Черногория - самая молодая европейская страна. Интересно о Черногории

  • 24.09.2019

21 мая в Черногории прошел референдум по вопросу о независимости страны. Больше 86 процентов избирателей явились на участки. 55,4 процента из них высказались за отделение Черногории от Сербии, 44,6 процента - против. Договоренность с Евросоюзом предусматривала, что Черногория станет независимой, если за это проголосует более 55 процентов электората.

Официальные результаты референдума огласил утром в понедельник глава комиссии по проведению референдума, дипломат из Словакии Франтишек Липка. Но еще до официального оглашения итогов голосования премьер Черногории Мило Джуканович, возглавлявший кампанию за отделение от Сербии, заявил: "Независимость Черногории восстановлена". Его оппонент, лидер Социалистической народной партии и лидер блока за сохранение единства с Сербией, отказался признать поражение. Ожидалось, что официальные данные появятся только к вечеру, но они были опубликованы спустя лишь несколько часов после заявления Джукановича.

55-процентный порог был преодолен с большим трудом. Первые exit-polls показывали, что у сторонников независимости в запасе больше полутора процентов, но потом запас стал сокращаться. Официальное объявление состоялось как раз тогда, когда он достиг критической отметки - менее полупроцента, то есть, собственно говоря, в пределах статистической погрешности.

Путь к независимости

Официально о своем желании стать полностью независимым государством Черногория заявила 22 февраля 2005 года, когда президент страны Филипп Вуянович и премьер Мило Джуканович представили в Белграде проект "Договора о трансформации государственного сообщества Сербии и Черногории в союз независимых и международно признанных государств Сербии и Черногории". Черногорское руководство характеризовало государственное сообщество Сербии и Черногории как "нефункциональное", работу его институтов - как "неэффективную". Они высказывали мнение, что когда Сербия и Черногория разделятся, интеграция обеих стран в европейское сообщество пойдет быстрее.

Еще раньше, в сентябре 2004 года, министр иностранных дел Черногории Миодраг Влахович, говоря на международном форуме в Вашингтоне об интеграции бывших югославских республик в Евросоюз, заявил: "Мы не хотим становиться членом ЕС на правах сербской провинции". Он рассказал, что между Сербией и Черногорией в связи с интеграционными процессами возникает все больше противоречий, и "самым легким, наиболее конструктивным и демократичным решением в данном случае будет ликвидация союза". Чтобы подчеркнуть, что речь не идет о расторжении исторических уз, связывающих южных славян, он предложил создать на пространстве бывшей Югославии нечто вроде СНГ.

Аналогичные заявления представители черногорского руководства делали и ранее.

Лейтмотивом движения за независимость Черногории было: "Сербы и черногорцы - братья, но даже братьям не обязательно всегда жить под одной крышей".

По признанию наблюдателей, агитационная кампания перед референдумом была агрессивной, но корректной. Причем сторонники независимости во главе с премьером Мило Джукановичем начисто переиграли оппонентов. Во-первых, они показали себя более энергичными, ориентированными на молодежь, и привлекли на свою сторону народных любимцев, включая женский гандбольный клуб "Будучност", выигравший Европейский кубок (на чествовании девушки появились в майках ало-золотых цветов национального флага с изображением сердца и надписью "Да!" - это был брэнд сторонников отделения). Во-вторых, Джукановичу удалось обратить в свою же пользу обвинения в намерении создать государство "под себя": во время теледебатов с лидером Социалистической народной партии Черногории и блока противников отделения Предрагом Булатовичем он заявил, что готов подать в отставку, если это убедит сторонников Булатовича изменить свое отношение к перспективе независимости. В-третьих, Джуканович и его соратники подготовили Декларацию об отношениях с Сербией, гарантирующую сербам на территории Черногории все права, кроме избирательного. Это убедило многих черногорцев в том, что обретение независимости не будет сопряжено с конфликтом с Сербией.

Сербские власти, со своей стороны, вполне понятно, не были в восторге от стремления Черногории к независимости. Но их жесткие заявления о том, что Черногории следует уважать в Сербии "старшего брата", уж точно не могли привлечь на их сторону черногорцев, в особенности молодых.

Независимость Черногории

В 1878 году в Берлине состоялся конгресс европейских держав, зафиксировавший новую ситуацию на Балканах по итогам очередной русско-турецкой войны. Россия изначально представила дело таким образом, что вела войну не столько в собственных интересах, сколько в интересах балканских славян - братьев по крови и по вере. На правах победительницы она могла диктовать свои условия. Не все эти условия были выполнены из-за сопротивления Англии, Франции, недавно возникшей Германии и других государств, каждое из которых имело на Балканах свой интерес, но в целом Россия могла с гордостью констатировать, что добилась для южных славян независимости. В частности, самостоятельную государственность обрели Черногория и Сербия.

Главой независимой Черногории стал обласканный российскими императорами Николай I Негош. До 1910 года он носил титул князя, затем стал именоваться королем. Черногория, впрочем, была не самодержавной, а парламентской монархией, и король зависел от Скупщины. Во время Первой мировой войны в Черногорию вошли сербские войска, после чего Скупщина приняла решение присоединить Черногорию к Сербии, а короля изгнать. По аналогичному сценарию в ходе Второй мировой войны к СССР присоединялись прибалтийские республики.

Именно у памятника королю Николаю стали собираться в ночь на понедельник сторонники независимости, празднуя свою победу, в которой были заранее уверены.

Лишь в 1997 году, когда уже шел необратимый процесс распада Югославии, Черногория заявила о своих правах на суверенитет.

Так называемые Белградские соглашения, на основании которых возникло государственное сообщество Сербии и Черногории в качестве правопреемника распавшейся Югославии, были подписаны в 2002 году. Каждая страна имела свой парламент, президента и правительство. Кроме того, появились парламент, президент и правительство государственного сообщества. Сообщество являлось единым субъектом международного права. Белградские соглашения предусматривали проведение референдума о независимости Черногории не ранее 2006 года.

Государственное сообщество и впрямь было довольно неестественным образованием. В его пределах фактически не сложилось единой экономической системы. В то время как Сербия осталась привержена национальной валюте - динару, - в Черногории основным платежным средством стал евро. Соответственно, у Сербии и Черногории не было единого центрального банка.

Евросоюз неоднократно давал понять, что не хотел бы разделения республик. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Хавьер Солана обещал ускорить рассмотрение вопроса о принятии государственного сообщества в союз на правах ассоциированного члена при условии, что референдум о Черногории будет отложен как минимум до 2009 года. Однако Черногория продолжала настаивать на своем желании быть независимой. Позиция ЕС, а равно США и России, стала постепенно меняться. Признавая "неуклюжесть" государственного сообщества, основные игроки на мировой политической арене согласились им пожертвовать.

В принципе, Черногория и без прошедшего референдума была более или менее самостоятельным независимым государством. Вместе с Черногорией Сербия лишается выхода к морю. У Черногории же появляется возможность стать второй Хорватией. Российские бизнесмены уже несколько лет скупают недвижимость в Черногории на берегу Адриатического моря.

В числе первых политиков, давших свои комментарии по поводу обретения Черногорией независимости, был лидер хорватской оппозиции, бывший премьер-министр Хорватии Ивица Ракан. "Это воля черногорского народа, и ее следует уважать, - передает его слова агентство France Presse . - Нет причин, по которым Хорватия не может быть одним из первых государств, которые признают независимость Черногории".

Действительно, разделение Сербии и Черногории пока получилось самым мирным на территории бывшей Югославии.

Югославия Зетская бановина
Губернаторство Черногория
Социалистическая Республика Черногория
Республика Черногория (1992-2006) Черногория Портал «Черногория»

Референдум о независимости Черногории - референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории состоялся 21 мая 2006 года . Общая явка на референдуме составила 86,5 %. Для того, чтобы Черногория вышла из государственного союза с Сербией требовалось 55 % голосов проголосовавших. ЕС , ООН , КНР и Россия выразили намерение уважать результаты референдума. 55,5 % проголосовали за независимость Черногории и 44,5 % отдали свои голоса против нарушения государственного союза с Сербией .

После этого Государственный Союз Сербии и Черногории прекратил своё существование. Сербия стала правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории. Правительство страны заявило о том, что в самой Сербии вскоре будет принята новая конституция .

Конституционное законодательство [ | ]

Процесс выхода из состава государственного союза Сербии и Черногории регулировался, принятой 4 февраля 2003 года парламентом Союзной Республики Югославия . Статья 60 Конституции требовала, чтобы прошло не менее трёх лет с момента ратификации данной хартии, до того как одна из республик может выйти из Государственного Союза . Также государство, которое выходит из союза, отказывается от всех прав на политическую и правовую преемственность и не может являться правопреемником Государственного Союза Сербии и Черногории. Это означало, что выходящее из союза государство (в данном случае Черногория), подавая заявку на вступление в международные организации (например в Организацию Объединённых Наций) должна быть признана мировым сообществом , а Сербия становится правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории.

На пути к референдуму [ | ]

Принятый закон о референдуме обязывал парламент уважать результаты волеизъявления народа. Результаты референдума должны быть обнародованы в течение 15 дней, а решение, которое будет вынесено в ходе голосования должно быть исполнено в течение 60 дней. Руководство Сербии заявило, что оно будет уважать результаты референдума, и не вмешиваться в суверенитет Черногории.

Предпосылки проведения референдума [ | ]

Переговоры между властями Черногории и оппозицией об условиях проведения референдума шли с начала 2006 года. Первоначально оппозиция, выступавшая против самостоятельности Черногории, категорически отказывалась обсуждать даже самую идею проведения референдума. Евросоюз предложил своё посредничество . Посредническая миссия была возложена на спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака . В ходе дальнейшего обсуждения оппозиция приняла идею референдума и договорилась с правящей коалицией об условиях его проведения. Тем не менее, оставались расхождения по ключевому вопросу - о большинстве, необходимом для принятия решения.

Согласно черногорскому закону о референдуме, для принятия решения было необходимо набрать 50 % плюс один голос участвовавших в референдуме при обязательной явке в 50 %. Оппозиция же требовала обеспечить участие в референдуме не только населения самой Черногории , но и черногорцев , в Сербии. В этих условиях Мирослав Лайчак предложил свою формулу: Евросоюз признает независимость Черногории, если за неё проголосуют 55 % от числа участвующих в референдуме. Эта формула вызвала бурно негативную реакцию в Черногории. Премьер-министр Мило Джуканович предупредил, что она несёт в себе опасность для стабильности Черногории.

Вопрос референдума [ | ]

Вопрос заданный на референдуме звучал так:

Желаете ли Вы, чтобы Республика Черногория стала независимым государством с полным международно-правовым суверенитетом?

Оригинальный текст (серб.)

Желите ли да Република Црна Гора буде независна држава са пуним међународно-правним субјективитетом?

Блоки [ | ]

За независимость выступали следующие политические силы:

Сторонники независимости делали ставку на историю Черногории и права национальных меньшинств. Черногория была признана независимым государством ещё в 1878 году в ходе Берлинского конгресса . В 1918 году независимость страны была ликвидирована, когда в условиях окончания Первой мировой войны ассамблея Черногории приняла акт объединения с Сербией . Сторонники независимости обещали всем национальным меньшинствам полное соблюдение их прав в независимой Черногории. Лидером сторонников независимости являлся Мило Джуканович.

За продолжение союза с Сербией выступали:

23 мая 2006 года избирательная комиссия Черногории объявила результаты референдума. Явка на референдуме составила 86,49 %. 55,49 % голосовавших высказались за независимость. 44,51 % высказались за сохранение союза Сербии и Черногории . Подведение окончательных результатов было отложено в связи с тем, что 19 000 голосов оспаривалось оппозицией. Предраг Булатович отказался признать результаты референдума, заявив, что информацию об итогах голосования нельзя считать окончательной . Он потребовал полного пересчета голосов, однако в этом оппозиции было отказано комиссией по проведению референдума и европейскими наблюдателями, которые заявили об уверенности в том, что голосование было свободным и справедливым .

В регионах на границе с Сербией и Боснией большинство высказалось против независимости. В муниципалитете Плужине , населённом, 75 % проголосовали за союз. В центральных районах Черногории , где большинство населения составляли черногорцы, сторонники независимости имели значительную поддержку.

Результаты выборов по муниципалитетам

Результаты голосования
Муниципалитет Зарегистр.
избирателей
Явка Действительных
голосов «Да»
Действительных
голосов «Нет»
Андриевица 4 369 3 928 (89,91 %) 1 084 (27,74 %) 2 824 (72,26 %)
Бар 32 255 26 382 (81,79 %) 16 640 (63,67 %) 9 496 (36,33 %)
Беране 28 342 24 051 (84,86 %) 11 268 (47,17 %) 12 618 (52,83 %)
Биело-Поле 40 110 35 051 (87,39 %) 19 405 (55,69 %) 15 437 (44,31 %)
Будва 12 797 11 199 (87,51 %) 5 915 (53,32 %) 5 179 (46,68 %)
Даниловград 11 784 10 669 (90,54 %) 5 671 (53,71 %) 4 887 (46,29 %)
Жабляк 3 407 3 096 (90,87 %) 1 188 (38,67 %) 1 884 (61,33 %)
Колашин 7 405 6 820 (92,10 %) 2 852 (42,22 %) 3 903 (57,78 %)
Котор 17 778 14 897 (83,79 %) 8 200 (55,70 %) 6 523 (44,30 %)
Мойковац 7 645 6 923 (90,56 %) 3 016 (43,93 %) 3 849 (56,07 %)
Никшич 56 461 50 737 (89,86 %) 26 387 (52,63 %) 23 790 (47,37 %)
Плав 12 662 8 941 (70,61 %) 7 016 (78,92 %) 1 874 (21,08 %)
Плужине 3 329 2 959 (88,89 %) 716 (24,30 %) 2 230 (75,70 %)
Плевля 27 882 25 268 (90,62 %) 9 115 (36,28 %) 16 009 (63,72 %)
Подгорица 129 083 113 915 (88,25 %) 60 626 (53,67 %) 52 345 (46,33 %)
Рожае 19 646 15 239 (77,57 %) 13 835 (91,33 %) 1 314 (8,67 %)
Тиват 10 776 8 800 (81,66 %) 4 916 (56,45 %) 3 793 (43,55 %)
Улцинь 17 117 13 985 (81,70 %) 12 256 (88,50 %) 1 592 (11,50 %)
Херцег-Нови 24 487 20 220 (82,57 %) 7 741 (38,66 %) 12 284 (61,34 %)
Цетине 15 077 13 538 (89,79 %) 11 532 (86,38 %) 1 818 (13,62 %)
Шавник 2 306 2 123 (92,06 %) 906 (43,08 %) 1 197 (56,92 %)
Тюрьмы 495 379 (77,82 %) 108 (22,18 %)
Всего 484 718 419 236 (86,49 %) 230 711 (55,50 %) 184 954 (44,50 %)

Международная реакция [ | ]

22 мая 2006 года президент Хорватии Стипе Месич отправил поздравительную телеграмму в Подгорицу. Месич был первым иностранным лидером, отреагировавшим на положительный итог референдума для сторонников независимости. Генеральный секретарь Совета Европейского союза Хавьер Солана поздравил Черногорию с «успешным» референдумом и отметил, что высокая 86-процентная явка подтверждает легитимность процесса . Комиссар ЕС по вопросам расширения

Провозглашение независимости Черногории означает последний этап распада бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия, начавшегося в 1991 году с отделения Словении и Хорватии, а затем - Боснии и Герцеговины и Македонии.

В 1992 году на референдуме черногорцы высказались за то, чтобы их страна сохранила связь с республиками, которые хотели бы образовать новую федерацию. Единственной республикой, которую касался этот "выбор", была, естественно, Сербия, а сторонники независимости бойкотировали референдум.

Тесно связанная с Сербией во времена Слободана Милошевича, Черногория не скрывала своего стремления к независимости с конца 90-х годов. С 2000 года Европа выступала против такой перспективы: она долго опасалась, что независимость Черногории автоматически повлечет за собой независимость Косова, поскольку эта территория, находящаяся под протекторатом ООН, теоретически являлась частью Югославской Федерации, замененной в 2003 году Союзом Сербии и Черногории.

Черногорцы заявляли тогда, что они стали "заложниками" проблемы Косова. Теперь этот вопрос уже не стоит, поскольку осенью прошлого года в Вене начались переговоры по определению окончательного статуса Косова.

В этих условиях обретение независимости Черногорией не должно иметь прямых последствий для статуса Косова, несмотря на то что многие албанские руководители в Приштине с интересом следят за событиями в Подгорице, считая, что судьбы Косова и Черногории остаются взаимосвязаны.

Обретение независимости Черногорией является прежде всего тяжелым ударом для Сербии, и без того "оглушенной" замораживанием переговоров с Европейским союзом из-за промедления с арестом генерала Ратко Младича, которого по-прежнему ждет Международный трибунал по бывшей Югославии.

С отделением Черногории Сербия автоматически также станет независимой. Более того, она будет единственной законной наследницей бывшего единого государства.

В воскресенье либеральная группа G17+, которая уже давно заявляет, что разделение Черногории и Сербии будет предпочтительным вариантом для обеих республик, провела в нескольких кварталах символический и чисто консультативный референдум о независимости Сербии. Тем не менее, парадокс заключается в том, что официально мнением сербских избирателей о том, какую форму государства они бы предпочли, никто не поинтересуется.

Черногория надеется, что, став независимой, она сможет быстро возобновить переговоры с Европой, тогда как Сербия рискует впасть в глубокую стагнацию, и это может иметь опасные последствия для всего региона.

Крайне правые националисты сидят в засаде: по опросам, сербскую Радикальную партию поддерживает около 35% населения.

В то время как эта партия по-прежнему вынашивает планы создания "Великой Сербии", сербские национальное пространство продолжает сжиматься, хотя, по логике вещей, независимая Черногория сохранит добрые отношения с соседом.

Сербское правительство Воислава Коштуницы сделало выбор в пользу политики "чем хуже, тем лучше", открыто встав на сторону черногорской "унионистской" оппозиции и отказавшись провести до референдума дискуссию о перспективах отношений между Сербией и Черногорией. Между тем Белград и Подгорица вполне могут найти общий язык. Ибо для сербов потеря Черногории является стратегической катастрофой - последней в длинной цепочке катастроф: они устрачивают последний выход к морю, к небольшому участку Адриатики, остававшемуся для них единственным окном в мир.

После провозглашения в 2006 г. о независимости Черногории, на геополитической карте Европы появилось новое государство как последний осколок бывшей Югославии. Черногория была самым верным союзником Сербии, и именно единство этих двух православно-славянских народов, сербов и черногорцев, напоминало миру до 2006 г. о союзной республике Югославии, являющейся в тот период единственным общеславянским домом после развала СССР (сплачивающий русских, украинцев, белорусов), ЧССР (Чехословацкая Советская Социалистическая Республика) и СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия).

Весьма примечательным в этой связи является сам референдум о независимости Черногории. Западу очень трудно было понять часто нерациональное поведение черногорцев. Им предлагали интеграцию в “цивилизованный мир”, а они поддерживали Сербию и готовы были голодать под санкциями, чтобы восстановить и как можно дольше сохранить все ту же Югославию .

С конца 1990-х годов Западом, и в первую очередь США, всячески поощрялась попытка отделения и отчуждения Черногории от союза с Сербией, после того, как сумели окончательно рассорить сербов почти со всеми республиками бывшей СФРЮ (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина), поднимая на уровень государственной политики исторически сложившиеся этнические и конфессиональные противоречии между балканскими народами. Именно тогда лидер «Демократической партии социалистов Черногории» Мило Джуканович из соратника президента Югославии Слободана Милошевича превратился в его непримиримого противника, что сразу привлекло на его сторону западное сообщество. Под мощным нажимом ЕС и при активном участии генсека НАТО и существовавшая до 2011 г. оборонительной организации Западноевропейского союза Хавьера Соланы, в феврале 2003 г. Союзная Республика Югославия трансформировалась в конфедеративный Союз Сербии и Черногории . При этом заметим, что к этому времени, в результате «Бульдозерной революции», наиболее видные сторонники сохранения единого государства во главе с Милошевичем были либо свергнуты, либо отстранены от власти .

Судя по тому, как, кем и на какой законодательной базе создавалось и поддерживалось это государство, можно однозначно утверждать, что оно изначально было обречено на распад . В результате преступного бездействия президента союзной республики Сербии и Черногории Светозарна Маровича, который провалил выборы 2005 г., Джуканович и черногорский президент Филипп Вуянович выступили с новым (известным нам, странам бывшего СССР, по аналогии) планом о превращении Государства в союз независимых государств.

Оппозиция Черногории, выступавшая в начале с резкой критикой референдума о самостоятельности, при посредничестве спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака по неизвестным причинам, в конце концов, приняла идею референдума, согласившись признать независимость Черногории, если за нее проголосуют 55 % от общего числа участвующих в референдуме. 21 мая 2006 года состоялся референдум, где за независимость Черногории высказались 55,5 % избирателей .

Считаем немаловажным, что даже флаг нового независимого государства был выбран не триколор состоящий сверху вниз - красного, синего и белого цветов, который являлся традиционным для черногорцев, а красное полотнище с гербом в центре. По мере того, как лидер Черногории М. Джуканович начал вести политику обособления Черногории от Югославии, у него возникла потребность во флаге, который бы не напоминал о единстве с Сербией и Россией, ибо черногорский стяг был принят по аналогии с российским флагом. В связи с этим с 2004 г. был принят красный флаг золотой каймой по краям. Интересно, что данный флаг лишь незначительными деталями отличается от военного флага черногорской армии, который одновременно был флагом коллаборационистского режима Дрлевича времён 2-й мировой войны.

Традиционный и н еофициальный флаг Черногории (черногорский триколор)

Флаг независимой Черногории

Как показывает практика, содействие осуществлению программ, отдаляющих от Москвы и Белграда неконкурентоспособных государств, выгодно только Западу в лице НАТО. Те свято действуют по проверенному веками принципу: «разделяй и властвуй». Более того, со вступлением в западноевропейское общество, новые члены НАТО всячески пытаются показаться антирусским-антисербским, демонстративно проводя по отношению к бывшему союзу политику обиженных и порабощенных народов. Если последние тенденции раньше подогревались в Прибалтике, Хорватии и Боснии, то с Украиной и Черногорией придется потрудиться, потому как в последних странах большая часть населения пока еще сохраняет исторические связи с центром.

Ваге Аветисян

Библиографический список

  1. Гуськова Е. Ю., Варианты решения территориальных вопросов и проблемы независимости в многонациональных государствах (на примере Югославии), Выступление на международной научной конференции “Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе”, организованной Международным Фондом Содействия Свободная Европа (Сочи). 23 марта 2006 г.
  2. Гуськова Е. Ю., Сербия и Черногория на перепутье, выступление на V Международной научной конференции “Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях”, 29-30 мая 2003 г., ИМЭПИ.
  3. После «революции» федеральный конституционный суд принял решение о внесении изменений в протокол выборов и президентом страны стал Воислав Коштуница. В декабре того же года прошли парламентские выборы, на которых победу одержала демократическая коалиция, передавший пост премьер-министра страны Зорану Джинджичу. По его инициативе в июне 2001 г. Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии был тайно передан Слободан Милошевич, что вызвало возмущение в Сербии. Период с октября 2000 г. по март 2003 г. можно назвать “временем Зорана Джинджича”, когда распалась Югославия и возникло государственное образование Сербия и Черногория (СиЧ), а Косово и Метохия семимильными шагами продвинулись к независимости (Гуськова Е. Ю., Сербия и Черногория на перепутье). Действие премьер-министра привели к тому, что 12 марта 2003 г. Джинджич был убит.
  4. Гуськова Е. Ю., От идеи югославизма к идее сербства: сербская государственность в конце XX в., “Инслав”, 15-16 июня 2004 г., Конференция “200 лет сербской государственности”.
  5. http://www.newsru.com/world/31may2006/montenegro.html (от 31 мая 2006 г.).

Новости партнеров (RedTram)

Related articles

  • Posted: Июль 14, 2017

    В начале сентября на улицы страны могут выйти порядка 10 тыс. человек с требованием о досрочных парламентских выборах «Демократический фронт» (ДФ), объединяющий главные оппозиционные силы Черногории, намерен выступить инициатором массовых акций протеста. Для организации демонстраций он предложит объединиться всем представителям оппозиции и неправительственным организациям (НПО). Массовые выступления должны привести к досрочным парламентским выборам, считает лидер ДФ Милан Кнежевич. По его

  • Posted: Апрель 30, 2017

    Этническое и религиозное противостояние между двумя группами населения Македонии - православными македонцами и мусульманами-албанцами - снова достигло точки кипения. 27 апреля вечером депутаты Собрания (парламента) Македонии большинством в 62 голоса из 120 избрали этнического албанца Талата Джафери, который представляет крупнейшую партию албанского нацменьшинства ДУИ, председателем законодательного органа. Слово «избрание» в данном случае можно писать в кавычках, поскольку оно состоялось в отсутствие покинувшего парламентский зал

  • Posted: Апрель 26, 2017

    Практика коллективной ответственности - одна из самых омерзительных черт тоталитарных режимов. Но не менее отвратительной является стратегия использования целого народа для подрыва стабильности в том или ином регионе. В случае с албанцами заказчики очередного взрыва на Балканах могут получить очень громкое эхо по всей Европе. Практически два месяца в городах Македонии, особенно в столице страны Скопье, не стихают массовые митинги и манифестации, проходящие под лозунгом «За единую Македонию». Накануне,

  • Posted: Апрель 6, 2017

    На территории бывшей Югославии вновь обострились религиозные и этнические противоречия, все чаще вспыхивают межнациональные конфликты. Согласно германскому Институту по изучению международных конфликтов в Гейдельберге, в балканском регионе отмечено 18 больших и малых конфликтов, к которым относятся, в частности: - Спор между Словенией и Хорватией по поводу морской границы в Пиранском заливе, а также горного массива Света-Гера; - Спор между Хорватией и Сербией по поводу островов Шаренград и Вуковар на Дунае; - Попытки

  • Posted: Январь 19, 2016

    Начиная с 1990 г. в активную фазу вступил план НАТО по ослаблению и расчленению сербского народа. За сравнительно бескровным отделением Словении от Югославии, последовала череда ужасных по своим масштабам трагических событий в республиках и различных уголках бывшего союза славян.

В 2006 г. состоялся референдум в Черногории, результатом которого стало прекращение существования Государственного Союза Сербии и Черногории и образование двух государств – Республика Черногория и Республика Сербия.

Процесс выхода из состава государственного союза Сербии и Черногории регулировался Конституционной хартией Сербии и Черногории, принятой 4 февраля 2003 г. парламентом Союзной Республики Югославия. Статья 60 Конституции требовала, чтобы прошло не менее трёх лет с момента ратификации данной хартии, до того как одна из республик может выйти из Государственного Союза. Также государство, которое выходит из союза, отказывается от всех прав на политическую и правовую преемственность и не может являться правопреемником Государственного Союза Сербии и Черногории. Это означало, что выходящее из союза государство (в данном случае Черногория), подавая заявку на вступление в международные организации (например, в Организацию Объединённых Наций) должна быть признана мировым сообществом, а Сербия становится правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории.

По Конституции Черногории государственный статус не может быть изменён без всенародного референдума. Закон о референдуме был внесён на обсуждение в черногорский парламент президентом Филипом Вуяновичем. 2 марта 2006 г. закон о референдуме был единогласно принят.

Принятый закон о референдуме обязывал парламент уважать результаты волеизъявления народа. Результаты референдума должны быть обнародованы в течение 15 дней, а решение, которое будет вынесено в ходе голосования должно быть исполнено в ходе 60 дней. Руководство Сербии заявило, что оно будет уважать результаты референдума, и не вмешиваться в суверенитет Черногории.

Переговоры между властями Черногории и оппозицией об условиях проведения референдума шли с начала 2006 г. Первоначально оппозиция, выступавшая против самостоятельности Черногории, категорически отказывалась обсуждать даже самую идею проведения референдума. Евросоюз предложил своё посредничество. Посредническая миссия была возложена на спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака. В ходе дальнейшего обсуждения оппозиция приняла идею референдума и договорилась с правящей коалицией об условиях его проведения. Тем не менее, оставались расхождения по ключевому вопросу - о большинстве, необходимом для принятия решения.

Согласно черногорскому закону о референдуме, для принятия решения было необходимо набрать 50 % плюс один голос участвовавших в референдуме при обязательной явке в 50 %. Оппозиция же требовала обеспечить участие в референдуме не только населения самой Черногории, но и черногорцев, живущих в Сербии. В этих условиях Мирослав Лайчак предложил свою формулу: Евросоюз признает независимость Черногории, если за неё проголосуют 55 % от числа участвующих в референдуме. Эта формула вызвала бурно негативную реакцию в Черногории.


Референдум о независимости Черногории – референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории состоялся 21 мая 2006 г. Общая явка на референдуме составила 86,5 %.

Вопрос заданный на референдуме звучал так: «Желаете ли Вы, чтобы Республика Черногория стала независимым государством с полным международно-правовым суверенитетом?». Для того, чтобы Черногория вышла из государственного союза с Сербией требовалось 55 % голосов проголосовавших. ЕС, ООН, Китай и Россия выразили намерение уважать результаты референдума. 55,5 % проголосовали за независимость Черногории и 44,5 % отдали свои голоса против нарушения государственного союза с Сербией.

К 23 мая 2006 г. результаты референдума были признаны всеми пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, что свидетельствовало о том, что после провозглашения независимости Черногорией последует её международно-правовое признание. 31 мая 2006 г. были обнародованы результаты референдума, которые подтверждали независимость Черногории. После этого 3 июня 2006 г. парламент Черногории официально опубликовал декларацию о независимости.

После этого Государственный Союз Сербии и Черногории прекратил своё существование. Сербия стала правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории.