Происхождение белорусского этноса. Как появились белорусы

  • 23.04.2019

Основные концепции этногенеза

Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов.

«Польская» и «великорусская» концепции

Хронологически первыми возникли «польская» (Л. Галембовский, А. Рыпинский) и «великорусская» (А. Соболевский , И. Срезневский) концепции, согласно которым этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно, аргументом чему служило отсутствие у белорусов отдельного языка. Между тем, уже в начале XX века Евфим Карский в фундаментальном труде «Белорусы» доказал самостоятельность белорусского наречия как от польского языка, так и от великорусского наречия русского языка, тем самым опровергнув основной аргумент сторонников данных концепций . Ныне точка зрения, полагающая белорусов и белорусский язык самостоятельными этносом и языком в составе восточнославянской группы, абсолютно преобладает в академической науке.

«Племенные» концепции

В начале XX века в среде белорусской национальной интеллигенции сформировалась концепция, согласно которой белорусы происходили от летописного племени кривичей . Автором «кривичской» концепции был Вацлав Ластовский . Ещё ранее подобные идеи, условно называющиеся «племенной» концепцией, озвучивали Николай Костомаров и Михаил Погодин . Концепция не получила широкого распространения, но послужила идейной основой для формирования так называемой «кривичско-дреговичско-радимичской» концепции. Её авторами были известные историки и языковеды Евфим Карский, Моисей Гринблат, Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета . Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации населяющих этническую территорию белорусов племён . Популярность данной концепции достаточно велика, хотя она и не учитывает хронологический промежуток между исчезновением летописных племён в середине XII века и формированием общебелорусского этнического комплекса.

«Древнерусская» концепция

После Второй мировой войны в советской науке доминирующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой, белорусы, наряду с украинцами и русскими, образовались в результате распада единой древнерусской народности в XII-XIII веках. Теоретически эта концепция была обоснована С. Токаревым , в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков . Отдельные положения древнерусской концепции подвергались серьёзной критике со стороны археологов Валентина Седова и Эдуарда Загорульского . Против гипотезы о единой древнерусской народности как таковой активно выступает археолог Георгий Штыхов , в результате чего в крупнейшее из когда-либо созданных учебных пособий по истории Беларуси попал подраздел «К проблеме древнерусской народности», содержащий критику этой концепции. Несмотря на существование весьма серьёзной научной критики, «древнерусская» концепция остаётся наиболее распространённой и в начале XXI века.

«Балтская» концепция

В 1960-х - начале 70-х годов XX века московским археологом Валентином Седовым была сформирована новая концепция, не отвергающая принципиально гипотезу о существовании единой древнерусской народности. Согласно этой концепции, получившей название «балтской» , белорусский этнос сформировался в результате миксации и взаимоассимиляции местных балтов с пришлыми славянами, при этом балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Концепция строится на основании отнесения археологических культур позднего железного века на территории Белоруссии к балтским, что ныне практически никем не оспаривается. В ходе многочисленных раскопок Валентин Седов нашёл целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. По его мнению, миграция на эти территории славян началась в середине I тысячелетия нашей эры, причём в этот период славяне заселили лишь территории южнее Припяти . Заселение славянами основной части территории Белоруссии, по Седову, относится лишь к VIII-X векам. В качестве аргумента в пользу «балтской» концепции приводится и факт наличия во многих элементах языка и культуры белорусов балтских корней, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый «р», «аканье»). Несмотря на то, что большинство современных исследователей в целом принимают «балтскую» концепцию, зачастую под сомнение ставится столь значительное влияние балтов на формирование бело­русского народа, его культуры, языка. Также в вину гипотезе иногда ставится желание оторвать белорусов от русских и украинцев. Согласно мнению этнолога Михаила Пилипенко , балты выступили субстратом не для формирования непосредственно белорусов, а как подоснова славянских общностей кривичей, дреговичей и радимичей . Впрочем, по мнению Носевича, «новая концепция» Михаила Пилипенко является по сути попыткой сгладить противоречия между «балтской», «кривичско-дреговичско-радимичской» и «древнерусской» концепциями и сама по себе ничего нового не несёт .

«Финская» концепция

Существует также и «финская» концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым . Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры . Концепция сформирована на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина , Свирь). Однако финноязычное население на территории Беларуси жило в глубокой древности и было ассимилировано не славянами, а древними балтами, расселившимися в Понеманье, Подвинье и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Беларуси явились субстратом не белорусов, а древних балтов.

Исследование генома

Частота распределения R1a1a , также известной как R-M17 и R-M198, адаптировано с Underhill et al (2009). Указанная гаплогруппа с примерно равной частотой встречается как у народов Центральной и Восточной Европы, так и северной и центральной Индии , у народов Пакистана , Афганистана и Таджикистана , а также у алтайцев . Её высокое содержание характерно для некоторых индоевропейских народов (но за исключением народов Западной Европы и иранцев), тюркского аборигенного населения Алтая и восточных Саян .

Исследование по аутосомным ДНК

Сравнительный анализ генофондов Западной Евразии показал, что «по аутосомным ДНК маркерам все восточные славяне входят в один кластер Восточной Европы. Однако русские и украинские популяции расположены ближе друг к другу, чем к белорусам… Русские и украинцы оказываются ближе к популяциям Западной и Южной Европы, чем белорусы. К сожалению, по этим маркерам не изучены ближайшие западные и северные соседи белорусов, и в частности, балтские народы. Можно предполагать, что некоторое своеобразие генофонда белорусов связано с вкладом балтского субстрата» .

Выводы исследования

Авторы пришли к выводу, что «различия между белорусскими популяциями меньше, чем различия между украинскими популяциями и намного меньше, чем различия между русскими популяциями. То есть разные популяции белорусов генетически очень похожи друг на друга» . В то же время, относительно вопроса о похожести генофонда белорусов на балтов и славян, авторы отмечают, что «по отцовской линии отличия белорусов от балтов выражены очень явно - по гаплогруппам Y белорусы принадлежат к кругу восточных и западных славян. По материнской линии (гаплогруппы мтДНК) белорусы в равной степени похожи и на балтов, и на славян - как западных, так и восточных» .

Антропологический анализ

Примечания

Литература

  • Гринблат М. Я. Белорусы. - Мн. , 1968.
  • Державин Н. С. Происхождение русского народа. - М ., 1944.
  • Довнар-Запольский М. В. Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца XII столетия. - К. , 1891.
  • Ермаловіч М. Па слядах аднаго міфа. - Мн. , 1989.
  • Ермаловіч М. Старажытная Беларусь: полацкі і новагродскі перыяды. - Мн. , 1990.
  • Загарульскі Э. М. Заходняя Русь: IX ­ XIII стст. - Мн. , 1998.
  • Канстанцінаў Ф. Аб паходжанні беларускага народа. - Мн. , 1948.
  • Карский Е. Ф. Белорусы. Введение к изучению языка и народной словесности. - Вильна, 1904.
  • Мікуліч А. Беларусь у генетычнай прасторы. - Мн. : Тэхналогія, 2005.
  • Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. Мн. , 1991.
  • Пичета В. Образование белорусского народа // Вопросы истории. - 1946. - № 5-6.
  • Рыбакоў Б. А. Радзімічы. Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. - М ., 1932.
  • Седов В. В. Археология и проблема формирования белорусов // Этногенез белорусов. Тезисы докладов на научной конференции по проблеме «Этногенез белорусов». - Мн. , 1973. - С. 7-10.
  • Седов В. В. О происхождении белорусов // Древности Белоруссии. Материалы конференции по археологии Белоруссии и смежных территорий. Мн. , 1966. - С. 301-309.
  • Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. - М ., 1970.
  • Седов В. В. . К происхождению белорусов (Проблема балтского субстрата в этногенезе белорусов) // «Советская этнография». - 1967. - № 2. - С. 112-129.
  • Соболевский А. И. Очерки из истории русского языка. - К. , 1884.
  • Тихомиров А. Н. Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов // Вопросы истории. - 1954. - № 6.
  • Топоров В. Н. К проблеме балтско-славянских отношений // Актуальные проблемы славяноведения. - М ., 1961.
  • Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. - Л. , 1970.
  • Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. - М .-Л. , 1962.
  • Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков: Историко-диалектологический очерк. - Л. , 1972.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». - М ., 1979.
  • Черепнин Л. В. Исторические условия формирования русской народности до конца XV в. // Вопросы формирования русской народности и нации. - М .-Л. , 1958. - C. 7-105.
  • Штыхаў Г. В. Крывічы. - Мн. , 1992.

