Образ и характеристика Фирса Вишнёвый сад Чехова сочинение. Вишневый сад

  • 29.04.2019

/ / / Образ Фирса в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Фирс в пьесе Чехова , является старым слугой. Ему больше восьмидесяти лет, и он почти лишен слуха. Однако именно он считает себя самым главным в семье, так как продолжает следить за порядком в поместье. На протяжении долгих лет, старик помогает своему хозяину Гаеву, подает одежду, следит, чтобы тот надевал в прохладные дни соответствующее пальто.

Фирс в пьесе олицетворяет старый режим. Он повинуется и никогда не вступает в спор. Гордясь своим возрастом, пытается научить молодежь жизни, однако это не всем нравится. Многие открытым текстом желают ему смерти. Но старик не обижается. Он считает, раз он до сих пор жив, значит так Богу угодно.

Фирс, как верный старый пес ходит по усадьбе. Он так же переживает за то, что придется распрощаться с вишневым садом, однако, больше всего его волнует только самочувствие хозяев. Он до последних дней ведет хозяйство, и проявляет заботу об окружающих.

Чехов показывает Фирса, как полную противоположность другим слугам. В отличие от Яши он не ищет для себя выгодных условий жизни, и не гонится за деньгами хозяев. Старик просто с достоинством выполняет свою работу. Дело всей его жизни, которое он не просто любит, без него старик просто не сможет прожить. Именно по этому, когда в спешке на поезд про его просто забывают и оставляют одного в поместье, мужчина ложится и начинает ждать что за ним придут. Он не паникует. Мужчина свято верит в то, что он непременно нужен своим хозяевам, ведь никто другой, так о них не позаботится. Именно с такими мыслями приходит к старику смерть. Она наступает не в больнице, как распланировали Гаев и , а здесь, в поместье. В том самом месте, где мужчина прожил свою самую правильную и счастливую жизнь.

Образ Фирса в повести, как знак постоянства. При всем своем возрасте он не прекращает оставаться нужным человеком. , был для него как сын, маленький мальчик, требующий постоянной заботы и внимания. И Гаеву этот «родительский» контроль не мешал, хотя самому хозяину было больше пятидесяти лет.

Фирс не только старый и верный слуга, он очевидец прежней и настоящей жизни. Он привык к крепостничеству и никогда не примет что-то другое. Для него это является образцом правильной жизни. Для него, быть слугой, в первую очередь это оставаться нужными для людей, а значит представлять собою ценность.

У заботливого старика, кроме хозяев больше никого нет. По сути, он одинок и немощен, на деле, мужчина стоит во главе большой семьи, где он всех очень любит и которая к нему привыкла.

Сама мысль о том, что сад с поместьем продали, а ему придется находиться в больнице, убивает мужчину. И Чехов сжалился над стариком. Он подарил ему смерть, о которой тот мог только мечтать. Завершение жизни в родных стенах. В доме, где он был самым главным и одновременно никем. В том месте, где начиналось и закончилось его счастье.

Он с достоинством нес свою «службу» и теперь после продажи на торгах поместья, став ненужной обузой для хозяев, он заслуженно отправляется на вечный покой, так и оставшись верным старым слугой.

Заслуженно вписаны в перечень сочинений, составляющих основу классической драматургии. Пьеса «Вишневый сад» присутствует в репертуаре большинства драматических театров и считается одной из часто выбираемых для постановки на сцене.

Произведение представляет читателю характерных персонажей, свойственных философии Чехова. На фоне героев первого плана выделяются и второстепенные действующие лица. К таковым относится камердинер Фирс.

История создания

Старик служит в доме более полувека. Он олицетворяет собой прошлое России, так как его биография тесно связана с давно прошедшими временами. Фирс был слугой при дедушке главных героев, когда деревья вишневого сада были молодыми. Старый уклад жизни формирует взгляды камердинера, потворствующего старым порядкам. Прототипом образа Фирса можно считать Ипата, лакея, описанного в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Равно как и Фирс, Ипат отрекся от личной свободы после отмены крепостного права и предпочел роль слуги, к которой привык за годы работы в доме князя.

Подобно Ипату, Фирс вспоминает юность своих господ, их прихоти и навязчивые идеи. Вопреки сатирической характеристике Ипата, Фирс получает поддержку от автора. Чехов понимает своего героя и благоволит ему. Из уст камердинера вырываются фразы, описывающие мысли драматурга и идею пьесы. Фирса отличает любовь к порядку, проявляемая в действиях и в быту. В престарелом возрасте он анализирует окружающую его атмосферу в стране и в доме и понимает, что привычный уклад вещей пропал, что все пришло в разрозненное состояние. Нестабильность ощущают и другие герои произведения.


Автор устами Фирса называет его и других персонажей «недотепами», людьми, неспособными принять жизнь. Это отчетливо изображается в описании отношения к вишневому саду. Фирс видит его молодым, как в прошлом, – возможностью козырнуть, а вырубает деревья, пытаясь спасти. Аня и Петя задумываются об устройстве новых садов, а не о сохранении старого.

Судьба Фирса крепко связана с усадьбой. Чехов описал его верным слугой. Такой тип героя встречается в произведениях «Недоросль» , «Евгений Онегин» , «Обломов» . Представитель старой России, ее духа, культуры, традиций и веры, многогранный глубокий персонаж сравнивается с героями, провозглашающими идеалы нового времени.

Пьеса «Вишневый сад»


Иллюстрация к пьесе "Вишневый сад"

Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.

Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева. Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.


Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.

Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.

Экранизации

Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени. Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма. Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.

Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.


Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма "Вишневый сад")

Актер воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года. Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф. изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.

Цитаты

Из уст старого Фирса вырываются фразы, характеризующие его мировоззрение и образ. Он потерял ориентиры после отмены крепостного права, поэтому мир камердинера находится в состоянии хаоса и неразберихи:

«Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего».

Фирс остро ощущает необходимость своего присутствия в доме, где прошла его жизнь.

«Раньше вишню сушили»

Он не может покинуть усадьбу из-за привязанности к повзрослевшим хозяевам. Его значимость преувеличивается героем, но хозяйственность и основательность, с которой он следит за бытом, подтверждают точку зрения Фирса:

«Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом»

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
А.С.Пушкин

В работах литературоведов чаще всего представлено толкование «Вишнёвого сада» с исторической или социальной точек зрения. Тема пьесы определяется так: Чехов показывает прошлое, настоящее и будущее России. В соответствии с этими эпохами в пьесе есть владельцы усадьбы (они разоряются, демонстрируя при этом совершенную беспомощность), есть новый хозяин жизни (энергичный, предприимчивый купец), есть представители молодого поколения (благородные мечтатели, устремлённые в будущее). Идея пьесы - в оценке автором современного состояния России. Очевидно, что Чехов понимает неизбежность конца поместного дворянства (Гаева и Раневской), грустно следит за деятельностью буржуазных дельцов (Лопахина), но с надеждой глядит в будущее России, которое связывает с новыми людьми (Петей Трофимовым и Аней), отличающимися и от прежних, и от настоящих владельцев вишнёвого сада. Эти молодые люди мечтают насадить новый сад на месте старого, погубленного Лопахиным ради барышей. Так в последней комедии Чехова проявляется исторический оптимизм, которого не было в его предыдущих пьесах («Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня»).

Такое определение темы и идеи «Вишнёвого сада» вполне возможно, но было бы неверно утверждать, что Чехов только смеётся над уходящим с общественной сцены дворянством, осуждает современных «хозяев жизни» и сочувствует молодому поколению, которое торопит приход новой жизни. Кажется, что отношение драматурга к своим героям более сложное, чем однозначное осуждение или сочувствие.

