Логопедический массаж языка. Логопедический массаж языка в домашних условиях

  • 14.10.2019

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Польза



Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения ;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

Показания к процедуре

  1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Разновидности

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



Условия для проведения

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.



Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.


Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов.

В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях. В рекомендациях также приведены показания к применению массажа при различных речевых нарушениях, систематизированы приемы логопедического массажа.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М. Е. Хватцев

О логопедическом массаже

— активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Польза массажа

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после .

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  • Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Задачи логопедического массажа

Основными задачами логопедического массажа являются:

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

Стимуляция проприоцептивных ощущений;

Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

Уменьшение гиперсаливации;

Укрепление глоточного рефлекса;

Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказания логопедического массажа

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная - от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном - 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте - 25 минут.

Правильное положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно - расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

  1. В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
  2. Ребенок - в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
  3. Ребенок - в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.)

Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Рекомендации для выполнения логопедического массажа

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

Поглаживание от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к волосистой части головы;
поглаживание от линии лба вокруг глаз;
поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

Поглаживание лба от середины к вискам;
поглаживание лба от бровей к волосам;
поглаживание бровей;
поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
сжимание подбородка ритмичными движениями;
разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
перетирание щечной мышцы (указатель¬ный палец во рту, остальные снаружи);
пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

Поглаживание от середины верхней губы к углам;
поглаживание от середины нижней губы к углам;
поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
пощипывание губ;
легкое покалывание губ.

3. Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

Точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

От середины языка к его кончику и обратно.
- От центра языка влево и вправо («ёлочка»),
- От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
- Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
- Пощипывание и растягивание краев языка.
- Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Работа по преодолению слюнотечения

1. Научить детей хорошо жевать — вначале с запрокинутой головой.

2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.

3. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Желаем вам успехов!!!

Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением

Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

«Дождик» : точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
- Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.

«Дорога» : большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.

От города дорога в гору,
А из города - с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню - в гору.

«Ноги и ножки» : точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.

Большие ноги
Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

«Дрова» : горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.

На дворе - трава,
На траве - дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова
На траве двора!

«Волк» : язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.

Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем.

«Щенок»: перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.

Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

«Мыло» : перетирать язык между большим и указательным пальцами - круговые движения.

Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла
- Так мылилась Мила.

«Болтунья» : выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.

«Баран» : большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо.

У барана рога
Скручены — перекручены,
Вверчены — переверчены.

«Гармошка» : указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине - имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка
Играет на гармошке.

«Оса» : надавливать указательным пальцем на середину языка 8 - 10 раз.

Ужа оса ужалила.
Ежу ужасно жаль его.

«Змея» : выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.

Змея ползет по травке,
Змея везет подарки:
Змеенку и змеючке
Зелененькие брючки.

«Барабан» : выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.

Обрадован баран
- У барана барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал
- Вдруг порвался барабан!

«Молния» : двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.

Ярко молнии сверкают,
Тучи стрелы посылают.
Небо светится огнем,
Искры сыплются дождем.

«Виноград» : большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.

На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

«Веник» : указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.

Валя веником метет,
Валя песенку поет:
- Я мету, мету, мету,
Быть неряхой не хочу!

«Пироги» : ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.

Съел молодец
Тридцать три
Пирога,
Да все с творогом.

«Елочка» : большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.

«Гуси» : большим и указательным пальцами пощипывать язык.

Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Совмещение нескольких массажных движений

«Курочка» : выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки
- Малые ребятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.

«Борщ» : выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Боря борщ варил, варил
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка.
Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.
Толя борщ варил, варил
Да переварил. Круговые движения пальцем.
Толя борщ солил, солил
Да пересолил. Пощипывание языка.

Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки

«Крот» : выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Во дворе горка, Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Под горой норка. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
В этой норке
Крот стережет норку. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

Терёхина Елена Александровна, (7 понравилось, средний балл: 4,86 из 5)

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

– рвота, тошнота;

– конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Необходимо понимать, с какой целью назначается массажный курс, будет ли он активирующим или расслабляющим, с каким сопровождением будет проводиться (постановка звуков, артикуляционная гимнастика).

Виды логопедического массажа классифицируются на:

– классический – со стандартным набором ручных приемов;

– точечный – воздействие на биоактивные точки;

– аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.

  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.

  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.

  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.

  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Точечный логопедический массаж проводится по комплексам биоактивных точек (БАТ) в зависимости от целей, преследуемых процедурой (например, для нормализации артикуляционных мышц или напряжения мышечных тканей голосового аппарата). Массирование точек симметричных выполняется одновременно и попарно, прорабатываются точки локального и общего действия. Сеансы проводятся через день лечебным курсом, определяемым врачом.

Метод зондового массажа

Методика зондового массажа языка разработана Новиковой Е.В. Автор создала особые приемы и специальные инструменты – набор зондов из восьми штук. Каждый из применяемых зондов предназначается для определенной зоны мягкого неба, щек, губ, языка и способствует постепенной реанимации прорабатываемого участка. При осмотре врач определяет степень поражения мускулатуры лица ребенка и количество необходимых сеансов.

Такой детский логопедический массаж в домашних условиях может выполняться при условии специального обучения родителей. Проведение зондового ЛМ требует подготовки и опыта, поэтому должен проводиться опытным массажистом-логопедом. Важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при этом. Указанная процедура противопоказана грудным детям до шести месяцев.

О массаже по методике Дьяковой Е.А.

Логопедами используется метод, разработанный Е.А. Дьяковой. Она смогла систематизировать и представить описание методик и техники ЛМ, а также обосновать целесообразность его применения при различных формах речевых нарушений.

В книге «Логопедический массаж» Дьякова Е.А. подробно изложила физиологические аспекты комплекса массажных процедур, порядок диагностического обследования пациентов, подробные методики дифференцированного и точечного ЛМ и основные приемы логопедического массажа.

При медленном, легком воздействии понижается возбудимость тканей, что оказывает действие расслабляющее. А при быстрых движениях повышается раздражимость тканей, следовательно, мышцы сокращаются. Использование дифференцированных массажных приемов способствует повышению тонуса мышц при гипотонии и понижению их при спастичности артикуляционной мускулатуры.

Пониженный мышечный тонус: методика выполнения и приемы массажа

Пониженный мышечный тонус может быть вызван синдромом Дауна, рахитом, другими болезнями, при которых требуется активизация групп мускулатуры. Логопедический массаж при пониженном тонусе языка проводится в классической технике, начиная с лица. Каждый из приемов повторяется до десяти раз.

Выполняются приемы поглаживания, растираний, под конец используют постукивания и пощипывания. Особенностью процедуры будет увеличивающаяся сила надавливания, при этом ребенок должен испытывать комфортные ощущения. Особое внимание уделяется мускулатуре губ: массируется каждая губа отдельно, прорабатываются тщательно носогубные складки.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.
Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.Уже в раннем периоде необходимо делать логопедический массаж для грудничков и дыхательную гимнастику, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционных и дыхательных органов. Важно подобрать оптимальную программу занятий для ребенка и позу для манипуляций.

Обычно проводится дифференцированный расслабляющий ЛМ для лица и аппарата артикуляции. Методом легких разглаживаний прорабатываются лицевая мускулатура и губы, в том числе с использованием точечного и аппаратного (вибрационного) массажей. Чтобы расслабить шею прибегают к пассивным движениям головы, а это частично снимает напряжение с корня языка.

Логопедический массаж для детей с ДЦП направлен на укрепление и активизацию мышц языка. Для этого используют деревянный шпатель, которым производят поглаживающие и вибрирующие движения.

Основные приемы массажа показаны на рисунках.

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Логопед.Дефектолог.Логопедический массаж лица и органов артикуляции: Видео

Развитие детей проходит очень разнообразно, если некоторый дети могут вообще не болеть, то у других находят значительное количество патологий, задержки взросления и другие проблемы. Истинными причинами подобной пропасти между одногодками могут стать разнообразные физические факторы, психологические трудности, заболевания или даже наследственность.

Так или иначе, игнорировать такое положение дел нельзя, ведь нарушения речи, согласно статистике, сами собой не проходят. Родителям важно поскорее обратиться к сведущему логопеду, который подскажет подходящий способ лечения. Например, столь популярный в последнее время логопедический массаж для детей, который позволяет быстро устранить некоторые дефекты смежных заболеваний.

Суть терапии для ребёнка

Действенным методом педагогического воздействия на стиль познания подрастающим малышом окружающего мира считается равномерное использование физических и психологических путей. При нарушениях речевого развития столь обширный подход оказывается практически единственно верным решением, чтобы восполнить недостающие пробелы в воспитании. И пускай этот способ не считается обязательным, опираясь на отзывы, он неоднократно доказывал свою надёжность и эффективность на деле. Тем более что её можно взять и в качестве дополнительной части полноценной реабилитации, и как абсолютно независимый вид лечения, выбрав определённый вид:

  1. Классический — ему приписывают стандартные массажные приемы вроде поглаживания, растирания и имитации вибрации, которые усиливают приток крови в области лица и во многом корректируют мимику по программе Дьяковой.
  2. Сегментарно-рефлекторный – практически дублирует первый вариант, но выполняется уже согласно визуальному делению, то есть не выходит за границы зоны воротника, шейного отдела и самого лица
  3. Точечный – раскрывая свою технику уже в названии, этот способ отражается исключительно на биологически задействованные точки, основная часть которых расположена около места роста волос.
  4. Зондовый – специально разработанный специалистом Новиковой Е.В. и выполняется при помощи профессиональных инструментов - зондов, чтобы добиться необходимого эффекта.

Кто нуждается в логопедическом массаже?

Одно из наиболее часто проявляющих себя заболеваний, требующих своевременной коррекции у логопеда - это дизартрия. В таком случае наблюдается заметная затрудненность в говорении, за счёт поражения заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Вследствие этого у ребёнка могут наблюдаться серьёзные нарушения с артикуляцией. При подобном диагнозе, как никогда лучше подойдёт лечебный массаж по методу Новиковой или альтернативные версии от Архиповой и Дьяковой.

Другой причиной является ДЦП, когда общий тонус мышц повышен и становится главной причиной затруднения не только в плане активности, но и коммуникации. Не стоит исключать и такой вариант, что нарушение поэтапного развития речи может быть вызвано в итоге родовой травмы или врожденного дефекта из-за специфического строения органов (явление распространяется на полость рта, губ, языка). Если физиологические изъяны лечатся хирургическим путем, то классическому логопедическому массажу в домашних условиях нередко под силу окончательно устранить прочие источники задержки, не сильно отклоняясь от типичной программы развития ребёнка.

Основная роль логомассажа

В целом, детская терапия представляет собой механизм, благодаря которому изменяется общее состояние мышц, правильно распределяется напряжение нервных окончаний, тканей и сосудов.

Каждый этап обусловлен чётко прописанной техникой, которая приводит в норму эмоциональное состояние лица, также страдающее при сбоях в работе в сложившейся ситуации. Финал процедуры должен оказать положительное воздействие на весь организм, а не только на центральные задачи. Например, параллельно с главной функцией подхода, восстанавливается эластичность кожи, улучшается лимфо- и кровообращение.

Поскольку мышечная система подвергается ощутимым изменениям (положительно влияет на эластичность волокон, ускоряется работоспособность мышц, мощность сократительной функции), стоит помнить о прямой зависимости между силой влияния и реализуемыми приемами.

Полагаясь на то, какой итог вы желаете добиться на практике – расслабления или возбудимости – необходимо применять принципиально разную степень интенсивности. Лишь при столь тщательном подходе логотерапия целебно влияет на весь организм и в кратчайшие сроки помогает малышу научиться коммуникации без всяких затруднений.

Условия организации логопедического массажа

Если начинать с мелочей подготовки, то в первую очередь важно обратить внимание на помещение, где должно быть уютно и тепло. Особые требования имеются к рукам массажиста: они обязаны оставаться тёплыми, чистыми, не влажными и не слишком сухими, без воспалительных заболеваний, также следует исключить любые украшения, и иметь короткие ногти без яркого маникюра.

Игнорирование подобных нюансов может стать причиной отвлечённости и снижения внимания ребёнка. Массаж рекомендуют проводить через 2 часа после приема пищи.

В идеале полный курс должен составлять не менее 20 сеансов. Крайне желательно проводить их с определённой периодичностью, ещё лучше — каждый день. А после перерыва в 1 месяц, при необходимости повторить цельный перечень. Естественно, что при явно выраженных нарушениях речи у детей длительность процедур увеличивается.

Как показывает практика, в зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и непосредственно возраста ребёнка время сеанса может длиться от 5 до 30 минут. Первую процедуру лучше взять по минимуму в 5 минут, чтобы не утомить юного пациента. В дальнейшем продолжительность массажа постепенно растягивают.

Как должен вести себя ребенок?

Ребёнок должен вести себя спокойно, не чувствовать болевых и дискомфортных ощущений. Категорически не рекомендуется укладывать его в горизонтальное положение, эффективнее наоборот, проводить курс в сидячем положении, особенно на начальных порах. Если чадо сразу настроено негативно, выполните лишь элементарные массажные движения на лицевой мускулатуре или снимите напряжённость при помощи присутствия его мамы.

Ведь массаж будет полезен только в том случае, если у детей возникает чувство доверия к профессионалу. Знающий специалист сумеет добиться не только реальных результатов, но и соблюсти безопасность, а также подобрать конкретные упражнения, направленные на подключение к активной работе той или иной группы мышц. В частности, научить малыша самостоятельно тренироваться дома:

  • выполнение лёгких поглаживаний и пощипываний губ, чтобы запомнить основные приёмы терапии;
  • взять зубную щетку и воздействовать на кончик или центральную часть языка;
  • использовать мягкие массирующие движения для разминки каждого пальца.

Типичный сценарий логопедического массажа

Если речь идёт о типичном сценарии логопедического массажа под присмотром педиатра-логопеда, но терапию начинают с лица, затем постепенно переходят к губам, а далее – принимаются за массаж языка, то есть более тщательно повторяют план для самостоятельно разминки, предложенной выше.

Все движения проводят от центральной зоны к периферии и стараются часто использовать эффективный принцип — похлопывание. Данная техника позволяет вернуть лицевым мышцам естественный тонус и служит отличным побуждающим фактором, поддерживая интерес ребёнка на протяжении всего получаса, отведённого на сеанс.

Но, обратите внимание: нужно совершать одинаковое количество движений как по часовой и против неё, придерживаясь симметрии.

После нескольких лёгких упражнений (2-5 штуки) силу нажима, похлопываний и пощипывания кожи должна ненавязчиво нарастать. При этом кожные покровы пациента могут слегка покраснеть и это хороший знак, но не перестарайтесь. Например, если у малыша наблюдается сухая или чувствительная кожа, такой напор может оказаться болезненным, поэтому рекомендуется делать массаж с использованием специальных увлажняющих масел для лица или крема.

Непосредственно, время воссоздания массажа, дабы отвлечь ребенка от сосредоточения на ощущениях, советуют применять некоторые хитрости: читать стишки, загадывать головоломки, петь песенки, рассказывать сказки. Желательно, чтобы выбранная вами тактика отвлекала малыша на вашу речь, но не провоцировала его часто отвечать или резко двигаться, так что придерживайтесь увлекательного монолога.

Не исключён вариант повторения заученных скороговорок или фраз, которые ассоциируются с движениями рук (лёгкие хлопки по щекам – «стенка-стенка», прикосновение ко лбу – «потолок», постукивание пальцами по верхней губе и подбородку – «две ступеньки», нажим на кончик носа ребёнка – «и звоночек «дзынь!»).

Кроме того, важно организовывать логопедический зондовый массаж до перекуса или через 1,5 – 2 часов после приёма пищи. К существенным требованиям это не относится, однако внезапно возникнувшие неприятности с процессом пищеварения могут стать решающим фактором и лишить чадо интереса к процедуре. Если у малыша наблюдается температура или симптомы простуды, работу над произношением также стоит отложить до полного выздоровления.

Противопоказания к задуманному проведению

Логопедический массаж при дизартрии или других нарушениях в произношении, увы, может иметь целый ряд ограничений, которые стоит взять во внимание и искать альтернативный метод лечения. Категорически запрещено проводить процедуру, если у ребёнка наблюдаются следующие диагнозы:

  • серьёзные инфекции;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • конъюнктивит;
  • температура, жар;
  • повышенное давление;
  • стоматит или гингивит;
  • сыпь на коже;
  • открытые раны, язвы;
  • герпес.

Перед назначением курса важно получить заключение не только от невропатолога, но и сведущего педиатра. Заодно нужно обращаться к действительно опытным врачам, которые имеют опыт проведения массажа не просто с ребёнком, но и конкретной возрастной группой (что тоже имеет свои особенности).

Любой из способов логопедического массажа, в том числе и бытовая версия с ложками, помогает добиться ощутимого прогресса даже при запущенных формах нарушения речи. Впрочем, начинать процедуры всё равно нужно в рекомендованный профессионалом срок, поскольку некоторые подходы предназначены исключительно для младенцев старше полугода, так как ни один зонд не годится для новорожденных и это стоит учитывать при конечном выборе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.