Улыбка джоконды краткое содержание. Улыбка Джоконды - оптический обман! Олдос Хаксли Улыбка Джоконды

  • 20.06.2020

В 1974 году в Москву привезли знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В течение полутора месяцев советские граждане осаждали подступы к Пушкинскому музею, выстаивая в очереди по восемь часов, чтобы в течение 10-15 секунд созерцать загадочную улыбку Джоконды. Из Прибалтики, из союзных республик, других городов СССР люди специально приезжали в Москву, чтобы увидеть шедевр Леонардо.

В том же году был снят десятиминутный фильм «Встреча с Джокондой» режиссера Джеммы Фирсовой. Автор сценария – В. Горохов. Оператор – В. Микоша. В фильме была показана Москва, огромная очередь в Пушкинский музей и лица. Лица людей, пришедших посмотреть на «Мону Лизу», в попытке разгадать ее загадочную улыбку.

Каждый видел в ней что-то свое. Но, что на самом деле содержится в ее улыбке? Что заложил в нее художник?

– Что касается знаменитой «Моны Лизы», то зоркие глаза искусствоведов уже давно рассмотрели в этом портрете чисто классические, т.е. возрожденческие, черты – ясность очертаний, осязаемую гибкость линий, скульптурные переливы настроения в пределах физиономии и гармонию противоречивого и зовущего в неопределенную даль портрета. С полуфантастическим пейзажем и неопределенно звучащими голубовато-зелеными горами, с извилистой трактовкой пейзажа. Это Ренессанс.

Однако едва ли возрожденчески трактована знаменитая улыбка Джоконды. Вызвавшая к жизни столь неимоверное количество разных анализов, часто весьма вздорных. Хорошо, если просто говорят о влечении к себе этой улыбки.

Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством.

Едва ли в этом можно находить вершину Ренессанса. Мелкокорыстная но, тем не менее, бесовская улыбочка выводит эту картину далеко за пределы Ренессанса, хотя и здесь общевозрожденческая личностно-материальная направленность все же остается непоколебимой.

– По поводу этой религиозной или, лучше сказать, псевдорелигиозной эстетики Леонардо можно привести еще одно потрясающее свидетельство из материалов Леонардо.

Оказывается, этот гений Высокого Ренессанса, который будто бы покаялся перед смертью в своем всегдашнем оскорблении и Бога и человека, сводил все свои надежды на потусторонний мир. Только к жажде всякого человека к исчезновению из своего тела всякой души. И к растворению и распадению человека на составляющие его и по отношению друг к другу дискретные элементы.

Среди записей в дневниках Леонардо интересны следующие:

– Кажется, мне судьба с точностью писать коршуна, поскольку одно из моих первых воспоминаний детства – как мне снилось, в колыбели, что коршун открыл мне рот своим хвостом и несколько раз ударил меня им по внутренней стороне губ.

В.Н.Лазарев пишет:

– Постоянно соприкасаясь с тиранами, королями и панами, наблюдая их циническое отношение к людям, их безудержную погоню за наслаждениями, их полное равнодушие к социальным проблемам, Леонардо проникался горечью и скепсисом, и эти свои настроения он и выражал в засекреченных записях.

Вазари пишет, что прихотливые исследования Леонардо привели его к естественной философии, к изучению свойств растений, к тщательному наблюдению за движением небесных тел, лунной орбиты, обращением солнца. И он образовал в своем уме столь еретическое учение, что не зависел уже ни от какой религии, желая быть более философом, чем христианином.

Леонардо да Винчи Франсиско Гойя Доминик Энгр Эжен Делакруа Огюст Ренуар Анри Тулуз-Лотрек Анри Матисс Альфонс Муха Сальвадор Дали Илья Репин Исаак Левитан Иван Крамской Валентин Серов Константин Сомов

М.: ОАО Издательство «Радуга», 1999. – 320 с.

ISBN 5-05-004742-0

Редактор Л. Ермилова

Художник А. Никулин

Художественный редактор Т. Иващенко

Технический редактор Е. Макарова

Корректоры С. Воинова, С. Галкина, В. Пестова

«Улыбка Джоконды» – книга о живописцах. Под одной обложкой собраны литературные портреты девяти знаменитых художников Запада и пяти российских, от Леонардо да Винчи до Константина Сомова. Реалисты, импрессионисты, модернисты и великий сюрреалист Сальвадор Дали… Все они представлены в полноте и биении жизни, со своими страстями и страданиями, с любовными увлечениями и поисками своего места в искусстве. А открывается книга интригующим исследованием самого популярного в мире полотна – портрета Моны Лизы. Это почти детективная история о том, как создавалась картина, кто на ней изображен, как уже 500 лет длятся попытки разгадать загадочную улыбку Джоконды, как была украдена картина, и о многом другом, что интересно не только любителям живописи, но и массовому читателю.