Взять, к примеру, образ камердинера Фирса. Этот герой, конечно, относится к уходящей России, так как более пятидесяти лет служит верой и правдой хозяевам вишнёвого сада, помнит ещё дедушку Гаева и Раневской. Не только по возрасту, но и по убеждениям он приверженец старых порядков, старого уклада жизни. Замечательно, что герой, похожий на Фирса, уже изображался в русской литературе - это дворовый Ипат, лакей князя Утятина из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Последыш»). Ипат после объявления «Манифеста» отказался от личной свободы и пожелал, как и прежде, служить своим господам-князьям. Фирс называет отмену крепостного права «несчастьем» и рассказывает, что в 1861 году «не согласился на волю, остался при господах» (II). Ипат со слезами умиления вспоминает о повадках барина-крепостника: как молодой князь Утятин впрягал Ипата в свою тележку вместо лошади или купал его в зимней реке. И Фирс с умилением вспоминает самодурство покойного барина, который возомнил себя врачом и всех больных лечил сургучом. Старый слуга свято верит в это лекарство и считает, что именно благодаря сургучу живёт так долго (III). Однако холопство Ипата вызывает сатирическое осмеяние в некрасовской поэме, а поведение Фирса - спокойное авторское понимание в чеховской пьесе.

Рабская психология соединяется в старике с трогательной привязанностью к господам. Фирс искренне плачет при встрече с Раневской (I), которую не видел пять лет, старательно продолжает обслуживать пятидесятилетнего «ребёнка» Гаева. Старик сокрушённо замечает ему: «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» (I). Даже когда его забывают и он остаётся умирать в запертом на зиму доме, он волнуется за хозяина: «А Леонид Андреевич, небось, шубы не надел, в пальто поехал... я-то не поглядел... Молодо-зелено!» (IV).

Прожив всю жизнь в имении, он печётся о престиже дома и доброй славе хозяев. На нелепом балу, затеянном Раневской в день торгов, он из последних сил, но как положено обслуживает гостей. Когда Раневская отправляет его отдыхать, Фирс с усмешкой отвечает: «Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» (III). И он прав, так как Яша беспечно разгуливает по комнатам, а Дуняша танцует с гостями. Старый слуга даже оскорбляется за своих нынешних господ, которые не чета прежним: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут» (III).

Рядом с Фирсом в пьесе показан слуга новейшего времени - Яша, глупый и самодовольный парень. Он побывал в Париже и, вкусив прелестей европейской цивилизации, начал презирать своё отечество и стыдится своего крестьянского происхождения. Яша обращается с просьбой к Раневской, чтобы она опять взяла его с собой в Париж, и жалуется: «Здесь мне оставаться положительно невозможно. Что ж там говорить, вы сами мили ю, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно...» (III). Сам Яша - человек ничтожный и слуга разболтанный, что доказывает его поведение на балу. Он так и не отвёз Фирса в больницу, потому что у непутёвой барыни Раневской и лакей неисполнительный. Зато в последнем действии, показывая свои «знания и умения», он заявляет Лопахину, что шампанское не настоящее, и один выпивает всю бутылку. В начале и в конце пьесы Чехов показывает отношение Яши к матери, которая приходит повидать его в день приезда и отъезда. Напоминание о матери, ожидающей на кухне, вызывает у любителя парижской жизни только досаду. Фирс в сравнении с этим лакеем выглядит добросовестным, преданным слугой, мудрым человеком.

Чехов доверяет старику камердинеру несколько очень важных высказываний, которые проясняют авторский замысел пьесы. Во-первых, любовь к порядку во всём (в службе и в жизни) - вот что отличает Фирса. А на старости лет он видит вокруг бессмысленную суету и замечательно характеризует порядки и в барском доме, и в окружающей российской жизни: прежде всё правильно было, «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего» (II). Это чувство непрочности, неразберихи испытывает не только старик, но и Лопахин, который только что исполнил свою мечту (купил на торгах вишнёвый сад) и гоже жалуется на свою нескладную, несчастливую жизнь.

Во вторых, Фирс всех героев пьесы и себя самого называет, в соответствии с авторским замыслом, «недотёпами» (III), то есть глупцами, которые не понимают жизни. Примером непутёвости всех персонажей является их отношение к вишнёвому саду. Фирс видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом; для Гаева разговор о саде - повод для пустого хвастовства; Лопахин, думая о спасении сада, вырубает его; Аня и Петя предпочитают мечтать о новых садах, а не спасать старый.

