Все об экадаши. Какая пища запрещена в Экадаши и почему? Самый сильный день Экадаши

  • 25.09.2019


Есть пять способов переправы для добродетельных людей,
погружённых в море бытия.
Это туласи, брахманы, коровы, Вишну и Экадаши.
Гаруда Пурана

Вишну Лакшми Шеша
Экадаши (эка санскр.- один, даша санскр. - десять) - это одиннадцатые лунные сутки (титхи) после новолуния и полнолуния.
В Экадаши светлой половины месяца угол между солнцем и луной 120-132 градуса.
В Экадаши тёмной половины месяца угол между солнцем и луной 60-48 градусов.
Экадаши посвящены Господу Вишну.

В эти дни во Вселенной происходят определённые процессы, и Писания говорят об огромной важности этих дней очищения в жизни человека и о правилах, которые нужно соблюдать в Экадаши. Описания этих дней в разных традициях похожи. Говорится, что только посвящённый может открыть завесу тайны этих дней.
Эти дни лучше посвятить духовной практике, по-возможности больше времени уделить молитве, соблюдать пост, контролировать свои мысли и чувства, т.е. увеличивать свою саттвичную природу и уменьшать тамасичную и раджасичную.

Лунные сутки (титхи) на всей нашей планете начинаются одновременно (т.к. угловое расстояние между Луной и Солнцем считается относительно всей Земли), но по солнечному календарю - не обязательно в один и тот же день. Чаще они с солнечными сутками не совпадают и для разных регионов начинаются в разное время.

Солнечные сутки по Писаниям определяются движением Солнца, они протекают от рассвета одного дня до рассвета следующего дня.

Лунный месяц состоит из 30 (30х12=360) титхи (лунных суток), он делится на две половины - светлую (гаура или шукла-пакша или шуддха), когда луна возрастает, и тёмную (кршна пакша или бахула), когда луна убывает. В один лунный месяц бывает два Экадаши - шукла экадаши (светлой половины месяца) и кришна экадаши (тёмной половины месяца). В других традициях - это 11 лунный день (растущая Луна) и 26 лунный день (убывающая Луна), которые также имеют свои характеристики, и они одинаковы для каждого месяца.

Враты (аскезы), соответствующие определённым лунным дням, и в частности Экадаши-врату (аскезу), соблюдают в соответствии с солнечными сутками (от рассвета до рассвета). Но так как лунные сутки с солнечными не совпадают, то существует правило сопоставления этих суток:

Лунные сутки (титхи), которые идут в момент восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. Напрмер, если сегодня в момент восхода солнца уже идёт 11 лунный день (Экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) называются Экадаши, даже если после восхода солнца этот 11 лунный день (Экадаши) будет длиться несколько минут.

Но если определённые лунные сутки начались после восхода солнца, то пунья карма (благочестивая деятельность), которая предписана в этот день, или праздник, переносятся на следующий. Например, Экадаши-врата в этом случае соблюдается в двадаши (12 лунный день), а сам день для пунья кармы считается неблагоприятным.

Для Экадаши-враты считается благоприятным тот 11 лунный день (экадаши), который начался минимум за две мухурты (96 мин) (т.е. до брахма-мухурты, арунодая) до восхода солнца. Такой Экадаш называется чистым (шуддха) и он подходит для соблюдения Экадаши-врата.

Когда 11 лунный день начинается во время брахма-мухурты (тогда дашами называется увеличенным - вриддхи) или уже после восхода солнца, то пост рекомендуется соблюдать не в этот день, а на следующий, уже в двадаши (12 лунный день), а сам 11 лунный день считается неблагоприятным для соблюдения Экадаши-врата. А такие двадаши, наоборот, по многим источникам, считаются очень даже благоприятными.

Существует ещё несколько причин, по которым пост иногда переносится на двадаши, в этом случае такой 12 лунный день называется Махадвадаши (Махадвадаши всего восемь). Особенно загружать не буду) скажу только, что причины связаны с временем восхода солнца и луны, с особенными днями новолуния и полнолуния и с нахождением луны в определённых накшатрах (созвездиях лунного зодиака).

Поэтому, рассчитывать Экадаши самим не так-то просто, лучше пользоваться духовным календарём вашей духовной традиции, тем более, что в разных традициях эти дни иногда не совпадают, кто-то соблюдает пост именно в 11-е лунные дни, не зависимо от того, перекрывает ли Экадаш восход солнца в данном регионе или нет, и др. астрологических причин.

Система постов была дана людям, чтобы они, правильно их соблюдая, живя в мире, могли достичь благ, обычно трудно достижимых. Писания называют Экадаши одной из пяти лодок для тонущего в океане сансары.

Экадаши - это день, когда все чувства сконцентрированы на Одном, обращены к Богу, именно такой день становится настоящим Экадаши. Одиннадцать чувств (пять познающих - слух, осязание, зрение, вкус, обоняние; пять органов деятельности - руки, ноги, речь, анус, гениталии) и ум - со всей искренностью посвящаются Богу (положения солнца и луны в эти дни способствуют этому).

«Эти дни Писания описывают подробно. Каждый день (в зависимости от того, в какой месяц он приходит, в светлую или тёмную половину лунного месяца) имеет своё название и даёт определённые блага. Это и избавление от грехов, достижение райских планет, освобождение предков из ада, долгожданное рождение сына и другие блага. (Из книги «Йога питания. Секреты древних мудрецов»). Книга «Йога питания. Секреты древних мудрецов» в интернет-магазине «Пчела»

Писания аллегорически описывают процессы, которые происходят во время Экадаш. В одном тексте говорится о том, что во время Экадаш в зерновых пребывает существо, являющееся собранием всех человеческих грехов. Также есть описание истории возникновения Экадаши, из которой становится понятна и сила, которую человек может получить, следуя определённым правилам соблюдения этих дней.

Также установлены правила выхода из Экадаш. Не рекомендуется прерывать пост до рассвета. Обычно прерывают пост в течение первой трети дневных часов следующего за Экадаши дня. Чаще всего пост прерывается в течение 2,5 часов после восхода солнца в следующий день после поста. Но тут также есть исключения. Поэтому лучше смотреть время выхода из поста в календаре вашей духовной традиции.

В дни Экадаш во Вселенной происходят определённые процессы, естественно отражающиеся и на человеке. Пост только поможет, он будет их естественным выражением. Писания называют Экадаши святыми днями, любимыми днями Бога. Положение Луны действует на ум так, что легче сконцентрироваться, легче медитировать. Глупо упускать такой шанс, эти благословенные дни очищения:-)

Питание в Экадаши

В основном, в Экадаши рекомендуется полностью воздерживаться от пищи. В Истории о Папа-пуруше и Экадаши, Господь говорит Папапуруше: "Начиная с сегодняшнего дня (Экадаши), тебе предоставляется надёжное убежище в пище (анне) в день наступления Экадаши. И потому любой, кто станет вкушать в этот день, будет вместе с едой наполняться всеми видами греха. Так ты обретёшь защиту даже в такие священные дни, ибо далеко не каждый сможет воздерживаться от еды в Экадаши".

"Анна" на санкр. означает - пища. Варианты перевода - зерновые. Потребности тела нужно свести к минимуму, пост этому поможет. Главное - духовная практика. Так как в наше время, кали юги, люди слабенькие) болезненные, на строгие аскетические подвиги не способные) то многие духовные учителя предлагают своим ученикам в эти дни воздерживаться, в основном, от зерновых и бобовых. Смотрите сами, по своему состоянию, какой вид поста выдержите.

В питании человека зерновые играют важную роль. Но они имеют способность сильно впитывать в себя окружающую энергетику.

В Экадаши рекомендуется воздерживаться от зерновых и бобовых, избегать дурной компании; не рекомендуется есть в незнакомых местах, брать еду у незнакомых людей. Многие в эти дни соблюдают полный пост, кто-то употребляет только воду, кто-то ест только вечером. Блага человек получает и в зависимости от того, как он провёл этот день.

По поводу питания в Экадаши Писания дают такие рекомендации:

"Детям и пожилым людям разрешается в Экадаши вкушать один раз вечером пищу, состоящуюиз молока, плодов и кореньев" (Маркандея-Пурана).

"Если кто-то ещё не достиг восьмидесятилетнего возраста, но тем не менее слаб, и пост для него может оказаться непосильным, тогда такому человеку разрешается вкушать на Экадаши один раз в день. Вечером в день Экадаши разрешается есть тому, кто изнурён болезнью и в чьём теле наблюдается избыток желчи" (Баудхаяна-смрити).

"Восемь вещей не нарушают обет поста, и они суть следующие: вода, корнеплоды, фрукты, хавир (топлёное коровье масло, предложенное Господу), желание брахмана (если по какой-то веской причине священник-брахманпросит вас вкусить пищу), приказ гуру (если гуру велит вам принять пищу) и какое-либо лекарство" (Махабхарата. Удьйога-парва).

"Если человек начал соблюдать пост, но вскоре почувствовал сильное недомогание, он может попросить поститься за себя свою верную жену, послушного сына, сестру или брата. Таким образом его обет-врата будет сохранён" (Вараха-Пурана).

"Тот, кто постится за других, обретает в сто раз большее благо, чем от соблюдения собственного поста-воздержания. Если женщина постится в Экадаши за своего мужа, то, как сама она получает полное благо от поста, так и её муж обретает в сто раз большее благо" (Ваю-Пурана).

Календарь Экадаши 2014

«Сута Госвами сказал: «В году двенадцать месяцев и в каждом месяце два Экадаши. Таким образом, в году 24 Экадаши и в высокосном году ещё два Экадаши. О великие святые, пожалуйста, внимательно слушайте, как я возвещу вам имена этих благоприятных дней:

Утпанна, Мокшада, Сапхала, Путрада, Сат-тила, Джая, Виджая, Амалаки, Папамочани, Камада, Варутхини, Мохини, Апара, Нирджала, Йогини, Падма (Девашаяни), Камика, Путрада, Аджа, Паривартини, Индира, Папанкуша, Рама и Харибодхини (Девоттхани).

Два дополнительных Экадаши в высокосном году называются Падмини и Парама.

О святые, слушающий об этих Экадаши изучит, как правильно соблюдать их. Каждый Экадаши дарит особое благо строго соблюдающему их. Тот, кому физически невозможно поститься в Экадаши, может читать о величии этих дней и повторять имена Экадаши, так он достигнет той же цели, что и полностью соблюдающий обет Экадаши» (ЭКАДАШИ. День Господа Хари. Перевод отдельных частей из Пуран).

Экадаши Январь 2014
11 января - пост ПУТРАДА Экадаши - Экадаши светлой половины месяца пауша (декабрь-январь).
27 января - пост ШАТ-ТИЛА Экадаши (Магха-Кришна) - Экадаши тёмной половины месяца магха (январь-февраль).

Экадаши Февраль 2014
10 февраля - пост ДЖАЯ (Бхаими) Экадаши - Экадаши двух светлых недель месяца магха (январь-февраль).
26 февраля - пост ВИДЖАЯ Экадаши (Пхалгуна-Кришна) - Экадаши двух тёмных недель месяца пхалгуна (20 февраля - 20 марта)

Экадаши Март 2014
12 марта - пост АМАЛАКИ Экадаши (Пхалгуна-Шукла) - Экадаши светлой половины месяца пхалгуна (20 февраля - 20 марта)
27 марта - пост ПАПАМОЧАНИ Экадаши (Чайтра-Кришна) - Экадаши тёмной половины месяца чайтра (март-апрель)

Экадаши Апрель 2014
11 апреля - пост КАМАДА Экадаши (Чайтра-Шукла)- Экадаши светлой половины месяца чайтра (март-апрель)
25 апреля - пост ВАРУТХИНИ Экадаши (Вайшакха-Кришна).- Экадаши тёмной половины месяца вайшакха (апрель-май)

Экадаши Май 2014
10 мая - пост МОХИНИ Экадаши (Вайшакха-Шукла Экадаши) - Экадаши светлой половины месяца вайшакха (апрель-май)
24 мая - пост АПАРА Экадаши (Джйештха-Кришна Экадаши) - Экадаши тёмной половины месяца джйештха (май-июнь)

Экадаши Июнь 2014
9 июня - пост НИРДЖАЛА Экадаши (Джйештха-Шукла Экадаши) - Экадаши светлой половины месяца джйештха (май-июнь)
23 июня - пост ЙОГИНИ Экадаши (Ашадха-Кришна Экадаши) - Экадаши тёмной половины месяца ашадха (июнь-июль)

Экадаши Июль 2014
9 июля - пост Падма (ШАЯНА) Экадаши (Ашадха-Шукла Экадаши или Дева-шаяни Экадаши) - Экадаши светлой половины месяца ашадха (июнь-июль)
22 июля - пост КАМИКА Экадаши (Шравана-Кришна Экадаши) - Экадаши двух тёмных недель месяца шравана (июль-август)

