Кармен во всех видах искусства. Мировое искусство: Кармен – вечный образ,вечная страсть

  • 26.06.2020

Цели и задачи урока: Цели и задачи урока: Обучение навыку литера- туроведческого анализа Формирование представ- лений о взаимосвязи ро- мантического и реалис- тического направлений Отработка некоторых литературоведческих понятий Выявление основных черт образа Кармен и места этого образа в мировом искусстве


Жанровое своеобразие Жанровое своеобразие новеллы П.Мериме «Кармен» новеллы П.Мериме «Кармен» Новелла – экспериментальный жанр в мировой литературе. лаконичность? Да Нет небольшой объём? описательные элементы? динамичный сюжет? философская концепция? социальная проблематика? нравственные аспекты?


Реалистический образ Реалистический образ Кармен в новелле Кармен в новелле «ведьма» «приспешница дьявола» «Разве я не обещала, что приведу тебя на виселицу?» Тип роковой женщины «Моя цыганка не могла притязать на совершенства… У её глаз было жестокое выражение. Посмотрите на кошку, когда она подстерегает воробья».


Убийство – следствие страстей или Убийство – следствие страстей или социального конфликта? социального конфликта? Мелодраматрагедия? Мелодрама или трагедия? «Это калес виноваты «Мы дики, нет у нас законов, в том, что воспитали Мы не терзаем, не казним, её так». Но жить с убийцей не хотим». речь не о личностях, а о народах!




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из задач современной школы является обучение самостоятельному поиску необходимой информации. Эту задачу позволяет решить использование модульной технологии, суть которой заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает реализации учебно-познавательных целей. Такая технология подразумевает поэтапное освоение информации посредством алгоритма-предписания, определяющего последовательность действий. Разновидностью модульного обучения является фрейм – специальная форма представления знаний, состоящая из конечного числа элементов, каждый из которых имеет своё имя и значение. Накапливая знания на каждом этапе фрейма, учащиеся в итоге приходят к необходимому масштабному выводу, в данном случае о том, как персонаж реалистического произведения достигает статуса “мирового” образа.

Цели и задачи урока: знакомство с творчеством французского реалиста Проспера Мериме; обучение навыку литературоведческого анализа; формирование представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; отработка терминов “критический реализм”, “новелла”, “литературный образ”, “вечные” и “мировые” образы”, “проблематика”, “композиция”; выяснение причинно-следственных связей от героя литературного произведения к “мировому” образу; выявление основных черт образа Кармен и места этого образа в мировом искусстве; развитие мышления; воспитание любви к литературе как источнику нравственности.

Ход урока

1. Оргмомент. Объявление целей урока.

2. Жанровые особенности новеллы П. Мериме “Кармен”.

Слово учителя:

До сих пор среди теоретиков литературы нет единого мнения о происхождении этого жанра. Одни считают, что новелла берет начало в античной прозе, другие – в литературе Средневековья, третьи связывают новеллу с бытовыми анекдотами.

Первоначально новелла соответствовала строгим принципам: это краткое прозаическое повествование, обладающее простым, но динамичным сюжетом, лишенное философской проблематики.

Но новелла XlX века прошла сложный путь, на нее наложили отпечаток идеи Возрождения и Просвещения, утвердившие могущество человеческого разума: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Поэтому новелла утрачивает простоту, лаконизм, но приобретает социальную, нравственную и философскую проблематику.

В русской литературе более принят термин “рассказ”, в английской – “short story”. И все же новелла остается экспериментальным жанром.

Крупнейшие новеллисты – Бокаччо, Гофман, Мериме, Э. По, Мопассан, Д.Лондон, Т. Манн и другие.

Работа с текстом П. Мериме “Кармен”.

Каковы жанровые особенности новеллы “Кармен”?

3. Реалистический образ героини в новелле П. Мериме “Кармен”.

I. Почему новелла названа именем Кармен? (Именно с ней связана проблематика новеллы).

II. Каковы время и место действия новеллы? (1830 год, Испания).

III. Каковы первые впечатления от героини? (“Чтобы женщина была красива…”) Она “ведьма”, “приспешница дьявола”.

IV. Особенности портретной характеристики? (“Моя цыганка не могла притязать…”).

V. Почему Кармен не изображена красавицей?

VI. В портретной характеристике каких героинь русской литературы особое внимание уделено глазам? (“Лучистые” - Марья Болконская, “бархатные” - княжна Мери).

VII. Можно ли назвать Кармен “роковой женщиной”? Почему? (“Разве я не обещала…?”).

VIII. Какова Кармен в сцене перед ее убийством? (“Она пристально посмотрела на меня…”).

Убийство лишь кажется следствием страстей. Это не мелодрама, а трагедия. Хосе произносит над убитой им Кармен: “Это калес виноваты в том, что воспитали ее так”. И здесь проявляется мировоззрение Мериме. Автор не встает ни на чью сторону, так как речь идет не о личностях, а о народах. В этом и заключена социальная проблема новеллы.

В русской литературе первой половины XlX века была похожая сцена убийства (Алеко – Земфира). В чем разница? (Это нравственная проблематика).

4. Романтический образ Кармен в русской литературе.

Образ Кармен проникает и в русскую литературу. В марте 1914 г. А.А. Блок пишет 10 стихотворений, объединенных в цикл “Кармен”. Он посвящен Л.А. Дельмас, оперной певице. Еще в ранних стихах Блока звучат звон монист и удары в бубен. Блок впервые увидел Дельмас в 1912 г.: она исполняла на сцене Музыкальной драмы партию Кармен – лучшую свою партию.

Чтение учащимися стихотворений А.А. Блока и М.И. Цветаевой.

Романтической или реалистической героиней является Кармен у русских поэтов XX века?

5. Романтический образ Кармен в оперном искусстве и в живописи.

Как романтический образ Кармен стала восприниматься благодаря опере Жоржа Бизе “Кармен” (1875).

Доклад учащегося “Образ Кармен в опере Бизе”.

Прослушивание арии Кармен.

Доклад “Кармен в опере Щедрина”.

Краткие выступления учащихся “Кармен в живописи”.

6. “Вечный” образ Кармен.

Мы знакомы с понятием “вечный” образ. Источниками “вечных” образов (учащиеся приводят примеры) являются:

Мифологические персонажи;

Легендарные исторические личности;

Библейские образы;

Литературные персонажи.

“Вечный” образ может быть обезличенным: “тургеневская девушка”, “женщина бальзаковского возраста”, некоторые литературные типы.

На предыдущих этапах урока мы уже доказали, что Кармен, без сомнения, является “вечным” образом.

7. “Мировой” образ Кармен.

Но образ Кармен не только “вечный”, но и “мировой”.

В искусстве существует три “мировых” образа: Кармен, Дон-Кихот, Гамлет.

Что символизируют эти “мировые” образы?

8. Подведение итогов.

Таким образом, Кармен является носительницей цыганской идеологии, типом “роковой женщины”, “вечным” и “мировым” образом. Несмотря на то что героиня Мериме – реалистический персонаж, в мировой культуре она выступает как романтический образ.

9. Домашнее задание.

Эссе (по выбору учащегося):

- “…Нрав у Кармен как погода в наших краях”;

- “Я ношу шерсть, но я не овечка”.

Под впечатлениями от увиденного вчера спектакля "Кармен" Вологодского театра кукол. Спектакля, номинированного на премию "Золотая маска". Конечно, спектакли "соперников" по премии я не видел, но свой голос уже отдал за спектакль вологжан. Ярко театральный, стильно музыкальный, очень эмоциональный и образный получился спектакль питерского режиссера Бориса Константинова (кстати, уже лауреата "Золотой маски"). И даже те, кто случайно не знаком с именами Кармен, Мериме или Бизе, всё равно поймут страстную историю о любви, сыгранную куклами и замечательными актерами театра. "Особая прелесть спектакля (цитирую одну из рецензий, с которой полностью согласен) в том, что непонятно, где заканчивается актер и начинается кукла и наоборот". Как говорил в одном из интервью режиссер: "В какой-то момент, уже на репетиции, я заметил, что не актеры ведут куклу, а она – их. Она решает, куда ей идти, куда смотреть, кого любить..."

Сцены из спектакля "Кармен" Вологодского театра кукол "Теремок".

Если к этому добавить то, что в спектакле практически нет текста - только возгласы персонажей, пластика и музыка. Если отметить, что музыкальная партитура, основа которой испанские песни и мелодии, очень редко и очень точно "вздобрена" темами гениальной музыки Бизе. Если сказать, что тебя, как ребенка, удивляют и восхищают декорационные перестроения из простых палок и колес телеги, образы и символы, возникающие по ходу спектакля, то всё это все равно не сможет описать ощущения от увиденного. При этом спектакль получился и фестивальным, и интернациональным - его поймут в любом уголке планеты.
Решил пробежаться по музейным галереям, чтоб посмотреть, как же образ Кармен отображен в живописи. Понял, что тема может исследоваться бесконечно, поэтому собрал два вернисажа - классики и современных авторов, посвященных цыганке Кармен. Кстати, женское имя испанского происхождения Кармен (Carmen) образовано от эпитета Богородицы «Мадонна горы Кармель», где произошло Её явление. А теперь смотрим картины!

Artist unknown Poster for Carmen"s premiere. 1875 г.

Édouard Manet (French, 1832-1883) Émilie Ambre as Carmen. Philadelphia Museum of Art

Valentine Cameron Prinsep (British, 1838-1904) Carmen. 1885 г.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Портрет Т.С. Любатович в роли Кармен. 1895 г. Третьяковская галерея

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908 г. Театральный музей им. А.А.Бахрушина

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) Женский костюм для артистки Павловой к опере Ж. Бизе "Кармен".

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) Кармен. Эскиз костюма к опере Ж. Бизе. 1908 г. Театральный музей им. А.А.Бахрушина

Марк Захарович Шагал (1887-1985) Кармен. 1966 г.

Татьяна Георгиевна Бруни (1902-2001) Эскиз театрального костюма Кармен.

Павел Александрович Скотарь (род. 1920) Ирина Архипова в партии Кармен в опере Ж. Бизе "Кармен".

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) Эскиз костюма Кармен к одноименной опере Ж. Бизе. 1931 г.

Ernesto Fontana (Italian, 1837-1918) Carmen. 1886 г.

А напоследок несколько акварелей, которые на аукционных сайтах атрибутированы, как работы самого Проспера Мериме - автора новеллы о Кармен. Впрочем, это неудивительно, поскольку отец писателя - Жан-Франсуа-Леонор Мериме (Jean-François-Léonor Mérimée, 16 сентября 1757 - 26 сентября 1836) был художником и историком искусства. Честно говоря, сдается мне, что только первая и последняя иллюстрации принадлежит Мериме, остальные - откровенно обнаженные, по стилю и манере не похожи на середину XIX века. Хотя, как знать, как знать... Как говорится, "за что купил - за то продал".


Prosper Mérimée (French, 1803-1870) Carmen.

Prosper Mérimée (French, 1803-1870) Carmen suivi de la course de taureaux (Кармен после боя быков).

Prosper Mérimée (French, 1803-1870) Carmen et Don José. 1845 г. Bibliothèque nationale de France.

Практическое занятие проходит в творческой форме. Студенты делают доклады и презентации по теме занятия. Темы:

    Образ Кармен в поэзии (А. Блок цикл «Кармен», Т. Готье, М. Цветаева и др.).

    Образ Кармен в кинематографе. Разные версии и интерпретации классического сюжета.

    Опера Ж. Бизе «Кармен».

    Образ Кармен в балете.

МАТЕРИАЛЫ:

Вайль, П. Гений места. Севилья (документальный фильм)

Бизе, Ж. Опера «Кармен»

Балет «Кармен» (поющие фонтаны в Праге)

Чаплин, Ч. Кармен, или Пародия на Кармен

Сайра, К. Кармен (художественный фильм)

Практическое занятие № 3 Тема: «Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» как классическое произведение французского реализма XIX в.»

Вопросы для обсуждения:

    История создания повести О. де Бальзака «Гобсек»: как писалась повесть – разные ее редакции, варианты названий каждой редакции, изменения в сюжете и т.д.; место повести «Гобсек» в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Заполнить таблицу.

Таблица: «История создания повести «Гобсек». Эволюция образа Гобсека»

    Особенности структуры повести: соединение нескольких самостоятельных сюжетных линий. Почему рассказ начинается сценой в светской гостиной? Почему в качестве рассказчика выступает адвокат Дервиль? Выделите в произведении «внутренние рассказы». Кому они принадлежат, чем определяется выбор рассказчика?

    Система образов и принципы их создания: Гобсек – графиня Анастази де Ресто – Фанни Мальво – Макс де Трай.

Общий план для анализа образов:

    портрет (найти в тексте и прокомментировать),

    обстановка (какие вещи окружают героя),

    детали, их роль в тексте,

    отношение к деньгам.

СЕМЬЯ ДЕ РЕСТО. С ними в повести связана первая сюжетная линия – борьба за наследство графа де Ресто.

    В чем суть этой борьбы?

    Расскажите об основных участниках – графе, графине, ее любовнике Максиме де Трай. Как перемешались в их отношениях эгоизм, любовь к детям, бесчеловечность, алчность, страсть?

    Какиее отношения связывают супругов? Какую роль играет фиктивная сделка графа и ростовщика?

    Опишите будуар графини и ее саму на фоне этой бесстыдной роскоши.

    Какие чувства внушает читателю это описание: удивление, негодование, восхищение?

    Как ведет себя графиня в разговоре с адвокатом и ростовщиком?

    Что ее больше всего волнует после смерти мужа и как ее поведение характеризует нормы буржуазного общества того времени?

ДЕРВИЛЬ. ФАННИ МАЛЬВО (c ними связана вторая сюжетная линия).

    Что рассказывает Дервиль о своих отношениях с Гобсеком, о своеобразной опеке, которой его удостаивает Гобсек.

    Расскажите о посещении Фанни Мальво Гобсеком. Что увидел ростовщик в комнате добродетельной белошвейки? Почему проникся сочувствием к ней (как прежде – к Дервилю).

    Как это описание соотносится с описанием будуара графини? В чью пользу сравнение?

    сюжетная роль образа;

    отношения с Дервилем;

    портрет героя (найти и прокомментировать: на какие детали обращает внимание Бальзак, какие художественные приемы при создании образа своего героя использует автор, какова их роль в тексте; обратить внимание на символику цвета);

    окружающая героя обстановка, как она его характеризует;

    жизненная философия героя;

    ростовщическая практика;

    символический смысл сцены смерти и образа кладовой;

    романтическое и реалистическое в образе Гобсека (вспомнить рассказ о прошлом героя).

Заполнить цитатную таблицу, которая облегчит работу на занятии.

ХУД. РАЗРАБОТКА ОБРАЗА ГОБСЕКА

ВЫВОД (КОММЕНТАРИЙ)

Портрет героя в начале повести

Кратко выписать доминирующие черты в портрете. Все переписывать не надо, только то, НА ЧТО обращает внимание Бальзак при описании героя. При цитировании указывайте источник цитирования – выходные данные книги и номер страницы.

Портрет героя в конце повести (когда умирает Гобсек)

Обстановка

Жизненная философия героя (принципы)

Отношения с людьми: с Дервилем, семьей де Ресто, Фанни Мальво.

После занятия 2 таблицы сдаются на проверку преподавателю!

ЛИТЕРАТУРА:

Бальзак, О. Гобсек

Обломиевский, Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути / Д.Д. Обломиевский. – М., 1961.

Парнасова, И.К. Все о Бальзаке / И.К. Парнасова. – М.: Просвещение, 1997.

Пузиков, А.И. Портреты французских писателей / А.И. Пузиков. – М., 1981. – С. 6-68.

Реизов, Б.Г. Бальзак / Б.Г. Реизов. – Л., 1960.

Чичерин, А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» / А.В. Чичерин. – М., 1982.

Ширяева, Н.Н. О. Бальзак «Гобсек». Анализ литературных персонажей / Н.Н. Ширяева // Словарь литературных персонажей. Зарубежная литература XIX век. Т. 6. / сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М., 1997. – С. 131-141.

«Образ Кармен в разных видах искусства» урок музыки 7 класса Тема 3 четверти: «Взаимопроникновение музыки легкой и серьезной». Тема урока: «Образ Кармен в разных видах искусства». Цель урока: познакомить учащихся с образом Кармен, как он воплощался в новелле Проспера Мериме, в опере французского композитора Ж.Бизе и в балетных сценах Р.К. Щедрина «Кармен - сюита». Форма урока: диалог, сообщения. Организация учебно-воспитательного пространства: магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор, слайды из балета «Ромео и Джульетта», тема записана на доске в форме эпиграфа. Музыкальный материал: С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» часть «Джульетта - девочка». Ход урока. Организация входа. Музыка из к/ф «Жестокий романс» «А на последок я скажу». Учитель: Знакома ли музыка и о чем она повествует? Ученики: Из к/ф «Жестокий романс», рассказывает о любви. Учитель: Итак, продолжаем разговор о любви… (обращение к эпиграфу) Прочтем эпиграф. Ученики зачитывают: И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь, Перед явленьем Карменситы. А. Блок Учитель: Что мы знаем о Кармен? Сообщение: Цикл стихов А.Блока был навеян музыкальным образом Кармен, созданным французским композитором Жоржем Бизе (XIX в.), в его опере на сюжет Проспера Мериме (французского писателя). Учитель: Верно. Новеллу «Кармен» П.Мериме написал после посещения им Испании, и она предстала в его произведении, как страна, где живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств. Обратимся к сюжету этой удивительной новеллы (зачитывает эпиграф). Всякая женщина - зло: Но дважды бывает хорошей: Или на ложе любви, Или на смертном одре. Паллад. Сообщение: Повествование ведется от 1 лица. (Рассказ Хозе) Бандит Андализии Хозе Наварро (обещали 200 дукатов за его голову). Баск и чистокровный христианин. Хотели сделать из него священника, но учился плохо. Слишком любил играть в мяч, это погубило. Поступил в кавалерийский полк. Выучился военному делу. Сделался ефрейтором, но назначили в караул на севильскую табачную фабрику (400 - 500 женщин). Увидел Кармен. «Вот цыганка» (портрет). На ней была очень короткая красная юбка, позволяющая видеть белые шелковые чулки, довольно дырявые и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Заигрывали мужчины, отвечала, строя глазки и подбочись бесстыдно, как могла быть только цыганка. Она заговорила с Хозе, бросила цветок акации между глаз. Через 2 - 3 часа сообщили, что убита женщина. Раненая похвасталась, будто у нее столько денег в кармане, что она может купить осла на трианском рынке. «Вот как», - заметила Кармен, у которой был острый язычок. Так тебе мало метлы? Та назвала Кармен крестницей сатаны. Распишу щеки как шахматную доску. Потом начинает чертить на лице Андреевские кресты. Послали их в город, в тюрьму. Помог бежать. Его посадили в тюрьму. Она пыталась ему помочь бежать, но он отказался. После освобождения назначили на дежурство, поставили на часы как простого солдата. Задето самолюбие. На часах у дверей полковника вторая встреча с Кармен. «Ты мой ромми, а я твоя роми». При расставании сказала: «Ты что негр, чтобы тебя водили на веревочке? Ты канарейка и сердце у тебя цыплячье. Я тебя немного люблю. Прими цыганский закон». Она связана с контрабандистами, вовлекает и его. Нрав у Кармен, как погода в наших краях. Застал ее с поручиком полка. Убивает молодого поручика и невольно примыкает к кругу Кармен. Они бегут. Хозе был ранен в голову. Шайка из 8 - 10 человек. Гарсия Кривой (муж Кармен) освобождает его. Противный чудовище, жестокий. Попали в засаду. Гарсия убивает зверски раненого своего человека. Праздник в Кордове. Бой быков. Лукас сорвал с быка кокарду и поднес к Кармен. Она приколола ее к волосам. «Я буду с тобой до смерти, но жить с тобой не буду. Любила одну минутку и Лукаса, и тебя. Теперь больше никого не люблю». Финал печален. Хозе убивает Кармен. Учитель: под влиянием композитора известные либреттисты Мельяк и Галеви существенно изменили характер произведения Мериме. Из мрачных цыганских притонов и диких горных ущельев они вывели действие оперы на улицы и площади, заполненные народом. Кармен - воплощение вольнолюбия и женского обаяния. Либреттисты подчеркнули цельность ее характера. Если в последней сцене на вопрос Хозе, любит она Лукаса или нет - «Один миг, а теперь нет», то в опере Кармен восклицает: «Да, люблю и за любовь умру!» Хозе в новелле - человек сильной воли и безумной отваги, устраняет препятствия ударом ножа. У Бизе - это человек прямой, глубоко чувственный, но слабовольный. Бизе вводит новые персонажи: тореадор Эскамильдо и нежная Микаэлла (идеал счастья для Хозе). Так в опере Бизе возникли характеры людей простых. Учитель: Ребята, кто мне попытается раскрыть особенности оперы Бизе «Кармен»? Ученики: Новаторство. Сообщение. Оперная сцена XIX в. Не знала такой поразительной в своей правдивости героини как Кармен. Буржуазная мораль - за брак по расчету. Композитор провозгласил, что люди могут быть связаны только узами взаимной любви. В выборе сюжета, в его трактовке Бизе проявил себя ярким новатором. Интерес к цыганской музыке. Это: Симфония - кантата «Васко да Гама» Неоконченная опера «Сид» Обработка цыганских песен Не был в Испании, но музыка пронизана ароматами испанской музыки. Три подлинно народных мотива: «Хабанера» - мелодия кубинской песни. Кастаньетное подчеркивание ритма Гитарные формулы сопровождения Ритмы испанских танцев болеро сегидильи. Образ Кармен дается в песне и танце (связь с народом Испании). Учитель: Благодарит за сообщение. «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе - слушание. После небольшого анализа, учитель обращает внимание на то, что этот образ в опере потом драматизируется. Сцена смерти на фоне блестящего жизнерадостного марша. Трагическое и светлое неразрывно переплетается. А.Блок: «Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучит печаль и радость…» Последний дует Хозе - полон отчаяния. Публика приняла (нужны веселые развлечения). 1875: скончался Бизе. 1878: опера ставилась в Петербурге,Максакова, Обухова соврем - И.Архипова, В.Образцова. «Кармен» - одна из вершин французской музыки -объединил элементы реалистичной, бытовой, лиричной оперы. Учитель: Кто еще обращался к образу Кармен? Сообщение: Данью преклонения перед творением Бизе явилась и современная интерпретация музыки оперы в балете Р.К.Щедрина. Музыка зазвучала по-новому, а образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли - Майи Плисецкой. Дал обобщенное понятие рокового начала в «Кармен-сюите». Вопросы перед прослушиванием музыки: Дать самостоятельно название фрагментам. Какие страницы новеллы напоминают «Вступление»? «Выход Кармен «Хабанере» слушание «Гадание» После прослушивания отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Учитель: Подводим итоги урока. Завершает вопросом: «А есть ли сейчас современные Кармен?» (Ответы) Под музыку Р.К. Щедрина «Кармен - сюита» - уходят с урока.