Тургенев в моем восприятии. «Что я буду думать»

  • 23.06.2020

Тургенев – один из крупнейших писателей XIX в. не только России, но и Европы. Он создал целую серию романов и как писатель этого жанра сумел сделать свои произведения привлекательными не только для читателей его родины: целостность сюжета (хотя строгая композиция, завязка, развязка могут отсутствовать), четкая очерченность проблемы при относительно незначительном числе персонажей, ясная и, главное, раскрытая тема, невысказанность собственного мнения и психологизм – все это очень интригует.

Психологизм – думается, одна из наиболее интересных особенностей романов Тургенева. Рассмотрим ее проявление на примере одного из них – \"Отцы и дети\". Здесь, как на картине, отображены настроения русского общества предреформенного периода (для большей конкретности Тургенев точно указал даже год – 1859). Все более явной становилась необходимость принятия однозначного решения по вопросу крепостного права. Далеко не все считали нужным его отмену, многие просто боялись (потери ли состояния, возможной ли необузданности освободившихся мужиков – неизвестно). И в то же время появляется группа людей, преимущественно молодых, направивших свои действия на изменение всего, на полное разрушение старого и возможное в будущем создание нового. Естественно, что обе эти стороны испытывали неприязнь друг к другу, которая перерастала порой в открытую вражду. Читатель, даже не знакомый с тем временем, но умеющий анализировать, благодаря таланту Тургенева, вполне мог догадаться о данной ситуации по ходу романа.

Тургенев выступает в романе беспристрастным и безошибочным наблюдателем. Основной упор он делает на личность человека – участника событий. Для изображения реальной жизни необходимо \"понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу…\". Таково было мнение писателя. Потому, вероятно, в романе практически отсутствуют биографии персонажей (за исключением Павла Петровича и Николая Петровича). Если с дворянством Тургенев был непосредственно знаком, сам будучи дворянином (по этой причине мы и знаем о жизни братьев Кирсановых: они являются главными представителями этого класса, и, следовательно, требуется их детальная характеристика), то нигилистов он мог только видеть, и поэтому ему оставалось лишь догадываться, почему и откуда они появились. Как следствие, в романе не приведена история жизни Базарова. Можно предположить, что в период своего студенчества он не был хорошо обеспечен (т.к. и поныне родители его небогаты: у них всего около двадцати душ крестьян) и приучился к самостоятельности.

Говорят, что Тургенев открыл тип нигилиста. Вероятно, это так, но этому открытию предшествовал сложный анализ подходящих типажей из жизни. Видя людей, он пытался понять их, потом трансформировал свое понимание и в итоге заставлял читателей тоже быть психологами. В этом заключается его так называемый \"скрытый\" психологизм. Он почти никогда не изображал непосредственно мысли и чувства персонажей, но указывал их реакцию на те или иные события, ее внешнее проявление. Тургенев отошел от традиции Гоголя, и в его романе нет множества деталей, но присутствуют упоминания \"вскользь\" о непроизвольных движениях, репликах персонажей.

Все тургеневские герои – цельные, сформировавшиеся личности (даже Аркадий, ведь он сбрасывает маску нигилизма, \"как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка\", по выражению Д.И. Писарева), с собственным мировоззрением, \"принсипами\". Соответственно, ничто не может изменить их изнутри (а способность сохранить себя – важный критерий для писателя), т.е. нужно какое-то внешнее влияние. Таковое Тургенев нашел и подверг своих героев испытанию любовью. С каждым из них происходит пусть небольшая, но метаморфоза. Таким образом, Тургенев отвел женщине новую роль – быть показателем состоятельности любимого (любящего) мужчины как личности. Каждый из героев встречает человека своего уровня, равного себе по темпераменту, характеру и другим положениям. Павел Петрович однозначно проиграл \"сражение\". Описывая его действия после смерти княгини Р., Тургенев выносит беспощадный и безоговорочный приговор: деревня, что всегда означало одиночество и обособленность от жизни. Даже его внезапное увлечение Фенечкой стоит оценивать как единичный и последний отблеск жизни прежнего Павла Петровича – \"светского льва\", как бессознательное стремление к тихому простому счастью, существованию без острой восприимчивости к изменениям в обществе, чего добился его брат.

