Вопросы и задания по салтыкову-щедрину. Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина… Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

  • 26.06.2020


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Викторина по сказке Л. Керролл «Алисы в стране чудес» КГУ «Береговая средняя школа»учитель начальных классовЧайка Марина Владимировна Как нужно лететь, чтобы удалось рассмотреть стены колодца? 1. Уж очень не спеша 2. Со скоростью улитки3. Как пушинка4. Как падающий снег Как звали главную героиню сказки? 1) Мария2) Полина 3) Алиса4) Лиза Почему Алиса решилась выпить жидкость из пузырька? 1. Он был похож на бутылку с лимонадом2. На нём не было написано «Яд»3. Жидкость была прозрачной4. Он внушал ей доверие В какое время года происходили события сказки? 1) Летом2) Весной3) Осенью 4) Зимой Это кондитерское изделие иногда увеличивает рост до невероятных размеров1. Печенье2. Булочка3. Пирожок4. Пирожное Как звали кошку девочки? 1) Алиса2) Марго3) Дина4) Марфа Куда именно придет Герцогиня, если Кролик опоздает?1. К Кролику2. В ярость3. Вне себя4. Во дворец Какая надпись была на флаконе с волшебной жидкостью? 1) Яд2) Выпей меня3) Не пей меня Какую награду получила Алиса после кросса по инстанциям? 1. Бокал 2. Кубок 3. Напёрсток4. Ведро Море, в котором чуть не утонула Алиса? 1) Чёрное2) Из её слёз3) Каспийское Таким ростом, по мнению Червяка, можно гордиться.1. Шесть дюймов2. 10 см3. Как у мамы4. С палец Каким маслом чинили часы Шляпочник и Кролик? 1) Сливочным2) Машинным3) Оливковым Что показывали часы Кролика? 1) Час2) Минуту3) Секунду4) День Что особенного было в чеширском коте? 1) Его строение тела2) Отсутствие каких то частей тела3) Его возраст На волшебном пирожке была выложена надпись: «Съешь меня», чем? 1) Кремом2) Ручкой3) Изюмом4) Курагой С каким предметом сравнила Алиса своё внезапное уменьшение? 1) С подзорной трубой2) С пирамидой3) С песочным домиком Что внушало почтение во внешнем виде Чеширского Кота?1. Исчезающая в последнюю очередь улыбка2. Разноцветные полоски на шерсти3. Длинные когти и полон рот зубов4. Лукавый взгляд Что так напугало голубку при встрече с Алисой? 1) Её рост2) Её вес3) Её длинная шея Где в море можно взять мед?1. У Морского Медведя2. У Медузы 3. У Рака-Отшельника4. У Морских пчёл Какие предметы держал в руках кролик? 1) Шляпу2) Чашку3) Перчатки4) Перчатки и веер Все приключения Алисы были… 1) явью2) сном3) сказкой, написанной Алисой


Приложенные файлы

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках - это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием - генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, - опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина - “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” - такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

7 класс

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения. (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героя, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Сколько произведений включает в себя книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»?

1) 23

2) 24

3) 32

3. Сарказм – это

1) способ выражения насмешки

2) едкое выражение насмешки

3) сильное преувеличение

4. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Ди­кий помещик»?

1) маленькой пенсией

2) обилием мужиков

3) отсутствием жены

5. Кого звал помещик в гости?

1) медведя

2) губернатора

3) генералов-соседей

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) с волком

2) с медведем

3) с лисой

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) колбасой

2) пряниками

3) вареньем

8. Какую газету читал глупый помещик?

1) «Весть»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

9. Как звали слугу помещика?

1) Санька

2) Иван

3) Сенька

10. После чьего приезда задумался помещик о том, «чем это пахнет»?

1) полицейского

2) капитана-исправника

3) губернатора

11. Какое образное средство реализуется в названии сказки?

1) метафора

2) эпитет

3) сравнение

12. Что стало с помещиком?

1) уехал из поместья

2) остался диким, но власть у него не отобрали

3) разбогател

II вариант

1. В каком году была написана сказка «Дикий помещик»?

1) 1869

2) 1879

3) 1868

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

3. Аллегория – это

1) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

2) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

3) иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) надел тулуп

2) сидел на печи

3) оброс волосами

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) губернское начальство

2) сам помещик

3) соседи

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) в некотором царстве

2) в Орловской губернии

3) в приволжских степях

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) вперед

2) старайся

3) долой

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) когтей

2) шерсти

3) хвоста

9. Назовите фамилию актера, который посетил помещика?

1) Щепкин

2) Садальский

3) Садовский

10. Укажите фамилию дикого помещика

1) Урус-Кильдибаев

2) Урюпинский

3) Урус-Кучум-Кильдибаев

11. Что является завязкой действия?

1) чтение газеты

2) исполнение желания помещика

3) приезд генералов

12. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) на четвереньках

2) верхом на лошади

3) в карете

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 11 – 12 баллов,

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

«2» - 0 – 5 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Соседи", "Карась - идеалист", "Баран непомнящий", "Чижиково горе", "Дикий помещик". Урок состоит из 4 этапов, на которых учащимся предстоит решать, отгадывать, рассуждать, обобщать. Класс работает в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ВИКТОРИНА

ПО СКАЗКАМ М.Е. САЛТЫКОВА – ЩЕДРИНА.

Задачи : повторить такие понятия, как сатира, юмор, гипербола, гротеск;

Проверить учащихся на знание произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Учить делать обобщения и заключения, отвечая на проблемные вопросы;

Развивать познавательную активность, творческое мышление, внимание

Оборудование : портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, плакаты, обозначающие этапы викторины, рисунки к сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина, карточки для этапа «Размышляйка».

Ход урока .

Класс поделен на команды. В каждой – капитан, фиксирующий активность каждого в процессе викторины. Все ответы учащиеся вносят в бланки.

1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!»

1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »? (пятак серебром)

2. До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе»? (майор)

3. Назовите идеал генерала Крокодилова? (кутузка)

4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до смертного конца? («Баран непомнящий»)

5. Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 с лишком)

6. Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц? (перед волком)

7. Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климатах», «менее доступен великодушию»? (волк, «Бедный волк»)

8. Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки? («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести»)

9. С кем и о чем спорил карась – идеалист? (С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась – идеалист»)

10. Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел – меценат»?

(«Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать…»)

11. Как звали соседей в сказке «Соседи»? (Иван Богатый, Иван Бедный)

12. В чем мужик готовил суп для генералов? (В пригоршне)

13. Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (собственный сапог)

14. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

15.Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ – КА!»

Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку».

Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1. Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!»

А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил. («Самоотверженный заяц»)

2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку-Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил»)

3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась.

Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по – своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку-ку никто маршировать не хотел.

(«Медведь на воеводстве»)

3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!»

Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся – остальные.

  1. Медведь…(на воеводстве)
  1. Премудрый …(пискарь)
  1. Бедный…(волк)
  1. Дикий…(помещик)
  1. Верный…(Трезор)
  1. Орёл…(меценат)
  1. Недреманное…(око)
  1. Соседи(-)
  1. Здравомысленный…(заяц)
  1. Баран…(непомнящий)

4 ЭТАП. «РАЗМЫШЛЯЙ-КА!»

  1. Что такое сатира? Чем отличается от юмора? Что такое гипербола, гротеск, аллегория?
  1. С какой целью Салтыков-Щедрин прибегал в своём творчестве к форме сказки?
  1. Сказочны ли по сути и по форме персонажи, населяющие его сказки, или же это аллегории, сатирические маски?
  1. Что указывает на родство сказок Салтыкова-Щедрина с народными: язык, герои, ситуации, стилистика?
  1. Какое место в сказках отводится действиям персонажей и какое – их рассуждениям?
  1. В чём писатель видел главные беды своего времени? Как это отразилось в его сказках?
  1. В каких сказках Салтыков-Щедрин выразил обобщённое представление о жизни народа?
  1. Тургенев считал, что в «Салтыкове-Щедрине есть нечто свифтовское », Гаршин дает название статье о «сказках» Салтыкова-Щедрина «Русский Свифт». Какие основания есть у критиков сближать творчество Салтыкова-Щедрина с творчеством прославленного английского писателя?