Проблема воздействия природы на человека. Текст Г

  • 02.07.2020

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

На протяжении миллионов лет природа щедро давала человеку все для того, чтобы он мог жить, расти и развиваться.

И чем совершеннее становился человек, тем интенсивнее он использовал целительные силы природы. Влияние природы на человека весьма разнообразно, для примера расскажем о роли в нашей жизни наиболее распространённого компонента ландшафта - растений.

Общеизвестно, что растения дарят нам необходимый для жизни кислород, образующийся в процессе фотосинтеза. Помимо этого, насаждения способны улавливать до 5 процентов пыли летом и до 39 - зимой, поглощать вредные газы. По наблюдениям, проведённым в Туле, загрязнённость воздуха сернистым газом в городском парке даже зимой была почти в 7 раз меньше, чем на соседней улице.

Деревья и кустарники поглощают значительное количество свинца, содержащегося в выхлопных газах автотранспорта, который обладает нейротоксическим действием, способен накапливаться в организме человека и особенно опасен для детей. Содержание свинца в крови городского жителя значительно выше, чем сельского. Наиболее интенсивно поглощают свинец и другие загрязнители воздуха клён, тополь, липа.

В Москве загрязнённость воздуха вблизи зелёных массивов парков Сокольники, Измайлово, Кузьминки в 2-3 раза ниже, чем в районах, лишённых зелени.

Очищая воздух, насаждения способствуют лучшему проникновению солнечных лучей сквозь облака, которые так необходимы нашему организму.

Солнечные лучи богаты ультрафиолетовой радиацией, которая смертельна для многих видов болезнетворных бактерий. «Биологическую очистку» воздуха осуществляют и фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, которые помимо бактерицидного действия положительно влияют на окисляемость и ионизацию воздуха. Образующиеся отрицательно заряженные ионы снимают переутомление, лечат бессонницу, гипертонию, астму. Насыщенный фитонцидами воздух создаёт ощущение запаха свежести, воздух как бы приобретает сладковатый привкус, который у нас обычно ассоциируется с запахом цветов, трав, тающего снега. В весенне-летний период фитонциды повышают содержание витамина С в надпочечниках человека, усиливают фагоцитарную активность лейкоцитов крови. Наибольшей способностью выделять фитонциды обладают дуб, клён, лиственница, сосна, пихта, берёза, черёмуха, малина.

Повышенная влажность лесного воздуха вызывает ощущение прохлады, вдыхание его усиливает биотоки мозга, увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает самочувствие, настроение, снимает головную боль и усталость.

Значительно влияние зелёных насаждений на микроклимат, особенно на такие важные для человека показатели, как температура и влажность воздуха, скорость ветра. В жаркий летний день среди зелени лесов и парков температура на 3-8° С ниже, чем на городских улицах, зимой же за счёт снижения скорости ветра температура на 2-3°C выше, то есть создаются более комфортные условия.

Помогают нам деревья в борьбе с шумом, особенно если у них густые кроны, плотные крупные листья.

Вместе с тем природные лесные шумы: шелест листьев, журчание воды, пенье птиц - положительно влияют на настроение человека. «Лекарственное молчание леса...» - говорят японцы.

Благотворно действует на нас и зелёный цвет растений, он способствует снятию усталости, нормальному наполнению кровеносных сосудов, снижает глазное давление. «Наши чувства приобретают особую остроту, когда мы наслаждаемся видом прелестной весенней зелени», - писал Чарльз Дарвин.

Те, кто смотрел фильм «Сталкер», наверняка запомнил, как главный герой, преодолев множество препятствий, проникает, наконец, в запретную зону - небольшой оазис дикой природы, сохранившийся в мире сплошной индустриализации, и с наслаждением падает в цветущие травы. И к нему возвращаются силы, и наступает душевное успокоение.

О благотворном воздействии природы писал М. Горький: «Лес вызывал у меня чувство покоя и душевного уюта: в этом чувстве исчезали мои огорчения, забывалось неприятное» .

Мы живем в мире вещей, созданных цивилизацией, проводим время в душных комнатах у телевизоров, устаём от шума домашних приборов - пылесосов, полотеров, соковыжималок, бездумно глотаем таблетки от головной боли. Тысячи вещей, окружающих нас, объективно полезны и даже необходимы, но почти каждая из них хоть немного отгораживает нас от живой природы. Убрать пылесос, выключить телевизор и вместо анальгина или аспирина выйти бы в сад, посмотреть на небо и старые деревья, о которых Иван Алексеевич Бунин писал: «Небо и старые деревья, у каждого из которых всегда есть свое выражение, свои очертания, своя душа,- можно ли наглядеться на это?» - какая это была бы прекрасная эмоциональная разрядка.

В трактате «О любви к лесам и источникам» японский поэт Го Си пишет, что умные и добродетельные люди потому любят пейзаж, что среди гор и вод питаемые почвой произрастают деревья и травы, и даже скалы там веселятся весной, как малые дети. «Потому то в эти места удаляются от мира мудрые люди, изучающие жизнь, потому то там резвятся обезьяны и летают аисты, громко крича от радости, которую дарует им природа... Тюрьма - вот что вызывает высокую ненависть человеческого естества».

Красота цветов, деревьев и кустарников, их своеобразное влияние на настроение человека было замечено издавна. «В сосновом бору - молиться, в берёзовой роще - веселиться» - так выразил народ свое восприятие внешнего облика деревьев. Наблюдения врачей в санаторных парках подтвердили, что различные виды деревьев способны вызвать у отдыхающих разное настроение: плакучая ива настраивает на лирический лад и успокаивающе действует на нервную систему, яркоокрашенная крона клёна Шведлера, наоборот, рождает эмоциональный подъем, а стройные ряды пирамидальных тополей или кипарисов создают торжественное настроение.

Экологическому воздействию растений на человека придавалось большое значение уже в XVII веке. В одной из первых научных книг, посвящённых описанию растений России, были такие слова: «Повсюду, где обитают человеки и где есть животные, там растут и прозябения (растения). Они составляют наибольшую часть нашей пищи... они ободряют наши чувства своим благовонием и увеселяют наш взор своими многоразличными цветами и видами; они... чистят и возобновляют воздух, они снабдевают нас... целительными средствами для излечения множества различных болезней, происходящих от образа нашей жизни, уклонившегося от естественного состояния» .

Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии пейзажа, хочется привести слова Михаила Пришвина: «Вы знаете, как это удивительно и чудесно бывает в лесу, когда через... раздумье станешь понимать себя самого как дерево, а вокруг все будто люди... Это сказка...»

И.П. Павлов писал о «высокой степени уравновешивания человека с внешней средой», как раз имея в виду не только физиологические, но и психологические аспекты.

Это ощущение «уравновешивания» наиболее часто возникает у человека, отдыхающего в природной среде: вечная красота природы особенно остро воспринимается и дарит нам много радости в тех благоприятных экологических условиях, которые создают нам природные факторы.

Развитие нашего общества ведёт не к ослаблению связей между человеком и природой, а к тому, что связи становятся разнообразней, глубже и теснее. И поэтому наше государство делает все возможное, чтобы приблизить природу к человеку, сохранить и улучшить прекрасные природные ландшафты, создать максимальные возможности для отдыха на природе и пропаганды полезности этого отдыха.

В школе часто дают творческие задания по самым разным темам, к примеру, "Влияние природы на человека". Сочинение такого уровня встречается в старших классах и на ЕГЭ. Поэтому крайне важно научиться полностью раскрывать эту тему, вне зависимости от того, какой формат нужен: мини-сочинение или подробное изложение.

План

Первое, с чего стоит начать, - план произведения «Влияние природы на человека». Сочинение по этой теме имеет несколько нюансов: помимо творческой стороны задания, где ученик рассуждает, исходя из своего опыта и точки зрения, необходимо указать практические примеры взаимодействия человека и окружающей среды. Например, упомянуть о том, что каждый живущий на планете зависит от природы. План сочинения может иметь такой вид:

  1. Вступление. Влияние природы на человека можно рассматривать с разных точек зрения, главное, во вступлении указать на ту позицию, с которой будет рассмотрена эта тема.
  2. Основная часть. «Влияние природы на человека» - сочинение-рассуждение, имеющее несколько особенностей. Во-первых, тему можно раскрывать как с эмоционально-этической, так и с практической стороны. Во-вторых, эти стороны можно соединить, получив подробное изложение.
  3. Заключение. В последнем абзаце можно будет упомянуть, что не только природа играет весомую роль в жизни человека, но и человек оказывает на нее свое влияние. Исходя из написанного материала, необходимо будет подтвердить главную мысль изложения.

Виды сочинений

От ученика могут потребовать написать мини-сочинение в качестве домашнего задания. Структура плана не будет иметь особых отличий, просто мысли нужно выражать сжато, а от излишних описаний отказаться. Важно помнить, что мини-сочинение предполагает раскрытие темы кратко и по сути. Не нужно метаться от одной точки зрения к другой, чтобы сделать вывод о том, что природа незаменима и неотделима от жизни человека.

Если «Влияние природы на человека» - сочинение ЕГЭ, то здесь можно больше пофантазировать. Это задание предполагает подробное раскрытие темы, поэтому, если есть возможность проследить в сочинении, как природа затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, это нужно обязательно сделать.

О чем писать?

«Влияние природы на человека» - сочинение не из легких, часто ученики, а то и их родители, задаются вопросом о том, о чем можно написать:

  1. Проблемы. Те, кому не дает спокойствия состояние экологии, могут написать о проблемных действиях людей, что разрушают окружающую среду. Как аргумент можно использовать произведение Тургенева «Отцы и дети», Базаров говорит о современном человеке так: «Люди забыли, что природа является храмом, и превратили ее в мастерскую».
  2. Эстетическое и духовное воздействие. Можно написать, как красота природных пейзажей умиротворяет человека, дарует ему уверенность в себе и покой. Провоцирует на творческую деятельность. За основу можно взять работу М. Пришвина «Кладовая солнца» - главные герои понимают красоту окружающего мира и знают его секреты, поэтому природа для них представляется как лучший друг.
  3. Кормилица. Можно рассмотреть вопрос зависимости человека от окружающей среды. «Влияние природы на человек» (сочинение) - это не только задание для творческой деятельности, но и работа, предлагающая задействовать логическое и практическое мышление: если бы природные ресурсы были не такими богатыми, а условия более суровыми - человечество не смогло бы выжить.

Пример мини-сочинения

«Влияние природы на человека» - сочинение по литературе, может отображаться в мини-формате. Для начала необходимо обозначить конкретную тему исследования. Например, рассмотрим позицию произведения «Влияние природы на душу человека», в ней сразу указано, куда должны быть направлены мысли исполнителя:

«Возможно, природа и способна существовать без человеческого вмешательства, но человек без ее даров попросту исчезнет.

Если предположить, что когда-то изобретут химические биокомпоненты, способные заменить все природные вещества, а мир покроется плотным шаром бетонных небосводов, и все будут жить в достатке, то человек вряд ли почувствует себя счастливым. Душу человека не обманешь прочными стенами и комплексом витаминов, она требует умиротворения и эстетического удовольствия. И природа во всем своем великолепии предлагает это человеку совершенно бесплатно. Искристые блики лазурных волн, щебет тысячи птиц, алый отпечаток заката, бескрайний купол звездного неба - все это дает человеку возможность почувствовать себя частью чего-то большего.

Спокойствие, безмятежность и радость жизни. Именно эти эмоции возникают у человека, наблюдающего за природой. Ему хочется творить и созидать. А подобные стремления и ощущения невозможно синтезировать с помощью химических препаратов».

Не только на занятиях по русскому языку, но и на уроках литературы можно столкнуться с темой «Влияние природы на человека». Сочинение по литературе пишется согласно общему принципу. Однако для его правильной подачи и изложения рекомендуется воспользоваться цитатами из литературных произведений или ссылаться на книги и стихи поэтов и писателей.

Можно вспомнить Л. Толстого и его бессмертное творение «Война и мир», особое внимание обратить на сцену встречи князя Болконского с дубом - это будет отличным примером того, как природа влияет на человека, меняя его мысли и настроение, корректируя прошлое и направляя в будущее. Ведь что ни говори, а природа и человек - одно целое.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Сочинение ЕГЭ:

Незамечаемые в сутолоке дней прозрачные берёзовые перелески, ивы, скрывающие за ветвями оконца озёр, липовые аллеи по дороге в школу и обратно… Действительно ли мир, окружающий нас, способен повлиять на настроение, мировосприятие? Проблему воздействия природы на состояние, чувства человека поднимает в предложенном мне тексте известный писатель К.Г. Паустовский.

Раскрывая проблему, автор описывает ощущения главного героя, оказавшегося на берегу Оки наедине с природой. Описывая туманные видения «вековых ракит на берегах», увядшие пажити и полосы «изумрудных озимей», сравнивая курлыкание журавлей со звуками журчащей воды «из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд», К.Г. Паустовский показывает силу воздействия природы. Не случайно герой - рассказчик проводит параллель между гениальным стихотворением М.Ю. Лермонтова и шедеврами окружающего мира. Солнце, играющее трепещущим золотом, воздух «сильно отдающий вином» и тончайший слиток «из золота и бронзы» осеннего листа - всё это совершенное, с точки зрения писателя, безукоризненное произведение, изменившее взгляд героя на мир.
Позиция автора не вызывает сомнения. К.Г. Паустовский убеждён в том, что даже самое малое явление природы может открыть в человеке способность радостно воспринимать мир. В этом убеждает и риторическое восторженное восклицание, которым заканчивается текст: «Да что говорить!»

Убедиться в том, что природа, её красота способны изменить мироощущение человека и открыть его для людей, мне помог рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Читая о маленьком Селюжёнке, вместе с ним ощущаешь отчуждённость и от взрослых, и от детей, одиночество героя. Казалось, нет такой силы, которая могла бы пробудить в ребёнке интерес и открыть душу героя для людей. Удивительно, но настоящим спасением стала природа! Вместе с Селюжёнком мы, зачарованные и восхищённые соловьиным пением, стоим всю ночь недвижно, боясь нарушить нить, протянувшуюся между нами и луной. Читая рассказ, понимаешь, что сбросить с себя старую, негодную шкурку и стать самим помогла герою именно встреча с чудом природы.

Свою уверенность в том, что природа способна спасти жизнь человеку, мне хотелось бы обосновать, обратившись к рассказу Ф. Абрамова «Есть, есть такое лекарство!» Писатель знакомит нас с главной героиней - не похожей на всех в деревне бабой Маней, знающей какой-то особый подход к птицам. Мы видим героиню в трудный период её жизни: от неё, маленькой, старенькой, отказались врачи, отправив дамой умирать, сказав, что от старости нет лекарства. Так бы и случилось, если бы не любимый ею птичий народ. Пение скворцов, их стук в окно заставили умирающую сделать на собой неимоверное усилие и подняться с постели. Трогательная история взаимоотношений птиц и бабы Мани не оставляет сомнений: природа способна помочь в самых трудных ситуациях!

Текст Г.К. Паустовского обращён, безусловно, к каждому из нас и позволяет задуматься о силе воздействия природы на восприятие человеком мира, отношение к происходящему вокруг.

Текст К.Г. Паустовского

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15) 3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К.Г. Паустовский)