Подводя итог, следует сказать, что Фирс является неотъемлемой частью дворянской усадьбы, где происходит действие пьесы. Старый камердинер - тип верного слуги, который весьма разнообразно представлен в русской литературе: нянька Еремеевна из «Недоросля», няня Филипьевна из «Евгения Онегина», Савельич из «Капитанской дочки», Захар из «Обломова» и т.д. Фирс - слуга Гаева и одновременно выразитель авторской идеи. Этот герой - человек старой России, в которой было крепостное право, но была и высокая духовная культура. Поэтому и образ верного слуги получился многогранным.

Чехов был против огульного отрицания старой жизни, а тем более её насильственного разрушения, она в нужное время сама уступит место новым порядкам. Эту авторскую мысль доказывает последняя, пронзительная сцена пьесы: забытый всеми, беспомощный старик умирает в запертом доме. При этом Фирс не упрекает своих беспечных господ, так как искренне любит их. Его смерть совпадает с гибелью вишнёвого сада и символизирует конец «дворянского гнезда», конец целой эпохи, хранителем которой был старый слуга.

Фирс

ФИРС - центральный персонаж комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Ф., старого верного слуги Гаевых, содержит в себе индивидуально-психологическое и историко-символическое значение. Его «литературная родословная» (Савельич в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина; Захар в «Обломове» И.А.Гончарова; Марей в «Мужике Марее» Ф.М.Достоевского) позволяет выделить образ Ф. в определенный историко-культурный феномен. Старинная ливрея и белые перчатки Ф. - такая же память о прошлом, как и комната, которая «до сих пор называется детскою», столетний «многоуважаемый шкаф», родовое поместье с домом и вишневым садом. Сам Ф. - в буквальном смысле слова - «ходячая» память старинного усадебного быта и обычая. Его радость «Барыня приехала!» - это радость узнавания прошлого: «И барин когда-то ездил в Париж…» Он помнит, как и когда надо подавать кофе в гостиную, знает, когда барыне подложить подушечку под ноги. Он не забыл, какая одежда полагается «на выезд», и «наставительно» пеняет Гаеву: «Опять не те брючки надели». Когда вечереет, он не забывает принести барину пальто, строго выговаривая ему: «Извольте, сударь, надеть, а то сыро». Стареющие Гаев и Раневская для него до сих пор «барские дети», о которых надо заботиться, которых надо оберегать. И Ф., как добрый «дух усадьбы», как семейный «домовой», не перестает это делать и, даже заболевая, тянет этот воз: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом». К бормотанию Ф. все привыкли, и уже никто не пытается в него вслушаться и разобрать его смыслы. В широкой временной перспективе действия это бормочет само прошлое, напоминая, что оно еще живо, еще продолжается, еще длится. «Звук лопнувшей струны» - этот не то «вздох», не то «вздрог истории» (Д.Стрелер) - услышали все, но только Ф. бормотнул пророчески: «Перед несчастьем то же было…» В бормотании умирающего Ф. («Жизнь-то прошла, словно и не жил…») слышится еще «что-то, чего понять нельзя…». Перед отъездом все о Ф. тревожились, беспокоились, упоминали, напоминали, четырежды справлялись, отправлен ли он в больницу, - и забыли в наглухо заколоченном доме, где до весны никого не будет. На фоне забытого Ф. горько-иронически звучат радостные возгласы «Прощай, старая жизнь!» и «Здравствуй, новая жизнь!». Почему-то вспоминаются слова Ф. о радости «перед волей»: «И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Прошлое - отрезано. Дряхлый, больной, но еще живой Ф. - «дух истории», «патриарх дома», «родной Фирс» - оставлен умирать в одиночестве. Слова «Фирса забыли» стали языковой метафорой, проникли в быт, являясь обобщением чисто русской «неумышленной бестолковщины», результаты которой печальны, если не катастрофичны. Первый исполнитель роли Ф. - А.Р.Артем (1904). Среди других исполнителей Н.П.Хмелев (1934), Ю.В.Толубеев (1978), И.В.Ильинский (1982).

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -