Cочинение «Тема русского характера в рассказе М. А

  • 28.01.2021

Произведение М. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о жизни простого человека во время войны. Русский человек перенес все ужасы страшной войны и ценой личных потерь одержал победу, завоевал независимость своей страны. Главный герой рассказа – Андрей Соколов. В нем автор воплотил наилучшие качества русского характера: терпение, стойкость, скромность и особое чувство собственного достоинства.

Именно благодаря таким чертам характера русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

В самом начале рассказа автор довольно спокойно описывает приметы первой послевоенной весны. Шолохов, как будто готовит читателя к знакомству с главным героем произведения, Андреем Соколовым, у которого глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Соколов о прошлом вспоминает сдержанно, устало, перед своей исповедью он сгорбился и опустил на колени темные, большие руки. Читатель должен прочувствовать, насколько трагична и непроста судьба шолоховского героя.

Жизнь обыкновенного русского человека Андрея Соколова предстает перед читателем со всеми радостями и горестями. С самого детства он уже знал, почем «фунт лиха», воевал в гражданскую войну. Затем, скромный трудяга и отец большого семейства, Соколов был по-своему счастлив. Но снова началась война, которая сломала жизнь этому человеку, оторвала его от семьи и от дома. Соколов идет на фронт. В первые же месяцы войны он был ранен дважды и контужен, а впереди его ждало самое страшное – фашистский плен.

Герою довелось испытать нечеловеческие страдания, муки и лишения. Два года Соколов находился в плену у фашистов и стойко переносил все ужасы этого ада. Его попытка сбежать оканчивается неудачей. Соколов расправляется с предателем и трусом, который готов выдать командира, спасая собственную шкуру. Наиболее выразительно показаны чувство собственного достоинства, выдержка и сила духа героя в его нравственном поединке с комендантом концлагеря. То, с каким мужеством готов встретить смерть истощенный и обессиленный узник, поражает даже фашиста, давно утратившего человеческий облик.

И все же герою удалось бежать из плена, он вновь становится солдатом. Не один раз Андрею доводилось смотреть смерти в глаза, но он всегда оставался человеком. Война закончилась, и герой вернулся домой, где его ждали самые серьезные испытания. Андрей Соколов вышел из войны победителем, но потерял все самое дорогое, что было в его жизни. На том месте, где когда-то стоял построенный его руками дом, Андрей увидел лишь черную воронку от немецкой авиабомбы. Все члены его семьи погибли. Герой невольно задается вопросом, почему жизнь так сурова к нему относится, но ответа найти не может.

После всего, что довелось пережить Андрею Соколову, кажется, он должен был бы ожесточиться и озлобиться на весь мир, но этого не произошло. Судьба не смогла сломить героя, она изранила его душу, но не убила ее. В душе Соколова осталось еще достаточно теплоты, которую он дарит усыновленному им мальчишке-сироте, Ванюше, со «светлыми, как небушко глазами». То, что после всех утрат, Андрей Соколов сумел начать жизнь сначала, усыновив мальчика, подтверждает его огромную нравственную силу. Этот человек продолжает жить, несмотря на все горести и несчастья своей судьбы. Шолохов пишет о том, что ему очень хочется верить в силу этого героя, возле отцовского плеча которого обязательно вырастет настоящий человек и сможет, если понадобится, защитить Родину, преодолев все препятствия на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» наполнен светлой и глубокой верой в человека. Заглавие его очень символично: это рассказ не только о конкретной судьбе Андрея Соколова, а повествование о жизни всего русского народа, одержавшего победу в кровопролитной войне и вынесшего на себе все ее тяготы и лишения.

Обновлено: 2012-04-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ранней, весной 1946 года встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а желание высказаться все увеличивалось. И вот в 1956 году за несколько дней был написан рассказ «Судьба человека». Произведение это повествует о страданиях и стойкости простого русского человека.

В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты характера, обусловленные подлинно народным мировоззрением: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с неравнодушием к чужой беде, с чувством ответственности за судьбу Родины.

Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки. В начале повествования автор почти бесстрастно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской».

Соколов вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что мы узнаем о трудной, а может быть, и о трагической судьбе. И действительно, жизнь Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил.

Перед нами проходит вся жизнь героя. Он - ровесник века. С детства узнал, почем «фунт лиха». В гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уехал из родной воронежской деревни на Кубань. Возвратился домой, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью.

Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт с начала войны, с первых ее месяцев. Он был дважды ранен, контужен, и наконец, самое страшное - попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года был Соколов в плену. Но он сохранил активную жизненную позицию.

Он пытается бежать, но неудачно; расправляется с трусом и предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря.

Андрею все же удается бежать из плена, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Теперь Соколов живет единственно надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась: герой стоит у могилы сына, погибшего в последний день войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то что его душа полна постоянным ощущением мучительной боли.

Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту - Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

«И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто отдельная судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе Человека с большой буквы, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой заплатил советский народ за право всего человечества на будущее. Поэтому так важна нравственная роль этого небольшого по объему рассказа.

Регион: Ростовская область, Волгодонской район, х. Потапов

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ: Потаповская СОШ

    Предмет: литература

    Класс: 9

    Тема урока: « Изображение подлинно русского национального характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

    Цель урока: осмысление учащимися идейно-художественного содержания рассказа и его глубокой нравственной сущности; влияние эмоциональной атмосферы рассказа на читательские чувства.

    Задачи урока:

- формирование литературоведческих компетенций (работа с понятиями: сюжет, композиция, проблема, эпизод, портрет, деталь, характер, судьба); ф ормирование навыков проектн о-исследовательской деятельности на различном материале: художественном тексте, научной и справочной литературе;

Развитие коммуникативных компетенций (развитие устной связной речи через сообщения учащихся, выразительное чтение, размышления о прочитанном, анализ эпизода);

Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств учащихся (человеческое достоинство, любовь к ближнему);

пробуждение интереса к творчеству писателя и развитие шолоховских традиций на Дону.

    Планируемые образовательные результаты: учащиеся приобретут исследовательские навыки ориентирования в потоке информации и научатся анализировать ее; обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.

    Содержание урока:

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

Вводный (организационно-мотивационный: подготовка к написанию сочинения, эссе, письма по выбору учащихся ) этап

Учитель зачитывает эпиграф к уроку (слайд 1) и задает вопросы: «Что такое характер?» Каково лексическое значение данного слова в толковом словаре С. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона? Какими чертами характера могут обладать люди вообще и в частности русские?

Первая группа учащихся (индивидуальное домашнее задание для ответственных за теоретико-литературные понятия на уроке, в проекте). Учащиеся зачитывают определение слова «характер», проводят словарную работу, подбирают синонимы к слову (слайд 2).

Хара-ктер , -а, м. 1.Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твердый, смирный. 2.Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. (По С. Ожегову)

Характер, греч., совокупность существенных свойств и особенностей предмета. Характер человека – совокупность психических черт человека как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. (По Ф. Брокгаузу)

Учитель: открывает слайд 3, и учащиеся из 1-ой группы зачитывают высказывание А.Н. Толстого о русском характере. «Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…»

Учитель: Поразмышляйте о выше сказанном и постарайтесь определить тему нашего занятия и цель.

Учащиеся высказывают свое мнение. При затруднении роль учителя заключается в консультировании, оказании помощи, направлении деятельности учащихся в методически нужное русло.

Учитель обобщает сказанное, озвучивает тему, цель и задачи урока (слайд 4), п осле чего задает вопрос: «Может ли характер человека быть каким-либо образом связан с его судьбой?»

Учитель: По мнению М. А. Шолохова, человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические, обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Учащиеся знакомы с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

Вторая группа учащихся (ответственные за историю создания рассказа). «Встреча на охоте» . Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М. Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский. Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе. Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов. Десять лет спустя Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Критик (один из учащихся). Отклики на рассказ. Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей. По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен, и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем. Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году.
Индивидуальное задание для учащегося (сведения об адресате данного рассказа ). Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Она из семейного рода революционеров. Дядя, основатель школы биохимии, академик Алексей Бах, был народовольцем. Борьбу против самодержавия вели два ее брата. Муж – революционер – погиб в 1919 году. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Она сразу увидела в молодом Шолохове блистательный талант художника слова и темпераментного борца за правду, независимого в суждениях. Тогда же установилась дружба и переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в ст. Вешенскую.

Шолохов оставался другом семьи Левицких. Когда был арестован зять Евгении Григорьевны, Иван Терентьевич Клейменов, Михаил Александрович в 1938 году ходил к Берия, просил о «тщательном и беспристрастном разборе дела». Но было поздно: Клейменов был расстрелян. М. А. Шолохов воспринял это как расправу над своим другом.

Учитель: Следовательно, рассказ посвящен лучшему другу и мудрому наставнику, человеку, понимавшему Шолохова как никто другой. А наша с вами задача – понять, какие сокровенные мысли вложил писатель в рассказ о судьбе человека по имени Андрей Соколов, о его истинно русском национальном характере.

Беседа по вопросам

Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе»).

А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

Как называется такая композиция? (Кольцевая).

Первая группа учащихся: Сообщает о композиции рассказа, о жизни главного героя, которая делится на 3 логических части: до войны, во время войны, после войны.

Учитель: Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.) Найдите в тексте портретную характеристику А. Соколова и зачитайте. Определение слова «портрет» дает первая группа.

Третья группа учащихся (ответственные за художественное чтение, работу с текстом. По количеству детей – самая большая группа, 5 человек). Учащиеся зачитывают портретную характеристику героя.

Учитель: Каков характер деталей, отобранных М. Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей? (Определение слову «деталь» дают учащиеся первой группы.)

Третья группа учащихся : Работа с текстом. Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне. В облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка». Вся картина мира, как символ весеннего его возрождения; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»; глаза Ванюши «светлые, как небушко». Нельзя не заметить, как автор заостряет свое внимание на особой детали в рассказе – «сердце героя».

Индивидуальная работа учащегося, подготовленного дома. (Выписать из текста цитаты, в которых говорится о сердце героя)

    «Сердце сжалось в комок и не разжимается».

    «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать».

    «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут».

    «Сердце раскачалось - поршня надо менять. Схватит и прижмет».

Учитель: Таким образом, через жест, с помощью изобразительно-выразительных средств малозаметную деталь М.А. Шолохов показывает внутреннее переживание героя.

Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Третья группа учащихся: (знание текста, пересказ, эпизод) Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 1941 отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 1942 года. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 1944 сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9 мая 1945 года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 1946 года на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором.

Работа в тетрадях. Запись в таблицу (слайд 5) цитат из текста

Жизнь Андрея Соколова

до войны

во время войны

после войны

Беседа по вопросам, работа с текстом

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. (“Поначалу жизнь моя была обыкновенная…”, “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Чему радуется главный герой? (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Назовите черты характера А. Соколова в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.) Подтверждение примерами из текста (группа 3)

Что меняет быт главного героя? (Война.)

Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.) Примеры из текста (группа 3)

Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.) Чтение и анализ эпизода как фашист протягивает Соколову хлеб. Анализ эпизода с Мюллером. (О чем думает в начале эпизода Соколов? Готов ли он к смерти? Как ведет себя герой перед немцами? Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти? Почему немцы его пощадили? Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии?)

Проанализировав данный эпизод, можно сделать вывод, что Соколов одержал над немцами нравственную победу.

Учитель: Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде? (Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех, даже ценю своей жизни. Эпизод в плену с предателем наталкивает на мысль о непримиримости героя).

Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера.

- В чем же составляющая сила характера Соколова? (В поступках, в вере, в умении противостоять).

Какие черты проявил главный герой в этом фрагменте? (Сила воли, твердость русского характера, достоинство, патриотизм)

Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

- Что ждет Андрея впереди? (Работа с текстом. «Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!” ) .

Что значит для человека дом? (Это очаг, хранитель семейного счастья. Вместе с домом теряются надежда и смысл жизни. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе и пустоту.)

Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, покончить жизнью и т.п. Но герой не ожесточился, так как в его жизнь врывается Ванька.)

Учитель: Мы не раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или иного героя. Что можно сказать о речи Андрея Соколова?

Третья группа учащихся: Речь героя проста, понятна, по-народному колоритна. Учащиеся приводят примеры пословиц из текста, просторечий, используемых в речи А. Соколова, сравнительных оборотов.

Учитель: Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе.

Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила характера у М. А. Шолохова в рассказе заключается в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила в преодолении. А для этого необходима высокая нравственная закалка.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: «Как же судьба человека зависит от его характера? Дайте развернутый ответ на примере жизни А. Соколова»

Предполагаемые ответы учащихся

Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу русского характера.

Учащиеся записывают в тетрадь основные черты характера человека (слова-синонимы): выносливость, стойкость, великодушие, умение любить (семью, дом, Родину, работу), храбрость, мужество, сострадание, доброта, патриотизм и др.

Учитель: Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. (Учитель сообщает учащимся о сайте «Подвиг народа»)

Критик (один из учащихся) рассказывает об акции «Бессмертный полк», проходившей в нашей школе, и героическом подвиге его прадеда Корнеева Георгия Николаевича.

Рефлексия. Учитель предлагает составить синквейн со словом (по выбору учащихся), характеризующим основные черты характера Андрея Соколова. Работы зачитываются как индивидуальные, так и групповые.

Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Письменный ответ на вопрос: «Как Вы думаете, что ждет впереди Андрея Соколова и Ваню? Выдержит ли Андрей новые испытания?»

2. Написать сочинение на тему: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?»

3. Написать письмо Андрею Соколову.

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Рассказ “Судьба человека” был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую

Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное – попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество,

Стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда – встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: “Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нет и не дождусь!”.

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту – Ванюшу, мальчика со “светлыми, как небушко, глазами”. Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

“И хотелось бы думать,- пишет М. А. Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Сочинения по темам:

  1. Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути...
  2. Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”....
  3. Рассказ “Судьба человека” (1956) был знаменательным явле­нием в советской литературе. Впервые главным и положитель­ным героем изображался человек, побывавший в фашистском...
  4. Михаил Александрович Шолохов – один из величайших писателей XX века, который доказал, что талантливый автор может создавать гениальные произведения в...