С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.
История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.
Сказка и ее жанровые разновидности
Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:
1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо человеческого качества. Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.
2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.
3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных сказках герою помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.
4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.
Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.
Структура сказки
Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.
Такова структура обыкновенной истории.
Немного о зачине
Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".
Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:
1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.
2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".
Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.
Зачины в русских сказках
Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.
Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.
Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.
Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.
Оказывается, чем лучше человек знаком со значением этого понятия, тем большего успеха сможет добиться во многих сферах жизни.
Общее понятие зачина
Под зачином в узком и наиболее привычном для большинства людей смысле подразумевается начало литературного произведения , его короткое, состоящее из нескольких слов, вступление .
Произведения устного народного творчества, к которым относятся такие жанры, как сказки, былины и многие другие, обычно имеют определенное начало - устоявшуюся словесную формулу. Эта традиционная фраза обязательно должна быть связана с ведущимся в произведении повествованием. Именно связь с сюжетом отличает зачин от присказки, прибаутки, запева, с которыми его часто путают, но которые ни хронологически, ни географически не могут быть связаны с сюжетом.
В поэзии можно встретить некое подобие зачина, который в литературе принято называть искусственным, или запевом - это более широкий смысл для данного понятия. Он присутствует в стилизованных авторами народных песнях, в виде вступления или традиционно повторяющихся формул.
Цели и функции зачина
Функции зачина напоминают экспозицию, встречающуюся в художественных произведениях: она призвана заранее познакомить читателя с персонажами, немного подготовить его к восприятию сюжета, указать на время, обстоятельство и место происходящего события. Точно так же обстоит дело с зачином, только в более традиционных и отработанных формах.
Его основными целями являются:
- Привлечение внимания читателей и слушателей к произведению (выступлению);
- Установка контакта с читателями (слушателями);
- Эмоциональная подготовка к восприятию читаемой (слышимой) информации.
Зачин в рекламе
Подготавливая рекламу товара или услуги, специалист проделывает нелегкую работу для того, чтобы представить клиенту исчерпывающую информацию в лаконичном объеме. Изучив все имеющиеся материалы, он приступает ко второму этапу работы - составлению текста-обращения. Такая рекламная статья имеет давно устоявшуюся композицию, принятую в качестве стандарта.
Заголовок, слоган (привлекающая внимание фраза), зачин, основная часть сообщения, реквизиты (справки о месте нахождения организации, телефоны для связи и прочее), эхо-фраза.
Каждый составляющий композиции несет определенную нагрузку и представляет большое значение для рекламного текста, но вот использование зачина считается необязательным. Зачин в рекламе - это начало текста, очень коротко объясняющее заголовок и лаконично вводящее в курс дела. Обычно здесь образуется связка, в которой повествуется волнительная для конкретной группы клиентов проблема.
Зачин как ораторский прием
После выхода на сцену и стандартного приветствия многие ораторы переходят непосредственно к сути дела. Другие предпочитают разогреть аудиторию для того, чтобы она наверняка стала готовой для восприятия важной информации. Переход к основной идее лучше делать интересным, ярким, остроумным. В противном случае его присутствие окажется неуместным.
Именно переход, или другими словами - разогрев - в ораторстве принято считать зачином. Это именно те фразы, с которых вы начинаете свое выступление, вводите публику в курс дела. Они нужны для того, чтобы задержать заинтересованное внимание слушающих вас людей и установить с ними тесный контакт.
Удачно подобранный зачин - это гарантия внимательности слушателей к вашей речи.
Именно ораторский зачин становится тесным спутником современных людей в жизни. Выступление на родительском собрании, участие в конференции, совещании, пропаганда личных взглядов, выступление на концерте или корпоративном вечере - везде, где требуется составить грамотную речь, сложно обойтись без зачина.
Способы применения зачина в ораторстве
- Оригинальная цитата - отличный способ начать выступление. Единственное условие - соответствие цитаты теме, которой посвящено высказывание.
- Наглядное пособие параллельно с произнесением сути представляемого на выступлении материала с большим эффектом привлекут внимание публики и значительно улучшат качество восприятия информации.
- Комплимент, предназначающийся аудитории, формирует позитивный настрой и разряжает атмосферу. Лучше всего подчеркнуть стремление слушателей совершенствованию и саморазвитию.
- Анекдот или шутка (в мягкой форме), если будут уместны и впишутся в планируемую тему, не только разрядят обстановку и внесут нотку позитива, но и помогут выступающему надолго задержать внимание публики.
- Стать ближе к собравшимся, сломать барьеры восприятия и показать свою искреннюю заинтересованность в затрагиваемой теме - всего этого можно достичь, поделившись личными переживаниями и чувствами.
Изучив подробнее тему, вникнув и поняв, что такое зачин, вы сможете не только лучше понимать читаемые произведения, акцентируя внимание на важных деталях, но и научитесь производить впечатление и заинтересовывать покупателей и слушателей. Настроить собеседника на свою волну, оказывается, не так уж сложно, а зато как бывает важно в жизни!
Видео о зачине
Коло Жизни. Зачин. Том первый, Елена Александровна Асеева. ПРИСКАЗКА - ПРИСКАЗКА, и, жен. 1. Род зачина или концовки в народной сказке. ЗАЧИН, а, м Часть литературного произведения (обычно былины, песни, сказки), характеризующаяся особым складом, приемом, часто определенная фраза, начинающая повествование.
Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки.
Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…». Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней… В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.
Это ещё п., а сказка будет впереди. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Присказка - ж. 1. Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием. Сказки Бабы Яги, . В некотором царстве, в некотором государстве вдали от людей в дремучем лесу, что за синей горой, стоит избушка на курьих ножках. Что если уж печатать, то со строкой «Не на небе — на земле», — как при Пушкине.
Юбилейное — к столетию гибели — Пушкинское собрание — вышло без зачина «Конька-Горбунка». Параллельно, Азадовский впервые издаёт «Конька-Горбунка» для детей — младшего и среднего возраста, — в издательстве ОГИЗа. До этого сказка считалась скорее взрослой, чем детской. После пятого при жизни Ершова выходили ещё шестое и седьмое издания «Конька», но они были стереотипными).
Видимо, именно такой текст пожелал видеть Вождь. Почему? Основные отличия IV и V изданий сказки — в этой самой третьей строке и ещё в том, что с I по IV издания старика представляли как крестьянина, а с V — как старинушку. О том, от себя ли он сделал эти действия — судить вам. Я думаю, что его направляла та воля, которая двигала в то время все силы в стране — воля Сталина.
Думаю, он знал правду — что сказку написал не Ершов, а Пушкин, и под именем Пушкина он этой сказки боялся. Да-да. Когда мы разберём текст сказки в полном объёме, то — может быть — вы сами испугаетесь её значительности. Почему же Лернер — известный как пушкинист, «внимательный к мелочам», не заметил такую «мелочь», как не те пол-строки? В описи его библиотеки стоит загадочное «Заглавие и посвящение «Конька-Горбунка». Наш Вождь был злодеем, кто-то даже считает — воплощённым дьяволом, — но это не мешало, а может, помогало ему быть очень умным, проницательным и образованным человеком.
Правда, в 1947 в мультфильме Иванова-Вано за кадром читается: «Против неба — на земле»; но, может быть, строку изменили при реставрации мультфильма? Если нет — значит, впервые с 1936 года — когда была напечатана статья Азадовского — строку «Против неба — на земле» восстановили в этом мультфильме. Азадовский с ним согласился, и последняя его воля была — печатать текст «Горбунка» с пятого издания.
Кто-то мне возразит, что сближение «против неба» из сказки с «против неба» из Евангелия очень похоже на натяжку. Ведь в нашем случае «против неба» — это «напротив» — территориально? Но разве небо не начинается сразу от земли, — ведь это — воздух… М., 2009. — С. 491.Бог судья господину Кандаурову в приписывании Пушкину такого подтекста. Удивительно, как этот автор нападает на верную, даже гениальную, догадку, но склоняет её совсем в другую сторону!
Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он пишет в своей статье, что странно приписывать этот зачин Пушкину, тем более — с такой строкой. Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Отчего-то господин Козаровецкий считает, что это и есть — четыре строки зачина. Опять в отношении Ершова было нарушено правило — и очень грубо: его сказку печатали не с последнего исправленного при жизни автора варианта.
С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.
История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.
Сказка и ее жанровые разновидности
Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:
1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.
2. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это которое выражает мораль, основную мысль и идею.
3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.
4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.
Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.
Структура сказки
Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.
Такова структура обыкновенной истории.
Немного о зачине
Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".
Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:
1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.
2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".
Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.
Зачины в русских сказках
Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.
Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.
Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.
Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.
ЗАЧИН
Устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см. экспозиция) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см. присказка) или былинным запев ом.
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАЧИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЗАЧИН в Литературной энциклопедии:
вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи … - ЗАЧИН в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. То же, что почин (во 2 знач.) (прост.). 2. В народной словесности: традиционное начало. Былинный з. … - ЗАЧИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
зачи"н, зачи"ны, зачи"на, зачи"нов, зачи"ну, зачи"нам, зачи"н, зачи"ны, зачи"ном, зачи"нами, зачи"не, … - ЗАЧИН в Тезаурусе русской деловой лексики:
- ЗАЧИН в Тезаурусе русского языка:
Syn: начало, начин (пр.), почин (пр.) Ant: конец, … - ЗАЧИН в словаре Синонимов русского языка:
Syn: начало, начин (пр.), почин (пр. Ant: конец, … - ЗАЧИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, … - ЗАЧИН в Словаре русского языка Лопатина:
зач`ин, … - ЗАЧИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
зачин, … - ЗАЧИН в Орфографическом словаре:
зач`ин, … - ЗАЧИН в Словаре русского языка Ожегова:
В народной словесности: традиционное начало Былинный з. З. сказки. зачин Non-st == почин … - ЗАЧИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
зачина, м. (спец. лит.). Начало. Зачин пьесы. В зачине стихотворения. Зачин … - ЗАЧИН в Толковом словаре Ефремовой:
зачин м. 1) Традиционное начало сказки, былины, песни. 2) разг. Начало, … - ЗАЧИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- ЗАЧИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. 1. Традиционное начало сказки, былины, песни. 2. разг. Начало, … - СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
- литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных … - АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к … - БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ в Словаре литературоведческих терминов:
- внесюжентный элемент (см. внесюжетные элементы) былины: предшествующий зачин у и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который … - СЧИТАЛКА в Литературной энциклопедии:
жанр детского фольклора (см.), рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой — распределить роли в предстоящей игре. Как … - ПАНФЕРОВ в Литературной энциклопедии:
Федор Иванович — пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина-бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе — «мальчиком» … - НОВЕЛЛА в Литературной энциклопедии:
[итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle] — термин, обозначающий в истории и теории лит-ры … - ЗАГОВОР в Литературной энциклопедии:
заклинательная словесная формула, к-рой приписывается магическая сила. Русские З. часто обозначаются и другими названиями, имеющими видовое значение, как-то: наговоры, обереги, … - ДОЙЛЬ в Литературной энциклопедии:
Артур Конэн — английский писатель. По образованию медик. Служил врачом в полевом госпитале в Южной Африке. …
Дыня: к чему снится сон. К чему снится Дыня
Как сделать вкусную начинку и соус для пиццы как в пиццерии?
Программы признания заслуг – лучший способ нематериальной мотивации?
Можно ли отказаться от электронного документооборота
Потому что или потому, что (запятая при сложных подчинительных союзах)