и Гипнос (Сон), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры , в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида , и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида , которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство -
Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония,
но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка , карающего всякого, дающего лживую клятву.

А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День . Свет из Тьмы.
Этот образ известен и восточной мудрости:
"И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы,
и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью".

Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость.
Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия.
В мире еще нет чувств, но есть Закон.

Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт ). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.

Уран - олицетворение мужского начала, "небо" в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, "точно покрыл землю" - мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов, циклопов ), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких . Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.
_____________________________________________________________________________

Начало мирабы
______

У старшего из них, могучего Океана , которого поэты называли "началом всего", было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид , и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, Как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков-братьев Нила, Эридана, Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно ведущие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру - крылатым внукам третьей их пары.

Титан Япет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом , взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем , самым благородным из титанов.

Младшим сыном Геи и Урана был Крон , дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он выносить не только высокомерного покровительства старших братьев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил, опутав цепями, в ее не знающие солнечного света глубины. Встретив в сыне поддержку, выбросила Гея из своих недр твердый сплав железа адамант, превратила его сильными руками в острый серп и передала Крону, чтобы навсегда лишил он отца возможности иметь потомство, раз не умел любить своих детей, какими бы они ни являлись на свет.
Подкравшись к Урану под покровом Никты , недрогнувшей рукой оскопил его Крон и захватил отцовскую власть.

Взяв в жены сестру свою Рею , Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Но, поднявший руку на отца, опасался коварный Крон своего потомства и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей, как только они рождались.

Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Матери-Земле и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Едва ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из тех недоступных пещер, которых так много в ее необъятных недрах, а Рея дала супругу запеленутый камень.

Тем временем Зевс - так назвала счастливая мать спасенного младенца - стал расти в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды , самой высокой горы острова Крита, что лежит посреди виноцветного моря. Там охраняли его юноши куреты и корибанты , ударами медных щитов и бряцанием оружия заглушая детский плач, а благороднейшая из коз Амалфея кормила его своим молоком. За это Зевс, впоследствии заняв подобающее место на Олимпе , постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы вечно сияла она в созвездии Возничего. Впрочем, шкуру своей кормилицы Зевс решил оставить себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит так и называли "эгидой ", от греческого слова "коза". По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. А рог, который Амалфея как-то раз по неосторожности сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене , покровительнице мира.

Возмужав, Зевс стал сильнее отца и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер. Это были Аид, Посейдон, Гера, Деметра и Гестия . Братья бросили жребий и разделили отцовскую власть: Посейдон стал правителем всей водной стихии, Аид - подземного мира и царства смерти, а Зевс, победивший Крона - всего мира.

Приближался конец эры титанов , которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов , но им предстояло еще победить своих могучих предшественников...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Рабы хаоса
Виктор Юров


Гармония и Хаос
Брагинский Артур.


Хаос. Сотворение мира
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Эвринома
Храна Джанто

Эвринома создает Космос
Элси Рассел, 1994 г.


ХАОС


Рождение мира из Хаоса
А. Фанталов, 1993 г.


Сатурн, глотающий своих детей
Франциско Хосе Гойя, ок. 1820 г.
Мадрид, музей Прадо
(КСТАТИ, ЭТА КАРТИНА ВИСЕЛА У ГОЙИ В СТОЛОВОЙ)


Рея дает Крону камень
Пелика мастера Навсикаи.
Ок. 460 г. до н.э.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен
_
_______________________________________________________________________

ТИТАНОМАХИЯ

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!
То Прометеев вопль или брань воздушных станов?
Где я! Вкруг туч пожар - мрак бездн - и крыльев снег
И мышцы гордые напрягших мощь титанов...

Вячеслав Иванов

Титаны · боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана;
их шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан )
и шесть сестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида ), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов:
Прометей, Гелиос, музы, Лето и других.
Имя "титаны", связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого присхождения.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки.
Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа .
Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, сражение продолжалось десять лет и не видно было ему конца, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли, в тартаре, cторуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и даже кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли крутобокие скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Помогал громовержцу и Пан - помощник в битвах, божество стихийных сил природы, умеющее наводить на врагов беспричинный, так называемый панический, страх (Ps.-Eratosth. 27).

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей.

Там, в сумрачном Тартаре , за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп.
Среди них - и сын Япета Прометей , и старший из титанов Океан :
хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс ,
старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью , чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов.

Зевс не забыл этой услуги - он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь - предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных.
С тех пор и клянутся небожители водами Стикс, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв.
А символ своей победы - Нике - Зевс сделал своей неразлучной спутницей.

Так окончательно завершилось время Крона .
Впоследствии о нем почему-то вспоминали как о царстве Справедливости и называли Золотым веком .
Однако богам предстояло еще бороться за власть и владычество в космосе...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Зевс-громовержец,
в классический период - глава греческого пантеона.

