Смешное и трагическое в комедии Фонвизина «Недоросль». Анализ эпизода из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»

  • 02.07.2020

Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне проанализировать не только эпизод комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение

Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»

  • Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
  • Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
  • Ирония – скрытый смех.
  • Гипербола – преувеличение.
  • Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».

Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.

Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.

Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»

Это паронимы

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Невежда – малообразованный, малосведующий человек (по словарю С.И.Ожегова)

Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»

Комизм этой реплики заключается в том, что слово «история» - многозначное, имеет 7 значений.

В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?

  1. Действительность в ее развитии
  2. Наука о развитии общества
  3. Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
  4. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
  5. Наука о развитии какой-нибудь области знания
  6. Рассказ, повествование (разг.)
  7. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!

Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».

Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.

Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать

(«себя показать» - фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере ).

Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.

Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.

Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу ». Этот фразеологический оборот обозначает добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».

Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.

«Зачем нужна наука география?»

Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.

Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело . И наука не дворянская».

Выражение стало крылатым.

В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Цель эпизода : показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.

В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» - для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.

Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?

Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?

Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.

Пафос комедии – сатирический

В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.

А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,

учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный

Чему смеетесь? Над собою смеетесь!Н. Гоголь
Смешное и трагическое в комедии. В литературе, как и в жизни, веселое, комическое тесно пере­плетается с грустным, трагическим. Читая произведение, мы вме­сте с автором смеемся или печалимся, радуемся или страдаем. Так и пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызы­вает смех, но только очень часто - это «смех сквозь слезы». Поче­му так? Казалось бы, эпоха правления Екатерины II, отображен­ная в произведении, не очень понятна и близка нам, читателям XXI века, но главные проблемы комедии настолько актуальны и злободневны, что мы проникаемся идеями автора и понимаем, над чем смеется и о чем грустит драматург.

Вызывает смех и сцена примерки кафтана Митрофанушкой, и слова Еремеевны о том, что он «протосковал до самого утра», хотя «почти и вовсе не ужинал»: «солонины ломтика три, да подовых… пять,., шесть», да «квасу целый кувшинец выкушать изволил». Смешна и изворотливость недоросля, когда ему «жаль стало» ма­тушку, которая «так устала, колотя батюшку». И в то же время, бран­ная речь госпожи Простаковой, ее самоуправство и жестокость вызывают недоумение и возмущение.

Читая пьесу дальше и ближе знакомясь с героями, мы горько смеемся и над Скотининым, который только свиней любит, а женившись на Софье, «и своих поросят завести хочет», и над Митрофанушкой, «то-то умным»,.«то-то разумным» дитятею, чья глупость высмеивается писателем, особенно в сцене обучения недоросля.

Цыфиркин замечает: «Все зады, ваше благородие. Ведь с за- дами-то человек назади останется». Но это не волнует Митро­фана, а Простакова глубоко уверена, что ее сын уже достаточно умен, и искренне восклицает: «С его умом, да залетать далеко, да и боже избави!» И далее мы имеем возможность воочию убедить­ся, каков же Митрофанушка в науках. Это действительно, по словам Кутейкина, «есмь скот, а не человек. Поношение чело­веков».

Кроме того, что Митрофан глуп, необразован, он еще и невос­питан, он никого не любит и не жалеет, даже собственную мать. И это грустно. Последняя сцена, в которой сын грубо отталкивает матушку, поистине трагична. Что же может выйти из недоросля, для которого нет ничего святого в жизни?!

Это трагедия и для Фонвизина, который мечтал о просвещен­ном молодом поколении, исполненном благородства и желания приносить пользу отечеству, России. Смеясь над печальными яв­лениями действительности, драматург стремился вскрыть те не­достатки в воспитании и образовании дворян, которые приво­дили к появлению целой армии таких же Митрофанов - лентяев, невежд, маменькиных сынков. Он и сейчас заставляет нас заду­маться над тем, какие мы и не похожи ли в чем-то на недоросля, а в чем-то на его родню. Ведь невежество, лень, жестокость, не­воспитанность и другие человеческие пороки пустили глубокие корни и избавиться от них очень трудно, особенно, в нынешнее время.

К пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль" комизм экзамена, устроенного для Митрофана, заключается в полном отсутствии понимания экзаменуемого в происходящей ситуации. В данном фрагменте смешными моментами являются беседы не обучаемого сыночка и его матери с учителем - Правдиным. На вопросы о знании наук, такие как история и география, неграмотный дворянин отвечает, что любит слушать сказки и истории скотницы Хавроньи, а об "описании земли" слышит вообще впервые.

Госпожа Простакова вовсе называет науку "Еографией", после чего, заявляет: "То вздор, чего не знает Митрофанушка". Также смех вызывает рассказ помещицы о «покойнике батюшке», который «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Высказанная позиция позволяет нам сделать вывод, госпожа Простакова расценивает возможность получения образования, как способ показать свою финансовую состоятельность, нежели как шанс воспитать из Митрофана умную и подготовленную к самостоятельной жизни личность. Таким образом, в глазах грамотного Правдина, Простаковы выглядят смешно - желая похвалиться «знаниями» Митрофана и одновременно доказывая, что «без наук люди живут и жили», помещики во всей красе демонстрируют свою приземленность и невежество.

Русская классика содержит множество произведений, отражающих проблему столкновения невежества и просвещенности. Одним из ярких примеров является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Конфликт "века нынешнего" в лице Александра Чацкого и "века минувшего" - правителем, которого является Павел Афанасьевич Фамусов, касался проблемы необходимости образования в обществе. Чацкий уверяет "поколение отцов" в том, что знания и добросовестный труд - ключ к двигателю прогресса и успешному жизненному пути, на что праздное "фамусовскогое общество" недовольно кричало: "ученье - вот чума". Подобно госпоже Простаковой, Фамусов вспоминает "покойного дядю - Максима Петровича", добившегося уважения и богатств, прислуживаясь Екатерине 2, на что Чацкий отвечал: "Служить бы рад - прислуживаться тошно".

Ещё одним примером служит драма Островского "Гроза".

Таким образом, данные произведения отражают борьбу между старым и новым светом, решающим, какие ценности наиболее полезны для общества.

Обновлено: 2019-07-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 2. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии д. И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).
  • 1. Жанр проповеди в творчестве ф. Прокоповича.
  • 2. Структура действия и конфликта комедии д. И Фонвизина «Недоросль».
  • 1. Поэтика жанра сатиры в творчестве а д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
  • 2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
  • 1. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского.
  • 2. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» в. В. Капниста.
  • 1. Жанрово-стилевое своеобразие лирики в. К. Тредиаковского.
  • 2. Жанрово-стилевое своеобразие лирики г, р. Державина 1779-1783 гг. Поэтика оды «Фелица».
  • 1. Переводы западноевропейского романа в творчестве в. К. Тредиаковского.
  • 2. Категория личности и уровни ее проявления в лирике г. Р. Державина 1780-1790 гг.
  • 1. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.
  • 2. Журнал и. А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.
  • 1. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров.
  • 2. Пародийные жанры публицистики и. А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).
  • 1. Жанр торжественной оды в творчестве м. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
  • 2. Шутотрагедия и. А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.
  • 1. Литературная позиция м. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).
  • 2. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.
  • 1. Духовная и анакреонтическая ода м. В. Ломоносова как лирические жанры.
  • 2. Идеология раннего творчества а. Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске».
  • 1. Теоретико-литературные труды м. В. Ломоносова.
  • 2. «Житие ф.В. Ушакова» а.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.
  • 1. Поэтика жанра трагедии в творчестве а. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).
  • 2. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
  • 1. Лирика а. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).
  • 2. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
  • 1. Комедия нравов в творчестве в. И. Лукина: идеология и поэтика жанра.
  • 2. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.
  • 1. Сатирическая публицистика 1769-1774 гг. Журналы н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».
  • 2. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» н.М. Карамзина.
  • 1. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.
  • 2. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
  • 1. Жанровая система романистики ф а. Эмина.
  • 2. Эволюция жанра исторической повести в творчестве н.М. Карамзина.
  • 1. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа м.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».
  • 2. Предромантические тенденции в прозе н. М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
  • 1. Ирои-комическая поэма в. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.
  • 2. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».
  • 1Ирои-комическая поэма и. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.
  • 2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.

    Фонвизин сочинение

    Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

    Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. "На всю жизнь, - указывал Г. А. Гуковский, - его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы". Однако пьеса Фонвизина - явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, - писал он, - от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Комедия Фонвизина - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".

    Д.И. Фонвизин писал свою лучшую комедию «Недоросль» много лет. Он тщательно прорабатывал образы и реплики героев, чтобы выдержать золотую середину между социальной сатирой и благосклонностью властей. В 1782 году произведение было готово.

    Главной темой пьесы стало высмеивание русских нравов, отображение жизни провинциальных помещиков. Фонвизин определяет пороки современного ему общества, обличает их и предлагает читателю самому задуматься над путями их преодоления.

    Конфликт пьесы

    В произведении сталкиваются два противоположных лагеря – положительные и отрицательные герои, добро и зло, низость и благородство, правда и ложь.

    К положительным действующим лицам относятся Софья, Стародум, Милон, Правдин. К отрицательным – Простакова, Митрофан, Скотинин. Простаковы и Скотинины жестоки, самолюбивы, чужды образованию. Они стремятся подчинить своей воле все, происходящее вокруг, иметь полную власть над крепостными и над людьми высокого происхождения, которые в какие-то моменты жизни оказываются слабее.

    Тема воспитания в комедии

    Представленные противоборствующие стороны обладают различными потребностями, жизненными приоритетами, манерой общения, идеалами. Главными представителями двух лагерей выступают Простакова и Стародум. Их различие выражается уже в отношении к воспитанию подрастающего поколения, на котором держится будущее страны и общества.

    Простакова, присутствуя на уроке сына Митрофана, уговаривает его не слушать учителей и не делиться добром ни с кем. Стародум же завещает Софье помогать нуждающимся, если у нее окажется лишний рубль. В этом, по его мнению, и заключается благородство души и характера.

    Особенности комизма пьесы

    Комизм в «Недоросли» имеет два слоя – поверхностный и глубокий. Читателю и зрителю смешно уже то, что госпожа Простакова ругается бранными словами, как уличная торговка, Скотинин идеалом своей жизни мнит свиней, а Митрофан, подросток «деликатного сложения», объевшись на ночь, утром вновь съедает пять булочек.

    Забавно и то, как Митрофан, ограниченный и в уме, и в совести, при малейшем скандале прячется за спиной няньки Еремеевны, а в другой сцене с напускной важностью повествует о принадлежности двери к имени прилагательному, так как она к косяку приложена.

    Внутренний комизм выражается в маскировке грубости любезностью, жадности великодушием, невежества образованностью. Низкий и упрощенный мир провинциальных помещиков пытается ворваться в мир благородных, прибрать к рукам все, чем владеет мир положительных героев. При этом их действия весьма разнообразны и приурочены к изменяющимся ситуациям.

    Финал пьесы

    В комедии «Недоросль» добро одерживает верх над злом только благодаря вмешательству властей – Правдина, честного исполнителя изданных законов. Я думаю, что подобная случайность победы положительных героев над отрицательными придает комедии особое трагическое звучание.