Сочинение на тему: «Бал в доме Фамусова. Сочинение бал в доме фамусова анализ эпизода

  • 14.04.2019

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.

Чацкий, главный герой комедии, представляет «новое время». Он противостоит Фамусову и всему «московскому обществу». Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.

Сцена бала – «главное» место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет «московского общества». Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.

Вокруг Хлестовой вьется толпа «почитателей». Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.

Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.

Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…

На первый взгляд, портрет «фамусовского общества» смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на «мертвецов». Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.

И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.

На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо». Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:

Москва и Петербург – во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье,

Во всех княжён вселять участье…

Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.

В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве».

Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.

Причину безумия героя «московское общество» видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем тогда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова поддерживает его:

И впрямь с ума сойдешь от этих,

От одних, от пансионов, школ, лицеев…

Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.

Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь «наступает» на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все «московское общество».

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.
Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.
Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:

По матери пошел он, по Анне Алексеевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.

Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.

По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».
Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.
Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.

    «Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....

    Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов...