Маргарита и фрида сострадание. Добро и милосердие маргариты

  • 03.03.2020

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

В.М.Васнецов «Витязь на распутье». «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам будет убит, а конь жив».

2 слайд

Описание слайда:

Проблемы милосердия, всепрощения и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1» Зотова Татьяна Николаевна

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы Как великолепен человек, если это человек настоящий! Менандр Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Цели урока Определить, как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость; проверить знание содержания романа; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи урока помочь учащимся определить свою точку зрения на общечеловеческие ценности, понять, что только от самого человека зависит нравственный выбор; . совершенствовать навыки составления письменного высказывания. отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстами художественных произведений.

7 слайд

Описание слайда:

Тяжкое бремя выбора… «Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене… Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равноценна для меня погребению заживо». (Из письма Булгакова Советскому Правительству)

8 слайд

Описание слайда:

Главный роман в творчестве Булгакова Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя. Карпов И.П. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в православном прочтении. М.: «Московский лицей», 2001 г.

9 слайд

Описание слайда:

Никогда не разговаривайте с неизвестными …так кто ж ты, наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. Фауст.

10 слайд

Описание слайда:

Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость? По академическому толковому словарю: Всепрощение – полное прощение всего и всех. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. А также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Справедливость – от прилаг. «справедливый». т.е.действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; -соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям.

11 слайд

Описание слайда:

Работа в группах 1 группа – «Что проповедует Иешуа Га-Ноцри? Справедливостью или всепрощением должно руководствоваться человечество?» 2 группа – « Какова роль Воланда в романе?» 3 группа – «Как борется Маргарита за свою любовь?» 4 группа – «Сохраняется ли, по-вашему, в мире равновесие между милосердием и справедливостью?»

12 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные задания «Какова, по-вашему, стержневая идея романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»? Сравните варианты суперобложек нескольких изданий романа «Мастер и Маргарита». Какая из них наиболее полно отражает стержневую идею романа? Предложите свой вариант суперобложки.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Что есть истина? У литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека - горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду (да и просто неумение лгать!), но иначе никогда себя не поведет. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

15 слайд

Описание слайда:

В. Лакшин о Маргарите: «Маргарита в романе оказалась плохой христианкой, так как мстила за зло, хотя и очень импульсивно, по-женски, побив стекла щеткой и разгромив квартиру критика. Ей не чужда та мудрость, что если прощать всякое зло, то нечем будет платить за добро. И все же милосердие для Булгакова выше отмщения. Маргарита громит квартиру Латунского, но отвергает предложение Воланда его уничтожить. И точно так же Левий Матвей, с его фанатизмом верного ученика, готов убить Пилата, а Иешуа прощает его. Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие».

16 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем проявляется своеобразие композиции романа? а) кольцевая композиция б) хронологический порядок развития событий в) параллельное развитие трех сюжетных линий г) параллельное развитие двух сюжетных линий 2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? а) соответствие библейскому сюжету б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру г) автор стремится показать Иешуа бедняком 3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся овый храм Истины». В чем смысл этого изречения? а) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый храм б) речь идет не о вере, а об истине в) автор передает общий смысл библейской легенды 4. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость? а) трусость ведет к предательству б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла в) трусость – малодушие, недостаток душевной силы 5. Как решен в романе образ Левия Матвея? а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя в) Левий Матвей не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога г) автор воссоздает образ евангельского Матфея

17 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (продолжение) 6. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»? а) в основу положены принципы двойничества б) персонажи объединены общей идеей произведения в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира г) система образов построена по принципу антитезы 7. Какой из «миров» романа наиболее населен? а) библейский б) потусторонний в) московский 8. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»? а) Азазелло в) Варенуха б) Коровьев г) Бездомный 9. В ходе встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое. а) историческое в) объяснение устройства вселенной б) теологическое г) «от противного» 10. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия. а) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком» б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра» в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, Лиходеева белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»

Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Любовь и милосердие в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» 5

МОТИВ МИЛОСЕРДИЯ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

ЛИТЕРАТУРА 16

ВВЕДЕНИЕ

\"Из всех писателей 20-х — 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых — \"Мастер и Маргарита\". \"Мастер и Маргарита\" - вариант названия последней редакции романа 1937г. Над ней Булгаков работал буквально до последнего дня жизни: 14 марта 1939г. он написал эпилог, последнюю правку в текст внес 13 февраля 1940 года, уже слепым, за несколько дней до своего мучительного конца.

Роман «Мастер и Маргарита» по праву называют главным творением Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель работал над
ним в течение двенадцати лет (с 1929 по 1940г.), до самой своей смерти, но только через двадцать с лишним лет это
гениальное произведение впервые увидело свет.

В этой книге слились воедино глубокие личные размышления писателя о любви и долге, о верности и предательстве с ощущением своего времени, страшного времени тридцатых годов. В ней перемешались смех и печаль, радость и боль, как это бывает обычно в жизни, соединились вымысел и реальность, фантастика и чистая правда, так что порой почти невозможно их
различить. Эту книгу можно назвать лиро-философской поэмой о великой любви, любви к одному человеку и ко всем людям, любви, которая оказывается сильнее времени смерти. М.О. Чудакова расценивает эпилог романа \"Мастер и Маргарита\" как \"важнейшее биографическое свидетельство о тогдашнем умонастроении автора.

Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Выдающиеся творческие умы признают роман \"Мастер и Маргарита\" одним из величайших творений двадцатого века.
Далеко не все способны осмыслить \"Мастера и Маргариту\" в том идеологическом и философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что \"Мастера и Маргариту\" перечитывают и юные.

Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал \"Мастера и Маргариту\" как \"последний закатный роман\", как завещание, как свое послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение \"в стол\", для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра). В данной работе мы рассмотрим тему любви и милосердия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они - смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.

Главную линию романа - любовь проводит Маргарита. К ней сходятся все события, которыми заполнено действие, - и быт, и политика, и культура, и философия. Маргарита отказывается от жизни без Мастера, она делит с ним его участь.

Главным прототипом Маргариты послужила третья жена Булгакова Е.С. Шиловская. Существует легенда о том, что Елена Сергеевна была любовницей Сталина. Но это еще не все. М. Чудакова, известная исследовательница жизни и творчества писателя, в биографическом очерке, открывающем новый Меридиан Булгакова, романы и рассказы, опубликованные издательством \"Мондадори\", так пишет о 36-м: \"Иногда они подолгу никого не принимали. Власть в то время запрещала любые не контролируемые контакты с иностранцами, прежде всего, дипломатами. Вопрос о том, кто информировал органы, остается открытым, и ответ на него может оказаться зловещим: возможно, жена Булгакова докладывала полиции Сталина о работе писателя.\"

В ходе телефонного разговора Мариетта Чудакова, находящаяся в Москве, говорит: \"Конечно, Елена Булгакова должна была быть в определенной степени связана с органами. Ее присутствие рядом с писателем было гарантией. И это совсем не означало, что она скверно поступала по отношению к писателю. Совсем наоборот, таким образом она его спасла. В 30-е годы Булгаков мог исчезнуть в ходе чисток, как исчезали многие. Вполне вероятно, Елена Сергеевна еще до встречи с Булгаковым, в конце 20-х имела контакты с НКВД. В 35-36 гг. было абсолютно невозможно принимать у себя дома иностранных дипломатов без наблюдателей из органов\".

Ужасная реальность делает образ этой женщины еще более значимым и драматичным. Правомерно ли в таком случае сравнение Елены с Маргаритой?

\"Да, - отвечает Чудакова, - Елена - прототип Маргариты. И Маргарита в романе связана с силами зла. Булгакова была женщиной без предрассудков. Я могу об этом говорить с уверенностью, потому что я была с ней знакома. Она была удивительной, сильной, интересной и очень корректной. Но она сама мне говорила: \"Мариетта, чтобы Миша печатался, я отдамся любому\". И это делает образ Булгаковой еще более сложным. Это даже нашло отражение в романе, \"когда Азазелло выражает мнение о том, что многие москвички мечтают отдаться Воланду\", уточняет Чудакова, многие годы проработавшая в отделе рукописей Московской библиотеки имени Ленина.

Героиня действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Она занимает уникальное положение в структуре произведения: образ подчеркивает неповторимость любви Маргариты к Мастеру, делает из этого чувства недостижимо высокий идеал.

Любовь Мастера и Маргариты вспыхивает молниеносно, в «скучном, кривом» переулке: «Любовь поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож.», - признается Мастер. Хотя, казалось бы у Маргариты до встречи с Мастером было все, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый, обожающий свою жену муж, роскошный особняк, деньги... Но была ли она счастлива?

Героиня олицетворяет не только любовь, но и милосердие Она основная структурообразующая единица бытия в романе, потому что милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений Булгаков. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в их сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается Мастер. Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная, - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая \"как убийца из-за угла\", поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Булгаков сумел проникнуть душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: \"Вот твой дом, вот твой вечный дом\", говорит Маргарита.

Заслуживает упоминания точка зрения В. М. Акимова, согласно которой любовь в нравственном мире булгаковского романа - это постоянное нарушение справедливости и непрерывное отступление от истины. «В этом смысле, - считает критик, - «Мастер и Маргарита» - роман о трагедии любви, притом трагедии безысходной. Для Мастера любовь - всего лишь условие «комфорта», но отнюдь не смысл жизни И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей романтической экзальтации - тоже всего лишь «компенсация» иной. подлинной, но неудавшейся жизни». Но согласиться с этой точкой зрения не представляется возможным: нельзя считать неудавшейся жизнь, в которой была такая любовь.

Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. «Довольно: - говорит он Маргарите, - «Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю. что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну, что же, вместе и понесем ее» (с. 295).
Духовная близость Маргариты с Мастером настолько сильна, что Мастер не в состоянии забыть свою возлюбленную ни на минуту. А Маргарите даже снятся сон; в нем видит она своего любимого: «... Распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклочены, небрит. Глаза большие, встревоженные. Манит ее рукой, зовет.» (с. 178)
В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам.

А что же Мастер? Любовь Мастера к Маргарите во многом неземная, вечная любовь. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни. Он не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей, а когда состоял в браке и работал историком в музее, то, по собственному признанию, жил \"одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве\". Мастер осознал свое писательское призвание, бросил службу и в арбатском подвале засел за роман о Понтии Пилате. И рядом с ним неотступно была Маргарита...

С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Трудно найти в мировой литературе другое подобное смешение стилей.

Сложная система сближений и отталкиваний, сопоставлений и противопоставлений образов дает возможность ощутить все богатство художественного смысла в множественности обликов и поступков героев. Маргарита с ее яростной, наступательной любовью противопоставлена Мастеру: «Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной коморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь?» (с. 295). Свою яростную любовь сама Маргарита сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея. Но Левий фанатичен и поэтому узок, любовь же Маргариты всеобъемлюща, как жизнь. Булгаковскую Маргариту сравнивают с гетевской. Однако последняя - лишь слабая женщина, отказавшаяся от борьбы за любовь и любимого человека. У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной.

Любовь Маргариты не могла уберечь Мастера от жизненных невзгод, у нее не было сил вынести страдания возлюбленного. Она нашла выход: «Вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не тревожит. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро...». Маргарита нашла для Мастера новое пристанище вне жизни. Она сохранила любовь для двоих, разуверившись в земной справедливости.

Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева - Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи - Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Любовь — именно она придает книге загадочность и неповторимость. Любовь поэтичная, любовь земная, плотская и романтическая— это та сила, которая движет всеми событиями романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

МОТИВ МИЛОСЕРДИЯ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Что есть милосердие? Милосердие — готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

Как уже было сказано, с образом Маргариты связан в романе мотив милосердия. Она просит после великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я просила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается в романе милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром.

Маргарита — символ вечной женственности. Любой жест, любая мысль Маргариты оценивается по высшим морально-этическим критериям. Учитываются все виды и степени проявления честолюбия и самолюбия, возможности самопознания, умение творить добро, способность к самоотречению, доброжелательность. Ведь наивысшая ценность в мире, согласно нравственному критерию самого Булгакова, – это человеческое милосердие и сострадание. Без них жизнь в мире нескончаемой трагедии была бы лишена смысла.

Маргарита - одна из немногих персонажей романа (если не единственная), кто не потерял милосердия. Она, узнав о такой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему: «...ее лицо подернулось дымкой сострадания». Она полна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек, он не заслуживает такого жестокого наказания. «В жизни» так и могло быть, но эта жестокость не соответствует тому Пилату, который изображен пером Мастера. Маргарита просит отпустить его.

Булгаковская Маргарита перекликается с героиней «Фауста» Гете. Мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гетевской поэме, где перед силой любви «сдалась природа Сатаны... он не снес ее укола. Милосердие побороло», и Фауст был отпущен на свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не...

Забрать файл

Что значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать.

Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа.

Маргарита - одна из немногих персонажей романа, кто не потерял милосердия. Она, узнав о тяжелой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему. Или, например, будучи королевой бала Сатаны, она могла попросить то, что желает больше всего, однако Маргарита просит совсем не для себя, а для человека, который нуждался в помощи больше нее, для Фриды. Своим поступком героиня вызывает уважение и восхищение. Воланд в этой ситуации также проявил великодушие, дав Маргарите второй шанс.

А в эпизоде сеанса черной магии милосердие и сострадание проявляют большинство москвичей, что Воланд тоже замечает.

В общем хаосе люди все же жалеют Бенгальского, прося мага простить персонажа.

Таким образом, тема милосердия в романе имеет важное значение как для сюжета, так и для самих героев. Она раскрывает персонажей со светлой, положительной стороны, наталкивает их на добрые поступки.

Обновлено: 2017-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение. В нем поднимаются проблемы противостояния добра и зла, трусости, внутренней свободы и несвободы человека, ответственности, взаимоотношения власти и личности, преступления и возмездия, греха и покаяния, любви, верности и предательства, истинного творчества и судьбы художника в государстве, - в общем, поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, так называемые «вечные вопросы».

Исключением не являются и проблемы милосердия, всепрощения и справедливости.

Справедливость в романе предстает в виде Воланда и его свиты. Воланд объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, то есть выступает в романе как судья. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, отрицающему вечные истины и проповедующему безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего, окружающему себя невежественными людьми, такими, как, например, Иван Бездомный или Рюхин, которыми легко управлять, была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иисус существовал. Он ее не использовал и ушел в небытие, ибо «каждому воздастся по его вере». Воланд лишает жизни и барона Майгеля (шпиона и наушника), который входил в доверие к иностранцам и доносил на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть.

Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по его заслугам. Никанор Иванович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует и небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал, но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих грехах.

Также Воланд восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сожженный роман («Рукописи не горят»), давая ему покой как награду за творчество. Для критика Латунского, травившего Мастера своими статьями, возмездием стал визит Маргариты в его квартиру. Она наносит ему удар, испортив имущество и нажитые материальные ценности.

С мотивом преступления и справедливого наказания связан мотив совести и ответственности за принятое решение. Понтий Пилат пошёл против себя, своей воли и совести. «Самый страшный порок», трусость, руководил им. Он услышал в речах подсудимого, Иешуа, то, что ему было близко по душе, но дал свершиться преступлению, затем мучился двенадцать тысяч лун, не зная покоя, осознавая непоправимость содеянного. Чувство вины, не дающее покоя ни днём, ни ночью, становится его наказанием, возмездием.

Примером всепрощения в романе М.А. Булгакова является Иешуа Га-Ноцри, не видящий в людях греха, считавших всех добрыми. «Злых людей на свете нет, - говорит Иешуа Пилату, - есть несчастливые». Иешуа прощает Понтия Пилата («...За него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать»). Мастер отпускает Пилата, объявляя его свободным: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».

В образе Маргариты соотносятся чувство возмездия и милосердия. У Булгакова милосердие всегда выше возмездия, так как умение прощать, бескорыстное стремление помочь открывает истинные ценности. Решение Маргариты спасти Фриду от мучений, вечных душевных терзаний вызвано состраданием. Также Маргаритой руководит нежелание обмануть человека, которому подала надежду. В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания духовно очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощение. В самом деле, и Воланду присуще милосердие: после того, как Маргарита простила Фриду, он дал ей ещё один шанс исполнить ее любое желание.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является исторически и психологически достоверной книгой о своем времени и о людях, но одновременно - это роман, в котором изложено философское повествование, обращенное в будущее, книга на все времена, потому что в ней подняты вечные вопросы, волнующие человечество и по сей день.

Обновлено: 2017-04-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.