У Николая Заболоцкого есть просьба-заклинание:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Но почему только поэты? Живопись любят все. Рассматривание картинок – страсть с древнейших времен. В отличие от литературы краски с холстов действуют на человека сразу, без промедления, спонтанно. Картины воздействуют не столько на наш интеллект, сколько на сердце и душу, будоражат наше подсознание. Короче, живопись – сверхэмоциональное искусство.

Антитеза «реалистическое – нереалистическое» давно устарела. Как-то на заре рождения фотографии художники забеспокоились: пришла смерть живописи. Но их опасения оказались напрасными. Анри Матисс не раз говорил: «Когда вы видите пирожное сквозь стекло витрины, слюнки у вас текут совсем не так обильно, как если бы вы вошли в магазин и понюхали его». Это, конечно, верно. Но верно и то, что нарисованное пирожное (женщина, море или что угодно) может иметь более широкий спектр восприятия, чем сам изображенный предмет. Художник видит в пирожном (женщине, море…) нечто большее, позволяя увидеть и нам. Это «нечто» и есть искусство.

В одном из писем к Дмитрию Мережковскому Александр Бенуа в феврале 1903 года писал:

«Для нас мир, несмотря на торжествующий американизм, на железные дороги, телеграфы и телефоны, на всю современную жестокость и пошлость жизни, на все подлое искажение земли, – для нас мир все еще полон прелести, а главное – полон обещаний. Не всё еще – полотно железной дороги, не всё мостовая: кое-где еще растет зеленая травка, сияют и пахнут цветы. И среди этих цветов – главный и самый таинственный, самый чарующий, самый божественный – искусство…»

Искусство, и в частности живопись, увеличивает емкость нашей жизни в тысячи раз. Но искусство – это не только красота и добро. По мнению Фрейда, оно представляет единственную область общественной жизни, где человечество может проявить свою неистребимую жажду к удовлетворению инцестуозных и агрессивных влечений, которые в жизни так строго преследуются. «В одном только искусстве, – утверждал Зигмунд Фрейд, – еще бывает, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение…»

Наглядными иллюстрациями тезиса отца психоанализа служат картины Босха, Гойи, Сальвадора Дали и иных сюрреалистов-модернистов.

Искусство всегда находится под огнем критики. Анри Матисс говорил: «Критиковать легко! Искусствоведы – это неудавшиеся художники: они видят недостатки, но сами не смогли бы от них избавиться». А еще раньше Матисса, в конце XVIII века, Антуан де Ривароль отмечал: «В искусстве творит трудолюбивая часть нации, судит и вершит – праздная ее часть».

В данной книге вы не найдете искусствоведческой критики. Я ее сознательно избегал. Моя цель – рассказать о некоторых моих любимых художниках. Об их жизни, труде, любви и страданиях. О том, как они боролись с косностью публики и бились в тисках нищеты, гонялись за славой, увлекались женщинами… Короче, это биографические этюды о западных и русских художниках с весьма субъективными вариациями типа «Мой Сальвадор Дали» или «Мой Исаак Левитан». По крайней мере так думает о них и представляет их автор. Вы можете не соглашаться с моими оценками, иметь свое мнение. Но одно нас должно объединять – ЛЮБОВЬ К ЖИВОПИСИ.

Юрий Безелянский, ноябрь 1998 года

Улыбка Джоконды

Нам не постигнуть истину Твою…

Микеланджело

Улыбка Джоконды (Леонардо да Винчи)

Женщина мира

В потоке встречных лиц искать глазами

Всегда одни знакомые черты…

Михаил Кузмин

Всю жизнь мы кого-то ищем: любимого человека, вторую половину своего разорванного «я», женщину наконец. Федерико Феллини по поводу героинь своего фильма «Город женщин» говорил: «Я чувствую себя отданным целиком на их милость. Я ощущаю себя хорошо только с ними: они – миф, тайна, неповторимость, очарование… Женщина – это все…»

Ах, извечное кружение вокруг женщины! Все эти Мадонны, Беатриче, Лауры, Джульетты, Хлои, выдуманные воображением художников и поэтов или реальные создания из крови и плоти, – вечно они будоражат нас, мужчин.

Возможно, она тоже была вполне реальной женщиной, жившей давным-давно, почти 500 лет назад, об этом мы еще с вами поговорим. Предположительно в память о ней Леонардо да Винчи написал портрет, который и стал объектом всемирного поклонения.

На картине Мона Лиза сидит в кресле на фоне некоего фантастического пейзажа. Контуры поясного портрета образуют как бы пирамиду, величественно возвышающуюся над цоколем покойно лежащих рук. Почти прозрачная кожа на лице и шее, кажется, подрагивает от сердечной пульсации, свет переливается в складках одежды, в вуали на волосах. Этот неуловимый трепет делает все изображение парящим. Парящая Мона Лиза с порхающей улыбкой…

Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Одна из неразгаданных тайн - это картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи.

Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики - картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка картины явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.

Обязательно зайдите в Лувр, будучи в Париже, и посмотрите на шедевр Леонардо да Винчи. Однако старайтесь не оставаться с картиной наедине, ведь с нею связано много странных случаев. Некоторые люди чувствовали тоску, грусть или начинали плакать после долгого рассматривания картины. Хотя, остаться с этой картиной наедине сегодня практически невозможно, зал обычно буквально забит туристами.

Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.

Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. У некоторых людей возникало чувство страха, что на картине может возникнуть чудовище или ещё что-нибудь. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя. Несмотря на это, картина растиражирована в мире больше любой другой, она везде, включая обои для смартфона (есть такие например на appdecor.org).

Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо. Это можно заметить на картине его учителя, где моделью послужил да Винчи. Именно из-за этого некоторые предположили, что Джоконда - автопортрет художника в женском обличье. Компьютерное сравнение картины с автопортретом не опровергло это предположение. Однако, несмотря на это, рано утверждать, что это правдивая версия.

Судьбу Пачифики нельзя назвать легкой. Замужество было кратковременными из-за смерти мужа, Джулиано Медичи не пожелал брать в супруги любовницу, а сына отравили. Вскоре Медичи пришлось жениться по расчету, он не захотел огорчать невесту портретом любовницы, поэтому Леонардо пришлось изменять картину, которая была уже законченной.

Пачифика обладала склонностью притягивать мужчин и словно забирать их жизни. Есть предположение, что её прозвище было «Джоконда». Это слово переводиться как «играющая». Синьора Пачифика оставила след не только на своем возлюбленном, но и на художнике, которому после написания портрета становилось все хуже. Да Винчи начинает чувствовать себя странно. На него наваливается апатия, которой ранее не было, и усталость. Рука трясется все сильнее и становится сложнее работать.

После окончания написания портрета и отъезда во Францию Леонардо создавал для короля новый дворец, однако работа была уже не того высокого уровня, как раньше. У него пропала энергичность, появилась апатия. Затем неделями он не встает с кровати, а правая рука перестает повиноваться. В возрасте 67 лет художник умирает.

Изначально полагали, что изображенная на картине девушка - это 25-летняя Лиза - супруга флорентийского магната Джокондо. Собственно, поэтому портрет в некоторых альбомах и справочниках имел двойственное наименование - «Джоконда. Мона Лиза».

А. Вентури в 1925 году допустил, что на портрете изображена Констанца д’Авалос - любовница Джулиано Медичи. Предположение было основано на стихотворении поэта Энео Ирпино, но иных доказательств правдивости этой версии нет.

Лишь в 1957 году К. Педретти предложил идею о Пачифике Брандано. Она считается самой верной, благодаря документам и вышеописанным обстоятельствам. Существует мнение, что Пачифика была энергетическим вампиром. Это люди, у которых имеют объём ауры меньше, чем у обычных людей, вследствие этого они могут быть поглотителями жизненной энергии своих родных, вызывая апатию, ослабление организма и серьёзные нарушения самочувствия. Вот почему необычный портрет Пачифики так влияет на людей, которые долго всматриваются в него.

Не стоит забывать и об экспериментах Леонардо, который хотел, чтобы его картины вызывали сильные эмоции. Он мечтал о том, чтобы заставить зрителя ужаснуться или, наоборот, заворожить его. Его познания в анатомии, «сфумато», светотени, загадочная улыбка женщины на портрете и прорисовывание мельчайших деталей - все это создало живое творение.

Уничтожение «Улыбки Джоконды» было бы преступлением, ведь в мире существует немало картин, которые воздействуют на человека. Нужно всего лишь принимать меры, чтобы эти картины меньше влияли на людей. Например, ограничить время, проведенное рядом с ними, или же предупреждать посетителей.

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные настроения - от легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки. Этой картине размером 77х53 см посвящены сотни книг, тысячи статей, фильмы, спектакли… А тайна все равно остается. Тайна, имя которой - улыбка.

Кто есть кто

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна».

Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари - и все поверили. Но вероятностно, это ошибка, и на портрете другая женщина.

Доказательств немало: во-первых, головной убор - вдовья траурная вуаль (между тем Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), во-вторых, если существовал заказчик, почему Леонардо не отдал ему работу?

Известно, что художник держал картину у себя, а в 1516 году, покидая Италию, увез ее во Францию, король Франциск I в 1517 году заплатил за нее 4000 золотых флоринов - фантастические деньги по тем временам. Впрочем, и ему «Джоконда» не досталась. Художник не расставался с портретом до самой смерти.

В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция д"Авалос - вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.

В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и весёлый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, благодаря чему появился на свет их сын Ипполито.

В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Даже пейзаж за её спиной заключал в себе нечто таинственное.

Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.

Гений Возрождения

Художники ренессанса максимально раздвинули философско-художественные горизонты творчества. Человек вступил в соперничество с Богом, он подражает ему, он одержим великим желанием творить. Его захватывает тот реальный мир, от которого отвернулось Средневековье ради мира духовного.

Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство.

Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности.

Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы! Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.

Его глаз различает малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: «Погружать предметы в световоздушную среду - значит, по сути, погружать их в бесконечность».

Портрет Джоконды - подлинный манифест великого художника. В него вложены мучительные усилия гения. В нем воплощен сам дух Возрождения.

Сквозь века в ореоле тайны

Ее звали Мона Лиза Герардини дель Джокондо, может, Изабелла Гуаландо, Изабелла д"Эсте, Филиберта Савойская, Констанция д"Авалос, Пачифика Брандано… Кто знает?

Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет «придворной дамы в прозрачном покрывале» был украшением королевских коллекций. Её видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить её герцогу Букингемскому, заявив: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Повсюду - и в замках, и в городских домах - дочерей пытались «обучить» знаменитой улыбке.

Так прекрасный образ превратился в модный штамп. У профессиональных художников популярность картины всегда была высока (известно более 200 копий «Джоконды»). Она породила целую школу, вдохновляла таких мастеров, как Рафаэль, Энгр, Давид, Коро. С конца XIX века «Моне Лизе» стали посылать письма с объяснением в любви. И всё же в причудливо складывающейся судьбе картины недоставало какого-то штриха, какого-то сногсшибательного события. И оно произошло!

Справа - самая ранняя копия знаменитой «Джоконды». Существует несколько десятков репродукций «Моны Лизы», выполненных в XVI-XVII веках. Эксперты считают, что обнаруженная копия была сделана с оригинала одним из учеников да Винчи в XVI веке.

21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: «Джоконда» украдена!» Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции «Джоконду» оплакивали даже уличные музыканты. «Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал - ведь это был всего лишь «обыкновенный» шедевр.

«Джоконду» нашли в январе 1913 года спрятанной в тайнике под кроватью. Вор, бедный итальянский эмигрант, хотел вернуть картину на родину, в Италию.

Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала «насмешливой» и даже «торжествующей»? особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Если для одних это была лишь картина, пусть и отличная, то для других - едва ли не божество. В 1920 году в журнале «Дада» художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии «загадочнейшей из улыбок» пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов «ей невтерпеж». В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.

Главная тайна

Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.

Некий «специалист широкого профиля» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка - попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.

По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.

С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит в полнее убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.

Ещё одна схожая версия? «Мона Лиза» - автопортрет художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джаконды - его улыбка.

Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Вероккьо «Товия с рыбой», на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.

Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды - это улыбка матери художника».

Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали:

«В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями - явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери.

Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства.

В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать?

Он приходит в музей. Музей - это публичное заведение. В его подсознании - просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей.

Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства».

Окончательный диагноз

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы - идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.

Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому - типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», - утверждает эксперт.

Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому - не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека.

Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо - Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.

Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая - ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.