Аркадий же, несомненно, только выиграл от того, что отдалился от нигилизма и вернулся к привычной для его предков и близкой ему по натуре размеренной жизни.

Вновь обращаясь к ситуациям проявления психологизма (уже были указаны анализ условий формирования характеров и развитие психолога в читателе), стоит отметить как немаловажный способ создания психологических портретов персонажей. Для этого Тургенев использует описание их внешнего облика, умело сопоставляя черты лица и характера. Этот прием писатель использует только для основных идеологических соперников, на его взгляд, самых важных.

Например, первое появление Базарова на страницах романа сопровождается его детальным \"рассматриванием\": одет он в \"длинный балахон с кистями\" (ясно, что этот человек не гонится за модой и ценит прежде всего практичность); лицо худое, длинное, но в то же время своеобразная форма головы выдает недюжинный ум; его красная рука свидетельствует о том, что привык работать, и при этом Базаров не сразу подает ее Павлу Петровичу для приветствия – знак пренебрежения, самоуверенности.

Совсем по-иному, но тоже через портрет изображен характер Павла Петровича Кирсанова. Тургенев отмечает, что, несмотря на свои сорок с лишним лет, тот сохранил красоту и правильность черт лица (типичный аристократический портрет), моложавость, стройность и \"породистость\". Немало внимания уделяет автор и костюму Павла Петровича, изящному и даже модному, указывает и на его \"красивую руку с длинными розовыми ногтями\", которая впоследствии стала предметом насмешки Базарова.

Чрезвычайно интересна и такая авторская оценка героев, как их отношение к природе. Для автора – известного ее ценителя – она занимала не последнее место. Таким образом, отношение персонажа к природе определяет симпатию или антипатию автора, ставит его на определенную \"ступень\" Так, Базаров не воспринимает ее духовной, эстетической красоты, видя в ней лишь \"мастерскую\"; уважение (но на самом деле равнодушие) к ней Павла Петровича – это дань аристократизму; Николай Петрович искренне восхищается природой (да и всем прекрасным, оно для него неразделимо: и поэзия, и музыка, и живопись, и природа), она навевает ему воспоминания, размышления; Аркадий, хотя и не показывает виду, близок, скорее, к отцу (это, вероятно, и хотел сказать Тургенев, сделав место действия объяснения Аркадия с Катей сад: романтическая обстановка, простой, замечательный русский пейзаж)…

Мастерство Тургенева любым способом \"заглянуть в душу\" человека, узнать истоки его мировоззрения обеспечивает существование всех указанных вначале привлекательных черт его романов. социальный конфликт, полагал Тургенев, нужно рассматривать изнутри (а он начинается с рождения нового типа человека), а понять человека в полной мере в состоянии лишь хороший психолог. следовательно, как писал сам Тургенев, писатель \"должен быть психологом\" и, помимо того, учить этому читателя.

Е.В. ГУЛЕВИЧ, аспирантка второго курса специальности «теория литературы». Текстология Гродненского государственного университета имени Я. Купалы

[email protected]

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЗМА ПРОЗЫ И.С. ТУРГЕНЕВА

Данная статья - попытка постижения взаимодействия музыки и прозы в творчестве писателя как способа углубления психологизма повествования. Музыка в прозе Тургенева - один из наиболее тонких и точных двигателей смысловой энергии психологического состояния героя. В произведениях писателя музыка гармонично продолжает слово, дополняет насыщенность происходящего в душе героя, передаёт нюансы переживаемых героями ощущений. Музыкальные эпизоды в произведениях Тургенева играют важную роль в раскрытии психологии характеров героев и движении сюжета.