Идеологически освещая данную тему, следует всячески избегать двух крайностей: ни принижать, ни чрезмерно возвышать свой этнос нельзя. В первом случае можно вообще утерять свои исторические, культурные, языковые корни. Во втором – «соскользнуть» на дорогу национализма, расизма. Следовательно, надо придерживаться историзма, объективности, т.е. научности в объяснении нашего происхождения и развития.

Становление Человека на Земле начинается около 2 млн. лет назад в Африке. Около миллиона лет прошло с заселения Средиземноморья, Кавказа и юга Украины. На территорию Беларуси пришел уже не доисторический человек, а «Homo sapiens» - человек разумный около 40 тыс. лет назад. Суровый климат наших территорий, порожденный ледниковой эпохой /16-8 тыс. лет до н.э./, отпугивал кочующих первобытных людей от этого региона. Открыты две древнейшие стоянки человека на белорусской территории. Возле деревни Юровичи, недалеко от Мозыря, на реке Припять и на реке Сож, у деревни Бердыж, возле Чечерска. Проживало на них примерно 50 человек около 23тыс. лет назад.

По мере того, как ледник таял и отступал /8-5 тыс. лет до н.э./ и заселялась уже более массово территория Беларуси пришельцами из разных мест и направлений. В долинах наиболее крупных рек закреплялось постоянное население, о чем свидетельствуют обнаруженные 120 стоянок людей того периода, с общей численностью до 6 тыс. человек. Кочующий, не связанный ведением постоянного хозяйства, человек заселял наиболее пригодные для собирательства, охоты и рыболовства территории явочным порядком.

Советский академик В.Ю. Бромлей так объяснял формирование разных этносов. Небольшая группа людей /семья, род/, проживая на ограниченной территории, формирует основу этноса: язык, культуру, тип хозяйствования и образ жизни. Увеличение её численности заставляет искать и осваивать новые территории для проживания, так как скудеют ресурсы природы, а земледелие и скотоводство еще не появились. Подчиняясь обстоятельствам, часть этого этноса уходила в поисках новых богатых ресурсами земель, придерживаясь рек, побережий озер и морей, обеспечивавших разнообразие растительного и животного мира, благоприятную среду обитания и для человека. Реки играли роль компаса, дорог и обеспечивали первопроходцам решение их задач. Если им на этом пути встречались коренные жители, то они могли быть покорены, подчинены. Однако, взаимный опыт, языки, культура, смешиваясь и взаимодействуя друг с другом, взаимообогащались и совершенствовались. Так формировались родственные, но отличающиеся друг от друга, особенно с течением времени, этносы. В обратном случае, когда аборигены подчиняли пришельцев, культурный и жизненный потенциал последних тоже не исчезал бесследно, а интегрировался, хотя бы частично, в общую культуру нового этнического образования. Если же новые для пришельцев земли не были заняты, то и в этом случае обогащался их язык, появлялись новые трудовые навыки, традиции и т.д. Прежняя культура адаптировалась к новым условиям и неизбежно изменялась сама.

Концепция В.Ю. Бромлея очень важна и для понимания процесса формирования белорусского этноса, особенно его индоевропейского периода. Он связан с первым великим переселением народов, которое произошло в 3-2 тысячелетиях до н.э. Из-за резкого увеличения численности населения Земли на Европу от Рейна до Волги хлынула волна переселенцев индоевропейской языковой группы. По вопросу их происхождения не было единства. Концепция европейской локализации утверждала, что прародиной индоевропейцев является Северная Германия и Южная Скандинавия. Она активно поддерживалась в фашистской Германии. Но наука однозначно утверждала, что Европа заселялась мигрантами с юга на север, а не наоборот. Да и скотоводство с земледелием на севере Европы закрепились позже, чем, например, на Балканах.

Не проясняла ситуацию и балканская концепция их происхождения. Ведь и на эту территорию индоевропейцы пришли извне.

Существовала и концепция, согласно которой индоевропейцы мигрировали с южных степей Восточной Европы и обширных районов Сибири. Не устояла и эта теория в основном потому, что изначальная прародина этносов, как утверждает наука, не может быть столь обширной.

Победила и закрепилась более глубоко обоснованная концепция переднеазиатской прародиной индоевропейцев. С 70-х годов XX в. эта концепция господствует. Согласно ей, индоевропейцы распространялись на запад, север и восток Европы с территории нынешнего Ирана, Ирака и Афганистана. Разные науки /археология, топонимика, этнография/ доказывают, что индоевропейцы – выходцы из горного юга. Они знали о горных ледниках, пустынях, львах, слонах и т.д. В результате их прихода на огромной территории, охватывающей бассейны таких рек, как Висла, Нёман, Днепр, Западная Двина сформировался новый этнос – балты. В нем местное население ассимилировалось индоевропейцами, принесшими с собой навыки скотоводства и земледелия. Появились и совершенствовались железные орудия труда. Население на нашей территории увеличилось до 50-75 тысяч человек. Сменился и тип поселения: это были уже укрепленные городища, которых насчитывалось до тысячи.

С приходом славян /IV-Vвв. н.э./ наступил современны этнический этап истории Беларуси. С VIII в. н.э. славяне массово закрепляются на правобережье Днепра, по Березине, в Подвинье, по Неману. Балтское население частично уничтожалось, часть его вытеснена в Прибалтику, где содействовала формированию этносов латышей и эстонцев, а остальные ассимилировались славянами вплоть до XIII в. и позже. В результате исторического взаимодействия славян и балтов возникли новые этнические сообщества: кривичи, радимичи, дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги обитали кривичи. В Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи.

Во втором тысячелетии нашей эры племенная организация нашего этноса сменяется политической. Возникновение городов и княжеств унифицировало их жизнь на политической, государственной основе. Возникают условия для зарождения более крупной общности белорусов – нации.

Параллельно с описываемыми этно-демографическими процессами происходили и иные, имевшие влияние на формирование белорусского этноса. История выделяет и второе великое переселение народов . Датируется оно IV-VII веками н.э., но начало ему положено еще до нашей эры перемещением скифов и сарматов с территории современных Средней Азии и Казахстана от Алтая до Дуная. Кроме того, одно из восточногерманских племен, готы , с побережья Балтийского моря /на территории современной Польши/ двигалось через наши земли плоть до юга Украины, распространив свое влияние от Балтики до Черного моря. Славяне в своем расселении от Эльбы до Восточно-Европейской равнины, начиная с VI в. оказали непосредственное влияние на становление нашего этноса.

В результате этих интенсивных массовых переселений народов в Среднем Поднепровье в рамках Киевской Руси появилась древнерусская народность с общим названием – Русь. Но в дальнейшем /с начала XIIв./ она разделилась на три родственные народы: русский, украинский и белорусский. Каждый из них творил и переживал собственную историю, сохраняя и преумножая общность связей при утверждении этнической и политической самостоятельности.

На территории нынешней Беларуси после распада Киевской Руси четко проявились две диалектно-этнографические зоны: полешуки и древние белорусцы, ставшие прямыми предками современных белорусов. С конца XVв. закрепилось в нынешних пределах Беларуси господство самостоятельного комплекса этнической культуры со своим языком под названием «Белая Русь». Жители территории стали называться «белорусы».

Территорию Древней Руси делили на «Белую Русь», «Черную Русь», «Красную Русь» исходя из традиции цветами обозначать стороны света: белый – это запад, голубой – восток, черный – север, красный – юг. Так что белорусы – это западная часть славянства . Кроме того, белый цвет означал и чистоту, независимость и свободу от выплаты дани.

