Армянские фамилии. Как определить окончание фамилий по национальности: особенности и интересные факты

  • 30.06.2020

Фамилия, на армянском языке «азганун», означает имя рода. В средневековье родовых наименований практически не существовало. Если же возникала потребность в наименовании, то происходило это так: если в одном поселении жили несколько Арамов или несколько Анаит, то жители определяли их разным образом: например, Арам, внук Гарника, или Арам – внук Айка. Иногда же для прозвания использовали мирские прозвища, характеризующие узнаваемую черту человека, например, хромой Амаяк или, Анаит, имеющая двенадцать детей.

Потребность в образовании фамилий возникла из-за развития общества и усиления миграции населения. Люди стали чаще перемещаться из одной местности в другую, поэтому возникла необходимость давать людям «устойчивые» прозвища, которые со временем эволюционировали в армянские фамилии. В те времена появилась традиция вместе с именем указывать то место, откуда происходил родом человек, например: Григор Татеваци, Анания Ширакаци и т. д. Или же для именования человека использовали его профессию – Мкртыч Нахаш, Никохайос Цахкарар, Давид Кертох, Григор Магистрос и т. д.

Со временем, уже в средние века, в аристократических армянских семьях начали появляться фамилии – Мамиконяны, Арцруни, Аматуни, Рштуни. При упоминании знатных родов, к фамилиям прибавляли слова «азг» («род») или «тун» («дом», «дым»). Например, «Род Мамиконянов», «Род Рштуни», или «Дом Арцруни» и т. д. Со временем фамильные прозвища появились и в среде крестьян и ремесленников. Например, Хацтухян (пекарь), Воскерчян (ювелир), Карташян (каменщик) и т. д.

В армянских фамилиях нашли также отражения прозвания человека, характеризующие его внешность или черты характера (Чахатян – лисий, Карчикян – карлик) и другие. В большинстве случаев армянские фамилии произошли от имени основателя рода, к которому прибавлялись приставка или суффикс, выражающие родственную связь или принадлежность – «ян», «янц», «енц», «унц», «онц», «уни». Более всего распространены фамилии, оканчивающиеся на «ян» (Чахалян, Арамян, Жамкочян) и т.д. «Ян» образовался от формы «янц» и означает тоже, что «енц» (Маргарян – Маргарянц – Маргаренц, то есть относящийся к роду Маргара). Армянские фамилии с суффиксом «уни» были присущи нахарарским родам (Багратуни, Аматуни, Рштуни) как особенность принадлежности к знатному армянскому роду. Армянские фамилии с суффиксами «енц», «унц», «онц» распространены в Зангезуре, например, Адонц, Бакунц, Мамунц, Калваренц и тоже означает принадлежность к знатному роду.

При переписи и паспортизации населения фамилии некоторых армян, проживающих в России «обрусели», окончание "ц" иногда отбрасывалось. Это происходило по двум причинам: либо в результате ошибки переписчика, либо в результате осознанного выбора. История каждой армянской фамилии интересна и самобытна. Фамилии не возникали просто так. В основе каждой фамилии лежит интересная история ее образования со своими принципами, стадиями эволюции, в каждой армянской фамилии заложен определённый смысл, разгадкой которого занимается современная филологическая наука - ономастика.

В разговоре можно встретить такое утверждение: «Вот, у него фамилия на -ин заканчивается, значит, он еврей». Неужели Сусанин, Репин и даже Пушкин - еврейские фамилии? Странное какое-то представление в народе, откуда же оно взялось? Ведь суффикс -ин- часто встречается в притяжательных прилагательных, образованных от существительных первого склонения: кошкин, мамин. В то время как прилагательные от слов второго склонения образуются при помощи суффикса -ов-: дедов, крокодилов. Неужели слова первого склонения в качестве основы для фамилии выбирали только евреи? Это было бы очень странно. Но наверное, все, что вертится на языке у людей, имеет под собой какие-то основания, даже если со временем было искажено. Давайте разберемся, как определить национальность по фамилии.

Окончание или суффикс?

Называть знакомые нам -ов/-ев окончанием не совсем корректно. Окончание в русском языке - изменяемая часть слова. Посмотрим, что склоняется в фамилиях: Иванов - Иванова - Иванову. Можно сделать вывод, что -ов - это суффикс, а за ним следует нулевое окончание, как в большинстве существительных мужского рода. И только в падежах или при смене рода и числа (Иванова, Ивановы) звучат окончания. Но есть и народное, а не лингвистическое понятие «окончание» - то, на что оканчивается. В таком случае это слово здесь применимо. И тогда мы можем смело определять окончание фамилий по национальности!

Русские фамилии

Спектр русских фамилий гораздо шире, чем оканчивающиеся на -ов. Для них свойственны суффиксы -ин, -ын, -ов, -ев, -ской, -цкой, -их, -ых (Лапин, Птицын, Соколов, Соловьев, Донской, Трубецкой, Московских, Седых).

Русских фамилий на -ов, -ев действительно целых 60-70%, а на -ин, -ын - всего около 30%, что тоже немало. С чем связано такое соотношение? Как уже упоминалось, суффиксы -ов, -ев присоединяются к существительным второго склонения, большинство из которых - мужского рода. А так как в русском языке фамилии часто брали начало от имени или рода занятий отца (Иванов, Бондарев), такой суффикс весьма логичен. Но есть и мужские имена, оканчивавшиеся на -а, -я, и именно от них возникли фамилии Ильин, Никитин, в русскости которых мы не сомневаемся.

Что насчет украинцев?

Украинские же обычно образуются при помощи суффиксов -енко, -ко, -ук, -юк. А также без суффиксов от слов, обозначающих профессии (Короленко, Спирько, Говорук, Прижнюк, Бондарь).

Подробнее о евреях

Еврейские фамилии очень разнообразны, ведь евреи были веками рассеяны по всему миру. Верным их признаком могут быть суффиксы -ич, -ман и -ер. Но и здесь возможны смешения. Фамильные окончания -ич, -ович, -евич характерны для поляков и славянских народов, проживавших на территории Восточной Германии. К примеру, один из известнейших поэтов в Польше - Мицкевич.

Зато основа фамилии иногда может сразу подсказать еврейское происхождение своего носителя. Если основа Леви или Коэн/Коган - род ведет свое начало от первосвященников - коэнов или его помощников - левитов. Так что с Леви, Левитанами, Кагановичами все ясно.

Что расскажут фамилии на -ский и -цкий?

Неверно считать, что фамилии, оканчивающиеся на -ский или -цкий, непременно еврейские. Этот стереотип сложился, потому что они были распространены на территории Польши и Украины. В этих местах было много родовых имений, фамилии хозяев-дворян образовывались от названия имения. К примеру, предки известного революционера Дзержинского владели имением Дзержиново на территории современной Беларуси, а тогда - Польши.

В этих областях проживало много евреев, поэтому многие брали местные фамилии. Но такие фамилии есть и у русских дворян, к примеру, дворянская фамилия Дубровский из произведения Пушкина вполне реальна. Есть еще интересный факт. В семинариях часто давали фамилию, образованную от церковных праздников - Преображенский, Рождественский. В таком случае определение национальности по окончанию фамилий может вести к ошибкам. Также семинарии послужили родиной фамилий с необычным для русского уха корнем, потому что образовывались от латинских слов: Формозов, Касторов. Кстати, при Иване Грозном служил дьяк Иван Велосипедов. Но велосипед тогда не был еще изобретен! Как же так - предмета нет, а фамилия есть? Разгадка была вот в чем: это оказалась калька с латинского «быстроногий», только с исконно русским суффиксом.

Фамилия на -ин: раскрываем секрет!

