Что нового сказал бунин о любви. Сочинение тема любви в рассказах бунина

  • 26.06.2020

Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.

Рассказы Бунина -- именно философия. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, общим для всех.

“Темные аллеи” -- произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы “от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя -- чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.

Обнаженное женское тело нередко предстает в рассказах Бунина. Но и тут он умеет найти единственно верные выражения, чтобы не опускаться до обычного натурализма. И женщина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобы закрывать глаза на недостатки и чересчур романтизировать обнаженную натуру.

Образ женщины -- вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе -- свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”. Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из “приличных” семей приводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства.

Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Он всегда умеет подобрать нужные слова, и ни одно не будет лишним.

Все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Возможно, что он воплотил на бумаге реально существующие личности. Все чувства, которые испытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет первая робкая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение, поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты, проститутка или дама. Главное -- ты женщина.

Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь -- это чувство двоих.

Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах. Еще до появления “Темных аллей” он пишет: “Блаженные часы проходят, и надо, необходимо... хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника”. Последний образ взят из стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть”. Оттуда же пришло и название “Темные аллеи”.

Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

В сборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда -- при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.

“Темные аллеи” хочется назвать именно “философией любви”. Лучшего определения не подберешь. Бунин подчинил этой философии все свое творчество.

Книга “Темные аллеи” стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.

Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд, действительно, рассказы, вошедшие в сборник, -- образец величайшего таланта писателя и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величайших тайн мира. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название “Темные аллеи”, появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом.

Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.

По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе “Кавказ” героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: “На другой день... он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал... выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов”. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

Стремясь получить свою долю счастья, герои Ивана Алексеевича Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты -- не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе “Муза” героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа -- тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья -- всегда высочайший взлет в жизни человека, в которые он на время избавляется от горестей.

Любовь для Бунина -- величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения. Но -- увы! -- как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа “В Париже”.

Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости. Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт. В некоторых же рассказах (“Антигона”, “Кума”, “Визитные карточки”) речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала. Бунин не осуждает в них своих героев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоящее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь.

И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах “Пароход “Саратов”, “Ворон” Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества. В рассказе “Натали” писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек “имеет право” полюбить (“Руся”, “Кавказ”). В рассказе “Галя Ганская” речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют. А героиня рассказа“Дубки” сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь.

У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

Рассказы цикла “Темные аллеи” -- образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

Иван Алексеевич Бунин -- тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл “Темные аллеи” является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы, а жизненные зарисовки. В них нет чувства законченности, но все же каждое -- уникальная история любви. У Бунина нет рассказа, который бы заканчивался счастливо. Я считаю любовь большим счастьем, выпавшим на долю людей. Потому мне не понятна позиция автора. Он дарит героям лишь минуты наслаждения, заставляя платить за это очень дорогой ценой. Возможно, Бунин считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Да, произведения посвящены любви простой и обычной, со своими страстями и переживаниями, но все это передается автором через призму реального времени переломной эпохи. В историях писателя нет счастливых концов, так как Бунин не видит их в жизни. Ведь когда рушится все вокруг, человек не может создать мира и в себе, а без этого невозможно счастье бытия. Взять хотя бы рассказ “Темные аллеи”. Автор со всей правдивостью повествует о любви огромной по своей силе и, увы, неравной по социальному положению влюбленных. Проходят годы, и люди вновь встречаются, но теперь их объединяют только теплые воспоминания. В “Солнечном ударе” же любовь только зародилась, превратилась в страсть, но, к сожалению, она пришла несвоевременно, и люди, поиграв в нее, расстаются. Мне кажется, что для Бунина главной трагедией человека является потеря любви, веры в нее. Но чувство оставляет след в душах, и не только печальный.

Так что же такое любовь? Неужели это орудие, которым судьба учит людей жизни, карает их строго за ошибки? На этот вопрос трудно ответить.

Бунин создал великолепный цикл рассказов, способных затмить собой любовный роман. Пусть автор немногословен, но в конкретных фразах он выражает все чувства, которые не уместились бы в томах. Вообще, я считаю, что любовь каждый человек чувствует и воспринимает по-своему. Мне сложно передать ощущения, испытанные после прочтения рассказов Бунина. Возможно, это из-за того, что я еще не доросла, а скорей всего из-за необъятности темы. Главной особенностью произведений Ивана Алексеевича Бунина, которая притягивает меня к его произведениям, я считаю многообразие ситуаций, в которые попадают герои. Это придает рассказам больше реальности.

Иван Алексеевич Бунин особо выделяется среди русских писателей и поэтов. Это, конечно, неслучайно. Будущий литератор получил отличное образование.

Его творческая деятельность началась еще в ранние годы, когда мальчику было всего 8 лет. Сын дворянской семьи родился в городе Воронеже, в октябре 1870 года. Свое первое образование он получил дома, а в 11 лет маленький Иван стал воспитанником Елецкой уездной гимназии, где он проучился всего 4 года.

Дальнейшее обучение проводилось под бдительным руководством старшего брата. С особым интересом мальчик изучал произведения отечественных и мировых классиков. К тому же Иван много времени уделял саморазвитию. Литература всегда интересовала Бунина, и с самого детства мальчик определил свое предназначение. Этот выбор был вполне осознанным.

Первое стихотворение Иван Бунин написал в восьмилетнем возрасте, а серьезные произведения появились чуть позже, когда юный талант едва достиг семнадцати лет. В этот же период состоялся его первый печатный любовный дебют.

Когда Ивану было 19 лет, семья переехала в город Орел. Здесь будущий писатель и поэт стал заниматься коррекционными работами в местной газете. Эта деятельность принесла молодому Бунину не только первый опыт, но и первую настоящую любовь. Его избранницей стала Варвара Пащенко, она работала в том же издательстве. Служебный роман не был одобрен родителями Ивана, поэтому молодым влюбленным пришлось уехать из города, в Полтаву. Но и там выстроить отношения, похожие на семейные, паре не удалось. Этот союз, так неугодный родителям с обеих сторон, распался. Но многие личные переживания автор пронёс через всю жизнь и показал их в своих произведениях.

Первый сборник стихотворений вышел в 1891 году, когда писателю исполнился 21 год. Чуть позже, страна увидела другие шедевры молодого поэта, каждый стих был наполнен особым теплом и нежностью.

Любовь к Варваре вдохновляла юного поэта, каждое его стихотворение душевно передавало искренние чувства двух влюбленных сердец. Когда же отношения распались, молодой писатель познакомился с дочерью известного революционера, Анной Цакни, которая в 1898 году стала его законной супругой.

В этом браке у Ивана Алексеевича появился сын, но ребенок умер в пятилетнем возрасте, и вскоре, молодые супруги расстались. Буквально через год, поэт стал сожительствовать с Верой Муромцевой, но только в 1922 году пара официально вступила в брак.

Иван Алексеевич Бунин был известным поэтом, переводчиком, прозаиком. Он много путешествовал, и эти поездки наделяли талантливого человека новыми знаниями, которые он вдохновенно использовал в своей поэзии и прозе.

В 20-е годы прошлого столетия ему пришлось эмигрировать во Францию. Это была вынужденная мера, обоснованная общественно-политической ситуацией в России. В чужой стране он продолжал писать и печатать публицистические статьи интересного содержания, сочинять новые стихи на тему любви и просто жить, ведь вернуться на Родину, ему уже было не суждено.

В 1933 году, Иван Алексеевич был награжден Нобелевской премией. Ему выдали денежное вознаграждение за развитие русской классической прозы. Эти деньги решили многие проблемы обедневшего дворянина. А часть денег Бунин перечислил в качестве помощи эмигрантам и нуждающимся литераторам.

Бунин пережил Вторую мировую войну. Он гордился смелостью и подвигами русских солдат, мужество которых позволило победить в этой страшной схватке. Это было самое значимое событие для каждого человека, и знаменитый литератор не мог не реагировать на столь великие подвиги нашего народа.

Великий русский поэт, последний классик, воспевший в своих произведениях Россию XIX-XX века, умер в 1953 году в Париже.

Во многих произведениях Бунина открыто затрагивалась тема большой любви и трагедии. Человек, проживший не один год с разными женщинами, сумел извлечь из этих отношений много откровенных чувств, которые ему удалось детально передать в своем творчестве.

Яркие произведения Ивана Алексеевича не оставляют равнодушными ни одного читателя. Они раскрывают всю тайну настоящей любви, воспевают превосходные образы женщин и человеческой души. Он передает читателю искреннюю любовь и ненависть, нежность и грубость, счастье и слезы горести…

Все эти чувства знакомы многим романтикам, ведь любовь никогда не приносит исключительно приятные эмоции. Настоящие отношения выстраиваются на разных ощущениях, которые переживаются двумя влюбленными, и если они смогут перенести все испытания, посланные судьбой, их ждет настоящее счастье, любовь и верность.

Эту суть уловил писатель в период любовных отношений со своей гражданской, а после и законной женой, Верой Муромцевой.

Иван Алексеевич написал множество произведений, посвященных любви и преданности: «Митина любовь», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» (сборник рассказов) и другие произведения.

«Солнечный удар» - история страсти

Нетипичное отношение к любви запечатлено в известном рассказе Бунина «Солнечный удар». Слегка заурядный и несколько обычный сюжет оказался захватывающим для читателя.

В этом произведении главной героиней выступает молодая и симпатичная женщина, находящаяся в законном браке. Во время дорожного путешествия, она знакомится с молодым поручиком, который славился пристрастием к мимолетным романам. Это эгоистичный и самоуверенный молодой человек.

Знакомство с замужней женщиной вызвало инстинктивный интерес у поручика. Он не знал о ней практически ничего, только то, что у нее есть любимый муж и маленькая дочь, которая ожидает возвращения матери с Анапы. Молодой офицер сумел вызвать интерес к своей персоне, и их случайное знакомство закончилось интимной связью в гостиничном номере. На утро, путешественники расстались и больше никогда не встретились вновь.

Казалось бы, на этом любовная история закончилась, но основной смысл произведения, который и хотел донести Иван Бунин до читателя, раскрывается в дальнейших событиях.

Замужняя дама, после пробуждения в гостиничном номере, поспешила уехать в родной город, а на прощанье, сказала случайному любовнику загадочную фразу «это было что-то вроде солнечного удара». Что она имела в виду?

Читатель может самостоятельно сделать вывод. Возможно, молодая женщина боялась продолжения отношений с любовником. Дома, ее ждала большая семья, ребенок, супружеские обязанности и быт. А может, ее вдохновила эта ночь любви? Нежная и внезапная связь с чужим мужчиной кардинально изменила налаженный образ жизни молодой барышни и оставила только приятные воспоминания, которые станут самым ярким моментом в ее обыденной судьбе?

Необыкновенные чувства переживает и главный герой произведения. Молодой и достаточно искушенный любовник испытал неизведанные чувства в ночь любви с обаятельной незнакомкой. Эта случайная встреча кардинально изменила его жизнь, только сейчас он понял, что такое настоящая любовь. Это прекрасное чувство принесло ему боль и страдания, теперь, после единственной ночи с замужней женщиной, он не представлял свое будущее без нее. Его сердце наполнилось печалью, все мысли были о любимой, но такой чужой…

Писатель представлял чувство любви как плотскую и духовную гармонию. Обретя ее, душа главного героя словно переродилась.

Бунин ценил искреннюю и настоящую любовь, но он всегда возносил это волшебное чувство как временное счастье, нередко с трагическим концом.

В другом произведении Ивана Алексеевича, под названием «Митина любовь», мы познаем подобные чувства, наполненные муками ревности главного персонажа. Митя был серьезно влюблен в прекрасную девушку Екатерину, но, волею судьбы, им предстояла длительная разлука. Парень сходил с ума, не выдерживая томительных дней ожидания. Его любовь была чувственной и возвышенной, по-настоящему духовной и особенной. Плотские чувства были второстепенны, ведь, как известно, физическая любовь не может принести настоящему романтику искреннего счастья и умиротворения.

Героиня этого рассказа Катя, была соблазнена другим человеком. Ее предательство раздирало душу Мити на части. Он пытался найти любовь на стороне, но эти попытки не могли успокоить боль в сердце влюбленного юноши.

Однажды, у него состоялось свидание с другой девушкой, Аленой, но встреча принесла только разочарование. Её слова и поступки просто разрушали романтический мир главного героя, их физиологические отношения воспринимались Митей как нечто пошлое и грязное.

Страшные душевные мучения, боль от безысходности, от невозможности изменить свою судьбу и вернуть любимую женщину, породили идею, которая, как показалось главному персонажу, была единственным выходом из сложившейся ситуации. Митя решился на самоубийство…

Иван Бунин смело критиковал любовь, показывал ее читателю в самых разных ситуациях. Его творчество оставляет в мыслях читателя особенный след. После прочтения очередного рассказа, можно задуматься о смысле жизни, пересмотреть свое отношению к, казалось бы, обыденным вещам, которые теперь начинают восприниматься совсем в другом свете.

Довольно впечатляющий рассказ «Легкое дыхание» повествует о судьбе юной девушки Ольги Мещерской. Она с ранних лет верует в настоящую и искреннюю любовь, но вскоре, героиню ждет суровая реальность, наполненная болью и человеческим эгоизмом.

Молодая особа вдохновлена окружающим миром, она видит в своем собеседнике родную душу, полностью доверяя лицемерным словам гнусного обманщика, запавшего на неопытную и совсем юную девушку. Этот человек уже в зрелом возрасте, поэтому ему быстро удалось соблазнить непокоренную никогда ранее Ольгу. Это бесчеловечное и предательское отношение вызывало отвращение у молоденькой героини к себе, к окружающим людям и всему миру.

Трагичный рассказ заканчивается сценой на кладбище, где среди могильных цветов отчетливо просматриваются на фотоснимке веселые и еще живые глаза юной красавицы Ольги…

Любовь – странное чувство, переживаемое по-разному. Оно несет невероятную радость и счастье, а потом, резко сменяет свое направление и переправляет влюбленного человека в мир ужасной боли, разочарования и слез…

Эту тему довольно отчетливо воспевал в своих интригующих, и часто трагичных произведениях, Иван Алексеевич Бунин. Чтобы проникнуться любовными переживаниями и страстью главных героев, нужно самостоятельно прочитать рассказы великого русского писателя и поэта, подарившего миру множество великолепных творческих шедевров на тему любви!

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления. Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев. Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства. Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина "Темные аллеи". Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь - она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича. Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома - для него это было немыслимо. И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна "Олеся". Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного. Иван Тимофеевич - человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями. Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь" и др. Но для героев даже такая любовь - это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство - это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь - это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе "Солнечный удар" показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе "Темные аллеи" главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна - это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает - это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Роль деталей в описании

Описание любовного чувства и у А. И. Куприна, и у И. А. Бунина происходит на фоне детального описания обыденной жизни героев. Это позволяет показать, как сильное чувство протекает в простой жизни. Как может измениться отношение героев к привычным вещам и явлениям. А некоторые детали быта персонажей позволяют лучше понять характер персонажей. Писателям удалось органично соединить обыденность и светлое чувство.

А все ли могут чувствовать

В сочинении "Тема любви в творчестве Бунина и Куприна" также стоит отметить, что испытывать настоящее чувство, жертвовать всем для возлюбленного и любить его всю жизнь могут только сильные люди. Ведь почему герои их произведений не могут быть вместе? Потому что сильная личность влюбляется в того, кто не может испытывать чувство, равное по силе. Но благодаря такому контрасту, любовь таких героев выглядит еще сильнее и искренней. А. И. Куприн и И. А. Бунин писали о светлом чувстве в разных его проявлениях, чтобы читатели понимали, что какая бы любовь ни была - это счастье, что она случилась в жизни, и человеку надо быть благодарным за то, что у него есть способность любить.

Что такое любовь? «Сильная к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно,» - говорит нам словарь В. И. Даля. Однако каждый человек, испытавший хоть раз это чувство, сможет дополнить это определение чем-то своим. «Все боль, нежность Опомниться, опомниться!» - добавил бы И. А. Бунин.

У великого русского писателя-эмигранта, поэта в прозе любовь совершенно особая. Она не такая, какой ее описывали его великие предшественники: Н. И. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев. Любовь по И. А. Бунину не идеализированное чувство, а его героини не «тургеневские барышни» с их наивностью и романтичностью. Однако бунинское понимание любви не совпадает и с сегодняшней трактовкой этого чувства. Писатель не рассматривает только физическую сторону любви, как это сегодня в большинстве своем делают СМИ, а вместе с ними и многие писатели, считая это востребованным. Он (И. А. Бунин) пишет о любви, которая представляет собой слияние «земли» и «неба», гармонию двух противоположных начал. И именно такое понимание любви представляется мне (как, думаю, и многим, кто знаком с любовной лирикой писателя) наиболее правдивым, верным и нужным современному обществу.

В своем повествовании втор ничего не утаивает от читателя, ни о чем не умалчивает, но в то же время не опускается до пошлости. Говоря об интимных человеческих отношениях, И. А. Бунин благодаря своему высочайшему мастерству, умению подобрать единственно верные, нужные слова никогда не переступает той грани, которая отделяет высокое искусство от натурализма.

До И. А. Бунина в русской литературе так о любви «не было никогда написано никем». Он не только решился показать всегда остававшиеся тайными стороны отношений мужчины и женщины. Его произведения о любви стали еще и шедеврами классического, строгого, но в то же время выразительного и емкого русского языка.

Любовь в произведениях И. А. Бунина похожа на вспышку, озарение, «солнечный удар». Чаще всего она не приносит счастья, за ней следует разлука или даже смерть героев. Но, несмотря на это, бунинская проза – воспевание любви: каждый рассказ заставляет почувствовать, насколько прекрасно и важно для человека это чувство.

Цикл рассказов «Темные аллеи» - вершина любовной лирики писателя. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни,» - сказал И. А. Бунин о своей книге. И, действительно, сборник, написанный в 1937-1944 годах (когда И. А. Бунину было около семидесяти), можно считать выражением сформировавшегося таланта писателя, отражением его жизненного опыта, мыслей, чувств, личного восприятия жизни и любви.

В данной исследовательской работе я ставила себе целью проследить, как рождалась бунинская философия любви, рассмотреть ее эволюцию и, в завершении своего исследования, сформулировать концепцию любви по И. А. Бунину, выделив ее основные моменты. Для достижения этой цели, мне потребовалось решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть ранние рассказы писателя, такие как «На даче»(1895), «Велга»(1895), «Без роду-племени»(1897), «Осенью»(1901), и, выявив их характерные особенности и найдя общие черты с более поздним творчеством И. А. Бунина, ответить на вопросы: «Как зарождалась тема любви в творчестве писателя? Какие они, эти тонкие деревца, из которых спустя сорок лет вырастут «Темные аллеи»?»

Во-вторых, моей задачей было проанализировать рассказы писателя 1920-х годов, обратив внимание на то, какие особенности творчества И. А. Бунина, приобретенные в этот период, нашли свое отражение в главной книге писателя о любви, а какие – нет. Кроме того, в своей работе я постаралась показать, как в произведениях Ивана Алексеевича, относящихся к этому промежутку времени, переплетаются между собой два главных мотива, ставшие основополагающими в более поздних рассказах писателя. Это мотивы любви и смерти, рождающие в своем сочетании идею бессмертия любви.

За основу своего исследования я взяла метод системно-структурного прочтения бунинской прозы, рассматривая формирование философии любви у автора от ранних произведений к более поздним. В работе был использован также факторный анализ.

Обзор литературы

И. А. Бунина называли «поэтом в прозе и прозаиком в поэзии», поэтому, чтобы показать его восприятие любви с различных сторон, а где-то и для того, чтобы подтвердить свои предположения, в своей работе я обращалась не только к сборникам рассказов писателя, но и к его стихотворениям, в частности к опубликованным в первом томе собрания сочинений И. А. Бунина.

Творчество И. А. Бунина, как и любого другого писателя, находится в несомненной связи с его жизнью, судьбой. Поэтому в своей работе я использовала и факты биографии писателя. Их мне подсказали книги Олега Михайлова «Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана» и Михаила Рощина «Иван Бунин».

«Все познается в сравнении», - эти мудрые слова побудили меня к тому, чтобы в исследовании, посвященном философии любви в произведениях И. А. Бунина, обратиться также и к позициям других известных людей: писателей и философов. Сделать это мне помогла «Русский Эрос или философия любви в России», составленная В. П. Шестаковым.

Чтобы узнать мнение литературоведов по интересующим меня вопросам, я обращалась к критике различных авторов, например, статьям журнала «Русская словесность», книге доктора филологических наук И. Н. Сухих «Двадцать книг XX века» и другим.

Безусловно, самой важной частью исходного материала для моего исследования, его основой и вдохновением являлись сами произведения И. А. Бунина о любви. Их я нашла в таких книгах, как «И. А. Бунин. Повести, рассказы», вышедшей в серии «Русская классика о любви», «Темные аллеи. Дневники 1918-1919» (серия «Мировая классика»), и собраниях сочинений под редакцией различных авторов (А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского и Ю. В. Бондарева, О. Н. Михайлова, В. П. Рынкевича).

Философия любви в произведениях И. А. Бунина

Глава 1. Появление темы любви в творчестве писателя

«Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом», - говорит И. А. Бунин осенью 1912 года корреспонденту «Московской газеты». 1912 – писателю уже 42 года. Неужели до этого времени любовная тема не интересовала его? Или, возможно, он сам не испытывал этого чувства? Отнюдь. К этому моменту (1912 год) Иван Алексеевич пережил немало как счастливых, так и полных разочарования и страданий от безответной любви дней.

Нам тогда – тебе шестнадцать было,

Мне семнадцать лет,

Но ты помнишь, как ты отворила

Дверь на лунный свет? – так напишет И. А. Бунин в стихотворении 1916 года «Тихой ночью поздний месяц вышел». Оно является отражением одного из тех увлечений, которые И. А. Бунин испытал еще совсем юным. Таких увлечений было немало, но лишь одно из них переросло в действительно сильную, всепоглощающую любовь, стало печалью и радостью молодого поэта на целых четыре года. Это была любовь к дочери врача Варваре Пащенко.

Он познакомился с ней в редакции «Орловского вестника» в 1890 году. Сначала воспринял ее неприязненно, посчитал «гордою и фатоватою», однако вскоре они стали друзьями, а через год молодой писатель понял, что влюблен в Варвару Владимировну. Но любовь их не была безоблачной. И. А. Бунин обожал ее исступленно, страстно, она же была переменчива к нему. Все усложнялось еще и тем, что отец Варвары Пащенко был намного богаче Ивана Алексеевича. Осенью 1894 года их мучительные отношения прекратились – Пащенко вышла замуж за приятеля И. А. Бунина Арсения Бибикова. После разрыва с Варей И. А. Бунин был в таком состоянии, что близкие опасались за его жизнь.

Если б только можно было

Одного себя любить,

Если б прошлое забыть, -

Все, что ты уже забыла,

Не смущал бы, не страшил

Вечный сумрак вечной ночи:

Утолившиеся очи

Я бы с радостью закрыл! – напишет И. А. Бунин в 1894. Однако, несмотря на все страдания, связанные с ней, эта любовь и эта женщина навсегда останутся в душе писателя как нечто хотя и трагическое, но все же прекрасное.

23 сентября 1898 года И. А. Бунин скоропалительно женится на Анне Николаевне Цакни. За два дня до свадьбы он иронически пишет своему другу Н. Д. Телешову: «Я еще холост, но – увы! – скоро превращусь в женатого». Семья И. А. Бунина и А. Н. Цакни просуществовала всего полтора года. В начале марта 1900 произошел их окончательный разрыв, который И. А. Бунин переживал очень тяжело. «Не сердись на молчание – у меня на душе черт ногу сломает», - писал он в это время другу.

Прошло несколько лет. Холостяцкая жизнь И. А. Бунина исчерпала себя. Ему нужен был человек, способный поддержать его, понимающая, разделяющая его интересы спутница жизни. Такой женщиной в жизни писателя стала Вера Николаевна Муромцева, дочь профессора Московского университета. Датой начала их союза можно считать 10 апреля 1907 года, когда Вера Николаевна решилась отправиться с И. А. Буниным в путешествие по Святой Земле. «Я резко изменила свою жизнь: из оседлой превратила ее в кочевую чуть ли не на целых двадцать лет,» - писала В. Н. Муромцева об этом дне в своих «Беседах с памятью».

Итак, мы видим, что к сорока годам И. А. Бунин успел пережить и страстную до забвения любовь к В. Пащенко, и неудачный брак с Аней Цакни, множество других романов и, наконец, встречу с В. Н. Муромцевой. Как же эти события, которые, кажется, должны были принести писателю так много переживаний, связанных с любовью, могли не отразиться на его творчестве? Они отразились – тема любви начала звучать в бунинских произведениях. Но почему же тогда он заявлял о том, что она «не разрабатывалась»? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробнее рассказы, написанные И. А. Буниным до 1912 года.

Практически все произведения, написанные Иваном Алексеевичем в этот период, носят социальный характер. Писатель рассказывает истории тех, кто живет в деревне: мелких помещиков, крестьян, - сопоставляет деревню и город и людей, живущих в них (рассказ «Вести с родины» (1893)). Однако и в этих произведениях не обходится без любовной тематики. Только чувства, испытываемые героем к женщине, исчезают почти тотчас же после того, как появились, и не являются основными в сюжетах рассказов. Автор как бы не дает развиться этим чувствам. «Весной он заметил, что у его жены, нахально-красивой молодой женщины, стали завязываться с учителем какие-то особенные разговоры», - пишет И. А. Бунин в своем рассказе «Учитель» (1894). Однако буквально через два абзаца на страницах этого произведения мы читаем: «Но между нею и учителем отношения как-то не завязывались».

Образ красивой молодой девушки, а вместе с ним и чувство легкой влюбленности появляются в рассказе «На даче» (1895): «Не то улыбаясь, не то гримасничая, она рассеянно смотрела своими голубыми глазами в небо. Грише страстно захотелось подойти и поцеловать ее в губы». «Ее», Марью Ивановну, мы увидим на страницах рассказа всего несколько раз. И. А. Бунин сделает ее чувство к Грише, а его – к ней не более чем флиртом. Рассказ будет носить социально-философский характер, а любовь – играть в нем лишь эпизодическую роль.

В том же, 1895 году, но чуть позже появляется и «Велга» (изначально «Северная легенда»). Это рассказ о безответной любви девушки Велги к другу своего детства Ирвальду. Она признается ему в своих чувствах, но он отвечает: «Завтра я опять уйду в море, а когда вернусь, возьму за руку Снеггар» (Снеггар – сестра Велги). Велга мучается ревностью, но, когда узнает, что любимый пропал в море и что только она может его спасти, она уплывает к «дикому утесу на краю света», где томится любимый. Велга знает, что ей суждено погибнуть и что Ирвальд так и не узнает о ее жертве, но это не останавливает ее. «Он мгновенно очнулся от крика, - голос друга коснулся его сердца – но, взглянув, он увидел лишь чайку, взлетевшую с криком над лодкой», - пишет И. А. Бунин.

По эмоциям, вызванным этим рассказом, мы узнаем в нем предшественника цикла «Темные аллеи»: любовь не приводит к счастью, наоборот, она становится трагедией для влюбленной девушки, однако та, испытав чувство, принесшие ей боль и страдания, ни о чем не жалеет, «в стенаниях ее звучит радость».

По стилю «Велга» отличается от всех произведений, написанных И. А. Буниным как до, так и после нее. У этого рассказа совершенно особенный ритм, который достигается путем инверсии, обратного порядка слов («И стала Велга петь на берегу моря звонкие песни сквозь слезы»). Рассказ напоминает легенду не только по стилю речи. Герои в нем изображены схематично, их характеры не прописаны. Основу повествования составляет описание их действий и чувств, однако чувств довольно поверхностных, четко обозначенных автором часто даже в речи самих героев, например: «Мне хочется плакать, что так долго тебя не было, и хочется смеяться, что я опять вижу тебя» (слова Велги).

В своем первом рассказе о любви И. А. Бунин ищет способ выражения этого чувства. Но поэтическое, в форме легенды повествование не удовлетворяет его – таких произведений, как «Велга», в творчестве писателя больше не будет. И. А. Бунин продолжает искать слова и форму для описания любви.

В 1897 году появляется рассказ «Без роду-племени». Он, в отличие от «Велги», написан уже в обычной бунинской манере – эмоциональной, выразительной, с описание множества оттенков настроения, складывающихся в единое ощущение жизни в тот или иной момент. В этом произведении рассказчиком становится главный герой, что мы увидим впоследствии практически во всех бунинских рассказах о любви. Однако при прочтении рассказа «Без роду-племени» становится понятно, что писатель еще окончательно не сформулировал для себя ответ на вопрос: «Что же такое любовь?» Практически все произведение представляет собой описание состояния героя после того, как он узнает о том, что Зина, девушка, которую он любит, выходит замуж за другого. Внимание автора сосредоточено именно на этих чувствах героя, сама же любовь, отношения между героями преподнесены в свете произошедшего разрыва и не являются главными в рассказе.

В жизни главного героя две женщины: Зина, которую он любит, и Елена, которую считает своим другом. Две женщины и различные, неравноправные отношения к ним, появившиеся у И. А. Бунина в этом рассказе, можно увидеть и в «Темных аллеях» (рассказы «Зойка и Валерия», «Натали»), однако уже в несколько другом свете.

В завершение разговора о появлении темы любви в творчестве И. А. Бунина нельзя не упомянуть о рассказе «Осенью», написанном в 1901 году. «Сделано несвободной, напряженной рукой», - писал о нем А. П. Чехов в одном из своих писем. В этом высказывании слово «напряженная» звучит как критика. Однако именно напряженность, сконцентрированность всех чувств в коротком промежутке времени и стиль, как бы аккомпанирующий этой ситуации, «несвободный», составляют всю прелесть рассказа.

«Ну, мне пора!» - говорит она и уходит. Он – следом. И, полные волнения, неосознанного страха друг перед другом, они едут к морю. «Мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой аллее к обрывам,» - читаем мы в конце третьей части рассказа. «аллее» - как будто бы символ будущих произведений, «Темных аллей» любви, да и слово «обрыв» словно олицетворяет собой все то, что должно произойти между героями. И действительно, в рассказе «Осенью» мы впервые видим любовь такой, какой она предстанет перед нами в поздних произведениях писателя, - вспышкой, озарением, шагом за край обрыва.

«Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно Я люблю тебя», - говорит героиня рассказа. И мы понимаем, что ему и ей суждено расстаться, но что оба они никогда не забудут этих нескольких часов счастья, что провели вместе.

Сюжет рассказа «Осенью» очень похож на сюжеты «Темных аллей», так же как и то, что автор не указывает имен ни героя, ни героини и что его характер едва намечен, в то время как она занимает основное место в рассказе. Это произведение объединяет с циклом «Темные аллеи» еще и то, как герой, а вместе с ним и автор, относится к женщине – трепетно, с восхищением: «она была несравненной», «ее бледное, счастливое и усталое лицо казалось мне лицом бессмертной». Однако все эти очевидные сходства являются не главным, что делает рассказ «Осенью» похожим на рассказы «Темных аллей». Есть нечто более важное. И это – то ощущение, которое вызывают эти произведения, ощущение зыбкости, быстротечности, но в то же время необыкновенной силы любви.

Глава 2. Любовь как роковое потрясение

Творчество И. А. Бунина 1920-х годов

Произведения о любви, написанные Иваном Алексеевичем Буниным с осени 1924 по осень 1925 («Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Дело корнета Елагина»), при всех бросающихся в глаза различиях объединены одной идеей, лежащей в основе каждого из них. Идея эта – любовь как потрясение, «солнечный удар», роковое чувство, приносящее вместе с минутами радости и огромные страдания, которое заполняет всё существование человека и оставляет в его жизни неизгладимый след. Такое понимание любви, вернее его предпосылки, можно увидеть и в ранних рассказах И. А. Бунина, например, в рассказе «Осенью», рассмотренном ранее. Однако по-настоящему тема роковой предрешенности и трагизма этого чувства раскрывается автором именно в произведениях 1920-х годов.

Герой рассказа «Солнечный удар» (1925), поручик, привыкший с легкостью относиться к любовным приключениям, знакомится на пароходе с женщиной, проводит с ней ночь, а утром она уезжает. «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара»,- говорит она ему перед тем, как уехать. Поручик «как-то легко» соглашается с ней, но, когда она уезжает, он понимает вдруг, что произошло не простое дорожное приключение. Это нечто большее, заставляющее чувствовать «боль и ненужность всей дальнейшей жизни без неё», без этой «маленькой женщины», так и оставшейся для него незнакомкой.

«Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», - прочитаем мы в конце рассказа, и станет понятным, что герой испытал сильное, всепоглощающее чувство. Любовь, Любовь с большой буквы, способную стать самым дорогим в жизни человека и одновременно его мучением, трагедией.

Любовь-мгновение, любовь-вспышку мы увидим и в рассказе «Ида», написанном также в 1925 году. Героем этого произведения является немолодой композитор. У него «коренастое туловище», «широкое мужицкое лицо с узкими глазами», «короткая шея» - образ вроде бы довольно грубого человека, не способного, на первый взгляд, на возвышенные чувства. Но это только на первый взгляд. Находясь в ресторане с друзьями, композитор ведет свой рассказ в ироничном, насмешливом тоне, ему неловко, непривычно говорить о любви, он даже приписывает произошедшую с ним историю своему приятелю.

Герой рассказывает о событиях, происходивших несколько лет назад. В доме, где живёт он с женой, часто бывала её подруга Ида. Она молода, симпатична, с «редкой гармоничностью и естественностью движений», живыми «фиалковыми глазами». Нельзя не отметить, что именно рассказ «Ида» можно считать началом создания И. А. Буниным полноценных женских образов. В этом коротеньком произведении отмечены как будто вскользь, между делом те черты, которые писатель превозносил в женщине: естественность, следование стремлениям своего сердца, откровенность в своих чувствах по отношению к себе и к любимому человеку.

Однако вернёмся к рассказу. Композитор вроде бы не обращает на Иду внимания и, когда однажды она перестаёт посещать их дом, не догадывается даже спросить о ней у жены. Через два года герой случайно встречает Иду на железнодорожной станции и там, среди сугробов, «на какой-то самой дальней, боковой платформе», она неожиданно признаётся ему в любви. Она целует его «одним из тех поцелуев, что помнятся потом не только до гробовой доски, но и в могиле», и уходит.

Рассказчик говорит, что встретив Иду на той станции, услышав её голос, «понимал только одно: то, что, оказывается, он уже много лет зверски любит эту самую Иду». И достаточно взглянуть на конец рассказа, чтобы понять, что герой любит её до сих пор, мучительно, нежно, тем не менее зная, что они не могут быть вместе: « композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь:

Солнце моё! Возлюбленная моя! Ура-а!»

И в «Солнечном ударе», и в «Иде» мы видим невозможность счастья влюблённых, своеобразную обречённость, рок, довлеющий над ними. Все эти мотивы есть и в двух других произведениях И. А. Бунина, написанных приблизительно в это же время: «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина». Однако в них эти мотивы как бы сконцентрированы, являются основой повествования и, в итоге, приводят героев к трагической развязке – смерти.

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» - писал И. А. Бунин и убедительно доказывал это в одном из своих писем: «Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству». Эти слова самого писателя могут как нельзя лучше показать идею таких его произведений как «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина», стать для них своеобразным эпиграфом.

Повесть «Митина любовь» была написана И. А. Буниным в 1924 году и стала ознаменованием нового периода в творчестве писателя. В этом произведении он впервые во всех подробностях рассматривает эволюцию любви своего героя. Как опытный психолог, автор фиксирует малейшие изменения чувства молодого человека.

Повествование строится лишь в небольшой степени на внешних моментах, основным является описание мыслей, чувств героя. Именно на них сосредоточено всё внимание. Однако иногда автор заставляет своего читателя как бы оглянуться вокруг, увидеть какие-то, на первый взгляд, незначительные, но характеризующие внутреннее состояние героя детали. Эта особенность повествования проявится во многих более поздних произведениях И. А. Бунина, в том числе и в «Тёмных аллеях».

Повесть «Митина любовь» рассказывает о развитии этого чувства в душе главного героя – Мити. Когда мы встречаемся с ним, он уже влюблен. Но любовь эта не счастливая, не беспечная, об этом говорит, на это настраивает самая первая строка произведения: «В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта». Как же объяснить эти слова? Может быть, за этим следует разлука героев? Вовсе нет. Они продолжают встречаться, но Мите «упорно кажется, что внезапно началось что-то страшное, что-то изменилось в Кате».

В основе всего произведения лежит внутренний конфликт главного героя. Возлюбленная существует для него как бы в двойном восприятии: одна – близкая, любимая и любящая, дорогая Катя, другая – «подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадающая с первой». Герой страдает от этого противоречия, к которому присоединяется впоследствии неприятие и той среды, в которой живет Катя, и атмосферы деревни, куда уедет он.

В «Митиной любви» впервые ясно прослеживается понимание окружающей действительности как основного препятствия на пути к счастью влюбленных. Пошлая артистическая среда Петербурга, с ее «фальшью и глупостью», под влиянием которой Катя становится «вся чужая, вся публичная», ненавистна главному герою, так же, как и деревенская, куда он хочет уехать, чтобы «дать себе отдых». Убегая от Кати, Митя думает, что может убежать и от своей мучительной любви к ней. Но он ошибается: в деревне, где всё казалось бы так мило, красиво, дорого, образ Кати преследует его постоянно.

Постепенно напряжение нарастает, психологическое состояние героя становится всё более невыносимым, шаг за шагом подводя его к трагической развязке. Финал повести предсказуем, но от этого не менее страшен: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что желая только одного -хоть на минуту избавиться от неё, он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжёлый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».

В ночь на 19 июля 1890 года в городе Варшаве в доме № 14 по Новгородской улице корнет гусарского полка Александр Бартенев выстрелом из револьвера убил артистку местного польского театра Марию Висновскую. Вскоре преступник сознался в содеянном и рассказал, что совершил убийство по настоянию самой Висновской, его возлюбленной. Эта история была широко освещена практически во всех тогдашних газетах, и И. А. Бунин не мог не слышать о ней. Именно бартеневское дело и послужило основой для сюжета рассказа, созданного писателем 35 лет спустя после этого события. Впоследствии (особенно это проявится в цикле «Темные аллеи») при создании рассказов И. А. Бунин также будет обращаться в к своим воспоминаниям. Тогда ему уже будет достаточно промелькнувшего в воображении образа, детали, в отличие от «Дела корнета Елагина», в котором писатель оставит героев и события практически неизменными, попытавшись, однако, выявить истинные причины поступка корнета.

Следуя этой цели, в «Деле корнета Елагина» И. А. Бунин впервые сосредоточит внимание читателя не только на героине, но и на герое. Автор подробно опишет его внешность: «человек маленький, щуплый, рыжеватый и веснушчатый, на кривых и необыкновенно тонких ногах», а также характер: «человек очень увлекающийся, но как будто всегда ожидавший чего-то настоящего, необыкновенного», «то бывал он скромен и застенчиво скрытен, то впадал в некоторую бесшабашность, браваду». Однако этот опыт оказался неудачным: сам автор хотел назвать свое произведение, в котором именно герой, а не его чувство занимает центральное место, «Бульварным романом» И. А. Бунин больше не будет возвращаться к такому типу повествования – в его дальнейших произведениях о любви, цикле «Темные аллеи» мы уже не увидим рассказов, где так подробно рассматривался бы духовный мир и характер героя – все внимание автора будет сосредоточено на героине, что и послужит поводом к признанию «Темных аллей» «вереницей женских типов».

Несмотря на то, что сам И. А. Бунин писал о «Деле корнета Елагина»: «Просто очень глупо и просто», - в этом произведении есть одна из мыслей, ставших основой сформировавшейся бунинской философии любви: «Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?» И действительно, среди всех последующих произведений И. А. Бунина мы не найдем ни одного, в котором бы герои пришли к счастливой совместной жизни не только в браке, но и в принципе. Цикл «Темные аллеи», считающийся вершиной творчества писателя, будет посвящен любви, обрекающей на страдания, любви как трагедии, и предпосылки к этому стоит искать, несомненно, в ранних произведениях И. А. Бунина.

Глава 3. Цикл рассказов «Темные аллеи»

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея

Н. Огарев «Обыкновенная повесть».

Эти строки, прочитанные некогда И. А. Буниным, вызвали в памяти писателя то, чем начинается один из его рассказов – русскую осень, ненастье, большую дорогу, тарантас и проезжающего в нем старого военного. «Остальное все как-то само сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно», - напишет И. А. Бунин о создании этого произведения, и эти слова можно будет отнести ко всему циклу, носящему так же, как и сам рассказ, название «Темные аллеи».

«Энциклопедия любви», «энциклопедия любовных драм» и, наконец, по словам самого И. А. Бунина, «самое лучшее и самое оригинальное», что он написал в жизни – все это о цикле «Темные аллеи». О чем же этот цикл? Какая философия лежит в его основе? Какие идеи объединяют рассказы?

Прежде всего, это образ женщины и ее восприятие лирическим героем. Женские характеры в «Темных аллеях» чрезвычайно многообразны. Это и преданные любимому «простые души», такие как Степа и Таня в одноименных произведениях; и смелые, уверенные в себе, подчас экстравагантные женщины в рассказах «Муза» и «Антигона»; и героини, богатые духовно, способные на сильное, высокое чувство, любовь которых способна подарить несказанное счастье: Руся, Генрих, Натали в одноименных рассказах; и образ мятущейся, страдающей, томящейся «какой-то печальной жаждой любви» женщины – героини «Чистого понедельника» Однако при всей их видимой чуждости друг другу, эти характеры, этих героинь объединяет одно – присутствие в каждой из них изначальной женственности, «легкого дыхания», как называл ее сам И. А. Бунин. Эта черта некоторых женщин была определена им еще в ранних произведениях таких, например, как «Солнечный удар» и сам рассказ «Легкое дыхание», о котором И. А. Бунин сказал: «Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием». Как понимать эти слова? Что такое утробность? Естественность, искренность, непосредственность и открытость к любви, подчинение движениям своего сердца - все то, что являет собой вечную тайну женского обаяния.

Обращаясь во всех произведениях цикла «Темные аллеи» именно к героине, к женщине, а не к герою, делая ее центром повествования, автор, как и каждый мужчина, в данном случае лирический герой, пытается разгадать загадку Женщины. Он описывает множество женских характеров, типов, но вовсе не для того, чтобы показать, насколько они разнообразны, а для того, чтобы приблизиться, насколько это возможно, к тайне женственности, создать уникальную формулу, объяснявшую бы все. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», - эти слова Флобера И. А. Бунин выписывает в свой дневник.

Писатель создает «Темные аллеи» уже на закате своей жизни - в конце 1937 (время написания появившегося первым рассказа цикла, «Кавказа») И. А. Бунину 67 лет. Он живет с Верой Николаевной в оккупированной фашистами Франции, вдали от Родины, от друзей, знакомых и просто людей, с которыми он мог бы поговорить на родном языке. Все, что остается у писателя – его воспоминания. Они помогают ему не только пережить еще раз то, что было тогда, давно, почти в прошлой жизни. Магия воспоминаний становится для И. А. Бунина новой основой для творчества, позволяя ему снова работать, писать, и тем самым давая возможность выжить в безрадостной и чужой ему обстановке, в которой он находится.

Практически все рассказы «Темных аллей» написаны в прошедшем времени, иногда даже с акцентом на этом: «В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно» («Таня»), «Он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето» («Руся»), «В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный» («Чистый понедельник») Значит ли это, что автор писал их «с натуры», вспоминая события собственной жизни? Нет. И. А. Бунин напротив всегда утверждал, что сюжеты его рассказов вымышлены. «В ней все от слова до слова выдумано, как и во всех почти моих рассказах, и прежних, и теперешних», - рассказывал он о «Натали».

Зачем же тогда нужен был этот взгляд из настоящего в прошлое, что автор хотел показать этим? Наиболее точный ответ на этот вопрос можно найти в рассказе «Холодная осень», повествующем о девушке, проводившей своего жениха на войну. Прожив долгую, трудную жизнь после того, как она узнала, что ее любимый погиб, героиня говорит: «А что же все-таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер. остальное ненужный сон». Истинная любовь, истинное счастье – лишь мгновения в жизни человека, но они способны озарить его существование, стать самым главным и важным для него и, в конечном итоге, значить больше, чем вся прожитая жизнь. Именно это и хочет донести до читателя И. А. Бунин, показывая в своих рассказах любовь как то, что уже стало частицей прошлого, но оставило в душах героев неизгладимый след, как зарница осветило их жизнь.

Смерть героя в рассказах «Холодная осень» и «В Париже»; невозможность быть вместе в «Русе», «Тане»; смерть героини в «Натали», «Генрих», рассказе «Дубки» Практически все рассказы цикла, за исключением произведений почти бессюжетных, таких как «Смарагд», говорят нам о неизбежности трагического финала. И причина этого состоит вовсе не в том, что несчастье, горе более разнообразно в своих проявлениях, в отличие от счастья, и, следовательно, писать о нем «интереснее». Вовсе нет. Длительное, безмятежное существование влюбленных вместе в понимании И. А. Бунина уже не является любовью. Когда чувство обращается в привычку, праздник – в будни, волнение – в спокойную уверенность, исчезает сама Любовь. И, чтобы не допустить этого, автор «останавливает мгновение» на высшем взлете чувств. Несмотря на разлуку, горе и даже смерть героев, кажущиеся автору менее страшными для любви, чем будничность и привычка, И. А. Бунин не устает повторять, что любовь – это величайшее счастье. «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» - говорит Натали, пережившая измену любимого и долгую разлуку с ним.

«Натали», «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Темные аллеи» и еще несколько произведений – вот, пожалуй, все рассказы из тридцати восьми, в которых главные герои: он и она – имеют имена. Это связано с тем, что автор хочет акцентировать внимание читателя прежде всего на чувствах, переживаниях героев. Внешние факторы, такие как имена, биографии, иногда даже то, что происходит вокруг, опускаются автором, как ненужные детали. Герои «Темных аллей» живут, захваченные своим чувством, ничего не замечают вокруг. Разумное теряет всякое значение, остается только подчинение чувству, «недумание» Под такое повествование как бы подстраивается и сам стиль рассказа, давая нам почувствовать иррациональность любви.

Детали, такие как описание природы, черт внешности героев, того, что называют «фоном повествования», все же присутствуют в «Темных аллеях». Однако они опять же призваны обратить внимание читателя на чувства героев, дополнить картину произведения яркими штрихами. Героиня рассказа «Руся» прижимает к груди картуз репетитора своего брата, когда они едут кататься на лодке, со словами: «Нет, я его буду беречь!» И это простое, откровенное восклицание становится первым шагом на пути к их сближению.

Во многих рассказах цикла, таких, например, как «Руся», «Антигона», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник», показано окончательное сближение героев. В остальных же оно в той или иной степени подразумевается: в «Дурочке» говорится о связи сына дьякона с кухаркой и о том, что он имеет от нее сына, в рассказе «Сто рупий» женщина, поразившая своей красотой рассказчика, оказывается продажной. Именно эта особенность бунинских рассказов и послужила, вероятно, поводом для отождествления их с юнкерскими поэмами, «литературой не для дам». И. А. Бунина обвиняли в натурализме, эротизации любви.

Однако, создавая свои произведения, писатель просто не мог ставить себе целью сделать образ женщины как предмета желания приземленным, упростить его, превратив тем самым повествование в вульгарную сценку. Женщина, как и женское тело, всегда оставались для И. А. Бунина «дивным, несказанно прекрасным, совершенно особенным во всем земном». Поражая своим мастерством художественной выразительности, И. А. Бунин балансировал в своих рассказах на той едва уловимой границе, где истинное искусство не снижается даже до намеков на натурализм.

Рассказы цикла «Темные аллеи» заключают в себе проблему пола потому, что она неотделима от проблемы любви в целом. И. А. Бунин убежден, что любовь – союз земного и небесного, тела и духа. Если же разные стороны этого чувства сосредоточены не на одной женщине (как практически во всех рассказах цикла), а на разных, или же присутствует только «земное» («Дурочка») или только «небесное», это ведет к неизбежному конфликту, как, например, в рассказе «Зойка и Валерия». Первая, девочка-подросток, является предметом желания героя, вторая же, «настоящая малороссийская красавица», холодная к нему, недоступная, вызывает страстное обожание, лишенное надежды на взаимность. Когда же Валерия из чувства мести к отвергшему ее мужчине отдается герою, и он понимает это, в его душе разражается давно назревший конфликт двух любовей. «Он решительно понесся, колотясь по шпалам, под уклон, навстречу вырвавшемуся из-под него, грохочущему и слепящему огнями паровозу», - читаем мы в конце рассказа.

Произведения, включенные И. А. Буниным в цикл «Темные аллеи», при всей их непохожести, разнородности на первый взгляд, ценны именно тем, что при прочтении они образуют, как разноцветные плитки мозаики, единую гармоничную картину. И эта картина изображает Любовь. Любовь в ее цельности, Любовь, идущую рука об руку с трагедией, но являющую собой одновременно великое счастье.

Заканчивая разговор о философии любви в произведениях И. А. Бунина, хочется сказать, что именно его понимание этого чувства наиболее близко мне, как, думаю, и многим современным читателям. В отличие от писателей романтизма, преподносивших читателю только духовную сторону любви, от последователей идеи связанности пола с Богом, таких как В. Розанов, от фрейдистов, ставивших в вопросах любви на первое место биологические потребности человека, и от символистов, преклонявшихся перед женщиной, Прекрасной Дамой, И. А. Бунин, на мой взгляд, был наиболее близок пониманию и описанию любви, реально существующей на земле. Как истинный художник, он смог не только представить читателю это чувство, но и указать в нем на то, что заставляло и заставляет многих говорить: «Кто не любил, тот не жил».

Путь Ивана Алексеевича Бунина к собственному пониманию любви был долог. В его ранних произведениях, например, в рассказах «Учитель», «На даче», эта тема практически не разрабатывалась. В более поздних, таких как «Дело корнета Елагина» и «Митина любовь», он искал себя, экспериментировал со стилем, манерой повествования. И, наконец, на завершающем этапе своей жизни и творчества создал цикл произведений, в котором выразилась его уже сформировавшаяся, цельная философия любви.

Пройдя довольно длинный и увлекательный путь исследования, я пришла в своей работе к следующим выводам.

В бунинской трактовке любви это чувство представляет собой прежде всего необыкновенный взлет эмоций, вспышку, зарницу счастья. Любовь не может длиться долго, именно поэтому она неизбежно влечет за собой трагедию, горе, разлуку, не давая возможности будням, повседневности и привычке разрушить себя.

И. А. Бунину важны именно мгновения любви, моменты ее наиболее сильного выражения, поэтому писатель использует для своего повествования форму воспоминаний. Ведь только они способны скрыть все ненужное, мелкое, лишнее, оставив лишь чувство - любовь, озаряющую своим появлением всю жизнь человека.

Любовь по И. А. Бунину - нечто, не поддающееся рациональному осмыслению, оно непостижимо, и ничто, кроме самих чувств, никакие внешние факторы для неё не важны. Именно этим можно объяснить то, что в большинстве произведений И. А. Бунина о любви герои лишены не только биографий, но даже имен.

Образ женщины является центральным в поздних произведениях писателя. Она представляет для автора всегда больший интерес, чем он, на ней сосредоточено все внимание. И. А. Бунин описывает множество женских типов, пытаясь постичь и запечатлеть на бумаге тайну Женщины, ее очарование.

Говоря слово «любовь», И. А. Бунин имеет в виду не только духовную и не только физическую ее сторону, а их гармоничное сочетание. Именно такое чувство, соединяющее в себе оба противоположных начала, может, по мнению писателя, подарить человеку истинное счастье.

Рассказы И. А. Бунина о любви можно было бы анализировать бесконечно, так как каждый из них представляет собой произведение искусства и по-своему уникален. Однако целью моей работы было проследить формирование бунинской философии любви, увидеть, как шел писатель к своей главной книге «Темные аллеи», и сформулировать концепцию любви, нашедшую свое отражение в ней, выявив общие черты его произведений, какие-то их закономерности. Что я и попыталась сделать. И надеюсь, что у меня это получилось.