Дубровский что понравилось. Почему мне понравилось произведение дубровский

  • 03.03.2020

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.

В России осталось немного древних зданий, дошедших до нас в первоначальном подлинном виде. Многие или разрушились, или претерпели изменения. Древнерусская архитектура поразительно красива. Узнаем больше о самых древних сохранившихся зданиях России.

Сохранившиеся древнерусские здания

В России всё ещё сохранились здания, которые видели и великие войны, и большие пожары, и нашествие монголо-татар. Тем ни менее, они всё ещё стоят, давая нам возможность познакомиться с многовековой архитектурой.

Копорская крепость

В Ленинградской области сохранилась крепость Копорье или как её ещё называют – Копорская крепость. Она являет собой пример древнерусского военно-оборонительного зодчества.

Впервые упоминание об этой крепости найдено в летописях тысяча двести сорокового года. Рука реставратора практически не прикасалась к стенам этого памятника древнерусской фортификации. Небольшая реставрация потребовалась только раз в конце девятнадцатого века. Чтобы не обрушились своды, воротную часть крепости облицевали кирпичной кладкой и закрыли цементной подушкой.

Мечеть Кебир-Джами

Мечеть в городе Симферополь построили в тысяча пятьсот восьмом году. Этот памятник относится к периоду Крымского ханства. Сегодня Кебир-Джами – главный духовный центр для всех мусульман Крыма.

Само здание – это квадрат размером семь на семь метров. Его стены изначально были сложены из ракушечного камня, а сверху имелся купол. После множественных перестроек, а так же восстановления из-за пожара в тысяча семьсот сороковом году мечеть Кебир-Джами приобрела свой окончательный вид. Последний раз её реставрировали в тысяча девятьсот девяностом году. Эта мечеть действует.


Грановитая палата в Москве

В 1491 году по указу Ивана Третьего была построена Грановитая Палата Кремля в Москве, которая в то время называлась Большой палатой. Это здание считается самым старым из сохранившихся до наших дней гражданских каменных сооружений.

Фасад здания обработан гранёным камнем. Именно за это Большую палату переименовали в Грановитую. На её долю пришлось несколько пожаров и не одна реставрация. Палату строили для торжественных мероприятий. Сегодня она – один из представительских залов государственного значения.


Самые старые церкви в России

Старинных церквей с историей, уходящей вглубь веков, в России множество – это и Собор Святой Софии в Новгороде, и Успенский Собор в Москве, и Церковь Покрова на Нерли. Далее подробнее об этих сооружениях.

Собор Святой Софии

В тысяча пятидесятом году по приказу Ярослава Мудрого был построен и освящён Собор Святой Софии. Его возвели недалеко от сгоревшего до этого храма. Роспись была окончена в тысяча сто девятом году. К большому сожалению, от первоначальной росписи осталась небольшая часть. Великая Отечественная война значительно повредила эту старинную церковь. Собор Святой Софии был полностью восстановлен и заново освящён в тысяча девятьсот девяносто первом году.


Церковь Покрова на Нерли

В тысяча сто шестьдесят пятом году владимирскими мастерами была возведена церковь, которая стоит в том месте, где река Нерль впадает в Клязьму. Чтобы избежать подтопления и разрушения строения из-за разливов реки, фундамент углубили на пять метров.

Это изящное небольшое здание стоит на самом берегу, на холме. Уцелело оно только чудом. Из-за убыточности в семнадцатом веке церковь хотели разобрать ради кирпича, чтобы пустить его на другое строительство. Из-за нехватки средств этот план так и остался неосуществлённым.


Успенский Собор в Москве

В тысяча четыреста семьдесят девятом году было завершено возведение Успенского Собора Московского Кремля русскими мастерами. Руководил работами итальянский мастер Аристотель Фиораванти. Собор множество раз реставрировался, благодаря чему прекрасно сохранился. В наши дни там всё ещё проходят службы. Роспись полностью была окончена к тысяча пятьсот пятнадцатому году. Более чем сто лет спустя храм расписали заново, оставив элементы первоначальной росписи. На территории Кремля – это древнейший образец фресковой живописи.


Самое старое здание в России

Самое старое здание на территории России – это Церковь Иоанна Предтечи в городе Керчь. Оно стоит в самом центре города. Старая крестово-купольная часть относится к восьмому веку н. э. Позже, уже в девятнадцатом веке, церковь дополнили пристройкой.


Нельзя не назвать ещё одно древнейшее здание – Джума-мечеть в Дербенте. Мечеть построили в семьсот тридцать третьем году. Это здание стало точкой отсчёта распространения ислама в России.

Кстати, именно Дербент является самым древним городом в России. На сайте сайт размещена , посвященная истории этого города.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Главный герой повести «Дубровский» — молодой офицер Владимир Дубровский. Его отец, отставной поручик, владел небольшим имением. Старший Дубровский дружил с богатым соседом, помещиком Троекуровым, с которым когда-то вместе служил. Но между друзьями произошла ссора. Тогда своенравный Троекуров решил отомстить соседу, и отсудить у того имение. Затея удалась, и старший Дубровский серьезно заболел после этого. Владимиру Дубровскому пришлось оставить службу и выехать к больному отцу.

Владимир успел застать отца живым, но тот был в очень плохом состоянии. Ситуацию невольно усугубил Троекуров, который решил помириться со старым другом и для этого приехал в отсуженное им имение Кистеневка. Однако старший Дубровский при виде обидчика настолько разволновался, что с ним случился удар. Владимир Дубровский в сердцах отказал Троекурову в приеме и тот уехал в состоянии озлобления. Через некоторое время Владимир сообщил всем обитателям имения, что его отец скончался.

Разозленный Троекуров отправил чиновников забирать имение Дубровских прямо в день похорон его бывшего друга. Крестьяне, узнавшие, что они переходят к другому хозяину, попытались бунтовать, но Владимир их успокоил, как мог. Испуганные чиновники остались ночевать в имении, боясь нападения крестьян.

Ночью Владимир принял решение сжечь родной дом, чтобы он не достался Троекурову. Он отправил кузнеца Архипа открыть дверь в дом, чтобы чиновники могли из него выбраться. Сам Дубровский с верными крестьянами покинул усадьбу, скрывшись в неизвестном направлении. Но Архип, наоборот, запер дверь, и когда дом запылал, из него никто не смог выйти. Чиновники погибли в огне.

Вскоре в окрестных местах появились разбойники, начались грабежи на дорогах и в поместьях. Народная молва приписывала все эти нападения молодому Дубровскому. Не трогали разбойники только Троекурова, и причина этому была непонятна.

У Троекурова была дочь по имени Маша. В раннем детстве она играла с маленьким Володей Дубровским, но после того много лет с ним не встречалась. Кроме того, у Троекурова был еще маленький сын, для которого он решил нанять воспитателя из французов. Вскоре в доме появился молодой человек, которого звали Дефорж. Ни Троекуров, ни Маша не обращали на молодого воспитателя особого внимания, пока тот не стал объектом излюбленной шутки хозяина дома. Дефоржа втолкнули в комнату, где был привязан голодный медведь. Так обыкновенно любил пошутить Троекуров. Однако Дефорж не испугался и застрелил медведя, чем заслужил уважение Троекурова. Маша тоже стала обращать больше внимание на молодого француза и постепенно влюбилась в него.

Но каково было удивление Маши, когда однажды Дефорж назначил ей свидание и признался, что на самом деле он — Владимир Дубровский. Дубровский объяснил Маше, что любовь к ней принудила его отказаться от планов мести Троекурову. После свидания с Машей Дефорж-Дубровский покинул дом Троекуровых.

Спустя какое-то время к Маше посватался богатый сосед Троекурова – князь Верейский. Отец Маши был очень доволен этим сватовством, но сама она не хотела выходить замуж за пятидесятилетнего старика. Воспитанная в домашних условиях и оттого будучи наивной, Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от сватовства. Но Верейский не внял ее уговорам, и сообщил о письме Маши ее отцу. Свадьбу решено было ускорить, а невесту посадили под замок. Маша сумела сообщить Дубровскому о предстоящей свадьбе, так нежеланной для нее. Но Дубровский опоздал. Когда он настиг карету с князем и Машей, было уже поздно – венчание состоялось. Маша не могла нарушить обязательств, данных ею перед церковным алтарем, и она отказалась уезжать вместе с Дубровским.

А вскоре из-за постоянных преследований и столкновений с правительственными солдатами Дубровскому пришлось распустить верных ему людей и покинуть родные края. Таково краткое содержание повести.

Главная мысль повести «Дубровский» состоит в том, что горячность и поспешность в действиях никогда не приводили ни к чему доброму. Как отец Владимира в сердцах поссорился с Троекуровым, отчего вскоре потерял здоровье и имение, так и его сын в порыве горячности принял решение сжечь родной дом, чтобы тот не достался Троекурову. Следствием его несдержанности стала гибель людей, а сам Дубровский перешел в разряд нарушителей закона, разбойников. Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» учит быть вдумчивым и хладнокровным в принятии важных решений и не поддаваться эмоциям, которые могут способствовать неправильному выбору способов решения проблемы.

В повести мне понравился главный герой, Владимир Дубровский. Он наделал много ошибок, но при этом имел открытую душу. Когда однажды он остановил посыльного с деньгами, которые одна женщина послала своему сыну, Дубровский не стал отнимать этих денег и отпустил посыльного. Владимиру Дубровскому свойственно также и великодушие. Когда он осознал, что полюбил Машу Троекурову, дочь человека, который погубил его отца, он сумел найти в себе силы, чтобы простить Троекурова и отказаться от планов мести.

Какие пословицы подходят к повести «Дубровский»?

Всякому своя обида горька.
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
Умей прощать и мощь твоя умножится.


Ответы:
1)
Сюжетом романа «Дубровский» послужила реальная история, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным. Небогатый дворянин Островский, лишившись имения и оставшись с одними дворовыми, сделался грабителем. Судьба родовитого, но бедного дворянина, каким по рождения был и сам автор, не оставила Пушкина равнодушным. Так родился образ романтического дворянина-бунтаря Владимира Дубровского.
Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был отправлен в Петербург в кадетское училище. Отец не жалел ничего для его содержания, и молодой человек позволял себе «роскошные прихоти» , «не заботясь о будущем» . Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило всю жизнь Владимира.
Получив отпуск, Дубровский спешит домой, Вскоре после его приезда умирает отец. По указу суда Владимир лишается имения. Чтобы не допустить осквернения родного дома, он поджигает усадьбу. В огне погибают ночующие в доме приказные. Дубровский вынужден скрыться. С ним уходят его крестьяне, не желавшие «другого барина» . Так Дубровский становится предводителем шайки разбойников. Он решает мстить главному виновнику своих несчастий Троекурову, Случайно встретив француза, едущего к Троекурову учителем, Дубровский покупает у него документы и является к своему вагу под именем Дефоржа. Но любовь к Маше, дочери Троекурова, заставляет Дубровского изменить свои планы, Он прощает Кирилу Петровича, связанного с Машей «узами крови» .
Перед нами предстает образ романтического героя, наделенного многими положительными чертами. Дубровский смел, умен, деятелен. Ему присуща совестливость и порядочность. Владимир способен на сильные, глубокие чувства: любовь к родителям, к Марье Кириловне, ненависть к Троекурову. Умение владеть собой в сложных ситуациях, честность, верность данному им слову добавляют Владимиру обаяния. Благородство чувств и поступков превращают его в глаза многих окружающих из разбойника в героя. Дубровский не сдается под ударами судьбы, но его бунт имеет личные причины. Он – не крестьянский вождь. Владимир забирает дворовых с собой, с одной стороны, из чувства ответственности за них как хозяина, а, с другой стороны, рассчитывая использовать их в своих интересах.
Я считаю, что Пушкину, другу декабристов, ненавидевшему крепостничество, очень симпатичен его герой. Владимир борется за справедливость, отстаивает свои права. В каждом человеке, даже крепостном, он видит в первую очередь личность, а не предмет.
Мне Дубровский тоже нравится. Но мне его жаль. Ему не удалась ни месть, ни любовь. Я считаю, что за свое счастье и счастье любимой девушки надо бороться, а не предоставлять все на волю случая.


