Религия франции. Этикет и культура франции Французский столовый этикет

  • 30.06.2020

Французы - старейшая и самобытнейшая нация в Европе, с богатой историей и культурным наследием. Французы - народ сдержанный, разумный и расчетливый. Они очень приветливы и вежливы, но никогда не скажут правды вам в лицо.

Французы, как правило, учат и знают иностранные языки, но крайне неохотно разговаривают на них с иностранцами. Большинство французов не любят английскую речь, поэтому, если вы не знаете французского языка, лучше сразу сказать, что вы русский. Французы очень чувствительны к ошибкам во французском языке.

Общепринятой формой приветствия является легкое рукопожатие. О встречах следует договариваться заранее. Опоздание считается проявлением невежливости. Однако общее правило таково: чем выше статус гостя, тем больше допускается опоздание. Приглашение в гости на обед означает особое расположение к вам

Только после разговоров на нейтральную тему можно переходить к главному, иначе это посчитают дурным тоном, французы не любят с ходу затрагивать главный вопрос, это особенно важно учитывать при ведении деловых переговоров.

В целом, поведение французов очень разнообразно. Они изящно отстаивают свою точку зрения, свою позицию, но не склонны к торгу. Разговор начинают быстро и непринужденно, к тому же скорость речи французов одна из самых быстрых в мире.

Для французов огромное значение имеет образование, общий уровень знаний, эрудиция. Они по праву гордятся своей культурой. Хорошее знакомство с историей, философией, искусством высоко ценятся. Соответственно, и подарки, отвечающие интеллектуальным запросам или чувству прекрасного, будут хорошо восприняты (например, книги или альбомы по искусству). Хотя коробка конфет и цветы для хозяйки будут тоже уместны.

Трапеза должна обязательно сопровождаться интересной беседой. Французы за столом предпочитают говорить о культуре, искусстве и о французской кухне - национальной гордости каждого француза. У французов не принято за столом произносить пространные тосты. Не принято чокаться бокалами. Традиционно обед у французов начинается в 18.00-19.00, так что если вас пригласили на обед, знайте, что вас ожидают именно к этому времени.

Особенности французской кухни

Кулинария - особая гордость французов. Названия сотен блюд пришли к нам из французского языка: котлеты, соус, майонез, омлет, антрекот - все это слова французские. Но вот пресловутая любовь французов к лягушачьему мясу - явное преувеличение. Лягушатина действительно присутствует в богатом спектре блюд французской кухни, но повседневным блюдом француза ее никак не назовешь. Несколько чаще употребляются в пищу виноградные улитки с зеленью и пряностями (которых иногда бывает так много, что вкуса улитки и не различишь).

Во всем мире говорят о французской кухне, как о самой разнообразной и изысканной. К тому же, почти каждый регион Франции, каждый город, каждый ресторан обладает своим собственным неповторимым набором блюд. Франция производит более 300 различных сортов сыра, известных во всем мире.

Характерная особенность питания французов - обилие на обеденном столе овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука, стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, сельдерей, петрушка, салаты - далеко не полный перечень овощей, из которых готовят салаты, закуски, гарниры.

Жители южных районов Франции имеют свои излюбленные блюда, отличающиеся остротой благодаря применению в больших количествах специй (чеснока и лука). Жители Эльзаса - любители свинины и капусты. Жители прибрежных районов не мыслят свое питание без блюд из продуктов моря.

Региональные отличия в питании ощущаются даже в различном отношении к жирам: на севере любят сливочное масло, на юге - оливковое. У каждой местности Франции - свои фирменные блюда: печеночные паштеты, байоннские окорока, сосиски и бобы в горшочке («тулуза»), томаты по-провансальски.

Холодные блюда и закуски - огурцы фаршированные, салаты овощные, салат из сельдерея и другие.

Первые блюда - супы-пюре из лука-порея с картофелем, луковый суп, заправленный сыром, прозрачные супы на говяжьем бульоне, заправочные супы, солянки, провансальский рыбный суп, уха.

Вторые блюда - бифштекс с жаренным во фритюре картофелем и бифштекс с кровью со слегка поджаренной корочкой и почти сырой внутри. Эти два блюда - олицетворение французской кухни. Французы любят, чтобы мясо было не пережаренным, в нем должен сохраняться розовый сок. Распространено рагу из белого мяса под белым соусом.

Французы очень чувствительны ко, всякого рода, вкусовым нюансам. Поэтому если предстоит угощение в виде блюда из мелкой дичи, ее необходимо выдерживать в течение нескольких суток на воздухе, А мясо кабана, косули следует обязательно мариновать. В супы и соусы французы опускают небольшие пучки трав из петрушки, чабера, лаврового листа. Перед подачей к столу пучок из пищи извлекают.

В числе вторых блюд - морская и пресноводная рыба (треска, камбала, палтус, скумбрия, щука, карп), морепродукты - креветки, лангусты, морские гребешки.

Французы - подлинные гурманы по части соусов, которые обязательно подаются не только к мясным и рыбным вторым блюдам, но и к салатам, различным холодным закускам.

После второго блюда на стол подается сыр, причем сразу нескольких сортов. Запивать сыр можно только белым или красным вином, а ни в коем случае не соком или кока-колой.

Десерт - свежие фрукты и ягоды, фруктовые салаты, кондитерские изделия, особенно с ореховыми начинками типа пралине, мороженое с фруктами и печеньем, боуль, десертные коктейли.

Распорядок питания французов предусматривает два завтрака. Первый завтрак - фруктовые и овощные соки, яйца, сыр, масло, омлеты (с вареньем, ветчиной, сыром, грибами, зеленью, фаршированными помидорами и другими гарнирами). Второй завтрак (в 12 часов) - холодные закуски из продуктов моря и рыбы, мясо домашней птицы, фаршированные или тушеные овощи, горячие блюда несложного приготовления.

Обед (с 18 до 19 часов) - любые закуски европейской кухни, супы, вторые блюда.

Франция - ведущий мировой производитель вин, и французы очень гордятся своими марками этого чудесного напитка. Насчитывается около 300 различных сортов винограда, используемых в производстве вин.

Шампанское вывел аббат Дон Периньон в результате многочисленных опытов по селекции и смешиванию. Шампанское производят в двух основных областях провинции Шампань - Монтань де Реймс, где выращивают превосходный виноград Пило Нуар и Коте де Блаи, где доминирует сорт «шардоне». Фирмы, производящие шампанское, до сих составляют элиту винной промышленности.

Коньяк - крепкий алкогольный напиток, который относится к одному из типов виноградного бренди. Он приготавливается из коньячного спирта, полученного перегонкой из неспиртованных молодых и здоровых вин белого винограда с последующей выдержкой отгона в дубовых бочках. Сходный по названию арманьяк - это уже другой тип, с более густой, чем у коньяка, консистенцией. Вкус его менее изысканный, к тому же он более сухой. Коньяк производится в определенном и ограниченном законом районе города Коньяк, находящегося на юго-западе Франции, в 500 км от Парижа.

Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками , 31 % являются агностами или атеистами . (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи.

Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу".

Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".

Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются.

Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов.

Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.

Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля).

Вместо этого оно просто признает религиозные организации , согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики.

Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.

Католичество во Франции

Франция традиционно была католической страной, и сегодня приблизительно 80% населения Франции приписывают, по крайней мере, формально, к католической религии.

В действительности, однако, Франция - очень светская страна, которая играет роль организованной религии в жизни людей во Франции начиная с революций в 1780-х и 1804-х годах.

Многие французы, которые считались католиками на самом деле ими не являлись. Большинство католиков во Франции не ходят в церковь регулярно или не ходят вообще.

Католическая церковь во Франции рассматривается как весьма прогрессивная и идет в ногу с изменениями современного общества. Бывший Архиепископ Парижа с 1981 года, Жан Мэри Люстигер, родился в еврейской семье в Париже в 1926 году и преобразовал католическую религию в возрасте 14 лет.

Ислам во Франции

Ислам - это вторая по величине религия в Европе. В настоящее время приблизительно пять миллионов мусульман во Франции исповедуют ислам, многие из которых выходцы из Северной Африки.

Мусульмане впервые начали иммигрировать во Францию в большом количестве в течение 1950-х и 1960-х годов, когда Франция нуждалась в трудовых ресурсах, чтобы выдержать экономический бум.

Мусульманское сообщество во Франции было в центре центральных споров, включая различные нападения от правого крыла политических групп в течение 1980-х годов, а позже столкнулись с запретом исповедовать ислам во французских общественных школах.

Многие французские мусульмане из Северной Африки жалуются на преследование и дискриминацию со стороны полиции и работодателей.

Протестантство во Франции

Протестантство исповедуют примерно около одного миллиона французов во Франции. Названные гугенотами, протестанты во Франции строго преследовались католическим Правительством во Франции в течение XVI и XVII столетий.

Протестанты Франции проживают главным образом в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции.

Джон Калвин , известный реформатор из Протестантской религии родился в Северной Франции в 1509 году и обучался в Париже; однако, он потратил большую часть своей взрослой жизни живя и работая в Женеве.

Иудаизм во Франции

Еврейское сообщество во Франции существовало, начиная с римских времен, однако оно в значительной степени было стерто в Средние века, когда его преследовали и, в конечном счете, от него отказались.

Французские евреи впервые получили полное гражданство в 1790 году, и, начиная с 1808 года, еврейское сообщество организовало группу, называемую "Consistoire", чтобы служить их интересам.

Сегодня в этой группе приблизительно 650 тыс.евреев во Франции, многие из которых являются недавними иммигрантами, которые приехали из Марокко, Алжира и Туниса в течение 1960-х годов.

Во Франции преобладающая религия – католицизм. К католикам относится 84% французов, правда, в это число входят и те, кто порвал с религией, но с рождения окрещен по католическому обряду.

Около 2% французов протестанты, остальная часть верующего населения принадлежит к различным сектам.

Во Франции быстро растет число атеистов. Ныне лишь 4 французов посещает воскресную мессу. Это цифра средняя. Религиозность населения различна в различных социальных слоях и областях страны. Влияние католической церкви еще сильно в Бретани, Вандее, в отдельных департаментах Центрального массива, Эльзаса, Лотарингии, Савойи, а также в области басков.

В сельской местности религиозность населения выше, чем в городе.

Французская церковь, рассматриваемая в католическом мире как «авангардная», возглавила поиск новых религиозных, политических и идеологических концепций, которые позволили бы ей приспособиться к современной эпохе, удержать в сфере своего влияния трудящихся. Критикуя капитализм и якобы защищая жизненные интересы трудящихся, французская церковь призывает к примирению классов, к подчинению рабочего движения «общему интересу», к ассоциации труда и капитала.

Французское духовенство стремится демонстрировать солидарность с трудящимися массами. Ныне епископов можно встретить среди бастующих рабочих.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.

Итак, самой многочисленной религией во Франции считается христианство католического образца. Более чем 75% считают себя католиками, но, в то же время, намного меньше действительно регулярно посещают храмы и исполняют все обряды.

Современная католическая церковь Франции далеко не та ретроградная, фригидная и консервативная институция, как это было в XVII веке.

Кроме действительной либеральности и терпимости к другим конфессиям, католическая церковь стала более гибкой. К примеру, в 1981 году Архиепископом Парижа был избран Жан Мэри Люстигер, который походил с еврейской семьи, но принял католицизм, когда еще ему было 14 лет.

С былых времен подъема и расцвета католической церкви во Франции на сегодняшние дни остались многочисленные соборы, костелы и баптистерии. Они по истине не просто дома для молитвы, а настоящие шедевры архитектурного и декоративного искусства. Красоты французских собор описывали многие мировые писатели, среди которых - Виктор Гюго со знаменитым "Собором Парижской Богоматери".

Еще одной популярной веткой христианства во Франции считается протестантство. Большая часть последователей Мартина Лютера проживают в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции. Более того, несмотря на первоначальную агрессивность католиков французов к протестантам в XVI веке, по иронии судьбы именно эта страна стала родиной одного из самых знаменитых протестантов, пастора, в честь которого назвали целое течение в протестантизме - Жан Кальвин.

Он родился в 1509 году на землях Северной Франции, хотя его главный и самый деятельный период жизни прошел в Женеве.

Помимо христианства, во Франции сегодня проживает многочисленная община мусульман. Ислам сегодня стал уже второй религией по численности во всей Европе. Конкретно во Франции проживает сегодня близко 5 миллионов мусульман, которая стремительно возростает. Фактически, большая часть французских мусульман прибыли в страну с Северной Африки.

Третьей большой религиозной общиной являются иудеи. Они проживали на территории Франции еще с римских времен, но во времена гонений за иноверцами и в годы инквизиции, их массово изгоняли со страны.

Только в 1790 году первые евреи французского происхождения получили гражданство, хотя еще долгие годы в обществе страны присутствовал антисемитизм и ущемление иудее.

Французы, особенно парижане, могут быть феноменально грубы - если захотят. И здесь нет ничего от нечаянной грубости представителей других национальностей. Если французы ведут себя грубо, значит, они считают, что в данном случае это необходимо.

В частности, французы с особым удовольствием грубят совершенно незнакомым им людям. Если вы нечаянно наберете не тот номер телефона, то будьте уверены: на вас выльют целый ушат гневных оскорблений. Также частенько случается обмен оскорблениями и среди друзей, но без особого, впрочем, ущерба для их отношений. В Англии, например, если вы кого-то оскорбите, то это обида на всю жизнь. А вот французы могут нанести друг другу чудовищные оскорбления и на следующий день вести себя так, будто ничего не произошло.

Этикет

Французы чрезвычайно общительны, но собственную частную жизнь ценят и всячески оберегают. Они ревниво блюдут свои права на священные мгновенья раздумий, на ежевечерние семейные дискуссии, на возможность посидеть в одиночестве за столиком кафе, уставившись в стакан любимого перно и не думая о том, что жизнь катится мимо.

Они строго соблюдают необходимые правила этикета и следят, чтобы определенные вещи ни в коем случае не делались прилюдно. Здесь не принято, чтобы мужчины причесывались на улице, а женщины поправляли макияж. Какой бы жаркий ни стоял день, француз, идя по улице; никогда не снимет пиджак и не распустит узел галстука; одежда его всегда будет в полном порядке.

Однажды французский парламент довольно долго всерьез обсуждал вопрос о том, стоит ли мужчине, голова которого возвышается над стенками уличного писсуара, приподнимать шляпу и здороваться со знакомой женщиной, если она в этот момент проходит мимо.

Во французских автобусах и метро есть специальные места для инвалидов войны и беременных женщин. И если какой-нибудь наглец со жвачкой во рту плюхнется на такое место, его быстренько попросит встать тот, для кого оно предназначено, пользуясь при этом явной моральной поддержкой всех остальных пассажиров.

Французы уважают жизненное пространство других, уважая, прежде всего, свое собственное жизненное пространство и тщательно определив, какие именно функции отправляются ими в этих конкретных пределах, - они поступают так отнюдь не потому, что кто-то наблюдает за ними, однако уверены, что любому может захотеться за ними понаблюдать. Так что если, например, англичанин за рулем, попав в пробку, от скуки принимается ковырять в носу, то француз в такой ситуации тут же начинает прихорашиваться, поглядывая на себя в автомобильное зеркальце : тщательно поправляет узел галстука, причесывается, приглаживает взъерошенные брови или усы. Подобные различия в поведении - тоже вопрос стиля.

Единственным исключением является священный для французских мужчин процесс Опорожнения Мочевого Пузыря. Французы позволяют себе мочиться где угодно - на обочине дороги (как отвернувшись от встречного транспорта, так и лицом к нему), в реки, озера и каналы, подойдя к любому дереву, кусту или фонарному столбу, у задней стены магазина, гаража или вокзала. Они осуществляют этот процесс, когда курят, разговаривают, удят рыбу, работают в саду, ремонтируют карбюратор своего автомобиля, замешивают бетон или вываживают лошадь после прогулки верхом.

Один человек приехал отдыхать во Францию. И вот однажды, поздним вечером, ближе к полуночи, прекрасно пообедав в местном ресторанчике и выпив немало доброго вина, он почувствовал, что жизнь бесконечно прекрасна. Море было объято тишиной и покоем, в небесах сияла полная луна, и нашему герою показалось, что он почти в раю - насколько это вообще возможно, разумеется, на нашем свете. И тут из темноты вдруг выныривают трое французов и у него перед носом начинают… мочиться прямо в море!

Очарование прелестной ночи развеялось как дым. Но больше всего этого человека потрясло то, сколь сердечно все трое пожелали ему «Bonne nuit» («Доброй ночи!») и удалились прочь, застегивая молнии на брюках.