Становление белорусского этноса идеологически объясняется не столь однозначно. Еще в XIX в. появилась польская и великорусская концепция , согласно которой польская сторона /Л.Галембовский, А.Рыпинский/, на том основании, что у белорусов якобы нет своего самостоятельного славянского языка, считали белорусский язык частью, диалектом польского, соответственно, составной частью польского этноса. С российской стороны /А.Соболевский, И.Сразневский/ - наоборот, на том же основании считали Беларусь частью великорусской этнической территории, а белорусский язык диалектом русского.

Оба подхода вообще отказывали белорусскому народу в праве на самостоятельное национальное, тем более – государственное существование. Но история все расставила по своим местам. Сейчас белорусская нация, белорусское государство – реальные и юридически равные с другими нациями и государствами субъекты международных отношений, признанные мировым сообществом. Правда, процесс становления белорусской нации затянулся вплоть до XX века по целому ряду объективных причин. Ведь нация – это исторически сложившаяся общность людей, имеющих общий язык, общую теорию, общность экономической и культурной жизни. Нации в мире формировались на базе промышленного производства с победой буржуазных отношений над феодальными. В Беларуси то и другое пришло довольно поздно, как и в Российскую империю в целом, в которой Беларусь существовала как периферийный аграрный северо-западный край. Сюда промышленные и буржуазно-демократические преобразования приходили позже, чем в политические и экономические центры России, да еще и в урезанном виде.

Частые войны, передел территории с последующей её полонизацией и русификацией препятствовали становлению территориальной стабильности и целостности Беларуси. Это мешало и закреплению в народе национального белорусского языка, национального самосознания. Экономика аграрного края с сельским населением и господством в городах российского и еврейского капитала, тоже не способствовала консолидации белорусского народа в нацию с единой культурой. Препятствовало этому процессу и разделение населения по религиозному признаку на православное и католическое. Ситуация была преодолена через социалистическую революцию и индустриализацию уже в XX в.

Белорусскую нацию характеризуют такие общепризнанные устойчивые характеристики, как толерантность , т.е. терпимое отношение к иному (к религии, культуре, иному мнению, к другим народом, нациям, расам). По другому и быть не могло в условиях многопланового и активного взаимодействия с другими этносами и государствами. Нам присуща и такая черта, как трудолюбие . Формируясь, в основном, как крестьянская нация, добывающая средства к существованию упорным трудом в зоне рискованного земледелия и далеко не на лучших почвах, белорусы могли выжить, сохраниться и развиться только через упорный и систематический труд. А в условиях промышленного развития, при весьма ограниченных природных ресурсах, существовать и прогрессировать можно лишь умножая трудолюбие на профессионализм и высокую квалификацию труда. Для нашей нации характерны и такие черты, как героизм при защите Отечества, законопослушание, уважение прав человека и стремление к социальной справедливости. Совокупность этих качеств и составляет положительный имидж /образ/ белорусов и государства Беларусь в мировом сообществе.

Анализируя историю становления и нынешнее состояние белорусского этноса, современная наука доказывает, что белорусы – типичная европейская нация. Так, А. Микулич , антрополог, генетик, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии глубоко научно обосновал это положение. Его аргументы таковы. Через Беларусь проходит Балтийско-Черноморский водораздел. Здесь же проходит и антропологический раздел северного европеоидного населения и южного. На рубеже новой и прежней эры здесь взаимодействовали племена скифов, германские, балтские и финно-угорские. А в середине первого тысячелетия н.э. сюда пришли и славяне. Возникает вопрос: какой крови в наших жилах течет больше – скифской, балтской, славянской?

А. Микулич, как антрополог, изучал сельское население Беларуси , где еще сохраняется основа генофонда, в отличие от городского населения, где миграция межэтническая и даже межрасовая намного весомее. Белорусский политолог Ю. Шевцов также утверждает, что у нас «миграции, как правило, не были связаны с массовым переселением иноэтического населения в сельскую местность. Мигранты оседали преимущественно в городах при почти полном отсутствии сельских территорий, которые были бы полностью колонизированы иноэтическими мигрантами».

Исследование А. Микулича показало, что примесь южноевропеидная проявляется у полешуков, а североевропеидная /фино-угорская/ - у северо-восточных белорусов. А вцелом на карте мира сложившийся белорусский тип занимает свою, отведенную ему природой и историей нишу. На географической карте Беларуси генетические составляющие крови нашего коренного населения плавно изменяются с юго-запада на северо-восток /как и изменения во флоре и фауне, в типе леса/. Как и во всей Европе, у нашего населения меняется и цвет волос: от темного у полешуков, до светлого у жителей Подвинья. На генетическом уровне подтверждается также, что у белорусов 5-6 типов лица, 6 явно выраженных этнографических регионов: Восточное Полесье, Западное Полесье, Понемонье, Центральная Беларусь, Поднепровье и Подвинье. Они сформировались уже к началу XVII столетия. А общий белорусский генотип, со своими локальными особенностями, сформировался уже 3 тыс. лет назад, когда здесь жили балты. С тех пор наши предки похожи на нас с вами.

Этнографические регионы Беларуси, по данным А. Микулича, совпадают с картой белорусских диалектов, составленной еще в 1903 году русским этнографом Е. Карским и с новейшей электронной картой, составленной на основе этногеномики (отличий этносов на уровне ДНК). Эти же карты указывают и на то, что границы белорусского этноса шире границ государства Беларусь: они захватывают Прибалтику, часть Польши и России.

Полесье – особый регион нашей страны. Природные условия способствовали сохранности здесь самых глубинных особенностей нашего генофонда. На Полесье А. Микулич обнаружил генотипы так называемой палеоевропеидной расы: они были когда-то у предков всех европеидов, а сейчас сохранились лишь в Испании у басков и на севере Европы у лопарей. В целом же белорусы такие, как и все европейцы и потому, отмечает А Микулич, что мы с ними как бы «одной крови». Первая и вторая группа крови у белорусов преобладают /по 35-37%/. Третья группа – у 17-20% населения. Мало (5%, а на востоке страны - до 9%) крови IV группы. На карте групп крови субконтинента Евразии четко видна тенденция: чем дальше на восток – тем больше населения с III и IV группами крови. У монголоидов вообще преобладает III группа. И наоборот, - чем дальше на запад этой огромной территории, - тем более на ней населения с I и II группами крови.

Таким образом, белорусский этнос – это самостоятельный, давно сформировавшийся и устойчивый этнос, занявший свое место в антропологической, этнокультурной и политической жизни Европы. Даже самые кровопролитные войны, прокатившиеся на нашей территории, уничтожавшие до ¾ белорусского населения (Ливонская война 1557-1582 гг., война 1648-1667гг., Северная война 1700-1721 годов, вторжение Наполеона, Первая мировая 1914-1918., Гражданская война на руинах Российской империи и Вторая мировая) не смогли уничтожить белорусский народ. Он сохранился, самоутвердился и стал на путь прогресса и процветания.

5 августа 1772 года состоялся первый раздел Речи Посполитой. Австрия получила Галицию, Пруссия – западную Пруссию, а Россия – Белоруссию.
Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

Этногенезбелорусов , то есть процесс формирования белорусского этноса , достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов, как отдельного этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья , Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья . Некоторые исследователи считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII -XIV веках. Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов:«Кривицко-дреговичско-радимицькая» концепция. Ее авторами были известные историки и языковеды Ефим Карский, Моисей Гринблат, Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета. Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации племен, населявших этническую территорию белорусов. «Балтский» концепция. Была сформирована московским археологом Валентином Седовым. Согласно ее белорусский этнос сформировался от смешивания и взаемоасимиляции местных балтов и славян, к тому же балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). «Финская» концепция. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Сложившаяся на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Беларуси (например, Двина, Свирь). Однако, Финноязычных населения на территории Беларуси проживало в глубокой древности, и было ассимилировано НЕ славянами, а древними балтами, расселились в Понеманьи, Подвиньи и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Беларуси стали субстратом не белорусов, а древних балтов. «Древнерусская» концепция . После Второй мировой войны в подконтрольной КГБ науке СССР под руководством КПСС господствующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы наряду с украинскими и русскими, образовались в последствии распада единой древнерусской народности в XII-XIII веках. «Польская» и «русский» концепции. Теории обоснования пребывания Беларуси в составе Речи Посполитой и Российской империи. «Польская» концепция (представлена ​​- Л. Галембовським, А. Ф. Рипинським) и «русский» концепция (представлена ​​- А. И. Соболевским, И. И. Срезневского) имеет общую позицию, согласно которой этническая территория белорусов рассматривается ими как «исконно польская территория» или «исконно русский».

