Колыбель - чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.
И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела своему ненаглядному крохе.
В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.
Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.
Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение - пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только , он уступал место новорожденному.
Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.
Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.
Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:
полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.
На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.
К зыбке крепились различные яркие вещички - разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.
У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.
Только в полете растет человек
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе» , что значит в подвешенной люльке.
Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок - виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.
Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.
Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.
Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» - талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.
У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая береза.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:
у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.
К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.
Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.
Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет . Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.
Короб ставился на высокие ножки - полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище , она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребенка не развилось косоглазие.
Недостатком «ваньки-встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес ее с собой не возьмешь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь.
Эта идея съемной части сохранилась и в наши дни.
С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве:
Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».
На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.
У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах - ясный месяц и звезды.
В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.
Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.
Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни - березу.
- . Как и когда приучать к нему.
- и . Отличие. Как безопасно помочь малышу.
- : причины, опасность.
Можно ли употреблять чай перед сном?
Как можно самому очистить дом от плохой энергетики
Какие цветы полезны для детской комнаты и детского сада?
Как самостоятельно освятить квартиру свечами и святой водой?
Сила взгляда 2