Приветствия

Иностранцы зачастую не в силах бывают правильно понять и оценить привычку французов строго исполнять необходимый ритуал приветствования друг друга, обмениваясь рукопожатиями буквально со всеми (с членами семьи, с детьми, с незнакомцами) - дома, по пути на работу, придя на работу, уходя с работы домой, на пути домой с работы и т.д. В конторе, где трудится человек десять-двенадцать, первые полчаса вообще никто не работает - те, кто со вчерашнего дня еще не виделись, радостно напоминают друг другу, кто они такие.

Однако весьма важно помнить также, с кем ты в течение дня уже успел обменяться рукопожатиями. Французы считают проявлением крайней невоспитанности пожать кому-то руку дважды за день, словно в первый раз ты этого человека попросту не заметил.

Здесь по-прежнему принято говорить «бонжур» (добрый день) и «оревуар» (до свидания), обращаясь ко всем присутствующим, когда входишь в магазин или кафе и выходишь оттуда. И вовсе это не значит, что французы чересчур вежливы. Просто они, признавая, что существуют и другие люди, изыскивают тем самым возможность обойтись без излишней грубости.

В одних магазинах хозяину полагается говорить: «Bonjour, monsieur» (Добрый день, месье), в других - следует сказать: «Bonjour, monsieur. Ça va ?» («Добрый день, месье. У вас все хорошо?»); есть и такие, где необходим более тонкий подход: «Bonjour, monsieur Ça va ?…» («Добрый день, месье. Ну, и как ваши дела?…») И подобных вариантов великое множество.

Кому-то может показаться, что особой разницы здесь нет, однако для французов едва уловимые оттенки различных приветствий чрезвычайно важны. Вообще же манеры , с точки зрения французов, это и есть цивилизация. Они уверены, что без строго установленных рамок и норм поведения верх над цивилизованностью непременно возьмет дикий примитив.

А вот поцелуи играют в светской жизни французов отнюдь не столь существенную роль, как это принято считать. Но если вы все-таки целуетесь, то поцелуй должен быть сделан как следует, в полном соответствии с правилами.

А правила эти таковы: сперва вы слегка касаетесь левой щеки, затем правой и снова левой - очень формально, очень стилизованно. В Париже иногда разрешаются четыре поцелуя: левая щека, правая, левая, правая. Горе тому беспечному разнузданному иностранцу, который сперва коснется правой щеки, тогда как должен коснуться левой! Или же, не дай бог, позволит себе чересчур интимный контакт: коснется щеки губами. Французский приветственный поцелуй - в отличие от «Французского поцелуя» - понятие весьма относительное.

Настоятельная потребность французов непременно обменяться рукопожатиями со всеми знакомыми людьми порой страшно отягощает их личную жизнь. Представьте себе: пляж под Биаррицем; на чистеньком песочке, подстелив под себя хорошенькие купальные полотенца, лежат и загорают восемь французов. К ним подходит девятый. Все восемь встают и пожимают ему руку или дружески обнимают его. Затем все девять снова ложатся на песок. И тут появляется десятый. Девять человек тут же вскакивают, чтобы его приветствовать, и этот кошмар продолжается до тех пор, пока пляжная компания не разрастается до двадцати трех человек. Естественно, эти двадцать три француза вряд ли оказались способны хоть сколько-нибудь загореть.

«Ты» и «вы»

Одна из немногих вещей, которые большинство людей усваивает о французах сразу - наличие во французском языке двух местоимений второго лица («ты» и «вы»), которые в английском обозначаются одним «you ». Но явно никому не дано как следует усвоить, когда и какое именно из этих двух местоимений следует употреблять.

Безусловно, вполне допустимо, с точки зрения вежливости, говорить «ты» собаке, даже если вы с ней абсолютно не знакомы. Однако безопасности ради никогда не говорите «ты» французу, пока он сам не обратится к вам на «ты» - если уж во Франции вам стали «тыкать», значит вы допущены в святая святых французов, в их частную жизнь, вам полностью доверяют и даровали звание близкого друга.

«Ты» - это не просто грамматическая форма. Это весьма важный, хотя и трудноуловимый социальный знак. Есть такие люди, к которым просто невозможно обратиться на «ты», как невозможно засадить за вязанье солдат Иностранного Легиона или заставить французского булочника торговать английским мармеладом .

Между прочим, в некоторых французских семьях супруги никогда не говорят друг другу «ты» в течение всей долгой совместной жизни.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна