Кто такие ситников и кукушкина. Сочинения

  • 04.03.2020

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Кукшина мало встречается в рассказе. Характер ее напоминает характер Базарова. Ее взгляды на жизнь скопированы со взглядов Базарова, но получилась карикатура на нигилизм, у нее слабый характер, нет своих взглядов на жизнь, а копировать с кого-то могут слабые и безвольные люди.

Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно”. То есть в ней нет того, чем Тургенев любуется в Фенечке, - естественности и достоинства.

В образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. В новом направлении взглядов наиболее близким им оказался отказ от нравственных правил. Она «разъехалась с мужем», живет «растрепанно… не совсем опрятно», говорит «очень развязно». Она смешна и жалка. Тургенев осмеивает ее стремления, которые заслуживали бы поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. «Нельзя сказать, чтобы она была хорошенькой, но в её «фигурке…не было ничего безобразного». И все же её разговор и поведение «неприятно действовали» на собеседников. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой - женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.

Итак, образ Евдоксии Кукшиной – это пародия на эмансипированную женщину середины 50-х г. XIX в. Тургенев не был сторонником эмансипации, поэтому Кукшина так неприглядна.

Характеристика литературного героя Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. “Нигилизм” С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А “нигилизм” позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к “великому” делу. С. свойственно “тревожное и тупое напряжение” и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: “Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!” Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире (“женским вопросом”), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В “нигилизме” она находит отдохновение, ощущение занятости “важным делом”. В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Сочинение по литературе на тему: Ситников, Кукшина (Отцы и дети Тургенев)

Другие сочинения:

  1. Cюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и Младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф. М. Достоевский в романе “Бесы”), так и в сатирическом, юмористическом. Read More ......
  2. Отцы и дети 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера Read More ......
  3. Проблема поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развитии России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и Read More ......
  4. Базаров Характеристика литературного героя Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, “нигилист”. Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом. Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои Read More ......
  5. В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми являются молодой купчик Ситников, называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об эмансипации женщин. Эти неумные, развязные люди усваивают только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируют ее и доходят до абсурда, существо же Read More ......
  6. В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь Read More ......
  7. “Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?” А. С. Грибоедов С середины XIX века начинается эпоха реализма в русской литературе. Все больше людей понимали, что политика устарела и страна остановилась в развитии, как и ее общество. Read More ......
  8. Одинцова Характеристика литературного героя Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это Read More ......
Ситников, Кукшина (Отцы и дети Тургенев)

Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева. Кукшина - знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа "Отцы и дети".

Это молодая женщина с "прогрессивным взглядом" на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя "эмансипированной женщиной" и борцом за права женщин.

Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

Цитатная характеристика

Полное имя - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: "...Eudoxie, Евдоксия Кукшина..." "...Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина..."

Дворянка, помещица : "...Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю..."

Внешность: "...дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»..." "...уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила..." "...В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?».." "...Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами..." "...стуча плоскими ногтями..." "...даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах..."

Неопрятная: "...не совсем опрятном платье..." "...дама...несколько растрепанная,.."

Невзрачная: "...В маленькой и невзрачной фигурке;

Некрасивая: "...– Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать..."

Эмансипированная, независимая женщина : "...Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина..." "...«эманципе» вроде Кукшиной.."

Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): "...Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит..." "...Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин..."


Нет детей: "...Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!.."

С прогрессивными взглядами : "...явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки..."

Хочет казаться хорошим человеком: "...она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо..." "...Кукшина – человек чудный..." "...ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление..." (мнение Ситникова)

Курит папиросы и любит выпить: "...везде белели разбросанные окурки папирос..." "...Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила..." "...За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая..."

Играет на фортепиано и поет : "...стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»..."

Не следит за чистотой и порядком в доме: "...Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос..."

Вечно хандрит: "...И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе..."

Развязная, неестественная: "...Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно..."

Ведет себя как ребенок: "...Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками..."

Увлекается химией: "...А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <...> Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово..."

Читает книги и журналы: "...Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?..." "...Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <...> Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!.." "...прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!.."

Считает себя борцом за права женщин: "...за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови..." "...Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно..."

В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: "...Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы..."

В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»),

В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его.

По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным.

Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.

В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.

Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину.

Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (...) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X).

Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.

Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.

Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV).

Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым.

Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением.

Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (...) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг...словно прозрел! "Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!"» (XII).

Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.

Базаров считает, что изучение естественных наук — нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство — бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям. Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, «гроша медного не стоит» (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI). Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд — «отсталая женщина и больше ничего!» (XIII). Однако Базаров — хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии. А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком. Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, «якшаясь» с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!). Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, «толчётся» в Петербурге, продолжая «дело» Базарова. Оба карикатурных «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.

Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя. Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. «Нас не так мало, как вы полагаете. (...) От копеечной свечи Москва сгорела» (X), — говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой. В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора.

Последняя картина романа — могила Базарова, куда приходят только старые родители, — подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою. Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни «преданные ученики».

Обращаясь к проблеме "базарствующих" в "Отцах и детях", следует сосредоточить внимание на таких характерных особенностях поведения Кукшиной, Ситникова и им подобных, как неестественность, бутафорство, фальшь... Чужая, заемная жизнь «базарствующих» превращается в буффонаду.

Тургенев сразу хочет показать, что данному типу людей свойственно бессмысленное подражание нигилистическим верованиям, убеждениям, идеалам. В результате своими претензиями на исповедование нигилизма они скорее пародируют качества, которые присущи нигилизму базаровской пробы.

Можно найти множество примеров из текста, подтверждающих это. В их числе, с одной стороны, ситниковское кликушество по поводу своего духовного "перерождения", отрицания авторитетов, "бабенок", "Маколея", но зато утверждение собственного таланта по части откупоривания бутылок — с другой; страстные занятия химией Евдокии Кукшиной, которая даже изобрела "одну мастику", предназначенную для изготовления кукол, вернее, их "головок", "чтобы не ломались".

Портретное описание Кукшиной удивительно сближает саму героиню с куклой: "белокурая", "в шелковом платье" и "кружевною косынкой на голове", с "круглыми глазами" — настоящая кукла. Причем Тургенев не говорит, что она "ходила". Кукшина "двигалась", словно какой-то механизм, в котором ко всему прочему будто что-то сломалось, поскольку героиня "говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко". Вероятно, дело было в кукольной "головке" Кукшиной, которая, по ее же собственным словам, подвержена поломке?

А "головке" этой героини есть от чего повредиться! Она и "Либиха" осваивает, и Жорж Санд, и Эмерсона, и статью Кислякова о женском труде. Она напряженно размышляет о физиологии и эмбриологии, бредит Бунзеном и негодует на Прудона. И имением управляет, и занимается вопросами воспитания, жестоко страдает от провинциальной жизни и мечтает о Гейдельберге. Ну как тут "головке" кругом не пойти, не надорваться?!

Под стать Кукшиной Victor Ситников, обладатель такого же невыразительного кукольного — "прилизанного" — лица, с "небольшими, словно вдавленными глазами".

В высшей степени симптоматично поведение персонажа, напоминающее поведение будущего Брудастого Салтыкова-Щедрина, в голове у которого было нечто вроде шарманки, периодически воспроизводящей 2 окрика: "Разорю!" и "Не потерплю!". "Шарманка" Ситникова выводит единственное заветное слово, слетающее с губ этого яростного "нигилиста": "Долой!".

Что, по-вашему, ассоциируется с "куколъностью", "механистичностью"? И почему Тургенев акцентирует именно эти качества в "базарствующих"?

Синонимами названных состояний выступают "искусственность", "бутафорность", "нежизненность". Это и хочет подчеркнуть писатель в образах Кукшиной и Ситникова. Аналогичными качествами он наделяет среду обитания Кукшиной. Героиню окружает пространство, в котором полностью отсутствует все то, что напоминает дом, семью, уют: "Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов... <...>валялись по запыленным столам".

Картину тотального бесприюта, нежилья завершает очень знаменательная в контексте кукольной маркированности героини Тургенева деталь экстерьера: женское пространство, заваленное "разбросанными окурками папирос". Другими словами, в границах пространства Кукшиной автор снимает проблему пола и тем самым еще раз заставляет читателя согласиться с тем, что перед ним кукла, которая, как известно, не имеет половой принадлежности.

В 13-й главе начинает полновластно доминировать атмосфера буффонады: кукольного паясничанья, шутовства. За завтраком, когда эмансипированная Кукшина произносит: "Господа, будемте говорить о любви...". И возможно, именно на этом своеобразном кукшино-ситниковсжом "шабаше" приоткрылись подлинное лицо и подлинная, не заемная жизнь "базарствующих" в романе Тургенева?!