Экадаши Август 2014
7 августа - пост ПУТРАДА (ПАВИТРОПАНИ) Экадаши (Шравана-Шукла Экадаши) - Экадаши двух светлых недель месяца шравана (июль-август)
21 августа - пост АННАДА (Аджая) Экадаши (Шравана-Кришна Экадаши) - Экадаши двух тёмных недель месяца бхадрапада (август-сентябрь)

Экадаши Сентябрь 2014
5 сентября - пост ПАРИВАРТИНИ Экадаши - Экадаши светлой пловины месяца бхадрапада (август-сентябрь)
19 сентября - пост ИНДИРА Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца ашвина (сентябрь-октябрь)

Экадаши Октябрь 2014
5 октября - пост на Пашанкуша Экадаши. Экадаши тёмной половины месяца ашвина (сентябрь-октябрь). Пашанкуша Экадаши - 22-й Экадаши. Говорится, что каждый постящийся в Пашанкуша Экадаши - будь то ребёнок, юноша или старик - освобождается от всех грехов и возможного рождения в аду. Десять поколений его родственников по материнской линии, десять поколений по отцовской линии и десять поколений со стороны жены достигнут освобождения, если он просто соблюдает пост в Экадаши. Таково благословение, которое получает преданный Бога, правильно соблюдая Пашанкуша Экадаши.
19 октября - пост на Рама Экадаши, Экадаши тёмной половины месяца картика (октябрь-ноябрь) Рама Экадаши (Картика-кришна Экадаши) - 23-й Экадаши. Соблюдение поста на Рама Экадаши помогает сохранить семью, приумножить процветание. Так благодаря могуществу Рама Экадаши Шобхана обрёл царство, способное исполнить все желания и даровать вечное счастье, подобно корове Камадхену.

Ноябрь 2014
3 ноября - пост на Харибодхини (Папахарини) Экадаши. Харибодхини (Папахарини) Экадаши - последний, 24-й Экадаши в году. В Писаниях сказано, что грехи ста предыдущих рождений, грехи, приобретённые в детстве, молодости и старости, независимо от того, „сухие" они или „мокрые", уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек с преданностью постится в Харибодхини Экадаши.
18 ноября - пост на Утпанна Экадаши, Экадаши тёмной половины месяца маргаширша (ноябрь-декабрь) - день, когда явилась Экадаши-деви.. Утпанна Экадаши (Маргаширша-кришна Экадаши) - самый I-ый Экадаши. Именно с него Писания советуют новичкам начинать практику соблюдения поста в Экадаши, с приходом зимы в тёмную половину месяца маргаширша (ноябрь-декабрь).

*19 сентября - пост ИНДИРА Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца ашвина (сентябрь-октябрь) Индира Экадаши - 21-й Экадаши.
Если человек постится в Индира Экадаши, все его грехи уничтожаются, а его предки, которые попали в ад, получают освобождение. Так царь Индрасена освободил из царства Ямараджи своего отца.

Экадаши Октябрь 2014
*5 октября - пост на ПАШАНКУША Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца ашвина (сентябрь-октябрь). Пашанкуша Экадаши - 22-й Экадаши. Говорится, что каждый постящийся в Пашанкуша Экадаши - будь то ребёнок, юноша или старик - освобождается от всех грехов и возможного рождения в аду. Десять поколений его родственников по материнской линии, десять поколений по отцовской линии и десять поколений со стороны жены достигнут освобождения, если он просто соблюдает пост в Экадаши. Таково благословение, которое получает преданный Бога, правильно соблюдая Пашанкуша Экадаши.
*19 октября - пост на РАМА Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца картика (октябрь-ноябрь). Рама Экадаши (Картика-кришна Экадаши) - 23-й Экадаши. Соблюдение поста на Рама Экадаши помогает сохранить семью, приумножить процветание. Так благодаря могуществу Рама Экадаши Шобхана обрёл царство, способное исполнить все желания и даровать вечное счастье, подобно корове Камадхену.

Экадаши Ноябрь 2014
*3 ноября - пост на Харибодхини (Папахарини) Экадаши. ХАРИБОДХИНИ (Папахарини) Экадаши - последний, 24-й Экадаши в году. В Писаниях сказано, что грехи ста предыдущих рождений, грехи, приобретённые в детстве, молодости и старости, независимо от того, „сухие" они или „мокрые", уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек с преданностью постится в Харибодхини Экадаши.
*18 ноября - пост на УТПАННА Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца маргаширша (ноябрь-декабрь) - день, когда явилась Экадаши-деви. Утпанна Экадаши (Маргаширша-кришна Экадаши) - самый I-ый Экадаши. Именно с него Писания советуют новичкам начинать практику соблюдения поста в Экадаши, с приходом зимы в тёмную половину месяца маргаширша (ноябрь-декабрь).

Экадаши Декабрь 2014
*2 декабря - пост на МОКШАДА Экадаши - Экадаши светлой половины месяца маргаширша (ноябрь-декабрь). Мокшада Экадаши (Маргаширша-шукла Экадаши) - 2-ой Экадаши. Соблюдение поста в Мокшада Экадаши поможет освободить предков, матерей, сыновей и других родственников, попавших в ад, и даст им возможность войти в рай. Также говорится, что тот, кто соблюдает пост в этот кристально-чистый и безгрешный день, который подобен чинтамани (драгоценному камню, исполняющему все желания), получит особое, трудно оценимое благо. Этот день может поднять на небесные планеты и дальше к совершенному освобождению.
*18 декабря - пост на САПХАЛА Экадаши - Экадаши тёмной половины месяца пауша (декабрь-январь). Сапхала Экадаши (Пауши-Кришна экадаши) - 3-й Экадаши. Соблюдение поста в этот Экадаши помогает вернуть благосостояние, высокое положение, потерянное в результате греховных действий (как стал чистым преданным Бога и вернул себе царство грешный царевич Лумпака).

Всем духовным искателям успешных Экадаш!

Чтобы понять почему мы постимся в Экадаши, мы должны вспомнить что Экадаши это не только 11-е Лунные сутки управляемые Господом Шивой – хранителем Вселенной и разрушителем невежества, Экадаши это также сутки которые почитаются Господом Вишну и всеми Богами как день которому был дан особый статус Самим Господом Вишну.Как это было, описанно в Брахма Ваиварта Пуране:
Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура . Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру, царя небес; Вивасвана, Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю, бога ветра и Агни, бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. Тогда Господь Индра пришёл к Господу Шиве и сказал: «Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?»
Господь Шива ответил: «О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он — Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему».
Господь Кришна продолжал: «О Арджуна, завоеватель богатства, выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ. Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: «О Верховная личность Бога, склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о Враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у тебя. О Джаганнатха, Ты, творящий всё и создатель всего. Ты мать и отец всей вселенной. Ты создаёшь, поддерживаешь и разрушаешь всё. Ты высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести им мир. Только Ты являешься землёй, небом и всеобщим благодетелем.
Ты Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты – бог солнца, луны и огня. Ты очищенное масло, жертвоприношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы; Ты сама жертва, приносящий жертву и наслаждающийся её результатами, «Верховная Личность Бога. Ничто в этих трёх мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты защитник предавшихся Тебе. О Высший мистик, о убежище страшащихся, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишённые своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете».
Господь Кришна продолжил: «Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну ответил: «Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живёт? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся».
Господь Индра сказал: «О Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга . Он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура . Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы, бога смерти; Вайю, бога ветра; Иши — Господа Шивы; Сомы, бога луны; Найррити, бога направлений и Паши-Варуны, бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам».
Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: «О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати». Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати.
Увидев полубогов, Мура , главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Мощно вооружённые демоны кололи полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотни демонов погибли от руки Господа.
В конце концов с Господом стал сражаться Мура , глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия как прикосновение цветов. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия — метательным и тем, которое держат — Он стал сражаться голыми руками, столь же твёрдыми, как обитые железом палицы.
Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав, отправился в Бадарикашрам. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех Йогов. Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати. О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. От страха, а также чтобы поспать, Я зашел туда. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: «Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов».
Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой, Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении. Царь демонов сказал: «Кто создал эту гневную, грозную девушку, так мощно, подобно удару молнии, сражающуюся со мной?» Сказав это, демон продолжил сражаться.
Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила всё оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но, увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.
Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление. Господь Вселенной сказал: «Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?»
Девушка ответила: «Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я — Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?»
Всевышний Господь сказал: «О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это».
Девушка сказала: «О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.
Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень.
Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений.
Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь. О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение».

Всевышний Господь сказал: «О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители.
Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны , тебя будут звать Экадаши . Если кто-то постится в Экадаши , Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель»

Цель астрологического вайшнавского календаря
Ведические писания говорят, что всё происходящее с нами, приходит либо по законам кармы (а значит мы сами это заслужили своими прошлыми поступками), либо по милости Любящего Господа (то есть является подарком, даже если мы в какой-то момент и не понимаем, в чём именно заключается подарок и милость). Если мы начинаем доверять Господу, то кармические последствия действуют гораздо слабее и какбыподталкивая наск Богу. Тогда жизнь превращается в удивительное приключение, где мы всегда рядом с нашим Любящим Отцом. И тогда все новые события, независимо от их окраски, помогут задействовать нашу энергию для духовного прогресса в жизни.

В каких же случаях соблюдение поста экадаши переносится на следующий день (двадаши)? Итак, экадаши соблюдают в соответствии с солнечными сутками, на которые выпадают определённые лунные сутки. Лунные сутки на всей нашей планете начинаются одновременно (так как угловое расстояние между луной и солнцем считается относительно всей земли), но по солнечному календарю - не обязательно везде в один и тот же день. Солнечные сутки определяются движением солнца, они протекают от рассвета одного дня до рассвета следующего дня. Но так как лунные сутки с солнечными чаще всего не совпадают и для разных регионов начинаются в разное время, то существует правило сопоставления этих суток. Лунные сутки, которые идут в момент восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. Например, если сегодня в момент восхода солнца уже идёт 11 или 26 лунный день (экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) называются экадаши, даже если после восхода солнца этот 11 или 26 лунный день будет длиться всего лишь несколько минут. Но если определённые лунные сутки начались уже после восхода солнца, то соблюдение обетов переносится на следующий день.
Для соблюдения обетов экадаши считается благоприятным тот 11 или 26 лунный день, который начался до брахма-мухурты (арунодая), то есть минимум за 96 минут до восхода солнца. Если же 11 или 26 лунный день начинается во время брахма-мухурты или уже после восхода солнца, то пост рекомендуется соблюдать не в этот день, а на следующий, уже в двадаши (12 или 27 лунный день).
Существует ещё несколько причин, которые встречаются реже, и по которым пост переносится на двадаши, в этом случае такой 12 или 27 лунный день называется махадвадаши. Эти причины связаны с временем восхода солнца и луны, с особенными днями новолуния и полнолуния, и с нахождением луны в определённых созвездиях лунного зодиака. Всего таких вариантов махадвадаши восемь. В разных традициях эти дни иногда не совпадают, кто-то соблюдает пост именно в 11 или 26 лунные дни, не зависимо от того, перекрывает ли экадаши восход солнца в данном регионе или нет, и независимо от других астрологических причин.

Существует несколько официальных версий ведического календаря Гаурабда — GCal — официальной версии вайшнавского календаря GBC ISKCON, разработанной Гопалаприей дасом из города Братиславы в Словакии, и программа Vaisnava-Reminder, разработанной Олегом Демченко. Географические координаты городов и данные о часовых поясах для расчётов взяты из Википедии.
Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и пить, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовых, и желательно - один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов
В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов Кришна говорит Арджуне , что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту - получит половину.
Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации , и не болтать много. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых, также следует избегать шпината , мёда , баклажанов , асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль , допустимы), а также принятия пищи в чужих домах.
Согласно ведическим писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьёзной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.
Время начала и конца экадаши имеет принципиальное значение и зависит от часового пояса конкретного региона. То есть время соблюдения экадаши в Дели, Нью-Йорке и в Москве может отличаться даже на сутки. Для того чтобы определить точное время входа и выхода из экадаши, астрологи рассчитывают календарь для конкретных регионов. После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в определённый период после восхода солнца на следующий день. Если экадаши прерывается после этого времени, он считается не соблюдённым. Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день - двадаши - и прервать пост на третий день - трайодаши. Для прерывания экадаши достаточно принять любое зерно.

Божества-управители Лунных дней
Лунные Сутки Божество-управитель
—————— ————————
Пратипад (1 и 16) Брахман
Двитйа (2 и 17) Видхатри
Тритйа (3 и 18) Вишну
Чатуртхи (4 и 19) Йама
Панчами (5 и 20) Чандра
Шаштхи (6 и 21) Субрахманйа (Картикейа)
Саптами (7 и 22) Индра
Аштами (8 и 23) Васу
Навами (9 и 24) Змея
Дашами (10 и 25) Дхарма
Экадаши (11 и 26) Рудра (Шива)
Двадаши (12 и 27) Адитйа (Сурйа)
Трайодаши (13 и 28) Манматха (купидон)
Чатурдаши (14 и 29) Кали
Пурнима (15) Вишвэ-Дэва
Амавасйа (30) Манес
Переход от одного Лунного дня к следующему происходит из-за изменения углового расстояния между Луною и Солнцем.

Номер
п/п
Фаза Лунные Сутки
Название / номер
Угол между
Луною и
Солнцем
в градусах
от до
1 Луна растет.
Шукла-Пакша
[яркая половина лунного месяца]
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
увеличивается
Пратипад 1 0 12
2 Двитйа 2 12 24
3 Тритйа 3 24 36
4 Чатуртхи 4 36 48
5 Панчами 5 48 60
6 Шаштхи 6 60 72
7 Саптами 7 72 84
8 Аштами 8 84 96
9 Навами 9 96 108
10 Дашами 10 108 120
11 Экадаши 11 120 132
12 Двадаши 12 132 144
13 Трайодаши 13 144 156
14 Чатурдаши 14 156 168
15 Пурнима Полнолуние 168 180
16 Луна убывает
Кришна-Пакша
[темная половина лунного месяца]
— Чандра
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
уменьшается
Пратипад 1 180 168
17 Двитйа 2 168 156
18 Тритйа 3 156 144
19 Чатуртхи 4 144 132
20 Панчами 5 132 120
21 Шаштхи 6 120 108
22 Саптами 7 108 96
23 Аштами 8 96 84
24 Навами 9 84 72
25 Дашами 10 72 60
26 Экадаши 11 60 48
27 Двадаши 12 48 36
28 Трайодаши 13 36 24
29 Чатурдаши 14 24 12
30 Амавашйа Новолуние 12 0

Все лунные сутки делятся на пять групп — Нанда, Бхадра, Джайа, Рикта, Пурна:
Они влияют и на рождение личности в этот день и на состояние ума в данный день…

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or to inform us.

,

Мы говорим о празднике Экадаши. В этот день мы обязательно заботимся, чтобы на кухне зерновые ни в коем случае не смешались с не-зерновыми продуктами. Иногда даже держим два набора соли, чтобы с набором соли для Экадаши никогда не соприкасались какие-либо зерновые.

Этот день — замечательный день, чтобы сосредоточить свое внимание на служении Шри Хари, Кришне, на служении Гуру, на служении всем нашим учителям. Мы стараемся упростить свою жизнь - в особенности в этот день; упростить ее для того, чтобы у нас было больше возможностей помнить о Господе.

Это хороший день, чтобы воздерживаться от совершения любых материалистичных поступков, от занятий любыми мирскими, обыденными делами. Слушать музыку, смотреть кино лучше в другой день. Мы стараемся в этот день больше повторять [Святое Имя], больше читать [священные писания], больше общаться с преданными и оставаться в храме, и также стараемся в этот день избегать приема любой пищи, приготовленной вне храма, вне общества преданных. И если кто-то готовит в этот день, нужно быть осторожным и внимательным, читать список ингредиентов на продуктах.

Чтобы дать краткий обзор истории сегодняшнего дня, т. е. Экадаши, расскажем немного. Мы знаем, что в этот день Экадаши - грех собственной персоной - входит в зерна. В «Падма-пуране» сказано, что набить полный рот зерна на Экадаши - равнозначно греху убийства миллионов брахманов. Очень экстремально. Мы знаем, что когда происходило творение вселенной - средних, высших и низших уровней вселенной, - то также был сотворен и грех, грех собственной персоной - папа-пуруша. И этот сотворенный грех, папа-пуруша, был создан для того, чтобы наказывать грешников, т. е. существ, которые совершают грехи. Он был очень ужасен, каждая часть его тела была сотворена из определенного греха. Глаза, уши, нос, волосы, руки, ноги, все части его тела были сотворены из тех или иных грехов. Он был черного цвета, а глаза желтые, вид очень страшный.

Но жизнь продолжалась, и в один прекрасный день Вишну пришел к Ямараджу. Ямарадж приветствовал Вишну с великим почтением, омыл Его стопы, усадил на золотой трон. И тут до слуха Вишну донеслись ужасные вопли, крики, которые раздавались откуда-то с вселенского южного направления, т. е. снизу. Он спросил Ямараджа: «Что это за ужасные звуки?» И Ямарадж отвечал: «Это обитатели адских планет отбывают наказание, страдают за свои совершенные грехи». И тогда Вишну отправился на эти адские планеты и пришел к тем самым людям, которые страдали в агонии от своих же грехов. Вишну почувствовал большое сострадание, желание помочь им. И тогда из Его собственного тела была рождена Экадаши - олицетворение этого лунного дня. И Вишну сказал всем: «Соблюдайте этот день Экадаши. Тогда вы освободитесь от всех последствий ваших грехов и отправитесь на Вайкунтху».

А папа-пуруша очень испугался Экадаши. Грех собственной персоной был в ужасе от Экадаши. И он постоянно прятался от Экадаши. Экадаши - это она, женского рода. Он постоянно прятался от нее и чувствовал: «Ну ведь Господь создал же меня не просто так?! А теперь получается, что мне совсем не осталось места». И так, плача о своей судьбе, он отправился к Вишну, прося Его о сострадании. И он рассказал Вишну: «Что теперь мне? У меня не осталось прибежища, повсюду Экадаши Деви и мне негде спастись от нее. Все живые существа отправляются на Вайкунтху, а мне нечего делать, я остался безработным. Пожалуйста, спаси меня». И тогда Господь милостиво разрешил: «Хорошо в день Экадаши ты можешь жить в зернах. В этот день находись там». Такова история в двух словах. Это история, как ее рассказывает «Падма-пурана».

Есть и другая версия этой истории из неких других источников, которую я где-то слышала, но Гаудия Матх, Сарасвати Тхакур и его последователи всегда представляют именно эту версию истории. Я хотела просто напомнить об этой истории вам всем, чтобы помочь осознать важность этого дня, важность следования ему, чтобы в дальнейшем вы внимательно соблюдали его.

Когда Гауранга Махапрабху оставлял дом, готовый принять санньясу, в эту ночь мать Шачи стояла в дверях дома, окаменев, словно статуя. Она догадалась, почувствовала, что Господь оставляет дом, поэтому некий инстинкт заставил ее подняться в столь ранний час, и она стояла у дверей, когда Нимай уходил. Уходя, Он сказал ей: «Пожалуйста, мама, Я хочу попросить тебя об одном - пожалуйста, соблюдай Экадаши». Это была Его единственная просьба к Своей матери.

А в «Гарга-самхите» есть история, как однажды гопи пришли к Шримати Радхарани. Они спросили: «Как мы можем обрести преданность Кришне, подобную Твоей? Как мы можем стать настоящими преданными Кришны?» И Она ответила: «Следуйте Экадаши». Поэтому на самом деле у нас нет отговорок.

Гурудев говорил: «Да в чем проблема! Съешьте пять килограмм картошки, если это необходимо». Есть так много не-зерновых видов пищи - это орехи, различные молочные продукты, корнеплоды, картошка. Так много видов пищи, которую можно в этот день есть, но многие [виды пищи] в этот день есть нельзя. И здесь, в России, у вас много-много гречки. И мне это очень нравится, потому что я люблю гречку. Каждый год Притху даже отправлял мне в Индию много килограмм гречки. Когда группа русских преданных отправляется в паломничество на Гаура-пурниму каждый год - приезжает обычно большая группа: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят человек, - и каждый, приходя ко мне, начинает распаковывать свою сумку и достает гречку, отдает мне, и так у меня получается целая гора гречки на Гаура-пурниму.

Но необходимо промывать ее. Не знаю, вы на кухне промываете гречку или нет? Вы же не знаете, к чему прикасалась эта гречка, или что соприкасалось с этой гречкой на фабрике до этого. Поэтому любые виды зерновых и гречку необходимо всегда промывать. Гречка - это цветок, как говорят биологи. Поэтому нам дозволяется есть гречку на Экадаши и многие другие продукты.

Столько я раз я видела своих духовных братьев, сестер, которые не следовали Экадаши, думая: «Это не в моих силах». И говорили мне: «Но ведь главное - это любовь и преданность». Особенно в одной части мира многие преданные думают: «Главное, просто любить Гурудева, и ты свободен от всего, ты в полном порядке. Главное, просто испытывай любовь». Но мы не преданные рага-марги. Мы поклоняемся пути рага-марги, преклоняемся перед ним, держа его как высший идеал над нашей головой. Но сами при этом понимаем необходимость следования правилам и предписаниям для нашего же блага. Ведь все эти правила и предписания предназначены для того, чтобы нам же стало лучше. И поэтому мы следуем им очень внимательно, тщательно. Есть ли у кого-нибудь какие-нибудь вопросы?

Алакананда Деви Даси: А если кто-то оказывается в дороге? Например, сегодня мы отправляемся в дорогу и нам необходимо почти сутки провести в пути. Есть ли какие-нибудь особые советы или предписания для соблюдения Экадаши в пути?

Бхакти Лалита Деви Даси: Я на вашем месте отправилась бы сейчас на кухню и там набрала бы гречки, отварила бы картошки, собрала бы все это в набор для пикника, включая и удобное покрывало, а затем, отправившись в путь, когда наступит голод, можно остановиться рядом с дорогой, найти приятное место и устроить там пикник на обочине в стиле Экадаши.

Но я думаю, главное здесь - это быть внимательным, когда готовишь что-либо, и обращать внимание на календарь, чтобы новость об Экадаши не застигала вас во время поедания утреннего бутерброда. Поэтому обращайте внимание на календарь. Я знаю, что многие используют iCal и другие программы для календарей на компьютерах Mac, на других компьютерах. Можете поставить себе специальные оповещения, чтобы за день до этого звучал будильник. Старайтесь думать на ход вперед.

Алакананда Деви Даси: Я еще слышала, что в целом не хорошо начинать путешествие в Экадаши, что лучше подождать следующего дня и тогда уже отправляться в путешествие.

Бхакти Лалита Деви Даси: Это было бы очень здорово, если бы вы остались еще на день. Но если вы путешествуете много, то практически невозможно избежать путешествия на Экадаши. В целом, не плохо избегать путешествия на Экадаши, но если вы путешествуете много, это просто невозможно. Просто будьте готовы и возьмите с собой прасад, анукалпу. Это не так сложно. Я всегда путешествую, и на Экадаши тоже. И я всегда беру с собой прасад, обычно преданные готовят что-то, и таким образом я всегда соблюдаю Экадаши, и это не создает для меня особых трудностей.

Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупад соглашался на особые условия для некоторых из ключевых своих проповедников, главных проповедников Гаудия Матха. Он хотел подчеркнуть, что самое главное для них - это проповедь, а все остальное, если в этом есть необходимость, можно подстроить под это. И поэтому для них, для проповедников, могли предоставить даже зерновую пищу в этот день, если они в этом нуждались. Он утверждал, что служение важнее, чем Экадаши.

Но мы не хотим воспользоваться этим как предлогом или превратно это понять и начать нарушать Экадаши. Ум всегда пытается оправдать [нежелание строго следовать ограничениям]: «Но ведь Сарасвати Тхакур разрешал проповедникам принимать зерновые на Экадаши. Ну и я сегодня буду проповедовать, я пару книжек на улице раздам». Нам следует соблюдать осторожность и не применять к себе те уступки, которые были сделаны в прошлом.

Дети тоже могут соблюдать Экадаши - это не так трудно.

Когда в этот день, в Экадаши, делаются подношения для Божеств, которые могут включать в себя и зерновые, то отделяйте зерновые подношения, сделанные Божествам, на отдельные тарелки. Не смешивайте их на одной тарелке, отставьте то, что содержит зерновые, на отдельную тарелку и приберегите на следующий день. Они не должны соприкасаться друг с другом.

Когда я служила секретарем Шрилы Гурудева, мы получили, наверное, сотни вопросов о технических подробностях следования Экадаши. И Гурудев очень терпеливо отвечал на многие из них. Иногда преданные спрашивали: «А как же морковка? Она оранжевая, а мы слышали, что на Экадаши нельзя ни красного, ни оранжевого». И когда не него нажимали снова и снова, Гурудев наконец ответил: «Ладно, морковка не виновата. Морковка не сделала ничего плохого». Но определенные овощи не рекомендованы в этот день - помидоры, баклажаны. По сути, все, в чем есть семена, зерна, не разрешается. Чили также. Единственные специи, которые мы используем в этот день, - это имбирь, соль и перец. Иногда в Индии вы можете заметить, что на Экадаши в пищу еще добавляют немножко кумина, но это потому, что они жизни не представляют себе без кумина. Однако это не вполне идеально. И я слышала, что преданные ИСККОН готовят иногда на Экадаши блюда из кинвы. Пшено иногда готовят, говоря, что оно не зерно. Но мы этого не едим.

Есть много разных альтернативных форм зерновых. Иногда люди думают, что, если они выглядят иначе, то можно их кушать. Но мы остерегаемся всех видов зерновых.

В Калифорнии, в нашем храме на каждый Экадаши и день поста, подобный Экадаши, устраивают большой пир. В особенности, на Кришна-джанмаштами, на Нрисимха-чатурдаши, на Гаура-пурниму. И Гурудев не возражал против этого. Он просто удивлялся: «У вас не экадашный пост, а экадашный пир». Он понимал, что мы люди западного мира, и никогда не пытался заставить нас следовать индийским, ведическим стандартам. Иногда преданные в панике спрашивали Гурудева: «А как же вот это? А как же это?» Задавали тысячи вопросов, и Гурудев в конце концов уступал и говорил: «Ладно, лишь бы зерновые не торчали из вашей еды». Ну, знаете, росток зерновых чтоб не торчал, чтобы зерна не торчали во все стороны.

Мы знаем, что иногда преданные не понимали шуток Гурудева. Например, одна преданная в Австралии, у нее много детей. У нее родился седьмой ребенок, и она попросила Гурудева дать ему имя. И Гурудев в шутку сказал: «У вас седьмой родился? У вас десять будет». И она приняла это как серьезное наставление: «О Боже мой! Гурудев сказал - значит, нужно десять». Сейчас она беременная и ждет десятого ребенка. Каждый раз встречая ее, я напоминаю ей - он просто пошутил. Я не могу себе представить, что это такое - десять детей. В прошлый раз, когда я была в Австралии, я заезжала к ней в гости, останавливалась у нее дома. Мы хотели сделать семейное фото, чтобы все ее дети были на одной фотографии. И у нас ушло три часа, чтобы собрать всех детей в одном месте, чтобы они не корчили рожи, чтобы они никуда не убегали, чтобы они не шалили, чтобы все прилично выглядели на фотографии. Один убегает - его ловят, другой начинает убегать - его возвращают, третий начинает корчить ужасные рожи. И я все еще жду, чтобы эта преданная - ее зовут Сумангала, прислала мне эту фотографию. Она так занята, что у нее просто нет на это времени. Уже восемь месяцев жду.

Нам нужно понимать, когда Гуру шутит, когда он говорит какие-то вещи в определенном контексте. Нужно понимать это, поскольку слишком уж легко наш ум пытается просто воспользоваться чем-то и оправдать все что угодно. Не все понимали чувство юмора Гурудева. Но мы знаем, что Шрила Гурудев был трансцендентным юмористом, об этом писал ему еще Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очень часто Гурудев шутил, а преданные не понимали, что это шутка. Что мы можем сделать в такой ситуации, так это обратиться к более опытным, к более старшим вайшнавам, которые занимают более надежное положение. Они смогут нам объяснить, шутил ли Гурудев или говорил серьезно, и как именно нам применить его слова к нашей жизни. Есть ли еще вопрос? Может быть, один…

Притху Дас Брахмачари: [не разборчиво: что-то о том, как объяснять людям значение Экадаши, людям, которые приходят в храм в этот день, но не соблюдают Экадаши, и как кормить их.].

Бхакти Лалита Деви Даси: Это наша храмовая система. Мы так делаем в Индии: раздаем зерновую пищу таким людям. Тарелка с маха-прасадом, предложенным Божествам, хранится отдельно, иногда даже под замком. Но можно открывать и раздавать - в частности, гостям.

Вопрос из зала: [на английском, неразборчиво].

Бхакти Лалита Деви Даси: В три дня в году, на эти праздники - на Кришна-джанмаштами, когда мы постимся до полуночи, на Нрисимха-чатурдаши, когда мы постимся до сумерек, и на Гаура-пурниму, когда мы постимся до восхода луны. В эти дни мы весь день постимся, а затем принимаем так называемую анукалпу, т. е. пищу, которую можно принимать на Экадаши. Может быть, есть еще четвертый [праздник], когда мы постимся на зерновые? Или, может быть, только эти три в году? Наверное, только три. Так или иначе, в эти дни года, которые указаны в нашем календаре, мы следуем в точности как Экадаши, т. е. [применяем] те же самые ограничения на специи, те же самые ограничения на зерновые.

Мы следуем, насколько это в наших силах, и сколь много блага мы получаем, мы сами не в силах представить. Не то, что мы следуем Экадаши по расчету. Но в то же время мы хотим избежать ненужных страданий и не совершать ненужные оскорбления. Кроме того, соблюдать Экадаши - это указание Гурудева, это указание Махапрабху Шачи Деви, это наставления Шримати Радхарани всем гопи.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас

Транскрипцию выполнил: Канай Лал Дас

Экадаши (санскр. – «одиннадцать») – одиннадцатый день (титхи ) после каждого новолуния или полнолуния лунного месяца. Дни экадаши считаются особенно благоприятными для совершения обетов, занятий целенаправленной и целесообразной деятельностью -духовной практикой. Под духовной практикой понимается личностное, индивидуальное совершенствование. В дни экадаши отказываются от всякого рода зерновых продуктов.

Пояснение значения дней экадаши

В 11-й день лунного месяца держащие экадаши отказывают себе в бобовых и зерновых продуктах, посвящают себя единению с собой, духовной практике. Дни экадаши помогают очиститься по трем уровням:

  • Физический – процесс развития определенных функциональных возможностей организма человека;
  • Ментальный – уровень интеллектуального развитие, также понимается, как развитие рационального мышления, логического и восприимчивости окружающего мира;
  • Духовный – степень развитого восприятия.
  • Именно на протяжении всей жизни человек способен развиваться в трех направлениях, чтобы понять, для чего он прибыл в этот мир. Духовное развитие – залог успешной и счастливой жизни, залог понятия и осознания бытия, окружающего пространства, залог осознания прекрасного в единении с самим собой.

    Экадаши способствует улучшению постящихся и излечиванию многих болезней. Дни поста происходят 2 раза в месяц, воздерживаясь от употребления в еду зернобобовых культур.

    Экадаши – это духовная церемония, следуя которой, человек способен очиститься и духовно возвыситься, она способствует единению с Богом, освобождению из цикла рождения и смерти, в мирах, которые ограничены кармой. Экадаши называют «лучшей возможностью», т.к. может привести к освобождению из цикла сансары.

    История возникновения экадаши

    В «Падма-пуране» описано, как Вишну, проявив лунную богиню дня экадаши из самого себя, способствовал достижению духовного мира. Богиня лунного дня была создана с целью освобождения живых существ от плохой кармы и таки образом достигать духовного мира Вайкунтхи. Вишну дал возможность олицетворенному греху Папапуруше спрятаться от силы и могущества экадаши в зерновых культурах. И по сей день считается, что почитание экадаши помогает восстановить силы и избавиться от грехов. Но те, кто все же принимает в пищу зернобобовые культуры – обрекают себя на грех.

    Как правильно соблюдать экадаши?

    Самый сильный эффект экадаши способен дать живому существу, если полностью воздержаться от еды и питья. Допускается поедание пищи 1 раз после полудня. Такая пища называется «накта» (ужин) и она может состоять из:

  • корнеплоды (кроме свеклы);
  • молочные продукты;
  • сахар;
  • фрукты;
  • орехи;
  • вода;
  • овощи (кроме грибов).
  • Помимо зерновобобовых следует не принимать пищу в чужих домах и избегать следующие продукты:

  • шпинат;
  • баклажаны;
  • асафетида;
  • морская соль (другие виды соли допустимы).
  • Таинство заключается в том, что следуют пить и питаться не больше одного раза. Кришна говорит Арджуне: «Награду полностью получит лишь тот, кто полностью соблюдает пост в экадаши , кто есть накту – наполовину» .

    Для получения духовного благополучия, необходимо сократить ряд деяний:

  • не спать в дневное время;
  • избегать прикосновения к женщине во время ее менструального цикла;
  • избегать бритья;
  • избегать растирания маслом;
  • избегать употребления орехов бетеля;
  • избегать принятия пищи из бронзовой посудины;
  • сократить общение с пьяницами, ткачами и прачками.
  • Исходя из указаний в древних писаниях, даже дети, которым старше 5 лет, обязаны соблюдать пост экадаши . Для тех людей, которые в силу старческой слабости или немощности, а также тяжелой болезни физически и морально не способны держать пост, предписано жертвовать что-либо духовному человеку, либо можно просто слушать или читать о значении каждого экадаши , которая рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста экадаши .

    В зависимости от часового пояса и региона, экадаши имеет определенное конкретное время начала и время конца. Время соблюдения экадаши в Дели, Москве и в Вашингтоне может отличаться вплоть до суток. Существуют специальные календари, которые отслеживают сроки поста. Также, астрологи очень тщательно высчитывают дату начала поста для каждого конкретного региона.

    После дня экадаши необходимо на следующий день на восходе солнца прервать свой пост. Если сделать это позже, то пост не будет считаться соблюденным. Если пост был случайно не соблюден, то можно начать его на следующий день – двадаши, а завершить на третий – трайодаши. Для завершения поста необходимо принять любое зерно, т.е. то, что запрещается употреблять в пищу в экадаши .

    Если в лунном календаре экадаши совпадает с десятым лунным днем (даши ), то нет необходимости ограничивать себя постом, а если он совпадает с двенадцатым лунным днем (двадаши ), то такой экадаши принято считать самым «чистым» (махадвадаши ) и пост желательно соблюдать в строгом соответствии.

    Блага за соблюдение экадаши

  • В ведических писаниях указано, что тот, кто дает милостыню или пожертвование в первый лунный день при полной луне, будет вознагражден в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования. Тот же, кто подает милостыню в день равноденствия (санкранти ), получает вознаграждение в 400 000 раз больше результата. А соблюдая пост экадаши , можно получать этих же благ вместе взятых.
  • Пост в день экадаши дает такой же сильный результат, как паломничество на святую землю Курукшетры во время одного из затмений: солнечного или лунного.
  • Постящийся в экадаши , достигает блага, в 100 раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи.
  • Постящийся хоть раз в экадаши , заслуживает такого же блага, как и кормящий 1 000 нищих людей каждый день на протяжении 60 000 лет.
  • Постящийся хоть раз в экадаши , получает благо в 10 раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, которые превосходно знают Ведические писания. Следует заметить, что человек, который накормил одного брахмачари, получает в 10 раз больше, чем если бы он накормил в своем доме 10 хороших брахманов. Но тот, кто дарит землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше от выдачи чистой и невинной девушки замуж за порядочного молодого человека. Но в 10 раз более благоприятнее этого – правильное воспитание детей и наставлении их на путь дузовный, без ожидания какой-либо награды за результат. А давать хлеб голодающему – в 10 раз лучше этого. Благо, даруемое тому, кто соблюдает пост экадаши , несравнимо ни с чем.

    Список экадаши

    В приведенной ниже таблице представлен список всех экадаши в году, на который они выпадают:

    Экадаши Индийской месяц Месяц по Юлианскому календарю
    Сапхала экадаши Пауша кришна-пакша декабрь-январь
    Путрада экадаши Пауша шукла-пакша декабрь-январь
    Шат-тила экадаши Магха кришна-пакша январь-февраль
    Бхайми экадаши Магха шукла-пакша январь-февраль
    Вайкунтха экадаши Пхалгун кришна-пакша февраль-март
    Амалаки экадаши Пхалгун шукла-пакша февраль-март
    Папамочани экадаши Чайтра кришна-пакша март-апрель
    Камада экадаши Чайтра шукла-пакша март-апрель
    Варутхини экадаши Вайшакх кришна-пакша апрель-май
    Мохини экадаши Вайшакх шукла-пакша апрель-май
    Апара экадаши Джьештха кришна-пакша май-июнь
    Пандава экадаши Джьештха шукла-пакша май-июнь
    Йогини экадаши Ашад кришна-пакша июнь-июль
    Шаяни экадаши Ашад шукла-пакша июнь-июль
    Камика экадаши Шраван кришна-пакша июль-август
    Павитропана экадаши Шраван шукла-пакша июль-август
    Ананда экадаши Бхадрапад кришна-пакша август-сентябрь
    Паршва экадаши Бхадрапад шукла-пакша август-сентябрь
    Индира экадаши Ашвин кришна-пакша сентябрь-октябрь
    Падмини экадаши Пурушоттам шукла-пакша
    Парама экадаши Пурушоттам кришна-пакша
    Пашанкуша экадаши Ашвин шукла-пакша сентябрь-октябрь