Ключевые слова: психологизм повествования, смысловая энергия, музыкальные эпизоды, психология характеров.

Известно, что читательское восприятие художественного произведения зависит не только от его литературного «опыта», но и от того, какие музыкальные произведения он слышал, какие видел картины, скульптуры, а также с какой степенью внимания, интереса и понимания реципиент эти элементы воспринимал. В свою очередь, писатель, с одной стороны, являясь реципиентом относительно всего, что создано вне его сознания, зачастую бессознательно несёт в своих творениях следы других родов искусства, а иногда осознанно использует элементы взаимодействия искусств. Такие сочетания позволяют ему усилить изобразительно-выразительные возможности текста и более полно представить духовную жизнь своих героев, предоставить читателю возможность максимального постижения их сущности. Слияние искусств побуждает углубленно прожить многие эпизоды текста, расширить границы одного искусства посредством обращения к другому его виду.

На наш взгляд, для творчества Тургенева было характерно взаимопроникновение литературы, музыки и живописи. Данная статья - попытка постижения взаимодействия музыки и прозы в творчестве писателя как способа углубления психологизма повествования. Известно, что именно в слове музыка находит мыслительную оформ-ленность, а в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь является закономерной, так как музыку и звучащее слово объединяет наличие темпа, ритма, частоты, тембра, диапазона, эмоциональности, певучести и мелодичности. Передавая чувства, настроения и переживания человека, музыка следует интонациям речи, служит средством интонирования смысла. По своей сути музыкальность представляет собой внутреннюю наглядность прозаического письма, собственно же буквенное воплощение представляет собой внешнюю наглядность. При этом внешняя наглядность порождает внутреннюю, которая, в свою очередь, создаёт из буквенного кода художественный образ, то есть делает внешнюю наглядность зримой и внутренне осязаемой. Посредником между этими двумя видами наглядностей является личное восприятие читателя, от особенностей которого зависит, насколько образ будет целостным и «объёмным».

Музыка всегда была близка внутреннему душевному настрою Тургенева. Уже в детские годы писатель умел тонко чувствовать музыку, но элементы спартанского воспитания, которые культивировались отцом, в итоге вылились в крайне поверхностное знакомство

© Е.В. Гулевич

с миром музыки, о чём писатель впоследствии сожалел. Но его душа тянулась к музыке. Со временем эта тяга всё больше усиливалась - Тургенев всё чаще посещает театр, слушает оперу. В 1843 году на одном из театральных вечеров писатель навсегда был пленён талантом П. Виардо; магические свойства её голоса произвели на писателя то же воздействие, что песнь торжествующей любви на главную героиню одноименной повести Тургенева, исполняемую Муцием. Жизнь в потоке музыкальной стихии, которую ощущал Тургенев, пребывая «близ» Виардо, обогатила его внутренний мир, музыка стала внутренней потребностью писателя. Он всё глубже, всё основательнее постигал её глубины. Естественно, эта способность тонко понимать и чувствовать магию музыки не могла не отразиться на особенностях творческого метода Тургенева - музыка звучит между строк тургеневской прозы.

Как известно, стиль прозы Тургенева строг, прост и лаконичен. Писатель избегал словесных хитросплетений и «ажурных» описаний. Несмотря на эту своеобразную «скупость», Тургенев как никто сумел постичь и показать психологическую глубину и переливы душевных состояний своих героев. Не впадая в словесные крайности психологического анализа, Тургенев передаёт нюансы переживаемых героями ощущений, и в этом ему помогает музыкальность как гармоничное продолжение словесного ряда, дополняющее насыщенность происходящего в душе героя. Именно поэтому определяющими понятиями тургеневской прозы навсегда стали мелодичность, певучесть, ритмичность, эмоциональность, страстность и лёгкость.

Музыкальность характерна для самого текста прозы Тургенева. Автор часто, особенно в эпизодах описаний природы и состояния души героев, использует такие выразительные средства, как повторы, слова-полутона, экспрессивные эпитеты, ритмически организованную речь. Как и в музыке, Тургенев часто пользуется приемом нагнетания, «усиления звука (крещендо) и угасания, затухания звука (диминуэндо)» [Гозенгуд, 1994:123]. Для его прозы и стиля писем характерен двойной эпитет, эпитет с переходом одного признака в другой, либо «сопоставление двух раздельных, но внутренне взаимообусловленных эпитетов» [Чичерин, 1978:40]. Эпитет заключает в себе оттенки и ведёт к более полному пониманию поэтического образа.

Кроме повторов по аналогии с музыкальными рефренами для создания музыкального рисунка речи Тургенев использует синонимические вариации слов и синтаксический параллелизм. Такие части текста задают настроение, служат эмоциональному усилению, нагнетанию чувств, передаче мно-

гообразных оттенков одного и того же психологического состояния героев. Так, описание музыки звучит как сама музыка в изображении влюблённого Лаврецкого, услышавшего игру Лемма: «Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, - и в них, казалось, говорило и пело его счастье» [Тургенев, 2005:106]. Следует заметить, что характер этого ритмически организованного отрывка текста отличается полифонизмом, который достигается обилием в тексте качественных прилагательных и глаголов. Переходы тех же звуков из ударных в неударные, нагнетание однородных членов «насыщают звуком ритмический строй прозы Тургенева не менее, чем стихи» [Чичерин,1978:39].

У Тургенева есть сцены гомофонного характера. Например, в сцене, где на переднем плане Паншин, у которого заранее заготовлены жесты, движения, слова, все рассчитано на внешний эффект, Тургенев не обращается к музыкальным средствам передачи состояния души этого персонажа, так как он внутренне бессодержателен.

Писатель зачастую даже располагает своих героев по законам музыкального контраста форте -пьяно (громко - тихо). Так, при описании женских образов Тургенев использует слово «тихий». Наиболее часто оно употребляется при обрисовке образа Лизы: «тихо светились ее глаза» [Тургенев, 2005:56], «тихо склонялась и поднималась ее голова» [Тургенев, 2005:63]. У нее и голос тихий, и разговор она ведет неторопливо, тихо, и даже внутреннюю жизнь героини автор называет «тихой». «Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» [Тургенев, 2005:113]. «Он полюбил ее робкую походку, стыдливые ответы, тихий голосок, тихую улыбку» [Тургенев, 2005:179]. «Тихоней» называют в романе и самого Лаврецкого, ведущего жизнь внешне скромную, небогатую яркими событиями. Сцены с участием этих героев выстраиваются как сцены-пиано.

Словно опускаясь ещё на аккорд ниже, в изображении зарождения и развития любовных переживаний Лизы и Лаврецкого Тургенев использует мотив тишины. Он насыщает ею и окружающую природу, и внутренние ощущения героев: «ночь была тиха и светла» [Тургенев, 2005:112], «все было тихо кругом» [Тургенев, 2005:114], Лиза «тихонько подошла к столу...» [Тургенев, 2005:89], «была безмолвная, ласковая ночь» [Тургенев, 2005:213], «красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий» [Турге-

нев, 2005:198]. Так сливаются в одну «тихую» мелодию состояния людей и картины природы. Лизу и Лаврецкого музыка волнует искренне и глубоко, выражая трепет их чувств. Музыка звучит в душе Лизы, зарождение любви в сердце Лаврецкого тоже начинается с музыки. Лиза играет Бетховена. Лаврецкий, взволнованный музыкой, провожает Лемма домой и до трех часов ночи сидит у него, слушая его сочинения. Потребность в музыке передает новое состояние души героя. Что-то неясное, но прекрасное входит в его жизнь. Описание ночи, которая волнует его, звучит как ноктюрн Шопена. Звуки природы словно наполнены музыкой. В душе Лаврецкого зарождается самая прекрасная музыка - музыка любви.

В контраст этим героям представлены в романе образы Веры Павловны и Паншина. Их появление обычно сопровождается громким смехом, шумной игрой, пением. Автор описывает их с непременными размашистыми жестами, активной мимикой. Речь Варвары Павловны, например, полна эмоциональных всплесков, выкриков, эффектных фраз. Поэтому сцены с участием Паншина и Варвары Павловны звучат как сцены-форте.

В романе «Дворянское гнездо» развитие темы достигает максимальной экспрессии в сцене идеологического поединка Лаврецкого с Паншиным и в сцене его любовного объяснения с Лизой. Чтобы передать душевное состояние влюбленного Лаврецкого, его волнение от предощущения счастья, автор вводит в художественный текст описание музыки Лемма, которую, кажется, слышит читатель. Затем мажорное звучание ослабевает, усиливаются нотки тревоги, печали - наступает драматическая развязка. В эпилоге-финале звучит музыкальная тема весны, молодости, вечной смены поколений, необходимости примирения с быстротекущей жизнью. Заканчивается роман нотой вечной любви и невозможности счастья, рожденной немой сценой последней встречи Лаврецкого с Лизой в монастыре.

Самым музыкальным героем романа является Лемм. Его образ наиболее близок автору (возможно, именно в силу своей музыкальности). Не случайно Тургенев называет Лемма «поклонником Баха и Генделя» - своих любимых композиторов. Музыка Лемма знаменует собой апофеоз любви главных героев. Она звучит после их ночного свидания в саду, продолжая все, что невозможно выразить словами, все, чем переполнена душа Лаврецкого: «...сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на зем-

ле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» [Тургенев, 2005:193]. Музыка «договаривает» и «продолжает» слово. Она созвучна событиям и смене психологических состояний героев, является своеобразным эмоциональным центром всего повествования.

Музыкальным по своей сути является и финал-эпилог романа. В нем, как в финале симфонии, вновь проходят перед читателем в описаниях и диалоге все темы и персонажи произведения. Напоминает он форму рондо, в качестве рефрена выступает тема весны, молодости, веселья, радостного пробуждения надежд. Почти на протяжении всей главы звучит веселый смех, шум, гам. Рядом с общим действием проходит тема воспоминаний Лаврецкого. Он несколько раз заходит в дом, подолгу сидит в гостиной, подходит к той скамейке в саду, «на которой он провел несколько счастливых, неповторившихся мгновений» [Тургенев, 2005:268]. Скамейка почернела и искривилась, «но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал» [Тургенев, 2005:269]. Этот эпизод приобретает необыкновенную эмоциональную насыщенность и завершается музыкой: «Лаврецкий... коснулся одной из клавиш: раздался слабый, но чистый звук и тайно задрожал у него в сердце» [Тургенев, 2005:270]. В душе Лаврецкого опять зазвучала вдохновенная мелодия Лемма.

Таким образом, все сюжетные узлы романа и взаимоотношения героев развиваются под музыку. Музыка «звучит» уже на первых страницах «Дворянского гнезда» и сопровождает действие до самого финала. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа. Музыкальные эпизоды играют важную роль в раскрытии психологии характеров героев и движении сюжета.

В романе «Накануне» немного упоминаний о музыке и музыкальных сцен. В основном они связаны с Зоей - девушкой несложной, но интересной. Она отличалась музыкальностью, играла на фортепиано. Елена Стахова не играет, но, безусловно, музыкально развита, так как именно через ее восприятие подается автором опера Верди «Травиата», которую она слушает вместе с Инса-

ровым в Венецианском театре. Сцена в театре наряду со сценой размышлений Елены у постели своего больного мужа занимают ключевое место в заключительной части романа. Музыка сумела передать, предощутить то, о чем не смела подумать героиня. Душевное состояние героев во время прогулки по Венеции перекликается с последними оптимистическими интонациями Альфреда и Виолетты. Герои «Травиаты», как и герои романа, в последний раз чувствуют себя счастливыми и мечтают о новой жизни в другом краю.

Премьера оперы Верди «Травиата» состоялась в Венецианском театре La Fenice 6 марта 1853 года. Герои романа слушают оперу примерно через год после ее премьеры - весной 1854 года. Елена и Инсаров искренне увлекаются игрой и пением актрисы, исполнительницы роли Виолетты. Но убедительная игра молодой актрисы передает ожидание чего-то страшного, непоправимого уже не в опере, а в жизни. Не случайно Инсаров заметит: «она не шутит: смертью пахнет» [Тургенев, 1986:302]. За историей Виолетты прочитывается трагедия Инсарова и Елены, трагедия жизни, освещенной высокой любовью. Автор, намеренно описывая восприятие оперы героями, передает ассоциативно возникающие по ходу развития сюжета «Травиаты» мысли и чувства Елены: «Елена дрогнула при виде этой постели, этих завешанных гардин, склянок с лекарством, заслоненной лампы... Вспомнилось ей близкое прошедшее... А будущее? А настоящее?» - мелькнуло у ней в голове» [Тургенев, 1986:287]. Искусство отражает теперь саму жизнь, передает грозно приближающийся призрак смерти. Это страшное предзнаменование передаёт и «глухой, неподдельный кашель Инсарова» в ответ на притворный кашель актрисы, и глаголы, обозначающие внутреннее состояние героини: «Елена дрогнула» [Тургенев, 1986:289], «Елена похолодела» [Тургенев, 1986:290]. Тревожные предчувствия Елены перекликаются с беспокойным звучанием кларнетов, сопровождающих скорбные реплики Виолетты во

второй картине оперы. Финал оперы, особенно ее мелодия «Как страшно и горько умирать, когда жизнь так пленяет», передает всю скорбную палитру чувств Инсарова и Елены [Тургенев, 1986:312]. Оперное пение выражает всю глубину чувств влюбленных героев у самой пропасти небытия. Любовь, высочайшее счастье и неотвратимость смерти словно сошлись вместе.

Итак, музыкальность прозы Тургенева заключена в самом слоге, в выверенной, изящной, гармонической манере повествования, по которой узнаются его тексты, как по мелодии узнаются создания композитора. Проза Тургенева необычайно музыкальна и ритмична. Здесь ритм проявляется не только в ритмизации речевого потока, а в иных свойствах прозаического повествования: в смене кусков, в повторах и контрастах тем, мотивов, образов и ситуаций, в гармонии построения, во всех элементах композиции. Не случайно именно Тургенев смог придать такую музыкальность прозаическим текстам, что они невольно воспринимались как стихотворения - стихотворения в прозе. Слово у Тургенева всегда точно определяет мысль, кроме того, оно музыкально, выразительно. Ритм здесь один из наиболее тонких и точных двигателей смысловой энергии психологического состояния героя. Музыкальность тургеневской прозы предусматривает «звуковую выразительность слова» [Чичерин, 1978:6]. Музыка вместе с описанием пейзажей создает особый поэтический колорит романа. Прозаические мелодии Тургенева гармонические и ясные, трепетно отзывчивые, с оттенком моцартовской чистоты звука. Проза Тургенева звучит как музыка Бетховена или Моцарта. Её музыкальность и в пластическом, «уравновешенном ритме самих звуков речи, и в той звуковой гамме, которая в этой речи бывает изображена» [Чичерин, 1978:36]. Ритм образует единство формы и содержания тургеневской прозы - прозы, отличающейся особым уровнем психологизма, прозы, созданной рукой поэта.

Библиографический список

1. Гозенгуд А. И.С.Тургенев / А. Гозенгуд. - СПб: Композитор, 1994. - 123 с.

2. Тургенев И.С. Дворянское гнездо / И.С. Тургенев. - Москва: Люкс, 2005. - 238 с.

3. Тургенев И.С. Накануне / И.С. Тургенев. - Москва: Художественная литература, 1986. - 559 с.

4. Чичерин А.В. Ритм образа / А.В. Чичерин. - Москва: Сов. писатель, 1978. - 276 с.

MUSICALITY AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN TURGENEV’S PROSE

The article deals with the problem of musicality as a factor of psychological depth in I. Turgenev’s prose. Musicality serves to reveal the inner world of Turgenev’s heroes, to disclose their emotions and feelings. The combination of rhythm and melody in Turgenev’s works makes the unity of his prose that creates a special effect of showing too much without mentioning it verbally.

Сборник насчитывал 51 стихотворение . Много лет спустя, в 1927 году, в парижском архиве Тургенева было найдено еще 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 году, а в России — в 1931 году. Теперь все стихотворения в прозе включены во все издания сочинений писателя.

Название сборника «Стихотворения в прозе» возникло не сразу. Сначала это было «Postuma» («Посмертные»), «Senilia» («Старческие»), затем эти «наброски» Тургенев называет «Стихотворения в прозе».

Первоначально автор рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил Тургенева напечатать эти стихотворения в первоначальном виде. При первом издании этих стихотворений автор написал следующее пре-дисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и кото-рое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Чтобы разобраться в специфике жанра «стихотворение в прозе» давайте сравним стихотворение И.А. Бунина «Слово» и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Оба автора затронули проблему сохранения языка во времена, тяжелые для страны. Для них слово, речь, язык - великий дар, данный великому народу. Но обратим внимание на то, в какую форму облекли авторы свои мысли.

Признаки жанра

Стихотворение

Стихотворение в прозе

_

Стихотворный размер

Способ размещения на листе

Строфы (все строки - красные)

Членение на мелкие абзацы, подобные строфам.

Небольшой

Небольшой

Выражение мысли

Краткость

Краткость

Наличие сюжета

Сюжет отсутствует

Бессюжетная композиция или

Сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания.

Наличие лирического героя

Лирический герой («Я») есть

Лирический герой («Я») есть

Задача слова

Передать мысли, чувства, переживания

Стихотворение в прозе - прозаическое произведение, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа.

Выбор оригинальной формы объясняется желанием автора максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления, размышления о будущем. В этих «эскизах» на самые разнообразные темы - философские, социальные, психологические - Тургенев размышляет о законах Вселенной, о природе, о любви, о смерти, о Родине, о красоте, о дружбе, о человеке и, конечно, о себе.

Стихотворение в прозе «Воробей»

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Стихотворение в прозе «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Ротшильд - действительно богач. Бедный мужик тоже назван богачом, но в духовном, нравственном плане. Ведь его готовность последние гроши отдать ради спасения бедной сироты-племянницы стоит гораздо больше, чем миллионы Ротшильда, потраченные на благотворительность. Стихотворение дает возможность показать цену настоящего милосердия и заботы о ближних.

Стихотворение в прозе «Нищий»

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Стихотворение вызывает у читателя чувства горечи, отчаяния, тоски. Автор добивается этого средствами художественной выразительности .

В описании старика преобладают эпитеты : нищий, дряхлый старик; воспаленные, слезливые глаза; посинелые губы; шершавые лохмотья; нечистые раны.

Страшная нищета старика передается метафорой : безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Чувства и переживания лирического героя передают эмоционально окрашенные глаголы :

стонал, вздрагивала, прошамкал, стиснул.

Можно сделать вывод, что ценность каждого стихотворения в прозе Тургенева в том, что они помогают нам заглянуть в душу автора, восхититься глубиной его внутреннего мира. Не случайно исследователь творчества Тургенева Л.П. Гроссман так сказал о сборнике «Стихотворения в прозе»: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. ).
  7. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  8. Словари. Литературные термины и понятия ().
  9. Иван Тургенев - Стихотворения в Прозе (Аудиокнига) ().

Домашнее задание

  1. Выучите определение жанра «стихотворение в прозе».
  2. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева (на выбор). Определите тему, идею произведения. Найдите средства художественной выразительности. Какую роль они играют в произведении?

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

ТУРГЕНЕВ В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ

Тургенев - один из известнейших писателей XIX века. Его знают и читают во всех странах мира. Тургенев написал много прекрасных рассказов, стихотворений в прозе, пьес, повестей и романов. Все эти произведения созданы рукой талантливейшего автора. Тургенев - слава нашей литературы. Один из зарубежных журналистов отмечал: «Если теперь за границей читают Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Писемского, то это вследствие того, что сочинения Тургенева проложили путь за границу его предшественникам и преемникам».

Я впервые познакомилась с произведениями Тургенева еще в начальной школе. Это были стихотворения в прозе и рассказы из «Записок охотника». Тогда я, конечно же, не смогла по достоинству оценить эти произведения, но много позже я прочла несколько великолепнейших повестей этого замечательного писателя. Я была поражена. С каким мастерством созданы неповторимые образы героев и героинь!
Как реалистично показана жизнь России тех лет! Читая эти произведения, ты попадаешь в неповторимый тургеневский мир, волнуешься, переживаешь за героев.

Произведения Тургенева полны раздумий о судьбе Родины. Согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, они помогли воспитанию русских революционеров. «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», -
писал о Тургеневе Добролюбов.

Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего замечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Это такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», Джемма из повести «Вешние воды» и многие другие.


Тургенев - тонкий мастер художественной прозы . Какой бы темы он ни касался, все из-под его пера выходило мастерски написанным. Это и женские образы (так называемые «тургеневские девушки»), и люди из народа (многочисленные образы из «Записок охотника»), и картины природы. Еще Белинский отметил у Тургенева «необыкновенное мастерство изображать картины русской природы». Вот, например:

«...вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота...» Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», - писал великий критик.

Почему же произведения Тургенева так реалистичны и правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография - в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, в 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. .

Прочитайте такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», и вы увидите, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенней. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Но чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя.

Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям.

Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», - писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого. Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину. Лиза
была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть.


Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Об этом чудесном романе известный советский критик Шнеерсон писал: «Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех «Дворянского гнезда».

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева - «Вешние воды». Это одна из известнейших повестей писателя. Я хотела бы привести один, на мой взгляд, интересный факт из истории создания этой повести. Книжку журнала «Вестник Европы», где были напечатаны «Вешние воды», пришлось выпустить повторным изданием (случай почти небывалый в журнальной практике): настолько был велик успех повести.

Что же привлекло читателей в этой повести? Вдумываясь в нее, мы увидим, что Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности. Автор рисует двух главных героев - Джемму и Санина. Джемма - необычайно красивая, умная и непосредственная девушка. Избранник Джеммы - Санин - русский путешественник. Он неглуп, добр, не чужд
поэзии. Надо сказать, что женские типы у Тургенева - более сильные натуры, чем мужские. Сравните, например, Джемму и Санина, Лизу Калягину и Лаврецкого.

Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство - первую любовь: «Первая любовь - та же революция... молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет».

Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы - это мир свободы, мир богачки Полозовой - мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей - это безнравственно.

Литературовед, анализируя «Вешние воды», сделал интересный вывод: «Создав повесть о любви, где якобы «нет никакого ни социального, ни политического, ни современного намека», автор не об одной любви говорил читателям. Он учил их быть честными и принципиальными во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, дорожить любовью, свободой, дорожить человеческим достоинством, уважать людей». Мне кажется, что это очень верное и глубокое замечание.

Тургенев достиг еще при жизни мировой славы. «Записки охотника» стали очень популярны во Франции. Еще больше прибавили славы Тургеневу его социально-психологические романы. Современники писали: «Прогрессивные круги читателей были покорены той моральной чистотой в вопросах любви, какую обнаружил в своих романах Тургенев; их пленял образ русской женщины, охваченной глубоким революционным порывом; поражала фигура воинствующего демократа Базарова».

Конечно же, в таком небольшом сочинении невозможно охватить даже малую частицу того, что оставил нам Тургенев. Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.