ЦИКЛОП


Зевс поражает титана
А. Фанталов, 1992 г.

НИКА Самофракийская


Титан Океан
Мозаика из Сабраты.
II в. н.э.
Музей Сабраты


Пан. 1899 г.
Врубель
Третьяковская галерея

Пан
Б.Валеджо

Стикс.
Гравюра Гюстава Доре, 1861


СТИКС

Триптих Титаны из серии Артморфология
Черемисов Игорь.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ГИГАНТОМАХИЯ

Рано было радоваться олимпийцам. Не могла простить Гея надругательства над ее сыновьями-титанами.
И взрастила она в своих глубинах гигантов из тех капель крови Урана, которые впитала, когда изувечил своего отца Крон.

Ничего не подозревавшие боги, проснувшись, беспечно радовались новому дню и наслаждались бессмертием, как вдруг из внезапно образовавшихся на лице земли разломов потянулись ядовитые испарения - дыхание зашевелившихся в толще гигантов. Гелиос покрылся дымкой и стал напоминать огромный удивленный глаз. В обволокшем землю тумане восставшие из недр змееногие чудовища казались еще огромнее и страшнее, чем были на самом деле. Из их глоток, разверстых, как огненные кратеры вулканов, вырвался грозный рев. И было в нем столько злобы и ярости, что содрогнулся Олимп.

Не в силах дотянуться до обиталища богов, земнородные стали швырять в небо все, что попадалось под руку. Они выхватывали из земной тверди скалы и яростно метали их ввысь. Именно тогда моря, заполняя образовавшиеся углубления, вторглись в сушу и возникли новые проливы и острова.

Один из гигантов, используя земную ось как дубину, оторвал прикрывавший ее остров Делос , и тот поплыл, гонимый ветром, как лист водного растения. Опасаясь, что гиганты сплющат землю, боги поспешили вступить в бой. Все небо прорезала молния Зевса. На месте ее падения вспыхнул пожар, и стали видны искаженнее яростью лица гигантов, змеевидные окончания тел, каждый вздувшийся от напряжения мускул.

Одну за другой метали молнии Зевс и другие боги. Но не остановило это натиска гигантов, шедших на штурм неба. Ибо судил богам рок, что лишь с помощью смертного они смогут взять над гигантами верх.
И послал тогда Зевс Афину за Гераклом . Узнав об этом, стала Гея искать растение, которое могло бы спасти сыновей. Но Зевс успел послать на землю мрак и скосить это чудодейственное растение.

Между тем прибыл Геракл, вооруженный луком и отравленными стрелами. Первая туча стрел обрушилась на гиганта

В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Теме гигантомахии посвящена небольшая поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.
Битва олимпийцев с Гигантами изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергаме (II в. до н.э.)..

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Гигант
Франциско Хосе Гойя.


Колосс
Франциско Хосе Гойя.


Гигант От


Богини Геката и Артемида сражаются со
змееобразными гигантами Клитием и Отом
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса.
Ок. 180-159 г. до н.э.
Берлин, Государственные музеи.


Гигант Алкионей и Афина
Фрагмент фриза Пергамского алтаря Зевса.


Низвержение гигантов
Якоб Йорданс, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ЗЕВС и ТИФОН

...Стоглавое чудовище - Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела -
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом
Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо,
Но вырвется из черной глубины
Потоком пожирающее пламя
И истребит широкие поля
Сицилии прекрасноплодной...

Эсхил "Прикованный Прометей"

Не давала покоя Гее горькая участь ее сыновей - титанов и гигантов, уничтоженных новым поколением богов, олимпийцами.
Тогда, соединившись с Тартаром, породила Земля чудовищного Тифона (T u f w n), младшего своего сына.
Само его имяпроисходит от греческого глагола t i f o o, "дымить", "чадить", "испускать пар".

По другой версии Тифон был рожден Герой , ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину , тоже самостоятельно произвести на свет потомство. Гера отдала Тифона на воспитание Пифону , чудовищу, охранявшему древнее святилище богов в Дельфах , убитому затем Аполлоном .

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой - запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса - извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше - колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище.
Аполлон стал коршуном, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Дионис - козлом, Гефест - быком .
Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии , где Зевса стерегла драконица Дельфина .
Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой "однодневки" - растения от которого впадают в беспамятство - под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну .
В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается "уснувшим" вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли.
Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

Тифон и Ехидна породили многих чудовищ:
собаку Орфа , пса Цербера , Лернейскую гидру , Немейского льва , Химеру и Сфинкса .

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Трехглавый Тифон
Фрагмент восточного фронтона первого
Гекатомпедона на Афинском акрополе.
Ок. 560 г. до н.э.
Музей Акрополя, Афины.

Битва Зевса с Тифоном
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________