Так что же с окончанием фамилии на -ин? Национальность по такому признаку определить затруднительно. Действительно, некоторые еврейские фамилии так оканчиваются. Оказывается, в некоторых из них это всего лишь внешнее совпадение с русским суффиксом. Например, Хазин ведет происхождение от видоизмененной фамилии Хазан - так на иврите назывался один из видов служителей в храме. Дословно это переводится как «надсмотрщик», поскольку хазан следил за порядком богослужения и точностью текста. Можно догадаться, откуда происходит фамилия Хазанов. А ведь у нее «самый русский» суффикс -ов!

Но есть и матронимы, т. е. те, которые образованы от имени матери. Причем женские имена, от которых они образовывались, не были русскими. Например, еврейская фамилия Белкин - омоним русской фамилии. Образована она не от пушистого зверька, а от женского имени Бейла.

Немец или еврей?

Замечена еще одна интересная закономерность. Как только мы слышим фамилии типа Розенфельд, Моргенштерн, мы тут же уверенно определяем национальность ее носителя. Однозначно, перед нами еврей! Но не все так просто! Ведь это слова немецкого происхождения. К примеру, Розенфельд - это «поле роз». Как так вышло? Оказывается, на территории Германской империи, так же, как и в Российской, и Австрийской, был указ о присвоении евреям фамилий. Конечно, они и образовывались на языке страны, на территории которой проживал еврей. Так как они не передавались от дальних предков из глубины веков, люди сами их выбирали. Иногда этот выбор мог сделать регистратор. Так появилось много искусственных, причудливых фамилий, которые никак не могли возникнуть естественным образом.

Как же тогда отличить еврея от немца, если у обоих немецкие фамилии? Сделать это трудно. Поэтому здесь не стоит руководствоваться только происхождением слова, нужно знать родословную конкретного человека. Здесь по окончанию фамилии национальность просто так не определить!

Грузинские фамилии

У грузин угадать окончание фамилий по национальности нетрудно. Если грузин, скорее всего, будет -швили, -дзе, -ури, -ава, -а, -уа, -иа, -ни, -ли, -си (Басилашвили, Сванидзе, Пирцхалава, Адамиа, Геловани, Церетели). Есть также грузинские фамилии, которые заканчиваются на -цкая. Это созвучно русскому (Трубецкая), но это не суффикс, и они не только не изменяются по родам (Диана Гурцкая - Роберт Гурцкая), но и не склоняются по падежам (с Дианой Гурцкая).

Осетинские фамилии

Осетинским фамилиям свойственно окончание -ты/-ти (Кокойты). Характерно для этой национальности и окончание фамилии на -ев (Абаев, Эзиев), обычно ему предшествует гласная. Часто основа слова непонятна для нас. Но иногда может оказаться омонимичной или почти омонимичной русскому слову, что сбивает с толку. Есть среди них и те, что оканчиваются на -ов: Ботов, Бекуров. На самом деле это самые настоящие русские суффиксы, и присоединены они к осетинскому корню по традиции так передавать фамилии на письме. Это плоды русификации осетинских фамилий. При этом глупо считать, что все фамилии, оканчивающиеся на -ев - осетинские. Окончание фамилии на -ев национальности еще не определяет. Такие фамилии, как Григорьев, Полев, Гостев - русские и отличаются они от аналогичных, заканчивающихся на -ов, только тем, что последняя согласная в существительном была мягкой.

Пара слов об армянах

Армянские фамилии часто заканчиваются на -ян или -янц (Акопян, Григорянц). Собственно, -ян - это и есть усеченное -янц, которое означало принадлежность к роду.

Теперь вы знаете, как узнать национальность по окончанию фамилии. Да, не всегда это легко сделать с гарантированной точностью, даже имея развитое языковое чутье. Но как говорится, главное, чтобы человек был хороший!

«Король Вася»: 125 лет назад, 10.02.1895 года родился Вильгельм Габсбург – несостоявшийся король несостоявшегося «Украинского королевства». В XXI веке украинская идеология одной ногой стоит на русофобии и ненависти ко всему русскому, а второй – на «истории гордой и славной Украинской Народной Республики», которая была первым независимым «украинским государством». Что же – это факты общеизвестные. А как насчет планов «хозяев и кукловодов» украинских сепаратистов самого начала XX века? Неужели Австро-Германские политики действительно видели будущее «некой Украины» в виде именно республики, а не королевства, которое позже можно было бы присоединить к своим Империям?.. Давайте на мгновение обратимся к трудам Н.И. Ульянова, который ещё в 1966 году издал в США книгу, которая на данный момент считается классикой: «Впервые, термин «украинский» употреблен был в письме императора Франца Иосифа от 05 июня 1912 года парламентскому русинскому клубу в Вене. Но поднявшиеся толки, особенно в польских кругах, вынудили барона Гейнольда, министра внутренних дел, выступить с разъяснением, согласно которому термин этот употреблён случайно, в результате редакционного недосмотра. После этого, официальные венские круги воздерживались от повторения подобного опыта (стр.204). Австрийцы, по-видимому, до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что с течением времени возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василием Вышиванным. В Вене и во Львове заинтересованные круги убедили «Василия» перейти из католической церкви в униатскую. Сам наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре (стр.215)». Из книги Н.И. Ульянова: «Происхождение украинского сепаратизма», город Нью-Йорк, США, 1966 год. Выходит, что изначально Габсбурги планировали создание именно «Украинского королевства», а не «Демократической республики»! Хотя оно и понятно: демократия не то, что бы не нужна – демократия опасна для любой монархии!.. Но кем был претендент на «Украинский трон»? Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, также известный под псевдонимом «Василь Вышиваный» (род. 10 февраля 1895, г. Пула, Истрийская жупания - умер 18 августа 1948, г. Киев, УССР) – эрцгерцог Австро-Венгрии, младший сын Карла-Стефана из тешинской ветви дома Габсбургов и Марии-Терезии Тоскано-Австрийской, из тосканской ветви того же рода. Согласно официальной «украинской исторической науке», о Вилли Габсбурге возможно найти следующую краткую информацию: служил в полку уланов, «формировавшемся преимущественно из украинцев»; был депутатом парламента Австро-Венгрии, где «лоббировал автономию для украинских земель в составе империи»; в 1918 году «командовал легионом Украинских сечевых стрельцов (УСС) на Херсонщине», в 1919 г. «возглавлял отдел заграничных связей Генштаба армии УНР, через год подал в отставку в знак протеста против военной помощи Польши Украине в обмен на Галицию». По одной из версий – именно «Василия Вышиваного хотел видеть на украинском троне С.Бандера». В 1947 г. в советской зоне оккупации Вены был «арестован контрразведкой Союза по обвинению в сотрудничестве с ОУН и западными разведками». Умер в Лукьяновском СИЗО г.Киева «не дожив до окончания суда». В одной маленькой статье в сети Интернет – очень тяжело поместить всю исчерпывающую информацию о человеке, чья персона достойна целой книги! Именно по этому мы и хотим сделать акцент не на «двадцати», а пусть лишь на трех, но на трех главных аспектах жизни несостоявшегося «короля Украины»: 1). Вильгельм Габсбург действительно должен был стать «королем свободного от Московского гнета Украинского королевства», которое Вилли Габсбург должен был на правах федеративного субъекта присоединить к Австро-Венгерской Империи. Проталкивали наверх и лоббировали данный проект сам император Франц-Иосиф, а также наследник императорского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Размах затеи был таков, что Вильгельм Габсбург перешел из католической церкви в униатскую (т.е. в «местную» церковь Галицких и Буковинских мужиков), выучил малороссийский диалект русского языка, напялил на себя вышиванку, и начал разгуливать в таком виде по великосветским приемам. Незадолго до Первой мировой войны, и очень активно в 1914–1915 гг. – буквально вся Галиция была обклеена плакатами «короля Васи» в вышиванке и в «малороссийском жупане, как на картине у Тараса Шевченко». Австрийская пропаганда всеми силами делала из Вильгельма-Василия «икону» будущего украинского королевства, а от всех политических украинофильских партий Австро-Венгрии требовали безоговорочного признания Вилли Габсбурга «лидером украинского народа». 2). В 1914 году от пули Гаврилы Принципа сначала «уходит к праотцам» эрцгерцог Франц-Фердинанд, а в 1916 году – от старости умирает император Франц-Иосиф. Новый молодой Император Карл I Габсбург был настолько далек от «имперских замашек» своих покойных родичей, что тут же отдает «украину и весь Южно-Русский сепаратизм» на откуп императору Германского Рейха Вильгельму II Гогенцоллерну, у которого были свои, и совершенно особенные планы на «куски рассыпающейся России». Во-первых Вильгельм II не хотел усиливать Австрию новыми территориальными приобретениями. Во-вторых Германия видела и Польшу и Украину в виде «республик с полностью подконтрольными парламентами» (напомним – до окончания Первой мировой войны независимой Польши попросту не существовало, а Варшава была обычным, хотя и очень большим городом внутри Российской Империи). Таким образом, уже к концу 1916 года в планах Германо-Австрийских генеральных штабов «Украинское королевство» трансформировалось в «Украинскую республику». Позже были революции в Германии и в Австро-Венгрии, падение европейских монархий, создание на Юго-западе России не «Украинского королевства», и не «Украинской республики», а «УССР» как составной части СССР, и скитания несостоявшегося «короля Васи» по телу старой «матушки-Европы»... 3). Несостоявшийся «король Украины Василий Вышиваный» - был гомосексуалистом. Об этом подробно написал биограф «короля Васи» Тимоти Снайдер: «Вильгельм всегда любил мужчин - возможно, еще в школе, вероятно, в окопах и без сомнения - в случае со своим секретарем и камердинером. Но в Париже он рисковал выдать себя за того, кем был на самом деле. В некоторых его сексуальных эскападах были задействованы другие аристократы, с которыми его видели, когда вечером он выходил из ru des Acacias одетым в дамское платье (по крайней мере, так сообщала пресса). Полиция отметила, что частым соратником в ночных похождениях Вильгельма был член королевского дома Испании, который называл себя Фернандо Дукалем - и почти с уверенностью был доном Фернандо де Борбоном и де Маданом, графом Дуркальским. Хотя гомосексуальные связи во Франции не были запрещены законом, в отношении дона Фернандо все-таки удалось добиться выдворения из страны. Но чаще всего Вильгельм любил отправляться в походы по городским трущобам. Похоже, он не частил в лучшие гомосексуальные клубы Парижа, такие, как Carrousel или Madame Arthur’s на Монмартре. Вместо этого, по сообщениям парижской полиции, он был «habitu» в «maisons spesiales» (вежливый французский термин для обозначения гомосексуальных борделей)». Из книги Тимоти Снайдера «The Red Prince: The Secret Lives of A Habsburg Archduke». - Basic Books, 2008. Вместе с тем, в последний раз Вильгельм Габсбург поднял «украинскую тему» уже после Великой Отечественной войны. Так, органы контрразведки «СМЕРШ», как в своё время французская полиция, два года терпеливо наблюдали за деятельностью эрцгерцога, завязывавшего связи с ОУН и французской разведкой. Арестовать «короля Васю» было решено в тот момент, когда он организовал встречу французского капитана Полисье и «бандеровского проводника» Мирослава Прокопа. Самолётом, из иллюминатора которого несостоявшийся «король Вася» впервые в жизни увидел «мать городов русских», его доставили в Киев и поместили в Лукьяновский СИЗО. «Пытать» Васю нужды не было. Вильгельм Габсбург «кололся» непринужденно, и на все вопросы отвечал с большой охотой. По смыслу его свидетельств можно понять, что он познакомился с «Павлом Валюхом» (Павлом Судоплатовым, то есть с советским разведчиком) и свёл последнего с Евгением Коновальцем. «Тогда-то Судоплатов и передал в «подарок» Е. Коновальцу коробку конфет, в которых была взрывчатка, убившая «лидера украинских националистов». Допросы советской контрразведки продолжались около года, и 25 мая 1948 года Особое совещание приговорило Вильгельма Франца Габсбурга к 25 годам заключения. Ожидая отправки в лагерь, он умер от туберкулёза в тюремной камере. Теперь же, в выхолощенной в XXI веке от неудобных деталей «Украинской истории» - «король Вася» представлен как «борец за свободу», «украинец по собственному выбору», «верный Украине до последнего вздоха» и т.д. и т.п. Но, знаете ли, мы скорбим о другом... На самом деле мы жалеем о том, что Вилли Габсбург так и не стал королем «Украинского королевства»!.. Ведь если бы королем Украины в самом начале XX века стал пассивный гомосексуалист – это «событие» многое расставило бы на свои места и в современной политике Украинского Государства (УГ), которое относится к своим гражданам, как гомосексуалист относится к натуралам!..

Возникновение армянских фамилий.

История армянских фамилий – явление относительно новое. Можно сказать, что фамилии у армян сформировались в XIX-XX веках, когда фамилия стала непременным атрибутом именования человека. Однако и раньше среди армян существовало понятие «азганун», что означает имя рода, которое в какой-то степени заменяло фамилию. Такие именования принадлежали представителям власти, указывали на их место в обществе или приближенность к царском роду.

Этимология армянских фамилий.

Значение армянских фамилий самое разнообразное. В основном фамилии армян образованы от имени авторитетного предка с помощью различных суффиксов. Если посмотреть список армянских фамилий по алфавиту , можно заметить преимущество фамилий с окончанием на -ян (Петросян, Овсепян, Чахалян, Маргарян). О принадлежности к знатному роду говорили суффиксы -енц, -уни, -унц, -онц (Багратуни, Адонц, Мамунц, Калваренц).

Армяне – народ ремесленников, профессия часто становилась отличительным признаком семьи и ложилась в основу фамилии (Карташян-каменщик, Экимян-лекарь, Жамагорцян-часовщик). Особенно много таких фамилий у западных армян, которые столетиями находились под властью Турции и прочно занимали там нишу мастеровых. Толкование этих армянских фамилий упирается в турецкие слова – Демирчян (демирчи-кузнец), Бардакчян (бардакчи-гончар), Мумджян (мумджи-свечник).

Словарь армянских фамилий включает в себя фамилии, которые формировались на основании каких-либо признаков человека. Например, Барсегян означает «плодовитый», Гамбурян связан с турецким словом «камбур»-горбатый, а Шишманян означает «толстяк».

Некоторые фамилии указывали на местность, откуда пришел человек – Арзуманян (из города Эрзрум), Карнецян (из годода Карци), Мелетян (житель города Мелет). Особую группу образуют фамилии с приставками «мелик»- и «тер»-. Первая принадлежала дворянскому сословию, а вторая использовалась духовными лицами и имела смысл «отец», «батюшка». В советское время многие армяне отказались от этих «титулов», но сейчас снова возвращают своим фамилиям старинные дополнения – Тер-Петросян, Мелик-Папашян.

Трансформация армянских фамилий в русском языке.

Тесное соседство с русской культурой и проживание многих армян на рерритории России привело к тому, что некоторые армянские фамилии изменили свое окончание по примеру русских – Саркисян-Саркисов, Айвазян-Айвазов. У таких армянских фамилий есть родовые различия (Саркисов-Саркисова). Склонение таких армянских фамилий такое же, как и русских. Остальные фамилии одинаковы для мужчин и женщин и изменяются по падежам только в мужском роде.

Топ армянских фамилий показывает, какие из них получили наибольшее распространение и популярность.

Читайте также


Домострой, грамматика и русские женские фамилии
Общие сведения об африканских фамилиях
Романтика греческих фамилий
Белорусские фамилии – отражение истории народа
Естественная простота болгарских фамилий

Армения - очень маленькая страна. Ее население составляет немногим более 3 миллионов жителей, а территория не достигает и 30000 км². И хотя история государства исчисляется тысячелетиями, словарь армянских фамилий насчитывает не более 2-3 тысяч позиций.

По некоторым историческим сведениям, древнеармянские фамилии, как и имена, носили тотемный смысл. Если имя считалось тотемом одного человека, то фамилия, как более емкое значение, была тотемом целого клана (Ваграспуни - тигр, Арцви - орел, Варажнуни - дикий вепрь), тотемом племени (Сюни - племя озера).

Армянские фамилии в более современном понимании стали зарождаться и присваиваться людям во времена средневековья. До этого времени армяне, как и многие другие нации, обходились именами. А если возникала путаница с одинаковыми именами, то люди добавляли к имени человека какой-нибудь характерный признак или имя его отца, матери, деда (Лусине, имеющая 8 детей или Арам, сын Исмаила). Если человек был приезжий, к его имени могли присоединить название места, откуда он родом (Хандут Нахичевани, Асмик Баязет). Позже распространилось привязывание к имени армянина его профессии (Вардан Налбандян (от «кузнец»), Армен Кертох (от «строитель»).

На страницах библейских сказаний Происхождение армянских фамилий приписывается временам восхождения и правления первых армянских царей - Гайкидов. Соглашаются с этими данными и древнеармянские ученые историки Моисей Хоренский, Катина, Агафангел. В своих трудах они упоминают о племенах, населяющих террирорию Армении (джанарийцы, агуваны, картманийцы, дзотийцы и др.), которые подверглись ассимиляции со стороны армян.

То же произошло и с миллионным народом - семитами, после завоевания его армянским царем Грачия. Этот народ впоследствии дал целую династию армянских и грузинских царей Багратуни. Ассимилировали армяне и китайских переселенцев, дав им во владение земли по соседству с Грузией. От них берут начало известные армянские династии Мамиконян и Орбелиан.

Анализируя источники, можно утверждать, что «азганун» - армянская фамилия - появилась изначально у жителей Армении знатного происхождения. Ношение фамилии тогда было показателем именитого рода: Ермантуни, Алневуни, Арамян, Варнуни, Гисон, Гайк. Список знатных армянских фамилий достаточно длинный. Наиболее характерна для аристократических фамилий форма с окончанием -уни: Норбелуни, Рштуни, Хатуни.

Крестьяне и простолюдины Армении начали получать свои фамилии уже к концу 19 века. Тогда стали внедрять проведение переписи населения и выдачу паспортов. Корни армянских фамильных форм по происхождению очень разнообразны, поскольку Армения всегда была лакомым кусочком для завоевателей. Побывали на ней персы, турки, грузины, греки, русские, арабы. Отсюда и совершенно контрастный корневой набор: Берберян, Ропсян, Пирузян, Багдасарян, Киракусян, Яблукян, Джамалян, Гасабоглян, Мкртчян.

Распространенные армянские фамилии, как видно, имеют окончание -ян, -ан.

Такое окончание в исследованиях лингвистов объясняется индоевропейским влиянием (в английском «russian»), а некоторые утверждают, что это производное от более архаичной фамильной формы -анц, -янц,-унц (хотя эта форма тоже сохранилась на юге Армении– Есаянц, Севунц, Браянц).

Словарь армянских фамилий содержит часть фамилий с приставками «мелик» и «тер». Первая («мелик») по свидетельствам историков приписывалась знати, людям дворянского сословия. Вторая («тер») указывает на принадлежность лица церкви, обозначает духовный чин - «батюшка», «святой отец».

В эпоху советской власти многие армяне заведомо отказались от ношения таких фамилий, опасаясь гонений и притеснений, а теперь их потомки пытаются вернуть древние родовые фамилии. Также не всегда фамилия с окончанием -уни, встречающаяся у современников, может быть причислена к древнеармянскому знатному роду, так как иностранные завоеватели при наделении людей фамилиями совершенно не интересовались их значением и принадлежностью.

Отличительные признаки женских и мужских армянских фамилий

Как такового разделения по половому признаку в армянских фамильных формах не наблюдается. Если мужчина Багдасарян, то и женщина Багдасарян, если отец Мехнуни, то и дочь Мехнуни. Дети наследуют фамилию отца, девушки, выходя замуж, берут фамилию мужа. Хотя в современном мире наметилась тенденция у армянских женщин, вступающих в брак, оставлять девичью фамилию. Это связано с желанием девочек-потомков не отказываться от принадлежности к своему родовому древу. Единственная разница есть только при склонении мужских и женских фамилий по падежам:

Мирзоян Арсен - Мирзояну Арсену - Мирзояна Арсена, но Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит. Или Гогарац Тигран - Гогарацу Тиграну - Гогараца Тиграна, но Гогарац Наира - Гогарац Наире - Гогарац Наиры.

Примечательно, что данное изменение не происходит в мужских фамильных формах с окончанием -уни. Каджберуни Арам - Каджберуни Араму - Каджберуни Арама.

Красивые армянские фамилии

Для людей, не знающих армянскую культуру и язык, услышанные в суете армянские фамилии ничего не скажут. Хотя очень многие, если не все, фамилии наделены каким-либо смыслом и имеют скрытое значение.

Вот подборка лишь части из них, удивительных, необычных и красивых:

  • Абанян - «дыхание воды»;
  • Агабабян - «отчие горы»;
  • Адиманян - «первая душа»;
  • Аладжаджан - «рождение человека божественно»;
  • Амбарцумян - «небесное сияние»;
  • Багдасарян - «сила и благодать»;
  • Багдишян - «счастье в судьбе»;
  • Бамазян - «благословенная луна»;
  • Бахтамян - «вера святая»;
  • Джигарханян - «победителям слава»;
  • Дуринян - «сильная голова»;
  • Жамхарян - «любимый сородич»;
  • Капутикян - «голубь»;
  • Ухурлян - «божественный свет»;
  • Кокандян - «красный лотос».

Не очень повезло обладателям фамилий Гаджиян - «слониха» (особенно девушкам), Душукян - «позорящий», Лонгурян - «хвостатый», Макарян - «крокодил».

Интересно узнать значение фамилий известных армян: композитора Арама Хачатуряна, актера и режиссера Армена Джигарханяна, актера и ведущего Михаила Галустяна, шоумена и ведущего Гарика Мартиросяна, фокусников Амаяка и Арутюна Акопянов, французского певца Шарля Азнавура, артиста и писателя Евгения Петросяна, известных братьев-разведчиков Александра, Михаила и Ивана Агаянцев.

  • Джигарханян - «победителям слава».
  • Галустян (Галстян) - «приходящий в дом».
  • Мартиросян - «мученик», «подавляемый».
  • Хачатурян (Хачатрян) - «носитель креста».
  • Петросян - «отчий».
  • Агаянц (Агаян) - «горный».
  • Акопян (Акобян) - «Да хранит Господь».
  • Азнавур - «мужественный, громкий, простой».

Конечно, армянская культура не ограничивается только особенными фамилиями и именами. Этот древнейший свободолюбивый народ внес и продолжает вносить огромную лепту в развитие человечества. Армяне чтят свою историю, верны своей религии. Народные традиции и культурные приобретения они уважают и преумножают. Этому стоило бы поучиться многим народам Земли.