«Дубровский» давно включен в школьные программы. Его переносили из класса в класс, но не убирали из числа произ­ведений, подлежащих изучению. Методическая традиция в изучении «Дубровского» разнообразна по трактовкам рома­на и способам его изучения 1 . И объясняется это прежде всего тем, что «Дубровский» читается школьниками с захватыва­ющим интересом. Увлеченность школьников романом, желание думать и говорить о нем облегчают для учителя слож­ную задачу выяснения читательского восприятия. Способы этого выяснения могут быть весьма разнообразны. В классе, где ученики легче раскрывают свои суждения в непосред­ственном разговоре, можно попросить устно ответить на не­сколько вопросов. Если дети не хотят прямо говорить о сво­их читательских впечатлениях и оценках, можно предло­жить классу рассмотреть иллюстрации к «Дубровскому» Кустодиева и Шмаринова, подумать над тем, так ли, как ху­дожники, представляли они себе героев, какие сцены они отобрали бы для иллюстраций, каким образом выглядели бы эти рисунки. В ходе такой работы выявляется то, что нра­вится и что отвергается, открываются «фокусы внимания» учеников и определяются те звенья произведения, которые не замечены или ослабленно восприняты при первом чте­нии. Впрочем, в пятом классе в отношении к «Дубровско­му» обычно нет нужды прибегать к опосредованным фор­мам выяснения восприятия. Пятиклассники еще не стесня­ются своих эмоций. «Дубровский» же вызывает в них чита­тельский энтузиазм. Для более точного и полного представ­ления о восприятии романа сразу после чтения дается пись­менная анкета или сочинение. Однако не всегда ученики 4- 6-х классов способны адекватно своим мыслям и чувствам выразить читательское впечатление в письменной форме. Поэтому данные анкет, сочинений могут уточняться в устной беседе, где дополнительный вопрос учителя поможет выяс­нить мотивировку мнения. Когда в десяти классах сельской и городской школы мы предложили ответить на первый вопрос анкеты: «Интересно ли было читать роман Пушкина «Дуб­ровский»? - многие ученики встретили его с недоумением. «Странные люди, эти взрослые, - казалось, говорили глаза учеников и подтекст их ответов. - Ну как это «Дубровский» можно без интереса читать!». Среди 380 работ, собранных нами, был лишь один случай, когда ученик остался равноду­шен к пушкинскому роману. Пятиклассники принимают ро­ман не менее горячо, чем ученики 6-го класса. Признания в любви к «Дубровскому» пылки и решительны. В нескольких классах мы спрашивали также, останавливались ли дети при чтении романа, откладывали ли его в сторону. Как правило, чтение шло на одном дыхании.

«Оторваться я не мог, но когда надо было есть или спать, то приходи­лось». «Я сердилась на все, что заставляло отложить книгу». «Роман «Дубровский», по-моему, написан очень живо и завлекательно, поэтому я не останавливался от скуки» 1 .

О привязанности к «Дубровскому» говорят и упоминания оперечитывании:

«Когда я первый раз прочитала роман, он мне очень понравился, я его много раз перечитывала. Но после того как я посмотрела фильм «Дуб­ровский», мое восхищение уменьшилось. Я совсем по-другому представ­ляла себе героев».

Экранизация «Дубровского» действительно грешит многи­ми отступлениями от пушкинской мысли и сюжета. И как важно, чтобы результат школьного анализа не был похож на эту реакцию после просмотра фильма! Девочка не нашла в фильме того, что ей было дорого в романе, и произведение для нее померкло. Анализ не должен обмануть ожиданий уче­ников. Успешность изучения, подготовленная страстным ин­тересом к «Дубровскому», во многом зависит от того, как читательские впечатления учеников будут участвовать в ана­лизе, развиваться и обогащаться в нем. Для того чтобы по­нять, что открыто в романе детьми при первом чтении, присмот­римся к мотивам восторженного одобрения, которым сопровож­далось чтение «Дубровского».

Эти мотивы разнообразны, и 35 процентов пятиклассников даже не осознают их, нерасчлененно, в самом общем виде пере­давая содержание романа. Для 90 процентов учеников интерес чтения продиктован увлекательностью сюжета.

«Интересно узнать дальнейшую судьбу героев», «волнуют повороты», действия, события меня захватывают».

Такого рода реплик много. Однако интересом к событий­ной стороне произведения впечатления не ограничиваются. Многим «Дубровский» интересен и потому, что он написан Пушкиным. Ученики говорят о естественности, правде отно­шений и описаний, о выразительности картин, многие из которых они как будто видели своими глазами.

Учеников занимают социальные отношения людей далеко­го от них времени. Хотя незнание эпохи и делает ответы учеников наивными, но пушкинский роман для них - открытие неведомых, «странных» общественных порядков.

«Роман «Дубровский» читать было интересно. В этом произведении рассказывается о бедном и богатом. Неограниченная власть богача. Если богач что-нибудь захотел получить, то он может и без права завладеть этим. Но не все бедняки боятся богатых, есть и смелые люди, которым своя честь дороже, чем жизнь».

«Понравилось, что здесь раскрыты Пушкиным люди, с одной сторо­ны, бедные, но с хорошими чертами души, благородства, безупречной любви».

Эти замечания свидетельствуют о том, что социальная про­блематика романа так или иначе замечена детьми. При этом интересно, что «Дубровский» вступает в полемику с представ­лениями, сложившимися раньше на основе фольклорных про­изведений. У некоторых учеников (первый ответ) заметно стремление свести роман к отвлеченной притче о бедном и богатом. Но, как правило, возникают мнения и более конк­ретные в историческом смысле. Социальные и нравственные начала сложно сочетаются в пушкинском романе. И это от­крытие, сделанное в процессе чтения, необходимо поддержать в предстоящем анализе. Дети чувствуют, хотя и неотчетливо, неосознанно, трагическую тональность романа, противоречи­вость жизни, нарисованной Пушкиным 1 .

«Роман «Дубровский» мне понравился. Хотя бы по стилю его написа­ния. Мне понравилось то, что он не кончается, как часто кончаются многие повести: «Добро побеждает зло», - и все в порядке. В романе отражены все качества русского народа: доброта, самоотверженность, а главное - преданность».

Верная общая оценка романа не всегда последовательно раз­вивается в ответах на более частные вопросы. Сопряжение об­щей оценки романа и характеристики эпизодов, лиц, авторс­ких описаний не сразу дается пятиклассникам. Найти это со­единение - одна из задач предстоящего анализа.

Отвечая на второй вопрос анкеты: «Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь?» - дети очень ак­тивно и определенно выражают свои симпатии и антипатии. Владимир Дубровский и его отец, Маша, Егоровна, Архип и вообще «люди Дубровского» - вот герои, почти безупречные в глазах пятиклассников. Троекуров, Шабашкин, Спицын, Пара-мошка, вообще «помещики», гораздо реже Верейский, вызыва­ют у детей ненависть, презрение, недоумение перед тем, как мо­гут люди быть такими жестокими, низкими, мелочными. Груп­пировка действующих лиц, определившаяся в конфликте рома­на, таким образом, не затрудняет учеников.

«Больше всех мне понравился Владимир Дубровский. Он был честен, хотя звучит это в первых откликах еще «неотчет­ливо». Однако почва для доступной постановки этих проблем создана чуткостью читательского восприятия. Нисколько не снимая детского протеста против жестокости, самодурства, грубости Троекурова, против надменного его всесилия, стоит постараться показать, что Пушкин рисует его не кровожадным злодеем, а человеком, в котором дурные свойства расцветают благодаря его общественному положению. Ученики прямо про­тивопоставляют Троекурову А. Г. Дубровского: «Мне понра­вился гордый Андрей Гаврилович Дубровский. Он и умирая остался верен себе и выгнал Троекурова вон». Вероятно, в ана­лизе необходимо старика Дубровского охарактеризовать более сложно, обнаружив его властность, нетерпимость и крутой нрав. Владимир Дубровский для ребят герой «без страха и уп­река», рыцарь. За что его хвалят? «Смелый юноша, любит музыку и книги, любознательный». Кому-то очень нравится, что Дубровский прекрасно знал французский язык. Кто-то хвалит Дубровского за то, что он был «простодушным» с крес­тьянами, «считал их своими друзьями, хотя был их хозяи­ном». Мотивы одобрения героя часто наивны: «Хорошая чер­та, что он советует разбойникам бросить грабить, потому что они уже разбогатели и остальную жизнь могут прожить в честном труде».

Но дело не в наивности. Многим пятиклассникам Дуб­ровский полюбился за его действительные достоинства: открытость, честность, верность долгу и слову, смелость, на­ходчивость и решительность, нежность, благородство не только манер, но и души. Однако безапелляционное одоб­рение Дубровского детьми не вполне созвучно пушкинской оценке героя. Поэтому в анализе нужно показать и причи­ны поражения Дубровского. Повод для обнаружения внут­ренних противоречий в характере Дубровского дают сами пятиклассники. Одни из них ценят в Дубровском дерзость, бескомпромиссность:

«Владимир Дубровский был гордый и умный человек. Он мстил Тро­екурову за то, что тот отнял у его отца имение, хотел обесчестить его». Другие, напротив, приветствуют победу человечности над ме­стью: «Больше всего мне в романе понравился Владимир Дубровский. Он шел по тому же пути, как и его отец, он возненавидел Троекурова, потому что тот был виновник смерти его отца. Но он не стал мстить, потому что любил Машу».

Вопрос о протесте Владимира Дубровского, о причинах его ухода от мести поможет в ходе анализа углубить представле­ния о герое романа.

Вопрос о том, какие эпизоды романа запомнились особенно ярко, не затруднил учеников. Первое чтение оставляет в па­мяти события, наполненные острым драматическим действи­ем, сцены, решающие судьбы героев: пожар в Кистеневке, история с медведем, ссора на псарне, история с кольцом, суд, ограбление Спицына (мы перечисляем эпизоды по степени убывающего внимания к ним). Однако ученики с более высо­ким уровнем литературного развития называют в числе за­помнившихся сцены, исполненные психологического напря­жения, сложных душевных движений: признание Дубровско­го Маше, Владимир в роще после похорон отца, последняя встреча Маши и Дубровского, помолвка Марьи Кириловны с князем Верейским. Характерно, что с эпизодами, которые больше всего взволновали учеников, запечатлелись в их со­знании, связана активная работа образного мышления. Сила эмоций читателя приводит к конкретизации литературных образов. Это заметно в подборе изобразительных деталей, ко­торыми сопровождается упоминание запомнившихся сцен.

«Мне запомнился момент, когда Дубровский-отец в суде, видя свое бессилие, кидает чернильницу».

Думается, что столь распространенный в школе анализ цен­тральных сцен романа, как и характеристика отдельных героев, лишь подтверждает то, что добыто первым чтением. Это, как мы видим, ученики, пусть не детально, пусть иногда пря­молинейно, умеют делать сами. Труднее им представить ро­ман как цепь событий, отделить внешние поводы от суще­ственных причин, в случайном увидеть закономерное. Необ­ходимость осознать «пространство» между центральными сце­нами романа и стремление понять авторскую оценку событий и лиц побуждает нас избрать целостный путь разбора «Дуб­ровского» в 5-м классе, осложнив его на многих уроках созда­нием проблемных ситуаций. Материалом для их организации оказывается прежде всего противоречивость читательского восприятия, с которой мы уже сталкивались, отмечая раз­ность оценки поведения Владимира Дубровского. Но особенно отчетливо возможность создания проблемных ситуаций на ма­териале читательского восприятия проступает в ответах на следующие вопросы анкеты.

Четвертый вопрос анкеты формулировался так: «Когда ге­рой романа наиболее привлекателен для вас: в роли Дефоржа или под своим именем?

Большинство учеников (67 процентов) отдают предпочте­ние герою без маски.

«Мне больше понравился герой повести в роли Дубровского. Здесь он более решительный и благородный человек».

«Мне больше понравился герой, когда он Дубровский. Когда он был в роли Дефоржа, он не расправлялся с помещиками, а только преподавал уроки музыки. Он пошел к Троекурову ради Маши. В роли Дубровского он мстит за смерть отца и за то, что сам изгнан из дома, в котором

родился».

«Мне понравился герой в роли Дубровского, потому что он боролся со

своими врагами открыто, не скрывая своего имени».

Таким образом, учеников подкупают активность, искрен­ность героя, его бескомпромиссность. Они требуют от него общественного действия, и в этом заметно проявление их соб­ственных ценностных ориентацией.

Одобрение Дефоржа связано обычно с выдвижением отдельных частных достоинств, а не с общей оценкой поведения героя.

«Больше всего понравился мне герой романа в роли Дефоржа. Дуб­ровскому, возненавидевшему Троекурова после смерти отца, нужна была большая выдержка, чтобы спокойно жить в доме Троекурова».

«В Дефорже мне нравится воспитанность и образованность».

«Дубровский мне больше всего понравился в роли Дефоржа. Ведь здесь ему выпала самая трудная роль. Ему надо было все время гово­рить по-французски, хотя его родной язык русский. В роли разбойника и раньше он был сам собой, а тут он был французом Дефоржем».

«Дефорж, потому что во время пребывания в доме Троекурова он про­явил риск и отвагу».

Разделение мнений учеников ведет к возможности созда­ния проблемной ситуации. Ученики чувствуют уже при пер­вом чтении романа, что роль Дефоржа как бы суживает жизнь Дубровского, но открывает для него возможности «жизни сердца».

«Он мне понравился в роли разбойника, потому что мстил за смерть отца своего и за имение».

«Дубровский мне понравился в роли Дефоржа. Ради своей любви он не пожалел жизни».

Последний вопрос анкеты обращал внимание на трагичес­кий финал романа: «Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?».

Большинство учеников (53 процента) видит лишь одну при­чину отказа Марьи Кириловны уйти с Дубровским - вер­ность клятве венчания.

«Маша отказалась оставить Верейского и уйти с Дубровским, потому что после обряда венчания она считала себя связанной навсегда с ненави­стным мужем, она была религиозной. Она считала своим долгом следо­вать за ним, сдержать свое слово. Так Маша сама себя погубила. Она явля­лась жертвой дворянского воспитания».

Кое-кто считает, что во всем виноват случай: «Кольцо вов­ремя не попало к Дубровскому, и Маша была обвенчана с кня­зем». Некоторые дети пишут на этом основании о религиозно­сти Маши, другие полагают, что все объясняется страхом пе­ред отцом или обидой.

«Маша долго ждала помощи Дубровского и, отчаявшись, решила выйти за князя Верейского. Она почувствовала себя преданной».

«Раньше при свадьбе дети шли под благословение родителей. И здесь Машу благословил отец, и если бы она ушла с Дубровским, то она бы ослушалась отца, которого очень любила. И это считалось большим гре­хом. А у Маши не хватило силы воли пойти наперекор отцу, и она вышла замуж за князя».

Однако значительная группа ответов (39 процентов) не ог­раничивается одним мотивом поступка Марьи Кириловны и пытается объяснить итог отношений Владимира и Маши всей жизнью героини. При этом во многих ответах звучит мысль о сословности как причине разъединения героев. Девочка из сельской школы пишет:

«Мне кажется, Маша Троекурова не приняла свободы потому, что боялась. Боязнь возникла потому, что постоянные гости всегда говори­ли о Дубровском очень плохо, они говорили о его налетах, грабежах, никогда не говорили о нем ничего хорошего. Маша боялась его самого и его разбойничьей жизни. Я считаю, что Маша поступила неправильно, за что и была наказана на всю жизнь».

В детских, очень наивных, внешне неуклюжих мотивиров­ках можно заметить понимание пушкинской мысли, вернее, те чувства, которые могут привести к ее пониманию.

«По-моему, главной причиной является то, что Маша воспитывалась в доме богатого помещика, жила в достатке и не привыкла к лишениям и боялась их. Поэтому она не связала свою судьбу с Дубровским. И, может быть, еще потому, что, дав слово быть верной своему мужу, кня­зю Верейскому, боялась его нарушить».

«Потому что она была воспитана в доме богатого дворянина и не мог­ла принять свободы от бедного дворянина, к тому же она верила в Бога и дала клятву в церкви, что она будет верна своему мужу».

Интересным моментом восприятия, ведущим к проблемной ситуации, Оказывается не только многомотивность объяснений поступка героя, но и разная нравственная оценка его. Многомо­тивность объясняется художественной природой искусства, осо­бенно пушкинского, где внешне простодушные первые объясне­ния скрывают многообразие других, более глубоких. Эта пушкин­ская способность заставить читателя угадывать многие причины событий рождена поэтически ощущением жизни как явления сложного, многомерного, бесконечного.

Разность нравственной оценки героя рождена исторической эволюцией морали. Сложность этого явления дети чувствуют, но подчас не знают, как к нему отнестись.

«Маша не приняла свободы от Дубровского потому, мне кажется, что она побоялась отца. Она сделала очень неправильно. Не знаю, может быть, она поступила и правильно, потому что в давние времена, если чело­век обвенчался, нельзя было переходить к другому. Точно так же посту­пила и Маша».

«Маша не приняла свободы из рук Дубровского, сказав, что уже по­молвлена и дала свое согласие. Она поступила по закону. Но если она любила Дубровского, то она могла бы отступиться от закона и принять свободу из рук Дубровского».

«Маша очень ждала Дубровского перед свадьбой. Она так на него надеялась, но он опоздал. Маша уже не могла отказаться от данной ею клятвы. Она считала это недопустимым. Я считаю, что Маша поступила отчасти правильно, а отчасти неправильно. Она не представляла себе жизнь с Дубровским. У него не было собственного дома. Живя с Дубров­ским, она не жила бы в роскоши. Она очень оскорбила и потрясла своим отказом Дубровского».

Как мы видим, сочувствие юных читателей Маше Троеку­ровой соседствует с неодобрением ее решения. Дети понима­ют, что чувство героя столкнулось с «законом», которому она подчинена. В сложности эмоциональной оценки читателя ска­зывается противоречивость образа героини романа.

При всех странностях, неправильностях и искажениях в понимании авторской мысли читательское восприятие обна­руживает чуткость и силу эмоций учеников, способность глу­боко задуматься над прочитанным. Дальнейший анализ дол­жен способствовать осмыслению верных и чутких читательс­ких реакций, которые возникают при первоначальном чте­нии, и освобождению от всего произвольного, от того, что лож­но и примитивно понято в силу культурной неподготовленно­сти или возрастной наивности учеников.

ПЛАН АНАЛИЗА РОМАНА

Путь читателя к писателю, который ученики проделают в процессе анализа, окажется плодотворным лишь в том слу­чае, если мы соединим приемы литературоведческого изуче­ния произведений искусства и приемы активизации сотворче­ства читателя. Литературоведческая концепция, предлагае­мая в книге, не может быть полностью реализована при изу­чении «Дубровского» в 5-м классе. Однако не только содер­жанием, но самой методикой анализа произведения мы мо­жем приблизить ученика к пониманию авторской мысли, вывести школьный разбор из схемы противопоставления «зло­нравного» Троекурова и благородных Дубровских. Направле­ние, сообщенное школьному анализу литературоведческой кон­цепцией, скажется и в выборе приемов работы, проясняющих авторскую мысль: композиционный анализ (сопоставление эпизодов «На псарне» и «Шабашкин у Троекурова»), стилис­тический анализ (черновая редакция первой главы, речь Дуб­ровского, крестьян), сравнение плана романа и его осуществ­ления (почему В. Дубровский не «вяжет» суд? почему в окон­чательной редакции романа учитель не «убегает с барыш­ней»?), обнаружение логики поступков героев (почему Дуб­ровский открылся Спицыну и Маше?) и т. д.

В школьном анализе используются и приемы, позволяю­щие выявить движение читательского восприятия, разбу­дить сотворчество, привести их во взаимодействие с автор­ской мыслью. К такого рода приемам мы относим заочную экскурсию («Барская усадьба»), устное словесное рисова­ние («Дубровский и Троекуров в суде»), составление кино­сценария («Пожар в Кистеневке»), пересказ с изменением лица рассказчика («Обед в Покровском» от лица В. Дуб­ровского), диспут («Верейский и Троекуров»), выразитель­ное чтение.

Таким образом, общий план изучения «Дубровского» в 5-м классе складывается следующим образом.

1-й урок. «Барская усадьба». Заочная экскурсия, знакомя­щая учеников с исторической эпохой, отраженной в романе.

2-й урок. «Ссора друзей». Беседа, в ходе которой сопо­ставляются судьбы и характеры А. Г. Дубровского и Троекурова и сравниваются эпизоды «На псар­не» и «Шабашкин у Троекурова».

3-й урок. «Отец и сын». Устное словесное рисова­ние сцены в суде. Анализ эпизодов «Приезд в Кистеневку Владимира Дубровского» и «Визит дружбы» Троекурова». Отношения семейные и со­словные.

4-й урок . «Пожар в Кистеневке». Составление киносце­нария по VI главе.

5-й урок . «Учитель». Работа над творческими пере­сказами «Случай с медведем» и «Обед в По­кровском» от лица Владимира Дубровского.

6-й урок . «Любовь и бегство». Составление монтажа и выразительное чтение сцен, связанных с отношениями Маши и Владимира Дубровского.

7-й урок. «Верейский и Троекуров». Диспут.

8-й урок. «Судьба героя». Беседа, сопоставляющая план романа и его осуществление.

Взаимодействие читательского восприятия и авторской мысли, развитие творческих способностей ученика и по­сильное приобщение его к многозначному содержанию ро­мана, открытому наукой о литературе, формирование эти­ческих и эстетических представлений и чувств в ходе школь­ного анализа - таковы методические принципы, положен­ные в основу системы уроков по изучению «Дубровского» в школе.

На первый взгляд эта система может показаться сложной для пятиклассников. Но необходимо учитывать, что теперь 5-й класс - второй год изучения курса литературы, что акселе рация физическая сопровождается и ускоренным умственным развитием. Нельзя не считаться с тем, что современный школь­ник получает во много раз больше информации, чем раньше.

Обилие информации может стать балластом, препятствием на пути развития личности и даже оказывать разрушительное дей­ствие, если процесс этот происходит хаотично, если знания не складываются в мировоззрение. Опасно перегрузить сознание ребенка «недетскими» вопросами, непосильными для его уров­ня. Но не менее опасно оставить ученика беззащитным, не ори­ентированным в сложных коллизиях, которые предлагает ему жизнь. Гармония личности основана не на незнании жизни и игре с нею в прятки, а на глубоком осознании ее и преодолении противоречий, которые могут оказаться катастрофическими, гибельными, если долго их не замечать или отмахиваться от них.

Рекомендуемая система уроков по изучению «Дубровского» была многократно проверена нами в школах разных типов (сельская, городская, общеобразовательная, специальная). Постараемся теперь проследить ее конкретное осуществление, опираясь на данные, полученные в ходе эксперимента 1 .