Формы изучения этноса.

Концепции естественного образования этноса: Концепция этноса Ю. Бромлея: Он определял этнос как устойчивую совокупность людей, сложившаяся на определенной территории и характеризуется относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики. Именно эти моменты: идея общности происхождения ("родная земля"), общности исторической судьбы, языкового и культурного единства становятся основой следующего осознания людьми своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), что фиксируется в самоназвании (этноним).Формационный подход к этносу: Согласно этой концепции первобытной формации соответствовали роды и племена, рабовладельческой и феодальной - народности. Нации возникают с развитием капиталистических производственных отношений и продолжают существовать при социализме, а на высшей ступеньке коммунистической общественно-экономической формации постепенно исчезают.Теория этногенеза Л. Гумилева: он приходит к выводу, что все живые системы (вместе с сообществами) работают на биохимической энергии, поглощая ее из окружающей среды. Система находится в идеальном, гармоничном состоянии только тогда, когда абсорбирует столько энергии, сколько необходимо для ее жизнеобеспечения. Избыток энергии приводит к активизации системы, дефицит - к угасанию ее жизненных функций и распада.Концепция этно - и нациогенеза Е. Смита: Уделяя главное внимание феномену нации он рассматривает и донациональный уровень создание идентичностей, древние корни нации. В своих работах он доказывает реальность донациональних этнических сообществ, образованных соответствующими этническими идентичностями. Новейшие нации, по его мнению, были сформированы на основе доминантных ядер, которые аннексировали или просто привлекли к себе другие этнические ядра или их фрагменты и объединили их вокруг государства. Конструктивистские концепции этноса: Концепция нации Е. Геллнер: сочетает изменения в экономической системе общества с культурными изменениями, что в совокупности влияют на этнические процессы, создавая для них надлежащий почву. Выделяет два типа обществ: аграрное и индустриальное. Концепция нациогенеза Бы. Андерсона: признает интегрирующей роли культуры в процессе национального строительства, но смотрит на этот процесс не как на результат экономических сдвигов (Е.Геллнер), а как на чисто культурное явление.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формирование белорусского этноса VI - XX вв

1. Основные этапы этнической истории Беларуси. Этногенез восточных славян

Этническую историю Беларуси условно можно разделить на несколько периодов. Первый - доиндоевропейский. Его хронологические рамки: 40 тыс. лет до н.э. - рубеж 3-2 тыс. лет до н.э. Доиндоевропейский период характеризуется господством таких форм хозяйствования, как охота, рыболовство, собирательство. Он совпадает с каменным веком, когда произошло заселение человеком территории современной Беларуси.

Второй индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзовом веке со времени расселения на ее территории индоевропейских племен (рубеж 3-2 тыс. лет до н.э.). В рамках индоевропейского периода выделяется ряд этапов. Балтский этап продолжался с 3-2 тыс. гг. да н.э. до IV-V вв. н.э. Славянский этап начался с V в. н. э., что связано с ассимиляцией балтов пришедшими сюда славянами. Дальнейшая периодизация этнической истории обычно связывается со временем существования основных государственных образований на белорусских землях. Период конца IX - начала XIII в. это время существования Древнерусского государства (Киевская Русь) и раннефеодальных княжеств на территории Беларуси. Формирование белорусской народности произошло в рамках Великого княжества Литовского (первая половина XIII в. - 1569 г.). С 1569 г. по конец XVIII в. белорусские земли вошли в состав нового полиэтнического государства - Речь Посполитая. Становление белорусской нации произошло в составе Российской империи (конец XVIII в. - 1917 г.). В начале XX в. была реализована национальная белорусская государственность. С 1922г. белорусский народ развивался в составе СССР. В 1991г. образована современная Республика Беларусь.

Этногенез восточных славян. В V I- V II вв . начинается славянский этап этнической истории Беларуси, что было связано с проникновением славянских племен на белорусские земли из обширных территорий между Карпатами и Балтийским морем. Это объясняется тем, что раннеисторические славяне расширяли зону проживания в восточной части Европейского региона из-за событий Великого переселения народов (IV-VII вв.), прекращения существования Западной Римской империи, из-за демографического роста и давления германских племен, создававших свои государства.

Существует несколько версийместонахождения прародины славян и истории их этногенеза. Первая, «дунайская » версия основана на древнейшей летописи «Повесть временных лет» XII в. монаха Нестора. Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян от младшего сына библейского Ноя - Иафета, который после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Отсюда, теснимые волохами (т.е. римлянами) славяне вынуждены были переселиться на новые места - Вислу и Днепр. В XX в. популярными стали другие версии прародины славян, которую располагали гораздо севернее: в Среднем Поднепровье и по Припяти , либо ее местонахождение искали в ареале рек Эльба, Одер, Висла и Неман . В настоящее время в Белорусском Полесье в результате раскопок получен культурно-бытовой набор, датируемый серединой IV в. н. э ., который является более ранним по сравнению с древностями славян пражской культуры Европы. Следовательно, можно предположить, что формирование и первоначальное расселение раннеисторических славян, известных как «склавины», происходило на данной территории.

В середине I тыс. н.э. славяне под натиском воинственных племен готов и гуннов начинают активно расселяться. В V II- V III вв. они заселили Балканский полуостров и в результате ассимиляции местного населения появились южные славяне (современные представители - сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары и т.п.). Часть славян расширила свою прародину, заняв весь Висло-Одерский бассейн, составив ветвь западных славян (поляки, чехи, словаки и сербы-лужичане). Третья часть славян в VI-VII вв. на территории запада и юго-запада Беларуси, Среднего Поднепровья и украинской Волыни в результате ассимиляции пришельцами местных балтских племен сформировала ядро еще одной ветви славян - восточных .

Восточнославянская общность. В период железного века и раннего средневековья население на территории Беларуси широко контактировало не только с сопредельными территориями, оно также находилось под культурным влиянием более удаленных земель и народов. Это означает, что исторические процессы на белорусских землях развивались в общеевропейском русле. Об общности развития материальной и духовной культуры восточнославянских народов говорят археологические материалы II-VIII вв. Могилевского Поднепровья и древности с территории Украины и России.

Вхождение земель белорусского Понеманья и верховий р. Припять в ареал формирования восточнославянской общности доказывается широким распространением здесь древних славянских гидронимов - Стырь, Стубла, Своротовка, Рубча и др. Первоначально балты и славяне жили рядом, нередко вступая между собой в вооруженные конфликты, однако потом начали постепенно смешиваться и происходит славянизация днепровского балтского населения. В то же время и балты оказали значительное влияние на славян, что заметно сказалось на внешнем облике славян. С VIII в. славянское население массово продвигалось на север Беларуси, большими группами славяне поселились в районах севернее Припяти, а именно в верховьях рек Случь и Ореса, на правом берегу Днепра и по Березине. В IX в. они заселили Посожье и Подвинье, приступили к освоению огромных территорий Восточной Европы, став основой формирования современного белорусского, украинского и русского этносов.

В результате славяно-балтского синтеза, продолжавшегося вплоть до XIII в., сформировались в VIII-X вв. крупные славянские племенные объединения - дреговичи, кривичи, радимичи, просуществовавшие до середины XII в.

Кривичи - это большое объединение племен, ассимилировавшее балтов и западных финнов, с характерными длинными курганами и погребениями по обряду трупосожжения, которое жило в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Их отличают по височным проволочным украшениям браслетоподобного типа с завязанными концами, что носили на кожаных ремешках по одному или по два-три в головном уборе кривичские женщины, и по амулетам-подвескам в виде коньков (сегодня считается, что это рыси). Кривичскую культуру ярко представляет Гнездовский курганный могильник IX-X вв. Название «кривичи» историки выводят по-разному: от имени старейшего рода Криво, от слова «крэўныя» (близкие по крови), от языческого первосвященника Криво-Кривейте, от холмистой местности, «кривизны» ее поверхности. Из летописных источников вытекает, что в конце I тысячелетия объединение кривичей распадается на три группы - полоцкую, смоленскую и псковскую (по названию их главных племенных центров). В конце X в. на основе племенного княжения кривичей-полочан сложилось крупное Полоцкое княжество, которому принадлежали города Полоцк, Витебск, Минск, Лукомль, Браслав, Изяславль, Логойск, Орша, Копысь, Борисов. Название «кривичские земли» в некоторых случаях сохранялось за территорией северной Беларуси до первой четверти XIV в., что отражают средневековые карты.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной, рядом с древлянами, их курганы содержат пепел и угли выше слоя захоронения умерших. Это связано с тем, что ритуальный костер разжигался уже после захоронения. Курганы XI-XII вв. содержат свойственные только дреговичам типы украшений в виде крупных металлических ожерелий, покрытых крупной зернью, перстнеподобных височных колец, фактически отсутствуют шейные гривны, нагрудные подвески. Считается, что название дреговичи происходит от слова «дрыгва» (болото). Дреговичи долгое время сохраняли независимость, однако северные районы дреговичских земель, там, где они жили по соседству с кривичами, рано вошли в состав Полоцкой земли и позднее здесь образовалось Минское княжество. На территории расселения дреговичей находились города Туров, Пинск, Брест, Минск, Слуцк, Клецк, Рогачев, Мозырь.

Радимичи занимали Посожье, земли юго-восточной части Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также западные районы Брянской и юго-западные районы Смоленской областей. Придя из Верхнего Поднестровья, где сохранилось большое количество схожих гидронимов, здесь они столкнулись с днепровскими балтами, постепенно ассимилировали их за три столетия. Вот почему курганы радимичей так богаты предметами обрядности с балтскими элементами, даже в сравнении с кривичскими. Для них характерны височные семилучевые кольца, петлеподобные и кистеобразные подвески, шейные гривны, звездообразные лучистые пряжки, костяные подвески в виде уточек, бронзовые спиральки, змееголовые браслеты. Радимичские курганы в основании имеют слой угля от больших костров, так называемых «огненных колец», разводимых перед насыпкой курганов в процессе погребения. Согласно легендарным версиям, название этого племенного объединения происходит от слова Радим, имени человека, во главе с которым радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель. Однако лингвисты склоняются к тому, что этноним «радимичи» балтского происхождения, означает «нахождение» (здесь, в этой местности). Радимичи почти до конца X в. жили самостоятельно, но выплачивали дань хазарам, а потом Киеву. С XI в. территория радимичей вошла в состав Черниговского княжества, а с начала XII в. ее северная часть попал под власть Смоленска. Сведения о городах на землях радимичей - Гомеле, Кричеве, Славгороде, Чечерске - относятся к XII в.

На Беларуси своеобразными островами проживали и балтские племена литвы, ятвягов (дайнова или судины), с которыми велась борьба еще и в XIII в. Четкой этнической границы между балтами и славянами не было, славянская территория чаще обозначалась городами в качестве пограничных пунктов.

Интеграция разноплеменного славянского населения и славянизированных финно-угорских и балтских племен привела к формированию единого дружинного сословия, носившего надплеменной характер, становлению раннесредневекового города на межплеменной основе, который в свою очередь, оказывал воздействие на деревню и содействовал росту ремесла и торговли. Установление первых политических объединений славян - племенных княжений, создаваемых с целью совместной обороны собственной территории, других мероприятий, имевших дружину, совет старейшин и общее вече, привело к укреплению этих протогосударственных образований. До этого власть находилась в руках вождя и общего собрания мужчин-воинов данного племени.Такой тип управления и ранней формы политической организации общества, известный с эпохи бронзы и раннего железного века, принято называть «военной демократией» , она характерна для этапа разложения первобытнообщинного строя и перехода к раннеклассовому обществу.

2. Основные концепции формирования белорусского этноса

Процесс формирования белорусского этноса является длительным по времени, сложным и многогранным и тесно переплетается с процессами формирования русского и украинского этносов. В научной литературе приводятся различные концепции происхождения белорусов, и существуют различные представления о времени завершения процесса основных этапов формирования белорусского этноса. Одни исследователи утверждают, что процесс формирования белорусской народности начался еще в VII-VIII вв. и белорусы как этнос существовали уже в XIII в. (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). В. Седов считает, что формирование белорусской народности произошло в XIII-XIV вв., М. Гринблат относит формирование белорусской народности к XIV-XVI вв. Есть и другие мнения.

Столь же разнообразны и концепции, рассматривающие сам процесс этногенеза белорусов. Некоторые из них явно несут политическую окраску. Так, в XIX в., для обоснования претензий соседних государств на белорусские земли появились польская и великорусская концепции, которые отрицали существование белорусского этноса на том основании, что по их представлениям у белорусов не было самостоятельного языка. Сторонники польскойконцепции (Л. Голембовский, А. Рыпинский и др.) считали белорусский язык диалектом польского, а белорусов -- частью польского этноса. Представители великорусской концепции (А. Соболевский, И. Сразневич и др.) утверждали, что белорусский язык - диалект русского, а белорусы - те же русские.

В настоящее время значительное количество сторонников имеет балтская концепция этногенеза белорусов (В. Седов) . Согласно ей возникновение белорусов, в отличие от русских и украинцев объясняется тем, что на территории Беларуси до славян жили балты. Процесс ассимиляции славянами балтов, их влияние на язык и культуру славян, расселившихся на балтских землях, приводят к возникновению белорусского этноса. Доказательством с точки зрения представителей этой концепции служит то, что многие элементы белорусской культуры (поклонение ужам и камням, твердый звук «р», смягченный «д», «аканье», женский головной убор «намитка», очень широкий пласт балтских гидронимов и географических названий и т.д.) имеют балтское происхождение. Критики балтской концепции подчеркивают, что многие культурные явления, которые В. Седов считает балтскими, являются как балтскими, так и славянскими - они индоевропейского происхождения. Таким образом, балты являются субстратом не непосредственно белорусов, а образовавшихся восточнославянских общностей - дреговичей, кривичей, радимичей. В XI-XII вв. на территории Беларуси остались только отдельные ареалы балтского проживания, ассимиляция которых не выражала основное направление этнических процессов, так как к этому времени его определило восточнославянское население. Кроме того, самоназвания кривичи, радимичи, дреговичи вытеснили балтские.

М. Погодиным и В. Ластовским была разработана кривичская концепция. В ее основе лежит утверждение, что кривичи -- прямые и единственные предки белорусов. Сторонники этой теории предложили белорусов называть кривичами, а Беларусь - Кривией. Но кривичи занимали только северную и центральную Беларусь, и получается, что южнобелорусское население выпадает из этногенеза белорусов, к тому же, на части ареала кривичей позднее сформировалась великорусская народность. Этноним кривичи исчезает к средине XII в, а белорусский этнос к этому времени не сформировался.

Е. Карский, В. Пичета, М. Гринблат, М. Довнар-Запольский предложили кривичско-радимичско-дреговичскую концепцию происхождения белорусов, согласно которой белорусы формируются на основе объединения племен кривичей, радимичей и дреговичей. Основной недостаток их построений остается тем же - этнонимы дреговичи, радимичи, как и кривичи, исчезают к середине XII в. Эти племена сформировались в результате славяно-балтского синтеза в VIII-X вв. В культуре и языке кривичей-полочан, дреговичей, радимичей перемешались славянские и балтские элементы. Это были качественно новые протобелорусские образования. Вобрав в свою культуру ряд балтских элементов, они отличались специфическими чертами славянской культуры. Кривичи-полочане, дреговичи, радимичи постепенно втягивались в формирование белорусской народности.

В сер. XX века появилась древнерусская концепция возникновения белорусов (М. Артамонов, М. Тихомиров, В. Мавродин, С. Токарев) . Ее сторонники считают, что кривичи, дреговичи, радимичи, как и другие первоначальные восточнославянские этнические общности послужили основой для формирования древнерусской народности. Древнерусская народность сформирована за время существования Киевской Руси (IX- середина XII в.). В результате политического разъединения, распада Киевской Руси и татаро-монгольского нашествия разъединилась и древнерусская народность, что привело к возникновению трех восточнославянских народов: русских, украинцев, белорусов. Данная концепция в 1950-1970 гг. стала основной в учебной и научной литературе, но в 1980-1990 гг. у нее появилось множество оппонентов (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). Они считали, что связи между отдельными землями Киевской Руси были не столь значительны, а время существования не столь длительно, чтобы древнерусская народность успела оформиться. И, если древнерусская народность не существовала, то формирование белорусского, русского и украинского этносов, а затем и соответствующих народностей зависело от того, какой этнос (субстрат) жил на территории, занятой пришлыми славянами. Так, русский этнос формировался на основе финно-угорского субстрата, украинский - тюркского, белорусский - балтского.

В начале 90-х гг. XX в. белорусским этнографом и историком М. Пилипенко была разработана своя концепция происхождения белорусов. Он считает, что в IX-X вв. в результате расселения славян и смешения их с днепровскими балтами образовались не белорусы, а первоначальные этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Затем в конце X- начале XI в. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, радимичи, дреговичи консолидировались в древнерусскую народность. Для нее характерны древнерусский язык, общая материальная и духовная культура. Территория древнерусской народности стала общей этнической территорией, называемой «Русь». Это название употреблялось и на территории Беларуси, а ее население стало называться русами, русинами, русичами, русскими. Этническая территория «Руси» не была однородной. В ее составе по этническим признакам выделяются отдельные регионы, которые уже не совпадали с этническими территориями первоначальных общностей дреговичей, радимичей, кривичей. На территории современной Беларуси образовались две диалектно-этнографические зоны - полесская и подвино-поднепровская. Кроме общего названия «Русь» за южной Беларусью закрепилось название «Полесье», за центральной и северной - «Белая Русь». В Полесье на основании трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс формирования новой этнической общности полешуков . В подвино-поднепровском регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей формировались древние белорусцы . Именно полешуки и древние белорусцы станут той основой, которая, взаимодействуя с отдельными группами западнославянского, балтского и тюркского (татарского) населения, приведет к формированию белорусского этноса. К середине XVI в. сформируется белорусская народность, ее язык и культура.

Происхождение названия «Белая Русь» также объясняется по-разному. Его связывали с красотой земли (Макарий, XVI в.), обилием снега (С. Герберштейн, ХVI в.), вольностью (В. Татищев, XVIII в.), независимостью от татаро-монголов (М. Любавский, XIX в.), со светлопигментированным и светлоглазым антропологическим типом жителей (М. Янчук, начало ХХ в.). Позднее название «Белая Русь» стало связываться с более ранним принятием христианства в сравнении с «Черной Русью» (Я. Юхо), с широким распространением в топонимике названий со словом «белая».

Термин «Белая Русь» более древний, чем его употребление для обозначения территории Беларуси. Впервые термин «Белая Русь», как писал русский историк В. Татищев, упоминается в летописях под 1135 годом и относится к Владимиро-Суздальскому княжеству. В XV в. термин «Белая Русь» употреблялся для обозначения Московской или Великой Руси и никак не был связан с современной Беларусью. При великом князе Иване III термин «Белая Русь» был внесен в титул великого князя московского. В большинстве письменных источников XIV-XVI вв. отражены представления о «Белой Руси», как территории, которая охватывает все, или часть русских земель (Северо-Восточную Русь, Новгородо-Псковские земли и др.). С середины XVI века в источниках все более четко прослеживаются представления о «Белой Руси» как обособленной белорусской или белорусско-украинской и частично русской территории. Секретарь польской королевской канцелярии Мартин Кромер в своем историческом труде (около 1558 г.) не только отмечает, что Белая Русь граничит с Московским государством, но и проводит ее северную границу. На север от Белой Руси, пишет Кромер, находится Ливония, на юге она граничит с Волынью и Красной Русью (земли, которые в то время относили к Киевщине. Матей Стрыйковский в «Хронике» описывает Белую Русь в границах Великого княжества Литовского как часть Белой Руси, в древности охватывающей все восточнославянские земли.

Первое употребление названия «Белая Русь» самими белорусами в отношении к этнической территории белорусов документально зафиксировано в 1592 г. На аудиенции с королем Жигимонтом, писарь великокняжеской канцелярии Ярош Волович, выступая против кандидатуры нового виленского епископа из поляков, ссылался, что издревле это место занимал шляхтич из Белой Руси. В официальных документах Варшавского сейма 1623 г., в правовых актах короля Яна Собесского 1675 г. появились уже такие понятия, как «белорусская православная епархия», «белорусский епископ».

беларусь этнос славянский

3. Идеи белорусского национального возрождения в начале XX в

Белорусское национальное движение в начале XX в. развивалось в условиях нахождения белорусских земель в составе Российской империи и отсутствия собственной государственности. В экономическом аспекте белорусские земли характеризовались значительной отсталостью определяемой наличием феодальных пережитков в сельском хозяйстве, развитие рынка на национальной территории подчинено вненациональным интересам, части этого рынка хуже связаны между собой, чем с внешними рынками, почти целиком отсутствует национальная буржуазия.

Большую роль в генезисе национального возрождения отыгрывало то обстоятельство, что белорусский этнос имел неполный социальный состав. Это приводило к тому, что консолидация этноса встречала достаточно трудностей и имела меньшую динамику. Преобладающую часть этноса составляло крестьянство. Белорусский этнос не имел собственных национальных городских центров, с преобладанием коренного населения и интенсивным культурным движением, что вызывало возникновение национально-организующих центров вне основной этнической территории народа. Для белорусов таким центром стал Петербург. Неполновесная социальная структура приводила к тому, что национальное угнетение было более тяжелым и частично проявлялось в формах, угрожающих сохранению самобытности этноса. Так, на Беларуси кроме российского имперского угнетения да 1831 г. шел процесс ополячивания.

Ассимиляторским процессам содействовала конфессиональная неоднородность этноса, а также общность религии с "угнетающим народом " (белорус-католик - "поляк", белорус-православный - "русский"). С другой стороны, этнос с неполной социальной структурой, существуя преимущественно как крестьянский, также как и социально полновесный, почти не терял своей культурной самоидентичности. Для белорусов, не имевших сильной национальной культуры в городах, такой опорой стала деревня. Именно поэтому, период «шляхетской революционности» не был столь значительным, как в Польше. Крестьянство, которому этническое самосознание было присуще, тем не менее, в основном в национальном движении видело «панское дело». Поэтому деятельной силой национального возрождения слала демократическая интеллигенция, которая достаточно быстро потеряла иллюзии привлечь на свою сторону шляхту и все более ориентировалась на широкие массы народа, стремясь привить им чувство национального достоинства.

В отличие от шляхты, которая вела борьбу за идеалы прошлого (за восстановление Речи Посполитой - в восстаниях 1830-31 гг., 1863-64 гг.), интеллигенция стремилась стать творцом национальной идеи соответствующей современности и основоположником национального движения вообще. Так, белорусские народники призывали именно к надэтническому, внеконфессиональному объединению всех трудящихся и интеллигентных людей Беларуси для работы на пользу белорусского народа. Идеологической почвой возрождения стала пропаганда политических и культурных традиций, трактуемых не только реалистично, но и в романтическом контексте (идеализация прошлого). Таким образом утверждалась национальная основа (натуральность) нации.

Проявлением разработки исторических знаний в белорусском контексте стала «Краткая история Беларуси» В. Ластовского (Вильна, 1910 г.), которая имела выраженный популярный, пропагандистский характер.

Одновременно с поисками места этноса во времени, шел процесс очерчивания его места в пространстве. Определение пространственной дислокации этноса, его этнической территории было необходимой основой для культурного, а затем и государственно-политического строительства. («Гомоновцы»: «…наш народ составляет преобладающее большинство населения целого края»).

Возрожденческая ситуация ХІХ- начала ХХ в. у белорусов, когда в национальной жизни можно выделить две основные силы: сохранившее свое этническую идентичность, но политически пассивное крестьянство и немногочисленную национально сознательную интеллигенцию, приводило к окраске крестьянскими ценностями всего национального движения. Отсюда, ценности целиком крестьянские (трудолюбие, прилежание, неконфликтность и т.п.), приобретают статус ценностей национальных.

Основной чертой национального Возрождения белорусов, является языковой характер его первого этапа. Хотя закономерным было то, что на первом этапе национальная идея отображалась в иноязычном выражении. Слабое политическое оформление, количественная слабость национальных сил привели к культурному характеру Возрождения, в то время, как максимальной политической задачей являлось создание культурно-национальной автономии (последняя идея господствовала на Беларуси до 1918 г.).

Формирование общенационального литературного языка (одного из факторов существования нации) требовало преодоления многочисленных препятствий (например, многолетний запрет на издание национальных газет). Параллельно шла борьба за обучение в начальных и средних учебных заведениях на родном языке, за введение его в общественно-политическую жизнь - в законодательство, управление и т.п.

То обстоятельство, что генезис национальной идеи опережал развитие социально-экономической почвы нации, привело к следующей форме консолидации нации (Возрождения) в Беларуси: общее государство - общий язык - общее самосознание - национальная общность. При этом, создание государственности в данном случае не было результатом местного национального движения, а скорее последствием целого ряда внутренних и внешних факторов и противоречий, обостренных І Мировой войной, развалившей Российскую империю.

По вопросу существования белорусского этноса и воплощения белорусской государственности в начале ХХ века формировались следующие основные направления в политической мысли: краевость, западноруссизм, автономизм, независимость.

Оживление белорусского национально-освободительного движения началось еще в конце 1870-1880-х гг. и связано оно было с движением народников. В 1884 г. студенты-члены «Народной воли» из белорусской фракции А. Марченко, Х. Ратнер, У. Крупский, М. Стацкевич, С. Костюшко, Л. Носович, Б. Рынкевич и др. издали в Санкт-Петербурге два номера журнала «Гомон», где вполне определенно прозвучала идея о необходимости национально-государственного строительства: «Мы - белорусы и должны бороться за местные интересы белорусского народа и федеративную автономию страны». По своим идеям «гоманаўцы» были близки будущим «нашаніўцам», номера их изданий дошли до Беларуси и были известны белорусским народникам. Кроме «политического идеала, народники написали на своем знамени и идеал социальный - трудовой… так эти идеалы оказались связаны неразрывно», - писал А.Луцкевич о белорусских народниках. И здесь не важно, на каком языке выступали те, кто боролся против полонизации и русификации белорусов, все они принадлежали к белорусскому национальному движению.

В конце ХIX- начале ХX века в белорусском общественно-политическом движении, которое явилось мощным фактором консолидации белорусской нации, появилось еще одно новое разделение. Одни, представители национально-демократического течения, выступали с национально-белорусских позиций, отстаивая возможность самоопределения Беларуси на правах автономии в будущем демократическом федеративном Российском государстве. Другие - сторонники западноруссизма (общественное явление ХIX в., которое обозначает ориентацию части интеллектуальных кругов Беларуси на Россию и почти полное отрицание ими самобытности белорусов в национальном измерении), рассматривали Беларусь как часть России, так как считали, что она не может быть в силу разных причин самостоятельной, а белорусов относили к одному из славянских племен единого русского народа. Были и сторонники «краёвасцi» (выступали за возрождение Великого княжества Литовского на основе «гражданской нации литвинов» с опорой на польскую культуру), которые стремились содействовать формированию нации гражданского (политического) типа, который базируется на исторической памяти, а не нации этнолингвистичного (этнокультурного) типа на основе языка.

Краёвость (краевое движение) как феномен общественно-политической жизни Беларуси и польского национального течения оформился в период революции 1905-1907 гг. (главную роль сыграли Р. и К. Скирмунты, Л. Абрамович, Б. Яловецкий, Н. Ромер). Она базируется на идее политической нации. Краёвцы утверждали, что все коренные жители исторической Литвы, независимо от их этнокультурной принадлежности являются «гражданами края» и принадлежат, тем самым, к одной нации. Разные этническо-культурные потоки смешиваясь рождали уникальный тип «краёвца», который ощущал себя гражданином края и мог одновременно принадлежать к двум или трем этносам. История краёвости опровергает тезис о крестьянском происхождении белорусов. Пример Р. Скирмунта свидетельствует, что нельзя считать шляхту целиком потерянной для белорусского движения. Все жители белорусско-литовского края независимо от этнической принадлежности и социального происхождения, должны объединиться для совместной работы на пользу своего края и всех его народов. Краёвцы, учитывая национально-культурные, экономические, религиозные и исторические особенности белорусско-литовского края, наличие местных (краевых) интересов, в годы революции 1905-1907 гг. выдвинули идею автономии Литвы и Беларуси, считая, что это единственная реальная возможность сохранить позиции польского общественно-политического движения в крае. В 1907 г. в Вильно на съезде землевладельцев шести белорусско-литовских губерний была создана Краёвая партия Литвы и Беларуси либерально-демократического, кадетского направления. В своей программе партия призывала к самоопределению края, равенства всех наций, введение образования на родном языке. А. Луцкевич среди краевцев в Беларуси выделил течения: националистическо-польское, классово-шляхецкое и второе - освободительно-народническое. Последние не ограничивались только национальными целями, объединяя их с социальным освобождением.

У всех них была одинаковая целевая социальная группа - неэлитарные пласты общества, и в условиях распространения марксизма, событий Февральской революции, Октября 1917 г. и затянувшейся I мировой войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Дальнейшую разработку национальной идеи, в условиях периода национального подъема у трудовых слоев белорусского народа, продолжили А. Луцкевич, А. Станкевич, Д. Жилунович, которые связывали процесс оформления национальной идеи с процессом становления белорусской национальной литературы.

Цели формулировались политическими партиями, действовавшими на территории Беларуси в начале XX в.

У большевиков основой лозунг в национальном вопросе - право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Это требование было записано в программе партии, принятой II съездом в 1903 г., которое получило свое развитие и толкование на поронинском (1913 г.) совещании большевиков. Требование это означало, что каждая нация свободно, без насилия и нажима должна определить свою судьбу: оставаться ли ей на тех или иных равноправных началах в рамках единого демократического государства или выйти из его состава и образовать самостоятельное государство. Однако право наций на отделение большевики не смешивали с целесообразностью такого отделения. Большевики всегда подчеркивали преимущество крупных государств перед мелкими, наилучшим вариантом считая функционирование многонационального государства как союза свободных и равноправных народов. В связи с этим большевики выдвигали идею областной автономии для тех народов, которые предпочтут остаться в рамках такого единого государства. Областная автономия должна была управляться органами местного самоуправления на основе учета местных экономических, национальных и бытовых условий.

Право наций на самоопределение поддерживалась также и Партия социалистов-революционеров (эсеры), однако без права на отделение и создание самостоятельного государства. Эсеры - за широкое применение федеративных отношений и создание Российской демократической федеративной республики. Право на культурно-национальное самоопределение и создание культурно-национальных автономий поддерживали меньшевики (официально с августа 1912 г.) и кадеты. Во-первых, в рамках единого государства такая автономия предоставлялась не национально-территориальным единицам, а нации, независимо от места жительства ее представителей. Во-вторых, автономия предоставлялась не во всех вопросах жизни нации (государственное устройство, экономическое и политическое развитие), а только в вопросах культуры. Каждая нация в рамках многонационального государства, независимо от территориального расселения его членов, образует национальный парламент, который ведает делами развития национальной культуры(школа, язык, печать, литература, живопись, театр и т.п.). При этом функции же политической власти оставались в ведении общегосударственного парламента и правительства.

Более конкретные цели национального белорусского движения изложены в установках белорусских политических партий.

Белорусская Социалистическая Громада - в первой программе национальные требования сводились к тому, чтобы все народы имели как можно больше свободы. В дальнейшем в нее были внесены дополнения - включено требование автономии для Северо-Западного края с сеймом в Вильно в составе Российской демократической республики, выдвинуты требования развития белорусской культуры, школы, языка, ликвидации национального гнета, равноправие наций. На 2 съезде БСГ (1906 г.) была принята новая партийная программа, в которой ближайшей задачей провозглашалось свержение самодержавия совместно с пролетариатом всей России и создание Российской федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского народа в форме национально-территориальной автономии и с местным сеймом в Вильно. С середины 1906 г. руководящие позиции в БСГ переходя к сторонникам либерально-народнического направления, которые перестают заострять внимание на реализации идеи белорусской государственности, делая основной упор на необходимости ликвидации всех дискриминационных царских законов относительно местных национальностей, в том числе и белорусов, культурно-просветительскую деятельность, а также сохранение и объединение белорусских национально-патриотических сил.

Белорусская партия народных социалистов (БПСН), созданная в 1916 г. как белорусская либерально-буржуазная партия кадетской ориентации, в своих программных документах выступала за предоставление белорусским землям территориально-хозяйственной автономии, возрождение белорусской культуры. После февральской революции 1917 г. партия стала ставить цели предоставления Беларуси национально-территориальной автономии в составе Российской федеративно-демократической республики с законодательным органом - Белорусской краевой радой, а для национальных меньшинств, проживавших на белорусской территории - права на культурно-национальную автономию.

Первая мировая война привела к усилению национального движения на белорусских землях. Его центром стала оккупированная германскими войсками Виленщина. Война стала рубежом отделившим «нашенивский» период в формировании национально государственной идеи от периода, начавшегося с 1915 г. Ее суть в том, что в первую очередь Луцкевичи отказались от идеи автономии в составе России и заявили о стремлении к государственной независимости Беларуси. На 3-ем съезде народов в Лозанне (июнь 1916 г.) белорусы заявили о своем бесправии в российском государстве.

Для белорусской национальной элиты, оказавшейся на российской стороне фронта, не было никакой возможности изложить свои идеи относительно белорусской государственности, действовала военная цензура. Закрывались белорусские издательства, а среда национального движения сократилась до белорусского товарищества потерпевшим от войны.

Белорусское национальное движение прошло путь от культурнического этапа развития до политического. Первая мировая война вывела белорусский вопрос с внутрироссийского на международный уровень. Именно в это время белорусский вопрос окончательно отделяется от польского и российского и становится самостоятельным фактором международных отношений в восточноевропейском регионе.

Семинарское занятие : Формирование белорусского этноса (VI - XX вв.)

1. Основные этапы этнической истории Беларуси. Этногенез восточных славян.

Доиндоевропейский и индоевропейский периоды этнической истории Беларуси, славянский этап этнической истории Беларуси, концепции местонахождения прародины славян, восточнославянская общность, дреговичи, кривичи, радимичи, славянизация балтов.

2. Основные концепции формирования белорусского этноса.

Характеристика основных концепция происхождения белорусов: балсткая, кривичская, кривичско-радимичско-дреговичская, древнерусская, польская, великорусская, концепция М. Пилипенко. Происхождение названия «Белая Русь». Первое употребление названия «Белая Русь» самими белорусами в отношении к этнической территории белорусов.

3. Идеи белорусского национального возрождения в начале XX в .

Условия формирования белорусского этноса в начале XX века. Характеристика социального состава белорусского этноса. Основные направления политической мысли: краевость, западноруссизм, автономизм, независимость. Этапы развития национального движения в начале XX в.

Темы рефератов

Этническая история белорусов.

Процесс славянизации территории современной Беларуси.

Формирование древней восточнославянской государственности: Киевская Русь, Полоцкое и другие княжества на территории Беларуси.

Борьба за демократию и национальное возрождение в Беларуси (вторая половина XIX- начало XXв.).

Переход белорусов от феодальной народности к буржуазной нации.

Тесты

1. Племена кривичей формировались в верховьях рек:

а) Днепр, Западная Двина, Волга;

б) Днепр, Десна, Сулла;

в) Припять, Западная Двина;

г) Неман, Висла, Буг.

2. Согласно представлениям большинства современных ученых прародиной славян было междуречье:

а) Одера и Вислы;

б) Волги и Оки;

в) Припяти и Сожа;

г) Днепра и Западной Двины.

3. Представителем балтской концепции этногенеза белорусов является:

а) В. Пичета;

б) М. Гринблат;

в) В. Седов;

г) С. Токарев.

4. Определите несуществующую научную концепцию происхождения белорусов:

а) великорусская;

б) древнерусская;

в) польская;

г) полесская.

5. Первое употребление названия «Белая Русь» самими белорусами в отношении к этнической территории белорусов документально зафиксировано в:

а) 1385 г.:

б) 1410 г.:

в) 1569 г.:

г) 1592 г.

6. Представителями кривичской концепции этногенеза белорусов являются:

а) М. Артамонов, М. Тихомиров, В. Мавродин;

б) М. Погодин, В. Ластовский;

в) Е. Карский, В. Пичета, М. Гринблат;

г) Л. Голембовский, А. Рыпинский.

7. В начале XX века белорусские земли:

а) образовывали самостоятельное государство;

б) находились в составе Речи Посполитой;

в) находились в составе Российской империи как обычные ее административно-территориальные единицы;

г) находились в составе Российской империи как единая культурно-национальная автономия.

8. Журнал «Гомон» в Петербурге издавался студентами:

а) А. Марченко, Х. Ратнером, М. Стацкевичем;

б) А. Луцкевичем, И.Луцкевичем;

в) Б. Яловецким, Н. Ромером;

г) А. Станкевичем, Д. Жилуновичем.

9. Общественное воззрение Х IX в., представители которого, рассматривали Беларусь как часть России, а белорусов относили к одному из славянских племен единого русского народа:

а) западноруссизм;

б) автономизм;

в) краёвость;

г) независимость.

10. Программа партии большевиков, принятая в 1903 г. предусматривала:

а) право наций на самоопределений;

б) сохранение единой Российской империи;

в) необходимость создания независимого белорусского государства;

г) необходимость воссоздания Речи Посполитой.

Правильные ответы:

1 .а; 2 .а; 3 . в; 4. г; 5 . г; 6 . б; 7 . в; 8. а; 9 .а; 10 . г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие истории как научного направления, предмет и методы ее исследования. Концепции происхождения белорусского этноса, этапы и направления его развития, современное состояние и перспективы. Войны с Московским государством. Белорусское зарубежье.

    учебное пособие , добавлен 26.05.2013

    Древнейшее и древнее население Беларуси, история и основные этапы расселения славянских племен по исследуемой территории. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи. Основные концепции происхождения белорусского этноса.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2014

    Влияние исторических факторов на формирование идеологии национальной государственности Беларуси. Анализ подходов к пониманию исторического прошлого белорусского народа и форм его самоопределения. Перспективы развития идеологии белорусского государства.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Основные черты развития цивилизаций Древнего Востока и Античности. Белорусские земли в период первобытности. Основные категории этногенеза. Доиндоевропейский и балтский этапы этнической истории Беларуси. Основные черты и периодизация феодализма.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    БССР накануне нападения фашистской Германии. Оборонные бои Красной Армии и деятельность органов советской власти и Компартии в первый период войны. Освобождение Беларуси. Вклад белорусского народа в победу. Итоги войны для белорусского народа.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    События в истории России XVII века. Характеристика польско-шведской интервенции как попытки Речи Посполитой установить свое господство над Россией в период Смутного времени. Деятельность первого и второго ополчения. Начало правления династии Романовых.

    реферат , добавлен 11.03.2015

    Начало нового периода белорусского национального движения. Первые белорусские организации. Образование Белорусского социалистического общества. Ее основные программные требования. Создание и становление политических партий в конце XIX-начале ХХ вв.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Ранние этапы этнической истории России. Киммерийцы, скифы и греки в Восточной Европе. Влияние греческих колоний на развитие культуры этноса. Евразия в сарматскую эпоху. Сарматы в Южной Руси: памятники, свидетельствующие об их быте, культуре и верованиях.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Первобытное общество на территории Беларуси. Происхождение этнонима "белорусы". Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи как основные прародители белорусов. Материально-духовная культура предков современных белорусов.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Исследование особенностей происхождения и жизни восточных славян. Характеристика этапов развития славянского языка и этноса, взаимодействия с кельтской цивилизацией, войны с готами. Описания общественного строя, политических объединений и занятий славян.