Достоевского «Пpестyпление и наказание» - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
- Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества.
Сравнительная характеристика «лужин и свидригайлов»
Внимание
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его «двойниками»: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, «шатания», «заблуждения».
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – Лужин и Свидригайлов, которые являются «двойниками» главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о «избранных» и «тварей дрожащих».
» Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского.
Лужин и свидригайлов в романе ф
Инфо
Родион помогает Катерине Ивановне с детьми. Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.
Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.
Оказывается, эти герои действительно имеют много общего. Различия героев можно представить в виде таблицы. Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика (таблица) Родион Раскольников Аркадий Свидригайлов Внешность Стройный кареглазый молодой человек с темно-русыми волосами.
Важно
Голубоглазый блондин с алыми губами, широкоплечий мужчина около 50 лет. Ориентиры и идеалы, образ жизни Живет замкнуто, разрабатывает теорию об уникальной личности, склонен к философствованию.
Ведет разгульный образ жизни, просто верит в свою неповторимость.
Раскольников и свидригайлов: сравнительная характеристика героев
Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина.
Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца.
Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».
В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели.
Лужин и свидригайлов
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова).
Такие картины одна за другой появляются […]
- Причины преступления Раскольникова В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг.
XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
Сравнительная характеристика лужина и свидригайлова
Главный герой одного из самых психологических произведений русской литературы, романа «Преступление и наказание», носит имя Родион Раскольников. Он не похож на других, хлопоты обычных людей ему чужды.
Федор Михайлович Достоевский на страницах своего произведения знакомит нас со своеобразным двойником Родиона Романовича – Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Этот герой заявляет о своем сходстве с Раскольниковым.
А действительно ли похожи Раскольников и Свидригайлов? Сравнительная характеристика поможет ответить на этот вопрос. Внешность Раскольникова и Свидригайлова Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова невозможна без описания внешности этих героев. Они совершенно не похожи друг на друга. Родион Раскольников – статный молодой человек с темными глазами и волосами темно-русого цвета.
Написать сравнительную характеристику лужина и свидригайлова
Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства.
Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.
Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам.
Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
- «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами. Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь.
Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе.
Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности. Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца.
Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
- Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным.
Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен.
Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно.
Одними из ярких второстепенных персонажей произведения являются представители собственных теорий Лужин и Свидригайлов, схожих по своей сути с теорией главного героя романа Раскольникова.
Герои живут по созданным ими теориями, заключающихся в существовании избранных, гениальных людей и тварей дрожащих.
Свидригайлов представляется писателем в качестве зажиточного дворянина пятидесяти лет, офицера в отставке, ведущего праздное развратное существование. Внешне Свидригайлов отличается холодными голубыми глазами, здоровым цветом лица, дородностью, плечистостью и щегольской комфортной одеждой с неизменной в руках изысканной тростью. Характерными чертами Свидригайлова являются его циничное отношение к людям, отсутствие моральных принципов и душевной нравственности. Он считает, что достижение поставленной цели возможно любыми способами и это оправдывает даже самые низменные поступки. По мнению Свидригайлова, человеку позволено любое злодейство в случае наличия хорошей цели. Главная цель жизни Свидригайлова состоит в существовании ради собственного удовольствия, при этом герой глубоко внутри является разочаровавшимся человеком, не верящим ни в добро, ни в зло.
Именно на этом Свидригайлов и основывает совершение им нескольких преступлений в виде карточного мошенничества, а также смерти нескольких людей, в том числе и его собственной супруги.
С точки зрения Раскольникова, Свидригайлов является сладострастным развратником и подлецом. Встретившись на своем пути с Дуней Раскольниковой, Свидригайлов ощущает раскаяние, пришедшее в его душу слишком поздно. Не выдержав душевного напряжения, герой совершает самоубийство, освободясь от всех мучивших его преград, но при этом так и не признав своей вины.
Лужина писатель представляет как делового преуспевающего человека, юриста средних лет, ценящего каждую минуту, имеющего собственную экономическую теорию, заключающуюся в превалировании личного индивидуального интереса над потребностями окружающих. Данный взгляд демонстрирует возможность оправдания любого страшного преступления, а также эксплуатацию людей, если они совершенны во благо личной выгоды. Чопорный и высокомерный Лужин называет свою теорию целым кафтаном, так как считает, что главное в жизни – возлюбить себя самого с последующей возможностью устроить личные дела и оставить в целости кафтан. Он пропагандирует идею разумного эгоизма, ставя в приоритеты лишь достижение личной выгоды. По своей сути Лужин представляется самым маленьким преступником, поскольку его грехопадение выражается лишь в клевете на Сонечку Мармеладову, обвинив ее в воровстве нескольких сотен рублей.
Используя в романе образы Свидригайлова и Лужина, писатель изображает безнравственность теории главного героя, демонстрируя ее утопическую идею на примерах двойников, у которых полностью отсутствуют моральные и этические принципы. Являясь антиподами Раскольникова по своим душевным качествам, в тоже время Свидригайлов и Лужин представляются писателем как основа утопической теории ключевого персонажа Раскольникова, оправдывающего убийство человека кровью по совести. Образами Лужина и Свидригайлова писатель показывает разительное сходство непохожих с первого взгляда людей с Родионом Раскольниковым.
Несколько интересных сочинений
- Островский
Сочинения по творчеству Островского
- Мое мнение об Евгении Онегине сочинение рассуждение 9 класс
Пушкин писал своего Онегина с целого поколения молодых людей. Они жили за счёт крепостных крестьян, получали образование, вели пустую светскую жизнь, нигде не работали.
- Твір Ким я хочу стати (лікар)
У житті кожної людини настає момент, коли він повинен зробити вибір про свою майбутню професію. Цей вибір - вельми нелегкий, адже на світі безліч професій, які подобаються одночасно відразу
- Образ и характеристика Тонкого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение
Тонкий - один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».
Народная мудрость гласит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Но нужны ли эти сто друзей? Может, достаточно одного, но самого настоящего, самого преданного и самого любимого друга?
«Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений
пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились
все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа
и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Достоевский сохранил
веру в человечность, в победу вековых принципов нравственности. Переломный
характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического
склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей
духовной жизни современного ему человека.
В центре романа - Родион Раскольников и его теория о вседозволенности
избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность
этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью
своего произведения Ф. М. Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство
несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести
своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и
вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча здесь
играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень важное значение в
этом смысле приобретают образы двойников Раскольникова - Свидригайлова
и Лужина. Свидригайлов, имеющий богатый жизненный опыт, догадывается о
смысле преступления Родиона и о причинах, толкнувших его на убийство.
Но «высокие побуждения» героя чужды ему, он открыто смеется над ними.
Развратник и циник, он и без всяких теорий постоянно преступает все человеческие
законы, нормы, обычаи. И, в отличие от Раскольникова, совершенно не мучается
угрызениями совести. Однако при всей своей развращенности, мы видим, что
он находится в состоянии какой-то душевной неустойчивости и тревоги, от
Свидригайлова веет растерянностью, опустошенностью и бесперспективностью.
Видимо, он сам осознает свою обреченность, что и приводит его к самоубийству.
Столкнувшись со Свидригайловым, Раскольников ужасается, так как видит
в нем реальное осуществление собственных идей. Он хочет лучше понять этого
человека, так как это может помочь ему разобраться в самом себе, найти
различия, увидеть истоки его
страданий и сомнений.
Но если к Свидригайлову Раскольников чувствует какую-то странную тягу,
то его отношение к Лужину совершенно иное. Этот делец, чьи жизненные принципы
основаны лишь на эгоистическом расчете, вызывает у Раскольникова брезгливость
и презрение. Еще из письма матери он безошибочно угадывает подлую натуру
Лужина. Однако при всем этом, во время встречи с ним, Родион, к собственному
ужасу, замечает очевидное сходство. Между ними, без сомнения, существует
что-то общее, какие-то точки соприкосновения. Это общее заключается во
взглядах, в исповедовании некоторых принципов «новейшей экономической
науки». Раскольников видит отражение собственных мыслей в утверждении
Лужина, что необходимо отбросить какой бы то ни было нравственный долг
личности перед другими людьми. «...Приобретая единственно и исключительно
себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...», - говорит Лужин, - и
это будет, в его понимании, гарантией «всеобщего преуспеяния...» Родион
понимает, что эти слова ни что иное, как сниженный, опошленный вариант
его собственной теории. Осознав это, герой начинает испытывать к самому
себе такое же отвращение, какое испытывает к этому низкому дельцу.
Таким образом, столкнувшись с этими двумя персонажами, образ мыслей которых,
как в кривом зеркале, отражает его собственные мысли и идеи, герой убеждается,
к каким ужасным последствиям на практике может привести его теория о праве
«избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы
этой теорией о делении всего человечества на два разряда. Проповедь разумного
«расчета выгод», представленная в романе на руку Лужину и Свидригайлову,
она оправдывает буржуазное своеволие, «произвол индивидуальной рассудочной
способности каждого, независимо от уровня его интеллектуальной, эмоциональной
и нравственной культуры». Такие как Лужин и Свидригайлов легко опошляют
и приспосабливают к своим мелким эгоистическим интересам эту этическую
теорию. А это и является первым признаком ее несовершенства, нежизнеспособности.
Теперь герой Достоевского видит, что реально, а не фантастически стать
«властелином» - значит, идти по дороге, таких как Лужин и Свидригайлов:
от одного преступления к другому. И единственный выход, и возможность
избежать полного нравственного падения заключается для Родиона в том,
чтобы обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к пониманию этого, помочь
герою принять верное решение и свернуть с гибельного пути и призваны образы
его «двойников».
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
В каком веке произошло присоединение
Крупные княжества древней руси Удельные княжества руси таблица
Сфинкс неразгаданный до гроба александр 1
Русский царь Петр Первый
Дуэль, ранение и смерть александра пушкина